Вышел неплохой отчет по псевдо распределенной генерации. В условиях дефицита энерго-цифр для публики важно для оценки перспективных Трендов - ибо по понятным причинам ничего похожего по детализации на энергостатистику как у звезднополосатых вроде EIA.gov у нас вроде нет. Да, была АИС Совета рынка, но и ее под шумок прикрыли от, поэтому интересно было ознакомиться с свежими слайдами согласно источникам предположительно якобы дающими расклад по.
Ниже немного оных из оного плюс сцылка на.
Для начала свой слайд про расперделенку (не поленился нарисовал) почему эта Тема чудовищно актуальна в перспективной архитектуре управляемого хаоса.

Все по классике - система без управления стремится к упрощению (одновременно с повышением температуры)

ну ладно не будем углубляться в умняк.
Смотрим чужие слайды:

900 МВт газопоршневых пыхтелок ( технология по сути даже не 20 го, а 19 го века ) это много. 380МВт дизельков в 21 веке тоже поражают воображение.
Какой там водород с проливных станций или UHVDC от застекленных пустынь, с гелием3 с Луны...
Детализация.
Крупняк.

середняк

Откуда вылезли эти 2,2 рубля за кВт*ч ? Исключительно за счет тарифного перекоса между ценником на электрику и на газ, понятно, что это искусственная игра хрематистов см. слайд от RomanSmirnov.Org
Ну и

( тут грустнее чем у, но если быть реалистами, то это единственная из списка (ну еще конечно кроме той что рядом с газовым месторождением, реально близкая к распределенной генерация, особенно для регионов со своей жижей ).
сцылка:
https://energo-union.com/storage/articles/files/2026/01/ame_obzor_ryinka_rg_2025_legk.pdf
Чем в итоге все закончится?
Рано или поздно за газ у "непубличников" будет настоящая (а не имитационная) конкуренция не только как раньше с европейской, но и с гораздо более эффективной китайской промкой.
Плюс накладывается региональный аспект и что конкретно важно тепловой с не совсем энергетической компонентой поддержания комфорта (а местами и просто базовой жизнедеятельности) масс автохтонов вокруг. Но это уже другая сказка...
Чо делать?
В теории надо бы переходить к энергосистеме следующего уровня ( и нет, это не расперделенка на разного рода пыхтелках с энерджинетом) с модернизацией ЕЭС... в принципе на планете есть местами прототипы, ну или не всегда удачные подходы к штанге (как у тех же японцев с водородом) поэтому можно подождать посмотреть результаты и дальше уже решить как конкретно.
На практике - тренд к сожалению устойчивый... и скажем так часть гораздо более обширных процессов, так что остается только наблюдать.
P.S.
Лень искать точные конкретные цифры, но двухрублевики (псевдо кстати тоже) со своей распределенной энергореволюцией (точнее деволюцией) кстати могут спровоцировать рано или поздно и другое выравнивание вот еще одна табличка для затравки:




Комментарии
если не прочитать ссылку, то рассуждения автора зияют дырами.
выводы - так себе на мой взгляд. к примеру с кем будет конкурировать ТЭС Ванкорнефть? Это локальная генерация для месторождения, которая берет газ сразу на месторождении, который раньше сгорал. с ценой тоже самое на примере той же ТЭС Ванкорнефть - на своем газе ээ получают - в реальности они могут и 0 поставить в виде цены, а могут и 1000000.
про это в заметке написано - единственный вариант настоящей распределенки если на "борту разреза"/месторождения и прч стоит, да и то из экономики берет продавая, а в сеть не отдает...
В случае с ванкорнефтью они их воздуха взяли, а не из экономики. и вроде они дизеля заменили.
в общем, на мой взгляд у вас попытка строить серьезные теории на фоне общих цифр, а что там внутри этих цифр вы не учитываете. это я говорю, как человек, который работает в одной из организаций, которая похоже попала в эти таблички (и это не ванкорнефть)
пс очень сложно следить за вашей мыслью в ваших статьях.
В отрасли ТЭК в России работает почти 3 млн человек... у всех свои мнения по поводу того или иного "тренда".
Здесь нет никаких "попыток с теориями" это просто заметка. И про "Ванкорнефть" в ней кстати есть отдельный абзац.
Вариантов будет тысяча, пока сетевики не будут раздувать цену в несколько раз. 2 рубля за квт это не миф, можно еще дешевле. Плюс бесплатное тепло. А вариант, когда в сетях остается не меньше чем две трети от цены потребителя, бесит любого знающего себестоимость электроэнергии на станции. Да еще постоянные вопли про убыточность, про перекрестное субсидирование, про необходимость кратного повышения цен..
Централизованная возможность получать дешевую электроэнергию это не миф, но куча нахлебников и раздувание цен для потребителя просто вынуждают людей искать распределенку. И находить и удивляться потом безразмерным аппетитам монополии сетевиков. Китай уже в опте у нас брать отказывается, доповышались..
Особенно с этой точки зрения радует новая программа строительства новых энергомощностей. С весьма доказательной мифологией о необходимости увеличения цен для населения чуть не в два раза. При этом генерации опять останется чуть, а львиную долю заберут сетевики.
Дешевле 2 рублей за кВт*ч из сетевого газа? Это с капексом?
Капекс это что-то типа амортизации? Нет, без нее. По этой причине и не выгодны малые мощности - меньше 1 МВт. Амортизация считается для конкретного объекта и чем больше мощность, тем меньше норма амортизации. Я года три назад читал отчет об установке котельной на 3 МВт для тепличного комплекса. Три газопоршневых двигателя 1 МВт, один всегда в резерве. Плановая окупаемость по самым строгим меркам - 2 года. При таких данных стандартная норма амортизации весьма и весьма небольшая. И что особенно важно для теплиц - тепло зимой бесплатное. Если считать в комплексе, то нормы амортизации вообще мизерные.
