Демография и жилье неразрывно связаны. Большинство считает, что рожать нам мешает недостаток квартир, квадратных метров, непосильная ипотека. Также на это смотрят и власти, поэтому субсидируют ипотеку, дают материнский капитал, который проще всего потратить на жилье, дают жилищные субсидии молодым врачам и учителям и пр.
На мой взгляд связь жилья и демографии выглядит иначе - и она не положительная, а наоборот! Именно мечта о квадратных метрах убила демографию в нашей стране. Расскажу в статье о том, как это произошло.
Решение не иметь детей, сознательное решение – это игра! Это включение себя в пирамиду, которую я бы назвал демографический или популяционный МММ и которая началась более 60 (!) лет назад. С тех пор миллионы наших соградан вложились в пирамиду своей жизнью, счастьем и благополучием, а кто-то даже неплохо заработал. И сейчас, накануне её краха, пора честно о ней рассказать!
Демографический МММ (будем дальше называть демо-МММ) - это классическая пирамида, только растянутость во времени и неочевидные взаимосвязи мешают нам увидеть её в действиях людей, властей, жертв и выгодоприобретателей. Пирамида развивалась по классическим законам, насмотря на то, что за время её действия поменялся даже эконмический уклад в стране.
Ранняя фаза демо-МММ (1960-80 гг)
Итак, ранняя фаза популяционной пирамиды - 60-80-е годы. Да-да, в небесном СССР все началось, как это не парадоксально. Большинство из тех, кто тогда стал игроком демо-МММ, отказавшись от детей, получили очевидные выгоды:
-
Они наравне с остальными получали все общественные блага
-
Они могли спокойно тратить время, силы и деньги на себя, и тем выгодно отличались в уровне потребления от детных сверстников
Конечно, в советские годы были и балансирующие факторы – налог на бездетность (мизерный однако по сравнению с тратами на детей) и жилье (количество комнат росло с детьми) – а вот тут фактор был существенный. Впрочем, игроки демо-МММ и тут не стушевались, искали выход, например, защищали диссертации, тут же получая право на дополнительную комнату-кабинет (было и такое).
Но в целом привлекательность бездетности была не очень высока в советский период, и большого числа участников пирамида не получила.
Формула успеха и популярность демо-МММ (1990-начало 2000-х)
Все изменилось с 90-е. Вот уж для кого они оказались «святыми» – так это для участников демо-МММ. В их и так относительно беспечной жизни появился крутой выигрыш в сотни процентов – это собственность на жилье.
В 90-е первые вкладчики демо-МММ достигли возраста 40-60 лет. Во-первых, они успели получить свою квартиру еще до краха СССР. Во-вторых, их родители тоже жили в отдельном жилье, полученном СССР. И все свои квартиры успешно приватизировали.
Высокая смертность 90-х и естественное возрастное угасание поколения родителей (70+ лет) привели к тому, что поколению первых вкладчиков демо-МММ стали с неба сыпаться родительские квартиры - бесплатно и без каких-либо усилий. А отдельные счастливчики, кто сохранил бездетный брак, получали по 2 квартиры от родителей как мужа, так и жены.
Родительские квартиры немедленно стали легким и простым прибытком – наступили 00-е, время роста экономики, съемные квартиры практически в любом состоянии стали пользоваться хорошим спросом. Тут-то игроки демо-МММ раннего периода получили неоспоримое преимущество – и смогли составить основу тех, кто освоил жизнь рантье (получая доход только от сдачи).
Тем, кому повезло унаследовать квартиры в столице повезло многократно – он получал возможность вести праздную жизнь в теплых заморских краях! Ну и даже у минимальных выгодоприобретателей сдаваемые квартиры стали существенной прибавкой к пенсии и основой «безбедной старости».

Конечно, «бабушкины» квартиры доставались и семьям с детьми, но их либо сразу передавали детям, либо продавали, чтобы использовать в качестве первого взноса. Детям это оказало большое подспорье, а вот родителями не принесло ни праздных радостей рантье, ни безбедной старости.
Выигрыш ранних участников демо-МММ, конечно, не укрылся от взглядов социума – миллионы людей увидели секрет успеха нового века.
Бездетность + наследство от старшего поколения = жизнь рантье и безбедная старость!
