Значимость российско-германских экономических отношений перед Первой мировой войной

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Верфь. Котельная мастерская

Итак третья часть перед тем как мы сделаем выводы. Кто начинает с этой точки, напомню. Товарищ Графоман задал справедливый вопрос в ходе нашего предыдущего цикла 

Почему, при всей очевидности, экономическая целесообразность сотрудничества с Россией не перевесила националистические тенденции в немецком обществе конца 19, начала 20 века? Неужели территориальные претензии к Российской империи были настолько сильны, что экономика ушла на второй план?

Мы договорились, чтобы ответить на этот вопрос рассмотреть три подвопроса, чтобы оценить насколько взаимозависимы и значимы друг для друга были российско-германских отношений. Три подвопроса выглядели следующим образом:

1. Имели ли место антирусские концепции в немецком обществе?

2. Насколько выразители этих концепций были весомы в обществе?

3. Насколько серьезным было российско-​германское экономическое сотрудничество?

Итак рассмотрим международное экономической сотрудничество Российской империи, с упором на взаимоотношение с Германией.

1. Состоятельность экономики Российской империи и зависимость от иностранных капиталов. 

Когда говорят о развитии и бурном росте промышленности перед Первой мировой войной необходимо отметить, что рост был обеспечен, в основном, иностранными компаниями. Причем иностранные компании, при освоении российских территорий имели своего рода "специализацию". Одними из первых иностранных инвесторов в России оказались французские и бельгийские капиталисты, которые поместили  весьма  крупные  суммы  в русские  промышленные предприятия, преимущественно в металлургические и металлообрабатывающие производства. Немецкий капитал начал вкладывать свои средства в горнодобывающую промышленность, а английские капиталы сконцентрировались в нефтепромышленности. Общий объем иностранного капитала, оперирующего в русской промышленности к 1901 г., исчислялся в 2075 млн. франков или 778 млн. руб.

В 1906–1909 годах Россию накрыла промышленная депрессия, которая характеризовалась минимальными темпами экономического роста — около 1–2% в год. Ряд отраслей тяжёлой и добывающей промышленности резко сократил производство и объёмы выпускаемой продукции. Депрессия имела ряд причин: огромные затраты на русско-японскую войну, политическая неопределённость и экономический хаос, предприниматели сворачивали дела, отказывались от капиталовложений в российскую экономику, переводили капиталы за границу, сокращение поступлений от выкупных платежей и их прекращение в 1906 году. Потребовался поиск новых источников финансирования инвестиций, которым стал приток иностранных капиталов в Россию.
 
Кризис  начала  века  и  промышленная  депрессия  1906‐1909 гг. резко поставили  вопрос о разрешении проблемы  «свободной  конкуренции»  через  концентрацию производства и акционирование, а также широкое привлечение кредитов.

Как отмечает И. Караваева, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН в своем исследовании "Российская промышленная политика накануне и в годы Первой мировой войны" русская  банковская  система,  такая,  какой  она  была  в  этот  период,  не  могла удовлетворить запросы  русского  промышленного  капитала.  Вновь  возникающие  акционерные общества  были вынуждены обращаться за содействием в реорганизации к кредитным учреждениям Запада, главным образом к французским, а также английским и германским банкам. Так или иначе, но все крупные реорганизации периода 1906‐1909 гг. почти  исключительно  были  совершены  при  содействии  иностранных  кредитных учреждений. Главными  условиями  этого  кредита  являлись:  уплата высокого процента и превращение  банка‐кредитора  в одного из крупных, а главное  влиятельных акционеров предприятия. Гарантия же выпуска акций практически превращалась во владение выпуском.

В итоге, к 1914 г в руках иностранных компаний находилось от 60 до 90% российской добычи и обработки металлов, нефти, угля. Выплавка чугуна на 12 крупнейших металлургических предприятиях почти с исключительно иностранными  капиталами на юге России составляла около 70% общего производства. Иностранцы участвовали в акционерных обществах, владеющих каменноугольными копями и доменными заводами, на которых производилось 93,4% общего производства кокса на юге России. Судьба южно‐русской каменноугольной промышленности решалась не в России, а за границей, где находились реальные  хозяйства этой важнейшей отрасли русского народного хозяйства. Русская химическая промышленность финансировалась почти исключительно германскими капиталистами в форме создания в России филиалов германских  химических  обществ. По приблизительным  подсчетам, до войны в руках немцев  находились акции русских химических обществ на сумму в 30 млн. руб. Иностранцы владели акциями русских электротехнических и электрических компаний на сумму в 150 млн. руб., что составляло примерно 90% всей суммы основных капиталов, действующих в России электрических и электротехнических предприятий.

(прим Цифры  даны  на  основе  книги В.С.Зив. "Иностранные  капиталы  в  русской  горнозаводской  промышленности. Петербург, 1917. С.112‐123)

Создание сети железных дорог в Российской империи также было в значительной степени осуществлено за счет иностранных инвестиций. С 1908 по 1913 гг было выпущено на 86,5 млн руб негарантированных правительством акций, на 7 млн руб негарантированных правительством облигаций и на 820 млн руб гарантированных государственных ценных  бумаг.  Реализация  этих акций и облигаций была проведена отчасти за счет русских денежных средств,  но главным образом, по свидетельству Министерства финансов, за счет привлечения  иностранных  капиталов. Акции и облигации русских железных дорог размещались преимущественно на германском, голландском, французском и, отчасти, английском денежных рынках. По приблизительным подсчетам, общая сумма вложений иностранных капиталов в русские акционерные общества составляла примерно 1500 млн руб., а ежегодные дивиденды по этим вложениям превышали 150 млн руб.

Оборудование и средства производства для промышленности и технического хозяйства в начале второго десятилетия  ХХ  в. в значительной части получались Россией из‐за границы: так, в  1912 г русское производство дало в этой области около 450 млн. руб., а иностранный ввоз – около 270 млн. руб. или 37% всей потребности. Оборудование транспорта было преимущественно отечественным, зато оборудование промышленности было преимущественно иностранным. «Важнейший  элемент – машины для промышленности – из общего потребления 1912 г. в сумме около 217 млн. руб. или 58% был покрыт иностранным ввозом» ( См. В.И. Гриневецкий. Послевоенные перспективы русской промышленности. ‐ М., 1919. С.32‐33, 37‐38)

Следует также подчеркнуть, что монополизация на базе широкого привлечения иностранного капитала создала в России в начале ХХ в. эффект торможения технического развития производства. Овладев внутрироссийским рынком, монополии встали на наиболее легкий и быстрый путь получения прибылей: путь ограничения производства и взвинчивания цен.  