Есть еще вариант - ГТУ как источник тепла. Окупаемость - 1 год. Электричество бесплатное. Ну и зачем таким объектам центральное тепло и электроэнергия? Да, газ подорожает, это правда. Но в этом случае абсолютно точно кратно возрастут и цены на те же тепло и электричество.
Ну и не забываем эффект масштабирования. Я данные привел для 3 МВт, а что будет для 100 мВт? Линейной зависимости в этом случае нет, там чем больше мощность, тем дешевле ЭЭ.
Ну и в качестве байки)) Я уже писал, про свое знакомство с директором крупной ТЭЦ, которая поставляет тепло городу миллионнику. Он построил офис в центре города и хотел подключиться к тепловым сетям. Ему выкатили такие цены, что у него отпала челюсть и он пришел ко мне с заказом на котельную для офиса. Полностью импортное оборудование, проектирование монтаж и запуск - окупаемость меньше года. Сетевики это зло в любой отрасли)) И самая большая ошибка Чубайса была, когда разделили сеть и генерацию. Производители как дохли, так и дохнут. А сетевики жиреют. Там "эффективные менеджеры" развернулись вовсю. А как они вкладываются в сети мы видели нынче в Мурманске. Пока само не упадет.. И ведь какие герои получились? Героизм на всю страну. Правда никто не обмолвился, что это была ликвидация своих же ошибок.
Экономический эффект конечно есть ( тем более местами это безальтернативный вариант с учетом стоимости техприса) , но то что централизация это зло не согласен - "распределенка" в том виде в котором продвигают еще более централизованна, чем электросети. да и микрогенерация была всегда и на отечественном оборудовании кстати тоже... просто сейчас газовики, опять же по понятным причинам, создали тепличные условия для нее...
Дык и я не согласен. Я про то зло, которое родилось после реформы Чубайса. И которое просто вынуждает потребителей искать выход в виде собственных источников генерации и тепла.
Вот еще пример про сетевиков начала века)) Небольшой завод. Зашли немцы, поставили оборудование, пошла продукция. Прибыльное, современное предприятие стало. Но тепло централизованное и до завода теплоцентраль 2 км. Теплосети выставили заводу счет на ремонт теплоцентрали. Я не буду называть абсолютные цифры, скажу лишь, что цена поставки и монтажа собственной котельной на 10 МВт была в два раза ниже, чем счет на ремонт теплоцентрали.
И я умом понимаю, что реальных механизмов борьбы с сетевыми жуликами нет. Это я четко запомнил, после разговора с лучшим сметчиком нашего города в части строительства. Он мне на пальцах показал, что он может составить на один и тот же объект абсолютно законные сметы с разбегом в цене как минимум в 100 %. Это минимум. Чаще и 200% вполне проходит по всем самым жестким проверкам.
Скоро в нашем городке генерация и сети сольются вместе - посмотрим наступит ли счастье
Очень интересно, но ничего не понятно)))
"..автохтоны будут биться за газ с европейской промышленностью" 🥹
Не будет. Даже не беря во внимания новые обстоятельства недалёкого будущего, чтоб возникла конкуренция надо создать дефицит, а для этого надо ещё труб туда протянуть, чего не просматривается даже в теории. Миллер каждый год рапортует об успехах в переговорах по Силе Сибири, но воз никуда не едет.
СПГ вывозят с северов, откуда трубы тянуть на большую землю нерентабельно.
Тоже неплохой вариант - всем СПГ себе трубы, дельта в цене для промки, как поддержка штанов для конкуренции на мировой арене.
В теории да, только вот сейчас в Усть-Луге достраивается СПГ-терминалы, куда завернут трубы с СевПотоков бывших, так что всё останется как было раньше, несмотря на то, что всё изменилось ))
Похоже одно другому не мешает.
по поводу конкуренции
Скажите мне одну простую вещь: кто-нибудь посчитал выхлоп ВИЭ с учетом полного цикла - от производства всего оборудования до утилизации?
Только мне понятно, что его быть просто не может - потому что производство использует нормальные источники?
Это то же самое, что пытаться получить вечный двигатель по сути. На энергии ветряков теоретически должно производиться само оборудование для этих ветряков. 🤦
это невозможно, есть еще структура и обьемы потребления, ресурсы для производства и прч. на "цены" тем боле конечные не имеет смысл вообще обращать внимание это все манипуляции тех или иных видов "трейдеров" между собой...
по поводу ВИЭ гипотетически возможны варианты - например стоит ГЭС ( гигантская как у Китайцев - три ущелья или то что они в Тибете собрались строить) - с ГЭС идет энергия на "выплавку" из бесконечного по сути бесплатного песка солнечных панелей по нулевым ценам... их современные варианты имеет уже достаточно приличные характеристики...
заводы по производству роботизированные работаю без смен
системы, которые их по полям ставят тоже ( тут писал про это ) ... вуаля имеем продолжение вот этого графика
https://www.voronoiapp.com/energy/-China-Generated-More-Electricity-in-2024-Than-the-US-EU--India-Combined-5260
( по факту все сложнее - жгут уголь и прч, но суть примерно такая они в год по энергосистеме России вводят в эксплуатацию )
Так речь о выхлопе не в ценах, при чем здесь они. В балансе затрат энергии на ее производство и ее получения.
Каким образом производство панелей на базе ГРЭС может стать "источником" энергии?? Это транспортировка энергии. Как любая ветряная электростанция, например, которую построили в отдаленном районе Якутии.
