Листая архивы, постоянно встречаешь фото и рисунки, которые говорят сами за себя. В этот раз мы сделаем публикацию фотоархива, в котором все фото подробно подписаны. Источник, увы, неизвестен. Архив большой, поэтому ниже отобрана подборка фото из Прибалтики времен СССР.
Фотографии приведены в порядке русского алфавита, без сортировки по самостийным бантустанам.
После просмотра фоток хочется задать вопрос: Прибалтика – точно была витриной СССР? Или судим только по магазинам и фарцовке?
Благодарю всех тех, кто посмотрел и высказался по поводу предыдущей подборки фото " Листая фотоархивы. Средняя Азия — почему нас не уважают" ( https://cont.ws/@dantes/320529... ). Были весьма неоднозначные и разнополярные комментарии. И, в принципе, невозможно собрать однозначное мнение о процессах в этих республиках (Казахстан не был представлен на фото), все неоднозначно, как только можно. И последнее, население республик не является однородным, хотя зовется тем или иным главным словом, племена и места расселения могут быть точками серьезных проблем. Достаточно вспомнить Казахстан января 2022 года, когда выяснилось, что на "единой" территории есть Младший жуз, Средний жус, Старший жус и некие пришлые с гор.
Прибалтика времен СССР
Въездной знак Эстонской ССР, 1987 год

Военные пешеходы. Таллин, 1982 год

Здание с башней, ЛАЗ и трамвай в Таллине, 1987 год

Икарус-55 и трамваи движутся по улице Таллина, 1968 год

Наперегонки. Таллин, 1977 год

Неухоженная улица в Таллине, 1972 год

Остатки монастыря св. Марии и яхта. Таллин, 1963 год

Рига в 1987 году

Рига, улица Ленина, около 1960 года

Средней ухоженности улица в Таллине, 1972 год

Храните деньги в сберкассе. Таллин, 1972 год

Чёрный-чёрный дом в Таллине, 1977 год

Эстонская ССР, Таллин. Одна из улиц города, 1972 год

Русская деревня в Литве, 1956 год

Заключение
Подборка фото, конечно, больше о Таллине, но есть и другие. Я посмотрел свои фото, но они черно-белые, поэтому ставить в данную подборку не стал.
Фотография с русской деревней в Литве в 1956 году просто уникальна. Было или нет, и что это такое.
Даниель Громов
2 февраля 2026 г.



