Олимпиада Леммингов - декабрь 2025: В России сократилось промпроизводство, динамика хуже среднемировой 11-й месяц подряд

Аватар пользователя alexsword

Базовые физические индикаторы мировой экономики - индустриальное производство ключевых стран и планеты в целом, а также международная торговля в физических и денежных объемах. 

Из важного - в России в ноябре впервые с начала СВО отмечено сокращение индпроизводства по сравнению с тем же месяцем год назад (99.3% от ноября 2024).   Причем, в отличие от динамики предыдущих месяцев, обрабатывающая промышленность (-1% относительно ноября 2024) вела себя хуже добывающей (+0.7% относительно ноября 2024).   

Для сравнения, периоды, когда в современной России наблюдалось сокращение промпроизводства:

- 90-е, в отдельные месяцы годовое падение составляло десятки процентов, если смотреть усредненно, скорость сокращения составляла 5% в год (и так много лет подряд); на "дне" глубина падения составила около 50% относительно 1990 (двукратное), после чего началось восстановление; 

- крах 2008-го года, глубина падения составила на "дне" около 15% от докризисных величин, после чего началось восстановление;

- ковидла, 2020-й год, глубина падения составила на "дне" около 5-6%, потом началось восстановление;

- начало СВО, 2022-й год, глубина падения составила на "дне" около 2-3%, потом началось восстановление;

Отсюда видно, что сокращение промышленности явление нечастое и тревожное, но 0.7% это не катастрофа.   Все зависит от длительности и глубины.    

Нужно понимать, что в архитектуру системы, заложенную в 90-х, не закладывались длительные масштабные военные конфликты, сопровождаемые масштабным кидаловом и ограничениями на внешнюю торговлю, поэтому, если рассматривать эпоху глобального хаоса в который входит планета, как неизбежную и длительную, определенные изменения на уровне архитектуры системы начинают напрашиваться.      

В целом, по миру картина следующая:


1. Мировая торговля в количественном измерении (физические объемы) выросла на 3.18% по сравнению с тем же месяцем год назад.

2. Мировая торговля в денежном измерении (в баксах) выросла на 2.57% по сравнению с тем же месяцем год назад.

Динамика шустрая, эффект торговых войн Трампа статистически не проявился глобально (другое дело, что доля Китая, к примеру, там явно растет совсем иначе, чем у Европы).

На графике:

3. Мировое индустриальное производство по сравнению с тем же месяцем год назад выросло на 2.92% и на 12.5% относительно 2019 года.

4. В Китае годовой рост составил 4.8%, и 33.66% относительно 2019. 

5. В России индустриальное производство по сравнению с тем же месяцем год назад сократилось на 0.7% (хуже среднемирового 11-й месяц подряд), и относительно 2019 выросло на 15.18% (лучше среднемирового). 

6. Индия в плюсе по сравнению с тем же месяцем год назад на 6.68% и в плюсе на 22.67% относительно 2019. 

7. Индустриальное производство США не публиковалось с лета (шатдаун), теперь снова публикуется.  В ноябре рост составил 2.52% относительно прошлого года, вроде неплохо, но при этом мы видим сокращение относительно и 2019 года (-0.14%), и  2007 года (-0.34%).  Долгосрочная стагнация и деградация.

8. Индустриальное производство Германии в плюсе на 0.99% по сравнению с тем же месяцем год назад и в минусе на 11% относительно 2019 года. Пик производства пройден в ноябре 2017, минус 17.1% от пика. 

9. У Италии -0.32% за год, -6.24% относительно 2019.  Пик пройден в августе 2007, -26.67% от пика.

10. У Франции +1.58% за год, -3.38% относительно 2019. Пик пройден в апреле 2008, -12.79% от пика.

11. У Британии -0.8% за год, -8.36% относительно 2019. Пик пройден в январе 2007, -11.37% от пика.

12. У Японии +0.69% за год, -5.38% относительно 2019.  Пик пройден в феврале 2008, минус 22.73% от пика.

13. У Польши +1.32% за год, +27.26% относительно 2019. 