ГЭС и ГРЭС это разное.
ГЭС, да. Если вы на энергии ГЭС делаете нечто, то вычитайте все затраты, включая труд людей и саму энергию, произведенную ГЭС, из конечного результата по "производству" энергии панелькой. Я так думаю, что баланс будет банально отрицательным, причем очень отрицательным. Аналог всей современной "экономики".
Нет. На планете много ГЭС в т.ч. гигантских, которые уже давно "отбились" и могут производить средства производства не затрачивая ресурсы.
Мультиплицируя энергию поэтому такие графики ( у них в этом году выработка из солнца превысила из угля https://www.independent.co.uk/climate-change/news/china-solar-power-capacity-coal-first-time-b2912940.html )
Это если только физику процесса брать... а еще есть экономика и даже хрематистика сверху.
Вы пишете ахинею. Не существует никаких "отбились", есть баланс энергии. Все.
Если есть источник энергии - ГЭС, то энергию берут из этого источника, а любые промежуточные операции снижают эффективность забора на энергию этих операций. Которая даже близко не компенсируется гипотетическим забором энергии ветра или солнца.
Дебилы творят заведомую дичь, очевидную. И ровно то же самое с электромобилями. Вместо цепочки "вышка - НПЗ - колонка - бак" у них ипанина из миллиона звеньев, и соевый дегенерат с зелеными волосами и лактозной непереносимостью на выходе. Электромобиль то есть.
Вот держите баланс.
Исходные данные ГЭС
ГЭС мощностью 5 ГВт при коэффициенте использования установленной мощности (КИУМ) 50–60% вырабатывает 22–26 млрд кВт·ч в год.
Производство СЭС
На эти 22–26 млрд кВт·ч (за 1 год) можно произвести панели общей мощностью около 5–8 ГВт, исходя из энергоемкости 3000–5000 кВт·ч на 1 кВт панелей (учитывая потери на электрические преобразования ~20%).
Совокупная мощность
ГЭС: 5 ГВт (круглосуточно, но сезонно).
СЭС: 5–8 ГВт (пиковая, только днем, КИУМ 12–17% в России).
Итого номинал: 10–13 ГВт, но средняя мощность системы ~6–7 ГВт из-за несовпадения графиков выработки (ГЭС ночью/зимой, СЭС днем/летом)
Китай размещает панели в пустынях и при выпечке панелей использует конечно не "тепло" с ГЭС, ... конечно не только поэтому, но и в том числе поэтому - с легкостью за несколько лет обогнал суммарно энергосистемы США+ЕС и Индию (график выше).
Сейчас планирует к уже существующим Тибетскую ГЭС на 60ГВт ( это считай четверть _всей_ энергетики России ) - https://peretok.ru/news/trading/29167/
Нет, мне не надо расчеты ИИ, натасканного на методичках и отчетах дэффективных, забывающего об аккумуляторах, людских ресурсах, монтаже, работе, реальной эффективности и всем остальном. Не гипотетическая ахинея, а реальность.
Ниже статья о давнишних расчетах Капицы, которые прекрасно подтверждались десятилетиями, практикой.
Это не ахинея это уже все работает много лет. У ВИЭ конечно ерои отрицательное - но у них есть плечо в виде ГЭС и АЭС ... а сейчас еще и углеводороды и прч. Все в совокупности и обеспечивает экономический рост, хотя у него есть предел и фактический предел будет ГЭС + мультипликатор ВИЭ и возможно АЭС ( термояд и прч. ) , но это еще не скоро, хотя на отдельных территориях наступит раньше.
Про Капицу интересно, многие смотрю на него ссылаются, но читали ли сами... у него не про ВИЭ как таковое, а именно про пределы роста ( тот еще мальтузианец кстати бгг ).
Приведу ДОСЛОВНО его выступление ( выделил жирным про 100Вт пресловутые с 1м2 , сейчас в в любом магазине можете купить снимающие 200Вт с м2 и по очень низким ценам, про колоссальные ( и не возможные по мнению Капицы) солнечные поля тут размещал много заметок... и про роботов которые их возводят и обслуживают, концентрацию обеспечивают линию UVHDC и прч. все существует в реальности ) .
Общепризнано, что основным фактором, определяющим развитие материальной культуры людей, является создание и использование источников энергии. Производимая ими работа теперь во много раз превосходит мускульную. Так, в наиболее развитых странах используемая мощность разнообразных источников энергии составляет до 10 киловатт на человека в год. Это, по крайней мере, в 100 раз больше, чем средняя мускульная мощность одного человека.
Роль энергии в народном хозяйстве хорошо иллюстрируется рисунком. (Данные относятся к 1968 г.; составлены по материалам ООН и Международного банка реконструкции и развития.) По горизонтальной оси отложена стоимость валового национального продукта (ВНП) для различных стран (в долларах на человека), а по вертикали - потребление энергии в пересчете на каменный уголь (в килограммах на человека).
В пределах естественной флуктуации видно, что существует простая пропорциональность. Поэтому, если люди будут лишаться энергетических ресурсов, то, несомненно, их материальное благосостояние будет падать.
Получение, преобразование и консервирование энергии и есть фундаментальные процессы, изучаемые физикой. Основная закономерность, которую установила физика, - это закон сохранения энергии. На основании этого закона предсказывается глобальный кризис в получении энергии. Сейчас в качестве основных энергетических ресурсов используются торф, уголь, нефть, природный газ. Установлено, что запасенная в них химическая энергия была накоплена в продолжение тысячелетий благодаря биологическим процессам. Статистические данные по использованию этих ресурсов показывают, что в ближайшие столетия они будут исчерпаны. Поэтому, на основе закона сохранения энергии, люди, если они не найдут других источников энергии, будут поставлены перед необходимостью ограничения ее потребления, и это приведет к снижению уровня материального благосостояния человечества.
