Китайский зеленый зуб

Аватар пользователя RomanSmirnov

В прошлой заметке упомянул про Китайскую инициативу внедрения своего стандарта, как альтернативы "синему зубу" - "зеленый зуб" (nearlink, sparklink).

Т.е. это именно вся цепочка - консорциум (ниже подробно) , стандарты, производство чипов, экосистема. Причем это случай, когда не просто копируют, но и местами пытаются делать Систему.

Технические характеристики:

NearLink (китайский: 星闪; также известный как SparkLink и ранее Greentooth) — это протокол беспроводной технологии ближнего действия, разработанный NearLink Alliance под руководством Huawei, созданным 22 сентября 2020 года.  По состоянию на сентябрь 2023 года в состав Alliance входят более 300 предприятий и учреждений, в том числе производители автомобилей, производители микросхем и модулей, разработчики приложений, компании ИКТ и научно-исследовательские институты.

4 ноября 2022 года Alliance выпустил стандарт беспроводной связи ближнего действия SparkLink 1.0, который включает два режима доступа, а именно SparkLink Low Energy (SLE) и SparkLink Basic (SLB), для интеграции функций традиционных беспроводных технологий, таких как Bluetooth и Wi-Fi, с улучшенными требованиями к задержке, энергопотреблению, покрытию и безопасности.

Альянс представил Standard 2.0 30 марта 2024 года, который улучшает сквозную систему протоколов и расширяет стандарты приложений, поддерживая собственные возможности аудио и видео, взаимодействие человека с компьютером и приложения позиционирования.

NearLink использует форму сигнала Cyclic Prefix-Orthogonal Frequency Division Multiplexing (Cyclic Prefix-OFDM) для решения проблем с задержкой в ​​различных приложениях. Форма сигнала отличается сверхкороткой структурой кадра и гибкой схемой планирования ресурсов временной области, что сокращает задержку передачи примерно до 20 микросекунд. Кроме того, NearLink применяет полярные коды и принимает схемы Hybrid Automatic Repeat-reQuest (HARQ) для поддержки приложений с высокими требованиями к надежности, таких как промышленные приложения замкнутого контура управления для автоматизированных сборочных линий, где требования к надежности составляют не менее 99,999%.

NearLink включает два режима доступа, а именно SparkLink Low Energy («SLE»)  и SparkLink Basic («SLB»).

Режим SLE в основном нацелен на маломощные, малозатратные и высоконадежные сценарии применения, такие как беспроводные гарнитуры, мыши, автомобильные ключи и т. д. Сообщается, что он обеспечивает скорость передачи данных до 12 Мбит/с, что в шесть раз больше, чем у Bluetooth, и поддерживает двунаправленную задержку 250 микросекунд, одновременный доступ 256 пользователей и потребление энергии менее 2 мА.

Режим SLB ориентирован на высокоскоростные, высокопроизводительные и высокоточные сценарии применения, такие как передача видео, обмен большими файлами и точное позиционирование. Сообщается, что он обеспечивает скорость передачи данных до 1,2 Гбит/с, что в два раза больше, чем у Wi-Fi, и поддерживает задержку 20 микросекунд и одновременный доступ 4096 пользователей.

Руководство консорциума - https://www.sparklink.org.cn/en/channel.php?id=27 ( ни одного снежка ).

Состав рабочих груп - 

20250113053603_mceclip0.png

Эксперты комитета ( леново, медиатек ... )

20250113054300_mceclip3.png

Члены альянса

20250113054229_mceclip2.png

Структуризация - много автопроизводителей - ибо современные самобеглые коляски это уже считай "электроника" на колесах...  производители дронов и прч., замечены и компании цвета хаки.

20250113055359_mceclip5.png

Примеры чипов

https://www.cdebyte.com/news/914

Чипы на али по 500рэ

20250113054724_mceclip4.png

Область применения не только "наушники" - а больше для общения устройств между собой (внутри авто) , участки сборочных линий ( 4000 устройств норм характеристика) и прч 

Еще подробности - https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9958389/

Судя по проработке (алгоритмы и прч)  - сделан не только индустрией, но и при активном участии ученых ( проверил по научным публикациям ).

