Сейчас у родителей школьников - выпускников главная тема - Единый Государственный Экзамен, ЕГЭ. Школьники падают в обмороки, родители пьют валокордин. Кто то предлагает вернуть советскую систему выпускных экзаменов...
И так ясно я вспомнила лето выпуска из школы. Тогда после десятого класса сдавали выпускные экзамены. И было их не то восемь, не то девять..
История, математика устно и письменно, физика, , шестичасовое сочинение из заданных тем, русский устно, биология, обществоведение, химия.
Могу ошибаться, но не принципиально. Это был поистине адов месяц...В девятый класс шли по бОльшей части те, кто планировал поступление в ВУЗы. В нашей школе было пять восьмых и два девятых класса. В девятый еще и попасть надо было, не брали туда откровенных лентяев и троешников.
И вот, финал.. Выпускные. Шансы на поступление в желанный ВУЗ были выше у обладателей высокого среднего балла аттестата (Среднее арифметическое от всех оценок). Поэтому сдавать надо как можно лучше. Поступать можно было только в ОДИН ВУЗ на одну специальность. Везде конкурсы по несколько человек на место. И конкурсы реальные, не как сейчас, когда документы рассылают в несколько университетов.
Не поступил - мальчики в армию, девочки на работу. Через год попытка повторялась. Знакомая девочка поступила на педиатрический не то с шестого, не то с восьмого раза. Поступало в ВУЗы в Союзе 18-20% выпускников. Это было действительно трудно.
Меня все оставили в покое с домашними делами, развлечения побоку.
На подготовку к каждому экзамену давалось два - три дня. Вопросов и тем заранее не было. Надо было собраться, закрутить себя морским узлом, мобилизоваться.
Сейчас много разговоров о том, что низзя так деточек нагружать и нервировать. Так вот, в те годы окончание школы и получение высшего образования было несравнимо более тяжелым.
А после выпускного через пару дней - на поезд и в город, где находился выбранный университет. На подготовительные курсы. Не обязательно, конечно. Но хотя бы посмотреть, пообщаться, адаптироваться хоть как то. Понять, как расставляют акценты преподаватели. Общежитие абитуриентам давали бесплатно, но сами курсы денег стоили и длились примерно месяц.
А потом еще четыре вступительных экзамена! Если в родной школе ты мог по мимике, взгляду и вздоху знакомого, как мама учителя, понять, что в ответе не туда завернул, то здесь ты, абитуриент, коих сотни, и не нужен никому. На ответ несколько минут и свободен, как оно в полете. И оценку вывесят в конце дня. А пока ходи, надейся и стучи сердечком об ребра.))) Тройка - и собирай манатки, шестерку тебе не поставят, баллов не хватит.
Я плохо помню эти дни, настолько нервы были истрепаны. Просто бесконечная зубрежка, повторение, собирание себя в кучу и снова шарики раскатились))
Были и слезы, и истерики, и пьянки с горя.
Потому что кроме конкурса баллов были еще квоты. Сироты, национальные кадры, инвалиды..
Но самое печальное - твою судьбу решали пристрастно чужие люди. В Томске взяток не брали, не слышала о таком. И студентами становились не только сибиряки и дальневосточники. Были и ребята из Грузии, Армении, среднеазиатских республик. По большей части, славяне.
Когда мы в недоумении спрашивали, какого он... во глубину сибирских руд приперся. Из теплых краев с персиками. Те отвечали, что у родителей просто нет такого количества денег, чтобы оплатить поступление своего чада. Или детей больше, чем денег.
У технарей проще выявить талантливых ребят и девушек. Ты либо умеешь и любишь в точные науки, либо нет. С гуманитарными дисциплинами, где многое субъективно, все сложнее. И валить на экзаменах проще.
Видимо поэтому я знаю тех ровесников, кто пытал счастья и поступал на инженерные специальности в ВУЗы столиц. но не знаю ни одного, кто бы поступил туда на журналистику, философию и пр.