Так, в 1911 г заводы юга России сократили производство рельсов на 20%, повысив цены на 40%. Начиная с 1904 г, после образования синдиката «Продамет» в России не было построено ни одного крупного металлургического предприятия. Напротив – закрывались уже работающие. С предприятий синдиката взимались штрафы за превышение  квоты производимой продукции, а цены на металл росли. Аналогичным образом происходило повышение монопольных цен на нефть: цена пуда нефти с 1902 по 1912 гг. выросла в 6 раз, а добыча нефти значительно уменьшилась, и т.д. Результатом такой политики монополий в России перед Первой мировой войной стал металлический  и  топливный  голод  в  промышленности.  

2. Внешнеторговые взаимоотношения Российской империи

Экономические отношения России с Францией и с германскими партнерами вплоть до середины XIX в. шли в ногу. В период между 1841 и 1850 гг. торговля с Францией (85 млн. франков) была вполне сопоставима с торговлей с Германией (73 млн. франков). Но последующая половина века изменила это соотношение. К началу нашего века германская торговля увеличилась в 11,5 раз, а французская — лишь в 3 раза. В 1901-1905 гг. импорт России из Германии составлял 35,8% ее общего импорта, а импорт из Франции лишь 4,3. Договор 1905 г. дал экономическому наступлению Германии новый импульс. В 1913 г. доля Германии в импорте России составила почти половину его, а доля Франции — 4,6%. Общий объем торговли России с Германией накануне первой мировой войны составил 1095 млн. рублей, а с Францией — 157 млн.

Чуть отвлечемся на дипломатию (анекдотическую или прагматическую пусть решит каждый самостоятельно

Подавляющая доминирование Германии в экономики Российской империи случилось тогда, когда в российской внешней политике с конца 1880-х гг. доминировала установка на стратегический союз с Францией, так как Россия в этот момент остро нуждалась во французских займах.

В 1905 году Николай II умудрился даже заключить Бьёркский договор — секретный русско-германский союзный договор, который был подписан во время встречи императора Николая II с германским императором Вильгельмом II 11(24) июля 1905 года у балтийского острова Бьёркё (недалеко от Выборга) на борту императорской яхты «Полярная звезда». Бьёркский договор был результатом личной дипломатии Николая II и стал полным сюрпризом для его советников. Договор был направлен в первую очередь против Великобритании, но грозил и ухудшением отношений с Францией, которая была связана союзными отношениями как с Британией, так и с Россией. 

С.Ю.Витте вспоминал:

Затем я видел Бирилева и спросил его:
— Вы знаете, что вы подписали в Биорках?
Он мне ответил:
— Нет, не знаю. Я не отрицаю, что подписал какую-то бумагу, весьма важную, но что в ней заключается, не знаю. Вот как было дело: призывает меня Государь в свою каюту-кабинет и говорит: вы мне верите, Алексей Алексеевич? — После моего ответа, Он прибавил:
— Ну, в таком случае, подпишите эту бумагу. Вы видите, она подписана Мною и Германским Императором и скреплена от Германии лицом, на сие имеющим право. Германский Император желает, чтобы она была скреплена одним из моих министров. — Тогда я взял и подписал.

— Витте С. Ю. Воспоминания

Инициатива Николая II встретила сопротивление российских правительства и МИДа. В. Н. Ламздорф и С. Ю. Витте сумели убедить императора в необходимости расторгнуть соглашение.

Вторым по важности партнером России в торговле к 1914 г. стала Англия, но и в этом случае нужно отметить, что британская торговля по объему была в 4 раза меньше немецкой. Собственно говоря, Британия на протяжении более чем полувека, предшествовавшего войне, теряла свои позиции в России, предприняв усилия по изменению этой тенденции лишь после 1907 года. Нижеследующая таблица характеризует эту тенденцию.

Экономические отношения России с двумя ведущими европейскими странами

Период Доля в общем импорте России (%)

Англии Германии
1846-1848 29,2 15,7
1898-1902 18,6 4,6
1903-1907 14,8 37,2
1908-1912 13,4 41,6
янв. 1913 - июнь 1914 12,8 48,9
январь - июнь 1914 13,3 49,6

Giraud A. La commerce exterieure de la Russie. Paris, 1915, p. 10.

Германия завладела половиной русской торговли. От нее зависела модернизация страны, от нее же исходила опасность превращения России в экономического сателлита. Германия приложила чрезвычайные усилия для занятия доминирующих позиций в России, действуя энергично и с примерной немецкой методичностью. В России жили примерно 170 тыс. германских подданных и 120 тыс. австро-венгров (что трудно сопоставить с 10 тыс. французов и 8 тыс. англичан). То был уникальный случай, когда огромная страна, обладавшая неисчерпаемыми ресурсами, зависела от концентрированной мощи гораздо более развитого партнера. Как пишет американец Дж. Спарго, «хладнокровная, безжалостная манера, с которой Германия осаждала Россию со всех сторон, как в Азии, так и в Европе, систематические усилия по ослаблению своей жертвы, его экономическая эксплуатация вызывает в памяти удушение Лаокоона и его сыновей. Троянские жертвы были не более обречены в объятиях монстра, чем Россия в руках Германии».

Германское экономическое проникновение, по мнению английского историка Б. Пеэрса, «было чем-то вроде триумфального шествия по России, и у русских появилось нечто вроде привычки позволять немцам делать в России все, что они считали необходимым для себя. Теперь Германия стояла огромной враждебной силой между Россией и европейской цивилизацией».

3. Здесь наверное нужно сделать промежуточные выводы. И еще раз задать вопрос уважаемого Графомана.

Связка экономическая есть. Это очевидно. Я бы не делал оценок, кто кому нужен был больше. Возможно, я бы даже сказал, что Германия России нужна была меньше, так как похоже, что Германия просто зарабатывала на России. Да, Россия получала технологии, станки и капиталы, но это этот случай, когда возможны варианты. И тут мы еще раз поставим вопрос: достаточно ли были мощными данные экономические связи, чтобы мы не воевали в Первую Мировую, а сотрудничали?

