– Скажи Майку, что это была деловая мера – он всегда мне нравился.
Хейген кивнул:
– Он это понимает. (с)
В качестве предисловия:
Давно хотел такое написать, залезть, так сказать, на чужую поляну. Наконец, решился. В предисловии обычно идут слова благодарности Центральному Комитету и лично Леониду Ильичу, я не буду оригинален и поблагодарю коллег по АШ, которые пишут на ТЭК-темы (назову так) и особенно Александра Хуршудова, который более других вдохновил мою графоманскую музу (ну, какая есть).
В качестве входящих условий:
- Я не являюсь специалистом в ТЭК, могу квалифицировать себя как «интересующегося дилетанта». Полагаю, коллеги, несравненно более погруженные в тему, могут найти какие-то неточности – милости прошу в комментарии. Надеюсь, что поправки не кардинально повлияют на сделанные мной выводы, но тут уж – как выйдет.
- Поскольку я, повторю, не специалист, то со звериной серьезностью мне писать скучно - повествование буду перемежать привлеченно-отвлеченными цитатами.
«Поехали!» (с)
Чуть-чуть теории (очень-очень облегченно)
Нефть условно делится на легкую и тяжелую (здесь и далее будут писать без кавычек – лень ставить, извините). Из легкой делают бензины-керосины, из тяжелой – асфальт и прочее. Отсюда непосредственно следует, что промышленно развитой стране нужна и та, и другая. Какая именно будет нефть зависит от месторождения. В одной нефтедобывающей стране могут быть месторождения и легкой и тяжелой нефти (как, например, в России). Но сегодня я буду (и Вам, читатель, предлагаю) «смотреть на мир глазами США» ~(с).
Итак, ниже таблица, где приведено очень примерно (не придирайтесь сильно) разделение стран по добываемой нефти (в долях) – из основных участников североамериканского нефтяного рынка:
Таблица 1:
|
Легкая |
Тяжелая |
|
|
Персидский залив и КСА |
80% |
20% |
|
Канада |
10% |
90% |
|
Мексика |
30% |
70% |
|
Венесуэла |
10% |
90% |
|
Нигерия |
95% |
5% |
|
США |
90% |
10% |
Как говорится, «что мы видим»: основные поставщики тяжелой нефти в США – Венесуэла и Канада, и далее Мексика. Я умышленно объединил здесь и далее Залив и КСА (почему – будет понятно ниже).
Многих может удивить доля тяжелой нефти в первой строке: насколько я прочитал, там есть вполне себе месторождения в КСА. А еще тяжелая нефть есть в Иране. Конечно, Иран под санкциями и его нефть США не закупают. Конечно. Безусловно. Как вы могли даже подумать такое?! Какие посредники, как вам не стыдно!! И перестаньте тыкать уже этим полковником Нортом!
В огромном море «нефтяной» статистики я беру три точки, три года: 2007, 2017, 2023. Почему? 2007 год – последний год перед кризисом (во-первых). А во-вторых (что важнее) примерно с 2008 в США началась «сланцевая революция». 2017 год – просто через 10 лет. 2023 год - последний, по которому уже есть статистика.
А теперь попробуем наши представления «расширить, углУбить и сформИровать» (с).
Тяжелая нефть
Ниже составленная мной таблица по тяжелой нефти применительно к США. Здесь убраны все остальные, значительно более мелкие по объемам поставщики.
Таблица 2
|
2007 |
2017 |
2023 |
||||
|
Доля в импорте |
Доля в балансе (ПР+И-Э) |
Доля в импорте |
Доля в балансе (ПР+И-Э) |
Доля в импорте |
Доля в балансе (ПР+И-Э) |
|
|
Персидский залив и КСА |
15,9% |
14,3% |
11,5% |
9,8% |
4,4% |
3,7% |
|
Канада |
37,9% |
34,0% |
67,0% |
56,9% |
80,8% |
67,1% |
|
Мексика |
22,0% |
19,7% |
9,2% |
7,8% |
11,9% |
9,8% |
|
Венесуэла |
23,0% |
20,7% |
12,0% |
10,2% |
2,7% |
2,3% |
|
Нигерия |
1,2% |
1,1% |
0,3% |
0,3% |
0,2% |
0,1% |
Итак, «в начале славных дел», т.е. в 2007 году США получали из Канады немногим менее 40% всей импортируемой тяжелой нефти, еще 45% делили между собой Мексика и Венесуэла. Здесь надо отметить, что неудачный военный переворот против Чавеса был в 2002 году, т.е. Чавес уже, конечно, яро ненавидел США, но никакой альтернативы не было (Аннушка еще не разлила масло ВВ только-только посетил Мюнхен). Кстати, свое производство в США было мизерным (по сравнению с импортом).