Неизбежность глобального энергетического кризиса сейчас полностью осознана, и поэтому энергетическая проблема для техники и науки стала проблемой № 1. Сейчас в ведущих странах отпускаются большие средства на научно-технические исследования в этой области. Главное направление этих поисков обычно ведется с узкотехническим подходом, без достаточного учета тех закономерностей, которые установлены физикой. Жизнь показала, что эффективность исследований значительно повышается, если они ведутся с более глубоким учетом базисных законов физики.
В моем сообщении я хочу отметить те закономерности физики, которым следовало бы играть ведущую роль в решении энергетических проблем.
Энергия, которой пользуются люди, делится теперь на две части. Первая - это так называемая бытовая энергия. Она непосредственно обеспечивает культурный образ жизни. Эта энергия используется для освещения, для питания холодильников, телевизоров, электробритв, пылесосов и большого количества других приборов, которыми пользуются в повседневной жизни. Используемая в быту мощность исчисляется обычно киловаттами. Другой вид энергии - это промышленная энергия, энергия больших мощностей. Ее используют в металлургии, на транспорте, в машиностроении, в механизации строительства и сельского хозяйства и ряде подобных областей. Эта энергия значительно больше бытовой, мощность ее исчисляется в мегаваттах, ее масштабы и стоимость определяют уровень валового продукта в народном хозяйстве страны. Конечно, предстоящий кризис будет вызван недостатком ресурсов энергии только в энергетике больших мощностей: обеспечение получения этой энергии в достаточном количестве и является основной проблемой, которая ставится перед наукой.
Я уже сказал, что предсказания предстоящего энергетического кризиса делаются на основе закона сохранения энергии. Как известно, большую роль в ограничении возможности использования энергетических ресурсов играет также закон, требующий во всех процессах преобразования энергии возрастания энтропии. Оба эти закона накладывают "вето" на преодоление кризиса путем создания "перпетуум мобиле". Закон сохранения энергии накладывает "вето" на "перпетуум мобиле" 1-го рода. Энтропия накладывает "вето" на так называемый "перпетуум мобиле" 2-го рода. Интересно отметить, что этот второй род "перпетуум мобиле" и по сей день продолжают предлагать изобретательные инженеры, и часто опровержение такого рода устройств связано с большими хлопотами. Эта область относится к термодинамике, она хорошо изучена, и я на ней останавливаться не буду.
Я ограничусь рассмотрением закономерностей, которые определяют развитие энергетики больших мощностей и связаны с существованием в природе ограничений для плотности потока энергии. Как будет видно, часто эти ограничения не учитываются, что ведет к затратам на проекты, заведомо бесперспективные. Это и будет основной темой моего доклада.
Все интересующие нас энергетические процессы сводятся к трансформации одного вида энергии в другой, и это происходит согласно закону сохранения энергии. Наиболее употребительные виды энергии - электрическая, тепловая, химическая, механическая, а теперь и так называемая ядерная. Трансформацию энергии обычно можно рассматривать как происходящую в некотором объеме, в который через поверхность поступает один вид энергии, а выходит преобразованная энергия.
Плотность поступающей энергии ограничена физическими свойствами той среды, через которую она течет. В материальной среде плотность потока энергии U ограничивается следующим выражением:
U < vF, (1)
где v - скорость распространения деформации, обычно равная скорости звука, F -плотность энергии, которая может быть либо упругой, либо тепловой, U есть вектор. (При стационарных процессах div U определяет величину преобразования энергии в другой вид.) Вектор U оказывается весьма удобным для изучения процессов преобразования энергии. Впервые он был предложен в 1874 г. русским физиком Н.А. Умовым. Десятью годами позже такой же вектор для описания энергетических процессов в электромагнитном поле был дан Дж. Пойнтингом. Поэтому у нас принято называть его вектором Умова-Пойнтинга.
Если выражение (1) применить для газовой среды, то оно приобретет следующий вид:
U =A T1/2p, (2)
где А - коэффициент, зависящий от молекулярного состава газа, Т- температура и р - давление газа.
Выражение такого вида определяет, например, ту предельную мощность, которую может передать горючая среда на единицу поверхности поршня мотора или лопаток турбины. Как видно, эта мощность падает с давлением; поэтому такое же выражение определяет ту предельную высоту, на которой может летать турбореактивный самолет.
Используя вектор Умова-Пойнтинга, можно описывать даже процессы, когда энергия передается ременной передачей. Тогда произведение скорости ремня на его упругое напряжение дает мощность трансмиссии. Таким же путем можно определить предельную мощность, передаваемую лентой в генераторе типа Ван-де-Граафа.
Мне пришлось на практике встретиться с технической проблемой, когда недостаточная плотность потока электрической энергии ограничивала осуществление решения этой проблемы на практике. Это произошло при следующих поучительных обстоятельствах.
В 40-х годах мой учитель А.Ф. Иоффе занимался разработкой оригинального электростатического генератора, который питал небольшую рентгеновскую установку. Этот генератор был прост по своей конструкции и неплохо работал. Тогда у Иоффе возникла идея заменить в широком масштабе электромагнитные генераторы на электростатические и перевести на них всю большую электроэнергетику страны. Главным основанием было то, что электростатические генераторы не только проще по своей конструкции, но могут сразу давать высокое напряжение для линий передач. Мне пришлось тогда опровергать осуществимость этого проекта, исходя из оценки плотности потока электроэнергии при трансформации ее в механическую.
