Мои 90-е. Из города Н. в деревню. Наблюдения нумизмата

Аватар пользователя Нумизмат

Монеты серии Города Герои.

Добрый день.

Каждый хранит воспоминания о детстве, молодые родители и другие родственники, друзья и игры, поездки и увлечения. Я родился в Куйбышевской (ныне Самарской) области, когда мне был 1 год, родители решили переехать на север , в г. Н. в ХМАО.  Там уже родилась моя сестра. Жили в рабочем посёлке, в бараках (как и много семей со всего бывшего СССР), пока в 1998 не получили нормальную квартиру. Переезжали не одни, ещё несколько семей родственников. Почти каждый год, летом с родителями прилетали/приезжали на малую родину в отпуск. В последний раз в 1998 г. , в 2000 переехали на ПМЖ в Самарскую область.

Собирая монеты с детства, помню это самое детство (6-15 лет) по монетам и купюрам (в числе прочих воспоминаний). Хочу поделится наблюдениями изменений, происходивших в 90-е годы в г. Н. ХМАО и деревне в Самарской обл. как они мне запомнились, в том числе как начинающему нумизмату. (Сама Самара почти не запомнилась, т.к. проводили там отсилы 1 день, чаще пол дня, до автобуса в деревню или в аэропорт. Единственное что в г.Н. было много 16 этажных домов, а в Самаре больше 5 и 9 этажных).

1991 г. Мне 6 лет. 

Лето в деревне оказалось весьма весёлым, одна свадьба двоюродного брата (7 детей у бабушки со стороны матери) длилась почти неделю, во дворе (в т.ч. под дождем, мужики быстро сколотили навесы), гуляла вся деревня, как было принято. На столах в основном, всё своё- мясо, овощи, фрукты, самогон и компоты. Походы с бабушками за ягодой, куча ребят со всей страны приезжали в деревню, ещё много детей было в самой деревне (в т.ч. многочисленные двоюродные братья и сестры), купание в речке и  д.р. В ходу монеты СССР и рубли с Лениным. Тогда меня больше интересовали иностранные монеты, поэтому монеты СССР копились в баночке, кучей, без разбора. 

Вернувшись в г.Н. заметил у отца купюры с Лениным в 200 р.  Вскоре мне перепала пачка купюр 1 р. 1991г., новенькие и ...ставшие ненужными. Появились первые 1000. 

1993/1994 

Очень удивился что в деревенском магазине принимают монеты Банка России в 10-20-50-100 р.  1992 и 1993 г. и что они вообще в ходу. В г.Н. в ходу были минимум синие сотки, а откуда у меня взялись монеты 1992-1993 г. не помню, просто отправлялись в баночку к  советам. 

Набрав рублей по 400-700, ходили толпой в деревенский магазин, со скудным ассортиментом, за лимонадом и шоколадками. Местный лимонад в стекле стоил около 200 р.

Теперь детей в деревню приезжало чуть меньше, местные стали перебираться в город. Но по прежнему деревня жила. Табуны коров и овец всё ещё паслись, колхоз кое как но работал, народ держал любую живность от кур до коров, огромные огороды картошки и всего остального, ягоды и фрукты что поспевали. Вместе с тем становилось заметным всё большее количество домов, где никто не жил, за ними присматривали, но постоянно закрытые ставни их часто выдавали. Два ряда комбаинов на ферме стоят на запчасти, доноры для десятка работающих.

В г.Н. всё шло своим чередом, нефтегазовые доходы доходили частично до населения и народ жил сравнительно неплохо в основном. Каждое лето город пустел, все разъезжались в отпуска.

Вскоре появились купюры до 50 000р. 

1996

В деревне всё идёт процесс умирания-  табун уменьшается, население стареет, молодежь уезжает. Многие перестали держать корову или овец. (Сенокос знаете ли надоел, для детей приключение и игра, для взрослых тяжёлый труд). Пока всё это не так заметно. 

Детей приехало значительно меньше, много местных семей переехали в города или райцентр. Магазин практически не работает, до 12 и не каждый день, в коммерческом ларьке в основном пиво и закуски.

