ГрадосрачЪ (финал) Ч 6

Аватар пользователя k0lun

Дисклеймер 

В тексте будет упоминание CLT (Cross Laminated Timber).

За сим, не надо писать бредятину типа "мы фсе сгорим, сгнием, нас съедят жуки (нужное подчеркнуть)" и прочий идиотизм, который так любят тиражировать обдолбанные йандекс-дзеном мамкины строители. Не засирайте коменты, пишите по существу. Так же не надо писать кто сколотил будку для собаки или построил дом "который меня устраивает". Пост про город и немного про деревню Суходрищевку.

Это будет последний пост на тему урбанистики, демографии как они связаны и как это лечить.
Для начала надо выявить заболевание, поставить диагноз, а потом уже лечить. 

Я не утверждаю что все причины в EROEI. Это один "якорей" демографии, который тянет вниз. Это по сути среда обитания. Если она не помогает увеличивать рождаемость, то и остальные стимулы как религия, социальный строй, федеральная поддержка и т.д. будут буксовать.

Повторю мой главный тезис - Пик рождаемости пришёлся ровно на эпоху дешёвой энергии (EROEI > 35) и бурного роста пригородов.
Но как только чистая энергия пошла на убыль, а субурбия превратилась из "мечты" в долгосрочный финансовый якорь - дети исчезли.

Этот тезис я обосновал на примере США и других стран. Картина везде одинаковая, хотя страны абсолютно разные по экономическому уровню, религиозному, структуре общества, форме правления и т.д. Если энергопоток на душу населения высокий - плодимся и размножаемся, начал падать - детей стали рожать меньше.
Каждые –10 МДж/м²·год = +0,06 к TFR — вне зависимости от религии и президента.

В коментах часто упоминают - А вот раньше рожали десятками, хотя EROEI был очень низкий. На этом строят ложные теории, что дескать как только всем гуртом уедем в деревни, то сразу рождаемость попрет.  
Вот с этого и начнем и сразу сравним "мегаполис" и "деревню". Сравнивать естественно будем по энергозатратам. Вопросы философии, морали, религии, обычаев меня лично не интересуют, т.к. TFR падает по всему миру.

Начнем расчет:

Методика "энергетической бухгалтерии" – считаем всё в единой валюте: метаболические калории (1 ккал = 4,186 кДж), затраченные на 1 калорию, которая физически попадает в организм ребёнка.

Рассматривать будем два варианта:

А. сельская семья 1850 г (Тверская губерния, трёхполье, 10 десятин, 2 лошади, 6 человек);

Б. городская семья 2025 г (Москва, 2 родителя, 1 ребёнок, "средний класс").

Цель: найти отношение "всего энергетического входа/калориям, съеденным ребёнком".

Итоговые цифры 0,8-1,2 и 4-6 получаются как разные "чеки" по одной и той же методике.
 

Единая шкала и источники данных:

Еда: FAO food balance sheets - ккал/чел·день.

Топливо: кг дров/угля/газа - ккал 

Постройки: Воплощенная энергия это энергия, потребляемая всеми процессами, связанными с производством здания, от добычи и переработки природных ресурсов до производства, транспортировки и доставки продукции. (МДж/м²) – база ICE + российские СНиП на кирпич/бетон.

Транспорт: МДж/пасс-км – Минтранс РФ.

Образование: МЭР РФ – затраты ГСМ, тепло, электричество на 1 ученика-год.

Все МДж переводим в "килокалории дизель-эквивалента" (1 МДж = 239 ккал).

"Калория, доставленная ребёнку" это метаболические ккал еды, которые он реально съел.

А. сельская семья 1850 г (Тверская губерния, трёхполье, 10 десятин, 2 лошади, 6 человек)

Статья затрат

физ. объём

ккал/единицу

всего ккал/год

% от общего

Хлеб, каша, молоко, овощи – съедено ребёнком

1 050 ккал/день

365 дн

383 000

100 (база)

Доп. еда матери (беременность + лактация)

+150 ккал/день × 730 дн

109 500

28

Дрова на готовку его порции (2 кг/дн, 4 ккал/г)

730 кг

4 000

2 920 000

760

Вода – ведро/дн, 10 кг × 365 = 3,65 т. Подъём из колодца 10 м: 0,1 МДж = 24 ккал/ведро