У России был не просто мощный сосед, мировой лидер, меняющий глобальное соотношение сил. Германия, загнавшая в свою тень Францию и доминировавшая в торговле с Россией, по доле в мировом промышленном производстве (14,8%) к началу мирового конфликта обошла Англию. В 1914 г. Германия производила 17,6 млн. т. стали — больше, чем Россия, Британия и Франция, вместе взятые. Германский «Сименс» доминировал в европейской электротехнической промышленности, «Байер» и «Хехст» производили 90 процентов мировых красителей. Угля Германия добывала в 1914 г. 277 млн. т., тогда как Россия — 36 млн. Германия стала посягать на континентальное преобладание не только в экономическом, но и в военном и политическом отношении. 

Система Меттерниха еще поддерживалась мудрым Бисмарком, но показалась устаревшей канцлерам Бюлову и Бетман-Гольвегу. Именно нарушение равновесия погубило систему. Возвышение Германии заставило остальных объединиться ради самозащиты, привело к союзу против нее Франции, России и Британии. Для России это был непростой выбор. Еще в годы войны с Турцией (1878) военный министр Милютин указывал: условия русской индустрии, финансов и культуры таковы, что России опасно противостоять первоклассной европейской державе.

Сверхзависимость от Германии порождала смятение и недовольство тех национальных элементов в России, которые (по разным причинам) желали диверсифицировать связи с Европой, осуществить независимый курс, выйти на уровень экономической независимости. Русские видели перед собой две главные цели: первая (и основная) — оторваться от германской пуповины, стать самостоятельным индустриальным центром; вторая — избежать преобладания в Европе германского «второго рейха». Сказывались и озлобление теснимых немецкими производителями конкурентов на внутреннем российском рынке. В окружающем Германию мире ослабить монополию Германии хотели две стороны — русская, стремящаяся к подлинной экономической самостоятельности своей страны, и западноевропейская — правящие круги Франции и Британии боялись германского доминирования в европейской зоне, которое послужит основанием для германской гегемонии в мире.

Враждебность к германскому экономическому могуществу была в России ощутимой на обоих флангах политического спектра. Справа ее разделяли партии крупного русского капитала; слева — народники и их политические наследники социалисты-революционеры. 

Русские капиталисты указывали на отступающих перед натиском германских компаний российских производителей. По меньшей мере три политические партии буржуазии: кадеты, октябристы и умеренные правые — призвали в 1914 г. к денонсации «невозможного, несправедливого, оскорбительного и наносящего материальный ущерб» торгового соглашения, навязанного Германией России в период ее военного кризиса (1905 год).

В результате в России набрало популярность движение за освобождение страны от германского экономического засилья. Союз южных российских экспортеров принял в марте 1914 г. в Киеве следующую резолюцию:

«Россия должна освободить себя от экономической зависимости от Германии, которая унижает ее как великую державу. С этой целью нужно предпринять немедленные шаги для расширения нашей торговли с другими государствами, особенно с Британией, Бельгией и Голландией, которые не имеют заградительных тарифов на сельскохозяйственные продукты. Когда будет заключено новое соглашение с Германией, оно должно предусматривать такое положение, когда русские рабочие, отправляющиеся в Германию, будут заключать письменные контракты, которые обеспечат сезонным русским блага, предусматриваемые германским законодательством. Следует учитывать также возможности использования в самой России сотен тысяч русских сезонных рабочих, ежегодно отправляющихся в Германию. Желательно введение тарифа для компенсации открытых и скрытых привилегий германским промышленным трестам».

Русское министерство транспорта наметило переход от традиционных германских партнеров к их французским и английским конкурентам. В апреле 1914 г. русское военно-морское министерство издало циркуляр об ограничении контактов с германскими фирмами; военное министерство последовало тем же путем.

на этом наверное поставим троеточие и будем подводить итоги...

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Поскольку высвободилось время на чтение, я периодически буду выдавать в эфир анализ тех или иных книг.
Длинные тексты буду публиковать тут. Для коротких текстов и исторических фильмов завел тг-​канал и вк-​канал. Кому интересно, буду рад видеть вас там.

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(14 лет 4 месяца)

Их вполне устраивала идея объединения с Россией, но вопрос в ролях.  Ведущую роль они хотели плюс контроль над всеми активами, условная треть нашего населения в качестве рабов, остальных отгеноцидить, Гитлер ведь ровно этим и занимался.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Похоже на то.

С одной стороны агрессивная экономическая экспансия, на гране экономического порабощения. Они тут зарабатывали на промышленности, а в сельском хозяйстве с нами конкурировали, причем немецкое зерно выбило российской с рынка Финляндии, который на минуточку был частью России. По ходу игра была в одни ворота.

с другой стороны, рост милитаризации. Логичный вопрос зачем лупить "курицу, которая несет золотые яйца"? видимо ответ кроется в том, что курица взбрыкнула, им нужно было "приводить в чувства". Возможно поэтому у Пурталеса было две ноты и обе объявляли войну, даже если бы Россия приняла условия Германии.

Аватар пользователя lunatik005
lunatik005(13 лет 1 месяц)

По зерну не все так однозначно. Экспорт в Германию. Надо рассматривать раздельно - рожь, пшеницу, ячмень, овес. В Англию шло зерно плохо отсортированное с мусором, поэтому дешево. Англичане предпочитали качественный товар. Франция и Италия - все через Босфор. Кстати посмотрите маршруты торговли и логистику.

С немцами, австрийцами и англичанами (тростниковый, колониальный) большая конкуренция по сахару.

Немецкая продукция зачастую была более современной и качественной, по сравнению с Францией, Бельгией и Англией - строительство заводов и правительственные заказы. С другой стороны - откаты.

Установление контроля над немецкими заводами в России в годы ПМВ.

Спасибо, в целом очень интересно.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

По зерну, в целом да, скорее всего так и есть. Сейчас также в целом. Все очень дифференцированно

Насчет установления контроля над немецкими заводами, почитайте ниже в комментариях я дал развернутое описание законопроектов по ограничению немецкого бизнеса в ПМВ. Ну я бы сказал, ну такое... только в феврале 1917, что то более или менее внятное приняли. До этого даже были лазейки для получения льгот

Аватар пользователя Редут
Редут(11 лет 1 месяц)

Ну вот жаль, что Вас не читают спорящие в ветке у NOTFORME. Спасибо за труд.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

они ко мне как то приходили. там же всё превращается во "вывсевретиии"

этот мне написал как-то, когда вы говорите про индустриализацию почему вы не пишите про Путиловский и Сормовские заводы... ну ок. 2 завода супер. и что это меняет?