Бурный рост и расцвет пирамиды (конец 2000-2010-е)
Впрочем, и без наследства очевидно, что у семьи из двух взрослых людей было намного больше возможностей купить те же однушки в ипотеку, чем у детных сверстников. 1-2 однушки посильная задача для семьи из двух работающих взрослых людей даже со средним доходом.
Этим намерениям и капитализм помог – бездетные женщины ценились работодателями выше детных (нет больничных, легче уговорить на сверхурочный труд, командировки и тп), и получали преимущество в карьере и доходах.
И с конца 2000-х, благодаря тогда же появившейся ипотеке, миллионы сограждан устремились в бездетность и накопление квадратных метров, стали новыми вкладчиками демо-МММ. Пирамида стала процветать. Еще бы – ведь столь легкий и одновременно доступный многим способ.
Всего лишь откажись от обузы в виде детей, да прикупи (если не повезло унаследовать) недвижку – и вот годам к 50 ты преуспевающий рантье, если не живущий, то регулярно отдыхающий на теплых морях! А впереди «безбедная старость», причем в самом простом варианте – сдача в аренду с регулярными платежами. Тут никакого ума не надо, в отличии от тех же акций или сложного и рискового бизнеса...
2010-е стали годами расцвета демо-МММ. Одни выгоды от бездетного существования! Пирамида пополнилась армией поклонников.
Последнее издыхание демо-МММ (2020-е)
И вот пришли 2020-е. Статистика говорит, что «семей» из одного взрослого человека (если дети лишние, то отказ от партнера стал логичным продолжение стратегии личного успеха в демо-МММ) стало больше, чем прочих семей. Это значит что в демо-МММ у нас включились десятки (!) миллионов людей. Они все разыгрывают одну и ту же карту – бездетность + рентный доход от недвижимости.
А льготная ипотека за последние 5 лет всосала в пирамиду демо-МММ просто всех до кого удалось дотянуться. Ощущение, что полстраны платит ипотеку!
Однако, пирамида – это заведомо проигрышное мероприятие для большинства участников, для подавляющего большинства... Первые участники демо-МММ всё уже получили, они скоро уйдут в мир иной. Среди участников самой массовой волны 00-10-х выиграют единицы. А среди тех, кто вошел на поздних этапах, победивших не будет вовсе....
Инерция мышления участников и уверенность в неколебимой ценности недвижмости (не в бумажки МММ в конце концов ложились!) - крутая штука, она продлит жиззнь пирамиде, лет на 5 точно.
Крах пирамиды демо-МММ (2030-е и далее)
А что дальше? Анализов и прогнозов в сети много, но факт, что уже сейчас население сокращается на 0,5 млн человек в год (миграцией эти потери не компенсируются), а скоро будет минус 1 миллион человек в год. В течение ближайших 5 лет мы все, а вкладчики демо-МММ в первую очередь, получим следующие эффекты:
- Сокращение притока и уменьшение населения даже в Мск и СПб, в эти городах, "мекках" России, население не растет с 2020-21гг, про остальных и речи нет. Вкупе с состоявшимся массовым строительством это даст мощнейший биг бадабум, а именно:
- Драматическое падение спроса на жилье, причем любое – арендное или в собственность, не важно.
- Не просто падение цен на недвижимость, а появление недвижимости, которую нельзя продать, причем даже в крупных городах ("эффект Воркуты")
- Массовый провал стратегии рантье и "достойной пенсии на однушках под сдачу" - доход от квартир станет отрицательным, налог плюс постоянно растущая коммуналка скоро станет бременем, особенно для тех, кто вышел на скромную пенсию и рассчитывал на прибыток от дополнительных квартир, а не на затраты .
Заключение
Ирония судьбы в том, что вкладчики демо-МММ упадут в ту могилу, которую сами себе и вырыли за последние 60 лет. Ведь для дальнейшего существования пирамиды всего-то и требуется - новое поколение, те самые дети, которых они же и не родили, предпочитая вложиться в "надежную и прибыльную" недвижимость, а не в "убыточных и неблагодарных" детей.
Все будет, как с МММ (см. картинку к статье) - и марши вкладчиков, владельцев никому не нужной недвижки, среди которых особенно активными будут пенсионеры. И требования к правительству и президенту - сначала дать льготную ипотеку (под 0%! спасите Россию!), потом выкупить лишние квартиры по "справедливой цене", потом самоубийства и сжигание документов на квартиры на камеру.
