Тема о начатых Трампом тарифных войнах сейчас из числа активно обсуждаемых. Подумал и я на досуге над тем, ради чего все это затеялось и какие результаты ожидаются. Изложу свои гипотезы на этот счет. Подчеркиваю, что истинные мотивы происходящего мне конечно неизвестны, так что в статье именно гипотезы. Но я стремился к тому, чтобы в рассуждениях не было разрывов в логике. Итак, начинаем.
Долг США.
Начать надо именно с этого, с долга США. Когда на эту тему заходит речь, обычно говорят о долге Федерального казначейства. Причем об общем долге, без разбивки по держателям. А среди держателей есть как резиденты США, так и иностранные инвесторы. Думаю, что надо поставить вопрос несколько иначе.
Правильнее говорить о долге резидентов США перед нерезидентами США. Укажу вкратце (и скорее всего неполно) список подобных обязательств:
- долг Федерального казначейства по облигациям перед нерезидентами,
- долги отдельных штатов по облигациям перед нерезидентами,
- долги частных заемщиков США (банки и корпорации) по облигациям перед нерезидентами,
- депозиты нерезидентов в банках США,
- средства нерезидентов на расчетных счетах в банках США,
- долларовая наличность за пределами США.
Общий размер указанного долга мне не известен. Думаю, что он вообще мало кому известен. Но предположу, что сумма этого долга достигла такой величины, что тут уместно хорошо всем известное и применяемое к месту и не к месту высказывание: «это угрожает национальной безопасности США». Здесь оно именно к месту, и власти США пришли к выводу – надо что то делать :)
Так вот, тарифная война, при ее благоприятном для США завершении, хорошо подходит для решения проблемы долга.
Тарифная война.
Что мы наблюдаем сейчас? Введение высоких тарифов со стороны США практически ко всему остальному миру, требования о недопустимости введения ответных зеркальных мер, гарантирование всяческих кар не подчинившимся, обещания подчинившимся переговоры насчет урегулирования взаимоотношений на приемлемых условиях.
Но что это такое – «приемлемые условия»? Моя гипотеза насчет конечной цели США очень простая – по окончании тарифных войн для всех внешнеторговых партнеров взаимные тарифы должны стабилизироваться на ассиметричных уровнях. Асимметрия тарифов разумеется в пользу США.
Поясню на простом примере. Допустим, есть два товара. По одному из них США является экспортером, по другому - импортером из некой страны. Для простоты предположим, что при одинаковых взаимных тарифах эти товары продавались и покупались бы по одинаковой цене 100 долларов.
А далее вводим асимметрию тарифов, например скромный 1% в пользу США. Тогда по каждой парной транзакции покупки одного и продажи другого товара в бюджет США дополнительно поступает в 1 доллар.
Возникает вопрос - за чей счет бюджет получит этот доллар?
Если внешнеторговый партнер не захочет снижать цену, то банкет оплатит американский потребитель, он же избиратель. Властям это не выгодно. А вот если внешнеторгового партнера удастся продавить на снижение цены при продаже товара в США, то именно он станет донором американского бюджета.
Так что гипотетически окончательная схема такова. США планируют давить внешнеторговых партнеров сразу по двум направлениям: асимметрия тарифов и асимметрия цен. Все в пользу США. При этом, когда пройдет время и уляжется пыль, указанные асимметрии должны оказаться на том уровне, который позволит американцам регулярно стричь овец и не позволит овцам умереть.
Гипотетические конечные цели.
Предположительно, США во взаимоотношении с остальным миром хотят перейти от системы эмиссионного налога к системе торгового налога. Это позволит остановить рост долга перед нерезидентами, и возможно даже начать его потихоньку сдувать.
Иными словами, гипотеза в том, что США от контроля эмиссии переносят внимание на контроль тарифов и ценообразования. Впрочем, это не означает, что контроль эмиссии будет заброшен. Речь всего лишь о смене приоритетов.