там полное путание Божьего дара с яичницей, полное непонимание, что главное, что второстепенное. А подтверждение слов ищут в малозначимых вещах. Но пусть приходят я не против.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 4 месяца)

В Германии на природной ренте на уголь (угля Германия добывала в 1914 г. 277 млн. т.) и за счёт эксплуатации работников формировался капитал. Его часть вывозилась, в том числе и в Россию. По политэкономии это явление называется "экспорт капитала". Коммунисты считали, что экспорт капитала - это инструмент ограбления тех сообществ, куда он поступает. Но это же не так! Разграбляется страна из которой осуществляется экспорт капитала. В неё в качестве прибыли возвращается только небольшая его часть. Классический пример - разграбление Британской Индией Братинии. Иструмент - экспорт капитала из последней. 

В Российскую империю осуществлялся экспорт капитала из Германии, Франции, Британии, Бельгии. Большевики, придя к власти, ограбили эти страны. Их капиталы были потеряны. А первопричина грабежа - экспорт капитала. 

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Ну капитал в Германии формировался немного по другому.

Вы все в кучу свели. Инвестиции в другую страну это хорошо или плохо? Смотря сколько, смотря куда, и смотря с каким результатом. Вот при распаде СССР когда иностранцы скупали за бесценок оборонные предприятия, это экспорт капитала? А он на пользу или во зло?

То что большевики национализировали... нужно было Россию спасать от экономического рабства к которому привело примитивное экономическое развитие при Николае II, который из Российской империи сделал банановую республику не развивая по сути промышленность, а сдавая концессии на разработку.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 4 месяца)

Капитал может формироваться только из природной ренты и эксплуатации населения (ограничения потребления). У Германии были и контрибуции из Франции (после Франко-Прусской войны). Но их тоже нужно было заработать немецкой кровью и потом. 

Смотря сколько, смотря куда, и смотря с каким результатом.

Большевики ограбили Германию, Францию, Британию и Бельгию. А первопричина ограбления - экспорт из них капитала в Российскую империю.  

нужно было Россию спасать от экономического рабства к которому привело примитивное экономическое развитие при Николае II, который из Российской империи сделал банановую республику не развивая по сути промышленность, а сдавая концессии на разработку.

Коммунякскими штампами начали писать? 

На данных, приведённых в Вашей статье(за них спасибо), я предложил обсудить такое явление, как "экспорт капитала". По Вашей теме (за неё спасибо): какую задачу решали те, кто экспортировал капитал из Германии в Россию?

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Михаил Дмитриев

А из ограбления франции, дании и австрии капитал не может формироваться? Ну вот прусский крестьянин заработал потом, а промышленник инвестировал. при фертильности немецкой женщины в тот период 4 ребенка... они быстро восстановили и численность населения и экономику подняли.

Это не штамп, это факт. Правительство Николая пошла по самому простому пути в экономике. Такое мы видим в Латинской Америке вдоль и поперек.

Вы подождите следующего материала. Он будет касаться почему русские промышленники инвестировали в легпром,а не в тяжпром. Там очень интересные будут цифры.

Кто экспортировал капитал из Германии в Россию? Вы про промышленников Германии? а какие задачи решают итальянцы которые шьют одежду в Бангладеше, а не в Италии? Дешевая рабочая сила, наличие ресурсов, вывоз полуфабрикатов и прибыль в Германии.

Аватар пользователя avt
avt(5 лет 9 месяцев)

Опять типичная ваша бредятина, что экспорт капитала "ограбляет" страну, которая экспортирует капитал.

Экспорт капитала в другие страны и колонии из метрополии производится для того, чтобы получать прибыль бОльшую, чем в метрополии.

Экспорт капитала обычно производится, когда начинается проблема  сверхнакопления капитала. И еще важно смотреть в какие отрасли вкладывается капитал - в колониях и полуколониях это отрасли, производящие продукцию низкого передела, а высокий передел будет уже производится в метрополии.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

так и есть из России вывозили полуфабрикаты. никто орудия Круппа в России не производил

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 4 месяца)

Экспорт капитала в другие страны и колонии из метрополии производится для того, чтобы получать прибыль бОльшую, чем в метрополии. Экспорт капитала обычно производится, когда начинается проблема  сверхнакопления капитала. 

А это не важно, по какой причине осуществляется экспорт капитала. Важно, что это ограбление страны, в которой он сгенерирован. Естественно, грабят в первую очередь тех, у кого "сверхнакопления капитала". 

 

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Михаил Дмитриев

так и есть из России вывозили полуфабрикаты. никто орудия Круппа в России не производил

Аватар пользователя Графоман
Графоман(3 года 2 месяца)

Спасибо за труд, крайне интересно (как обычно у Вас). У меня получается так:

1. Отсутствие сколько-нибудь внятной промышленной политики в России конца 19-начала 20 века привело к засилью иностранного капитала. Вообще, это логично, поскольку страны, более развитые в промышленном и финансовом отношении, при прочих равных безусловно будут иметь большое преимущество на открытом рынке. А до нормального протекционизма Российская империя так и не успела дожить.

2. Накопительным эффектом от недостатков в различных сферах для России стала русско-японская война и последовавшие за этим революционные события (или бунты - как кому нравится, не столь важно), которые еще более усугубили положение.

3. Подавляющее преобладание крестьянства среди населения империи служило дополнительным тормозом для экономического роста. Изменения в этой сфере тоже произойти не успели.

4. В экономике России, при общем преобладании иностранного капитала, был значительный перекос в сторону Германии. При этом, насколько я понимаю, значительная часть российской элиты видела решение не столько в собственном развитии, сколько в том, чтобы преобладали другие собственники, из других стран («Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба Старинный, верный член до гроба?"(с) - ведь за 80 лет до).

5. Промышленная элита Германии в России не смогла (или не захотела) конвертировать свое влияние в политический капитал, результатом чего стало создание Антанты, и все пошло к войне.

Дополнительный вопрос, раз Вы рылись в источниках: а что произошло с немецкими капиталами в России после начала войны? Насколько я понимаю, ведь принадлежащие им заводы не национализировались?

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

1. Однозначно согласен

2. Я бы не связывал эти вещи. Скорее революция 1905 и русско-японская стала отражением противоречий и добавила проблема в общую копилку.

3. Не согласен. Преобладающее крестьянство оказалось невостребованным на монополистических и олигополистических рынках. если бы промышленность развивалась, уверен, им бы нашлось место. У меня скоро выйдет материал как про это. Почему не инвестировали в новые производства.

4. Тоже чуть не так вижу ситуацию. В России были вполне свои промышленники, которые хотели развиваться. Но тяжело бороться с западным капиталом. поэтому они уходили в легпром в основном.

