Экспансия Китая в Панаме и её крах: геополитический аспект

Аватар пользователя АнТюр

1. В Панаме располагается два крупнейших морских порта – Бальбоа и Колон (одновременно вторая по величине в мире зона свободной торговли), международный аэропорт Токумен и Панамский канал. Через канал ежегодно проходят 10 тыс. судов. По нему проложены важные коммуникационные кабели [Каткова, 2022 г.].

2. Около 6% мировой морской торговли проходит через Панамский канал, что экономит морскому транспортному сектору 8000 морских миль, а также 22 дня пути между Тихим и Атлантическим океанами. На протяжении более ста лет он остается важнейшим экономическим и стратегическим узлом. Гигантский канал длиной 81,5 км и шириной 33-150 м корабль проходит всего за 8-10 часов. Панама зарабатывает около 3,5 миллиардов долларов в год на транзитных сборах.

3. 17 ноября 2017 г. Китай и Панама подписали Меморандум о взаимопонимании по совместному строительству Экономического пояса Шёлкового пути и Морского шёлкового пути XXI века (проект Китая «Один пояс, один путь») [Каткова, 2022 г.].

4. В 2018 году Китай и Панама подписали соглашение о свободной торговле. Китай стал крупнейшим торговым партнером Панамы, крупнейшим поставщиком в зону свободной торговли Колон и вторым по величине пользователем Панамского канала.

5. К концу 2021 г. объем прямых китайских инвестиций в Панаму составил $1 млрд.  

6. Объем торговли между Китаем и Панамой в 2021 г/ – $11.344 млрд, экспорт Китая –$10.180 млрд, импорт – $1.164 млрд.

7. Планы и предложения Панаме Китая были грандиозными (Табл.).

Таблица. Основные инфраструктурные проекты Китая в Панаме в 2016–2021 гг. [Каткова, 2022 г.]

8. 30.01.2025 г. госсекретарь США Марко Рубио довёл до Президента Панамы Хосе Рауль Мулино позицию Трампа: присутствие Китая в районе канала нарушает договор по передаче в 1999 г. Панаме Панамского канала.

9. 02.02.2025 г. Президента Панамы заявил, что «правительство страны не будет продлевать действие меморандума о взаимопонимании с Китаем по инициативе «Один пояс, один путь»».

10. 08.02.2025 г. Китайская сторона выразила глубокое сожаление.

Мои комментарии.

1. Экспансионистский проект Китая «Один пояс, один путь» публично озвучен в 2013 г. Одним из генеральных направлений его развития явилась Панама. Но реализовать удалось только один проект. Судя по таблице, после 2019 г. Китай свернул свою экспансию в Панаму (новые проекты не предлагал).

2. Панама рассматривалась Китаем как «витрина» его проекта «Один пояс, один путь» для стран Латинской Америки [Каткова, 2022 г.].

3. Как можно понять из таблицы, в Панаме существовало серьёзное сопротивление реализации китайских предложений и начатых проектов. Об этом говорить и незначительный объём прямых инвестиций Китая. Скорее всего, со стороны США.

Выводы.

1. Экспансионистский проект Китая «Один пояс, один путь» потерпел крах во всех регионах мира. Начал сворачиваться примерно в 2021 г. Три главные причины его краха:

- реализация частных проектов в неплатежеспособных странах (Пакистан, Эфиопия, Киргизстан, …);

- сопротивление частным проектам со стороны других стран;

- у Китая нет «канонерок».     

2. Для отлучения Китая от Панамского канала достаточно было доведение до Панамы «позиции Трампа». То есть, шевеление США мизинцем.

3. США продолжат активность по усилению контроля над морскими торговыми маршрутам. Это часть их подготовки к лобовому столкновению с Китаем. Это, прежде всего, его открытое отлучение от мирового рынка.    

Каткова Е.Ю. Инфраструктурные проекты КНР в Латинской Америке (на примере Панамы) // Постсоветский материк. 2022. № 2 (34). С. 75-86.

https://cyberleninka.ru/article/n/infrastrukturnye-proekty-knr-v-latinsk...

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Beowulf
Beowulf(1 год 5 месяцев)

Панамский канал - сугубо внутриамериканский торговый путь - Китаю и Европе он без особой надобности...

