Для меня ключевым фактом наступления энергетического кризиса является добыча традиционной (обычной) нефти по годам. По расчетам Myak555 пик пройдет в 2005-2007 годах. А почему никто не публикует данные без сланцевой нефти и прочих суррогатов?
Нужный график я в свое время взял из книги myak555. Скрин:
Но данная информация крайне устарела. Прямо скажу, где найти указанные данные не знаю. Если кто подскажет или предоставит, будет здорово.
Год или два назад обращался к myak555 с таким вопросом, но ответа не получил.
Но что заставило меня данную публикацию, так это то, что я обратился с chatGPT с вопросом:
добыча обычной нефти по годам без сланцевой с 2000 года
и получил ответ:
Извините, у меня нет возможности предоставить актуальные данные о добыче нефти без сланцевой по годам с 2000 года. Могу порекомендовать обратиться к официальным источникам, таким как отчёты ОПЕК, Международного энергетического агентства (IEA) или профильных национальных агентств и компаний, занимающихся анализом энергетического сектора.
Круто? Первый раз увидел такой ответ. Обычно что - то да пишет он. А тут - типа мол слив сразу. И вот у меня вопрос возникает: а что это за тайна такая за семью печатями? Мол чтоб плебс не пугать? С точки зрения нефтедобычи вообще то крайне актуальная и показательная информация. Уверен, что в период с 2019 по 2023 год традиционной нефти вряд ли больше добывали.
Или вот как на более простой вопрос отвечает Яндекс.Нейро
Добыча обычной нефти без сланцевой в 2023 году
Не удалось найти информацию о добыче обычной нефти без сланцевой в 2023 году.
Однако известно, что добыча обычных нефти и газа обходится дешевле, чем сланцевых. При этом в России есть месторождения легкодобываемой нефти, где не нужны сложные дорогостоящие технологии, например гидроразрыв пласта. 1
Если же вспомнить другую публикацию myak555 Пик нефти по странам мира (обновление), то в свете утверждения:
В 3 странах с территорией 9.0 млн км² (6.0% суши и территориальных вод планеты) и населением 245.4 млн человек (3.2% населения Земли) пик пока не прошёл. Эти 3 страны обеспечили в 2020 году 4.8% мировой добычи нефти и конденсата – 170.0 млн тонн.
Три члена ОПЕК из группы 3: Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ, имеют территорию 2.67 млн км² (1.77% суши и территориальных вод), население 86.0 млн (1.1% населения Земли). Они добыли в 2020 году 805.4 млн тонн нефти и конденсата, то есть 22.6% мировой добычи.
ситуация начинает напоминать конспирологию. В разных сводках статистических данных есть куча всякой херни, а такой в общем то актуальной и принципиально важной информации нет!
В том его прогнозе была еще строчка:
Пик добычи нефти и лицензионного конденсата вероятно пройден в 2018 году. Удержать добычу на «полочке» не удалось даже за счёт битума и ШФЛУ. Доля «не-совсем-жидких-жидкостей» в мировой добыче превышает 11.5% по массе, то есть не менее 424 млн тонн в год; эта величина сравнима с добычей сырой нефти и конденсата Саудовской Аравией (478 млн тонн в год). «БП» в отчёте 2021 года приводит объём ШФЛУ как 11'706 тыс баррелей в сутки, или 681 млн м³ в год. Принимая среднюю плотность ШФЛУ как 0.627, получаем 427 млн тонн в год.
Она близка к реальности. По годам добыча была (тыс. баррелей в день):
2018 - 95002
2019 - 95172
2020 - 88928
2021 - 90282
2022 - 94413
2023 - 96258
То есть, в 2023 был перекрыт рекорд 2018 / 2019 года, но ситуация с каждым годом ухудшается и себестоимость добычи растет.
А теперь, если посмотреть на добычу ТОЛЬКО сланцевой нефти и только в США (Production in thousands of barrels per day),
- 2010: около 0.5 млн баррелей в день
- 2011: около 0.8 млн баррелей в день
- 2012: около 1.2 млн баррелей в день
- 2013: около 2.0 млн баррелей в день
- 2014: около 3.5 млн баррелей в день
- 2015: около 4.7 млн баррелей в день
- 2016: около 4.6 млн баррелей в день
- 2017: около 5.1 млн баррелей в день
- 2018: около 6.5 млн баррелей в день
- 2019: около 7.7 млн баррелей в день
- 2020: около 7.5 млн баррелей в день
- 2021: около 6.5 млн баррелей в день
- 2022: около 7.5 млн баррелей в день
- 2023: около 8.5 млн баррелей в день
Ситуация в 2023 году близка к 2019 году и точно хуже 2005-2007.