Определим, согласно выражению (1) для U, плотность потока энергии, которая в зазоре между ротором и статором генератора преобразуется из механической в электрическую или обратно. Тогда v будет равна окружной скорости ротора генератора. По конструктивным соображениям эта скорость обычно берется около 100 м/с. Тангенциальные силы взаимодействия между статором и ротором в электромагнитном генераторе определяются энергией магнитного поля, поэтому мы имеем для плотности потока энергии:
U = a(H2/4p)v (3)
Коэффициент a определяется конструкцией генератора и характеризуется косинусом угла, образованного силой F и скоростью v. Обычно a имеет величину, равную нескольким десятым долей единицы. Магнитное поле Н определяется насыщением железа и не превышает 2 x 104 Э. При этом плотность потока электроэнергии (которая трансформируется в механическую или обратно) получается около 1 кВт на см2. Таким образом, для генератора мощностью 100 МВт ротор будет иметь рабочую поверхность примерно около 10 м2. Для электростатического генератора плотность потока энергии U будет равна
U = a(E2/4p)v , (4)
где электростатическое поле Е ограничивается электрической прочностью воздуха и не превышает 3 x 104 В/см, или 100 э.-с.е. Поэтому, чтобы получить ту же мощность в 100 МВт потребуется ротор с поверхностью в (Н/Е)2 = 4 x 105 раз большей, т.е. равной 4 x 105 м2, или примерно половине квадратного километра. Таким образом, электростатический генератор больших мощностей получается практически неосуществимых размеров.
Аналогичный анализ показывает, что ограничение плотности потока энергии приводит к тому, что для энергетики больших мощностей приходится отказываться от ряда весьма эффективных процессов трансформировании энергии. Так, например, в газовых элементах, где происходит прямое превращение химической энергии окисления водорода в электроэнергию, этот процесс уже сейчас может осуществляться с высоким КПД, который достигает 70%. Но возможность применения газовых элементов для энергетики больших мощностей ограничивается весьма малой скоростью диффузионных процессов в электролитах; поэтому, согласно выражению (1), на практике плотность потока энергии очень мала, и с квадратного метра электрода можно снимать только 200 Вт. Для 100 мегаватт мощности рабочая площадь электродов достигает квадратного километра, и нет надежды, что капитальные затраты на построение такой электростанции оправдаются генерируемой ею энергией.
Другое, тоже, казалось бы, очень перспективное направление, но на которое по той же причине нельзя возлагать надежды, - это прямое превращение химической энергии в механическую. Как известно, такие процессы широко осуществляются в живой природе, в мускулах животных. К стыду биофизиков, эти процессы еще по-настоящему не поняты, но хорошо известно, что их КПД весьма высок. Однако эти процессы, даже если со временем они будут воспроизведены не на живой природе, не смогут быть применены для энергетики больших мощностей, так как и здесь плотность потока энергии будет мала, поскольку она ограничивается скоростью диффузионных процессов, происходящих через мембраны или поверхность мускульных волокон. Скорость диффузии здесь не выше, чем в электролитах, поэтому плотность энергетического потока не может быть больше, чем в газовых элементах.
Сейчас главный интерес привлекают те методы генерирования энергии, которые не зависят от количества энергии, запасенной в прошлом в топливе различного вида. Здесь главным из них считается прямое превращение солнечной энергии в электрическую и механическую, конечно, в больших масштабах. Опять же осуществление на практике этого процесса для энергетики больших мощностей связано с ограниченной величиной плотности потока энергии. Оптимальный расчет сейчас показывает, что снимаемая с одного квадратного метра освещенной Солнцем поверхности мощность в среднем не будет превышать 100 Вт. Поэтому, чтобы генерировать 100 МВт, нужно снимать электроэнергию с площади в 1 км2 .
Ни один из предложенных до сих пор методов преобразования солнечной энергии не может этого осуществить так, чтобы капитальные затраты могли оправдаться полученной энергией. Чтобы это было рентабельно, надо понизить затраты на несколько порядков, и пока даже не видно пути, как это можно осуществить. Поэтому следует считать, что практическое прямое использование солнечной энергии в больших масштабах нереально. Но по-прежнему это остается возможным через ее превращение в химическую энергию, как это испокон веков делается при содействии растительного мира. Конечно, не исключено, что со временем будет найден фотохимический процесс, который откроет возможность более эффективно и проще превращать солнечную энергию в химическую, чем это происходит сейчас в природг Такой процесс химического накопления будет иметь еще то большое преимущество, что даст возможность использования солнечной энергии вне зависимости от изменения ее интенсивности в продолжение дня или времен года.
Сейчас также идет обсуждение вопроса использования геотермальной энергии. Как известно, в некоторых местах мира на земной поверхности, где имеется вулканическая деятельность, это успешно осуществляется, правда, в небольших масштабах. Преимущество этого метода для энергетики больших мощностей, несомненно, очень велико, энергетические запасы здесь неистощимы, и, в отличие от солнечной энергии, которая имеет колебания не только суточные, но и в зависимости от времен года и от погоды, геотермальная энергия может генерироваться непрерывно. Еще в начале этого века гениальным изобретателем современной паровой турбины Ч. Парсонсом разрабатывался конкретный проект использования этой энергии. Конечно, он не мог предвидеть тех масштабов, которых достигнет энергетика теперь, и его проект имеет только исторический интерес.