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

Китай стал ... вторым по величине пользователем Панамского канала.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя dil62
dil62(8 лет 11 месяцев)

А какова величина процентов этой величины?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

США являются крупнейшим пользователем Панамского канала. На долю экспортных и импортных контейнерных перевозок США приходится около 73% грузопотока Панамского канала. 40% всех контейнерных перевозок США проходит через Панамский канал. Общая стоимость грузов, переправляемых США через канал, составляет около $270 млрд в год.

https://www.kommersant.ru/doc/7514503

Можно предположить, что на Китай приходится порядка 10%.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 8 месяцев)

Значит будут строить Никарагуанский канал.

https://eadaily.com/ru/news/2024/12/15/nikaragua-priglasila-rossiyu-stroit-kanal-alternativnyy-panamskomu

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

Как я понял, от этого проекта отказались.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 8 месяцев)

19 ноября 2024 г президент Никарагуа Даниэль Ортега представил новый маршрут канала на саммите Латинская Америка — Китай для бизнес-сообществ в Манагуа. В рамках нового проекта также проводятся раунды переговоров с партнерами страны по всему миру, в частности с китайскими.

«Мы также приглашаем российские компании, чтобы они могли изучить проект этого маршрута, заняться разработкой его технико-экономического обоснования и продвигаться в направлении реализации», — добавил спецпредставитель.

Отмечается, что конкретных сроков реализации проекта пока нет. Новый канал, который свяжет Тихий и Атлантический океаны, станет альтернативой Панамскому. Проект предусматривает, что он будет более широким, и, соответственно, его пропускная способность будет значительно большей.

https://eadaily.com/ru/news/2024/12/15/nikaragua-priglasila-rossiyu-stroit-kanal-alternativnyy-panamskomu

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

конкретных сроков реализации проекта пока нет

Это не проект, а "хотелки" Никарагуа.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя zebraptor
zebraptor(12 лет 3 месяца)

Хотелки хотелками, но какая-то возня там началась по факту:

"... правительство Никарагуа и китайская инженерная компания САМС подписали соглашение о строительстве глубоководного порта в городе Блуфилдс на карибском побережье страны. Именно отсюда сухогрузы и танкеры будут входить в воды нового канала"

Помимо этого, "2 декабря 2024 года премьер-министр России Михаил Мишустин одобрил проект соглашения о военном сотрудничестве с Никарагуа и поручил Минобороны РФ подписать документ по достижении договоренности".

Аватар пользователя марионетка мордера

эту тему уже 20 лет качают безрезультатно , ибо амеры не допустят ....))))

Аватар пользователя zebraptor
zebraptor(12 лет 3 месяца)

Я бы сказал, что значимость для Китая морского прохода из Карибского моря в Тихий океан слегка преувеличена, поскольку восточный атлантический маршрут лишь немногим длинней западного тихоокеанского) Вот для США канал имеет куда большее значение, поскольку перемещать суда и корабли между побережьями им будет крайне проблематично, если шастать через панамский канал не смогут)

Аватар пользователя ПиротехникЪ
ПиротехникЪ(12 лет 8 месяцев)

Поддержу. Пока США сильны, они не потерпят "нездоровую конкуренцию" и военные базы в регионе, который они считают своим.

А вот потом возможны варианты. . .

Аватар пользователя zebraptor
zebraptor(12 лет 3 месяца)

Венесуэлу они уже профукали в "своём регионе" в 500 км от Панамы)

Аватар пользователя ПиротехникЪ
ПиротехникЪ(12 лет 8 месяцев)

Ну...  кагбЭ помяГше сказать...  "Венесуэльский сисильзЬмЪ" штука, имхо, крайне неустойчивая. Экономика крайне хлипкая (буквально "страна-бензоколонка"), а население,  в значительной степени, идейные бездельники-маргиналы (привыкшие жить с подачек от торговли нефтью). вПопу-лизЬм даёт очень  паршивые всходы - плебс очешуевает окончательно.

 Я бы не делал серьёзных ставок на этих ребят у иссякающей скважины с "трудной" нефтью.

Аватар пользователя zebraptor
zebraptor(12 лет 3 месяца)

Это всё никак не меняет того, что США по факту профукали Венесуэлу с её нефтью в "своём регионе") При этом, Венесуэла находится в 500 км от Панамы, а 500 км ракета типа "Кинжал" преодолеет примерно за две минуты)

Аватар пользователя ПиротехникЪ
ПиротехникЪ(12 лет 8 месяцев)

Напомню судьбу Панамы и Гренады в свете "доктрины Монро",  с поправками Теодора Рузвельта, конечно.

Времена соплежуйства закончилось.  Я даже за Кубу не так чтобы уверен что они выстоят.

