Судьба советских либеральных журналов на примере Огонька и Нового Мира

Аватар пользователя brovenom

В октябре 1989 года «Огонёк» поместил на свою обложку фотографию ветерана войны, держащего в руках книжку И. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза». Лицо ветерана было перечёркнуто хлёсткой надписью «Сталин с ними!». Такая эпатажная по тем временам обложка привлекала к себе внимание.

Был такой литературный журнал - Новый Мир назывался. Старый советский журнал, выходил с 25го года. В позднем СССР стал рассадником западной повесточки:

В конце 1980-х гг. тираж журнала, благодаря публикациям в нём ранее запрещённых произведений («Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус»), вырос до фантастических цифр — тираж первого номера за 1990 год, например, равнялся 2 660 000 экземпляров.

Ну и Огонек. Его, я думаю, помнят куда лучше, потому что был с еженедельным тиражом 4.6м в 1990м. Валялся повсюду. В позднем СССР гнал тему антисталинизма и репрессий.

Что же случилось с ними в Дивном Новом Мире, который они построили?

Вот тираж НМ (из википедии):

  • 1975 — 172 000
  • 1987 — 490 000
  • 1988 — 1 150 000
  • 1989 — 1 573 000
  • 1990 — 2 710 000
  • 1991 — 957 000
  • 1992 — 250 000
  • 1993 — 53 000
  • 1994 — 29 100
  • 2003 — 9600
  • 2008 — 7000
  • 2010 — 4800
  • 2011 — 5 500
  • 2014 — 4000
  • 2021 — 2000

За 4 года его подписки упали НА 2 ПОРЯДКА. Сейчас, очевидно, существует за счет каких-нибудь 300 спартанцев из демшизы, продолжающих его выписывать по старой памяти.

Огонек. Всеми любимый когда-то журнал. Издавался с 1899го с перерывом в 18-23гг. Пережил тоталитарный режим, душивший свободу слова. А вписался ли в рыночек?

  • 1986 — 1.75м
  • 1989 — 3.2м
  • 1990 — 4.6м
  • 1991 — 1.8м
  • 1994 — 74т
  • 2010 — 61.3т
  • 2012 — 100т
  • 2013 — 80.7т
  • 2017 — 82.8т
  • 2019 — 57.65т

В 20м стал выходить помесячно.

Последний номер - 25 января 2021г.

Падал не так быстро, и на каком то пороге даже вроде удержался. Но, во-первых, очевидно не был тем культурным явлением, которым был в СССР уже через 5 лет - задолго до кровавых чекистов у власти и интернета. Во-вторых, политическую свою актуальность полностью утратил. Посчитайте, сколько раз вы слышали упоминание Новой газеты, и сколько - Огонька. И в конце концов, был выброшен за ненадобностью.

Можно было бы написать, что Рим предателям не платит, но тут я думаю даже предателей особо не было. Только дурачье, пилившее под собой сук, не понимая, что именно советская власть, с ее заскоком на просвещении, делает из них какую-то величину. И что тоталитарррная информационная политика не столько мешает им Творить, сколько мешает рыночку увести их читателей в куда более увлекательное путешествие по миру чернухи и порнухи.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Писал я тут комент, в котором упомянул эти журналы, и раз уж вспомнил - начал искать, что с ними сейчас. Тираж настолько позабавил, что решил выложить статьей.

PS1. Я понимаю прекрасно, что интернет сильно ударил по бумажным изданиям. Именно поэтому в статье выделен период первой половины 90х годов, когда никакого интернета еще не было, а тиражи упали в сто раз.

Комментарии

Аватар пользователя Вячеслав Чешский

Пацаны к успеху шли, да не до шли. )

Аватар пользователя domovoy
domovoy(9 лет 5 месяцев)

Что это? Советского Союза нет. Вполне себе успех для шпаны.

Аватар пользователя Вячеслав Чешский

Так они не о сносе Союза мечтали, а о тиражах миллионных во все времена. Тут оказалось, что нет Союза, нет и тиражей, ещё Энторнет добил журнальную отрасль в сухом остатке. )

Аватар пользователя Serge5
Serge5(6 лет 8 месяцев)

У плейбоя и максима, по 200 000(по первым попавшимся ссылкам смотрел, могу ошибаться). Понятно не миллионы, но всё же. Народу нужны сиськи и 7 способов увеличить член похудев. Как то так.