Тут есть маленькая проблема – схема начнет высасывать доллары из остального мира внутрь США. Это уменьшит ликвидность доллара за пределами США. А ведь доллар на текущий момент основная валюта внешнеторговых расчетов, и я полагаю, что американцы хотят сохранить это состояние дел. Но эту проблему решить можно путем расширения кредитования банками США нерезидентов для целей международных расчетов. Таким образом, к стрижке овец через тарифы и цены добавится стрижка через кредитование. Это дополнительный приятный бонус.
Изложенное выше выглядит логично, но при условии благоприятного для США завершения тарифной войны. Но ведь тот, кто широко шагает, иногда рвет штаны. Так что переходим к трудностям.
Трудности.
Основная трудность для США – Китай. Это страна изрядно подвинула американцев в мировой торговле. И это бросает тень на изложенную схему.
Напомню, что схема предполагает следующее: по каждой внешнеторговой парной транзакции покупки одного и продажи другого товара в бюджет США должна поступать маржа из-за асимметрии тарифов и цен, причем маржа должна формироваться за счет торговых партнеров. Объем этого потока напрямую зависит от количества транзакций. И Китай сильно влияет на это количество неблагоприятным для США образом.
Так что наметившаяся тарифная война с Китаем для США – это не блажь, а необходимость.
Что делать третьим Сторонам?
Полагаю, что наиболее рациональным будет наблюдение. При необходимости – помощь проигрывающей в моменте Стороне конфликта, причем не впрягаясь по полной. То есть в меру сил способствовать затягиванию конфликта США с Китаем.
Время использовать с умом – насколько это возможно снижать зависимость от внешнего мира, то есть зависимость от экспортно-импортных операций. Потому как исход конфликта туманен, а в условиях неопределенности лучше по максимуму избегать любых зависимостей.
Вот как то так.

Комментарии
Золотые слова! Как заводской инженер без загранпаспорта, поддерживаю целиком и полностью!
Вот как раз мы не можем и не будем этим заниматься. Бить в барабаны импортозамещение и дуть в фанфары локализации будем, а по факту, - нет.
Наша экономика, структура и количество населения построена как раз для наоборот, - максимальная встроенность в "Буржуинство" и максимальная зависимость от него.
Для этого, и только для этого раздолбали СССР и устроили Перестройку.
Делать сейчас что-то обратное-это означает ввязаться в контр-Перестройку, с точно такими же потерями, как были в 90-е..
Про потери - обоснуй. Как говорят чоткие посоны.
Схрена ли они возьмутся?
Мало того -- мы были ПЕРВЫМИ в этом процессе импортозамещения из более-менее развитых держав. И вот только сейчас Трамп громогласно объявил программу импортозамещения. Вслед за ним в ЕС тоже начали блеять что тоже хотят импортозаместиться.
Чучхе рулез!
Старушка Йеллен жеж прямым текстом про это сказала. И этим объявила войну Трампу.
Или ты думаешь прошедшие тысячи мини-майданов в/на сшашке просто так от сырости?
Потери тут могут быть только одного плана -- сколько то там чуваков из глобалистской элитной группировки у нас в стране потеряют бабло и влияние. Это -- да, потери.
Виш ле, какова обстакановка -- у нас в стране невозможно сейчас будет поднять сколько-нибудь значимые массы народа для гражданской войны. Имеется в виду против действующей власти. А это означает что если (!) патриотическая группировка начнёт достаточно жёстко давить конкурентов, то .... ничего не будет. Более того это будет воспринято с ОДОБРЕНИЕМ.
Ну и вдогонку напомню -- в расчётах за российский экспорт прямо сегодня ЕС платит рублями 65,3% всех платежей. В расчётах с Азией это показатель -- овер 80(!)%.
Понял какая хрень? Еврогеи с нами воюют, но платят РУБЛЯМИ.
А если (!) не начнет?
Ведь не начинает жэ.
Наверное, объяснение молчания Хомо на этот ваш аргумэнт весьма тривиально: Нет никакой патриотической группировки, достаточно артикулированной, готовой и даже просто согласной "достаточно жестко давить конкурентов" из упомянутой "глобалисткой элитной группировки"...
В частности:
- вызывает сомнение. Не знаю, каковы ваши источники, но некие эксперты недавно заявляли-с, что расчеты экспортеров/импортеров по прежнему осуществляются по привычному, а чтоб красивость в отчетах соблюсти - в документах отражаются в рублевой номинации.
