Наш плодовитый автор Cangmangdadi разродился очередной публикацией о научно-техническом могуществе Китая https://aftershock.news/?q=node/1535483 . С первых строк охватывает дрожь: «Западные ядерщики напряглись. Государственная компания по атомной энергетике Китая (CNNC) представила проект передового ядерного реактора CFR-1000»
Я уже пару раз высказывал подозрение о легкой дебильности автора. Согласно определению, Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями. Автор со мной не согласился. Забанил и лишил возможности комментировать его творения. Поэтом вынесу этот комментарий в отдельную публикацию. Для правильного понимания утверждения «судя по отзывам экспертов, это будет нечто революционное». Источник информации – патриотичный китайский ИИ Дипсик. Так вот:
Текущий статус проекта CFR-1000
· Запущенные реакторы: На данный момент ни одного реактора CFR-1000 не запущено. Это проект, находящийся на стадии предварительного проектирования и регуляторных согласований.
· Строящиеся реакторы: Строительство еще не начато. Ожидается, что после получения всех разрешений строительство будет завершено к 2034 году
Кстати, представлен не ПРОЕКТ, а ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. Полный цикл проектирования, согласования и лицензирования еще предстоит. Кстати, не 2030 год, как утверждает Cangmangdadi, а 2034г. И это если всё будет нормально…
Для сравнения, Российская программа РБН развивалась в такой последовательности:
- БОР-60 — (быстрый опытный реактор, 60 мегаватт). Физпуск 1968 год (!!!). Через три года доработает 60 лет и пойдет под демонтаж. Напомню, 60 лет – проектное время жизни атомных реакторов. Т.е. российские атомщики имеют информацию о поведении материалов и конструкций реактора в течение всей предполагаемой жизни реактора
- БН-350 — первый в мире опытно-промышленный РБН, запущен в 1972 году, остановлен в 1999 году правительством Казахстана
- БН-600 — работает с 1980 года в 3-м энергоблоке на Белоярской АЭС (спасибо коллеге TVR, который напомнил про этот пропущенный мной реактор).
- БН-800 – запущен в 2015 году, масса интереснейших решений, рекомендую почитать подробнее. С 2022 года полностью переведен на загрузку МОКС-топливом
- БН-1200М – В апреле 2025 Ростехнадзор выдал Белоярской АЭС лицензию на размещение энергоблока с реактором БН-1200М на площадке АЭС. На 2025 году запланированы подготовительные работы к его строительству. Обратите внимание, это не «предварительный проект, не имеющий ни единого разрешения». Это лицензированный проект. Будет полностью обеспечен МОКС-топливом
Отдельно отметим, что Росатом промышленно производит МОКС-топливо с 2015 года. А без него никакого замыкания топливного цикла быть не может…
Теперь посмотри, что имеет Китай:
На сегодняшний день в Китае работает один реактор на быстрых нейтронах — это Китайский экспериментальный реактор на быстрых нейтронах (China Experimental Fast Reactor, CEFR) электрической мощностью 20 МВт. Он был подключен к сети в июле 2011 года и расположен недалеко от Пекина
Это в 3 раза меньшая мощность, чем наш БОР, запущенный в 1968 год… При этом (цитата из Вики):
В проекте создания в КНР опытного реактора на быстрых нейтронах четвёртого поколения участвовали многие предприятия Госкорпорации «Росатом», в том числе НИИАР (обучение ремонтного и эксплуатационного персонала реактора CEFR с 2003 года, стажировка на местах энергетической установки БОР-60), «ОКБМ Африкантов» (монтаж и производство оборудования). Топливо для загрузки CEFR было поставлено компанией Росатома «ТВЭЛ»
И всё… нет больше ничего. В настоящее время строятся два реактора на быстрых нейтронах CFR-600 электрической мощностью 600 МВт каждый на АЭС «Сяпу» (некий аналог нашего РБН-600). Также анонсирован проект более мощного коммерческого реактора CFR-1000 (мощностью 1,2 ГВт), но его строительство еще не начато. Т.е. Китай не имеет компетенций в этой области. Выезжает на нашем горбу. Надеюсь, руководство Росатома понимает, что растит конкурента и проявляет разумность в сотрудничестве…
А что у них с МОКС-топливо? Спросим Дипсик:
Текущий статус и достижения
Экспериментальные проекты: Китай уже имеет опыт использования МОКС-топлива в исследовательских реакторах. Например, Китайский экспериментальный реактор на быстрых нейтронах (CEFR), который работает с 2011 года, изначально проектировался для использования МОКС-топлива, но на начальном этапе использовал урановое топливо российского производства.