Как Китайцам удалось обойти проблему третьего мира в виде цеховизации академсектора живущего (а иногда жирующего) на "гранты" (причем без особого выхлопа) вопрос даже по интересней технических аспектов. 

Любая кормушка рано или поздно окукливается, сегментируется по числу данбара внутри "направлений" и переходит в имитационный режим эффективного поедания "распределяемого" ресурса - западоиды борются с переменным успехом с этим за счет "открытости" и тем, что просто много разных институций (типа конкуренция - не успевают снюхиваться). Но...  

Впрочем ладно это другая сказка.

Какие ложки дегтя.

Толкает тему по большому счету один хуавей - из производителей чипов вписался только Медиатек ( а это Тайвань)

https://www.digitimes.com/news/a20240222VL205/nearlink-hisilicon-huawei-network-communications-wireless.html

США думаю на уровне FCC это все вообще забанит. Как поведут себя еврокомиссары?

Короче история развития Темы будет хоть и маленькой, но лакмусовой бумажкой...  что будет происходить по технической части на нашем(?) шарике.

P.S.

Предыдущие заметки:

Битва стандартов или будет ли у БРИКСа свой "синий зуб"? - https://aftershock.news/?q=node/1463748

Чо новенького по электронному барахлу  - https://aftershock.news/?q=node/1462179

В чем это все выразится для Российского обывателя  - появится куча (точнее уже есть) китайской техники _лучше_ наднациональной, но с оной не совместимой.

Как долго это будет продолжаться? х.з.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя zebraptor
zebraptor(12 лет 3 месяца)

США думаю на уровне FCC это все вообще забанит. Как поведут себя еврокомиссары?

Это риторический вопрос, если США забанят это всё не только в США, но и на всех своих зависимых территориях)

Аватар пользователя mke61
mke61(13 лет 2 месяца)

А Россия зависимая территория?

Аватар пользователя skwo73
skwo73(6 лет 11 месяцев)

если даже забанят во всем мире, то у китайцев остается все равно рынок в 1млрд людей - вполне нормально. на самом деле намного больше будет - не пропадут.

Аватар пользователя Medved075
Medved075(7 лет 11 месяцев)

Это они для роя дронов готовят!!

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(11 лет 7 месяцев)

да вряд ли, это скорее для линий их производства и прч - там радиус 20м

Ну или внутри помещений - одна из фишек точность позиционирования, быстрый для масс сегмента отклик

Аватар пользователя Partisan
Partisan(13 лет 8 месяцев)

Ну, это как с нашим Калибром. Если партия скажет: "Ты же коммунист, Пол Лю?"...

Аватар пользователя Hover
Hover(9 лет 8 месяцев)

Здорово! Теперь CAN-шина будет полностью беспроводная) Экономия на проводах, опять же. Ну и при желании можно будет дистанционно воздействовать на авто при его проезде через какие-нибудь обобые участки дорог, например, можно глушить авто угонщика (ну или диссидента))) 

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

например, можно глушить авто угонщика

Или отключить подсветку номера и брать штраф 5000 рублей

Аватар пользователя Hover
Hover(9 лет 8 месяцев)

Да, а еще можно автоматом открывать все окна при подъезде авто к пункту COVID-контроля, и останавливать авто и разблокировать двери для более гуманного извлечения из авто непровакцинировавшихся)) Да и вообще, можно много чего  интересного придумать, молодцы китайцы!

Аватар пользователя АлександрK
АлександрK(2 года 3 месяца)

Это единственная причина докопаться, если надо? Сегодня на дорогах 90% машин, чьи номера с 20 м не читаются. Казалось бы, стриги всех подряд

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(11 лет 7 месяцев)

кстати каммент по теме

сейчас так понимаю во все сигналки будут это дело китайцы ставить (ну и пультЫ)

так что совместимо с телефонами хуавей машины будут )

Аватар пользователя Hover
Hover(9 лет 8 месяцев)

Ну управление через телефон (находящийся в машине) - это неплохо конечно, но вот управление прямо с дороги - это по-моему что-то новенькое) Просто телефон можно выкинуть, а вот дорогу выкинуть вряд ли получится)

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(11 лет 7 месяцев)

Ну не с дороги, а скорее с элементов инфры... встроить связь в шлагбаум, парковочное место светофор или еще куда не проблема...