В интересное время живём! Самые священные коровы, вроде недвижки - окажутся обманкой. Каково будет жить в домах, где половина квартир не имеют владельца? Что делать с миллионами одиноких нищих стариков? Об этом лучше в другой статье.


Комментарии
Просто это - капитализм, а не квартирный МММ, где деньги и личное благосостояние выше любых ценностей. Стоило ли столько тратить время на анализ?
Столько - это сколько? Статья вроде короткая, надеюсь не утомил)
Капитализм - он везде разный, у нас вот такой, где-то другеи эффекты.
Капитализм по своей сути везде одинаков, только отличается нюансами. Статья короткая, да. Но это ваше личное мнение относительно логики развития процесса. А относительно демографии лучше изучить выводы антропологов. Этот процесс - биологический, связан с окружающей средой и отношениями в социуме.
Конечно, такие сложные процессы имеют несколько плоскостей развития - и социальная, и жкономическая, и антропология! Но нельзя объять необъятное - иначе бы никто статей не писал, а сразу энциклопедии)
Согласен, каждое мнение имеет право на существование.
Хм. Интересный взгляд. Причем во многом очень логичный. Если население не растëт, а строят в России больше всех в Европе (если на душу населения). То когда-то должно получиться насыщение.
Лично я считаю, что следующее поколение будет рожать первого ребëнка раньше. Т. к. у них уже будет квартира от родителей. Если конечно родители не жлобы, которые готовы получать ренту в то время, когда дети живут в съемной квартире.
Мне кажется, насыщение не просто когда-то должно получиться, оно уже! Причем сверхнасыщение предложения.
Вот именно - если! А родители могут сказать - все сами, сами!
в России уже более 28 метров на душу,
но распределены они по капиталистически - у кого-то ноль метров, снимает, а у кого-то десять инвестиционных квартир, сдаёт,
при Сталине такого гамна не было
Да, метров выше крыши, Правда они ещё и по стране распределены не очень. Где то люди уезжают в дома стоят, а где-то нехватка.
Но в целом ,все всего хватает ,и не в капитализме дело, если бы СССР созвонился то столько жилья бы было построено уже в начале 00-х, Горбачев не врал про квартиру каждому к 2000 году.
При Сталине квартир практически не строили. Строили только высококачественные "сталинки", очень мало. И распределить их "по честному" не было никаких шансов. Слишком малые объёмы строительства. Собственно поэтому Хрущев, со своими "хрущевками" и вызвал такой энтузиазм в людях. Появился реальный шанс получить квартиру.
Пропустил. Вот это утверждение полностью неверно! Не рожают из-за квартир, зависимость обратная - из-за квартир отказываются рожать, точнее не из-за квартир, а из-за мечты о жизни рантье.
Поэтому наличие квартиры не повлияет на решение рожать никак. А в силу обвала демо-МММ и сопутствущего кризиса еще неизвестно куда все вывернет.
Вы жеж сами в статье написали. Жизнь рантье уже стала тяжела, т. к. предложение квартир для съема больше, чем спрос на эти квартиры.
Т. е. отдать квартиру детям - вполне логичный поступок. Да, рантье без детей в краткосроке выигрывает. Но если посмотреть на более длительный интервал - скажем сотню лет, то рантье тут жестко проигрывают.
Я еще писал о принипиально бездетных раньте, поверьте таких немало.
Абсолютно верно! Надеюсь в будущем ориентир рантье уже не будет столь привлекателен как сейчас
Насыщения, к сожалению, не будет.
Потому что вы забываете про два существенных фактора - внутреннюю и особенно внешнюю миграцию.
Есть неоднократные факты, когда диаспоры скупают непроданные квартиры, чтобы новые внешние мигранты приезжали уже в готовое жильё, за которое они будут платить - т.е. снимать его фактически у диаспоры.
А диаспоры у нас, к сожалению, ОЧ-ЧЕНЬ не бедные. Они могут скупить всё, что на рынке. А поток внешней миграции только растёт...
Забыли "... и о губозакаточной машинке":)
Я чего то не понял.
1. Если в 90-ые кто то жил в своей квартире, и его родители в своей, то где здесь доход?
2. Автор видел советские квартиры? я то много чего снимал с 90-го года,
и могу сказать, что вложения в ремонт такой квартиры и бытовую технику окупаются арендой минимум за 2 года аренды. Так себе бизнес ))
3. Аренда квартир не в Москве, Питере, Сочи вообще не особо доход приносит.