В г.Н. всё по прежнему, появляются купюры нового выпуска 1995 г. Отец как то получил 2 000 000 купюрами по 500 000, четыре штуки. Сейчас такая купюра стоит не малых денег.

1998

В школьной столовой (буфете) впервые дали на сдачу новые 50 коп. +100 р. бумажных, за булочку ценой 400 р. старыми.  Монеты новой серии стал сразу собирать, вскоре было три кофейные банки  монет по 1, 5, 10 и 50 коп.  Разглядывая их стал отмечать различия в годах выпуска и монетных дворах. 

В деревню ехал на машине с родственниками (родители и сестра прилетели через неделю). 2000 км. дорог страны, запомнился рынок у г. Сим на Урале, среди гор, где хотел купить воздушку, за 150 новых рублей,  но дядя не разрешил. До этого с родителями ездили на машине, но мало что помню. С собой мне дали те самые 150 р. три пакета по 50 р. 50 копеечными монетами, на мелкие расходы. Остальные расходы на бабушек/дедушек до приезда родителей.

В самой деревне детей стало ещё меньше, как местных так и приезжих (наша компания почти сохранилась т.к. приезжали почти одновременно и местные родственники не все разъехались), часть деревни была практически заброшена (деревня стоит в виде буквы У по берегам двух речек, в одном конце было всего три жилых дома из некогда более 20).  Удивили цены в магазине, в два раза ниже чем в г.Н. ( что интересно ребенку- лимонад за 1,9 и сникерс по 3,4. так же в райцентре картридж для денди 50 р. вместо 100 в г.Н.).  

Вылет в аэропорту задержали на сутки, лишь через 16 часов предоставив гостиницу. Сотовой связи тогда не было, никто из родственников не знал и не мог помочь. В итоге с (незнаю зачем) дополнительной посадкой в г. С., днём 17 августа мы вернулись в свою "квартиру" в бараке г.Н.

Через несколько месяцев, по программе расселения ветхого жилья, семье предоставили нормальную квартиру. Вскоре она была приватизированна. Здесь замечу что посёлки в г.Н. расселялись медленно, но уверено. Не знаю по какому принципу, но года с 95/96 помню периодически тот или иной барак сносился, дети в классе менялись. Таких поселков было очень много.

И ещё впервые появились коммерческие автобусы, не частные, до этого все автобусы в г.Н. были бесплатные, теперь же часть стала платными с ценой проезда 2р. Если не хочешь платить, жди следующий, как правило платные/бесплатные ходили через раз. 

2000 

Ещё до переезда в на ПМЖ в райцентр, в обороте начали попадатся новые юбилейные монеты 1 руб. Пушкин и 2 руб. Города Герои. (Самая красивая серия за последние годы, на мой взгляд. Картинка). Собрал все города со сдачи. 

На скопленные деньги, почти каждое воскресенье, покупал разные монеты а местном клубе коллекционеров, там же впервые купил первую царскую монету - 1 копейка 1915 г. за 5р. набор красная книга 1993 г. был куплен за 50 р. а на набор 1994 ещё 50 пожалел тогда (до сих пор жалею). Так тратил 100-200 р. в неделю. 

После переезда на ПМЖ в райцентр (к которому относится деревня) продолжил пополнение своей "коллекции", но уже в основном монетами царского периода, найденые на огородах родственников.

Сама деревня ещё жила, но население сокращалось, коров и овец уже практически никто не держал. Заметным отличием стало огромное количество заросших травой участков, которые раньше косились скоту на зиму. В некоторых концах деревни уже никто не жил. Магазин совсем не работал, авто лавка приезжала 2 раза в неделю (до сих пор так). Коммерческий ларек также закрылся. Кому что нужно, в 5 км. ж/д станция там магазин (сейчас 3). 

Внуки и внучки ещё приезжают, но совсем в малых количествах, хотя в клубе вечерами по 20-30 человек и более молодых собиралось.

2023

Закончив школу в райцентре, в 2002 году уехал в г.Самара на учебу, далее работа. Лишь в этом году удалось провести месяц в райцентре и деревне. 