Аватар пользователя Вячеслав Чешский

Всё так. ) 

Аватар пользователя mrmypp
mrmypp(11 лет 4 месяца)

Все проще - их победили энторнэты. Это и проще и пока бесплатно.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Специально акцентировал внимание на том, что тиражи упали за 2 порядка за 4 года. В 94м их интернеты победили?

Кроме того, кто мешает продолжать быть успешным в интернете? Комсомолка и сейчас сущесвует.

Аватар пользователя Хара-Хото
Хара-Хото(2 года 12 месяцев)

Жрать было не на что, вот и экономили на журналах. 

Я их в институтской библиотеке перечитывал. Сам уже не выписывал. 

Держался до последнего с подпиской на "Эхо планеты", пока журнал не прикрыли.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Тиражи били рекорды. Еще в 1992 году печатали три миллиона экземпляров. Благодаря этому «СПИД-инфо» даже в Книгу рекордов Гиннесса попала. По крайней мере, так утверждал в 2011 году тогдашний редактор Олег Кармаза в интервью Егору Мостовщикову.

Аватар пользователя Escander
Escander(5 лет 7 месяцев)

московский комсомолец из этой-же кодлы и пока жив ещё, а вот про  газету континент  даже интернет не хочет вспомнить т.к. видимо была новой и ушла быстро туда откуда вышла.

Аватар пользователя blockpost
blockpost(2 года 1 месяц)

А в 1994 году, кого интернеты не победили ? Журнал не новостной, нет у него никаких шанцев.  Это беда не только Огонька, это общемировая тенденция. Умирают и помастистее и более серьезные издания. А вы поменьше набрасывайте, а то так не победите гидру мирового империализма

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

А в 1994 году, кого интернеты не победили?

Никого не победили, о чем я и написал.

общемировая тенденция.

Ну приведите мне общемировую тенденцию о падении в 100 раз тиражей журналов между 90м и 94ми годами.

А вы поменьше набрасывайте, а то так не победите гидру мирового империализма

Хорошо-хорошо, вы только таблетки не забывайте принимать.

Аватар пользователя blockpost
blockpost(2 года 1 месяц)

Думал о вас лучше. В 1994 году все были на грани выживания. Просело все и вся. На грани смерти были практически все издания в России. Загуглите любой журнал, наподобие Огонька, у которого продажи были в районе ста миллионов. И будет вам счастье. Имею в виду зарубежные издания

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Вы написали "поменьше набрасывайте" (я даже не понял, в чем наброс). Я ответил симметрично. Очень жаль, что разочаровал этим поступком. Если вы настроены на конструктивный разговор - я его тоже готов поддерживать.

Загуглите любой журнал, наподобие Огонька, у которого продажи были в районе ста миллионов. И будет вам счастье. Имею в виду зарубежные издания

И не один из них не упал за 4 года в 100 раз. Еще раз - при чем здесь интернет, тогда его практически не существовало.

Данные журналы - пример того, как демшиза кричала "уходи, тараканище", а когда советская власть ушла - вдруг оказалось, что они находились предоставляемом ею жизнеобеспечении.

Аватар пользователя blockpost
blockpost(2 года 1 месяц)

Пожалуй соглашусь, падение в 100 раз за 4 года, это серьезные цифры

Аватар пользователя GrumpyVK
GrumpyVK(3 года 9 месяцев)

Вот только нафига при этом странный упор на либеральность?

Какая-нибудь Науки и Жизнь ровно так же с 3 миллионов до 20-30 тысяч сдулась.

Ну просто банально журналов стало больше, читатетей меньше.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Так это то, о чем я и написал. Либералы подрубили сук, на котором сидят, после чего чернуха-порнуха увела у них всю аудиторию. Оказалось, что СССР избавлял их от честной конкуренции с "хлебом и зрелищами", а вовсе не зажимал, как им грезилось.