Да и в Москве и Питере (на окраинах) тоже.
1. Доход возник у 40-60-летних, когда родители ушли (70+ лет), а детей нет - потому что от них отказались еще при СССР
2. В 00-е снимали всё, впрочем и вложиться в ремонт не проблема - 2 года, эка невидаль, зато потом 20 лет постоянный поток денег. Модель вполне разумная - если другие рожают детей
3. Во-первых, вы вряд ли сможете подтвердить свои слова, просто накинули... Во-вторых, там, где доход невелик и не строят. В-третьих, рента или пенсия - это не про размер дохода, а про его постоянство
1. Ну о чем вы?
Мне было в 1991г 26 лет.
Папа ушел в 2000-ом, мама в 2022г, когда мне было 57.
И такое у большинства людей, родители не уходят одновременно.
2. Ну а где взять эти условные 18 000 долларов на ремонт? Это я по минимуму,
2шка 60м2 на окраине Москвы.
3. Ну посмотрите сейчас, сколько стоит долгосрочная аренда средней 2шки в условном Курске.
Я например знаю, что в Москве сегодня аналогичную квартиру на окраине можно сдать за 45-50 000.
Минус квартплата. То есть около 35-40 000 доход в месяц.
Но это в Москве.
Так себе доходец ))
1. Еще раз, не о вас речь, в 26 еще рано говорить о каком-то выборе. В 90-е профит получили тот, кому было за 40 и кто еще в 60-80-е сделал выбор бездетности
2. Занять? Сдать недорого и накопить? Просто накопить - ремонт под сдачу можно сделать и в более скромнеые деньги, уверен. Там всех дел - чистенькие обои, ламинат, простенькая мебель. И это мы про сейчас, а в 00-10-х требования арендосъемщиков были намного скромнее
3. Стоит очень прилично именно в Курске, забавно, что вы его выбрали - там сейчас вообще фиг найдешь в силу недавних событий свободное жилье.
Насчет минус квартплата - вы данво сдавали или снимали? с каких пор минус? Это отдельная статья - плати квартирант.
В общем, пустой спор, если вы считаете доход от 1 квартиры в 35-40 тр в месяц ерундовым. Не про вас значит речь в статье, а про обычных людей., которым деньги сотнями тысяч на голову не сыплятся.
Те, кому в 91ом году было 40,
либо вообще не состоялись, и им даже на ремонт квартиры было взять деньги неоткуда,
и для них арендная плата квартиры без ремонта это был не бонус, а вопрос выживания.
либо для них (тех, кто состоялись) эти деньги с аренды квартиры вообще ничего не значили.
300 баксов за 1м2 это был косметический ремонт, с мебелью и техникой. Минимум.
Ну хорошо, пусть будет Пенза ))
Я и сегодня сдаю : арендатор платит ТОЛЬКО воду и электричество.
Очень смело обощение. Но опять же, кто в 90-00-е снимал, те ремонт не спрашивали. Сами делали при необходимости, и не всегда удавалось получить от хозяина скидку за это. другое время, вы его видимо плохо помните или жили в других условиях
Я собственно к чему веду ))
Безусловно, жилищный вопрос является одной из причин,
которые влияют на рождаемость.
Ну например, в 70-ые, я жил в 5-этажке на окраине Москвы (Тушино).
У нас на 80 квартир было много детей, только пацанов было почти1,5 футбольных команды.
Но не у одной семьи не было более 2х детей.
Так как квартиры в 5-этажке были одно и 2хкомнатные.
И в классе у меня не было одноклассников, у которых бы было более 1 брата или сестры.
Но в целом конечно, жилье это фактор, но не главный.
Главный фактор снижения рождаемости, на мой взгляд следующий :
как только люди получили возможность через контрацепцию и аборты
регулировать численность своей семьи, и поняли, что с этого имеются плюсы,
они тут же этим начали пользоваться ))
Если в глобальном плане - то да, вы правы. Контрацепция внесла решающую роль, тк дала принципиальную возможность.
Что касается моей статьи - то она про уникальное сочетание условий, сложившееся в нашей стране последние 30 лет. Ни до, ни после такого уже не будет и влиять на демографию жизнь рантье-жилье уже так не будет.
Даже не знаю, что вам и сказать.
1991г.
Вот человеку 40 лет, он женат.