Комментарии
Территории занятые по мере расселения с востока. Старший жуз раньше всех ломанулся на запад и занял наиболее благоприятные угодья. Средний переселялся позже и занял уже не самые лучшие места. Ну а младшему досталось что осталось. Самое весёлое, что в это же самое время русские расселялись на восток и занимали территории севернее, где они и встретились.
Это к слову об орущих про исконные земли.
Этот рисунок дали сами казахи, когда все закрутилось в январе. Я даже не подозревал, что там такая чересполосица.
Типа - земля стала киргизской, если туда случайно баранов пастись загнали?
Или если построили город, крепость, войско поставили?
Государство у киргизов там было?
Это к примечанию о Казахстане в январе 2022 г. и прочих бантустанов.
Казахи - киргиз-кайсаки.
Пушкина читаем, капитанскую дочку.
Посмотрел фото по ссылке, здесь у меня не отображаются. Не понял вопроса в заголовке - а что по мнению автора должно было быть в качестве витрины?
Монте Карло надо полагать
Ну разве что)
"Витрина СССР" такой же конструкт пропаганды как и "братство народов".
Под реальную витрину больше всегда подходила Грузия, если говорить честно.
можно посмотреть количество субсидий, которые получала каждая республика, отсюда и понимать кто на свои жил, а кто "пановал"
Вы совершенно правы. Когда то у меня были таблички куда и сколько, где больше денег на сберкнижках и тд и тп. Больше денег было помню в Грузии. а вот насчет прибалтики запомнил. что туда вкладывали больше. Как пример если в поволжье в колхоз давали 1 тра,рктор, то туда 3. то есть вкладывали в три раза больше. Потом я психанул как то и стер. А таблиц было много (кто то постарался в свое время и очень толковые таблицы были по разным данным и самым неожиданным показателям). В общем РСФСР была в попе.
PS А насчет субсидий и сейчас можно сделать (я сделал после одной статьи тут и мне стало грустно). надо просто взять сумму дотаций на регионы, и разделить на количество проживающих там человек. Я делал в Екселе. Потом опять психанул и убрал нафиг, потому что я понимаю почему ,вна северах всегда больше. И это правильно.
Я уж не думал, что придётся разжёвывать. "Витриной" Троебалтика являлась просто по факту - самые западные и самые "поздние" республики. Архитектура. Снабжение. Неимоверная накачка высокотехнологичными отраслями на количество населения. Какая там в пень Грузия))
Ладно, завтра для вас персонально покажем Грузию.
Для меня не трудитесь. В картинки я сам умею.
Вы меня заинтриговали. Норг, который умеет делать картинки - это нонсес. А вот ловить рыбу с ними весьма интересно и приятно.
Любезный, вы точно двенадцатый год на ресурсе? Или аккаунт увели? Судить по флагу о местоположении - это сильно)
Вы хотите сказать, что вы из Москвы, а подключились через ВПН или Телнет из Норвегии?
очень смешно. потроллить сюда пришли? ну, успехов)
Персонально для вас выложил фотоархив "Листая фотоархивы. Кавказ – между Турцией и Россией"
https://aftershock.news/?q=node/1584814
По Эстонии реальных не найдёшь
Прибалтика в отличие от остальных республик все собираемые на своей территории налоги оставляла себе.
В отличие от остальных территорий, где существовали пусть и бедные, но свои народы, в Прибалтике сложилась уникальная ситуация. Местные племена, которые собирались объявлять коренными народами, не имели никакого отношения ни к архитектуре, ни к промышленности, ни к истории на данной территории, да и настоящими народами не являлись. Хотя они и проживали там, но всё равно как если бы были пришлыми. Поэтому потребовались большие усилия по созданию и кореннизации этих народов (латыши и эстонцы).
Даже не по факту, а по впечатлению. Мы так гнались догнать и перегнать запад, что все время сравнивали себя и его хотя бы внешне. Вот и считалось, что побывать туристом в Прибалтике все одно, что посмотреть кусочек Европы - необычные маленькие городки, столицы тоже, сбитость людей говорящих на непонятном языке похожем на запад - в других республиках это не так ощущалось, шпили, мощенные улицы, цветы в горшках на окнах , как в Германии или Голландии, тихие , уютные по западному кафе. Рижский бальзам в необычной глиняной бутылке. Праздничная килька. Короткие переезды , как в Европе, между городками - иллюзия , что выехал в Европу. И это впечатление странным образом трансформировалось в «витрину» - мол смотрите, мы тоже можем как европейцы жить. Но это ни коим образом не относилось к экономике. Сами жители жили как привыкли, а мы смотрели на их образ жизни и думали, что так в Европе везде.
да ни хрена.
Я там был в 80-х, вполне витринно было - в "выставочных" местах, типа Тоомяэ или Домского собора.
В остальных - чистенько и прилично.
Найти дерьмо можно везде, это, вроде, уже должно быть известно всем.
да ни хрена.
Я там был в 80-х, вполне витринно было - в "выставочных" местах, типа Тоомяэ или Домского собора.
В остальных - чистенько и прилично.