5. А зачем Германии было конвертировать свое влияние в политический капитал? Им принадлежало полстраны... ну какие капиталы с "папуасами".

Что случилось с началом Первой мировой

В плане торговли
 

Ввоз сырья и полуфабрикатов значительно увеличился. Ввозимые в военное время сырье и полуфабрикаты шли преимущественно на изготовление предметов военного назначения. Ввоз готовых изделий возрос почти в три с половиной раза. Это были также главным образом предметы военного снабжения: винтовки, пулеметы, патроны, снаряды, орудия и др. Россия ввозила товары исключительно из союзных стран и отчасти из нейтральных — Норвегии и Швеции. Импорт из Великобритании возрос с 175 млн. в 1913 г. до 797 млн. рублей в 1917 г., из США — соответственно с 79 млн. до 486 млн. рублей, из Франции — с 57 млн. до 230 млн. рублей, из Норвегии — с 9 млн. до 53 млн. рублей, из Швеции — с 17 млн. до 94 млн. рублей. Общие итоги внешней торговли России во время войны были неблагоприятны. Во-первых, увеличение импорта при одновременном сокращении экспорта создало огромное пассивное сальдо, имевшее следствием вывоз золота за границу. Во-вторых, сельское хозяйство экспортирующих районов ввиду прекращения вывоза хлеба сбывало продукцию на внутреннем рынке. Вместе с тем зависимость промышленности от мирового хозяйства болезненно отразилась на производстве. Известен факт прекращения импорта угля и сокращения производства в ряде отраслей текстильной промышленности в результате сокращения ввоза хлопка и шерсти. Какими же мерами правительство царской России воздействовало на внешнюю торговлю в нужном для себя направлении? В отношении экспорта правительство ничего не предприняло, вывоз неудержимо сокращался. Что касается импорта, то правительство ограничилось контролем над ввозом предметов военного снабжения. Для распределения военных заказов между иностранными заводами были созданы специальные комитеты. Под давлением Англии царское правительство в октябре 1916 г. запретило торговлю с враждебными странами. Для контроля за выполнением этого решения при министерстве торговли и промышленности был создан специальный комитет, основной задачей которого являлось наблюдение за тем, чтобы Австро-Венгрия и Германия не получали товаров через нейтральные страны. То есть как вы понимаете прецеденты торговли с врагом имели место и видимо не маленькие.

Что касается заводов и пароходов и капитала.

28 июля 1914 г. вышел указ, в котором предписывалось задержать все торговые суда воюющих с Россией государств, застигнутые войной в русских портах. Последующие законодательные акты вводили временные ограничения прав «вражеских» подданных в приобретении недвижимости (22 сентября 1914 г.) и надзор за деятельностью принадлежавших им торгово-промышленных предприятий (15 ноября 1914 г.), т.е. меры, вызванные исключительно военной необходимостью. Высочайший Указ от 28 июля 1914 г. устанавливал прекращение действия всяких льгот и преимуществ, предоставленных подданным неприятельских государств договорами.
До определенного момента все действия правительства были направлены только на германские предприятия, а иностранные граждане (в частности, имеющие немецкое гражданство) продолжали пользоваться всеми правами на совершение сделок и судебную защиту на территории Российской Империи. Военные круги, усилившие в этот период свое вмешательство в дела государственного управления, подталкивали правительство на усиление борьбы с «немецким засильем» в экономике и «шпионажем служащих немецких компаний» в политике. Однако финансовые круги России относились к борьбе с «германизмом» в промышленности в целом гораздо более сдержанно, чем военные, опасаясь неблагоприятных последствий для экономики (оттока иностранных капиталов) и защищая частную собственность. Средняя и мелкая буржуазия была настроена более радикально и стремилась избавиться от конкурентов немецкого происхождения, главным образом в торговле. Хотя и в промышленной сфере некоторые крупные предприниматели рассчитывали на доходы при дележе «германского наследства». Правящие круги России учитывали эти настроения.

Положением Совета министров от 16 марта 1915 г. вводилось право назначения на принадлежавшие германским подданным предприятия правительственных инспекторов. Впервые этим положением были затронуты интересы компании «Сименс», которая являлась лидером электротехнической отрасли — инновационной в начале XX в., в которой более 85% капитала находилось в руках немецких подданных. «Сименс» занимался поставкой электротехнической продукции, прожекторного оборудования, строительством телеграфных линий. В 1915 г. на предприятии появилось уполномоченное должностное лицо для проверки собственников и контроля деятельности. В результате 23 апреля 1916 г. было возбуждено дело о закрытии филиалов «Сименс-Гаске», «Сименс-Шукерт». Однако вскоре все обвинения, ставшие причиной возбуждения дела, были сняты. В итоге для
того чтобы остаться в России, компании пришлось полностью переориентировать свое производство на войну.

10 мая 1915 г. император утвердил Высочайшее Положение Совета Министров «О ликвидации торговых предприятий, принадлежащих неприятельским подданным». Ликвидация проводилась в одностороннем порядке, никаких прав владельцы ликвидируемых предприятий не имели. Согласно правилам срок ликвидации торгово-промышленного предприятия устанавливался в один год, однако часто продлевался еще на шесть месяцев. Например, срок ликвидации московского торгового дома «Лаурин и Клемент» истек 3 августа 1916 г., но его работа продолжалась до 1 января 1917 г.

Особо стоял вопрос о немецкой земельной собственности на территории России. Законотворческая деятельность правительственных чиновников по ограничению в стране землевладения германских подданных и выходцев из Германии имела место еще в предвоенные годы. Тогда предлагавшиеся меры не были реализованы вследствие неподготовленности ограничительных проектов. Однако уже осенью 1914 г. страсти вокруг немецкого землевладения разгорелись с новой силой. При этом вместо предложенного ранее ограничения землевладения планировался уже его полный запрет. Одной из причин повышения интереса правящих кругов к проблеме немецкого землевладения, вероятно, было стремление решить аграрный вопрос.

Выработанный Советом министров документ 2 февраля 1915 г. был утвержден Николаем II и обрел законную силу. «Ликвидационный закон» вводил запрет на землевладение и землепользование в России неприятельских подданных и выходцев и их потомков по мужской линии. Под его действие подпадали в основном мелкие владельцы, обладатели же крупных помещичьих имений, наоборот, получали по закону существенные льготы. Это нередко давало им возможность избежать действия «репрессивных» мер.
Суть закона от 2 февраля 1915 г. заключалась в том, что он предписывал собственникам немецкого происхождения продавать свои земли с торгов, хотя впоследствии был оговорен шести- или десятимесячный срок для «добровольного отчуждения» без постановки на торги. Буржуазная печать за 1916–1917 гг. содержит многочисленные объявления о продаже земельных владений. Однако в условиях все нараставшей инфляции приобрести эти земли могла лишь незначительная часть зажиточных хозяев. Основная же масса русского крестьянства фактически лишалась шансов на приобретение отчуждаемых у владельцев немецкого происхождения земель.