Современный подход к этой проблеме основывается на том, что в любом месте земной коры на глубине в 10-15 км достигается температура в несколько сот градусов, достаточная для получения пара и генерирования энергии с хорошим КПД. При осуществлении этого проекта на практике мы опять наталкиваемся на ограничения, связанные с плотностью потока энергии. Как известно, теплопроводность горных пород очень мала. Поэтому при существующих внутри Земли градиентах температур для подвода необходимого тепла нужны очень большие площади, что весьма трудно выполнимо на глубине в 10-15 км. Вот почему возможность нагрева необходимого количества воды сомнительна.
Сейчас тут выдвигается ряд интересных предложений. Например, на этой глубине взрывать атомные бомбы и этим создавать либо большую каверну, либо большое количество глубоко проникающих трещин. Осуществление такого проекта будет стоить очень дорого; но, ввиду важности проблемы и больших преимуществ геотермального метода, я думаю, что, несмотря на эти расходы, следует, по-видимому, рискнуть осуществить этот проект.
Кроме солнечной и геотермальной энергий, не истощающих запасы, есть еще гидроэнергия, получаемая при запруживании рек и при использовании морских приливов. Накопленную таким образом гравитационную энергию воды можно весьма эффективно превращать в механическую. Сейчас в энергетическом балансе использование гидроэнергии составляет не более 5%, и, к сожалению, дальнейшего увеличения не приходится ждать. Это связано с тем, что запруживание рек оказывается рентабельным только в горных местах, когда на единицу площади водохранилища имеется большая потенциальная энергия. Запруживание рек с подъемом воды на небольшую высоту обычно экономически не оправдывает себя, в особенности когда это связано с затоплением плодородной земли, так как приносимый ею урожай оказывается значительно более ценным, чем получаемая энергия. Опять тот же недостаток плотности потока энергии.
Использование ветра, также из-за недостаточной плотности энергетического потока, оказывается экономически неоправданным. Конечно, использование солнечной энергии, малых водяных потоков, ветряков часто может быть полезным для бытовых нужд в небольших масштабах.
Из приведенного анализа следует, что нужно искать новые источники энергии для энергетики больших мощностей взамен истощающихся в природе запасов химической энергии. Очевидно, можно и следует более бережно относиться к использованию энергетических ресурсов. Конечно, желательно, например, не тратить их на военные нужды. Однако все это только отсрочит истощение топливных ресурсов, но не предотвратит кризиса. Как это уже становится общепризнанным, вся надежда на решение глобального энергетического кризиса - в использовании ядерной энергии. Физика дает полное основание считать, что эта надежда обоснованна.
Как известно, ядерная физика дает два направления для решения энергетической проблемы. Первое уже хорошо разработано и основывается на получении цепной реакции в уране, происходящей при распаде его ядер с выделением нейтронов. Это тот же процесс, который происходит в атомной бомбе, но замедленный до стационарного состояния. Подсчеты показали, что при правильном использовании урана его запасы достаточны, чтобы не бояться их истощения в ближайшие тысячелетия. Электростанции на уране уже сейчас функционируют и дают рентабельную электроэнергию. Но также хорошо известно, что на пути их дальнейшего широкого развития и перевода всей энергетики страны на атомную энергию лежит необходимость преодоления трех основных трудностей:
По-видимому, под угрозой энергетического кризиса люди найдут пути преодоления этих трудностей. Например, две последние трудности можно было бы преодолеть, располагая атомные электростанции на небольших необитаемых островах в океане, далеко от густонаселенных мест. Эти станции находились бы под тщательным контролем, и в случае аварии ее последствия не представляли бы большой опасности для людей. Энергией, вырабатываемой электростанцией, можно было бы, например, разлагать воду и полученный водород в жидком виде транспортировать и использовать как топливо, которое при сгорании не загрязняет атмосферу.
Следует признать, однако, что лучшим выходом из создавшегося положения нужно считать получение энергии путем термоядерного синтеза ядер гелия из ядер дейтерия и трития. Известно, что этот процесс осуществляется в водородной бомбе, но для мирного использования он должен быть замедлен до стационарного состояния. Когда это будет сделано, то все указанные трудности, которые возникают при использовании урана, будут отсутствовать, потому что термоядерный процесс не дает в ощутимых количествах радиоактивных шлаков, не представляет большой опасности при аварии и не может быть использован для бомбы как взрывчатое вещество. И наконец, запас дейтерия в природе, в океанах, еще больше, чем запас урана.
Но трудности осуществления управляемой термоядерной реакции пока еще не преодолены. Я буду говорить о них в своем докладе, потому что, как теперь оказывается, эти трудности в основном также связаны с созданием в плазме энергетических потоков достаточной мощности. На этом я останавливаюсь несколько подробнее.
Хорошо известно, что для полезного получения термоядерной энергии ионы в плазме должны иметь очень высокую температуру - более 108 К. Главная трудность нагрева ионов связана с тем, что нагрев плазмы происходит в результате воздействия на нее электрического поля, и при этом практически вся энергия воспринимается электронами, которые благодаря их малой массе при соударениях плохо передают ее ионам. С ростом температуры эта передача становится еще менее эффективной. Расчеты передачи энергии в плазме от электронов к ионам при их ку-лоновском взаимодействии теоретически были надежно описаны еще в 30-х годах. Л.Д. Ландау дал выражение для этого взаимодействия, которое до сих пор остается справедливым.
Мощность Рa, передаваемая электронами с температурой Te ионам с температурой Тi в объеме V, равна
Рa = Vnk((Te - Тi) / teq) (5)
где k - постоянная Больцмана, n - плотность плазмы. Время релаксации teq вычисляется по формуле Ландау, основанной на учете кулоновских взаимодействий. Согласно этой формуле при тех высоких ионных температурах Тi = 108-109 К, при которых термоядерная реакция может давать полезную мощность, поток энергии, переданный от электронов к ионам, очень мал.
