Как известно, 15.08.2023г. Банк России попытался остановить почти беспрерывное многомесячное ослабление рубля (с 60 до 100) повысив ставку сразу до 12%. После этого произошло символическое укрепление нацвалюты и ряд "экспертов" поспешило сразу отметиться по этому поводу, а некоторые (А. Хуршудов) даже написали в этот же день целую бравурную статью-агитку, но которая не учитывает уже новых реалий. В частности, г-н АЧТ смело назвал свою заметку от 17.08 так: "Курс доллара пробил 93 и резво катится вниз", а "эксперт" Хуршудов в своей статье от 15 августа "Никакой паники по поводу курса рубля!" заявил, что "биржу испугало повышение ключевой ставки", и снижение теперь продолжится в район 89 руб... при этом, в ней также утверждалось, что и самих ЗВР достаточно, и ЦБ много еще чего может: т.е. если повышение ставки будет недостаточно, то "он вынет из кармана следующий револьвер".
И вот прошел уже месяц, но доллар по прежнему стабильно выше 90руб. (сегодня подскочил уже к 96) и в октябре имеет немалые шансы снова дойти к 100, т.е. повышение ставки никого не напугало да и не могло напугать в принципе (а чисто символическое укрепление рубля произошло из-за угрозы ввести продажу валютной выручки, хотя и эта мера уже не так сильна да и сложна в реализации сейчас). ЦБ уже не имеет былого влияния на курс, поэтому утверждение о том, что ЦБ "много чего еще может" заведомо ошибочно, и в лучшем случае, что может показать нам Центробанк из своего кармана теперь - это вовсе не револьвер, а просто фигу. По сути авторы поспешных агиток не учли, что ЦБ уже утратил к настоящему времени 2 основных своих рычага влияния на денежный и валютный рынок, которые он имел еще до середины 2022г., а именно:
- утрачено "могущество" ключевой ставки: пока общая денежная масса была еще не так велика как сейчас, то ставка имела определяющую роль на денежном рынке и в т.ч. влияла на курс рубля. Но буквально за последний год эта масса выросла настолько, что данный рычаг стал малоэффективен, при этом в августе новый рекорд: денежная масса превысила 90 трл., т.е. выросла сразу почти на треть лишь за год (тут еще интересен вопрос, а насколько выросла товарная масса и "поспевает" ли она за денежной иначе реальная инфляция может быть выше, чем официальная);
- утрачено и влияние золото-валютных резервов: общеизвестно, что ЗВР были велики на начало 2022г. как сами по себе, так и по отношению к общей денежной массе, т.е. Банк России мог позволить себе по сути любые валютные интервенции на рынке и фактически устанавливать любой курс...но теперь ликвидные ЗВР во многом заморожены, корсчета Банка России в инвалюте закрыты, при этом еще и денежная масса лишь за год выросла сразу почти на треть, т.е. и данного рычага у ЦБ теперь по сути нет и, более того, теперь ограничены его права и по введению продажи валютной выручки (кстати, ради интереса: если разделить ЗВР на текущую общую сумму рублей, то курс получается в районе 150руб., а если вычесть замороженные, то уже в районе 300).
Согласно ст. 75 Конституции России основной задачей и функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, но Центробанк в настоящее время во многом уже неспособен выполнять подобную функцию. По сути ЦБ в настоящее время занят в основном эмиссией нацвалюты, т.е. постепенно превращается в большей части в обычное эмиссионное РКЦ.
