Новое о девятом января (1905-го)

Аватар пользователя Престарелый Neo

Наш коллега Tr2xolod опубликовал текст петиции рабочих и жителей С.-Петербурга для подачи Иператору Николаю Второму от января 1905-го года. Поскольку текст был приведён без каких-либо пояснений, ремарок и выводов, то, как я понял, просто чтобы не забывали (в который раз) и к дате этого трагического события. 

Безотносительно методики подсчёта убитых и раненых (а они в зависимости от источника отличаются на порядки), а также не собираясь обсуждать личность Гапона (это прекрасно сделали в комментариях к исходной статье), хочу обратить ваше внимание на другое. А именно на свидетельсто современника этой трагедии, причём лица заинтересованного. 

Итак, мы знаем подробности из многих источников, в основном, конечно, большевистских, а также из донесений чиновников. Есть даже стихотворение  Владимира Бонч-Бруевича, соратника Ленина, большевика. Большая толпа рабочих и других жителей столицы, ведомые (провокатором охранки) Гапоном несла петицию царю, солдаты по приказу царских чиновников открыли огонь по мирному шествию, убивая и раня в том числе женщин, детей, невзирая на хоругви и иконы в руках митингующих. 

Однако всё тот же Бонч-Бруевич в статье журнала "Огонёк" за №4 от 1928 года "Новое о девятом января" описывает несколько иной характер этого рокового шествия. 

Видный болшевик, современник трагедии сам пишет, что не такая мирная была эта демонстрация, что были покушения на жизнь военнослужащих, мало того, имела место стрельба из стрелкового оружия со стороны протестующих, не говоря уже про броски камней, бутылок и палок. Мы видим, что как минимум часть митингующих шла на площадь далеко не с мирными целями, а заранее настраиваясь на столкновения с войсками, в том числе и вооружённое. Автор сам признаётся, что "рабочие впервые действовали открыто с оружием в руках против правительственных войск", "что помимо этой части демонстрации, следовавшей за Гапоном, была громадная масса рабочих, которая шла на демонстрацию 9-го января с совершенно иными целями, с совершенно иными задачами, чем Гапон и его последователи. Эта рабочая масса ... была настроена вполне революционно, шла, насколько могла в то время, вооружённою и старалась всюду вести не только пропаганду и политическую агитацию, но и оказывать прямое сопротивление войскам...". Ну что, поверим жизнеописателю и соратнику Ленина? Кстати, у меня почему-то проводятся прямые параллели с Болотной.

Правды всегда больше, чем одна, по-крайней мере, в исторической науке.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя гук
гук(7 лет 40 секунд)

Как обычно, мирно-благородно, как в Киеве-Тбилиси, тоже, всё мирно-благородно.

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

В принципе, соглашусь. Некий прообраз современных цветных революций.

Аватар пользователя Пух
Пух(3 года 5 месяцев)

"Ночь сапёрных лопаток". Когда агрессивную толпу нациков разгоняли те, кто это делать не умел в принципе. И не факт, что это было случайно.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 21 час)

причем -- во время войны на выполнявшем оборонный заказ предприятии

Аватар пользователя TOGFO
TOGFO(2 года 11 месяцев)

да мы прямо сейчас имеем таки наблюдать вот таких персонажей:

Путилов стал миллионером, одним из ведущих финансистов и промышленников в стране. В 1912—1916 годах совместно с И. И. Стахеевым и П. П. Батолиным создал одну из крупнейших финансово-промышленных групп (с 1916 член Т-ва «Стахеев и Кo»). По воспоминаниям С. Ю. Витте, Путилов был «одним из самых влиятельных финансистов в банковских сферах не только у нас в Петербурге, но и за границей».

Был председателем или членом правления:

Сертификат акций «Санкт-Петербургского общества электропередач силы водопадов» с подписью А. И. Путилова — одной из компаний, председателем Правления которой являлся Алексей Иванович. Санкт-Петербург, 1912 г.[4]

  • Жилловского Общества каменноугольных копей и рудников
  • Товарищества нефтяного производства «Г. М. Лианозов и сыновья»
  • Общества Путиловских заводов
  • Общества электрических аккумуляторов «Рекс»
  • Русского Общества «Сименс-Шуккерт»
  • Петербургского нефтепромышленного Общества
  • Санкт-Петербургского Общества электропередач силы водопадов
  • Общества Армавир-Туапсинской железной дороги
  • Русского Общества для изготовления снарядов и военных припасов
  • Общества Китайско-Восточной железной дороги
  • АО механических, гильзовых и трубочных заводов Барановского
  • Горско-Ивановского каменноугольного Общества
  • АО «Электрическая сила»
  • Нефтепромышленного АО «Эмба-Каспий»
  • «Бакинского нефтяного общества»
  • АО «Промет»
  • Товарищества Петербургского вагоностроительного завода
  • Общества Московско-Казанской железной дороги

Член совета съездов представителей промышленности и торговли.