Найти дерьмо можно везде, это, вроде, уже должно быть известно всем.
Я не знаю кто с чем сравнивал, но после Ленинграда, Таллин выглядел очень провинциально, ну может только общепит поцивильнее в целом, а так, с лучшими питерскими ресторанами, таллинские проигрывали.
И чем плохи виды на фото? Сравните с вчерашними среднеазиатскими, например. Разница офигенная.
Сравнивать желательно с "задворками социализма" тех же времён. С коренной Россией, например, которую брили, чтобы витрины блестели. Хотя, конечно, и тут убожество.
А вы не будете плакать, сравнивая их с фото из Америки?
Вы про витрину социализма завели разговор. Социализма, так она называлась. Не СССР.
И, да, в витрине я бывал. Аккурат перед отплытием витрины из СССР. Какнас, Клайпеда - мелкие городки. Ментше Костромы. Витриной оно называлось очень даже не зря. В сравнении, разумеется, с задворками.
Насколько я понимаю, все дело не цифрах - сколько, а куда что шло. На дачи начальству, на побрякушки для любимой жены бая... А на ТВ можно сделать картинку.
Когда попадается такой фотоархив, то начинаешь вспоминать свои путешествия. За давностью времен мираж пропаганды рассеялся, остались факты. В теме статьи, то самое тяжкое впечатление от Каунаса, но это уже тема другая.
Сдаётся мне, вы из другой витрины. Или даже из семьи бая. А я, вот, нет. Мне было поразительно, что в транспорт можно заходить, а не штурмовать его, что остановки объявляют, что после улицы ботинки не надо отмывать. Почему там, а не здесь? И, оказывается, бывает без очередей на час.
И вот это вот мороженое шариками разноцветное, пингвинас, на каждом шагу. Их дети равнее, ага? Невкусное, кстати.
Люто плюсую Олеже
СССР была империя наоборот - окраины жили лучше центрового народа. исключая Москву и Питер конечно
Там талоны были квазивалютой, а не карточками, как у нас. С номинальной ценой. Каждый справжний литовець получал летувас талонас столько же, сколько рублей получал зарплаты. Товары продавались за рубли плюс талонас в той же сумме. То есть, не "вот те пачка масла на месяц, и как хочешь, так и крутись", а тупо защита от таких как я.
Такого явления, как у нас на "площади Горбачёва" (народн., пятачок у винного магазина) за водкой по талонам хвост из магазина в три загиба, там в принципе не видел.
Повезло вам. А мы тут жили и всё видели. Поэтому ваше "в транспорт заходить", "ботинки чистые", "очередей нет" - воспринимаю как плевок в лицо.
Ах, вы "тут" жили. И как? Талоны на масло 400 г масла на человека в месяц, которое ещё и не купить, были? Мыло, прости Господи, три куска, табак - 5 пачек, СМС - спасибо михал сергеечу они же синтетические моющие средства - пачка. Было такое? Мясо/колбаса в принципе не продавались в тоговле, поэтому без талонов. За этим либо в коопторг, либо на поезде 8 часов до магазина. Ездили?
Каунас, говорите, не город? Это потому что вы "там" не жили.
Лицо для этого надо иметь.
опять же плюсую!
прям как у нас, в НСО талоны ввели ещё при Леониде Ильиче - сразу после Олимпиады
хотя область производила очень много масла и мяса на душу населения. но не про нашу честь!
и при Л.И. было не ахти, но при Меченом - стало совсем плохо! Горячева не стало, а новые стелились под Москву.
но Меченый всё равно несколько раз ругал НСО, дескать мало отдаёте! земля ему стекловатой
могу такое же сказать и про Киров, тоже пожизненный донор.
зато при каждом приезде в республики (УССР, БССР) видел насколько там лучше живут. а по рассказам - Прибалтика жила ещё лучше. про Кавказ и С.А. разное говорили.
PS: а, совсем забыл про купоны! я был вна в 1991, как раз попал на обострение с этим - хорошо мне купонов дали, а без них не смог бы купить в свободной продаже то, чего у нас в принципе не было - например, умножитель к телеку.
То-то я "рассыпухой электронной" в Ростове затаривался - видимо от "тотального наличия всего в прибалтике" (светодиоды вообще впервые увидел в России). Заодно, помню, прикупил МК-85 - аж глаза на лоб полезли, когда увидел в магазине, какие бывают "калькуляторы". Тоже, видимо, от "засилия аппаратуры у нас тут"
Талоны были. Как и "не купить". Кстати я и сейчас не съем 400 г масла в месяц, хоть могу покупать его тоннами
Это не я говорю, а коренные литовцы. Вы, похоже, читать не умеете. Ну и "не жил", да... Только практически каждую неделю ездил, ибо близкие родственники жили
Даже комментировать не буду этот высер
Вот тут вы включили вялый антикриз и немедленно спалились.
Да будет вам известно, в связи с тем, что отечественная масло-жировая промышленность никак не могла осилить производство рафинированного дезодорированного растительного масла в достаточных количествах. Или не хотела. В итоге, подсолнечное масло при жарке яростно воняло. Поэтому готовили на сливочном, коего уходили просто чудовищные количества. В тяжелых случаях, на маргарине.
Зато считать умею. Вы практически каждую неделю ездили за тысячу километров?
Сдаётся мне, вы тоже судите о том времени по картиночкам.