Поэтому ЕГЭ надо усовершенствовать, развивать, но ни в коем случае от него не отказываться. Единый экзамен придушил коррупцию в ВУЗах, и очень серьезно. Это путь в лучшие университеты страны для детей из провинции. Введи, как раньше, только вступительные экзамены, и начнется вакханалия коррупции. В наше то рыночное время, когда "За деньги - ДА!"
И не надо грешить на современную систему отбора абитуриентов. Она милосердна и либеральна, по сравнению с жесткостью советской. Учиться, бесплатно или за деньги, могут практически все желающие. Какие спецы на выходе, сколько выпускников работают по специальности, обозначенной в дипломе, это другой вопрос. В Союзе было распределение и работали все. Свободный диплом мало кому давали.
А без сожжения нервных клеток в таком важном процессе, как выбор профессии, не бывает. И с валокордином в наших аптеках все хорошо)))

Комментарии
Школьных экзаменов в 1982 году было 7. Это я совершенно точно помню.
Математика, сочинение - по 2 оценки. Физика, химия, история. Вроде все.
Биология.
Биологии в 1982г не было уже в 10 классе.
Она заканчивалась в 9-ом, и заканчивалась без экзамена.
Сдавал биологию на выпуске, 1998. Доказать сходу не смогу, аттестат "серебрянки" нам давали без листа. Только если совсем уж станет ключевым, уважаемый. Но коротко - сдавали.
У нас в 1982г в Москве НЕ сдавали в 10 классе экзамен по биологии.
Не было вообще учебника биологии за 10 класс.
Годовая оценка за 9ый класс шла в аттестат.
Я это прекрасно помню, потому что биологичка,
возненавидя наш класс в целом,
устроила контрольную работу в конце 9го класса.
Объявив,что оценка за нее впрямую повлияет на оценку в аттестате.
И заявила, что "5" за работу получит ЛИШЬ ТОТ,
кто отгадает загадку-вопрос в конце контрольной работы. Этот вопрос-загадка звучал так :
"Малолитражка, которая бегает по деревьем?" (с)
(разводит руками) Что я могу сказать... РФ огромна. Или годы оказали ключевыми. У меня нет причин Вам не верить. Но в 98 я её сдавал на выпуске полноценно. С девятки не соскакивал.
Жук?
Ага...щас
Задачей биологички было сделать ТАК,
чтобы никто в классе "5" не получил.
Она видимо была бедная-малоимущая, эта женщина.
Дело ж было в 1981г.
Для нее что шуба, что машина были предметом роскоши,
недостижимой роскоши, в ценах на которые она слабо разбиралась.
Поэтому ответ на загадку был : "соболь"
Ежу понятно, что никто не угадал....
Как она потом объяснила : шкурка соболя мол стоит столько же,
сколько стоят условные Жигули , она же малолитражка.
Тупая и несчастная женщина.
На нее потом родители всего класса жалобу написали.
Не стоила шкура соболя машины. Шапка из соболя обходилась что то тысячи в полторы. Очень дорого, но не машина. На Почтовом в магазине продавались, одногруппница оттуда была
Шапку из 1го соболя только на лилимута можно сшить.
Так что на нормальную шапку явно больше 1ой шкурки уходит.
Но откуда же ЭТО знать несчастной училке с окраины Москвы начала 80-ых?
Практически пенсионерке.
Мех был предметом роскоши, цены были соответствующие. Норковая шуба песочного цвета была у сотрудницы аптеки, где я практику проходила. Муж у нее был советником в Сирии в те годы, причем высокого ранга. Три тысячи.. Тетку изза этой шубы люто ненавидели))) Но тогда не было технологий растягивания меха, Есть шкурка, выделывали и шили. Шубы переходили от бабки к внучке. У моей мамы каракулевая шубка была от ее матери. Ей вообще ничего не делалось. Хотя в шкафу не висела, носилась
Это все понятно.