Вопрос
1. Почему так сложно найти данные по добыче сланцевой и традиционной нефти?
2. Где взять данные по обычной нефти? В разбивке по годам.
Почему для меня вопрос актуален?
Нефть является обязательным элементом сегодняшней глобализации (это и дизель для кораблей, керосин для самолетов, топливо для фур и далее по списку). Нет нефти, нет текущей глобализации. Без нефти текущая глобализация и связь различных государств между собой будет падать. Как следствие, стоимость доставки продукции из Китая начнет расти. После чего станет дешевле производить на местах. А когда нет всего мирового рынка сбыта, часто нельзя проводить достаточные инвестиции в основные фонды. Как следствие, многие отрасли, завязанные на мировой рынок будут стагнировать. К таковым точно можно отнести микроэлектронику. Что в свою очередь влечет деградацию всей ИТ индустрии. Как минимум некоторых разделов. А за этим последует общая деградация производства. так как в настоящее время много оптимизации производства заточено на обработку данных и различные алгоритмы.
Комментарии
Уж в микроэлектронике то транспортные издержки тоже микро.
Поэтому сильного влияния не должно оказать.
А платит за микроэлектронику кто будет? кому будут нужны дата центры? Дикарям и букраины и прочих афганистанов?
Нет спроса - нет инвестиций в средства производства. С вытекающей деграадцией отрасли.
Думаю информационная отрасль менее всего пострадает. она будет нужна для учета населения, управления им и пропаганды. С учетом возрастающих запросов к мощности компьютеров эту отрасль будут активно развивать. И это не учитывая возрастающую ценность в военных технологиях. Никакие дроны без электроники не полетят и никакие РЭБ не будут работать, и никакая связь.
Смартфоны для отвлечения и пропаганды нужны будут даже афганцам.
Нет нефти - тракторы остановились - продовольствие не производится - в городах начинаются повальные грабежи и людоедство.
Если будет нефть то будут на тракторах выезжать на
вызовыграбежи.Деградация производства будет с нефтью или без неё в силу демографических причин. Образованное технически грамотное население стремительно стареет. Ему на смену приходит активно плодящееся невежественное население неспособное к высокотехнологичным процессам. Сложившаяся в технологически развитых регионах идеология не способна изменить тренд на стремление содержать пенсионеров поскольку это электорат руководства, как и невежественные нетрудоэффективные мигранты заполонившие европу и США.
И как в этих условиях наличие нефти спасет экономику? Как спасет экономику возможность заправить автомобили пенсов и остальных "пгаво имеющих поиметь на шару" более дешевым топливом? Если нет рабочей силы. то безразлично сколько у тебя оборудования и сырья.
Это со сланцем данные.
А там написано, что без сланцевой...
добычу по миру посмотрите.
Только США попросил дать. Без сланца.
Если вы к чатгжипити обращались, то он сам выдает разную инфу по сланцевой нефти. То 9 млн в 2023, то 12-13. Так что эта не та информация, к которой можно аппелировать.
Попробуйте погуглить "conventional oil vs unconventional oil volume".
Интересно, что все циклятся на "плато" добычи нефти, которое наступило с 2004 года. Объясняя его ограниченностью запасов нефти. Но при этом абсолютно игнорируют тот факт, что нефти добывается ровно столько же, сколько потребляется. А потребление нефти в странах G7 стабильно снижалось, а в Азии росло. Перенос производств и всё такое в этом духе. Если бы была хоть какая-то проблема с добычей, то цены на нефть сейчас бы были сильно за $150. А так они болтаются плюс-минус в одном и том же ценовом коридоре. Экономический кризис, который то отступает, то вновь обостряется с 2003 года даёт себя знать. Рынки перенасыщены товарами. Производить и возить ещё больше товаров просто невозможно. Для этого надо, чтобы росло благосостояние народов Азии и Африки. А страны G7 предпринимают все усилия, чтобы этого не происходило. В итоге потребление энергоресурсов уткнулось в некий потолок.
Полностью согласен. Пока все это ожидание "энергетического кризиса" показывает только ежегодную координацию ОПЭК+ по снижению добычи нефти.
Нет ее дефицита на рынке
То есть, по Вашему удорожания добычи нефти нет?
Почему же, есть конечно.
Но активно здесь обсуждаемая идея "грядущего энергетического кризиса, который переформатирует весь мир" - ИМХО несостоятельна.