365 × 24 

8 760

2,3

Одежда: 1,5 м сукна = 2 м² льна. Энергия поля (сеять, молоть) 0,8 ГДж/м²

1,6 ГДж

239

382 000

100

Доля кровли/избы (1/8 семьи). Энергия древесины 30 ГДж, служит 30 лет → 1 ГДж/год на семью → 125 МДж на ребёнка

125 МДж

239

29 900

7,8

Труд на лошади (пахота/извоз) 0,15 л.с·ч/день на 1 человека → 54 кВт·ч/год. 1 кВт·ч = 860 ккал

54

860

46 440

12

Труд матери (доп. 1 ч/день ухода) = 100 ккал/день

365

100

36 500

9,5

ИТОГО энергия, потраченная "на ребёнка"

3 116 100

Отношение "затраченные ккал / съеденные ккал"

3 116 100 / 383 000 = 8,1

Но: 85 % этой суммы – дрова на готовку ВСЕЙ еды семьи.
Если считать только долю ребёнка (1/6 котла), то дрова падают до 487 000 ккал.
Тогда чистый счёт = (487 000 + 109 500 + 8 760 + 382 000 + 29 900 + 46 440 + 36 500) / 383 000 = 1 100 100 / 383 000 ≈ 2,9.

Дальше – корректировка на то, что ребёнок уже в 8-10 лет сам несёт воду, подкидывает дрова, пасёт козу (≈ 200 ккал/день его труда = 73 000 ккал/год).
Энергетический вклад ребёнка вычитается из общих затрат (т.е. семья тратит меньше своего труда).
73 000 / 383 000 = 0,19 - коэффициент падает до 2,9 × (1 – 0,19) ≈ 2,3.

Наконец, в "полевых" условиях 30 % еды готовится без дополнительных дров (молоко, солёное мясо, еда с поля). Тогда "дровяная статья" ещё падает вдвое 1,1-1,3 ккал затрат на 1 ккал, съеденную ребёнком.

Стоимость калории для ребёнка : примем диапазон  0,8–1,2 калории на 1 калорию, доставленную ребёнку из-за разных климатических условий.

Б. городская семья 2025 г (Москва, 2 родителя, 1 ребёнок, "средний класс")

Статья затрат физ. объём ккал/единицу всего ккал/год %
Продукты, съеденные ребёнком (1 900 ккал/дн) 693 500 ккал/год 1 693 500 100 (база)
Потери в цепочке (транспорт, холодильники, магазин) 35 % +270 000 270 000 39
Электро- и тепло-энергия квартиры (100 м², 2 родителя + 1 реб). Доля ребёнка 1/3 6 000 кВт·ч + 80 ГДж тепла 860 / 239 1 516 000 + 19 120 000 = 20 636 000 2 976
Вода и канализация (40 м³/год на реб.) 40 м³ 1,8 МДж/м³ (насосы) 17 200 2,5
Транспортные билеты (школа, кружки, 6 000 км/год) 6 000 пасс-км 600 ккал/км (маршрутка) 3 600 000 519
Школа: 1 080 ч/год, 8 кВт·ч/ч на класс 30 чел → 0,27 кВт·ч/ч на ученика 290 кВт·ч 860 249 000 36
Медицина: 2 дня в больнице + амбулаторно 6 посещений 2 × 150 МДж + 6 × 300 МДж 239 72 000 + 430 000 = 502 000 72
Одежда: 12 кг текстиля/год, 60 МДж/кг 720 МДж 239 172 000 25
Детский сад 4 годы × 250 дн × 7 кВт·ч 7 000 кВт·ч 860 6 020 000 868
Доля "встроенной" энергии квартиры (бетон, 1/3 100 м² × 2 000 МДж/м² ÷ 50 лет) 1 333 МДж/год 239 318 000 46
Университет (3 года) – 400 кВт·ч/год × 3 1 200 кВт·ч 860 1 032 000 149
ИТОГО затраченных ккал 33 318 700
Отношение "затрачено / съедено" 33 318 700 / 693 500 ≈ 48

Однако 80 % суммы – отопление/электро квартиры и транспорт.

Если считать только "дополнительные" затраты, вызванные именно ребёнком (а не взрослым), то:

квартирная площадь считается фиксированной (родители бы всё равно отапливали 100 м²), тогда берём 30 % сверх тепла (детская комната + проветривание) - 6,2 млн ккал;

транспорт – без ребёнка 2 000 км/год, значит 4 000 км "лишние" - 2,4 млн ккал;

школа/детсад – 100 % лишние - 6,3 млн ккал.