Деревня ещё жива. Около 80 человек населения (1928- почти 2000 человек 330 дворов). Есть фермер, держит с десяток коров несколько овец.  В основном пенсионеры остались, десяток семей с детьми.  Школа и дет.сад на ближайшей ж/д станции. Асфальт до деревни с 80-х. Клуб давно закрыт, еще года с 2009. Огороды значительно уменьшились т.к. кормить "городских" (родственников) теперь не надо, они сами как правило с гостинцами. Скотины и птицы практически нет. Зато все поля вокруг и по дороге в деревню распаханы, распахиваются даже бывшие, давно заброшенные деревни или части деревень.

Я понимаю тех, кто не желает жить в деревне и уезжает. Здесь можно Жить, иметь всё своё- молоко, сыр, свинину, баранину, офощи, фрукты, ягоды, мясо и сало, самогон и компоты, соления и варения, грибы и прочее, но для этого нужно трудится от рассвета и до заката. И я не понимаю тех кто этого не понимает. Приезжать в деревню на лето в 70-80-90-е и хвастаться, что там всё своё и как хорошо тогда было, глупо. Там и сейчас всё так, у тех кто хочет и может - ухаживать за птицей и скотом (куры, утки/гуси, свиньи, бараны/овцы, корова/коровы и др.) , копаться в земле (огород картошки, сад с ягодой/яблонями-грушами, огород овощей, и все это полоть и поливать), заготовка сена, чистка за скотом, сбор диких ягод и грибов, консервация всего этого. Плюс свой хлеб от зерна до выпекания. Много людей сейчас готово к такому труду? Каждый день? Немного. Все двоюродные братья/сестры мои сверстники+- не захотели так жить, и уехали в город. (Остались либо постарше, либо вернулись те кто не смог устроится, но таких мало). Здесь напрашивается интересный вывод по вопросу продовольствия в СССР (как нибуть расскажу). 

В городе Н. не был с 2000 г. По рассказам родственников, которые продолжают там проживать, город значительно разросся, все поселки снесены и расселены. Им там нравится, там жизнь их детей, здесь (в деревне, вскоре останутся, т.к. старики уходят) лишь могилы предков. 

П.С. Наблюдения нумизмата, о жизни в городе Н. и деревне в Самарской области в 90-е годы и что с деревней сейчас, которые наводят на некоторые мысли.

П.С. 2 Деревня была достаточно большая, совсем небольшие деревни в округе уже закончили или заканчивают свой путь. Есть и деревни, которые остались большими, если и были до этого большими, но и они постепенно стареют (население). Райцентр стоит на месте, по населению, и немного преображается по внешнему виду. 

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Только в блог.

Комментарии

Аватар пользователя RusEngineer
RusEngineer(8 лет 4 месяца)

И какой смысл маскировать г.Н в ХМАО?

Лучший город там. До сих пор.

Аватар пользователя panika1979
panika1979(2 года 6 месяцев)

smile19.gif

Аватар пользователя RusEngineer
RusEngineer(8 лет 4 месяца)

smile49.gif Пароль 5П? Или.. 7П?

Аватар пользователя panika1979
panika1979(2 года 6 месяцев)

Ну сейчас 5п уже индустриальная давно но ещё есть 6П, 9П, 22П, 3ПС, 2П-2 и ТД...smile19.gif

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Чтобы не забивать лишней информацией. Название деревни так же не привожу.

Аватар пользователя boris-ronin
boris-ronin(4 года 10 месяцев)

А говорят Кагалым, но Нижневартовск показался особым, с устоявшимся населением, с духом первопоселенцев. Ошибся?

Аватар пользователя panika1979
panika1979(2 года 6 месяцев)

Здравствуй земляк... В городе Н-В ХМАО я с 1986 года а родился в 1979 в городе Ж. Самарская обл...

Тоже всю свою жизнь периодически езжу в 

Самарскую обл на историческую родину...

И про лихие 90е тоже вспоминаю часто...