14. Текущий уровень индустриального производства по сравнению с 2000,  2007, 2019 и 2024 годом (первый и второй столбец отличаются тем, что в первом делается сравнение только последнего месяца с тем же месяцем год назад, а второй столбец берет 6-ти месячное среднее), а также когда был пройден пик производства, в тех странах, где он был пройден:

679c8d0162fb2b392bf58f37b4c90c30.png

15. Индустриальное производство в процентах от того же месяца предыдущего года с нормализацией за полгода, Россия присутствует на обоих графиках для возможности сравнения:

16. Индустриальное производство в процентах от уровня 2000 года (два графика отличаются исключительно наличием Китая, который нарастил производство за период более, чем в 10 раз, и связанным с этим масштабированием):


Используемые данные (это самые свежие из доступных на текущий момент), первоисточники указаны ниже.

♦ Мировая торговля - данные по конец октября

♦ Индустриальное производство Китая, США, России, Индии, Японии - данные по конец ноября

♦ Мировое индустриальное производство мира в целом, Германии, Италии, Британии, Франции, Польши - данные по конец октября

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Zl
Zl(3 года 10 месяцев)

В России кризисок присутствует. Многие приуныли. Многие предприниматели кто неплохо жил, достали кредитку и технику в кредит заправляют.

Металлолом приуныл внезапно. Металл стал ненужен, денег не дают на  закупку.

Но при этом некоторая металлообработка загружена 100%, и нахрен им клиенты новые не нужны. Недвижимость кризис тоже есть явный.

Аватар пользователя SERGEI WINNER
SERGEI WINNER(8 лет 3 месяца)

Падение пром производства в ноябре связано с календарным фактором, а не с вашими мриями. В этом ноябре на 2 рабочих дня меньше, чем в 2024 году. У Росстата в методологии расчета ноябрь 2025 (19 рабочих дней) считается к ноябрю 2024 года (21 рабочий день) без учета календарного фактора. 

Аватар пользователя Тояма Токанава

Вот каким то загадочным образом политика ЦБ и правительства не помогает росту индустриального производства. Уже и ставку на 20 поднимали и НДС повысили , все никак промышленность не растет почему то.😒

Зато у нас очередные победы перемоги в объёмах продажи энергоресурсов [за рупии]. И торговый профицит вызывает гордость и радость своими объёмами 

Возникают смутные сомнения - может Сапихвзадовна все таки не дура, а целенаправленно, грамотно и успешно делает, то что от неё требуют её хозяева?

Аватар пользователя Dr. Livsi
Dr. Livsi(7 лет 11 месяцев)

Не нагнетайте. Наш кумир сообщил нам, что:

Снижение темпов роста экономики — сознательный шаг правительства и ЦБ в рамках борьбы с инфляцией, «плата за сохранение качества экономики и макроэкономических показателей»

Совпадение планов и результатов - это ли не признак мастерства. Сложнее конечно, когда плана нет. Тогда остается только путь. Но мы знаем, что начальство не ошибается, в России, как минимум.

Вообще, как врач, я могу в очередной раз напомнить, что пациент должен умереть от той болезни, от которой его лечат. Экстраполируя, можно сказать, что раз никто ни в чем не виноват, то и отвечать не за что. Соответственно, и некому. 

Аватар пользователя Istrebitel_MiG31
Istrebitel_MiG31(11 лет 1 месяц)

, что пациент должен умереть от той болезни, от которой его лечат.

Ну или выздороветь! А от от болезни, которую не лечат гораздо больше шансов склеить ласты. Но вы продолжайте удобно философствовать - это разгоняет скуку хотя бы! 

Аватар пользователя avt
avt(5 лет 7 месяцев)

Ой, как вы радостно зазвенели. Даже пошли в ход либерастические мемасики вроде "наш кумир". Посмотрим, что будет по итогам этого года и в начале 2026. 