Во время Первой мировой войны — член особого совещания по снабжению при Военном министерстве. Гласный Петроградской городской думы.

Только годовое жалование директора банка было 400 тысяч золотых рублей

То есть кому - война, кому - нажива на крови и трудовых мозолях. Еще и на снабжении наживался, тварина жадная. 

А недостойные рабочие требовали вот что:

1) Уволить мастера Тетявкина и принять обратно двух рабочих Сергунина и Субботина.

2) Рабочий день 8 часов.

3) Расценка новых изделий, после испытания, должна устанавливаться мастером по добровольному соглашению с выборными рабочими из мастерской и затем должна считаться обязательной; что же касается старых расценок, то они должны быть вновь пересмотрены на том же основании.

4) Должна быть учреждена на Путиловском заводе постоянная комиссия из выборных рабочих, которая совместно с администрацией разбирала бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.

5) Нормальная плата для чернорабочего не должна быть ниже рубля.

6) Отмена сверхурочных работ. В случае их необходимости один час за два.

7) За брак, не зависящий от рабочего, завод уплачивает сполна.

8) Женщинам-чернорабочим плата должна быть не ниже 70 к. и для детей их должен быть устроен приют-ясли.

9) Медицинский персонал завода должен быть более внимателен к рабочим, особенно к раненым (увечным).

10) Улучшить санитарные условия некоторых мастерских, особенно кузнечной.

11) Никто не должен потерпеть от забастовки.

12) Время, в которое не производились работы, не должно считаться прогульным и администрации предлагается уплатить по средней расценке заработной платы.

Общее решение этого совещания должно считаться обязательным и должно быть вывешено за подписью фабричного инспектора по мастерским завода.

Января 4 дня 1905 г.

Явно же - норотнеторт Путилову попался. Негодяи какие - посмели требовать улучшать условия труда и зарплату - да что эти ниггеры вообще себе позволяют? Может быть банкир Путилов должен не 400 000 рублей золотом из-за быдланов получать, а 300 000??? Расстрелять быдло рабочее - и вся недолга!

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 21 час)

представим подобную выходку на том же Кировском в 1943-м.

или в 2025-м на УВЗ.

ЭДПН?

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Пришли большевики, зарплаты рабочим урезали, а когда рабочие попробовали бунтовать - окружили завод войсками - и народ сразу стал тот, не каким-то богатым быдлом, а нищим хозяином завода!

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Кстати, мало кто знает, что Питер весь 18-й сотрясали рабочие волнения. Это же неудобно говорить. Кстати, всё списали, как всегда на происки эсеров и меньшевиков. 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 21 час)

Питер весь 18-й сотрясали рабочие волнения

вот ведь странно, а почему бы это?

В Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата в промышленности составляла 450 рублей в год. Хорошей зарплатой для рабочего считалась сумма в 700 рублей в год. (В промышленности Германии средняя зарплата в пересчете на рубли составляла 707 рублей.)

Слесари-сборщики на крупных заводах получали по 850-900 рублей в год или по 70-75 рублей в месяц. Сотни путиловских рабочих имели по 1200 рублей, а высшей в мире была зарплата американского рабочего — 1300 рублей.

...

Сравнивая средние зарплаты российских рабочих до 1917 года со средними зарплатами европейских и американских рабочих, еще советский академик С.Г. Струмилин (в 1960 году) писал :
"Заработки российских рабочих были одними из самых высоких в мире, занимая второе место после заработков американских рабочих. Реальный уровень оплаты труда в промышленности России был достаточно высок и опережал уровень оплаты труда в Англии, Германии, Франции". "Средний годовой заработок в обрабатывающей промышленности США по цензу 1914 года достигал 573 долл. в год, 11,02 долл. в неделю, или 1,84 долл. в день. В перерасчете на русскую валюту по паритету дневной заработок американского рабочего составлял 3 руб. 61 коп. золотом.
В России, по массовым данным 1913 года, годовой заработок рабочих деньгами и натурой равнялся за 257,4 рабочих дня 300 руб., т.е. не превышал 1 руб. 16 коп. в день, не достигая, таким образом, и трети (32,2%) американской нормы. Отсюда и делались обычно поспешные выводы о резком отставании уровня жизни рабочих России от американских стандартов. Но с учетом сравнительной дороговизны жизни в этих странах выводы получаются другие. При сравнении цен на важнейшие пищевые продукты в России и США оказывается, что в США продукты стоят в три раза дороже, чем в России. Опираясь на эти сравнения, можно сделать вывод, что уровень реальной оплаты труда в промышленности России следует оценить не ниже 85% американского"..