Поставки из России: Китай зависит от российских поставок топлива для своих быстрых реакторов. Например, в 2019 году «Росатом» поставил партию топлива для CEFR, а также заключил контракт на топливо для строящегося реактора CFR-600
Ну вот, собственно, и всё, что нужно знать о китайской программе РБН. Так что утверждение «Другие крупные ядерные державы, в том числе Россия и США, также работают над усовершенствованием реакторов с целью создания более экономичного источника энергии. Но пока китайские инженеры опережают всех» выглядит очередной демонстрацией легкого дебилизма автора.
Кстати, это вовсе не повод расслабляться. Китайцы – ребята цепкие и упорные. Но не всемогущие, не надо нас пугать. В общем: «Работайте, братья!»
И поменьше читайте дебильных публикаций…
Комментарии
Как по мне, я бы держал китайцев как можно дальше от компетенций по РБН. Это одно из наших важнейших преимуществ в 21 веке и эти знания передавать НЕ НУЖНО!
В 20-м веке одно из наших важнейших преимуществ было ядерное и термоядерное оружие, и ничего, передали.
Отнюдь! Там всё затейливей
https://cyberleninka.ru/article/n/sovetsko-kitayskie-raznoglasiya-v-sfere-yadernyh-tehnologiy-1954-1964-gg/viewer
https://www.youtube.com/watch?v=x9w1lbnG-FM
Я с вами согласен. Но... Похоже, то, что мы получаем взамен, признано равноценным.
Спросил об этом Дипсик (это я нынче так развлекаюсь
). Вот его ответ:
💰 1. Крупные контракты на строительство АЭС
Россия получила контракты на сооружение энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 (поколение III+) в Китае:
Блоки №7 и №8 на АЭС «Тяньвань» (пуск запланирован на 2026 и 2027 годы соответственно).
Блоки №3 и №4 на АЭС «Сюйдапу» (пуск запланирован на 2028 год) 8.
Эти проекты укрепляют позиции России как ключевого поставщика ядерных технологий для Китая и приносят значительный доход.
🔋 2. Участие в китайской лунной программе
Россия поставила Китаю радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ) для обеспечения энергией лунных миссий. Это сотрудничество расширяет присутствие России в космической отрасли и демонстрирует её технологический потенциал 8.
🤝 3. Укрепление стратегического партнёрства
Сотрудничество в области реакторов на быстрых нейтронах (таких как CFR-600) и других высокотехнологичных проектах способствует укреплению доверия между странами. Это позволяет России сохранять влияние на мировом рынке атомной энергетики, особенно в условиях конкуренции с другими странами 8.
⚠️ 4. Риски и ограничения
Несмотря на сотрудничество, Китай развивает собственные технологии и может стать конкурентом России в будущем. Например:
Китай уже строит реакторы на быстрых нейтронах CFR-600 с помощью России, но постепенно наращивает самостоятельность 45.
В Казахстане Китай выиграл тендер на строительство АЭС, опередив «Росатом» 7.
💎 Заключение
Россия получила от Китая контракты на строительство АЭС, участие в космических программах и укрепление стратегического партнёрства. Однако важно учитывать, что Китай стремится к технологической независимости, и долгосрочные выгоды для России могут быть ограничены.
Полагаю, могут быть и дополнительные, неафишируемые договоренности. Куда же без них?
Дык АЭС нам разрешили строить ровно для того, чтобы облегчить передачу технологий.
Совместная лунная программа - пока слова. И опять же, у России в ней научно-технический задел сильно больше.
В общем, такое. Партнёрство от бедности для нас.
Мы, как ни крути, на 4 месте в этом мире. И у нас нет своего технологического кластера. А Китай сам собой являет такой кластер.
Так что бедность наша, в общем-то, запрограммирована. Для меня вообще вопрос - какие и как ноу хау РФ должна сохранять внутри и беречь от промышленного шпионажа. И вопрос ну очень непростой. Даже в моей маленькой предметной области.
Какой еще "технический задел"? Россия на Луне последний раз 50 лет назад была, свою станцию 30 лет назад имела, а свой последний пилотируемый корабль вообще чуть не 60 лет назад сделала.
Вообще ничего не нужно было передавать!
Понимаю ваше огорчение от блокировки, но пассажи про дебилизм - излишние. Автор этих Ура-агиток наверняка имеет свой гешефт и считает дебилами всех, кто его критикует)))
Вполне возможно... Но - не люблю халтуру в любой области. Затеялся вылизывать анус гешефтодателя - делай это с должным прилежанием.
Присоединюсь. Выяснять отношения стоит более корректно и менее публично.
А это не первая моя попытка. Начинал я вполне корректно, призывая автора хотя бы не врать. Я его ловил на вранье неоднократно. Но - автор не внемлет, продолжает систематически дезинформировать аудиторию...
Я с ним тоже разок зацепился, а потом понял, что он, даже если и живой, то бот. "Все претензии к автору оригинальной статьи", классика
Вполне возможен Дипсик с ручной правкой пары-тройки китайцев.
Он - художник, он так видит. )))
Ну или ему ВЫГОДНО так видеть. Вряд ли это можно исправить вербально и дистанционно.