Аватар пользователя steep
steep(3 года 2 месяца)

Что будет? Ж..па или п..зда? :) 

Аватар пользователя Escander
Escander(7 лет 1 месяц)

"Не создавай себе кумира"

Аватар пользователя Dr. Livsi
Dr. Livsi(7 лет 11 месяцев)

Это верно.

Аватар пользователя OldRussian
OldRussian(8 лет 11 месяцев)

Совпадение планов и результатов - это ли не признак мастерства.

  В принципе, так и есть. Стояла задача охладить экономику - задача выполнена, экономика охладилась.

Аватар пользователя Игорь_
Игорь_(3 года 8 месяцев)

Пока ещё рупь не роняли. Есть у сахипзадовны козырь в рукаве.

Аватар пользователя Южанин
Южанин(7 лет 2 месяца)

В этом месте сарказм был очевиден: "Уже и ставку до 20 поднимали"
Но вот тут: "Пока ещё рупь не роняли."

Не накаркайте ненароком, ну его нафик такие подсказки ЦБ, не дай Бог прислушаются. Зачем же говорить про "пока еще"? Логичнее было бы поддержать Тояму и сказать в тон, что "уже и рубль роняли" - так было бы и синхронно и усилило бы начальный пост.

Не сглазьте ненароком про рубль, не сглазьте. Хотя бы курсом баловать перестали, а КС... да, за нее еще скорее всего будет отдельный разговор. Банки ничерта не производят, но жрать себе требуют без церемоний. Их стремление набить свои карманы понятно, но между промпроизводством и банками, надо выбирать промышленность. Тут нечего обсуждать.

Аватар пользователя OldRussian
OldRussian(8 лет 11 месяцев)

между промпроизводством и банками, надо выбирать промышленность. 

  Кому выбирать? "Наш кумир" уже всё выбрал и давно.

Аватар пользователя Южанин
Южанин(7 лет 2 месяца)

Кому вы­би­рать?

Не знаю, но если выбор окажется неправильным, то я даже последствия предсказать не возьмусь.

Аватар пользователя ГУДвинъ
ГУДвинъ(1 год 9 месяцев)

Как -то вы не очень уважительны в отношении главы нашего ЦБ, а ведь на Западе ее не раз признавали чуть ли не лучшим главой Центробанка в Европе и мире smile31.gif

https://www.bfm.ru/news/343170

Аватар пользователя выхухоль
выхухоль(10 лет 10 месяцев)

повт.

Аватар пользователя выхухоль
выхухоль(10 лет 10 месяцев)

Сарказм тут не к месту, они просто офигевают.

Может быть от того, что при таких вводных ( диверсиях,СВО, санкциях, грабежа ЗВР и прочих) остальные ЦБ рухнули бы, вместе со своими экономиками? Именно этого Запад добивался изо всех сил, сам надорвался а Сапхизадовна справилась

Аватар пользователя Anter1999
Anter1999(8 лет 2 месяца)

а ведь на Западе ее не раз признавали чуть ли не лучшим главой Центробанка в Европе и мире smile31.gif

Почему то Горбачева вспомнил.

И Раису.

И Кукурузника

И кавалера Мальтийского ордена.

 

Аватар пользователя steep
steep(3 года 2 месяца)

Гильотина тоже шикарный механизм.. 

Аватар пользователя igorzh
igorzh(13 лет 3 месяца)

А что у Вас были сомнения, что она успешно и со знанием дела решает свои задачи? Только почему-то большинство дураков думает, что ее задачи, это задачи России, а это совсем не так. Так что поздравим ее с успешным выполнением своих обязанностей. Правда ее начальник, видимо, живет не в России.

Аватар пользователя pivnik
pivnik(5 лет 3 месяца)

"Отсюда видно, что сокращение промышленности явление нечастое и тревожное, но 1% это не катастрофа" - надо смотреть дальше, если в первом квартале будет снижение, во втором стабилизация, а в третьем будет подъём - то всё норм. Будем посмотреть.

p/s - Алексу, как всегда респект за развернутую аналитику.