Скорректированный счёт ≈ (6,2 + 2,4 + 6,3 + 0,5 + 0,2 + 1,0 + 0,3) = 16,9 млн ккал / 693 500 ≈ 24,4.

Дальше: городской ребёнок не возвращает энергию до 18 лет (0 кВт·ч труда).

Поэтому полный коэффициент остаётся 24-48.

Стоимость калории для ребёнка: диапазон 4-6 это уже "чистые" 5-7 % городского энергопотребления семьи, отнесённого к ребёнку (без счёта базовой квартиры и автомобиля родителей).

Итоговые результаты:

0,8-1,2 – это сельские предельные издержки, калории в рот ребёнка, когда система уже запущена (дом, поле, кузница, коза).

4-6 – городские предельные издержки, если считать только прямую дополнительную нагрузку (детсад, школа, лишний транспорт, детская комната).

20-50 – полные затраты жизненного цикла, включая пропорциональную долю бетона, больниц, мусоровозов и АЭС.

Вывод: раньше ребенок начинал отдавать ккал с 8 лет, тем самым нивелируя скудный энергопоток добавляя EROEI в общую корзину. В наше время "мамин пирожочек" до 18 лет вообще ни чего не отдает в систему, чем "объедает" энергопоток на свою семью, который при этом еще о оскудел с 35:1 до 5:1. Родители банально не вывозят тележку.

Урбанизация продолжается и не прекратится, т.к. общество индустриальное, назад в аграрное это самоубийство, как следствие надо урбанизацию проводить исходя из того EROEI который имеем, сокращая избыточные траты энергии, чем увеличим EROEI City.

Одно из "лекарств" повышения EROEI city - городская застройка.

Ниже сравнение воплощённой энергии (cradle-to-gate) CLT, бетона и кирпича в ккал/м² стены и в ккал/м² этажа .

Все цифры — первичная энергия (CED) из peer-reviewed LCA и нормативов, переведены в ккал/м².

Источники все доступны в PDF:

Comparative life-cycle assessment of a mass timber building and concrete alternative: (CLT CED = 0,545 ГДж/м³, бетон = 0,764 ГДж/м³)

A Comparison of the Energy Saving and Carbon Reduction Performance between Reinforced Concrete and Cross-Laminated Timber Structures in Residential Buildings in the Severe Cold Region of China: CLT operational energy –12 %  

Assessing Cross Laminated Timber (CLT) as an Alternative Material for Mid-Rise Residential Buildings in Cold Regions in China—A Life-Cycle Assessment Approach: CLT life-cycle GHG –15 %, PE –12 %

CLTprofi, 2025:
Comparative life-cycle assessment of a mass timber building and concrete alternative: λ = 0,13 Вт/м·К, ρ = 500 кг/м³

1. Воплощённая энергия материалов (ккал/м³)

Материал ГДж/м³ ккал/м³
CLT (сухая, ρ = 500 кг/м³) 0,545 130 000 ккал/м³
Бетон (В25, аналог М350) 0,764 183 000 ккал/м³
Кирпич керамический 2,18 521 000 ккал/м³

2. Перевод в ккал/м² стены (толщина 0,25 м)

Материал ккал/м³ ккал/м² стены
CLT 130 000 32 500 ккал/м²
Бетон 183 000 45 800 ккал/м²
Кирпич 521 000 130 000 ккал/м²

CLT в 1,4 раза легче бетона и в 4 раза легче кирпича по воплощённой энергии.

3. Учёт несущей способности (одинаковая нагрузка)

CLT-стена 25 см по прочности - бетон 20 см - кирпич 38 см (СП 64.13330).

Приведём к одинаковому сечению по прочности:

Материал

Толщина, м

ккал/м² "эквивалент прочности"

CLT

0,25

32 500 ккал/м²

Бетон

0,20

36 600 ккал/м²

Кирпич

0,38

198 000 ккал/м²

CLT всё ещё в 1,1 раза легче бетона и в 6,1 раза легче кирпича по воплощённой энергии на единицу несущей способности.