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Приветствуюsmile13.gif

Аватар пользователя Blob
Blob(6 лет 9 месяцев)

Душевно, спасибо.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 6 месяцев)

В середине 90-х родители купили дачу в старинном селе в Тверской области, на Ленинградском шоссе, с булыжником выложенными остатками Петербургского тракта. В один из дней дача сгорела - и был куплен через два от нее другой дом, 1911-го года постройки. Последние лет 30 относительно регулярно езжу в это село. Отец там умер - перевозил его в наш город проживания. Наблюдал, как менялось стадо коров местных жителей, как росла автомобилизация населения, как менялись дома, появлялись/исчезали магазины, зарастали огороды при заброшенных домах, как появлялись новые сарайки и прицепы для тракторов, хранимые на улице. На мой субъективный взгляд, в сравнении с 90-ми началом 2000-х люди стали жить таки богаче, и местные, и приезжие дачники. С 80-ми сравнить не могу.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Соглашусь со всем, и про автомобилизацию забыл написать, единственное население деревень отдаленных от городов уменьшается очень сильно, ближе к городам получше.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 6 месяцев)

Да, по дороге достаточно много как заброшенных деревень, так и вполне разросшихся сел. На взгляд туриста-обывателя, сельское хозяйство скажем в Рязанской области куда лучше развито, чем в Тверской, и местные дороги в Ярославской ощутимо лучше, чем в соседней Тверской. Хотя сама Тверь - вполне симпатичный областной центр.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

По дорог многое видно, объездил почти всю область и скажу так, есть асфальт есть деревня (более менее большая), нет асфальта- деревня умирает.

Аватар пользователя Тохx
Тохx(6 лет 4 месяца)

За редкими не охотились? Типа Гарарин без знака  монетного двора, который жулье спиливало в свое время или 2002-2003гг? Или брак? У меня пара монет есть где аверс и реверс на 180 развернуты. По банкнотам - радары собирали или что поценнее?

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Тогда про такие (редкие) и не знал, браки собираю что с оборота попадут, расколы и повороты в основном попадаются.

Аватар пользователя predessor
predessor(6 лет 9 месяцев)

 

Я понимаю тех, кто не желает жить в деревне и уезжает. Здесь можно Жить, иметь всё своё- молоко, сыр, свинину, баранину, офощи, фрукты, ягоды, мясо и сало, самогон и компоты, соления и варения, грибы и прочее, но для этого нужно трудится от рассвета и до заката.

Это и есть Жизнь.

Крестьянина, но не все - крестьяне.

У каждого человека своё призвание.

Да и  продать выращенные продукты сложно: сразу появятся бандиты-перекупщики,попадешь в кабалу.

А если объединиться в колхоз, то точно пропадешь из-за лодырей и лентяев.

Мелкотоварное производство в деревне доступно только для пенсионеров. 

2-3 коровы прокормят, но это тоже нелегкий труд.

Сейчас программисты легко могут жить в деревне.

Но нужна работа и для жены.

Нужна школа для детей.

Укрупнение - неизбежный процесс.

А сегодня крупное село - завтра городское поселение, а там и небольшой город.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Так и есть, мелкие деревни исчезают, города и поселки растут

Аватар пользователя predessor
predessor(6 лет 9 месяцев)

Но в России возможно другое решение.

Децентрализация городов.

Я полвека живу в деревне и75 км от Москвы.

Ну, как живу: по выходным и в отпусках.

Там все есть: магазины, интернет, шлкола замечательная и детский сад.

Там можно работать удаленно круглый год, наезжая в офис раз в неделе, дороги чудесные.

И дом можно построить за миллион-два.

Для молодых семей - все возможности.

Земля дешевая, инфраструктура имеется.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Хорошее решение, но опять же чем дальше от города, тем меньше развита инфраструктура, и требует огромных вложений. Если ВПР будет задумываться об отдаленной перспективе страны, думаю придёт к этим же выводам.

Аватар пользователя predessor
predessor(6 лет 9 месяцев)

Россия понемногу в Сибирь будет переезжать.

К источникам энергии и кладовой природы.

Там много земли и работы.

Сельский труд будут осуществлять крупные агротехнические холдинги.

Там мало людей будут работать.

Основная масса в городах, не обязательно миллионниках.