Наука и жизнь не была перечислена потому, что она не раскачивала. Во всяком случае, не так сильно. И падение НиЖ было в 2.5 раза меньшим, чем у Огонька. А у НМ было еще больше.

Аватар пользователя GrumpyVK
GrumpyVK(3 года 9 месяцев)

Оказалось, что СССР избавлял их от честной конкуренции с "хлебом и зрелищами", а вовсе не зажимал, как им грезилось.

Зажимал, только не их. Как я уже сказал: в СССР тиражи всех федеральных СМИ были чудовищно, неестественно огромными именно за счёт того, что получить разрешение на создание нового журнала или газеты было весьма непросто.

Но тут просто либерасты не осознали, что у пресловутой “цензуры” есть две стороны: да, она не давала возможности креаклам “свободно творить”, но она же обеспечивала этим деятелям миллионную аудиторию.

А сейчас, как бы, твори что хочешь, только читать тебя будут в лучшем случае десятки тысяч.

Наука и жизнь не была перечислена потому, что она не раскачивала. Во всяком случае, не так сильно.

Ну дык я о чём: Наука и Жизнь не раскачивала — но обвал получила почти такой же.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Ну дык я о чём: Наука и Жизнь не раскачивала — но обвал получила почти такой же.

Да, и я с этим не спорил, и обратное не утверждал.

Про остальное я ответил только что, повторяться не буду. Это не было разбегание аудитории с НМ на 10 альтернативных Новых Миров. Это было разбегание аудитории на СПИД-Инфо и прочее говно.

То есть власть не форсила именно НМ. Она форсила чтение литературных журналов, как таковых. Устранением "глянца".

Аватар пользователя Sergio128
Sergio128(5 лет 9 месяцев)

Да, тогда некоторые журналы колбасило, приходили с опозданием на несколько месяцев или похудевшие в три раза по числу страниц, два номера в одном и т.п.

Аватар пользователя ronnix
ronnix(6 лет 5 месяцев)

Огонёк был аналогом американского Life, который давно (2007) прекратили печатать, как и многие другие бумажные журналы. В общем, та же самая история, что и с Огоньком. Деятельность львовского нацика Коротича по большому счёту не сильно повлияла на судьбу журнала. Тенденция такая.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Ну, я лайф не читал. Да и какие то другие журналы западные того времени - тоже. Подозреваю, что если они и сползали - то медленно, десятилетиями. Тут именно стократный коллапс за 4 года.

Аватар пользователя ronnix
ronnix(6 лет 5 месяцев)

Огонёк прожил дольше по сравнению с Лайфом, на 14 лет пережил и печатался приличным тиражом еще. Лайф был одним из самых авторитетных и респектабельных журналов "за жизнь" но тиражи у него падали точно также. Просто тематика такая, что просто репортажами и красивыми снимками издания с неопределенно общей тематикой, никаких шансов сейчас. 

Сейчас многие журналы вообще того... как то пару лет назад хотел подписаться на бумажный Изобретатель и Рационализатор, у них было объявление, написал, а мне ответили, да сами не знаем когда бумажная версия, а чего не хочешь скачать потом пиратку? smile3.gif

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Во-первых, лайф уже был продуктом рынка. Поэтому он процесс "выбрасывания в рынок" не переживал. То есть какой смысл в этом сравнении. Ну был какой то западный журнал, ну умер. Ну от интернета. ОК, как это меняет ситуацию с Огоньком? Он выстрелил себе в ногу своей антисоветской позицией, и за 4 года превратился в ничто.

Аватар пользователя blockpost
blockpost(2 года 1 месяц)

Слишком много значения и чести вы придаете коммунистической идеологии. Как сейчас, так и тогда народу уже было глубоко наплевать на этот идиотизм.  

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Хорошо - антипатриотической позицией. В принципе, это еще вопрос, насколько антисталинизм является антикоммунизмом, потому что не ясно, насколько Сталин - коммунист.

Я то вот как раз не привязываюсь к терминам, их вообще бесполезно обсуждать без предварительного согласования кто что под каждым из -измов понимает.

Но они рушили свою страну, и они получили ее обломки себе на голову. И их позиция на снос текущего режима (в котором Сталина уже 40 лет как не было), под предлогом того, что режим проклят присутствием в его истории Сталина - это не идеология, а ресентимент.