Ну не знаю, я человек простой. Если вижу что оппонент дебил. То так и говорю.
Когда ты - молоток, все вокруг кажутся гвоздями. (с)
)))
Дебилизм здесь ключевое потому что из-за него де факто постоянно дискредитирует Китай. Эдак может отправиться обратно на нэньку в нежные объятия ТЦК.
Он критически невежественнен, ну ладно бы был невежествен, так он выдаëт свои сентенции как за истину.
Типичный укр, они там почти все такие, причина слишком повышенного уровня нейротокснов в злаковых на укре.
Когда его отдëргиваешь за его идиотизм, он банит.
Да, есть такое, когда громогласно заявленные рекламно-плановые брошюрки от Китая трактуются как завершённые проекты, с выпуском, поставленным на поток.
В отношении Запада - тоже полно таких товарищей. Трактующих заявления, что "ЕС вот-вот выделит финансирование группе голодных товарищей, рекламирующих создание армии" как "ЕС гарантировано создаст армию".
Категорически согласен с формулировкой "лёгкая дебильность" энтого укро-китайца, завуалированно пытающегося встегнуть отсталость России. Даже рад, что он меня забанил - дебильные публикации пропускаются.
Про дебильность, по-моему, лишнее (хотя и понимаю автора), остальное -
Да, похоже, погорячился. ВОт что мне Дипсик написал:
Этот термин («дебильность») устарел и больше не используется в профессиональной медицинской практике из-за стигматизирующего характера. В современной медицине и психологии используется нейтральный и коррекктный диагноз «умственная отсталость (интеллектуальное нарушение) лёгкой степени» (F70 по МКБ-10).
Важно: Использование термина «дебил» в бытовой речи как оскорбление — недопустимо и грубо. Он несёт крайне негативный и уничижительный оттенок. Современный и этичный подход — говорить о человеке «с интеллектуальными особенностями» или «с трудностями в обучении».
Решено! Отныне буду говорить об "интеллектуальных особенностях" Cangmangdadi!
Вы, главное, помните, что "Идиотия - крайняя степень слабоумия"! ©
Швейк будет вечно жить в наших сердцах!
Мы же не про пилотов! Поэтому - не крайняя, а последняя
Альтернативная одарённость жеЖ!
Можете использовать вариант признанный толерантным в ЕС, человек с альтернативной одаренностью ....
ага.. чеканная формулировка: "Природа одарило его щедро, но - альтернативно..."
Можно и менее толерантно "участник специальной олимпиады"....
и еще "Ветеран Броуновского движения"!
)))
"УО" - умственно отсталый - в каком-то кино из детства было
«Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» ?
Заменишь "дебильность" на "очень верующий человек" и все встаёт на свое место :)
Он не технарь и признавался в этом. Чел просто зарабатывает не понимая сути.
я в отдельной публикации призывал коллег перепечатывать только те новости, которые мы може хоть как то профессионально оценить. а иначе засыплем ресурс мусором.
И нетехнарь, если ему не мешает дебильность, может докопаться до той сути, которая достаточна для популярного чтения
"Кстати, это вовсе не повод расслабляться. Китайцы – ребята цепкие и упорные. Но не всемогущие, не надо нас пугать. В общем: «Работайте, братья!»".
Я каждую статью упомянутого автора именно так и воспринимаю. Работать надо. И не только инженерам и ученым для получения результата. Но и следственному комитету и другим контролирующим органам. Китайцы, действительно, могут в выбранные области/темы (а их становится всё больше и больше) вбухать неограниченно много средств и результат просто не может не появиться. Но один пример я уже приводил здесь, по моему. Несколько лет назад мы продали в Китай уникальную установку. Через пару лет они почти повторили её, с присущим китайцам задором, сделали модульной, красивой, с оптоволокном, управление с компьютера. Но вот что интересно. Лет пятнадцать двадцать прошло и, для получения максимальных параметров, они снова покупают установку у нас. Школы нет.
Согласен. Такого рода информация должна быть предметом вдумчивого анализа, а не пламенных восхвалений великой китайской науки.
И ему помогает GrAG
Автор напрочь забыл про БН-600, а он с 80 года работает.
Упс... И верно, поторопился. Сейчас попробую отредактировать пост
Спасибо!
Неужели все забыли, что все технологии и вся наука в Японию, Корею и Китай пришли из Европы?
То есть, от русских. Ну, я бы ещё упомянул французов, англичан и немцев. Ну и в самом деле, у французов были Декарт, Лавуазье, Клайперон, Лежандр, Безу, Картан, Фурье, Карно, Галуа, Ампер, Д'Аламбер, Лагранж, Делоне, Бурбаки... ой, да много, много их было, всех и не упомнишь.
Неужели это ничего не значит?)
И Дартаньян с Портосом
.
Страницы