Важно согласовать  как это все будет работать

Sparklink лучше чем блутуф подходит по тех характеристикам - быстрее отклик и прс

Аватар пользователя utx
utx(9 лет 11 месяцев)

Пластиковые карты ) Система Волна все дела )

https://www.kommersant.ru/doc/7233513

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

Особо порадовало

Причем это случай когда не просто копируют, но и местами делают лучше западоидов.

 1998 год против 2022

Т.е. не прошло и четверть века, а китайцы что-то улучшили.

не надоело лизать?

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(11 лет 7 месяцев)

А что хуже что ли?

Чипы поддерживают и ble плюс свой протокол который быстрее и надежнее, плюс потенциально все дешевле

Аватар пользователя Надоело
Надоело(4 года 3 месяца)

Очень хочется послушать про ble из 1998

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

В 1998 году была представлена спецификация Bluetooth 1.0, а в продаже появились первые устройства, оснащённые данной технологией: телефоны ERICSSON с беспроводной гарнитурой.

Аватар пользователя Надоело
Надоело(4 года 3 месяца)

Не надо писать мне факты, которые я наблюдал онлайн.
Я таки жду про ble из 1998

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

а что такое ble из 1998

Аватар пользователя yoprst
yoprst(11 лет 8 месяцев)

вам мягко намекают, что BLE на дрбрый десяток лет младше, и никак не 98г..)

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

 А это куда деть?

В 1998 году была представлена спецификация Bluetooth 1.0, а в продаже появились первые устройства, оснащённые данной технологией: телефоны ERICSSON с беспроводной гарнитурой.

Аватар пользователя yoprst
yoprst(11 лет 8 месяцев)

ну вы хоть поинтересовались бы разницей, что ли..) 

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

Какой разницей?

СССР посадил на луну луноход в 1970 году, через 40 лет это сделали китайцы.

Естественно он был новее и продвинутей нашего. Но прошло 40 лет!

Аватар пользователя Надоело
Надоело(4 года 3 месяца)

Какой разницей?

Блин, вы серьёзно?! То есть вы комментируете абсолютно не зная предмета?

Так что там, в таком случает, с "теслами"? Не надоело Маску лизать? Таки не прошло и двух веков, как "что-то улучшил"

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

С теслами тоже самое что и с китайским зеленым.

Вы всё правильно написали.

Что же такого прорывного в теслах?

Принцип действия, китайские батарейки, тормоза, электроника начала 10-х годов?

Объясните мне зная предмет.

Аватар пользователя Надоело
Надоело(4 года 3 месяца)

Понятно. Не вижу смысла спорить о том, что вы видели только на картинках. Поговорим когда попользуетесь хоть немного

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

Пометьте, пожалуйста, у себя в памяти, на всякий случай. Я ещё на ракетах не летал и на танках не ездил.

Аватар пользователя Надоело
Надоело(4 года 3 месяца)

Когда современные люди ставят знак равенства между "пролететь на ракете" и "проехать на электромобиле" - это какой-то сюр.
Но если вам настолько недоступны ни элементарная поездка, ни - куда уж элементарнее - простое сравнение функций и возможностей BT1.0 и того же BLE - то зачем вы эти, незнакомые вам вещи, комментируете с таким апломбом?

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

это какой-​то сюр.

Я уже 30 лет живу на опушке леса в военном городке (примерно 300- 500 душ). У нас нет магазинов, здравоохранения и т.п. Есть школа где во всех 11 классах учится около 70 детей)

Автобусы (из ближайшего "города", население меньше 10 тыс. человек) ездят 4 раза в сутки, кроме выходных и праздников. Ближайшая  ко мне зарядная станция примерно в 200 км., столько же как и до полярного круга. Зима у нас длится 6 месяцев.

Вот только теслы мне и не хватило для полного единения с природой))

Но я подумаю над этим вопросом. Возможно это и есть счастье.

о зачем вы эти, незнакомые вам вещи, комментируете с таким апломбом?

Имею право 

P.S.  А вы летали на боевых истребителях?