(Струмилин С.Г., Очерки экономической истории России. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960., с.122-123)

ИСТОЧНИК

Аватар пользователя Географ глобус пропил

высшей в мире была зарплата американского рабочего — 1300 рублей.

Здесь у Вас неточность: не в мире, а именно у американского гастарбайтера на путиловском заводе.

В целом квалифицированных рабочих в РИ было немного - поэтому они зарабатывали в разы больше советских рабочих, когда рабочая профессия стала массовой. Примерно такая же ситуация была у преподавателей вузов и учителей

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 21 час)

не в мире, а именно у американского гастарбайтера на путиловском заводе

откуда инфа? с интересом почитал бы.

Аватар пользователя Фантомас
Фантомас(6 лет 8 месяцев)

Русский майдан 2.0 (Русский майдан 1.0 был 14.12.1825 на Сенатской)

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(2 года 10 месяцев)

Кстати, у меня почему-то проводятся прямые параллели с Болотной.

Да какой там "почему-то" сколько было сделано в пропаганде, чтобы любое движение против власти описать как происки западных "партнеров"? =)

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

А что не так? Причём я же не пишу про иностранное финансирование. Но то, что декларируется одно, а на самом деле протестующие вовсю нарушают закон - разве не одинаково?

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(2 года 10 месяцев)

Не так то, что это по сути абсолютно разные процессы - борьба угнетенных против угнетателей и движуха, организованная иностранными интересантами по уничтожению государства и народа.

В то время это была именно борьба угнетенных против угнетателей, причем кровь лилась и с той и другой стороны.

И соблюдение/не соблюдение законности это очень странный критерий, чтобы объединить эти процессы.

Ныняшняя топорная пропаганда любую оппозицию пытается сделать оранжевой, что очень тупо, но что поделать - работа есть работа.

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Понятно. Классичесое ЭДПН. Правильные преступники и неправильные. 

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(2 года 10 месяцев)

Так вы зачем-то как критерий выбрали соответствие закону. Это странно.

Самое "смешное", что болотный митинг был санкционирован властью и на нем представители власти даже тусовались smile3.gif

А лидеры болота вообще обратились к действующему Президенту чтобы он правил и дальше.

Вы хоть помните, что тогда происходило? Чай не 1905 год.

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Странно?! Вы против закона и призывает к свержению действующей власти?

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(2 года 10 месяцев)

Что??!! Вы хотите убивать и пить кровь добропорядочных христиан?!

Давайте без подобной ерунды.

Уже неоднократно говорил, что я непосредственный участник всех санкционированных (!) антиоранжевых митингов. 

Для сохранения действующей власти я сделал поболе многих тутошних горлопанов.

Сейчас не начало 20 века, сейчас задача крайне сложная - сменить уклад без обрушения государства. Скажем так - революция сверху.

Соответственно, ту борьбу за права трудящихся и за новую жизнь я всецело поддерживаю, но сейчас нужно действовать иначе.

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Прикольно. Бунтовщиков одобряю, но сегодня бунтовать нельзя, ибо посадят лично меня и ещё обрушиься государство. Выходит, тогда обрушать можно, а нынче нельзя. Двойные стандарты, не находите? 

Аватар пользователя mke61
mke61(12 лет 2 месяца)

+++++ не обращайте внимания. Недоумкам недоумково.

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Недоумкам недоумково.

А красным хамам - бан. За хамство, не за идеи. Что бы вы потом не орали, баню строго хамло подзаборное. 

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(7 лет 3 месяца)

Причём я же не пишу про иностранное финансирование. 

На вору шапка горит? smile7.gif

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

У Бонча, который Бруевич?! 

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Если речь об иностранном финансировании не идёт, то аналогия - это расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962. Только в Новочеркасске демонстрация была мирной, а все эксцессы были на стороне.

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Ну да. 

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 8 месяцев)

А сколько для этого сделала Ксения Собчак, у которой изъяли 800 килобаксов и столько евро наличкой? smile3.gif

Вот не знаю вернули ли?

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 21 час)

сколько было сделано в пропаганде, чтобы любое движение против власти описать как происки западных "партнеров"? =)

хм...

Все еще хуже, весь проект по вхождению в Запад ради которого грохнули СССР и вестернизировали уклад провалился.