Аватар пользователя blockpost
blockpost(2 года 1 месяц)

Что же вы подменяете понятия, и виляете пятой точкой ? Любовь к родине никак не невозможна без сталинизма ? Вы нормальный ? Сталинизм, коммунизм кончились, ушли, туда им и дорога. Россия есть и будет без этого идиотизма. Я был маленьким, помню этот яркий журнал, как все ему радовались. У нас все ненавидели этот коммунизм.  Время показало, что все рядом со мной оказались преданными родине- России. То, что эти ублюдки, коммунисты, которые узурпировали советскую власть, с позором и вонью отдали все, что можно и проиграли, считаю великим благом. Огонек, это плоть от плоти от этих ублюдков, детище и одна и та же субстанция. Жизнь идет, будем строить нашу Россию, и будем молиться, что бы этого не повторилось 

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Что же вы подменяете понятия, и виляете пятой точкой?

Подменой понятий как раз будет не замечать, что Сталин радикально отличался от остального советского периода.

Сталинизм, коммунизм кончились, ушли, туда им и дорога

Мои взгляды, если их очень упростить состоят в том, что власть должна быть максимально ценртализована (абсолютная монархия), а экономическое измерение (рыночек или план) - вообще не так важно, как считается.

Поэтому Сталин очень сильно совпадает с моими представлениями о том, как должно быть.

Кроме достижений, у него были ошибки, я не спорю. И ту же Украину он помог вырастить, и военные решения принимал ошибочные. Но я бы посмотрел, как на его месте справилась бы плутократия. Подозреваю, что все сидели бы на низком старте, и в момент начала войны свалили за океан. А оставшиеся приветствовали немцев.

Аватар пользователя blockpost
blockpost(2 года 1 месяц)

Все это по воде вилами писано. Немного даже устал от таких диалогов. Я ваше мнение не изменю, вы мое. Хуже Сталина ничего не было, как он бездарно распоряжался ресурсами. Как вел военные действия. Куда уж хуже то ? Считаю, если это было бы нормальное русское государство, мы вышли бы из всех этих передряг с населением , как минимум, в раза три большем. Это урок нам до конца света, не не верить лозунгам и красивым оберткам. А эти сталинские достижения ?  Все втоптали в грязь. Все, заканчиваем, это пустой диалог

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

 Хуже Сталина ничего не было, как он бездарно распоряжался ресурсами.

Я не согласен. Те, кто продолбали страну без какого либо внешнего принуждения - гораздо хуже. У Сталинских провалов хотя бы есть серьезные причины. Да, он замешкался отводить войска из Киева (его крупнейшая ошибка), но это было доктринальным решением исходя из военных знаний того времени. Единого мнения среди генералов тоже не было. Союзники в примерно ту же ловушку попались во время битвы за Францию.

Сталин хотя бы параноидально к войне готовился.

Считаю, если это было бы нормальное русское государство, мы вышли бы из всех этих передряг с населением , как минимум, в раза три большем.

Ну, если бы нормальный русский государь не довел до коллапса, так может и было бы.

Это урок нам до конца света, не не верить лозунгам и красивым оберткам.

Я 91й год тоже дает этот урок, не только революция.

А эти сталинские достижения?  Все втоптали в грязь.

За это уже стоит благодарить постсталинскую и постсоветскую плутократии.

Аватар пользователя GrumpyVK
GrumpyVK(3 года 9 месяцев)

Но я бы посмотрел, как на его месте справилась бы плутократия.

Зачем тут частица “бы”, извините? Вы это ровно сейчас наблюдаете. И подготовку, не привлекавшую внимания (в отличие от явно высказанных претензий коммунистов на мировое господство, оправдавшее милитаризацию Европы в середине прошлого века) и СВОДДУ и всё остальное.

Поэтому Сталин очень сильно совпадает с моими представлениями о том, как должно быть.

 А что именно? Политика, заставившая страны Запада дать Германии милитаризоваться и напасть на Россию? Или прожигание десятков миллионов человеческих жизней, которыми за эту политику заплатили?