У него квартира. Квартира у его родителей и ее родителей (60-65 лет).
У кого то из них есть брат или сестра.
Значит из 3х квартир этому женатому человеку через 15-20 лет (к 2006, не ранее),
когда ему исполнится 55,
достанется лишь 2 квартиры максимум.
На троих минимум, так как ребенок то один точно будет.
Если он еще не заработает и не купит.
Где здесь профит, не понимаю ))
Я писал в первую очередь о бездетных. Им и наследство не кому передавать, и накопить и купить пресловутю "однушку под сдачу на пенсии" намного легче.
Много среди ваших знакомых женатых, но бездетных?
Среди моих процентов 5.
Это из знакомых за последние 30 лет ))
Среди моих много многодетных семей, сильно больше чем у вас, уверен. Не догадываетесь почему?
Сектанты?
Ну, можно сказать и так, по нашим временам любой кто не озабочен своим комфортом и не ищет лёгкой жизни, выглядит сектантом.
Но стратегически не нужно бежать за толпой.
А что является базисом и целью вашего сообщества?
Мне кажется вы то ли упустили иронию моего ответа, то ли ее не в ту сторону развиваете
Среди моих много многодетных семей, сильно больше чем у вас, уверен.
В этих ваших словах, сказанных незнакомому человеку, я не увидел иронии ))
Зато увидел уверенность, которая на чем то основана.
Вот и спросил на чем она основана.
Вывод : это просто слова, не на чем не основанные.
Вот я сегодня приехал из гостей например.
Семья, 5-ро детей.
Он препод в институте плюс тренер по теннису. Хороший.
Она учительница.
Их на прошлой неделе Собянин награждал, в числе прочих многодетных, в их праздник.
Ребята кстати неплохо живут.
Квартира 4хкомнатная, дача с баней и кортом, всесезонная,
и 5ю спальнями.
Сейчас Илья квартиру трешку купил в Севастополе у моря.
2 машины в семье, одна семиместная.
Вижу, что для вас количество спален, машин и домов намного важнее количества детей. Точнее, кажется, что без спален-домов количество детей этой семьи выглядело сектантством, так что ли?
Ничего вы не видите ))
Бедным и многодетным может быть любой.
Тут большого ума не надо, нужна лишь безответственность.
А вот быть многодетным и уметь обеспечивать свою семью хотя бы самым необходимым,
вы вот так попробуйте ))
Простите, сир! Я до ваших высоких стандартов дотянуться даже не пытаюсь, поживу нищебродом, если позволите...
Надеюсь, вам моральное удовольствие наш диалог доставил? С первых строк было понятно, что вам
Да побойтесь Бога ))
Чего мне перед вами выпендриваться, это ж не мои 5 детей.
У меня двое в семье, вполне себе стандарт.
Просто вы вес загадочный такой
Автор давно реализует свою жизненную стратегию, которая прямо противоположна тому, что делают миллионы. Особых доходов мне это не принесло, но у меня свои выгоды. А итог подведем лет через 20.
Собственно только ЭТО и заинтересовало. А 20 лет ждать не хочется, да и может не получиться,
ни у вас, ни у меня ))
На все воля Божья! Дождемся или нет - увидим.
А стратегия простая - она противоположна тому, что описано в статье. Пока большинство бежит за недвижкой (и призраком рантье) и отказывается от детей, я делаю ровно противоположное?
Почему у вас знак вопроса в конце? ))
Кочуете по съемным квартирам, каждый год увеличивая число детей?
Или я неправильно понял ваше "противоположное"?
Все так)
Оригинальный подход ))
Я вот что еще хотел спросить/сказать, по поводу многодетных.
Не секрет, что к многодетности прилагается, как правило,
много неудобных факторов.
Не скажу бедность, хотя это тоже есть.
Скажу : неустроенность, неудобства, невозможность делать семьей то,
что можно делать в немногодетной семье.
И дети в таких семьях растут, и видят ЭТО.
Кто то задает вопросы. Себе, родителям, братьям-сестрам.
Я к чему?
Ну а какой процент детей из многодетных семей,
переживших все это,
сами захотят быть многодетными?
На мой взгляд, ну и на моих знакомых примерах,
это количество минимальное.
Как с этим быть?
Не совсем понятно, о чем вы? Просто я смотрю вокруг себя и не вижу у многодетных знакомых каких-то отличий, невозможностей. Я люблю один анекдот.