Например, обнищание население Европы, а вслед за ним и Азии, которая кормилась в Европе, приведет к очередному снижению потребления нефти (как минимум как топлива). К этому же ведет новая администрация США с ее планами по тарифным войнам - экономический кризис и снижение потребления.
Не будет больше такого бурного роста, как с начала прошлого века.
Забавно читать два утверждения в одном комментарии:
и
Обнищание Европы идет на фоне дальнейшего исчерпания легкодоступных ресурсов в самой европе. (энергетический кризис) Просто они индустриализации и промышленную революцию прошли раньше чем АТР. Вот он уже находятся в кризисе, а АТР пока еще нет. Но это вопрос времени, потому что АТР идет по тому же пути, что прошел запад лет 50-120 назад, только с временным лагом. Кризис то не линейный и не везде одинаков.
А писать взаимоисключающие мысли в одном комментарии, это забавно. Без сомнения.
Я к Вам отношусь с уважением, но давайте же отделять мух от котлет: текущий энергетический кризис в Европе никак не связан с "исчерпанием легкодоступных ресурсов".
Вообще никак. Вот Вам три, только три причины, которые возможно самые важные и они никак не связаны с Вашим тезисом.
Как они связаны с "исчерпанием"? Да никак от слова совсем.
Можете опровергнуть?
Конечно.
Если бы не было исчерпания легкодоступных углеводородов,
то
1. Северные потоки из противной россии тянуть не надо было.
Как не надо было бы платить этой мерзкой России деньги.
2-3. Это их пендосы душат, используя старую добрую русофобию и марионеточность европейских политиков.
Да, конечно, то есть другая причина.
Сергей, единственная к Вам претензия, ну почему Россия с маленькой буквы?
Тезис не принимается, глобально ресурсы есть, а то, что Европа под свои потребности ими не обеспечена - это другое. Всегда везде много, а где-то не хватает. Речь же о глобальном энергобалансе - нет там ограничений. Как минимум пока.
с буквой опечатка на автомате.
ресурсов в Европе было более чем достаточно. Не меньше, чем в других регионах. Просто они их исчерпали.
И тем не менее до недавнего времени проблем с энергоресурсами у них не было. Может тогда надо говорить о кризисе мировой торговли энергоносителями, а не об их отсутствии?
Еще раз: будет спрос - ОПЭК+ легко его удовлетворит. Как минимум пока так.
Еще раз, страны АТР, CIS и прочие идут по пути запада, но с лагом. Более того, запад паразитировал.
Но суммарно если смотреть на планету в целом, лучшие участки уже разбурены и каждое следующее месторождение по экономике хуже предыдущих. А на существующих добыча падает. Так что суммарно экономика добычи падает.
Если не согласны, подумайте плиз. Тут все очевидно. Просто физика процесса.
напишите еще раз глупость, сверну.
Мы с Вами просто о разном говорим, я с удорожанием стоимости добычи согласился в первом же посте.
Речь о другом - это фактор не решающий на сегодня. Хорошего дня, Сергей.
Причинно-следственные связи в таких вопросах всегда непросты и неочевидны.
Но это не значит, что их нет.
Даже на бытовом уровне - если у вас плавно и неуклонно уменьшается зарплата, и вы сначала отказываетесь от роскоши, перестаёте ездить на курорты, потом съезжаете со съемных апартаментов в бабушкину хрущевку, потом перестаёте ездить на машине, и ездите на трамвае....
То в ходе всего этого процесса у вас деньги всё ещё не в дефиците. В том смысле, что на хлеб хватает, и даже с маслом. И вполне можно заявить, что никакого "денежного кризиса" у вас не происходит, а ваши изменения в жизни с уменьшающейся зарплатой никак не связаны.
Можете разжевать как это связано с энергокризисом в Европе?
Моя версия: подрыв газопроводов, затем повышение цен на энергоносители, затем снижение объема промышленного производства и уход пром предприятий в США, а уже только потом стало меньше зарплат и налогов.
Что не так в этой последовательности и где здесь исчерпание месторождений?
Не буду я вам ничего разжевывать. Пусть вам
злые волкивоспитательница в детском саду дальше разжевывает.А разве дорожает только добыча нефти?
Ещё одна ошибка касается инфляции. Большинство воспринимают инфляцию как некий единый коэффициент, который применяется абсолютно ко всем видам товаров, услуг и пр. В реальности каждый "шажок" инфляции меняет соотношение цен на рынке.
