Электрификация в дореволюционной России

Аватар пользователя VDF

Часто утверждается, что развитие восточного региона Европы отстаёт от развития Запада на 50-100 лет. Отчасти это верно, особенно в плане социального уклада. Однако в научно-техническом смысле на многих этапах истории Российская империя оказывалось наравне с ведущими на тот момент государствами. В частности, в тот момент, когда бал правила модернизация энергетики – всеобщая электрификация – именно на территории нынешнего СНГ внедрялись передовые технологии и осуществлялись самые дерзкие проекты.

Царская Россия славилась великими учёными и инженерами. Недаром до сих пор в справочной литературе рядом указываются фамилии Маркони и Попова, Яблочкова и Эдисона. Различными путями отечественные и зарубежные специалисты приходили к одинаково впечатляющим результатам. Помимо гениальных изобретателей до революции империя имела большое количество просто хороших специалистов, подготовленных в основном учебными заведениями Петербургской академии наук. Особенно много выдающихся инженеров выпустил Санкт-Петербургский Практический Технологический институт, Техническое училище Почтово-телеграфного ведомства (ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова), Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Многие в эти ВУЗы поступали уже после окончания физико-математических факультетов ведущих государственных университетов.

Проекты электрификации в Российской империи прежде всего были связаны с транспортной инфраструктурой и телеграфной связью, а уже затем с бытовыми потребностями населённых пунктов – освещением, отоплением, работой предприятий. Однако мало какие из грандиозных задумок по электрификации железных дорог, прокладке линий электрического трамвая и метро доходили до практической реализации. Проблемы были скорее политическими и идеологическими, чем инженерными; после Октябрьской революции многие из тех, кто стоял у истоков российской электрификации, избегали связываться с наиболее перспективными идеями. Например, Глеб Кржижановский, один из ведущих электротехников начала 20-го века, обжегшись на молоке, стал дуть на воду – вместо того, чтобы использовать её для постройки ГЭС.

Да будет свет

В 1872-м году в Москве был открыт кабельный завод, а в 1873-м Александр Лодыгин провёл опыты по освещению улиц Петербурга лампами накаливания. Организованное им «Товарищество электрического освещения Лодыгин и Ко», имевшее монополию на применение ламп накаливания, особого успеха не добилось – на тот момент улицы столицы освещались в основном газовыми фонарями, и отбить эту нишу у давно обосновавшихся в ней компаний с ходу не получилось. А затем Лодыгину по личным причинам стало не до прогресса. Тем более что первые лампы накаливания имели угольные стержни-нити, которые имели низкую светимость и очень быстро перегорали.

Поэтому начавшаяся электрификация уличного освещения взяла на вооружения свечи Яблочкова – угольные дуговые лампы, каждой из которых хватало примерно на два часа службы. В 1878-м эти лампы были установлены для освещения Михайловского манежа и Большого театра в Петербурге, а затем ими стали заменять газовые и масляные светильники на площадях и крупных улицах. Из-за малого срока службы свечи Яблочкова популярности не обрели – их нельзя было дозаправить, а приобретение новых обходилось в немалые деньги. Работа же над лампами накаливания российскими инженерами уже не велась – патент на изобретённую Лодыгиным вольфрамовую нить был перепродан General Electric. Российское «Общество электрического освещения» за несколько лет до Октябрьской революции приобрело права на производство новых ламп накаливания, но разруха после Первой мировой войны и нарастающая экономическая нестабильность не позволила массово перевести освещение на электричество.

Свечи Яблочкова с угольными стержнями

Одна из первых ламп накаливания Лодыгина

В основном свечи Яблочкова или лампы накаливания устанавливали в цехах, в преуспевающих магазинах, в театрах и местах собраний. Жилые дома, расположенные вблизи районных электростанций, и некоторые богатые поместья тоже обзаводились продвинутым освещением, но до 1917-го года даже в столицах электрические лампы были лишь в 30% жилищ.

Провода и роторы

Справедливости ради, проблема была не только в лампах, но и в электроснабжении. Производства устанавливали себе отдельные маломощные генераторы, города и деревни побогаче следовали тем же путём. Государственной программы финансирования электрификации не было, но иногда городские власти выделяли средств из резервных фондов. В 1912-м году сотрудники «Общества электрического освещения» взялись за создание крупных электростанций, которые могли бы снабжать энергией целые районы. Первой такой станцией стала «Электропередача» в Московской области, вокруг которой сейчас раскинулся городок Электрогорск. Эта станция до сих пор является местом проведения многочисленных экспериментов в области тепловой энергетики. На момент постройки она была самой крупной ТЭС, работавшей не на привозном топливе, а буквально «на подножном корме».