Аватар пользователя micro
micro(9 лет 2 месяца)

Панама зарабатывает около 3,5 миллиардов долларов в год на транзитных сборах.

Панама зарабатывает всего лишь около 3,5 миллиардов долларов в год на транзитных сборах

Китаю от такого демарша Панамы примерно так же как от демарша литвы

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

Для отлучения Китая от Панамского канала достаточно было доведение до Панамы «позиции Трампа».

Китай отлучили от Панамы США.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя micro
micro(9 лет 2 месяца)

А лобовое столкновение когда?

И насколько эффективно Россия сможет нивелировать эффект лобового столкновения США с Китаем (потенциально, если захочет)?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

Когда - не знаю. Помочь Китаю (если захотим) ничем не сможем.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя 666
666(11 лет 11 месяцев)

Долг платежом красен. Будем как они нам, духоподъемные картинки через Амур показывать.

Аватар пользователя Galogen999
Galogen999(9 лет 11 месяцев)

Полностью поддерживаю. А еще будем им продавать оружие нашего военпрома, так же как они нам продавали.

Ну и США тоже продадим. Как Китай украинцам дронов продавал. 

Аватар пользователя Хозе.
Хозе.(6 лет 7 месяцев)

Ну почему же ничем? Сырьё двойного назначения и сугубо мирного можем продавать по завышенным ценам, выражать осуждение агрессивной политики всяких злодеев, предлагать свой мирный план, покупать по дешёвке то что нам реально надо.

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(10 лет 6 месяцев)

мы поможем Китаю так же,как он нам помогает.

Аватар пользователя Wolfi7
Wolfi7(5 лет 6 месяцев)

Оператор панамского порта контора из Сингапура. Но, в принципе, тоже китайцы. Так что можно записать пэрэмогу над Китаем. Еакая разница?

Аватар пользователя yohaniybabay
yohaniybabay(8 лет 11 месяцев)

Китаю дали по рогам. Он ведь реально без мыла во все щели лезет. Причём лезет коммерчески, без силовой составляющей. Штатники по всему миру баз понастроили и содержат. Вот ровно для того чтобы гегемонить, а не из любви к строительству казарм в разных климатических поясах.

Аватар пользователя Слово 580416
Слово 580416(1 год 1 месяц)

Какой нехороший Китай... Лезет во все дыры, где уже есть залезшие кровососы.

И обнаглел лезет не по бандитски, а коммерчески. Среди нас пацанов такие дела не катят: хош лезть, присылай канонерки там и поговорим по нашему по мирно-демократически...

Комментарий администрации:  
*** отключен (мусорная политота в ассоритменте) ***
Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

Немного не так. Для того, чтобы куда-то лезь коммерчески нужны "канонерки".

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Слово 580416
Слово 580416(1 год 1 месяц)

Немного не так. Сегодня говорят одно, а делают другое. А Китай канонерок имеет уже достаточно. Но пытается их не применять и главное мыслить по другому )))

Комментарий администрации:  
*** отключен (мусорная политота в ассоритменте) ***
Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

"Канонерки" - это проекция силы в регионах. Её у Китая, за исключением своих морей, не имеется.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Greenchy
Greenchy(1 год 4 месяца)

В эпоху "канонерок" местные папуасы бегали с луком и стрелами, когда у пришлых носителей бремени белого человека, пришедших освобождать их от ресурсов, были мушкеты. Сейчас у папуасов танки Т-72 и дроны. Без военно-технологического преимущества над папуасами канонерки не работают, что отлично показали хуситы. Если у тех есть папик на стороне, снабжающий оружием, то просто так их ограбить уже не получится. Так что вместо канонерок теперь соревнование кошельков на подкуп местных элит и ЧВК на их охрану. Базы без согласия и разрешения папуасов теперь не поставишь, их нужно брать в долю, причем предлагать лучшие условия, чем другие игроки.

Аватар пользователя iAndrey
iAndrey(9 лет 6 месяцев)

А кто вообще стоит за хуситами? Кто их снабжает и поддерживает? 

Аватар пользователя Greenchy
Greenchy(1 год 4 месяца)

Вроде Иран. Или кто-то из союзников Ирана (например не страна, а какая-то элитная группа). Оружие у них по крайней мере их производства.

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(10 лет 6 месяцев)

полностью согласен с крахом и канонерками.Но важнее даже не канонерки,а наличие яиц.Чего там не наблюдается.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

"Канонерки" - это проекция силы. Чем крепче яйца (при прочих равных условиях), тем мощнее проекция.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(10 лет 6 месяцев)

это конечно

Аватар пользователя yohaniybabay
yohaniybabay(8 лет 11 месяцев)

Какой нехороший Китай

Дело не в хорошести или нехорошести. Дело в том что если у тебя много ништяков но нет силового ресурса, тебя не ограбит только ленивый.