В 2017 году мы видим уже несколько другую картину: доля Канады серьезно выросла – 2/3 импорта, а вот Мексика, что называется, сдала позиции – в абсолютных цифрах экспорт упал более чем в 2 раза. Кстати, доля экспорта канадской нефти в США с 2011 года держится примерно на уровне 75%, а в 2007 году была «всего» 59%
Упала более чем в два раза и доля Венесуэлы – Чавес уже умер, к Мадуро у США есть серьезные претензии, но скинуть его пока не удается – главная попытка состоится в 2019 году.
Но наиболее интересная картина в 2023 году: Канада увеличивает отрыв, замещая остальных (в первую очередь, Венесуэлу, против которой введены санкции).
Добавлю еще деталей: Мадуро в 2019 и далее годах не удалось скинуть не только потому, что Россия так за него вступилась. Разумеется, это было важно. Но не менее важным было то, что туда пришел Китай, который влил в боливарианскую экономику довольно много денег. Не бесплатно, разумеется: в 2023 году Венесуэла поставляла в Китай своей нефти больше, чем в 2017 поставила в США, более 80% венесуэльского экспорта нефти идет в Китай.
Кстати, Мексика около 11% своей нефти экспортирует … правильно, в Китай!
Кстати, а как латиноамериканская нефть попадает в Китай? Ах, через Панамский канал … Ну, наверно, просто совпадение. Кстати, в том самом 2017 году Панама первой (и, вроде, до сих пор единственной из латиноамериканских стран) присоединилась к китайской программе «Один пояс – один путь» (хотя где Китай – и где та Панама). Ну, наверно, просто совпадение.
Теперь лично я вполне ясно вижу ответы на сформулированные ниже вопросы (подробнее в Заключении):
- Почему Трамп вдруг захотел присоединить Канаду к США?
- Почему Трампу вдруг так захотелось надавить на Мексику пошлинами, только ли в мигрантах и китайском реэкспорте дело?
- Почему Трамп вдруг так ополчился на Панаму?
Легкая нефть
Аналогичная таблица по легкой нефти.
Таблица 3
|
2007 |
2017 |
2023 |
||||
|
Доля в импорте |
Доля в балансе (ПР+И-Э) |
Доля в импорте |
Доля в балансе (ПР+И-Э) |
Доля в импорте |
Доля в балансе (ПР+И-Э) |
|
|
Персидский залив и КСА |
61,9% |
31,1% |
70,7% |
20,5% |
50,0% |
8,1% |
|
Канада |
4,1% |
2,1% |
11,4% |
3,3% |
25,3% |
4,1% |
|
Максика |
9,2% |
4,6% |
6,0% |
1,8% |
14,3% |
2,3% |
|
Венесуэла |
2,5% |
1,3% |
2,1% |
0,6% |
0,9% |
0,1% |
|
Нигерия |
22,4% |
11,2% |
9,8% |
2,8% |
9,5% |
1,5% |
Смотрим на 2007 год. И сразу понимаем, почему еще в далеком 1980 году Картер объявил Персидский Залив зоной жизненных интересов США. «Тут у него любовь с интересом» (с)
А теперь взглянем на 2017 год. На первый взгляд, все довольно неплохо у арабского Востока – более 70% импорта, вытесняя Нигерию. Но ключевой показатель во втором столбце этого года – доля сократилась более чем в полтора раза (а в абсолютных показателях импорт упал на четверть). Дело в том, что в 2017 году США уже экспортировали своей сланцевой нефти (а она как раз легкая) в объеме почти 35% от общего ее импорта. И далее идем в 2023 год – доля Востока в импорте упала еще сильнее. В абсолютных показателях Залив и КСА экспортируют в США сейчас около 27% от уровня 2007 года – падение почти в 4 раза. Из «жизненно важного» поставщика арабский Восток превратился для США в прямого конкурента. А что происходит с теми, кто конкурирует с США? Разные "непознанные закономерности" (с).