Но зачем учмтелю издеваться подобным образом над учениками?
Ее кстати после ЭТОГО эпизода, через несколько месяцев, на пенсию отправили.
Но история забавная, я ее запомнил на всю жизнь.
Своим детям задавал эту "загадку".
Понятно, что НИКТО не ответил ))
Несчастная завистливая женщина. Жалею таких.
Это все фигня!
Мой учитель литературы исправил все ошибки.... в комментариях инспектора РАНО на моем выпускном сочинении....
Как результат -- синий аттестат со всеми пятерками
В приемной комиссии ОЧЕНЬ удивлялись....
Возможно и справедливо, т.к. тогда писалось РОНО.
С такой логикой шансов нет...
У нас было 3 человечка в классе, которые на золотую медаль тянули :
русский, еврейка и сын иракского дипломата,
так после этого происшествия родичи их ТАКОЙ скандал учинили....святых хоть выноси ))
Вот здесь вы неправы. Были учебники:
1. Общая биология. Учебник для 9-10 классов. Ю.И. Полянский и др. (1984).
2. Общая биология. Учебник для 9-10 классов. Ю.И. Полянский и др. (1977).
3. Общая биология. Учебник для IX и X классов. Ю.И. Полянский и др. (1973).
4. Общая биология. Учебник для 9-10 классов. Ю.И. Полянский и др. (1987)..
5. Общая биология. Пробный учебник для IX и X классов. Н.П. Дубинин и др. (1978).
6. Общая биология. Пробный учебник для 9-10 классов. Д.К. Беляев и др. (1985).
Немного не в хронологической последовательности, есть ещё и другие.
У нас еще была.
Да Бог с ним. Где то сдавали, где то нет.
Я все таки подумал, что вы среагируете на "малолитражку"
Потому что 10 лет учиться надо было, а не 3 дня перед экзаменом...
У меня были личные причины. Будущий муж уже окончил первый курс в другом универе. Потому и волновалась больше других. Ваша ирония неуместна, у меня четверки в аттестате были только по физ мат. и физкультуре.
Вот вы зубрилка
У меня в аттестате было только четыре пятерки :
алгебра, геометрия, русский и литература.
Еще по истории должна была быть,
но там нашла коса (я) на камень (учителя).
Остальные четверки.
Еще по поведению долго думали между "уд" и "неуд",
но поставили "уд", заключив со мной "сделку" о том, что я соглашусь вступить в комсомол.
Последним в этом выпуске 1982 года, сразу ПЕРЕД экзаменами ))
Зато у меня все мальчишки списывали. ))
Спасибо вам за хорошие воспоминания о детстве
Очень даже уместны.
В статье вы ссылались на жутко нервные экзамены, даже можно сказать, что статью на этом построили, а оказалось, что дело в члене
Я вообще к экзаменам не готовился.
Серебряная медаль.
Долго я терпела твой идиотизм. Но это уже предел. Пшел в баню.
Я сдавал
Одна из проблем теперь - это сильное падение числа школьников которые выбирают/сдают ЕГЭ по точным наукам (физика, профматематика, биология)...зато на 1м месте с отрывом теперь обществознание...это уже и ВПР страны беспокоит...слишком много вольницы стало
https://ria.ru/20220831/ege-1813430412.html
1998. мат и рус обязательные, как Вы и сказали, по 2. Три на выбор. Как правило брали профильное в тот ВУЗ, куда поступаешь. Чувствуешь что 3 нужных (химию например) не тянешь - берёшь третьим что попроще (биологию) трезво оценивая свои возможности. Но и ВУЗ на таких "послабляторах" собаку съел. Это если по-честному. А по нечестному ничего учить не обязательно, но очень дорого для родителей, особенно с учётом последующих плат за зачёты.