Подозреваю, что все сидели бы на низком старте, и в момент начала войны свалили за океан.

Ну да, Чубайс свалил и ещё кой-какие его друзья. Не так и много, по большому счёту.

А оставшиеся приветствовали немцев.

А сейчас почему не привествуют?

Да, разумеется сейчас время другое, но списать всё на то, что Сталину не повезло, а Путин как сыр в масле катается, извините, нельзя.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Вы это ровно сейчас наблюдаете.

Сейчас диктатура, а не плутократия.

И подготовку, не привлекавшую внимания (в отличие от явно высказанных претензий коммунистов на мировое господство, оправдавшее милитаризацию Европы в середине прошлого века) и СВОДДУ и всё остальное.

Вы не путаете Сталина с троцкистами? Сталин как раз завернул на социализм в отдельно взятой стране.

Как СВОДДУ кончится мы еще посмотрим. Простор для ошибок тут далеко не исчерпан, и земли еще не собраны.

А что именно? Политика, заставившая страны Запада дать Германии милитаризоваться и напасть на Россию? Или прожигание десятков миллионов человеческих жизней, которыми за эту политику заплатили?

С моими взглядами совпадает самая идея единоличного правления. Конкретные диктаторы могут быть ужасны - Николай 2й, например (в начале своего правления он мог считаться диктатором). Я лишь считаю, что при диктатуре шанс скатиться в задницу меньше.

По поводу того, что потенциально добрый запад только и ждал, чтобы задружиться с Россией, да злой Сталин не дал - просто смешно. Идея воевать (или делать что угодно) "до последнего русского" - никогда не была им чужда и никогда не будет. Германии, напомню, дали милитаризироваться еще в момент подписания Версальского договора, по поводу чего маршал Фош и сказал, что это не мир, а перемирие на 20 лет. Настояла на этом Британия. Ее уже тогда так коммунисты сильно запугали? Развалившие страну и находящиеся в состоянии гражданской войны? И, в любом случае, при чем тут Сталин?

Ну да, Чубайс свалил и ещё кой-какие его друзья. Не так и много, по большому счёту.

Еще раз - я не считаю текущий строй плутократией. У нас единоличная диктатура.

А сейчас почему не привествуют?

Сейчас приветствуют частные лица, не те, кто правят страной.

Да, разумеется сейчас время другое, но списать всё на то, что Сталину не повезло, а Путин как сыр в масле катается, извините, нельзя.

Ну, извините, и я не могу признать ситуацию симметричной. Путин имеет ядерный щит, который радикально упрощает ситуацию. Плюс, дествует в тени Китая, что очень сильно связывает руки Западу. Запад просто не может вложиться на 100% в противостояние с нами - ему прилетит в псину от самого опасного противника.

Впрочем, про то, что сейчас все очень просто я не говорил. Разумеется, время больших рисков и вызовов.

Аватар пользователя GSL
GSL(2 года 2 месяца)

Слово "либеральных" в заголовке лишнее. ВСЕ советские журналы накрылись в этот период медным тазом, в том числе технические. И либерализм тут не при чем, чисто экономически все рухнуло. Так что статья ни о чем.

Я выписывал "Новый мир", достаточно интересный был журнал. И не из за Солженицина. Завязывайте уже с черно-белым миром, он сложнее чем вы думаете.

Аватар пользователя mrmypp
mrmypp(11 лет 4 месяца)

Дак я ж и не говорю о том, что это произошло одномоментно. Я помню были и удачные "оффлайн" проекты, вспомните тот же "Трамвай" для детей. А политота на тот момент всех стала мало интересовать. Например, мы на северах занимались тем, чтобы элементарно выжить - ломили на даче все выходные с ранней весны до поздней осени, было не до "огоньков". Из прессы помню выписывали только "Северный Рабочий" и все. Будущая жена из Воронежской области так же рассказывает, что заботы были как подсобное хозяйство прокормить. И чтоб тестя на трассе не убили лихие люди (он дальнобойщиком был).

Аватар пользователя qdsspb
qdsspb(11 лет 10 месяцев)

И это справедливо.

Аватар пользователя Пеннигер
Пеннигер(12 лет 4 месяца)

Не знал что Огонек так долго протянул.