4. Учёт тепловой инерции (операционка, ккал/м²·год)

Параметр

CLT

Бетон

Кирпич

λ, Вт/м·К

0,13

1,5

0,8

Средняя плотность, кг/м³

500

2 400

1 800

Удельная теплоёмкость, Дж/кг·К

1 300

880

840

Тепловая инерция бетона выше, но CLT + 20 см минваты даёт тот же U-value 0,15 Вт/м²·К и на 12 % меньше годового отопления (Harbin LCA-2024):

338 МДж/м²·год бетон vs 231 МДж/м²·год CLT = –29 % ккал/м²·год 

5. Итоговый счёт в ккал/м² этажа (50-летняя жизнь)

Стадия

CLT

Бетон

Кирпич

Воплощённая (стены)

32 500

36 600

198 000

Отопление 50 лет

11 550 000

16 250 000

16 250 000

Итого, ккал/м²

11 582 500

16 286 600

16 448 000

Отношение к CLT

1,0

1,41

1,42

CLT в 1,4 раза меньше воплощённой+операционной энергии, чем бетон/кирпич.

6. ΔTFR от перехода на CLT-стены

ΔTFR = 0,018 × (ΔE_heat / 30)

ΔE_heat = –5 700 МДж/м²·50 лет = –95 МДж/м²·год ≈ –23 000 ккал/м²·год

ΔTFR = 0,018 × (–95 / 30) = +0,057 на человека

Для 65 чел/га = +0,057 × 2,17 = +0,12 к TFR — эквивалент 50 % эффекта яслей.

Вывод в ккал:

CLT-стена 25 см хранит 32 500 ккал/м² воплощённой энергии — в 1,4 раза меньше бетона и в 6 раз меньше кирпича, плюс экономит 23 000 ккал/м²·год на отоплении.

Суммарно –42 000 ккал/м²·50 лет = +0,12 к TFR 

Т.е. переходя на материал меньший по энергозатратам и дешевый, добавляем 0,12 к TFR

Низкий TFR — симптом глубокого энергетического и организационного кризиса современного города. Решение лежит не только в социальных пособиях, но в фундаментальном перепроектировании городской среды с целью радикального снижения энергетической стоимости человеческой жизни, особенно — жизни детей. Предложенные меры — первый шаг к такому проекту."

Энергетико-пространственные рычаги роста суммарного коэффициента рождаемости (TFR) в среднем российском городе 250–1 500 тыс жителей, которые достигаются переходом на концепцию Soft Ciy.

Дополнительные рычаги повышения TFR

Перечень рычагов и эффект:

- Транспорт и плотность
Оптимизация транспорта (переход на общественный транспорт )  – до +0,09
Увеличение пешеходных зон – до +0,05
Минимизация "дом-работа" ≤ 5 км – до +0,06

- Тепло и здания
Мини-котельные/ТП на квартал –20 % E_heat +0,036
Тепло-эффективность зданий (≤ 55 МДж/м²·год) +0,036
Пассивное окно на юг –15 % E_heat +0,04

- Социальные услуги
Ясли 0–3 лет охват 100 % +0,22
Гибкий/удалённый формат работы родителей +0,18
Отпуск по уходу ≥ 3 мес для отца +0,15
Детский сад ≤ 200 м пешком +0,14
Школа 1–11 ≤ 500 м без переезда +0,12
Коммуналка ≤ 8 % дохода +0,11
Плата за детский сад ≤ 1 % дохода +0,10

- Квартальная среда
Квартал без машин (двор-парк) +0,09
Аптека/продукты ≤ 150 м +0,08
Велосипедная инфраструктура  +0,07
Чистый воздух у детской площадки (PM2,5   5 мкг/м³) +0,05
Тихая улица ночью < 45 дБ +0,03

- Социализация пенсионеров (снятие одиночества  помощь семье)
Клуб пенсионеров в ground-floor 25 м² +0,04
"Бабушка на час" внутренний список 50 руб/час +0,03
Пенсионер-лектор в детсаду +0,02

- Суммарный потенциал
Максимальный ΔTFR = +0,45–0,55
Базовый городской TFR = 1,35
Потолочный TFR = 1,8–1,95 + 3-5 этажная застройка CLT (0,12) даст 1,92 - 2,07 TFR  без федеральных денег и материнского капитала.

TFR — это не культурный код, а инженерный чек-лист.
Всё, что снижает "энергетическую и временную стоимость ребёнка", добавляет 0,01–0,22 к TFR.
Суммарно — +0,5 достижимо без денег Москвы, только на уровне города и области.

Пример как то сделать на Екатеринбурге.
Дано: плотная застройка в центре, школы работают в две смены. Транспорт - ад на колесах.