В конце января — начале февраля 1917 г. правительство сделало последний шаг в законодательной области, связанный с ликвидацией «германизма» в торгово-промышленной сфере — было принято решение о принудительной продаже «неприятельских» акций. Особые полномочия в отношении акционерных обществ были предоставлены Совету министров, однако Узаконение предусматривало возможность таких действий и со стороны Министерства торговли и промышленности. Исследователи считают, что в целом всю тяжесть ликвидационного законодательства приняли на себя мелкие фирмы с небольшими капиталами и годовым оборотом. Были подвергнуты секвестру и принудительной милитаризации компании «Кооперс», филиал концерна «Эссен-Рур» (металлургия), завод братьев Клейн (машиностроение), заводы Герца и Цейса (оптико-механическое производство), лесопильные заводы фирмы «Кон».


Короче, как вы видите гражданин Романов устроил цирк с конями. Представляю наших воинов возвращавшихся на отдых в Петроград и видевших вполне себе работающие немецкие заводы.

Аватар пользователя Графоман
Графоман(3 года 2 месяца)

2. Я бы не связывал эти вещи. Скорее революция 1905 и русско-японская стала отражением противоречий и добавила проблема в общую копилку.

Ну примерно это я и имел в виду.

3. Не согласен. Преобладающее крестьянство оказалось невостребованным на монополистических и олигополистических рынках. если бы промышленность развивалась, уверен, им бы нашлось место. У меня скоро выйдет материал как про это. Почему не инвестировали в новые производства.

Ну да, так все вытекает из первого пункта, по которому у нас консенсус. Была бы большая потребность в рабочей силе - наверно и пропорции бы смещались. Материал с удовольствием почитаю.

4. Тоже чуть не так вижу ситуацию. В России были вполне свои промышленники, которые хотели развиваться. Но тяжело бороться с западным капиталом. поэтому они уходили в легпром в основном.

Я имел в виду именно "элиту", т.е., в первую очередь, на тот момент, знать и примыкающих к ней. Сильно подозреваю, что там не очень думали об "отечественном производителе".

5. А зачем Германии было конвертировать свое влияние в политический капитал? Им принадлежало полстраны... ну какие капиталы с "папуасами".

Да, принадлежало, но лоббистов, видимо, было мало. Считали что и так сойдет с "папуасами". Я это имел в виду.

Отдельное спасибо за ответ на мой вопрос. Да, "цирк с конями" был знатный. Причем совершенно не удивлюсь, если во многом под раздачу попали вполне себе обрусевшие немцы, а не потенциальная "пятая колонна".

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

о! я уверен, что на волне шпиономании досталось всем.

но справедливости ради нужно сказать,что у нас и сейчас не очень люди понимают зачем договариваться о потоках, когда европа на нашем газе производит танки, которые едут на украину. Так что все это очень знакомо. Поэтому даже немцев, которые к нам хорошо относятся, видеть не очень хочется.

Аватар пользователя Графоман
Графоман(3 года 2 месяца)

Газа для производства танков (или нефти для производства топлива для них) в мире полно, совершенно не важно, у кого покупать. А на получаемую валюту можно покупать комплектующие для дронов и микросхемы, которые у нас не производятся, плюс еще много чего. Это и правда на обывательском уровне понять нелегко, но мир очень глобален и каждый (суверенный) игрок играет только за себя..

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

для валюты есть китай, вьетнам, индия. малайзия, индонезия. другой вопрос, как оказалось наши транспортные коридоры не способны справиться с потоками товаров

необязательно поставлять тому, кто прописал в доктрине военное столкновение к 2030 году.

просто у наших ломка. я вот работаю с агроэкспортерами и лесоэкспортерами и знаю как наши лесники скучают по европе. таже доска, только европа готова была платить на 12-15% выше цены. работы меньше, а прибыли выше

Аватар пользователя Графоман
Графоман(3 года 2 месяца)

Ну, насколько я понимаю, с индийской валютой были большие проблемы. С другими, кроме доллара, евро или юаня проблемы могу быть еще больше. А с долларами и юанями эти проблемы приходят с другой стороны. Не говоря уже о том, что любые наши проблемы отражаются на величине скидки, которую наши т.н. "союзники" от нас хотят.

необязательно поставлять тому, кто прописал в доктрине военное столкновение к 2030 году.

Конечно, только на этот рынок придут другие, которые "свою" часть нам взамен могут и не отдать.

просто у наших ломка. я вот работаю с агроэкспортерами и лесоэкспортерами и знаю как наши лесники скучают по европе. таже доска, только европа готова была платить на 12-15% выше цены. работы меньше, а прибыли выше

Да. Всегда говорю - спроса в мире полно. Вот с платежеспособным спросом проблемы.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

если ориентироваться на торговлю в нацвалютах, со многими странами проблемы. у нас большой дисбаланс торговли с Индией. Мы ты тут за 5 лет все рупии страны соберем из-за того что в Индии мало что покупаем, но поставляем нефть. И я не знаю с чем было связано, но зачисление платежей с Индии было несколько недель в некоторых банках.

Насчет что придут другие... мое мнение, пусть приходят. Было бы странно, если бы Сталин торговал с Гитлером в 1942 году. А отсутствие дешевых ресурсов заставит немцев перевести производства в Китай или Вьетнам. Пусть там и потребляют на радость нам и Вьетнаму. Европа не должна представлять больше угрозу никогда. Было бы странно это желание подпитывать.

Но еще раз, это не отменяет проблему, что мы не можем дешево довозить до потребителей в Индии и странах Персидского залива, ну и с Китаем не все так просто. Их объемы полностью бы заменили нам платежеспособный спрос из Европы.

Аватар пользователя Графоман
Графоман(3 года 2 месяца)

Мы ты тут за 5 лет все рупии страны соберем из-за того что в Индии мало что покупаем, но поставляем нефть. 

Угу. В этом вторая большая проблема.

Насчет что придут другие... мое мнение, пусть приходят. Было бы странно, если бы Сталин торговал с Гитлером в 1942 году. 