С большими пригородами, где будут жить молодые.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Есть похожие мысли про Сибирь

Аватар пользователя DenSkipper
DenSkipper(9 лет 3 месяца)

Наблюдается обратный процесс. И прогнозируется полный переезд с Северов, переезд из Сибири трети-половины населения. Центральная Россия примерно будет такой же по населению, а весь народ поедет на юг. Это естественно, некоторые районы Сибири попросту малопригодны для жизни. Не говоря уж о Севере. 

Аватар пользователя predessor
predessor(6 лет 9 месяцев)

Вопрос стимулирования.

На Южный Сахалин когда-то ехали охотно именно поэтому.

Да и новые промышленные районы дадут новую высокооплачиваемую работу.

На юге уютно доживать на заслуженном отдыхе.

Аватар пользователя Алекайтен
Алекайтен(5 лет 11 месяцев)

Коллекция монет- о да,хранится. Разных годов,но в основном все самое простое. Серия десяток "города",серия двухрублевок и т.п.,немного перестроечных,немного советских,есть и царские. Память как никак.)

Аватар пользователя aminin
aminin(12 лет 8 месяцев)

У меня в кладовке валяется пакет мелочи из 90х, килограмма 3, 94-99г. Был ларёк, недолго, мелочь сбрасывалась продавцами и вот немного осталось.

Интересные монеты 91 - 92, переходного периода, забавное время.

Из буржуйских - 2 бакса купюрой американские и канадские. Не покупал, все из оборота. Один раз наткнулся на 1000 долларовую канадскую купюру - знакомый таскал в кошельке как сувенир, больше не встречал их.

Когда уезжал думал взять с собой пару кило серебряной мелочи 60х годов, её продавали на вес, но она была изношеная - лежат несколько серебряных луни и все.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Долго таскал в кошельке сторублевку с номером 6777777, пока случайно не отдал таксисту. А монеты 92-93 г. да, имеют очень дорогие разновидности, все проверяю на магнит.

Аватар пользователя 9229
9229(8 лет 9 месяцев)

Я из оборота за несколько лет натаскал много купюр из 2 цифр. Привычка на номера смотреть ))). И жалко такие тратить ))

Есть и 1111111 и соседи типа 1111101, 1111110, 1111112 (новая банковская пачка попалась).

Глупость. Но пусть лежат. Типа заначки. Красиво.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

smile9.gif

Аватар пользователя Охри
Охри(4 года 8 месяцев)

Вот только что мне дали ссылку на обнадеживающий пост, с интересом прочитала

Комментарий администрации:  
*** уличена в пресмыкательстве перед западом - https://aftershock.news/?q=comment/15023167#comment-15023167 ***
Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 4 месяца)

Какая то неправильная заметка.

Антисоветская.

В которой рассказывается, что

1. в 80-ые, в период "развитого социализма",

народ у нас жил в бараках. Причем автор усугубляет ситуацию, написав, цитирую :

"как и много семей со всего бывшего СССР"

и

2. в 90-ые народ бесплатно получал квартиры (автор получил, как утверждает, в 1998г)

В связи с этим два момента :

- можете описать барак, в котором жили?

- неужели в 90-ые государство БЕСПЛАТНО выделяло квартиры?

Аватар пользователя Kintast
Kintast(6 лет 8 месяцев)

Поддерживаю. Очень сомневаюсь в том, что в 1998 году государство что-то кому-то дало просто так. Я хоть в то время и собирался только вступать в совершеннолетие, но отчётливо помню о том, что было плохо везде. 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 4 месяца)

Ну и бараки.

Мой отец и его брат родились реально в 1935 и 1936г,

когда мои дед и бабушка жили в БАРАКЕ в Подмосковье.

Но в 80-ые?

Интересно, что из себя представлял этот барак автора?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 6 месяцев)

Наблюдал мельком бараки в пригороде райцентра Ленинградской области в самом начале 80-х. Бараки как бараки - двухэтажные по сути общаги, в поселке с одиночными домами - сейчас такие ИЖС кличут, у двоюродного деда такой был. Эх, вкусного леща тогда коптили в огороде smile10.gif

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Никакой антисоветчины, только наблюдения.