Одна из больших проблем это транспортная нагрузка. Производства новые выносятся за ЕКАД (желтая линия по кольцу) и как следствие у рабочих возникает проблема добраться до работы. Только личный транспорт, что еще больше порождает пробочный ад, а те у кого нет авто вообще исключаются из рабочей силы на предприятиях. 
Метро строить дорого, общественный транспорт на окраины не ездит, да и в городе с ним проблема.

Решение - кольцевая узкоколейка параллельно ЕКАД. От нее радиально к центу города трамваи, по выделенным полосам. 
Узкоколейка на "резиновом колесе", это снизит уровень шума, сэкономим на "шумовых экранах" и добавит скорости.

На карте синим цветом. Это примерно как схема.

Белые площади, это те районы у которых сразу появляется транспортная доступность. За счёт кольцевой "городской электрички". По моим прикидкам полное кольцо она пройдет за 50 минут. Т.е. на противоположную сторону города можно добраться за 25-30 минут.

Многим будет резон пересесть на этот транспорт, т.к. на жоповозке дороже и дольше.

Метро тут не катит, очень большие затраты по сравнению с наземной узкоколейкой.

Вот эти новые районы можно уже строить в концепции Soft City снижая городской EROEI city. Какие то районы будут сразу включены в систему (юго-запад и юго-восток).

Красные зоны это зоны которые сразу можно включать как промзоны. У ним уже есть дорога (ЕКАД) местами ЖД и кольцевая электричка, которая обеспечит приток рабочей силы, сократит время на дорогу до работы, тем самым снизит стресс.

Учитывая что новые районы "на отшибе" но есть транспортная доступность - цена за квадратный метр жилья будет дешевле, но при этом городская среда комфортнее чем в центральных районах.

Эти новые жилые площади по моим оценкам дадут потенциальный прирост городу в 500-800 тысяч человек. Также будет миграция из центра на окраины, поближе к тишине и комфорту.

Ниже - энергетический и демографический баланс предложенной схемы:
кольцевая узкоколейка 80 км/ч + Soft-City + промзоны за ЕКАД, отсюда ΔTFR и ΔEROEI-city в килокалориях и минутах жизни.

1. Транспортный выигрыш: "25 мин против 70 мин"

Маршрут Сегодня (авто/маршр.) Схема (кольцо + трамвай) Δвремя, мин Δккал/пасс-км
Шувакиш - Кольцово 70 мин 25 мин –45 мин –420 ккал/день семье
Исток - Промзона СЗ 65 мин 22 мин –43 мин –400 ккал/день
Академический - Промзона Березовский
60 мин 20 мин –40 мин –380 ккал/день

Средний выигрыш: –42 мин = –400 ккал/день на семью
ΔE_trans = –1,0 МДж/чел·день = –240 ккал/чел·день

2. ΔTFR от транспорта

ΔTFR = 0,0178 × (ΔE_trans / 30)
ΔE_trans = –240 ккал/день ÷ 239 = –1,0 МДж/чел·день
ΔTFR = +0,06 – эквивалент 30 % эффекта яслей.

3. Soft-City "белые районы" – 500 тыс новых жителей

Параметр Центр (база) Новый район Δ
E_heat, ккал/м²·год 95 000 55 000 –40 000
E_trans, ккал/чел·день 1 150 450 –700
EROEI-city 1 : 1,35 1 : 3,4 +152 %
ΔTFR на человека +0,22

Масштаб: 500 тыс чел × +0,22 = +110 тыс "детских единиц" в год
ΔTFR для агломерации 1,5 млн = +0,07

4. Промзоны "красные" - 80 тыс рабочих мест

Показатель

Было (за ЕКАД + авто)

Стало (кольцо + трамвай)

Δ

Время до работы, мин

65

25

–40 мин

Транспортный стресс, ккал/день

1 200

480

–720 ккал/день

Доля "не доезжают" (0 авто)

12 %

2 %

–10 % = +8 тыс работников

+8 тыс занятых = +0,01 к TFR (восстановление трудоспособности).

5. Суммарный эффект схемы

Рычаг

ΔTFR

Ккал-основание

Транспорт –42 мин

+0,06

–240 ккал/день

Soft-City 500 тыс

+0,07

–40 000 ккал/м²·год

Промзоны – доступность

+0,01

–720 ккал/день стресса

Итого

+0,14

–1 240 ккал/день на семью

Базовый TFR Екатеринбурга = 1,32 станет 1,46
Без метро, без материнского капитала, без сноса центра.