ИСТОЧНИК

СССР грохнули ренегаты ради вхождения в Запад.

ИСТОЧНИК

Никогда не отрицал, что СССР сдали ренегаты из ЦК ради вхождения в Запад.

ИСТОЧНИК

и т. д.

ВНПЭД

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(2 года 10 месяцев)

Вы хотели что-то сказать, но забыли.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 21 час)

ты все понял

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(2 года 10 месяцев)

Нет, не понял. Такой примитивный прием используется, когда сказать нечего - вы приводите мои высказывания и...Как они относятся к теме разговора? Ась? 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 21 час)

Ась? 

узнаю занаротника

Нет, не понял

дисграфия? перечитай еще раз свои же реплики. сосоптавь.

Аватар пользователя Tr2xolod
Tr2xolod(2 года 10 месяцев)

Вам по прежнему нечего сказать.

Сочувствую.

Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(7 лет 3 месяца)

Зачем Вы на Адика поклеп возводите? Ну Вы же его не первый день знаете - что бы Адик что-то понял? Да, ладно smile23.gif

Аватар пользователя sgerr
sgerr(13 лет 21 час)

тут другое -- "этодругое"

Аватар пользователя Йоган
Йоган(2 года 2 месяца)

ты все понял

как ваши цитаты Trxolod  связаны с темой 1905 года 9 января?

Что написано  в приведенной статье об организаторах?  Кто они  в статье есть хоть слово?

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Так же, как и ваши ниже о 17-м году. 

Аватар пользователя Smart75
Smart75(2 года 8 месяцев)

Не видите вы трендов, уважаемый Нео. smile1.gif

Кому интересно мнение какого-то Бонч-Бруевича из 1924 года?

Все и так знают правду - вон Карвер вчера целый комикс накатал: "Что такое социализм и капитализм в картинках" smile3.gif

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Карверу можно, он гуманитарий. Мне же, как технарю, приходится работать с документами. Они редко врут.)))

Аватар пользователя val1
val1(4 года 2 месяца)

приходится работать с документами. Они редко врут

Зато есть поговорка: "врет как очевидец"...  Я бы аккуратно относился к воспоминаниям через 20+ лет.

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Ну, не я их писал. 
 

Аватар пользователя ckkp
ckkp(4 года 9 месяцев)

Как ни верти, после этого события вера в доброго царя пошла прахом.

И это во многом определило все последовавшее за этим.

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Безусловно. Нельзя поддаваться на провокации, даже если ты царь.

Аватар пользователя avt
avt(4 года 7 месяцев)

Большевики приписали себе "достижения" эсеров.

Те были в толпе и стреляли по войскам, провоцируя ответный огонь. Чисто методика цветной революции.

Затем эсеровский боевик, Пинхас Рутенберг, убивает Гапона. Концы в воду.

За террористической партией эсеров  стояли англичане и американцы.  Англичане поставляли эсерам вооружение, легализовывали их в разных странах, даже давали им британские паспорта. Американцы таскали эсеровскую боевичку Брешко-Брешковскую на манер Тихановской по всяким митингам, где собирались деньги на эсеровский террор.

(Кстати, Рутенберг затем уехал в Палестину и работал там уже как инженер.)

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Да ладно вам. Белые пушистые большевики. И армию не они разложили, и царя с семьёй расстрелял опять кто-то, кроме них. 

Аватар пользователя ГУДвинъ
ГУДвинъ(9 месяцев 3 недели)

Так армия (как и все остальное) разрушилась из-за свержения царя, что сделали как раз сановники и буржуазия...по сути они изменили и монарху, и родине в самую трудную минуту - отсюда все беды и пошли: это же очевидно smile31.gif

Аватар пользователя Леонид Мешалкин
Леонид Мешалкин(5 лет 5 месяцев)

И РПЦ тоже там отметилась крепко.

Зато теперь царебожников изображают из себя.

Аватар пользователя А_Ланов
А_Ланов(7 лет 2 месяца)

И РПЦ тоже там отметилась крепко.

Чем конкретно?

Аватар пользователя Престарелый Neo
Престарелый Neo(6 лет 9 месяцев)

Ох, перестаньте. Ленин очень много писал, что заслуга в разложении армии Империи целиком большевиков. 

Аватар пользователя Йоган
Йоган(2 года 2 месяца)

 убивает Гапона. Концы в воду.

 Был еще Илидор  связаный с Гапоном и Распутиным.  Распутин с Рубинштейном  (торговля  хлебом и много чеми).... и .....немцами.   Еще министр МВД Протопопов   как-то с Распутиным  +  Императрица.

Вот так клубочек?

Страницы