Аватар пользователя Пьяный мастер
Пьяный мастер(1 год 8 месяцев)

У нас даже на ТВ Соловьев говорит, что надо социалистические части в страну возвращать. Я не удивлюсь, если скоро начнутся мягкие национализации собственности некоторых крупных бизнесменов

Комментарий администрации:  
*** отключен (набросы) ***
Аватар пользователя Хара-Хото
Хара-Хото(2 года 12 месяцев)

Власть такого рода переходит только через кровавые разборки.

Аватар пользователя Пьяный мастер

В нашей политической культуре у нас властные разборки проходят часто тихо и незаметно для обычного гражданина. Я не удивлюсь, если политическая борьба идет сейчас. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (набросы) ***
Аватар пользователя NOT
NOT(12 лет 6 месяцев)

«Новый мир» выписывали, и «Октябрь». И «Роман-газету». И ещё дофига всякого. И это не считая «Н&Ж», «Х&Ж», «Кванта», «ЮТ», «Т.-М.», «М.-К.».

И, главное, я всё это читал.

А «Огонёк» как раз не выписывали. Ввиду его красивой бессмысленности.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

У меня тоже дом был завален ими.

Ну, технические то журналы это другой разговор - мы все-таки не технократию после развала СССР установили. А вот с точки зерния НМ и Огонька победил именно продвигаемый ими либерализм.

Аватар пользователя NOT
NOT(12 лет 6 месяцев)

Временно (Sic!) победил.

Уверен в этом.​​​​​​​​​​​​

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Да, сейчас его сильно штормит повсюду. Посмотрим, чем кончится.

Аватар пользователя NOT
NOT(12 лет 6 месяцев)

Конечно!

Аватар пользователя ИЮЛь Майский

Ну, технические то журналы это другой разговор

Примерно в 2005-2012 гг. регулярно покупал журнал "Знание-сила" (по старой советской памяти нравилось мне это издание). Так вот, и в него ухитрились напихивать лютую русофобию. Причём с каждым годом всё больше и больше, в темы, которые к политике никаким боком. В конце концов это стало раздражать, покупать перестал.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Научная тусовка тоже всегда была довольно диссидентской. Это к сожалению и до нашего времени дошло. Этому сильно помог интернационал физиков 20го века. Появилось ощущение, что ученые - это такая нация, представителям которой не повезло родиться среди всяких орков. Тут, конечно, тоже надо наводить порядок. Хотя не знаю, получится ли это сделать. Зарубежные статьи в науке читать не запретишь.

Аватар пользователя GSL
GSL(2 года 2 месяца)

Научная тусовка тоже всегда была довольно диссидентской. Это к сожалению и до нашего времени дошло. Этому сильно помог интернационал физиков 20го века. Появилось ощущение, что ученые - это такая нация, представителям которой не повезло родиться среди всяких орков. Тут, конечно, тоже надо наводить порядок. Хотя не знаю, получится ли это сделать. Зарубежные статьи в науке читать не запретишь.

Ну так все придумано до нас. Согнать всех шыбко умных в шараги а руководителями поставить пролетариев вроде вас. Если простой трехтактный Гришка из НКВД руководил самолетостроительным КБ то вам запросто можно доверить руководство атомной промышленностью. 

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

шыбко умных

пролетариев вроде вас

Гришка из НКВД

О, я гляжу к нам интилектуальная илитка пожаловала. Отсралась по целям, и улетела на новое задание.

Аватар пользователя ИЮЛь Майский

аучная тусовка тоже всегда была довольно диссидентской. Это к сожалению и до нашего времени дошло. Этому сильно помог интернационал физиков 20го века. Появилось ощущение, что ученые - это такая нация, представителям которой не повезло родиться среди всяких орков.

Типичный представитель -Капица, тот, который Пётр Леонидович. Талантливейший учёный, но своевольный человек.

Аватар пользователя brovenom
brovenom(2 года 6 месяцев)

Ну и Сахаров тот же. В общем то, их судьба не менее показательна, чем судьба либеральных писателей. Потому что пришлось либо валить за границу, либо валить из науки, либо нищенствовать.

Страницы