Аватар пользователя Надоело
Надоело(4 года 3 месяца)

Я уже 30 лет живу на опушке леса в военном городке

ОК, принимается по электромобилям. Но таки не освобождает от фэйла с комментированием BТ, если вы ничего об этом не знаете - уж об этом просвещаться (и пощупать) можно и на вашей опушке

А вы летали на боевых истребителях?

Да, на "элке" и на "миге"

Аватар пользователя larkonst
larkonst(8 лет 10 месяцев)

Да, на "элке" и на "миге"

И как вам по сравнению с теслой? 

Только элка и миги сделаны давно, а спроектированы ещё давней

И ещё. если зарядка от меня 200 км, то ВПП четыре)

Но таки не освобождает от фэйла

Взрыв пукана случился у вас. А мне нет необходимости радоваться, что китайцы наконец то улучшили технологию 25-летней давности. 

Аватар пользователя Надоело
Надоело(4 года 3 месяца)

И как вам по сравнению с теслой? 

Нормально. В небе лучше самолёты, на земле - тесла лучше. По комфорту - тесла комфортнее.
Вы не стесняйтесь, если у вас ещё есть глупые вопросы подобного плана - задавайте

Только элка и миги сделаны давно, а спроектированы ещё давней

Каким образом затесались самолёты в сравнение BT с BT и электромобиля с электромобилем - знаете только вы. Не делитесь этим знанием ни с кем

Взрыв пукана случился у вас

Вы смешны, пострадал только ваш пукан.
А я просто попытался (безуспешно) просветить очередного "интернетного експерда"

китайцы наконец то улучшили технологию 25-летней давности. 

Это ложь. Пользуясь вашей терминологией - сначала американцы наконец-то через 9 лет улучшили технологию шведа, затем американцы наконец-то через 12 лет улучшили эту же технологию, затем наконец-то через 6 лет опять её улучшили, затем наконец-то улучшали её каждый год до 22 года... и вот "наконец-то" через 3 года китайцы её улучшили

Аватар пользователя Надоело
Надоело(4 года 3 месяца)

То, что вы пытаетесь пропихнуть, комментирая в стиле "улучшили достижение 1998 года".
Ну примерно как какая "Тесла" - это "не прошло и двух веков как американцы что-то улучшили". Как думаете - не надоело им лизать?

Аватар пользователя feodor89
feodor89(7 лет 10 месяцев)

Так то оно очень на уровне современные bt/ble. Формально - превосходит текущие решения 

Интересно что с дальностью

Аватар пользователя Fartesq
Fartesq(5 лет 1 месяц)

справедливости ради - чипы на али почти по 600. 

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(11 лет 7 месяцев)

по 10 штук вряд ли кто то будет покупать - если кто то соберется что то делать то закупится уже сразу контейнером... 

ну и есть меньше 500 

https://aliexpress.ru/item/1005007861089931.html

Аватар пользователя Fartesq
Fartesq(5 лет 1 месяц)

я тут как то 50р сэкономил, тоже на платке датчика за 400р в итоге весь проект встал раком и было угроблено пара часов пока понял что это не у меня руки кривые а таки датчик мертвый. купил такой же с озона уже за 700 (ждать с али за 450 откровенно влом было) - и вуаля. все заработало с пол пинка. 

В общем на сааамые дешевые позиции лучше не смотреть

Аватар пользователя muxa
muxa(13 лет 4 месяца)

Как Китайцам удалось обойти проблему третьего мира в виде цеховизации академсектора живущего (а иногда жирующего) на "гранты" (причем без особого выхлопа) вопрос даже по интересней технических аспектов. 

мир плавно скатился в область цифровой электроники, а там не надо ничего придумывать, надо взламывать и воровать ПО. и любимое чинайское занятие - можно просто делать разных кадавров просто комбинируя кубики блоки.

в аналоге же надо сначала понимать физику, потом разбираться, потом что то делать. 

вот с этим у биороботов традиционно никак.

Чипы поддерживают и ble плюс свой протокол который быстрее и надежнее, плюс потенциально все дешевле

плюс сливают куда надо и бэкдор при необходимости. вон у пиндосов шухер был по домашним роутерам. там наверное про опенврт и не слышали. 