Структура производства была немного другая. А так - нейтральная Швеция могла покупать у СССР гипотетическую руду, делать из нее отливки и продавать их Германии, которая делала из них танки. И формально никто ничего не нарушает.

А отсутствие дешевых ресурсов заставит немцев перевести производства в Китай или Вьетнам.

Конечно. И в те же США в первую очередь. Но даже если мы продаем им сырье, мы не продаем его дешево. Просто да, трубопроводный газ стоит дешевле сжиженного, это объективно. 

Но еще раз, это не отменяет проблему, что мы не можем дешево довозить до потребителей в Индии и странах Персидского залива, ну и с Китаем не все так просто.

Конечно

Их объемы полностью бы заменили нам платежеспособный спрос из Европы.

А вот это как раз первая большая проблема. Если ты можешь продавать продукцию в США, десяток стран ЕС, Китай или Индию - ты продаешь туда, где выгоднее. Когда у тебя остается только Китай или Индия, покупателю начинают делать кислую физиономию и выбивать у тебя скидки "а то купим у других". И еще вдобавок плюс те самые рупии, про которые Вы написали.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Даааа! я знаю! Индусы и китайцы у нас покупают чуть ли не по себестоимости выжимая скидки. поэтому очень важно диверсифицировать на Персидский залив и страны Магриба. (Египет не в счет, у них проблема с валютой, долларов не хватает. Они и готовы у нас много покупать по хорошей цене, да только расплачиваться нечем).

И еще малайзия, сингапур, индонезия. Вроде как на порт Ванино мы закупили или построили первый панамакс, так что логистика должна стать чуть дешевле. Работа ведется, но последнее слово за логистическими маршрутами. Балтийская лужа не позволяет нам завести корабли класса панапакс а отгрузки через дальний восток невозможны в полном объеме так как оказалось.... тадам!....Трансиб имеет низкую пропускную способность!!! нужно кидать новую ветку.

Аватар пользователя Графоман
Графоман(3 года 2 месяца)

Индусы и китайцы у нас покупают чуть ли не по себестоимости выжимая скидки. поэтому очень важно диверсифицировать на Персидский залив и страны Магриба.

Да, и иметь в виду, что в расчетах можно попасть на вторичные санкции, которых те страны, в отличие от Индии и Китая, могут испугаться сильно.

Балтийская лужа не позволяет нам завести корабли класса панапакс а отгрузки через дальний восток невозможны в полном объеме так как оказалось.... тадам!....Трансиб имеет низкую пропускную способность!!! нужно кидать новую ветку.

Да, география столетиями "работала" против нас и продолжает. Вопрос увеличения пропускной способности Транссиба (и доп. веток от него "наверх" заодно) давно перезрел, но ресурсов требует колоссальных. В свое время китайцы хотели туда зайти, но на своих условиях - хорошо, что мы тогда отказались, а то бы Транссиб стал китайской дорогой. После начала СВО с точки зрения политических решений все стало хорошо, но вот пресловутые ресурсы с учетом той же СВО - да.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 4 месяца)

Промышленная элита Германии в России не смогла (или не захотела) конвертировать свое влияние в политический капитал, результатом чего стало создание Антанты, и все пошло к войне.

Сначала нужно понять, какую задачу решали (или ставили) те, кто экспортировал капитал из Германии в Россию.

Например, мы, выплатив США в качестве контрибуции часть урана с нашего Склада, поставили их в зависимость от Росатома (не позволили создать свою технологию коммерческого обогащения урана). 

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Это если при условии, что завод по обогащению Урана ваш. а если американский?

Аватар пользователя Doc_Mike
Doc_Mike(8 лет 2 недели)

Хорошая фактология.

Похоже, что Российская Империя была первым на глобусе опытом индустриализации через накачку внешними инвестициями. Всё бы хорошо, вот только инвестор не благотворитель, имеет обыкновение прибыль выводить.

А потом по этой же схеме накачивали Германию на плане Маршалла, и всяких "азиатских тигров".

Вначале бодрячок, а потом то лягушка, которую через соломинку в зад надувают, лопается, как Российская Империя, то демографические кишки через задницу лезут, как у японцев и южнокорейцев, то пытаются прикрутить рынки сбыта, как у Китая.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Инвестиции были разными, а тут прямо инвестиции "колониального типа". Ее проблема в том, что правительство не стремилось развивать свое. Задумались только тогда когда дело уже к войне шло. А так государство пошло по самому простому пути продажа концессий на разработку. Прямо как банановая республика.

Аватар пользователя Doc_Mike
Doc_Mike(8 лет 2 недели)

Не, из классических колоний бананья с золотом вывозили (хотя пишут, что российская золотодобыча и нефтянка на 80% принадлежали бриташкам), а Российская Империя была первопроходцем в роли индустриализированной колонии за счёт внешних инвестиций в промку.

Потом по этой колее после Второй Мировой прокатили все "экономические чудеса", от Западной Германии до чайников.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Ну пример Китай. Только Китай догадался самому все производить. А есть какая нибудь Колумбия которая не производит. Или страна "боневтиков". Там земли американским агрохоллдингам принадлежат, промышленность гражданам иностранных государств. из инвестиций в последнее время завод по производству проводки для немецкого автопрома

Аватар пользователя Doc_Mike
Doc_Mike(8 лет 2 недели)

Собственно, современный геополитический "идеальный шторм" является следствием индустриал-колониализма. С одного и того же конвейера под пальмой в аборигении направо отгружают брендовый дорогостой, а налево те же самые ништяки без лейбла по околосебестоимости для местечковых аборигеньих рынков.

Ну и кто после этого у аборигенов  согласиться менять высокотехнологичную ковбойскую кукурузу с премиум наценкой за свободу и демократию на примитивные аборигеньи чипы и комплектуху по цене щебёнки?

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

есть страны с плохими стартовыми позициями. у России не плохие стартовые позиции всегда были. 

Можно посмотреть на сегодняшний мир, сейчас он по сути "поделился" сбалансировано, Россия это фабрика ресурсов, Китай фабрика товаров, США это финансовые капиталы. Одно без другого не может. Но по крайней мере Китай пытается быть и производственным и финансовым центром. Россия хотела бы быть ресурсным и производственным, но у нее нет денег. США имеет деньги, через это получает ресурсы, но не хватает населения быть производственным центром, поэтому концентрируется на высокотехнологичных товарах и сельхозпродукции.