Изучение выражения (5) приводит нас к тому, что когда температура ионов Тi = 0,6 Te, передаваемая мощность имеет максимум значения. Максимальная величина мощности, переносимая от электронов к ионам дейтерия, будет равна
Рmax = 1.57x10-34V( n2 / (Тi)1/2 ) Вт. (6)
В плазме при 1 атм и температуре электронов Te = 109 К в объеме кубического метра передаваемая электронами ионам мощность будет около 400 Вт. Это небольшая величина, так как нетрудно подсчитать, что для того, чтобы нагреть кубометр плазмы до 6x108 К при подводе такой мощности, потребуется около 300 секунд.
Малость величины передаваемой ионам энергии в особенности проявляется при осуществлении наиболее широко разрабатываемых теперь термоядерных установок Токамак. В них ионы удерживаются в ограниченном объеме сильным магнитным полем и процесс нагрева производится электронами, которые вначале коротким импульсом тока нагреваются до очень высоких температур, потом путем кулоновских столкновений передают свою энергию ионам. В условиях, принимаемых в современных проектах Токамака, время, за которое электроны передадут свою энергию ионам, достигает 20-30 с . Оказывается, за это время большая часть энергии электронов уйдет в тормозное излучение. Поэтому сейчас изыскиваются более эффективные способы подвода энергии к ионам . Это может быть или высокочастотный нагрев, или инжекция быстрых нейтральных атомов дейтерия, или диссипация магнитоакустических волн . Все эти методы нагрева ионов, конечно, значительно усложняют конструкцию реакторов типа Токамак.
Из выражения для Рa видно, что эффективность энергетической передачи между электронами и ионами растет с плотностью. Поэтому предположим, что при нагреве лазерным импульсом твердого конденсированного трития или дейтерия начальная плотность будет очень велика (на несколько порядков выше, чем в Токамаке) и импульсами удается нагреть ионы в короткий промежуток времени. Но подсчеты показали, что, хотя время нагрева и сокращается до 10-8 с, все же оно недостаточно, так как за это время ничем не удерживаемый плазменный сгусток уже разлетится на значительное расстояние.
Как известно , теперь для лазерного "термояда" ищут методы коллективного взаимодействия электронов с ионами, например, создание ударных волн, которые адиабатическим сжатием подымут температуру ионов более быстро, чем при кулоновском взаимодействии.
Главное препятствие в данное время лежит в том, что еще недостаточно глубоко изучены физические процессы в плазме. Теория, которая здесь хорошо разработана, относится только к нетурбулентному состоянию плазмы. Наши опыты над свободно парящим плазменным шнуром, полученным в высокочастотном поле, показывают, что горячая плазма, в которой электроны имеют температуру в несколько миллионов градусов, находится в магнитном поле в турбулентном состоянии. Как известно, даже в обычной гидродинамике турбулентные процессы не имеют полного количественного описания и в основном все расчеты основаны на теории подобия. В плазме, несомненно, гидродинамические процессы значительно сложнее, поэтому придется идти тем же путем.
Пока нет оснований считать, что трудности нагрева ионов в плазме не удастся преодолеть, и мне думается, что термоядерная проблема получения больших мощностей будет со временем решена.
Основная задача, стоящая перед физикой, - это более глубоко экспериментально изучить гидродинамику горячей плазмы, как это нужно для осуществления термоядерной реакции при высоких давлениях и в сильных магнитных полях. Это большая, трудная и интересная задача современной физики. Она тесно связана с решением энергетической проблемы, которая становится для нашей эпохи проблемой физики № 1.
----
Надо бы отдельную заметку сделать, а то бардак у людей в голове. Так же как и по поводу "децентрализации" энергосистем...
Какой адЪ... То есть до вас не доходит даже, что теперь в затраты плюсуются ещё и роботы со всем циклом разработки, производства и обслуживания. И что цены ваши вообще не имеют отношения к вопросу, ибо всё это говнище расцвело на финпузыре, которому срок пришел. И никак иначе оно появиться просто не могло в нормальной экономике.
Я не знаю, ЧТО с вами делать. Вас лечить уже пора всех, товарищи.👻
Что до пределов роста, то куда вы расти-то собрались, лол? В космос? Депопуляция и адский кризис впереди. В том числе из-за лютого перерасхода энергоресурсов на говно. На "тихналогии" ваши с дата-центрами для искусственного идиота и поигрушки с электромафынками и водородом.
Натурально детсад, старшая группа.
в смысле "плюсуются"... они СНИЖАЮТ затраты
т.е. их не внедряют если не повышается производительность
аналогия с конвейером Форда
Генри Фордом подвижного конвейера в 1913 году кардинально повысило производительность, сократив время сборки одного автомобиля (Model T) с 12 часов до менее чем 90 минут. Это позволило снизить себестоимость, удвоить зарплаты рабочим, внедрить 8-часовой рабочий день и сделать автомобили доступными для массового покупател
Роботизация позволила китайцам ( а до этого японцам и корейцам) завалить достаточно качественными автомобилями и электроникой весь мир.
Так они посчитаны или нет? При чем здесь Форд - он работал в нормальной экономике, где не было печатного станка и "стартапов" с миллиардными капитализациями на фейковом видосике. В той экономике выгода считалась здесь и сейчас до гроша. Сейчас аргумент "не было бы выгодно - не внедрили бы" не работает. Внедряют самое НЕвыгодное, принципиально.