Да, нефть уже давно не черпают вёдрами из луж. Но так ли это катастрофично? На протяжении абсолютно всей истории добычи нефти, она постоянно увеличивалась по энергозатратам. Адепты секты EROEI абсолютно никак не учитывают ни рост глубины переработки нефти, ни рост количества получаемых с одной бочки кВт*ч за счёт увеличения КПД механизмов работающих на продуктах её переработки. Я уже не говорю о том, что даже если EROEI упадёт ниже единицы, нефть всё равно не перестанут добывать. Потому как слишком много всевозможной химии сейчас завязано на нефть и одномоментно отказаться от неё не получится. Тем не менее примеры производства пластиков на основе растительного сырья уже есть. Плюс слишком много вещей вокруг производится из пластика. Столько не должно быть. То есть столько пластика, сколько производится сейчас, на самом деле не нужно. Технологии обработки металла ушли далеко вперёд с 50-х годов прошлого века. Теперь пластик начинает проигрывать металлам. Все топовые вещи уже изготавливают из металла. И эта тенденция распространяется на всё более дешёвые товары. Эту тенденцию хоть кто-нибудь учитывает в своих прогнозах?
P.S. А ведь ещё есть дерево. Сколько всего замечательного можно из него изготовить! Технологии обработки дерева тоже достаточно сильно изменились.
Нет, конечно, никто этого не учитывает. Согласен.
Роль нефти как топлива, я уверен, будет постепенно падать. А уж нам РФ точно стоит увеличивать долю газомоторного топлива - экология только выиграет.
Например, 3Д печать, которая многое меняет.
Добывать, конечно, не перестанут. Но сколько будут добывать, и для чего?
Вы в своих рассуждениях игнорируете физическую экономику. В отличие от финансовой - в ней деньги не значат ничего.
Если EROEI упадет ниже единицы (на самом деле раньше), ТО (два условия):
1) нефть можно будет использовать для чего угодно, но только не для энергетических целей;
2) нужно будет иметь другой источник энергии, доступный и не зависящий от нефти, и всю связанную инфраструктуру.
Например, разовьётся атомная энергетика, так что реакторы на быстрых нейтронах можно будет поставить возле месторождения, да ещё и маневрировать им. Тогда да, нефть продолжат добывать, ради синтеза всяческого.
Сейчас нефть обеспечивает 99% энергетических потребностей транспорта. Карьерные самосвалы ездят не на электричестве, самолёты и корабли - тоже. Да что самосвалы - буровые установки, которыми скважины под нефть бурят, на дизеле работают! Всё это - будет перечеркнуто. Если при этом уцелеет какая-то часть добычи - то эта часть будет весьма, весьма небольшая.
А что до дерева... То оно в большинстве обжитых регионов уже используется близко к 100%. Но возят его тракторами и лесовозами, которым нужно топливо. Если будете возить дерево из леса телегой с лошадкой - тогда да, дерево будет успешно использоваться.
Учитывается, в кладовой АШ посмотрите, была статья на эту тему. По памяти 21% роста промышленности за счёт технологий, то есть на тех же ресурсах было бы сделано на 21% товаров меньше, если бы не развитие технологий. Но есть одно НО! EROI падает в разы, то есть в СССР нефть из Самотлора добывали с EROI выше 100, сейчас есть оценка среднего EROI по России, по нефти 33, кстати шельфовая нефть в Арктике примерно будет иметь EROI 11. То есть падение EROI в 10 раз ни как не компенсировать технологиями.
Негодная экстраполяция. Нефть за 150 никто покупать не будет. Будет другое решение проблемы.
У вас хвост виляет собакой. США и ЕС снижают потребление как раз из за исчерпания ресурсов и чтобы не допустить скача цен и неконтролируемого спада. ОПЕК+ снижают добычу, чтобы не отдавать ресурсы по дешёвке и далее круг повторяется.
Всё будет развиваться от плохого к худшему пока Росатом всех не спасет.
Многие люди и примкнувшие к ним задаются вопросом "А что эта Россия может предложить миру?"
Как всегда, кроме спасения мало чего.
Но сначала России надо победить врага. Враг использует для влияния на наши власть предержащих (не всех, конечно) ту же технологию, по которой гипнотизируют наших исполнителей терактов. Их сначала мощно обворовывают тем или иным способом, а потом предлагают совершить то или иное действие против России за то, что украденные деньги вернут. Деньги наших олигархов были в значительной мере украдены на Западе, и теперь эти Фаберже сжимают всё жёстче - используют для влияния на наших деятелей. Нейролингвическое зомбирование. Короче, ложь, брэхня, обман. Сделай вот это, и мы тебе вернём твои денежке. Ни разу не вернули...Другого логического объяснения, почему никаких действий против террористов на "украине", по штабам и гнёздам шпионским, по их вдохновителям, где бы они ни были, нету! А как ещё можно объяснить вот это очередное "сосредотачивание"? Ковырянием в носу?