Аватар пользователя Византий
Византий(6 лет 8 месяцев)

smile9.gif

Аватар пользователя svinomir
svinomir(2 года 1 неделя)

Ну, во-первых, не 1, а 0.7, а если учесть, что тот год был високосным, и на один рабочий день было больше, то в зависимости от того, пропорционально производство календарным или рабочим дням - реальное сокращение 0.3%-0.4% Почти втрое меньше, чем процент.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(14 лет 2 месяца)

Да, если падение ограничится одним месяцем, это будет неплохо.

Но локомотивом до было жилье (а следом за жильем куча отраслей), то есть во многом ипотечный пузырь, возникает вопрос, на базе чего (в рамках ростовщической модели) возникнет новый локомотив?   Военные расходы могли бы быть локомотивом в случае подавляющего превосходства, когда военные затраты многократно окупаются, но У не индейцы, приобретения обходятся недешево.  

Аватар пользователя svinomir
svinomir(2 года 1 неделя)

Я думаю, что жилье ждет падения ставки. При такой ставке ипотека слишком дорогая, и люди не могут позволить ее в той же степени. По идее, это должно привести к тому, что цена будет падать до равновесной. Однако, если ставка продолжит падать (а пока она упала с 21 до 16 за пол года, что достаточно прилично), то равновесная цена жилья снова отрастет.

Я подозреваю (с жильем никак не связан, чисто гадаю), что производители предпочитают держать жилье, ожидая понижения ставки (а вместе с ней - более доступной ипотеки), чтобы продать его дороже. Учитывая, что для длинных ипотек покупательная способность пропорциональна ставке - вопрос идет о 20 (а то и более) процентах стоимости жилья ЗА ПОЛ ГОДА. Разумеется, его выгоднее держать, чем продать на пол года раньше с таким дисконтом.

Опять же, повторюсь, что это диванные рассуждения, я не аналитик, и все такое. Но если дело только в этом - то ожидания вполне оптимистичные. Ставка будет падать, ипотека снова начнет работать и станет тянуть стройку так же, как в прошлые годы.

Но даже если падать не будет - в какой-то момент придется фиксировать убыток, и продавать дешевле. Это уже будет вариант с шоками по рынку, но главное, что продолжит работать.

Если что, по прогнозу ЦБ, ставка будет падать примерно до 8% к середине 27го. Примерно на 0.45 пунктов в месяц

Аватар пользователя alexsword
alexsword(14 лет 2 месяца)

Ну, упадет ставка.  И что?

В терминах соотношения стоимости типового жилья к медианным зарплатам в предыдущие годы был непропорциональный рост, маскировка этого через ипотеку работает плохо, США со всеми колониальными налогами в 2008 пришло к тупику этой модели накачки ипотеки, а у нас и колониальных налогов нет.  

Аватар пользователя svinomir
svinomir(2 года 1 неделя)

Я с этим не согласен. Жилье сейчас стоит бросовых денег, если перестать воспринимать под жильем "жилье в миллионниках".

Мы набиваемся все больше в крупные города, а поскольку производить пространство не можем - оно продолжает расти. При этом, мы сравниваем его с прошлым, когда оно строилось повсюду, словно фактора доступности пространства не существует.

Медианная зп в стране - 40к. В каком-нибудь спутнике миллионника (сужу по Кстово-Нижний Новгород) двушка стоит от 2 млн. Это 50 зарплат. Удачи найти такие соотношения в прошлом.

Понятно, что в Кстово медианная зп будет меньше, чем по России, но в силу того, что такое медианная зарплата, ее падение с переходом от выборки "вся Россия" к выборке "мелкие города" - будет куда меньше, чем у средней.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(14 лет 2 месяца)

 не возражаю, осталась сущая мелочь - обеспечить всех в малых и средних городах продуктивными рабочими местами с достойной зарплатой

Аватар пользователя svinomir
svinomir(2 года 1 неделя)

Так я именно об этом и говорю. Если мерить "достойность зарплаты" доступностью жилья - то она сейчас, пожалуй, максимальная в истории. И в Москве - в этом смысле она куда менее достойна, чем в провинции. Вот я на коленке посчитал - 93 медианных в Москве стоит самая дешевая двушка. Полагаю, что в Кстово, даже после коррекции медианной зп (напоминаю - 50 зп - это если брать медианную по стране), будет куда меньше.