Кстати, Нигерия (где почти вся нефть легкая) около 30% своей нефти сейчас экспортирует … правильно, в Китай!
Теперь лично я вполне ясно вижу ответы на сформулированные ниже вопросы (подробнее в Заключении):
- Почему страны арабского Востока так воспылали любовью к России, которую они же усиленно «топили» в 2015 году?
- Почему США так горячо озаботились судьбой этой «посольской расчлененки»?
- Почему в 2016 году (спустя 15 лет) в США был рассмотрен и удовлетворен иск против Саудовской Аравии по событиям 11 сентября?
Заключение:
Как уже писал,
- «Второе пришествие» Трампа есть продукт консенсуса американских элит, поэтому говорим «Трамп», подразумеваем «правящая элита США».
- Трамп действует в бизнес-логике.
Во-первых, ему нужно провести в США реиндустриализацию. Что он, полагаю, и продолжит делать, в первую очередь, за счет старушки Европы. А увеличение производства точно не снизит спрос на нефть. Значит, нужно иметь ее гарантированные поставки по низким ценам (тяжелой нефти). Значит, неплохо бы присоединить Канаду и нагнуть Мексику. А еще все-таки решить вопрос с Венесуэлой. Потому что там целых три вопроса, которые так соблазнительно решить одним махом:
- Венесуэла исторически поставляла нефть на НПЗ юга США. Технологии НПЗ не очень любят переналадку под другую нефть, даже тоже «тяжелую», все-таки состав меняется. Призом к победе будет экономический рост юго-востока США – оплота республиканцев (опять совпадение).
- Венесуэлу поддерживает Россия. Не из экономических интересов, разумеется (Россия – экспортер тяжелой нефти, нам Венесуэла – прямой конкурент), из политических. Значит, призом при победе будет политическое поражение России.
- Венесуэла поставляет много нефти в Китай. И это самое главное – приз при победе – усиление давления на Китай.
Во-вторых, Трампу нужно прогнуть Китай. И прогнуть очень основательно – Китай угрожает самому существованию американской гегемонии, существующей более столетия. Для формирования «сильной переговорной позиции» нужно продемонстрировать максимальное давление. И нефть – отличный козырь в этой игре.
Но есть легкий нюанс по легкой нефти. Сланцевая нефть имеет довольно туманные перспективы – такая скважина теряет около 70% добычи уже после года эксплуатации. То есть, нужно все время бурить новые. Это не только большие деньги и массовое производство безлюдных пустошей – такая нефть может банально кончиться. Пишут по разному – где-то 10 лет, где-то 20. Для геополитики – это самая что ни на есть среднесрочная перспектива. А это значит, что США, даже будучи прямыми конкурентами арабского Востока в поставках нефти, должны, тем не менее, привязывать и «перепривязывать» эти монархии к себе. Поэтому, в отличие от Байдена, Трамп вряд ли будет выставлять подошвы своих ботинок в сторону монарха.
Итого в тезисах:
- Трампа не «швыряет непонятно куда» - то, что он демонстрирует, подчинено вполне четкой логике. И с Канадой, и с Мексикой, и с Панамой, и с Венесуэлой. Кстати, Трамп мгновенно отменил принятое Байденом «под занавес» решение об исключении Кубы из числа стран-спонсоров терроризма. Казалось бы – какая США разница? Но Куба активно поддерживает Венесуэлу. «Я так вижу» (с).
- Политика Трампа выглядит очень прагматичной. Соответственно, никакие «соображения высших порядков» не помешают США договориться с Россией (я не про Украину сейчас, а вообще). Но сначала нам нужно будет пережить накат. См. эпиграф.

Комментарии
Реиндустриализация США ближайшее время точно не взлетит. Нужно менять там и школьное и профессиональное образование. Китайцы первое что начали, это именно образование, потом наука и дело пошло.
Нефть безусловно имеет значение, но не забывайте о электротяге. Ещё один небольшой прорыв в деле разработки новых ёмких и долговременных аккумуляторов и процесс замены бензиновой тяги будет не остановить. Хотя, конечно, электричество тоже нужно где то брать, но точно не нефтью.