Ну может кто то, где то и внедряет ради пиара... но есть "натуральные" показатели в изделиях, кВт*ч, м3 бетона и роботизация, автоматизация, конвейер и прч. это _снижение_ в т.ч. натуральных затрат - позволяющее нарастить темпы и мастшабы производства ( и не редко еще и качество изготавливаемой продукции ! )
В том числе и в производстве энергетического оборудования или при энергетическом строительстве.
Вот тем, кто интересуется вопросом
https://www.pv-magazine-australia.com/2025/04/23/leapting-robot-completes-install-of-10000-pv-modules/
10 тысяч модулей ( 350 МВт ) за 10 недель...
Chinese automation company Leapting has announced that its Automatic Navigation Solar Module Mounting Robot has completed its inaugural commercial project in Australia, successfully installing nearly 10,000 PV panels at the 350 MW Culcairn Solar Farm project being developed by Neoen in the New South Wales (NSW) Riverina region.
Leapting’s module-mounting robot was officially deployed at the Culcairn project site in early February and the company said it has since proven a major success, allowing for complete automation of the installation process and providing a significant shortening of the original construction schedule.
“It facilitated a 25% reduction in the project timeline while ensuring zero damage to both manpower and modules,” Leapting said in a statement, adding that the introduction of robot-assisted operations had increased installation efficiency “three to five times” compared to manual labour.
не ради видосов делают...
Это не ахинея, это факт. Ограничения конечно есть, но связка _уже_ существующих ГЭС + СЭС + другие современные технологии + конечно АЭС, позволяют перекрыть потребление без добычи и транспортировки углеводородов - хорошо, не 8 млрд человек, но где то 2 млрд с текущим уровнем потребления точно.
В 2025 году мировая выработка электроэнергии гидроэлектростанциями (ГЭС) составила около 4,4 трлн кВт·ч, что соответствует примерно 14% от общей мировой генерации электроэнергии.
... выработка ГЭС продолжит расти на 7% к 2030 году (до ~16–17 трлн кВт·ч суммарно за период),
Мультипликатор за счет ВИЭ - еще процентов 10 ( на глазок ) ...
Просто чтобы это все было устойчиво необходимы серьезные изменения геополитические и прч, на это не все согласны хех.
Так что утопия, но по части физики проблем особых нет с энергией на нашей планете.
А если еще и балласт в виде ЦОДов майнинга и прч сбросить...
Какой собачий бред.
https://www.c-o-k.ru/articles/kapica-okazalsya-prav-revolyucii-v-alternativnoy-energetike-zhdat-bez-tolku
Да знаю я это все. Я просто не понимаю: вот я биолог, не физик. Почему мне хватило школьного курса физики и беглого курса в институте, чтобы уложить в башке общие вещи? Банальные?
Запад - это тотальное слабоумие. Там НЕТ науки. И это во всем.
ВИЭ очень неплоха - но только в строго определëнных нишах, и строго в определëнных объëмах.
Этим в Европе совсем не озадачивались.
ВИЭ помогает заметно экономить газ, мазут и даже уголь, как для общей генерации, особенно для изолированной генерации отдалëнных малых объектов.
Этим она собственно и окупает себя как часть встроеного сектора в углеводородный энергетический комплекс.
Кто считал эту экономию? Дебет с кредитом?
у ВИЭ есть один очень жирный минус. Низкая плотность энергопотока, который пытаются преобразовать в электричество.
крупное производство требует отведение под его энергоснабжение большой площади земной поверхности.
Если планируемое потребление невелико, а стоимость передачи от ТЭС или АЭС превышает затраты на производство этого объема на месте, то да. ВИЭ
Надо считать в каждом конкретном случае.
Однако я, думаю, не далеко от истины утверждение: В европах производство ВИЭ экономически нецелесообразно.
Конечно, так это и делалось всегда. По сути там, куда тянуть провода или строить станцию было нерентабельно, ветряками частично транспортировали энергию из других мест путем производства самих ветряков. Ну и есть всякие ветренные места, например...
Господи, опять, засада на западе, а мне тут втюхивают о том как сегодня погибает Россия
Не надоело? НЕ дождетесь!
Не волнуйтесь, мы просто как всегда отстали.
900 МВт газопоршневых пыхтелок ( технология по сути даже не 20 го, а 19 го века ) это много. 380МВт дизельков в 21 веке тоже поражают воображение.(с)
Предлагаю автору, спуститься с Небес на грешную землю, в реалии Долгого государства Путина!
Лет 15 тому на совещании у губернатора посвященному промышленности и энергетике, в одной заштатной области Средней полосы, чиновники призывали нас, людей практических, строить собственную генерацию, ибо, ибо... Политика гиен от энергетиков, сетей и особенно сбытов не оставляла иного выбора! И судя по динамике цен на ээ для промышленности и техприсоединение в воспоследующие годы, анализ рисков оказался адекватным! НО, ежели к нашим капитальным затратам на запуск и развитие ещё прибавить и строительство собственной генерации, да никакого капиталу не хватит! А кредит он и тогда был не дёшев! Чай не в Китае живём!
Мы в Белой Африке!
P.S. В теории надо бы переходить к энергосистеме следующего уровня ( и нет, это не расперделенка на разного рода пыхтелках с энерджинетом) с модернизацией ЕЭС... (c)
Вы же понимаете, что в государстве РФ это не возможно! У нас в результате проводимой политики в области ээ уже образовался дефицит генерации в 25 ГВт! (Для сравнения, мощность самой крупной ГЭС в РФ, Саяно- Шушенской 6,4 ГВт, которую строили 9 лет, в условиях возможностей и реалий СССР.)
Дефицит электроэнергии в России достиг 25 ГВт 01.10.2025 — Финам.Ру
Думаете, руководство которое нарулило этот результат скажет- Я устал, я ухожу!(с) !?