1. Да жили, поселок "автобаза 10", "клубный" и другие. А квартиру предлагали, в соседнем посёлке Излучинск, хорошая и сейчас либо через пару лет но в самом городе. Так и не дождались тогда, отец - водитель, не в первых рядах был в очереди.

2. Да давали, и не только нашей семье. Конец 1998 г. получили, все деньги в ремонт, новый 1999 встречали уже там. 

Барак делился на 4-6 "квартир", 1-2 комнатных, вода и электричество, газ в баллонах, туалет на улице. Сбоку пристроенны сараи, рядом гаражи. У каждого огород был, кто то баню построил.  Так и жили. В 1999 г. квартира была приватизированна.

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 4 месяца)

chelyuskincev.jpeg

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 4 месяца)

Что то такое как на фото?

Я таких домов на самом деле в Перми в 92-93гг видел десятками.

Причем даже не на окраине города.

И это в областном центре.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Такие тоже были, в моем поселке одноэтажные были.

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 4 месяца)

Жуть какая то.

"Развитой социализьм"

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 6 месяцев)

Сравнения ради - дореволюционный деревянный доходный дом, то есть с квартирами на сдачу в аренду

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 4 месяца)

Хоромами смотрится на фоне того, что показал и автор, и я.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 6 месяцев)

Дачный дом 1911-го года постройки тоже хоромами смотрится на фоне советских домов 1970-80х домов постройки, хотя там основной фокус - наличие деревянного цоколя. Но - себе люди строили. 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 4 месяца)

На фоне дачных домов (в подавляющем большинстве) советского периода,

почти любой дом будет хоромами смотреться.

Аватар пользователя Нумизмат
Нумизмат(3 года 10 месяцев)

Вот такие примерно

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(2 года 4 месяца)

Извините коллега, но это ж2па ((

Аватар пользователя Agejudge
Agejudge(6 лет 8 месяцев)

В 80-е в городе Н*** в ЯНАО жили в балке. Квартиру отцу дали в 1983-м. Мне квартиру дали в 1996-м. А про бараки - посмотрите в Яндекс картах панораму улицы Сенькина или Мичурина в Салехарде. Они до сих пор есть.

Комментарий администрации:  
*** отключен (неприемлемое общение) ***
Аватар пользователя Добренький
Добренький(11 лет 2 месяца)

Я понимаю тех, кто не желает жить в деревне и уезжает. Здесь можно Жить, иметь всё своё-

Вы не поняли отличие прежних деревень(СССР) от нынешних. Отличие сильное- нет медицины, образования итд. Жить можно, но в 19 веке.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 6 месяцев)

Школьный автобус ходит, больничка своя есть, до райцентра с железной дорогой и благами цивилизации - с десяток км. Рейсов автобусов стало меньше, к сожалению, зато такси и соседей с машинами - больше.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(11 лет 2 месяца)

Не надо мантр. У меня всё налицо в своём посёлке(сейчас район города). Было: поликлиника со всеми специалистами, рентгеном, детским отделением, аптека, кинотеатр, две школы итд. Сейчас один терапевт и путёвка через месяц к спецу. Хорошо, деньги есть- хожу платно. Школа на ладан дышала 10 лет- сделали кап. ремонт, Ура!!!! Но, из-за десятилетнего похренизма, поселок превратился в ...таун... Это в 1.5 млн городе. Надеюсь на лучшее.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 6 месяцев)

У вас один пример перед глазами, у меня - другой. Из минусов - местное население перешло из сельхозработников в обслуживающий персонал. Коровники стоят полуразрушенные и заброшенные. Из плюсов: все-таки уровень жизни поднялся. Учительнице дом предоставили. Дети в школу ходят, дети в селе есть, каждый незнакомый тебе ребенок первым с тобой поздоровается - так принято.Хозяйчиков стало несколько больше, имхо. Банек по селу - тоже.

И да, материнский капитал для  деревни - это вполне ощутимая вещь, в ряде случаев тянет не полдома или даже больше, не как пара-тройка квадратных метров жилья в городе.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(11 лет 2 месяца)

Из плюсов: все-​таки уровень жизни поднялся.

И гастарбайтеров прибавилось, рождаемость упала... Не националист.

Страницы