И ещё, самодурство Трампа пугает своей непредсказуемостью. Вряд ли весь мир побежит открывать свои производственные мощности в США. Да и с долларом перспективы не самые радужные.
С газом ещё сложнее.
А хотелки Трампа, это лишь его хотелки. А времени нет у него. Даже не 4 года, а меньше.
Образование - конечно. Думаю, Трамп примется и за него. Собственно, начавшиеся "гонения" на всю "глобальную повестку" к тому предисловием.
Касательно "прорыва" по аккумуляторам - пока не прорвало, хотя "стоимость" этого прорыва всем понятна. Ну и потом, даже в случае прорыва, нефтехимию никто не отменит.
А вот в самодурство как раз и не верю, о чем и написал. "Вы сумасшедший? - Что Вы! Я так нормален, что сам удивляюсь" (с)
Ученые из Бристольского университета создали первую в мире алмазную батарею на основе радиоактивного изотопа углерода-14. Батарея использует радиоактивный распад углерода-14 для генерации энергии. При производстве батарейки с помощью плазмы формируется структура алмаза. - 0
Австралийские учёные из Университета Сиднея изобрели революционный аккумулятор на базе обычной натриевой батареи. Аккумулятор на основе натрия принципиально не является чем-то новым. Однако специалистам удалось создать катод, существенно повышающий реакционную способность серы и обратимость реакций между серой и натрием в аккумуляторе такого типа. Результатом стали фантастическая ёмкость, термостабильность и высокий срок службы.- 1
Изобрести гибридный натриево-ионный АКБ удалось исследователям Корейского института науки и технологий (KAIST). Ученые создали элемент питания, который способен заряжаться за несколько секунд, при этом аккумулятор обладает и большой емкостью, и увеличенной плотностью энергии относительно стандартных литий-ионных батарей. Особенность разработки в том, что натрий в тысячи раз имеет большее распространение на Земле, чем литий, поэтому производство АКБ на его основе будет и дешевле, и проще, и перспективнее.-2
Казанского федерального университета (КФУ) предложили модель и изучили свойства нового материала, использование которого может стать следующим шагом в совершенствовании современных металл-ионных аккумуляторов. Он более долговечен, безопасен и перспективен- 3
Просто только за прошедший год новости
Давайте подождем ягодок.
Мы запросто подождем. А у Трампа времени нет. Ничего у него не получится.
А я за него болею. Чтобы он сцепился, наконец, с Китаем. А мы поменялись с Китаем ролями.
Просто интересно, а сколько энергии нужно для изготовления таких аккумуляторов. Может так статься, что чистой энергии и хватит только на их производство)))
Чем выше удельная ёмкость аккумуляторов, тем больше их взрывопожароопасность, и с этим почти невозможно что-либо сделать.
С реиндустриализацией США помогут беженцы из нищающей Европы. Там как раз промышленность разваливается. Инженеры и высококвалифицированные рабочии не против будет поискать более надёжную гавань. А образованием США и ранее не славились, но производство у них еще недавно по историческим меркам действительно было довольно мощным.
Насчет наката согласен.
На настойчиво будут убеждать заключить "выгодную" сделку.
Понятно для кого.
На сколько я помню, то асфальт, в нынешнем его понимании, -это дорожное покрытие, являющееся смесью битума, песка, щебня и ещё чего-то там.
Из тяжёлой нефти делают битум, основу асфальта, его связующую основу. Говорить, что из нефти делают асфальт-это почти что тоже самое, что сказать, что пчёлы гонят медовуху...
Сорри
Конечно, я же писал, что сильно упрощаю.
Правильнее - асфальтобетонное покрытие, асфальт это порода. Часто, песок пропитанный битумом.
Не в тему статьи, конечно, но, вдруг, вспомнилось. Караганов, однажды, очень давно, высказал глубочайшую мысль (как по мне). Он сказал, что если из всей политической риторики удалить весь мусор, то останется только одно слагаемое, а именно- подлётное время ракет.
Не согласен. Останутся экономические интересы. О чем сказали задолго до Караганова.