При этом, возникают вопросы, а почему рубль не просто снижается в разумных пределах, но именно падает так быстро и глубоко, если налицо постоянный профицит текущего счета/платежного баланса страны, который за 7 месяцев 2023г. составил 25 млрд. долл. и почти совпал с прогнозом ЦБ (т.е. никаких неожиданностей нет). При таких плюсовых показателях драмы рубля просто не должно было быть даже с учетом постоянного оттока капитала, но она происходит так как валютный рынок стал заложником сомнительных спекуляций (по сути "клубом для своих"), которые с удивительной легкостью отправили рубль в нокдаун, да еще устраивают "качели" гоняя его как поплавок то вверх, то вниз. Подобное лишь подтверждает возможную утрату ЦБ контроля над валютным рынком (способности "защитить" нацвалюту) ввиду потери реальных рычагов влияния о чем уже говорилось выше, поэтому слепая вера ряда блогеров в могущество и некие "револьверы ЦБ" совершенно оторвана теперь от новых реалий и является ошибочной.
В этой связи, следует отметить, что в статье Хуршудова содержится серьезная неточность и в том, что в июле якобы был дефицит платежного баланса, однако в реальности все месяцы этого года баланс является профицитным, в т.ч. в июне, и июле и именно поэтому предпосылок для такой глубокой девальвации не имелось (кстати, ряд искажений содержится и в новой его статье от 12.09: напр., утверждается, что ЦБ вправе вводить/отменять продажу валютной выручки, однако такого полномочия у ЦБ уже не имеется; денежная масса составляет не 82 трл., а превысила уже 90 и т.д.).
Таким образом, в настоящее время повышение ставки на курс существенно не влияет, а несет во многом только негативные последствия: в частности, ставки по госдолгу России подскочили уже в район 12%, т.е. удвоились лишь за пару лет. Тем не менее, Зампред ЦБ А. Заботкин как ни в чем не бывало заявил 05 сентября, что не исключает возможности нового повышения ставки уже на ближайшем заседании, т.е. 15 сентября: в этой связи вспоминается знаменитая фраза из речи П. Милюкова в 1916г.: "Что это, глупость или измена"?
Единственное возможное обьяснение подобной жесткости ЦБ в повышении ставки может заключаться в том, что возникла резкая необходимость экстренно охладить то безумное кредитное ралли, которое разворачивается уже несколько месяцев и создает таким образом риски серьезного перегрева экономики и пирамиду "плохих долгов" (так, менее чем за год долги населения перед банками подскочили сразу почти на 5 трлн. и достигли рекордного размера, превышающего уже 30 трлн.). О риске перегрева ипотечного рынка заявили уже и в ЦБ, а значит проблема реально становится угрожающей: есть риск, что Россия во многом может повторить тот путь, который и привел в итоге США к финансовому кризису 2008г. (в частности, появились уже программы ипотеки даже без первоначального взноса, а тот же ВТБ в августе снизил минимальный возраст для ипотеки с 21 до 18 лет, при этом необходимый трудовой стаж для заемщика сокращен теперь с полугода до всего лишь 3х месяцев).
В этой связи, заседание ЦБ 15 сентября может стать во многом определяющим: с одной стороны, необходимо уже жестко ограничить кредитный бум и нарастающую пирамиду долгов, но тогда надо еще раз резко поднять ставку, однако новое повышение может уже "завалить" весь рост ВВП и по сути парализовать как инвестиционную/кредитную, так и производственную деятельность. В реальности ЦБ (да и не только он) должен был не допускать такой кредитной накачки и уже давно озаботиться этой проблемой с тем, чтобы не оказаться в итоге в "цугцванге" как сейчас. Но тем интересней посмотреть, как ЦБ попытается из него выбраться и какие решения будут приняты уже в эту пятницу.
PS: И все-таки любопытно, о каком таком магическом револьвере ЦБ говорил "эксперт" Хуршудов?
И напоследок: удивило и то, какими эпитетами "наградил" Хуршудов несогласных с его позицией (дословно): "а не согласны скулящие, малограмотные, и хохлоботы" ...вот это самомнение, но мы вроде на серьезном ресурсе, поэтому следует уважать и иной взгляд иначе адекватная дискуссия будет невозможна.
Комментарии
Постоянные, ежедневные атаки на Российский ЦБ.