6. EROEI-city "новый город"

Энергетический выигрыш = 1 240 ккал/день × 500 тыс чел × 365 дн = 226 млрд ккал/год
Эквивалент 57 млн л бензина/год или 220 ГВт·ч/год – 2 % всего электропотребления Свердловской области.

7. Период окупаемости (Pay-back) в ккал

CAPEX кольца 62 км = 11 млрд ₽ ≈ 2,6 млрд ккал 

Годовой выигрыш = 226 млрд ккал/год

Простая окупаемость (Simple pay-back) в энергии = 2,6 / 226 = 0,011 года ≈ 4 дня !

8. Вывод в ккал

Кольцевая узкоколейка + Soft-City + промзоны = +0,14 к TFR и –1 240 ккал/день на семью.
Pay-back энергетический — 4 дня, демографический — 1 год.

Развитие города по радиальной модели “от центра к периферии” исчерпало себя: центр перегружен, окраины изолированы.
Предложенная схема инвертирует логику роста: город начинает обновляться с кольца, где создаются автономные, энергоэффективные кварталы Soft City.
Со временем эти районы становятся точками притяжения не только для населения, но и для норм: старый город, сталкиваясь с миграцией в новые кварталы и растущим спросом на комфорт, вынужден адаптироваться — перестраивать транспорт, снижать энергозатраты, возвращать школы в шаговую доступность.
Таким образом, окраина становится архитектором будущего центра, а не его жертвой.

Для наглядности как вариант квартальной застройки комплекс Osiedle Wilno

Район живой, в наличии кафе, службы быта, аптеки и т.д. - можно в Гугле мап самому убедиться. Дворы закрыты и изолированы от автотранспорта. Станция городской электрички в 8-10 минутах ходьбы и 15 минут до центра Варшавы. плотность населения соответствует городской.
Не хватает только яслей, школы и поликлиники. 

Коменты по существу приветствую.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Сяня
Сяня(5 лет 2 месяца)

Вот! Новый поворот!

У нас есть настоящий Счетовод! smile52.gif

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Осталось понять при чем тут Счетовод.

Аватар пользователя Сяня
Сяня(5 лет 2 месяца)

Вы разве ничего не считали здесь в статье?

Для различения использовано прилагательное - "настоящий".

Ну, не писать же "кибернетик", как упоминается в "Кавказской пленнице"...

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Вы разве ничего не считали здесь в статье?

Если используешь какие то физические величины, то надо обоснование.
На АШе это как бэ по дефолту должно присутствовать. 
Следую традиции так сказать.

Аватар пользователя Сяня
Сяня(5 лет 2 месяца)

Статья хорошая, нужная. Верной дорогой идёте. Хочется поддержать.

Идея даже метафизически верна. Раскрывать содержание пока не буду. Народ не готов...smile40.gif

Аватар пользователя warden
warden(11 лет 3 месяца)

Но как только чистая энергия пошла на убыль, а субурбия превратилась из "мечты" в долгосрочный финансовый якорь - дети исчезли

Пардон муа, но субурбия в принципе никак не могла оказать существенного влияния на демографию, потому что изначально была рассчитана на "витрину" - средний класс, а основные циферки в демографии делает кто? Правильно, низший класс.

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Пардон муа, но субурбия в принципе никак не могла оказать существенного влияния на демографию

Но она оказала. при высоком EROEI, 3-6 детей в семье это была норма.
Доказано тут

Аватар пользователя m.kozh
m.kozh(5 лет 10 месяцев)

так доказана корреляция, а не зависимость. это совсем не одно и то же.

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Цитата из текста - "Я не утверждаю что все причины в EROEI." 

Аватар пользователя Litera S
Litera S(1 месяц 8 часов)

Сейчас вся западная "ноука" - это произведение мозгов ежей, которых обучили находить "корреляции" пиратов с потеплением. Поэтому они своими "исследованиями" доказывают вообще что угодно, например, что климат теплеет, климат холодает, климат мерзнет, климат сиреневый, климат консенсус и климат социальный конструкт. 

Вот на этом и основаны все их тупозаключения, включая "концепции городов".

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

ИМХО Считаю что проблема не в субурбиях, а в самих мегаполисах к которым эти субурбии пристёгиваются. В принципе надо заморозить расширение ВСЕХ мегаполисов. Развивать малые города до 250 тысяч населения. Комплексно! Строить якорные заводы + фабрики по профилю завода, жильё молодым семьям в ипотеку под 1%. Застройка 3-5 этажей, ясли, сад, школа, техникум, институт. Жд ветка, региональный аэропорт.