Вот сколько вы мне не будете рассказывать о себе или о своих благополучных друзьях - я вам легко найду человека с теми же достижениями, но многодетного.
Анекдот старый и неплохой, но не к месту.
А анекдоты хороши, когда они к месту
Ок.
Может ли многодетная семья, поехать в гости к друзьям на детский праздник на дачу с ночевкой ?
Давайте возьмем семью, где 4-5 детей.
Может ли многодетная семья устроить детский праздник у себя в квартире,
с приглашением друзей детей с их родителями ?
Может ли многодетная семья поехать куда то в недельное путешествие на самолете? на море (в России) в отпуск?
В Турцию/Египет/Таиланд?
Может ли многодетная семья позволить себе готовить еду каждый день,
с учетом вкусов каждого члена семьи, то есть питаться разнообразно?
Насколько жилплощадь в квартире позволяет иметь места уединения для каждого из детей,
с ЕГО приватной территорией ?
Пысы : да, мы с вами может предъявить друг другу примеры обеспеченных многодетных семей,
но мы оба с вами знаем, что таких дай Бог 5% от общего их количества )))
Тут речь идет о размере квартиры. Вы хотите сказать, что если семья немногодентая, то у любой размер квартиры позволяет все это обеспечить?
Тут вопрос доходов. То есть любая немногодетная семья легко летает в отпуск куда захочет, а как третьего рожают, то все, приходит финансовый коллапс и уже никуда?
Вот у вас семья, как вы сказали, двое детей. То есть ваша жена каждый день готовит вам с детьми 3 вида завтрака, 3 вида обеда, 3 вида ужина - с учетом вкусов и разнообразно, конечно! Так?
А себе - готовит 4 вариант? Или за вами доедает что останется?
А среди немногодетных или чайлдфри их что - больше что ли?
Анекдот мой к месту т.к. связь между достатком (все вами перечисленное в него упирается в конечном счете, кроме странного пункта про еду, хотя и тут всего лишь надо нанять кухарку) и многодетностью такой же как с курением и небоскребами. Не потому люди покупают небоскребы, что они не курят.
Спасибо за ответы, подтверждающие мои слова.
Что касается еды, то вы не поняли.
Речь идет не о 4х видах обеда или завтрака.
Речь идет о том, чтобы не готовить больше чем на 1 день, кастрюлями и казанами ))
то есть каждый день обеды и ужины в семье разные.
Это и называется разнообразным меню
Ну а 1 раз в неделю в кафе/ресторан извольте ))
А что подтверждают - раскроете? Или унесете тайну с собой?
Я ваш подход полностью разделю. Только для его реализации надо не иметь не более 2-х детей, а совсем другое - женщину, которая это потянет. В идеале домохозяйку, тогда проблем не возникает. Если же ваша жена работает, то вопрос как она успевает? За счет своего отдыха, досуга, своих интересов? Ведь вы её не балуете:
Всего раз в неделю перерыв, остальные 6 дней у плиты по 2-3 часа. Да и в светлый ресторанный день речь ведь не о 3 визитах, а об одном, то есть один обед вы ей только позволяете отдохнуть раз в неделю.
Чего-то грустно, в отличии от нищебродов многодетных могли бы свою любимую почаще разгружать от готовки.
Напомню, что разговор начался с того,
что дети из многодетных семей, глядя на ТАКУЮ жизнь в своей семье,
и видя другую жизнь в семьях у своих НЕмногодетных друзей,
впоследствии НЕ хотят категорически быть многодетными.
Собственно я вначале задал философский вопрос : а как этого избежать?
Какую такую? Какую другую? Надо же сначала понять - чего избегать, а потом уже делать?
Вы ряд тезисов выдвинули, но они не про многодетность, а про деньги. Во всем - поездках, еде, жилье существенная разница между 1-2-детными и многодетными видна только если есть заметная разница в доходах.
Вы же не думаете, что семья из 4 человек (мама-папа и 2 ребенка) при одинаковом уровне доходов (например, 300 тр) на семью будет прямо существенно отличаиться от семьи из 6 человек (мама-пап и 4 ребенка)?
В теории, возможная разници - это своя комната. Если обе семьи живут в 3-ке, то да в первой семье спальня родителей и детям по комнате, во втором случчае это невозможно. А в остальном-то что? Лишние 2 билета на юг, детских - это сколько тысяч 20? В год - реально неподъеная сумма что ли? Еда - уверяю вас, там разница тысяч 10 в месяц.