И эти атаки идут по нарастающей во всех наших СМИ.
Интересно - кто это заказал и оплатил?
/эти атаки идут по нарастающей/
Какие же это "атаки"? Освоение выделенных средств на формирование инфополя...
Вы наверное не из России (хотя флаг вроде тот) иначе не задавали бы такие странные вопросы: когда нацвалюта лишь за полгода девльвируется без причин на треть да еще и прыгает как поплавок, то у населения и бизнеса возникают вполне закономерные вопросы ...а еще больше вопросов возникает когда выходят невнятные статье, где стараются убедить что это нормально
Знаете, я прекрасно помню тот год когда рубль девальвировал почти на 400% всего за пару недель.
И даже тогда в прессе небыло такого вала статей против ЦБ)
И помня тот год, нынешняя девальвация (30% за полгода) представляется мне легкой прогулкой о которой и думать не стоит)
Не забывайте что сейчас девальвация шла уже совершенно от других величин и поэтому, когда нацвалюта за неполный год падает с 60 до 100, то эффект намного сильнее..но статья не совсем о девальвации, а в первую очередь о реальных возможностях ЦБ в новых реалиях и в противовес тем статьям (апологетам) здесь, которые до сих пор "веруют" в силу ЦБ...кроме того, также волнует и долговая пирамида ,которая уже угрожает кризисом плохих долгов как в США 2008г.
вы не правы, именно относительное изменение курса важно и скачок на 400% сильнее действует на экономику и население, чем скачок на 30%
это слишком упрощенно: в первую очередь имеют значение абсолютые величины, а также к примеру обьем импорта (который сейчас в денежном выражении в разы больше чем в конце 90х)
Вы неуважаемый, подтасовываете уже в первой фразе.
ВЫ молчите о том, что да этого было четырехмесячное укрепление рубля, причем он подорожал не на проценты а в 2,4 раза. Реальное ослабление рубля по сравнению с 2020-21 г.г. даже сейчас, почти на пике, составляет 25-35%. Вы из него пытаетесь сделать слона.
Никакой девальвации в РФ не было со времен СССР. Девальва́ция — снижение курса национальной валюты по отношению к твёрдым валютам в системах с фиксированным курсом валюты, устанавливаемым денежными властями. Вы и тут подтасовываете.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Девальвация
ВЫ несете полную пургу, потому что, кроме горячего желания навредить России, у вас нет ничего, ни опыта, ни знаний. В фондовом рынке Вы не понимаете ни бельмеса, а потому надуваете щеки по поводу "трудностей Центробанка"...
Я вам объясню, смотрите:
Доллар сейчас сформировал среднесрочный даунтренд с размахом примерно 10 руб. (красная линия) На уровне 92,6 он оттолкнулся от поддержки, но дальше 97 руб/долл по тренду уйти не сможет.
Теперь я скажу вам, что будет дальше. В пятницу наш ЦБ еще повысит ставку на 0,5-1%. вряд ли больше, доллар развернется и пойдет на 89 руб, как я и полагал раньше.
И все Ваши суетливые старания пойдут псу под хвост....
Ну вот опять вы срываетесь на ярлыки..вы лучше займитесь теми недочетами, которые были выявлены в ваших статьях сперва
По существу: и снова вы про ставку- да не имеет этот инструмент уже сильного влияния на курс рубля (а тем более сейчас, когда денежная масса распухла до 90 трл.): в этом ваше фундаментальное заблуждение, которе отразилось и в статье ...на дворе новые реалии..разберитесь спокойно сперва и не надо горячиться
а про 89руб. вы уже говорили месяц назад в своей статье от 15.08. и прямо утверждали, что через 3 недели отпуска закончатся и "снижение продолжится в район 89" (цитата), но по факту уже прошло даже больше 3х недель, а курс в районе аж 96...так что давайте больше не гадать: это уже выглядит просто антинаучно
Это Вы так считаете? Ну-ну...Доказывать будете или горлом будете брать?...