Аватар пользователя Hover
Hover(9 лет 8 месяцев)


плюс сливают куда надо и бэкдор при необходимости

Как будто сейчас по-другому. Просто китайцы хоть иметь свой, национальный бэкдор, ничего удивительнго)

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя nabbla
nabbla(3 года 7 месяцев)

Блютуз у меня никогда нормально не работал: штук 3 разных мышей все отваливаются чуть ли не каждую минуту. С наушниками вроде бы получше, не считая танцев с бубном чтоб их подключить: нажми на кнопку на несколько секунд, дождись определенного мигания единственного светодиода, вот теперь лезь в список устройств, как-то ещё нажми и подключайся. Не знаю, вот ровно с этой технологией не везло. С вайфаем или с беспроводными мышами/клавой с собственным приёмником вот просто из коробки всё работает раз за разом.

Аватар пользователя alvl
alvl(7 лет 2 недели)

Надо покупать нормальные устройства. Конкретно в случае "свистков" для ПК нормальные найти очень сложно. А вот в телефонах все хорошо, гарнитуры и TWS наушники никогда не отваливаются и не имеют иных проблем. В ноутбуках тоже все хорошо, китайские бт-мыши не глючат с ноутбуками практически никогда, в отличие от работы с ПК через свистки.

Аватар пользователя utx
utx(9 лет 11 месяцев)

Сообщается, что он обеспечивает скорость передачи данных до 1,2 Гбит/с, что в два раза больше, чем у Wi-Fi

Тут опечатка ? У wifi давно уже за 2, а на 6Ghz под десятку.

Аватар пользователя alvl
alvl(7 лет 2 недели)

Это журналажцы на китайском материале, расслабьтесь )

Аватар пользователя utx
utx(9 лет 11 месяцев)

Ну или сравнение проводили с древним 802.11ac десятилетней давности ))

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(11 лет 7 месяцев)

В версии NearLink 1.0 реализовано два режима передачи данных: базовый (SLB) и со сниженным энергопотреблением (SLE). Главная «фишка» стандарта заложена уже на физическом уровне: в нём используется мультиплексирование с ортогональным частотным разделением каналов и циклическим префиксом (с дискретным преобразованием Фурье), в англоязычной литературе Cyclic Prefix OFDM. Также реализованы полярные коды и коррекция ошибок на базе HARQ (гибридный автоматический запрос повтора) – если не углубляться в научную литературу, то это даёт, во-первых, сверхнизкие задержки на физическом уровне (порядка 20 микросекунд, не путать с миллисекундами!) А во-вторых, сверхвысокую надёжность типа аптайма в 99,999% и пригодность для управления, например, промышленным оборудованием – так называемых «сценариев реального времени».

Режим SLE – это альтернатива Bluetooth, он поддерживает скорость передачу данных до 12 Мбит/сек, задержки в обе стороны в районе 250 микросекунд, одновременную работу 256 устройств и ток в приёмопередатчике менее 2 мА.

Режим SLB – это, скорее, уже альтернатива Wi-Fi. Он обеспечивает скорость передачи данных до 1,2 Гбит/сек, что в два раза быстрее, чем Wi-Fi в одном диапазоне (802.11n с четырьмя антеннами). Здесь задержки не превышают 20 микросекунд и возможно одновременное подключение 4096 устройств.

---

смотря с чем сравнивать да

Аватар пользователя utx
utx(9 лет 11 месяцев)

А ну 802.11n, тогда ясно, спасибо. 

Ps хоть не с 802.11b сравнивали )

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(11 лет 7 месяцев)

так речь про "одноклассников" в железном-ценовом формате 

( энергопотребление еще и прч ) 

там нельзя что то в лоб сравнивать 

экономика вон как выглядит (как пример) - https://www.silabs.com/documents/public/white-papers/six-hidden-costs-in-a-wireless-soc-design.pdf

тем более если целевой сегмент интернет вещей...

https://www.dusuniot.com/blog/the-best-wifi-socs-for-iot-device-development/

Аватар пользователя utx
utx(9 лет 11 месяцев)

Кстати HARQ и в IEEE 802.11be обещают + должны добавить распределенные отправители сообщений, тоже под большие MESH затачивают. Но согласование уже год идет. И как бы стандарт тоже не поделили на западный и китайский.

Ps а походу таки приняли https://standards.ieee.org/ieee/802.11be/7516/

Страницы