Я не счёл нужным отвечать на эту бредо-квази-патриото-кашу, не имеющую отношения к теме, да ещё и с элементами призывов по смене Конституционного строя.
В отношении "покупки на рубли", в условиях санкций, ограничения импорта, тотального профицита внешней торговли, и невозможности расплачиваться этими нефтяными рублями на внешнем рынке за товары тех недружественных государств, которым мы за эти, якобы рубли отдаем нефть и газ, - это вообще из области телевизионной пропаганды, а не из реальности.
По факту мы газ западным партнёрам отдаем просто даром:
Бизнес по русски описан в анекдоте про двух ковбоев: "Джо, тебе не кажется что мы только что гавна бесплатно наелись...?"
Согласно приснопамятному маневру трехлетней давности о продаже "газа за рубли", западные партнеры даже ничего не обменивают. Они просто суют свои доллары уполномоченным лицам в газпромбанке, а те уже суетятся, чтобы оформить их в виде рублей и просунуть дальше. Западные партнеры рублями ни разу не озабочиваются и скорейвсего, даже не знают, как они выглядят.
Тогда казалось (нам, наивным), что эта схема - какой-то паллиатив на переходный период, чтоб пресловутая авторская "патриотическая группировка" могла получить какие-то экономические козыри для последующих дейсствий Однако ярковыраженная нелюбовь наших бизнескапитанов и прочих адептов равноупомянутой "глобалисткой группировки" к родному рублю показала, что мячты автора о некоем "последнем и решительном" не имеет под собой оснований
Совершенно и Абсолютно верно.
Забавно. КагбыпатриотЪ непонимает что всё имеет свою цену.
Это ты щас с кем разговариваешь?
Он(она/оно) с тобой сейчас в одной комнате?
И -- заметьте: про "цену" и "потери" -- ни словечка.
Молчание.
Это знак для тех кто понимает™.
Как населением 130 млн человек выстроить технологические цепочки на ВСЕ номенклатурные позиции в мире, на которые сейчас требуется N млрд человек? Оптимизация позволит сократить требования, пусть, до 1 млрд, но это все равно на порядок больше 130 млн. Или Северная Корея дробь СССР - не богатая номенклатура, зато на свои. И как-то граждан надо удержать в границах государства, когда из-за забора им будут показывать красивую картинку. Витрины запад умеет строить, на это ресурсов хватит.
Ну почему же.
Может, и будем.
Только вот результат ожидается не тот, которого обыватели, развращенные западными товарами и технологиями, ждут.
Импортозамещение в первую очередь экономит валютную выручку. Все остальное - качество, ассортимент, надежность, экономичность, трудозатраты - получатся какие получатся.
Если руководство ожидает глубочайшую долгосрочную просадку цен на экспортируемые ресурсы, то импортозамещение жизненно необходимо.
Всё абсолютно верно. Особенно выводы.
Топик-стартер вообще ничего не понимает в экономике:
например, не понимает, что расчеты между банками и перетекание денежной массы в США никак не связаны.
Снижение цен приведет к падению покупательской способности внутри страны-экспортера, дефляции и постепенному параличу экономики. Увеличение цен для конечного потребителя приведет к увеличению инфляции в США (что в теории им выгодно, но нужно учитывать, что власть думает о своих доходах, а не о доходах граждан или здоровье экономики страны) и падению рейтинга президента (а там не за горами и разочарование в нем, а может и импичмент - Джонни был тихушником, а Доня - буйный пациент). И т.д.
Автор совершенно правильно понимает цели и методы.
Не совсем. Завод Маска "Тесла" в Китае, как пример. Деньги, из за введёных пошлин, будет терять Маск, а не Китай. Таже хрень с электроникой и остальными более/менее технологичными производствами. Американский офисный планктон, адвокаты, отбеливатели анусов, по сути теже пингвины, которых обложили пошлинами
Это всё вообще не имеет значения.
Кстати да.
Практически никто не обсуждает, что трампуша декларирует тарифную войну со странами, а де-факто дренирует поток кэша у собственных корпоралов - и при этом хочет, что эти корпоралы с высушенными финансовыми потоками перенесли производства в США.