del
Спалились, что не были в Литве, именно вы, ибо на сливочном тут только пироги да блины готовили, и то далеко не все и не всегда. Частенько потому, что не было подсолнечного, так что приходилось комбинировать
"Считать умею" и "от Вильнюса до Каунаса - 1000 км" - взаимоисключающие фразы, что лишний раз подтверждает ваш "опыт" по Литве.
Мне мою "страну" пересечь (до Клайпеды) занимает два с половиной часа, а в Каунас смотаться - практически как в пригород. Даже в советские времена, ибо техника тогда была похуже, а вот пробок не было, так что по времени - то на то (даже меньше времени занимало).
Жили тяжело, хлеба не было, масло прямо на колбасу мазали.
Вильнюс яростно вонял горелыми семечками. Литовцы давились, мёрли от канцерогенов, но упроно жарили на подсолнечном. Потому что его частенько не было...
Как у вас всё запущено. Я пытаюсь сравнить Литву с коренной Россией, вы - с пригородами.
Потому что вам сравнивать больше не с чем.
Но вы пытайтесь, пытайтесь!
Вы ничего не пытаетесь сравнить, вы просто набрасываете на вентилятор то, что где-то краем уха слышали пересказ другого края уха.
Да и плевать бы на вас, просто не хочется, чтобы кто-то по вашему бреду делал выводы. Поэтому когда пытаетесь рассказать местным, как им хорошо/плохо жилось - лучше просто "слиняйте" на ранней стадии, пока вас не "поймали за руку"
Правдо? А может, вы просто не хотите, чтобы все узнали, что мы в то время, когда вся страна стояла в очередях, гуляли по проспекту Гедиминиса, который месяц ещё до того звался проспектом Ленина? Мы осмотрели пеньки возле верховного совета, на которые добрые одичалые пару месяцев до того наколотили гвоздями всё, что нашлось с изображением Ленина, а иногда звезды. Пушки из ватмана и прочее клоунское оборудование типа баррикад (пара ФБС были настоящие).
Местная фауна почему-то резко забыла русский и посматривала на нас косо. Мы решили покинуть площадь.
Прокатились на полупустом троллейбусе, в котором нечеловеческим голосом чо-то мяукало - гедиминись, потом где-то дальше клайпедус и проч. А потом купили летувас талонас по 50 коп. на 1 и зашли в попавшийся на глаза магазин. Где в свободной продаже обнаружилось всё то, что в моём городе в свободной продаже не было уже лет десять...пятнадцать. Да, мы взяли водки. Кристалита, в остальном союзе не встречающейся, колбаски взяли, сырку, хлебца. Вечер был не скучный. Кто-то из наших прочитал ярлычок наволочки и почему-то решил, что дудис - это по местному "наволочка" и есть. Нас это веселило. Но оказалось, что это "дидис" или что-то типа того, и вроде как - "размер".
В Каунасе я первый раз попробовал приличное пиво. На удивление - Жигулёвское. С нашим жигулёвским рядом оно не лежало, было плотным и насыщенным. Но жутко горьким. Бутылку не осилил. Наелись мороженого пенгуин. Красивое, но водянистое.
Клайпеду помню плохо, я простудился в поезде и мне было не до чего. Помню только, что дождь приступал с таким расчётом, чтобы я успевал высохнуть, чтобы потом промокнуть, чтобы опять высохнуть.
В общем, Клайпеда не понравилась.
Понравился музей чертей в Каунасе. Я даже купил одного в виде свечки. Обещанного после сожжения клада, правда, не нашёл. А, может быть, нашёл, просто это было иносказание.
Часики купил "Заря". Сестре. У нас такие не водились, чо-то. Долго носила, лет двадцать.
Тракай ещё прикольный.
В общем, свистобол вы, батенька.
"Правдо", грамотей вы наш
Вы подтверждаете моё резюме, выдавая бред за бредом
Как мило - сравнивать постсоветскую Литву (которую, кстати, бросились накачивать "рюшечками" те, кто и развалил Союз) с СССР
Так что свистобол здесь именно вы. И кстати, про всё такую "офигенно живущую литву": мы в 90-е ездили закупаться в Белорусь, Украину и Россию. Наверно потому, что там ничего не было, ага
Угу. А по выходным, стало быть, вы не работаете. И смена у вас с 9-ти по Москве. Пнятненько.
Как же мы рублями-то расплачивались в постсоветской-то? За советские вещички, кстати
А это - обратный ход маятника. Таков путь. Ваш путь.
Нет, не работаю. И про интернет стараюсь забывать.
Я и по рабочим-то стараюсь, по возможности, не работать
У меня нет "смены", в отличие от вас. У меня ненормированный рабочий день. И да, идиотов обычно комментирую с утра, перед всеми "митингами" и прочими делами. Потом, если "нехрен делать" - тоже играюсь, очень меня вы забавляете, это не купишь за деньги
Вы хоть не палитесь, сами про "вагнорки" писали
С моим путём всё отлично. Вам оппонирую исключительно для того, чтобы окружающие видели "писак-пропогандонов"
Я ж так и сказал!
Почитал ваши экзерсисы. Почитал отзывы камрадов о вас. Вы - толстый тролль, наивно считающий себя тонким. Это - не лечится.
https://www.gazeta.ru/science/2021/06/27_a_13677446.shtml?utm_auth=false
Наивный из нас двоих - точно не я.
И это: здоровых людей пытаются лечить только подобные вам. Продолжайте нести чушь, прочитанную "в интернетах", не отвлекайтесь
Страницы