Кстати, до Кстова 30 км, и многие работают в Нижнем.  То есть, речь даже не об удаленном ПГТ (в них ниже миллиона будет цена). Это речь была о спутнике миллионника. Это, в теории (хотя бы на несколько лет) - зарплаты миллионника, а цены - спутника. Для Москвы таких трюков нет.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(14 лет 2 месяца)

> она сейчас, пожалуй, максимальная в истории.

Этот тезис требует обоснования.

Нужны медианные зарплаты в малых городах и типовая стоимость жилья в них же.  

Аватар пользователя svinomir
svinomir(2 года 1 неделя)

Я согласен, у меня нет этих данных. Ну, я тупо не знаю, как их получить.

Замечу только, что медианная ЗП очень устойчива к усечению небольшой верхней части выборки (в отличии от средней, которая от этого может просесть в разы).

Ну и цифры, приведенные мною - в любом случае, получены на коленке, цены на квартиры я брал самые дешевые по ЦИАНу. Это, конечно, очень ненадежно.

Аватар пользователя Писатель
Писатель(7 лет 9 месяцев)

Если мерить "достойность зарплаты" доступностью жилья - то она сейчас, пожалуй, максимальная в истории

Вот я на коленке посчитал - 93 медианных в Москве

28.03.2018 

Челябинск признан городом с самым доступным жильем

По данным исследования аналитиков ЦИАН, Челябинск лидирует среди крупных городов России по индексу доступности жилья. Напомним, этот показатель рассчитывается из соотношения средних цен на жилье и среднемесячной зарплаты в городах-миллионниках.

По данным агентства, для покупки квартиры в новостройке средней семье из двух человек потребуется 2,1 года, на вторичном рынке - 2,4, если все доходы будут направляться на оплату жилья

https://rg.ru/2018/03/28/reg-urfo/gorodo-s-samym-dostupnym-zhilem.html

58 месячных зарплат. (2,4 года*12 месяцев * два человека).

ЗЫ - да, в те годы и покупал квартиру, собственно говоря, вопреки росту ЗП цены на недвижимость стояли.... лет пять, что ли, точнее сказать не могу.

При этом студии ещё не стали остро модными.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в сочинении псевдостатистической дезы - https://aftershock.news/?q=comment/11334142#comment-11334142 ***
Аватар пользователя СВВ
СВВ(10 лет 12 месяцев)

И, главное, обеспечить желание (добровольно - принудительно) хозяев стройфирм строить жильё в Кстово, Семилуках и прочих городах спутниках, о райцентрах и более мелких градациях не замахиваюсь, тупо пошлют.

Аватар пользователя ГУДвинъ
ГУДвинъ(1 год 9 месяцев)
Аватар пользователя svinomir
svinomir(2 года 1 неделя)

Вопрос не в том, что остается делать. Я лишь указал, что жилье становится менее доступным не из за падающего производства, коррупции, спекулянтов, и хрен знает чего еще. А из-за того, что под "нормальным жильем" подразумевается жилье на все более сужающейся площади.

Пока мы пытаемся набиться в 1/1000 площади страны. Когда будем пытаться набиться в 1/10000 - цена жилья вырастет еще в 10 раз. Против этого лома нет приема.

Аватар пользователя Anter1999
Anter1999(8 лет 2 месяца)

Медианная зп в стране - 40к. 

Это означает, работники смогут заработать только минимальную пенсию. 

Аватар пользователя СВВ
СВВ(10 лет 12 месяцев)

А ты веришь что до неё поработаешь, хотя может уже ведомственная пенсия и есть.

Аватар пользователя Anter1999
Anter1999(8 лет 2 месяца)

А ты веришь что до неё поработаешь

А вы, молодой человек, на пенсию и не надеетесь? А зря.