По мне прекраснее потеря вопросов о требуемой величине денежной массы, с методикой обоснования цифирки.
Сама по себе величина денежной мссы ни о чем не скажет.
Важно отношение агрегата М2(наличные деньги, чеки, вклады до востребования и денежные вклады предприятий и населения в банках) к ВВП страны, называемое коэффициентом монетизации экономики(т.н.коэффициент Маршалла) А вот оный и даст понимание потребности в увеличении иль снижении денежной массы исходя из потребностей либо развития, либо гнобления экономики страны.
Если верить автору статьи, М2 к настоящему времени 90 трлл.руб
При ВВП равном(данные 2022 года) чуть больше 2,2 трлл.долл.США(найти в рублях эту цифру трудно порой) х на 90 руб.(по текущему курсу) за долл.США получаем примерно 198 трлл.руб.
Отношение 90(М2) к 198(ВВП) дает 0,45, т.е. 45% обеспеченность экономики в деньгах.
Некоторые финансовые эксперты считают, что для стабильного развития государства этот показатель должен быть не ниже 50%.
Таки откуда у вас эти циферки?
КМЭ = М2 / ВВП
М2 на 01.01.2023 был равен 82388 млрд. руб https://cbr.ru/statistics/ms/
ВВП за 2022 год в текущих ценах 151455,6 млрд. рублей https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/22_20-02-2023.html
КМЭ = 82388 / 151455,6 = 0,54397
Получаем 54%
Далее
Объем ВВП за I полугодие 2023 г. составил в текущих ценах 75391,5 млрд рублей, индекс его физического объема относительно I полугодия 2022 г. составил 101,6%. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/143_08-09-2023.html
Минэкономразвития РФ улучшило прогноз роста ВВП России в 2023 году до 2,8% https://tass.ru/ekonomika/18734007
М2 на 01.07.2023 был равен 87276 млрд. руб https://cbr.ru/statistics/ms/
КМЭ = 87276 / 151455,6 * 1,028 = 87276 / 155696,3568 = 0,56 Это если считать, что М2 расти не будет (но на 01.08.2023 он уже 88294 млрд. руб, а автор статьи говорит что сейчас M2 уже выше 90 трлн. руб)
Получаем 56%
Что лишний раз подтверждает то, что финансовая система РФ стабильно и планомерно развивается, несмотря на вой с болот о внезапно "распухшей" денежной массе. (этож как тогда распухла денежная масса во всяких Япониях и США, где КМЭ более 217% и 97% соответственно??? ) )))))
Вообще то мой комент был не в ваш и автора статьи адрес. Но это так - мелочи..
Отвечу по существу вашего замечания:
КМЭ характеризует степепнь обеспеченность экономики деньгами, т. е. ее ликвидность.
Ндеюсь понятно, что означает ликвидность экономики?!!!!
Вопрос про другое: сколько (и почему?) нужно?
Экономика и денежной обращение в оной, - эмпирическая область знаний, сродни "алхимии".
Поэтому точного ответа на вопрос "сколько(и почуму), на мой весьма скромный взгляд, дать невозможно.
Ну… из алхимии же выросла химия.
Так и тут *должно* быть…
ЗЫ: Необходим не просто и понятный статичный ответ, а по факту — динамическая (уточняемая) модель, учитывающая как внешние факторы, так и инерцию.
Согласен - "дОлжно", но, принимая о внимние, что экономика любой страны, как система, является
открытой системой(даже экономика КНДР), сомнительно получить
С учетом того обстоятельства, что верхний предел "интеллектуальной мощи" экономиздов - применение корреляционно-регрессионного анализа как классического метода стохастического моделирования хозяйственной деятельности. Слишком много внешних и внутренних внеэкономических факторов, влияние которых невозможно учесть по политических или иным причинам.