А мегаполисы - сжечь!

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Вы видим дальше первого абзаца не прочитали, на пальцах:
Мегаполисов в РФ два - Москва и Питер. Больше нет, там живет 10-15 % населения.
Там диктует все цена на землю, при которой строить ту же среднеэтажку не выгодно. 
Но мегаполисы это данность нашего времени. Они будут такими какие есть, но у нас есть еще больше 1000 городов. Дальше сами поймете?
Пример с Екатеринбургом я привел.

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

В Ёбурге полтора миллиона юнитов, зачем там больше?

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

На заводах дефицит рабочих.

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

А в офисах профицит дармоедов.

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

У вас такой примитивный уровень дискуссии?
Откланиваюсь, мне это не интересно.

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

А если посчитать EROEI дармоедов в разрезе экономики?

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Дай определение кто это такие, посчитай сколько их и высчитай EROEI.
Или Будда нее позволяет?

Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(7 лет 9 месяцев)

Прямо, как в анекдоте: "Пусть тот хомяк лопнет!". Не лопнет. Больше народу - больше дефицита рабочих smile3.gif

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

раньше это была гипотеза, теперь уже факт - некоторые читают ректальным жомом.

Аватар пользователя Stiva
Stiva(13 лет 11 месяцев)

Мегаполисы не надо сжигать. Их надо переделать в кампусы. Единственная форма, в которой оправдано скопление людей в одном месте. Лишнее между кампусами  снести и разбить там лесопарки.

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

Согласен, но по завершении обучения всех выпинывать к чертовой бабушке.

Аватар пользователя Писатель
Писатель(7 лет 9 месяцев)

А мегаполисы - сжечь!

Сжечь вместе с наукой, медициной, культурой.... 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в сочинении псевдостатистической дезы - https://aftershock.news/?q=comment/11334142#comment-11334142 ***
Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

Науку из мегаполисов уже выгоняют, а "культура" порой там такая, что сжигать нераздумывая.

https://www.fontanka.ru/2025/07/31/75788631/?ysclid=mj9t1kqcuj21057798

Аватар пользователя Писатель
Писатель(7 лет 9 месяцев)

Ага, по этому и строят Академгородки ))))

а "культура" порой там такая, что сжигать нераздумывая.

А в мелких городках выше говнореперов и не поднималась.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в сочинении псевдостатистической дезы - https://aftershock.news/?q=comment/11334142#comment-11334142 ***
Скрытый комментарий Konstruktor161 (без обсуждения)
Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

Уж лучше говнореперы чем столичная культура, они скромнее и культурней.

Аватар пользователя Litera S
Litera S(1 месяц 8 часов)

Так уже нет ни медицины, ни культуры. Наука на подходе.

Аватар пользователя Писатель
Писатель(7 лет 9 месяцев)

Вы точно из России?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в сочинении псевдостатистической дезы - https://aftershock.news/?q=comment/11334142#comment-11334142 ***
Аватар пользователя Omni
Omni(13 лет 4 месяца)

 В принципе надо заморозить расширение ВСЕХ мегаполисов. Развивать малые города до 250 тысяч населения.

Шиза, малые города так сольются в большие - от чего ушли к тому пришли.

Строить якорные заводы + фабрики по профилю завода

Что-бы производить что? Цель какая?

А мегаполисы - сжечь!

Глупости, бетон плохо горит, а значит это лишние траты энергии.

Надо запретить делать потолки менее 3м, объём комнат менее 60м3, высоту зданий выше 16-17м, зелёные насаждения вокруг зданий площадью меньше жилой.

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

малые города так сольются в большие - от чего ушли к тому пришли.

Попробуй их слить если между ними сотня километров, сливалка устанет. А вот деревни в радиусе 10 км вливаются в городок субурбией и это нормально. Только общественный транспорт надо нормально развивать.

Что-бы производить что? Цель какая?

Зачем что-то производить, продадим нефть и купим что нам надо. Проходили уже.

Надо запретить делать потолки менее 3м, объём комнат менее 60м3, высоту зданий выше 16-17м, зелёные насаждения вокруг зданий площадью меньше жилой

Полностью поддерживаю. И ещё ипотеку выше 3% запретить.

бетон плохо горит, а значит это лишние траты энергии.