Ну тогда Караганову надо заявить, что он всё сказал, и уйти на пенсию. Ан нет, продолжает копаться в своём предмете.
Когда полетят ракеты стоимость любой экономики превратится в пыль.
Я как-то так думаю...
Правда, если приму ещё немного красного сухого, то могу и передумать...Типа, оснастить БЧ этих ракет ТЯО или вообще зарядами под 10 Мгт... Тогда не пыль получится, а вообще стекло ....
Мнэ-э-э, что ж Вы, голубчик, градус-то понижаете - нехорошо-с!
Спасибо , понял свою ошиПку. Пошёл извлекать свою закладку с дагестанским, одиннадцатилетним....
Только смакуя, глоточками, глоточками
Нефтяная война-а нужна ли она? Первое пришествие Дональда(сейчас второе).
https://youtu.be/heiURntL7GA
цит. автора: ... Венесуэлу поддерживает Россия. Не из экономических интересов, разумеется (Россия – экспортер тяжелой нефти, нам Венесуэла – прямой конкурент), из политических.
Россия + Венесуэла(под санкциями США), прежде всего - экономические интересы. Роснефть умеет добывать, даже Лукашенко своих белорусов отправлял в Венесуэлу.
7 стран мира с самыми большими запасами нефти в 2024 году
ссылка: https://finance.mail.ru/2024-05-08/hot-zaleysya-strany-s-samymi-bolshimi-zapasami-nefti-v-mire-60977998/
цитата из статьи: общемировые доказанные запасы нефти достигли 1,75 трлн. баррелей. При этом самыми крупными запасами нефти располагает Венесуэла, на нее приходится около 19% всех общемировых запасов - около 300 млрд. баррелей.
После Венесуэлы следует Саудовская Аравия (267 млрд. баррелей), Иран (209 млрд.), Канада (170 млрд.), Ирак (145 млрд.), Кувейт (102), ОАЭ (98 млрд.), Россия (80 млрд.).
Таким образом, нефть в мире концентрируется в нескольких местах, и на указанные несколько стран приходится свыше 90% всех общемировых запасов. В то же время на страны-члены ОПЕК приходится около 71% совокупных запасов нефти в мире. Из этого вывод: продает и богатеет - тот кто "сильнее мускулы накачал", а не тот у кого больше "запасов" (на США посмотрите)
И чтоб два раза не вставать: "свежак" там же 9 февраля.
Новые тарифы Китая на некоторые товары США вступили в силу
Новые тарифы правительства на ряд американских товаров вступили в силу в ночь с 9 на 10 февраля.
ссылка: https://finance.mail.ru/2025-02-09/v-silu-vstupili-novye-tarify-kitaya-na-nekotorye-tovary-ssha-64800505/?from=swap&swap=2
Вы правильно все пишете про запасы, но объективно нам было бы лучше, если бы Венесуэла так и продолжала быть под санкциями, а добывала ... немного. Тем выше была бы цена на наш экспорт, что особенно актуально сейчас. Поэтому то, что Роснефть умеет добывать еще не означает, что действительно надо добывать. А вот для Китая это и впрямь очень важно. В том числе, для диверсификации поставок тяжелой нефти из России. Так что если мы добудем в Венесуэле больше нефти при нынешней ситуации - то снизим наши доходы от экспорта нефти в Китай (а, возможно, и в Индию). А если США прогнут Венесуэлу, но ее нефть пойдет в США, а не пойдет в Китай - это повысит наши доходы от экспорта нефти в Китай. Примерно так вижу.
Существует важный фактор - время (10 - 20 лет). Возможно, через 20 лет, такие обьемы добычи уже не нужны, электротранспорт и проч. Но многое вокруг нас уже сейчас состоит из нефти - обувь, пластик, кож.зам. Это все преимущественно - тяжелая нефть. США спешат добыть и продать свою нефть на внутр. и внеш. рынки, пока она еще в цене. Потом будет поздно и дорого, ее из месторождений поднимать - коммерция на первом месте.
Я где-то потерялся. Вы начали с Венесуэлы, теперь пишете "США спешат добыть свою нефть". И сами пишете, что вокруг нас много продукции из нефти, а потом "поздно и дорого" - эта продукция перестанет быть актуальной? Поясните.