Напряжется отец многодетный, заработает +50 тр к 2-детному - и этим все допрасходы легко покроет.
Безусловно, и про деньги тоже.
Семья 1-2 ребенка : жена может работать, семья 4-5 детей нет.
И потеря работы кем то в семье с 1-2 детьми, это не катастрофа, с 4-5 детьми это ж2па
Семья 1-2 ребенка : у каждого ребенка СВОЯ комната, где его территория,
куда он может приводить своих друзей хоть каждый день (я так и делал в детстве).
В семьях с 4-5 детьми ЭТО невозможно.
Семья 1-2 ребенка : это кроме разницы в билетах ОДИН номер в Турции/Таиланде или еще на каком курорте,
семья 4-5 детей : два номера.
К слову : я побывал где то в 25 странах мира более 70 раз, и поверьте, НИ РАЗУ не видел в отеле
на отдыхе семью с 4-мя детьми. И немцев не видел, и евреев, и русских )))
Семья 1-2 ребенка это одна машина в семье (достаточно), семья 4-5 детей, 2 машин как минимум,
потому что даже 1 минивэн не спасет, ввиду разницы интересов.
Семья 1-2 ребенка это возможность часто посещать ВМЕСТЕ концерты, музеи, выставки,
кино, рестораны, детские клубы, возможность ездить в автобусные экскурсии на 1-2 дня, по историческим городам и тд.
Семья 4-5 детей, и эта возможность почти невозможна.
Семья 1-2 ребенка, это возможности приглашать гостей/друзей с детьми, и ездить в гости к ним,
в том числе и на дачи. Семья 4-5 детей не имеет такой возможности.
Семья 1-2 ребенка это минимум привязки к проблеме детский талант - местонахождение
спортивной или художественной школе, да и вообще школы.
В семье 4-5 детей вы не можете себе позволить возить детей на другой конец города в хорошую школу
Там еще много чего можно перечислять...и дети ЭТО ВСЕ видят.
И делают выводы, что ОНИ не имеют того, что имеют семьи с таким же доходом и жильем,
в которых живут его одноклассники и друзья.
Погодите. Дьявол в деталях.
Ранее вы аж в 2-х сообщениях рассказывали о необходимости вкусной и разнообразной пищи семье. И я с вами полностью согласен, это действительно важно. На мои уточнения - а кто готовит? вы отмолчались. Ну ладно, я не стал настаивать, жена 1-2 детей может быть домохозяйкой, так что это не сложно.
И тут же вы пишите:
Итак, жена готовит каждый день свежее и при этом работает? Вы же работу жены выдаете как важное преимущество, в первом же пункте. Я согласен, два источника дохода в семье - преимущество. Но как быть с ежедневной свежей едой?
Представим жизнь этой женщины. С утра встала - всем завтрак + обед (загодя, она ж работает) сварила, иначе откуда его взять. Вы же выше распинались, что казаны недопустимы и каждый день свежая еда на столе (!). Это она во сколько встает у вас - в 6? Ну тогда успеет. В 8 закончила готовить, макияж, туда-сюда, сама, наконец поела, уже 9. Поехала на работу к 10. Там до 19 с обедом, дорога домой, дома в 20 часов, конечно, тут надо сразу готовить ужин, всем же нужно свежее "с учетом вкусов каждого члена семьи!" (ваши слова). Еще 1 час. В 21 она поужинала со всеми и свободна! Ой, незадача, чтобы вставать в 6 утра и не умереть, ложиться надо в 22 часа край.
Целый час у вашей счастливой работающей жены 1-2 детей остается на себя, свои хобби и интересы! Ну, если приноровится с готовкой или там с временем до работы повезло, то еще час выгадает, останется аж целых 2!
Однако, а если дети захотят общения, уроки проверить или просто поговорить? И надо ж как-то на супружеский долг выбрать время, верно? В общем, никак времени на свои интересы у счастливой женщины 1-2 детей в семье не выходит. Впрочем, если секс полагается 1 раз в неделю, в день, когда кафе-ресторан с барского плеча - там же она время сэкономила - то более логично выглядит. Тогда полчаса-час у неё останется.
Ну ведь так, из ваших сообщений такая картина выходит, я ничего не придумал.
Как в сказке «Как поп работницу нанимал»
Страницы