Хотя....   Отчисляйте свой процент в СФР, а я за вас буду получать.

Я имею две пенсии. 

Да, ещё.... Пришлось очень хорошо изучить ФЗ-400 и другие пенсионные законы. Посмотрел принципы вычисления пенсии и ИПК, - пришел к выводу, что отношение начисляемых пенсий к зарплате, - будет постоянно уменьшаться, и падение жизненного уровня "новых" пенсионеров - будет идти быстрее, чем у рабочего класса.

Аватар пользователя СВВ
СВВ(10 лет 12 месяцев)

До пенсии меньше 15 лет.

Почему и говорю что может она и будет, но фиктивная, и 45 лет стажа по большому счёту становится фикцией. В отличии от обладателей ведомственных. У них хотя бы одна к моему уже возрасту 5 лет начисляется.

Аватар пользователя svinomir
svinomir(2 года 1 неделя)

А сколько нужно, чтобы смогли покупать квартиры?

Аватар пользователя Escander
Escander(7 лет 1 месяц)

Некоторый подъём по крайней мере в ряде сфер и отраслей должен быть в январе-феврале... новые периоды, новые проекты, новые бюджеты проектов... но в целом конечно по сравнению с до СВО - не особо. С другой стороны, это такая мизерная цена за СВО по сравнению гибелью наших ребят там что ныть позорно!!!

Аватар пользователя Mike1975
Mike1975(7 лет 1 месяц)

Инфраструктура в новых регионах, восстановление энергетики, всё равно стройка, в том числе жильё. Бум, по идее, строительный, но нужно с холодной головой это осваивать, чтобы инфляция не рванула на стройматериалы.

Аватар пользователя steep
steep(3 года 2 месяца)

А в 2026 году ещё и выходных больше... Какие отмазки ещё придумаем? Сразу

Аватар пользователя svinomir
svinomir(2 года 1 неделя)

в 2026 году ещё и выходных больше

нет

Какие отмазки ещё придумаем?

Ох уж эта охранота, задолбала своей математикой. Нет бы выть белугой, как все приличные-то люди.

Аватар пользователя Осса
Осса(10 лет 4 месяца)

1квартал следущего года будет связан с закрытием не маленького процента ИП. Люди будут искать работу.

Потом в марте введение ЧЗ на 3 волну товара, так что будет еще закрытие ИП.

С сентября ввод цифрового рубля...

Если к декабрю ситуация чуть стабилизируется , то будет не плохо.

Год будет очень не простым.

Возможно, снизится аренда на коммерческую недвижимость в связи с невостребованностью предпринимателями.

Аватар пользователя pivnik
pivnik(5 лет 3 месяца)

это да, год будет не простым

Аватар пользователя DmitryO
DmitryO(9 лет 3 месяца)

Конечно. Ближайший простой год - 2027, потом 2029, а потом до 2039 простых лет не будет.

А если серьёзно, ноябрь сравнивать не совсем корректно. У нас день единства, в результате количество рабочих дней в ноябре 2025 - 19, а в ноябре 2024 - 21. Рабочее время на 10% меньше, естественно, это сильнее сказалось на обрабатывающей промышленности, чем на добывающей (с непрерывным производством).

В декабре 2025 22 рабочих дня, в декабре 2024 - 21, там посмотрим.

Аватар пользователя Escander
Escander(7 лет 1 месяц)

дело не в ноябре, 11 месяцев ниже среднемирового. Моторчик немного скинул обороты

Аватар пользователя DmitryO
DmitryO(9 лет 3 месяца)

Безусловно, когда ставка на 10% выше инфляции, сброс оборотов неизбежен.

Но комментарий только об отрицательном показателе конкретно в ноябре.

Аватар пользователя Shulz
Shulz(3 года 5 месяцев)

В 2039м будет глобальная геоклиматическая катастрофа (НЕ!!! связанная с деятельностью человека). А следовательно более чем разумно сдувать экономику, снижать год за годом производство заранее, ибо после 2039го продукцию продавать будет по большому счету особо некому.

Страницы