Иногда я задумываюсь, плохо ли то, что технические институты (на момент моего поступления) брали взятки по чёрному. Они реально на этих деньгах выжили. Непоправимо плохо было лишь то что платный студент отжимал место у кого-то талантливого. Мы недосчитались многих толковых людей тогда, они просто не поступили.
Сейчас мне кажется что правильнее институту было бы эти взятки брать, но раздуть количество мест и готовить огромные группы. Те, кто хотел бы учиться - учились бы. А те, кто хотел получить просто корочку - платили бы. На собеседовании же реального инженера заводского цеха уровень соискателя очевиден.
Мне лично очень нравится идея, когда диплом является гарантом квалификации. Но этот гарант не даёт денег институту, структура рухнет, учить будет некому.
Чото ничего в Союзе не рухнуло.
У меня ощущение, что там другая сталь в людях сидела в позвоночнике. Я когда читал о персонажах, пропавших на перевале Дятлова, там мельком описывали прошлое обычной девушки - она ранее с дробью в ноге 80 км по тайге не теряла духа, когда её товарищи спасать волокли. И это очень похоже на рассказы внутри семьи о дедушках и бабушках. Легированные люди были. Сравните объективно с нашими рафинированными подростками.
Сталь в наших подростках под толстым слоем жирка. Но никуда не делась
На это вся надежда
В 2018-м был в Москве в командировке и по случаю заехал к одноклассничку на фирму, а у него пятничные "корпоративные посиделки" с пивком и рыбкой. Всего около 10 человек, включая двух пареньков лет 22-23, то есть "вчерашних" студентов.
Ну, посидели, слова поговорили и речь каким-то образом зашла за классическую литературу и экранизации классики, и я в качестве примера современной "комедийной" экранизации "Идиота" Достоевского вспомнил про "Даунхаус" с Бондарчуком в главной роли. Решили это кино сразу и посмотреть.
Посмотрели где-то около трети фильма, и эти двое пареньков на полном серьёзе заявляют, что книга (оригинал Достоевского) лучше и интересней...
Я чуть не пророс. Не ожидал я такой реакции от молодых пацанов, которым в самую пору тусить и всячески "отрываться" ближайшие лет 5. Вообще не думал, что молодёжь мало того, что просто знает классику, но ещё и разбирается, и высоко (должным образом) оценивает.
Так что у меня не просто надежда, а крепкая уверенность в будущем поколении.
Прошу прощения что поздно реагирую. Встречная история. Около 2021.
Пермь, командировка, ползаю после работы по местным букинистам, разговорились. Рассказывает историю: "приходят ко мне 2 молодых лося со "Зверобоем" Купера, мол, отец, ещё что-то такое шикарное у тебя есть? Выясняется что ни Купер, ни Кервуд, ни Лондон - ничего толком не читали. Разводят руками: "А что ты хочешь, мы с утра до вечера над решебниками дышим, света белого не видим, на авиационку хотели попасть. Попали...только вот старые инженеры постоянно над нами ржут" На вечер роман Купера взяли ...а там такое..."
Да лан!! Так глядишь и до Вальтера Скотта доберутся))
Вроде у Мустай Карима спрашивали - что молодежь нынче не та, не такая как Ваше поколение, военное.
Он ответил - такая же , не наговаривайте, если вдруг война они тоже встанут на защиту как наше поколение.
(ворчит) Сам Мустай сказал, ай мамэ...
"Встать" недостаточно. Это как "Баба Яга против!".
Умения. Подготовка. Готовность жертвовать ради глобального путём потери частного личного. Это есть?
А сам Союз?!
Если бомбу заложить и фитиль поджечь, рухнет все, что угодно. Только мощность подобрать
Институты выживали на взятках? А не перздать ли вам экономику производства?
Не нужно. Я обычный технарь.
Это диагноз?
Сейчас реализовано. Умные на бюджет. Не очень - контракт. Причем контрактники вылетают из вузов в товарных количествах.
Иностранный был - 100%
Страницы