Если не удастся вырваться из этой кошмарной липкой паутины англосаксов, будет очень тяжело принимать реальные решения для борьбы с теми же террористами, управляемыми из той же Англии. Англичанка гадит. Они захватили управление нашими мусульманами, а те как попки зомбированные делают что прикажут из Лондона. Никабы. Многожёнство. Даже решили детей лишить волшебной абсолютно детской сказки - Деда Мороза и Снегурочки.
Нашим олигархам надо забыть об украденных деньгах. НИКТО НИЧЕГО НЕ ВЕРНЁТ!!! Что упало, то пропало. А кончиться это может при крайне неудачном стечении обстоятельств либо шарфиком в дУше, либо Гаагой...Очнитесь, господа! Вы же умеете давать по мусалам тем, кто вас обидел! Пора мочить в сортирах укротеррористов и их кураторов!!!
Я думаю, что данные по обводнённости нефтяных месторождений, это ещё большая тайна.
Не надо спрашивать LLM о фактах, которые вы сами не дали ей в исходном запросе. Они не умеют в факты.
ИИ умеет искать по интернету. Гораздо быстрее меня. Этого не отнять.
Нет, не умеет. У большинства моделей доступа к интернету по-умолчанию вообще нет. Но главное, чтобы искать, надо уметь фильтровать найденное, и понимать, что за источники попадаются и стоит ли им доверять. Ни того, ни другого, нейросетки не умеют. Они могут только генерировать текст, весьма похожий на то, что им показывали при обучении.
Упрощенно: нейросеть работает с вероятностью, предсказывая, какой токен (слово) будет следующим в ответе на ваш вопрос, выбирает из нескольких наиболее вероятных, и переходит к следующему. Понимания, о чем она пишет, там и близко нет.
Это умел гугл еще 15 лет назад. Так что все что вы написали - бред.
Ну бред - так бред. Кто-то верит в эзотерику, кто-то СМИ, кто-то всемогущему ИИ. Не хотите хотя бы почитать об их устройстве - не надо, верьте.
Чего мне читать, я им занимался и ко мне ведущие вендоры приезжали и презентации проводили, когда еще работал не на себя. Позиция была соответствующая, что мой сектор и отвечал за выбор технологий.
ИИ может провести анализ данных и проверить их достоверность гораздо лучше подавляющей массы населения. Это просто алгоритмы с весами и расчетом. Никакого интеллекта там конечно же нет. Но определить достоверность информации из открытых источников вообще проблемы нет
Нет, это именно так и работает.
Это "большие языковые модели", а не "семантические модели" - название не врёт.
Чистый синтаксис, семантики нет совсем. А качество достигается за счет количества. Именно поэтому ГоПоТа так часто выдает гладко выглядящие бессмысленные тексты.
============
А про "умел 15 лет назад" - так предком всего этого великолепия был подсказчик символов при наборе текста на мобильнике.
Когда ИИ ищет данные по добыче нефти, он сначала отбирает сайты из соответствующей индустрии или где может быть такая инфа. Потом анализирует вес каждого сайта с точки зрения трастовости и того, насколько там может быть корректная информация. Если информация дублируется на большом количестве трастовых сайтов, то информация с высокой вероятностью корректная. Это умел гугл еще 10-15 лет назад. Сложного тут нет ничего.
Просто в качестве исходных данных подсовываете интернет и в общем то получаем хорошего поисковика информации.
Символы подставлять умел точно 28 лет назад (или чуть больше). С тех пор алгоритмы значительно продвинулись
Успокойтесь. Все в курсе давно. Росатом уже возит на выставки проекты городов муравейников вокруг одного реактора, закрытого под землю
Есть пример ?
А как поля сеять? Забудем про пшеницу и теплицы возле ректора - наше все ?
У меня фоток нет. Но там речь об автономных городах станциях. Где есть все что нужно, но "не только лишь для всех". С другой стороны трактора на аккумуляторах - почему бы и нет. В любом случае в перспективе нефть и дизель будут такими дорогими что даже пшеница из не окупит. Помимо этого она очень нужна в производстве пластика и удобрений. И в отличии от энергетики заменить ее нечем
Страницы