На какие бапки?
Лично я оцениваю происходящее с тарифами, как попытку запустить долларовый насос в новом обличье и другими методами.
Получится ли у амеров - вопрос открытый. Но они по крайней мере пытаются.
На данный момент мне кажется они опоздали. Ближе к осени станет понятно, кто сдуется раньше.
Поясню на простои примере: импортер США тратит 100$, а экспортер получает 25$. У США огромный дисбаланс внешнеторговых отношений. И пока дисбаланс существует, скромный 1: в пользу США ничего не даёт.
Нет, с текущим дисбалансом во внешней торговле рост долга не остановится
Согласен, примерно такие же выводы сделал. Тарифы - пугало, которым США навязывают новые долгосрочные правила. Китай - главная опасность этого плана.
При Рейгане проводилась политика пылесоса доллара. Правда за счет высоких ставок. Это стабилизировало инфляцию и запустило процесс перехода в новую экономику. Восточный блок принял существенный финансовый удар. Но, в 1987 году случился кризис в США. Как соедствие политики. Руководство СССР после череды смен уже не было столь монолитно. И не справилось с ситуацией. И именно это спасло штаты. Надо понимать, что и сейчас они готовы щатать мир, чтобы выйти из кризиса за счет обрушения других стран.
Хорошая статья, спасибо.
Есть, однако, вопросы по некоторым тезисам.
Автор, как именно торговый налог сможет заменить сеньораж? Ведь это несёт риски для долларовой системы...
Если доллар станет менее ликвидным вне США, не ударит ли это по американским экспортерам и инвесторам?
Конечно, тарифная война как способ остановить рост долга, имеет место быть. Однако, есть и другие причины - защита внутреннего рынка, давление на Китай в технологической гонке. Да даже банальный популизм Донни нашего, Трампа.
Так в статье же указан метод компенсации уменьшения ликвидности доллара, если описанная схема будет успешно реализована. Это встречное увеличение долларового кредитования внешнеторговых партнеров-нерезидентов со стороны американских банков.
Согласен, что как инструмент он есть. Что создаст долговую нагрузку на экономики стран-заемщиков. Что может привести к таким же результатам, как у латиноамериканского долгового кризиса 80-х. И скорее всего, сильные страны от этой модели откажутся. А слабые... Будет череда государственных дефолтов.
Если мир увидит, что штаты создают искусственный дефицит долларов и навязывают кредиты, это ускорит переход на альтернативные расчеты.
То, что вы говорите, справедливо. Но я полагаю, что американцы понимают, что съесть овцу можно только один раз, а стричь ее можно долго. Так что представляется разумным, что кредитная политика будет ориентирована на "стричь".
Если мир перестанет покупать американские трежеря мир ничего не потеряет. Но мир не может перестать покупвать китайские станки, подшипники, смартфоны етц -иначе у него не будет подшипников и смартфонов
Именно поэтому мир покупать трежеря БУДЕТ, потому что в конце-концов их Китай принимает, как расчеты. Как только перестанет, тряхнет так. что мало не покажется.
Уже перестаёт. Только "тряхнет" при этом одни США. А остальной мир этого даже не заметит.
США тряханут в ответку все гопоту, что под собой держат.
Ну, разве что... Так туда им и дорога.
После этого стало неинтересно и перестал читать.
Все равно не верится, что такими мерами они спишут свой госдолг хотя бы за 5 лет. По моему скромному мнению, надо ожидать каких-то дополнительных резкие движений типа отказа в приеме наличных долларов за пределами Штатов, силовой выпуск "новых" платежных инструментов взамен имеющихся (естественно, с дисконтом), вероятнее всего, это будет криптовалюта - набор цифирек в неких файлах...
Ну 5 лет конечно малореальный срок. Эта схема в случае ее реализации очень надолго.
Мне кажется основа схемы в том, что она не требует отказа от доллара как бренда.
Но с каждого "заработанного" бакса амеры пытаются забрать минимум свою десятину.
В свое время татаро-монголы такие требования русским князьям выставили.