У Российской империи мог бы быть шанс развить производство, в СССР это решили почти без денег. В Российской империи так как выгодополучатели узкая прослойка, а им хватает, то на развитие собственной промышленности не пошли. В итоге упустили революционеров и широкую поддержку их со стороны народных масс.   

Аватар пользователя Doc_Mike
Doc_Mike(8 лет 2 недели)

 "в СССР это решили почти без денег"

В том-то и дело, что ещё Пушкин ссылался на Адама Смита "и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет". 

Вот нафуа гра американский капитал, если вы им оплачиваете внутрирусские научно-производственно-социальные благообразующие цепочки, которые между собой с таким же успехом могут вести взаиморасчёты в рублях?

Потому что очень уважаемые люди сидят на экспортно-импортных потоках, и им для куршевельских лядей нужны не рубли, а валюта? Ну, пример Российской Империи и последующих "экономических чудес" показывает, к чему вдолгую это ведёт.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

не. ну экспорт нужен. вон у нас в стране 42 фанерных завода, для внутреннего потребления нужно всего треть от производимого объема, ну не закрывать же две трети предприятий. понятно что на экспорт, понятно что валюта. на них полезности всякие покупаем.

но в целом если мы говорим про стартовые позиции индустриализации, то да. можно справиться имея хорошую инженерную мысль и набор базовых технологий. в основном в металлургии. в России с этим всегда было полный порядок

Аватар пользователя Doc_Mike
Doc_Mike(8 лет 2 недели)

Никто не против экспорта от избытков, и импорта бананьев, которые не растут в архангельских сугробах, и хайтека, который пока не освоили у себя.

Но это не повод вписывать в кипияи губернаторам "привлечение инвестиций".

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

у губеров там интересно, вместо развития малого и среднего предпринимательства им выгоднее затащить один условный "мираторг" который им выполнит план по инвестициям, в итоге все через место "где солнце никогда не светит"

Аватар пользователя Doc_Mike
Doc_Mike(8 лет 2 недели)

Причём для повышения "инвестиционной привлекательности" для варягов вынуждены вкусняшки выкатывать - которые были бы не нужны/нужны по минимуму в случае роста уже имеющихся местных бизнюков за счёт собственных средств.

Итого воспроизвели на региональном уровне инвест-колониализм - а потом Правительство вынуждено регионам долги списывать.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

не. ну экспорт нужен. вон у нас в стране 42 фанерных завода, для внутреннего потребления нужно всего треть от производимого объема, ну не закрывать же две трети предприятий. понятно что на экспорт, понятно что валюта. на них полезности всякие покупаем.

но в целом если мы говорим про стартовые позиции индустриализации, то да. можно справиться имея хорошую инженерную мысль и набор базовых технологий. в основном в металлургии. в России с этим всегда было полный порядок

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

и еще в комментариях я дополнил, а что государство сделало с немецким капиталом когда война началась

Аватар пользователя Doc_Mike
Doc_Mike(8 лет 2 недели)

Это форс-мажор. 

Но даже в стабильных условиях индустриализированная колония не перестает быть колонией за счёт законного вывоза прибыли.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Ну или нужно иметь дух, чтобы вражеский капитал забрать. Это может быть сдерживающим фактором для "вторжений".

Нельзя воевать в белых перчатках

Аватар пользователя Doc_Mike
Doc_Mike(8 лет 2 недели)

Ну, те же большевики и хотели бы договариваться с индустриал-капиталистами, как было позже с концессиями при НЭПе и по ходу индустриализации - дык казна была пуста,  пришлось объявить отказ от царских долгов. С января 1917 по июнь Временые взули госдолг на 30%. 

На что кредиторы заявили, что проблемы индейцев шерифа не волнуют, и наняли белых в качестве быков-коллекторов долги вышибать "мундир английский, табак французский, штык японский - правитель омский". Почему-то это обозвали "Гражданской войной", и булкохрусты скорбят о царе-батюшке, хотя среди белых монархистов практически не было. Убийство Мирбаха, восстания в Рыбинске, Угличе, Ярославле и Комуч в Самаре это таки эсеры.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

да. интервенция проверенный способ выколачивания долгов. По такому сценарию развивалась греческая революция. Восстание было плодом финансовых махинаций когда выпустили облигации в Лондоне на финансирование движения за независимость. Посадили на греческий престол немца, а когда он не смог выплатить. франко-британский десант захватил порт Пирея

Аватар пользователя Снег башка попаду

Все-таки главный момент, что никто не знал, что это будет долгая война на полное истощение экономики и человеческих ресурсов. Поэтому ничего не принималось в расчет, а небольшой победоносной войны всем хотелось. 

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Так и было. В то время в руководстве, к сожалению, не поняли, что голова дается не для того, чтобы в нее кушали. 

Нужно было думать. В России был опыт русско-японской, нужно было готовиться. Избежать вряд ли бы получилось. Но подготовиться вполне

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя skwo73
skwo73(7 лет 1 месяц)

Первая мировая, из-за разрыва с Германией сильно ударила по экономике РИ и даже по оборонной промышленности. Для примера - так и не удалось завершить постройку части кораблей для флота из-за отсутствия поставок из Германии. 

Мне сложно понять почему РИ решилась на войну с Германией очень сильно завися от нее в оборонной сфере. Почему в Германии заказывались перед войной корабли и они потом воевали против нас? Хотя и у СССР так получилось, но при союзе была экономическая изоляция, а во время РИ - нет.

Аватар пользователя Михаил Дмитриев

Ну там много странностей. Тот же договор 1905 года, который Николая заключил без ведома своих министров с Кайзером. То есть у тебя союзнический договор с Францией и Англией и ты идешь делаешь договор с Германией... так можно лишиться и партнеров в других странах Такого не поймет никто.

Германии тоже было не выгодно с нами воевать. Они высасывали нашу страну как могли и как хотели. Тут варианта два, как мне кажется

1. Николай "услышал глас народа" и вписался за Сербию, потому что после грандиозного Боснийского обсёра, Сербский себе уже позволить не мог по внутриполитическим причинам.

2. Вилли решил наказать взбесившуюся "дойную корову", поэтому Пурталес и притащил в МИД РИ две ноты - в случае отмены мобилизации и в случае продолжения - но обе с объявлением войны.

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 9 месяцев)

рост был обеспечен, в основном, иностранными компаниями. 

Технологии были в основном на западе. И капитал тоже был там. 

В 1913 г. доля Германии в импорте России составила почти половину его, а доля Франции — 4,6%. Общий объем торговли России с Германией накануне первой мировой войны составил 1095 млн. рублей, а с Францией — 157 млн.

Страницы