В одном из журналов "Наука и жизнь" (конец 80-х) прочел короткую заметку в рубрике "о чем писали 100 лет назад": пишут... Запасов угля на планете осталось менее чем на 100 лет (какая боль).
Сейчас угольных паровозов-пароходов давно нет, но уголь добывают и сжигают - его просто завались по 100$ за тонну. То же самое будет и с нефтью (1 тонна = 6 баррелей), через 20 лет цена на 1 баррель = 15-20$. И не важно где и кем она будет добываться - важна себестоимость добычи. Вы делаете далеко идущие выводы на основе цифр и показателей добычи(продажи) текущего момента, влияющих на политику-экономику стран. Значимость Венесуэлы для США преувеличена, была бы важной - сменили бы ей голову, вот и все. Индейцы ковбоям не преграда.
поэтому: "США спешат добыть свою нефть" а потом будет "поздно и дорого" - вокруг этого фактора и принимаются решения в США, влияющие на других участников нефтедобычи. Саудам дешевле всех добывать - им будут улыбаться и мешать одновременно.(имхо конечно). Цена на 1 баррель как уровень отсечки - лишних при добыче нефти. Ее общих запасов на планете на сотни лет вперед, люди на космо-кораблях будут на Марс летать, и видеть как кто-то еще пытается старушку-нефть качать и по дешевке продавать.
Нет возражений, конечно, это определяется себестоимостью. Поэтому в горизонте среднесрочного планирования для США важно обеспечить, с одной стороны, себя относительно дешевой нефтью, с другой - вынудить Китай покупать дорогую. Отсюда и пляшем.
"Матрасники" отстают от китайских темпов развития, можно сказать - безнадежно отстают. Трамписты выбрали способ: "смешать всем карты"(имхо). Но есть люди которым, заранее, многое виднее.
8 дек. 2024 г. написал мнение: Если прокопают никарагуанский канал, то может многое поменяться в мировой торговле. Но вот так чтобы Юань за 25 год в 3 раза вырос по доле в мировой торговле? Это надо сильно Саудов и Китай прищемить одновременно. (Это к нефтяной тематике не относится на прямую.)
ссылка: https://aftershock.news/?q=node/1452365
Ну не то, чтобы "смешать карты" - нужно остановить рост Китая. Китай - действительно типа акулы (кто-то, кажется, приводил такое сравнение уже) - не может остановиться, начнет тонуть. При этом, поскольку США отстают от китайских темпов, остановить можно только силовым путем, что сейчас и попробуют сделать. Идеал США: "продать" России Украину в обмен на минимизацию связей с Китаем, заставить ЕС ввести санкции против Китая (по аналогии с антироссийскими, что обрушит товарооборот ЕС и Китая) и далее давить Китай по всему шарику.
Думаю, шансы прокопать канал минимальны. В ближайшие годы. Или в Никарагуа опять возникнут контрас.
Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.
Спасибо. Хороший материал. У меня сходные мысли, в т.ч. по значимости Венесуэлы для США.
Спасибо, что читаете.
Всё верно. А то развелось тут всякой мелюзги, как проплаченной (на той же ГА), так и просто тупой, что Трампа полощут, обзывая его по всякому.
Ну или - это самого же Трампа спецура работает, такое тоже не стоит исключать. Образ дурака создают. А Козырь, тем временем, пока все кругом смеются и корчат рожи, демонстрируя свою тупую гордыню и самомнение, делишки делает.
Спасибо. Я одну из первых своих заметок на АШ посвятил политикам, где объяснял (свою позицию), что дураков и других неадекватных там нет. Вообще. А люди да, они лучше реагируют на эмоции, чем на анализ.
Вот тут человек при соответствующей должности говорит, что в 2040 году закончатся рентабельные месторождения нефти.
https://rg.ru/2021/04/04/glava-rosnedr-izvlekaemyh-zapasov-nefti-rossii-hvatit-na-58-let.html
Ну а нерентабельные, как известно, забрасывают.
Что у нас будет после этого? Сельское хозяйство, оставшись без горючего, прекратит работу. В городах начнётся массовый голод и гражданская война. Главный враг - тот, у кого есть еда.