Аватар пользователя kimo161
kimo161(9 лет 9 месяцев)

Абсолютно в дырочку.

Всё, что у тебя можно отобрать - не твоё.

Аватар пользователя марионетка мордера

тебя не ограбит только ленивый.

 это пять !!!!!!!!!!!!)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Аватар пользователя Greenchy
Greenchy(1 год 4 месяца)

Так и кто тут получается лох? Базы по факту для экономической экспансии оказались не нужны. А если обитатели этих баз что-то попытаются предпринять, то сейчас у любого местного тапочника ракеты и дроны есть. На полную военную оккупацию других стран сил нет. Остается битва кошельков, а у китая сейчас он толще.

Аватар пользователя Galogen999
Galogen999(9 лет 11 месяцев)

Да? Тогда почему все китайские проекты провалились? 

Проекция силы решает. 

Аватар пользователя Greenchy
Greenchy(1 год 4 месяца)

И какое отношение к "проекции силы" имеют базы? Которые просто сидящие утки, как говорится. Решает воздействие на местную элиту. "Проекция силы" пиндосов - это эхо Бури в пустыне, после которой царьки боялись оказаться на месте Саддама, да с тех пор мускулы гегемона изрядно одряхлели, и слушаются его теперь только совсем уж крайне зависимые через счета в банках элитки.

Посмотрите, кто добывает нефть в Ираке например. Где у власти находятся фактически иранские прокси, и Иран хозяйничает как дома. При наличии американских баз (которые регулярно обстреливают местные тапки)

Аватар пользователя Василий Пупкин

В том то и дело, что у любого ТАПОЧНИКА. А далеко не все хотят столетиями бегать в тапках и шмалять из пещеры дронами в авианосцы. Хуситам прсто деваться уже некуда, так жизнь сложилась.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в диких голословных обвинениях и провокациях срача ***
Аватар пользователя Wolfi7
Wolfi7(5 лет 6 месяцев)

>Китаю дали по рогам.

Причем дали по рогам под своей кроватью даже там, где его нет. Напоминает эпичную битву с Тик током, когда директора волокут в Конгресс США и пристрастно спрашивают "Ну что коммуняка, допрыгался!?". А тот устало "Я другой китаец. Не из Китая а из Сингапура". На что обоснованно получает "Да какая разница! Ты на себя посмотри! Чёрный жёлтый как сволочь! Кому ты врёшь!? Здесь не дураки, а люди с высшим конгрессменским образованием сидят!".

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

Ну да. Начинать нужно "под своей кроватью", потом "задний двор". Потом ...

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Wolfi7
Wolfi7(5 лет 6 месяцев)

Типичный шлях пэрэмог. А попутно влупить пошлины тайваньцам. В принципе- тоже китайцы, как бы не отнекивались.

Аватар пользователя Midshipman
Midshipman(6 лет 10 месяцев)

История с экспансией Китая в Панаму живёт только в медийной сфере и в некоторых головах хомячков - здесь чистый пиар, не более того.

Панама всегда была подмандатна амерам, поэтому и проекты которые предлагал Китай больше напоминают мелочевку smile29.gif

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

Так и число жителей Панамы всего 4,5 млн чел. Причём большинство из них ходит в шлёпанцах.

Медийная сфера - это важная часть геополитики.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***
Аватар пользователя Midshipman
Midshipman(6 лет 10 месяцев)

Да, их там мало, да в шлепанцах ходят из практичности - тропики жеж smile1.gif​​​​​​

Я имел в виду что глобальных проектов китайцы там даже не планировали, ну типа расширения/углубления, какие-нибудь складские/погрузочно-разгрузочные объекты.

Медийка понятно что важна, но про этот канал лет 5 тишина была, щас хайпанули и следующие лет 5 опять тишина будет - так себе геополитически важная сфера, не находите? smile7.gif

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(13 лет 3 месяца)

Это так. В Панаме китайцы планировали реализовать систему не глобальных проектов.

и следующие лет 5 опять тишина будет

И это так. Будет. Но я то на конкретном примере рассматриваю геополитический аспект. Произошло яркое событие. Его и предложил обсудить.

Комментарий администрации:  
*** "СССР был классической колониальной империей" (с) ***

Страницы