Пы.СЫ.Игры же с т.н. "теханализом" - это игры с "казино"
Хозяйственную деятельность нужно *не* «моделировать», а *планировать*.
С привлечением НОТ!
ЗЫ: А ещё мы помним необходимые условия решаемости задач численной интерполяции.
В масштабах страны "субъект планирования" отсутствует, увы.
Ну да.
А человеческой истории до оформления *индивидуальной* субъектности в современном смысле понятия тоже не было?
☺
По выделенному: извините, но не понимаю связь между "индивидуальной" субъектности и наличием/отсутствием "субъекта планирования" в н/хозяйственном комплексе страны.
Это понятно. Я вообщем вас поддерживаю, но уточнил цифры, т.к. они показывают что всё у нас нормально.
Это мне понятно и не вызывает возражения.
Да, риведенные мной цифры достаточно условны и призваны лишь иллюстрировать
применение такого индикативный показатель как КМЭ
Старикашка, рост денежной массы - это конечно хорошо, но денег в экономике должно быть столько сколько нужно..т.е. мало плохо, но и когда сшилком много тоже (инфляция и т.д.): не должно быть шараханий из обезвоживания в водянку как сейчас в российской экономике...и есть ряд мнений, что так как рост товарной массы не поспевает сильно за ростом денежной (денежная подскочила на 20 трл. за год, а ВВП лишь на 2%), то реальная инфляция (15-20%) намного больше официальной (5-7%) , что сильно бьет по доходам населения в т.ч. а рост ВВП получется проинфляционным...если уж о рисках инфляции заговорил и ЦБ сегодня, то занчит картина может быть намного печальней, чем пытаются нарисовать..
а у вас есть данные/цифры по товарому приросту за год или за полугодие чтоб сравнить с ростом денежной массы?
https://m.gazeta.ru/business/news/2023/07/24/20935700.shtml
А теперь вопросы:
1. Сколько денег «нужно экономике»?
2. Почему экономике нужно именно столько денег?
3. Каково влияние структуры и распределения (можно ли организовать рукотворный дефицит денег в некоторых избранных точках воздействия при в общем достаточном в соответствии с п.1 количеством денег)?
А сколько нужно денег?
Для этого и используется такой показатель как коэффициент монетизации экономики(КМЭ)
По данным Paul2700 КМЭ = 56%. Много или мало??? К примеру
Инфляция в Японии и США - 3 - 4 %
Таких данных не имею и, к сожалению, не понимаю их ценность в части рассматриваемого вопроса
Ну вы неутомимый мастер передергивать... ПРошло три недели, отпуска действительно кончились. Я говорил, что бакс будет 89 через три недели? Не говорил. Падающий тренд сформировался, снижение продолжается в район 89 руб. Все так и есть.
По какому поводу скачем?
и снова мимо: снижение к 89 продолжается только в ваших фантазиях... а курс сегодня уже выше 96 при том что вчера ниже 95 был..при этом, весь сентябрь курс держится высоко: выше 95 (т.е. выше чем в 20х числах августа).. так что даже спорить не о чем, учите матчасть получше
Ну, нахал... Наберите в поисковике два слова "коррекция на тренде" или по тренду, вам там все объяснят...
Я вашу методу давно изучил. Вы мои мотивированные возражения просто отбрасываете и тупо долбите свое, чтобы у оппонента мозги закипели...
Не дождетесь.
Есть ещё слово боковик.
Не, не боковик. Четвертая волна Элиота на чарте. Ударится об сопротивление на 96 примерно и уйдет вниз. Может и до 89, а может и ниже. Будет зависеть от фундаменталки.
С боковиком погорячился, конечно.
Я хотя ине шибко верю в волновой анализ, но с Вашим суждением вполне соглашусь... на 89 будет коррекция вверх, а потом уйдет ниже.
Да помню я, что вы адепт чистого графика.