За 20 лет как технологии добычи, так и переработки, да и структура использования, запросто могут поменяться радикально. Равно как и афишируемые данные о запасах принижаются специально, чтобы держать цены на нефть на высоком уровне.
Есть время построить и запустить в серию проект "Прорыв".
Во-первых, я читаю, что "нефть кончается" уже, наверно, с начала века. Во-вторых, ключевое слово - рентабельность. В-третьих, принимая эту позицию, Вы, собственно, подтверждаете то, что я написал в статье - определяться с нефтью надо сейчас, что Трамп и делает.
Добавлю. В Чечне при Брежневе добывали более 20 миллионов тонн нефти в год. Сейчас практически ноль.
В Татарской АССР добывали в четыре раза больше, чем сейчас.
Только неисправимый оптимист может думать, что вот набурит Россия скважин на дне Северного Ледовитого океана, и страна будет обеспечена горючим по потребности. Я же думаю, что никто там бурить не будет, слишком дорогая это затея.
Сейчас - дорогая. Поглядим, что будет через N десятков лет. Там тоже не круглые идиоты сидят, поверьте.
Очередная попытка свести всю сложность современного мира к одному фактору.
Энергоносители - это конечно база. Тут сомнений нет. Но интересны возможности и методы борьбы за эти энергоносители. Ведь эти самые методы во многом определяют уровень сопротивления потенциальной жертвы, и издержки для нападающего.
Методы Трампа вызывают сомнения в их эффективности. Мягкую силу сворачивают, видимо, как утратившую эффективность. Но что будет взамен не очень понятно. Пока только тарифы и грубое озвучивание хотелок. Будет ли такое же грубое применение силы, например? И есть ли силёнки для этого?
США исторически живет на оси силы: сначала использовать силу и посмотреть - получится? Если получится - прекрасно. Если нет - крякнем и начнем договариваться. Держа при этом дубинку наготове, на всякий случай - вдруг партнер зазевается. Канада - в этом смысле для США неплохая добыча, практически все население живет вдоль американской границы, и его всего 40 млн. По Панаме еще проще: программа-максимум для США самим платить поменьше (в идеале - вообще не платить), а чтобы Китай платил больше и вообще "проплывал" реже. Для самой Панамы, по большому счету, это, скорее, будет плюс, так как доходы могут и возрасти. Ну и судьбу Норьеги там помнят. С Мексикой все сложнее, поскольку "присоединять" такое счастье - себе дороже. Но там нужно "приглушить" Китай, думаю, США это удастся. Так что тут методы вполне себе адекватны ситуации. Насколько получится - узнаем в ближайшие месяцы, но ничего прямо такого-растакого я тут не вижу. И, повторю - Трамп - продукт консенсуса элиты США, так что такая программа явно не вдруг возникла.
Трамп - продукт консенсуса элиты
А кто ж тогда в него стрелял? ))
И откуда вопли про ужасного Трампа?
Считаю - как раз после того, как его не удалось просто убить, элита и договорилась, что он выиграет. В вопли понятно откуда - он и правда многих может лишить многолетних кормушек (и даже, кажется, начал). Плюс когда я пишу "консенсус" - это все-таки не единогласие, недовольные точно есть.
Логичная версия.
Наверное, сейчас для Венесуэлы момент Х. Давление будет нарастать и вполне логичный шаг для США - устроить переворот или физическое устранение руководства страны.
Емнип когда Трам начал бряцать своими планами, латиноамериканцы сразу показали военный штаб (где мне померещились не совсем латиноамериканские лица).
Венесуэла и Панама - это стратегические активы против США. Думается, вокруг них развернется очень серьезная возня вплоть до открытого военного вмешательства.
Спасибо за материал.
Спасибо Вам. Да, я думаю, что Мадуро, помимо общей поддержки, помогали противостоять разным покушениям и мятежам некоторое количество российских и китайских незаметных товарищей с холодными головами и горячими сердцами. Насколько Венесуэла сможет выдержать сейчас- большой вопрос. Все-таки, она в подбрюшье США. С каналом - наверно, лет через 5-7 Китай мог бы туда послать свой флот, но пока он не готов. Поэтому США и торопятся - их время поджимает.
Тяжёлая нефть это прежде всего дизель и мазут - грузовые автоперевозки, судовые (морские) перевозки, отопление.
Страницы