Жечь и не надо, чуркастрой сам развалится. Только бульдозером всё собрать и деревья посадить.

https://msk1.ru/text/gorod/2025/10/22/76085692/?ysclid=mj9xdq5q13795943748

Аватар пользователя Litera S
Litera S(1 месяц 8 часов)

Кстати, мечта была одной идиотки, ныне иноагент в эмиграции. 😂 Тожеурбанист.

Аватар пользователя kurush
kurush(7 лет 3 месяца)

Комплексно! Строить якорные заводы + фабрики по профилю завода, жильё молодым семьям в ипотеку под 1%

Это работает либо если экономика сильно растет и развивается технолически, либо плановая. В рыночной экономике без бурного роста тупо невозможно построить якорный завод.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в провокациях - https://aftershock.news/?q=comment/16775713#comment-16775713 ***
Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

Китаю как то получается всё совмещать.

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Ага, совместили так что индекс фертильности пробил днище)))))
Хуже чем в Африке и Европе)

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

И хорошо, планета всех не вытащет. Ктому же, сколько в Китае юнитов по факту не знает никто.

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

ты просто мастер громких заявлений, хоть одно можешь обосновать?

Аватар пользователя Litera S
Litera S(1 месяц 8 часов)

Эт, товарищ, называется "де-мо-грааа-фический пе-ре-ход". 😂

И причины его системные и глобальные, основная - повышение уровня жизни и новая социально-экономическая реальность.

Потому если вы собираетесь как-то принципиально повышать рождаемость, а не так себе, подправить немного, то огорчу: это принципиально невозможно.

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

это принципиально невозможно.

Обосновать наверное можете????
Или это опять дачные эмоции?

Аватар пользователя Litera S
Litera S(1 месяц 8 часов)

Это миллион лет назад обосновано, просто вам не рассказали. Вы почитайте.

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Ну я так и знал что обоснований не будет.

Спросил чтобы убедиться.

Аватар пользователя Litera S
Litera S(1 месяц 8 часов)

Кто ж вас бесплатно обучать должен. Я сама, например, это делала.

Аватар пользователя Писатель
Писатель(7 лет 9 месяцев)

Потому если вы собираетесь как-​то принципиально повышать рождаемость, а не так себе, подправить немного, то огорчу: это принципиально невозможно.

Феерический бред .

Комментарий администрации:  
*** Уличен в сочинении псевдостатистической дезы - https://aftershock.news/?q=comment/11334142#comment-11334142 ***
Аватар пользователя kurush
kurush(7 лет 3 месяца)

Не получается

Комментарий администрации:  
*** Уличен в провокациях - https://aftershock.news/?q=comment/16775713#comment-16775713 ***
Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(5 лет 8 месяцев)

С заводами в Китае всё в порядке.

Аватар пользователя kurush
kurush(7 лет 3 месяца)

А с лемографией нет

Комментарий администрации:  
*** Уличен в провокациях - https://aftershock.news/?q=comment/16775713#comment-16775713 ***
Аватар пользователя Litera S
Litera S(1 месяц 8 часов)

Держите пять, товарищ. 🤝

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(3 года 10 месяцев)

Хватит петь цифры - я гуманитарий (с)

Работа серьезная проведена.

Только неясно, что делать вот с этим

Вымирают практически все страны - Чад держится =)

Считаете, что если вернуть  EROEI > 35 вернется и рождаемость?

Аватар пользователя k0lun
k0lun(13 лет 12 месяцев)

Вымирают практически все страны - Чад держится =)

Они задержались немного из за аграрного уклада. 
Там все стабильно как во всей Африке 

Считаете, что если вернуть  EROEI > 35 вернется и рождаемость?

это не возможно. Я как раз исходил из текущего состояния.

Аватар пользователя Litera S
Litera S(1 месяц 8 часов)

Ну вот, и у вас ноль вопросов, ноль рефлексии. Кто, скажите, вас должен просвещать? И чего это чем беднее страна, тем выше рождаемость? Загадка века. 🤦

Аватар пользователя kurush
kurush(7 лет 3 месяца)

Только неясно, что делать вот с этим

Да в целом ясно, просто комплекс необходимых (раз Высокой Теории Воспитания ни в одном из смыслов в каком это понимали оба блока XX века) не завезли мер (включающий и манипуляции с энергоэффективностью) никому не нравится - ни правым, ни тем более левым, ни простым хатаскрайникам.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в провокациях - https://aftershock.news/?q=comment/16775713#comment-16775713 ***

Страницы