Тут надо учесть, что в мире очень приличная сумма долгов в долларе номинирована.
И списывать их амеры (с моей точки зрения) не планируют.
Тут уместно посмотреть как они Украину в данный момент выжать пытаются.
Вот здесь хороший разбор на предмет того, что такое на самом деле эта "тарифная война":
Текст
Видео (расширенная версия статьи).
Адрес редакции: 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д.12, офис 111
Нет. Это хороший разбор магического мышления "Проекта 2025". При этом о том, что по этому Проекту администрация Трампа будет двигаться настаивали демы, а Трамп говорил, что не имеет понятия о чем они (демы) и утверждать, что:
Это какое-то... Дно.
Кроме ссылки на болтовню Трампа, других аргументов в Вашем комментарии не увидел.
Это какое-то... Дно.
То есть, в оригинальной статье есть ссылки на что-то кроме двухпартийного (???) "Проекта 2025"? Где?
Так-то нет ни одного сенатора или конгрессмена от респов, которые подтвердили бы, что это их план. Нет ни одного сенатора или конгрессмена от демов, которые небыли бы уверены, что это план респов. Двухпартийный? Шутите?
P.S. Совершенно очевидно, что у администрации Трампа не было никакого экономического плана. Это следует из интервью Дж.Д. Венса осенью 2024. В вольном переводе:
Сделали DOGE. 300 "лишних" миллиардов не слишком помогает? Давайте займемся тарифами!
В приведённой статье с десяток ссылок на программные статьи и документы. А в видео ссылок ещё больше.
Правильно. В статье ровно об этом и написало. Вы её не прочли что-ли? "Экономический план" у США один: тупой перевоз иностранных компаний на территорию США вместе с сотрудниками.
И никакого МАГА. Никаких вложений в образование, инфраструктуру и т.д. Декаплинг (рассовокупление с Китаем) в стиле трэш - вот их план. А потом - война.
И в этой перспективе, я думаю, на долг-то им вообще поср@ть....
Нет. Ссылки на пропагандистские демократические помойки типа Рейтерс, DW, BBS и CNN, которые двигали и продолжают двигать "Проект 2025" за ссылки "на программные статьи и документы" не считаются. Ссылок на внутренние экономические документы администрации Трампа нет.
Нет. Там написано буквально:
Аффтор считает, что у Трампа был план и он его придерживается. А это не так. Вы статью не прочли что-ли?
Это уже магическое мышление аффтора статьи с подачи DW. Например:
Вопрос со звездочкой поясняющий принципы магического мышления: в чем смысл немецким компаниям переезжать в США, а не в ЮВА? Чтобы что?
DW дает такой ответ:
Спокойная гавань? Ну-ну... Страна на пороге гражданской войны.
Низкая цена энергии - по сравнению с ФРГ - да, по сравнению с ЮВА - нет.
Дотации по "Inflation Reduction Act" - это просто смешно. Дотации не для немцев это распил для своих. Ну и вишенка на торте: "Many German companies" это конкретно кто? Знаете у кого максимальная доля в Мерседесе? То-то же.
Пруф?
А у кого они есть?
План был с 2023 года. Он опубликован. И Трамп его чётко придерживается. Что автор статьи и показывает. И это отнюдь не план МАГА.
Это у Вас "магическое мышление". А у автора - полностью адекватная геополитическая аналитика.
Это не повод ссылаться на двухпартийный (???) "Проект 2025".
Да, что же Вы несете? Это статья от Jan 23, 2018? Вас не смутило:
Пф.
Именно на это автор статьи и указывает. Трамп чётко следовал всем рекомендациям Фонда "Наследие" в прошлую каденцию. И чётко следует им и сейчас.
А что им оставалось делать? Признавать, что не следовал их рекомендациям было бы слишком глупо. Тоже самое, но из независимого авторитетного источника?
Документ возьмите в левую руку, а то, что делает Трамп в 2025 году, - в правую. И сравните.
P.S. Назовите хотя бы троих человек из администрации Трампа, писавших проект 2025.
Раньше вот этого (опубликованного в начале 2023 года) плана?
Каких таких "новых вводных"?
А вот это любопытно.
Страницы