Если нижнюю линию поддержки построить через низ тел свечей, то вообще чуть не восходящий тренд. Кому вообще нужны эти выбросы по минимуму и максимуму цен?
Единственная надежда США хоть что-то выиграть на Украине, это расшатать Россию недовольством. Потому они и вертятся, как ужи на сковородке.... Толку однако, не будет.
Александр, спасибо за внимание и новые фантазии, но пока не буду добавлять вас в бан (в отличие от вас кстати: меня то баном вы уже "наградили")...потому что должна быть дискуссия, а не баны и ярлыки..
А главное: обратите уже внимание на те неточности и искажения (причем указана была лишь часть), которые были обнаружены в ваших статьях-агитках
ПОчему же? Добавляйте, если есть за что. Вы не представляете как глубоко мне плевать на это.
На мой взгляд, оживляж в значительной степени вызван тем, что ЦБ запоздал на пару дней с внеочередным заседанием и дал пересечь отметку 100.
Иван, ну вы вроде грамотный человек, но очень сужаете...статья как раз о том, что ЦБ (хотим мы этого или нет) не имеет уже теперь рычагов поддерживать или влиять на курс: отсюда эти качели и такая необоснованная драма с падением и поэтому агитки о каких-то там "револьверах" ЦБ, его мощи, ставке и т.д. ничем не обоснованы и не должны появляться в принципе..поэтому и нет смысла обсуждать опоздал ЦБ или нет
на то отметки и называют психологическими, что они массово действуют на людей. Вы же не писали свою статью месяц или два назад когда ситуация фундаментально была не сильно другой?
да и сейчас бы ничего не написал, если б не эти мутные статьи, уверяющие что ЦБ все контролирует и у него полно "револьверов"...кроме того, хотелось обратить внимание и на пирамиду долгов населения, которая растет уже геометрически: именно поэтому ЦБ скорей всего вынужденно, но вновь поднимет ставку в эту пятницу, чтобы охладить рынок кредита (хотя вот именно тут он и опоздал как раз: этим надо было заниматься еще пару лет назад, хотя не все от ЦБ зависело)
ПОдожди до пятницы... будет тебе на орехи...
Каждый таксист знает, как управлять страной (с)
Что же вы такой умный тут в инете делаете?
Попрошу не гнать на местную легенду из славного города Владивосток!
Работает он. Пропагандоном.
Ну да, а Вы человек неграмотный и не можете прочитать то, что я написал. Придется процитировать:
К слову, бан с вас я снял , можете там высказываться. Вздрючу как положено.
а вы можете употреблять нормальный лексикон и без этих жаргонов уже типа " вздрючу"? поверьте, это пойдет только в плюс: иначе и нет желания что-то у вас там комментировать, если в ответ опять польется только самомнение и ушат мутных слов...нет тогда смысла в дискуссии
и по существу: а зачем вы снова разместили этот перечень и вновь ссылаетесь на право ЦБ вводить продажу валютной выручки, притом что у ЦБ нет такого полномочия уже? а про ставку все расписано в данной статьей: она бессмыслена для регулирования курса, т.к. у нее совершенно иная цель а тем более в новых реалиях: речь как раз и идет о том, что нет оснований для веры в силу ЦБ в новых условиях (хотим мы этого или нет)...вы слишком преувеличили наличие каких то "револьверов ЦБ", но их просто уже нет..
Что за ля-ля? Кто отнял у ЦБ это право, Вы, что ли? Путин издал указ? А до этого он же издавал указ о полной продаже валютной выручки. Если будет нужно, снова издаст.
Это что еще за ля-ля? Вы глубоко невежественны: ставка поднимается не для регулирования курса напрямую, а для сокращения количества свободных денег, которые у трейдеров спекулируют на валюте, а у физиков кладутся в кубышку.
С вами даже говорит не о чем, ВЫ мелете полную чепуху, потому что профан в этом вопросе.
Страницы