«Электропередача» обрела жизнь благодаря четырём людям: Кржижановскому, Радченко, Классону и Винтеру. Имя Классона станция носит сегодня; именно он подобрал место вблизи подходящего водоёма-охладителя и на богатейших залежах торфа, который изначально служил топливом для производства пара. Иван Радченко заведовал разработкой торфа. Александр Винтер, получивший образование в железнодорожном училище, через год после поступления в Киевский политехнический институт был выслан в Баку за студенческие беспорядки. В столице Азербайджана он по шестнадцать часов в сутки, по его же воспоминаниям, проводил в котельных. Работа в местном обществе «Электрическая сила» дала ему знания о функционировании паровых турбин, подобных тем, что позднее были установлены на «Электропередачу».

Однако построить станцию – это одно, а вот устроить подачу энергии от её генераторов к лампочкам и станкам – другое. 75 км от Москвы следовало каким-то образом преодолеть. На седьмом Всероссийском электротехническом съезде в 1913-м году инженеры договорились, что самый перспективный способ передачи энергии на большие расстояния – воздушные высоковольтные линии. Кабельный завод в Москве работал уже почти полвека, меди хватало, дерева для постройки опор – тоже. Имелись трансформаторы, как и теория, по которой можно было рассчитать оптимальный вольтаж для передачи и для потребления. Не было только одного – прецедента постройки семидесятикилометровой линии на землях Подмосковья. На землях, заболоченных и лесистых, и потому трудных для строительства, или же находящихся во владении частных лиц.

И как раз тут у энтузиастов-электротехников возникли проблемы. Дело в том, что не существовало практики взаимодействия поддерживаемого государством проекта с частными землевладельцами – дворянами и помещиками, далёкими от тяги к прогрессу. Законодательства, которое регулировало бы эти вопросы, не было тоже. А царскими указами в начале 20-го века поставить на место десяток зажиточных подданных уже не представлялось возможным. Поэтому руководители проекта, в основном Кржижановский и Винтер, лично договаривались с каждым из неуступчивых обладателей земель на пути от Электрогорска к Москве. Платили, заводили знакомства, увещевали и выпивали вместе с теми, кто упрямился.

Тем не менее, к 1914-му году была завершена постройка и «Электропередачи», и ЛЭП. Москва получила своё электричество. Новая станция заменила ряд мелких:
- Георгиевскую, построенную в 1902-м году; эта ТЭС работала на привозном топливе и давала свет зданиям в радиусе полутора вёрст;
- Городскую, за счёт которой освещался Каменный мост и площадь у храма Христа Спасителя;
- Дворцовую (построенную немецким промышленником Сименсом для освещения Кремля);
- привокзальные Ярославскую и Брестскую;
- и др.

Поскольку в 1914-м Российская империя вступила в Первую мировую войну, «Электропередача» так и осталась единственной станцией, способной снабжать энергией целую область.


Георгиевская электростанция

В это же время шло строительство меньших электростанций. Практика их создания была сформирована компанией Сименса в 80-х годах. В 1897-1898-м «Общество электрического освещения» в Петербурге строит электростанцию на Обводном канале, Кельнское общество «Гелиос» – ещё одну, на Новгородской улице, а Бельгийское анонимное общество электрического освещения – третью, на набережной Фонтанки. На десять лет этих станций хватает. Затем, после того, как правительственную комиссию не прошёл план постройки метро в Петербурге, принимается решение проложить линии электрического трамвая. В Киеве такой трамвай появился ещё в 1892-м году – для него построили полтора километра линий и 30-киловаттную электростанцию. Теперь же Генрих Графтио, впоследствии ведущий специалист по электрификации железных дорог, запускает в 1907-м году трамвай в Петербурге, и заодно строит «Трамвайную» электростанцию. В 1914-м началось строительство пятой станции, «Уткиной заводи». Но, как и в случае с предыдущими станциями, основную часть финансирования предоставили зарубежные инвесторы, в основном немецкие. С началом войны их попросили покинуть страну, да они и сами не горели желанием отдавать деньги вражескому государству. А «Русское акционерное общество электрических районных станций», которое формально руководило стройкой, само проект «не вытянуло».


киевский трамвай

За пределами столиц сооружение электростанций в основном находится в руках филиалов «Общества Электрического освещения» и электротехнических обществ – иностранные предприниматели редко заглядывали в провинции. В результате на просторах Российской империи нечасто появлялись мощные станции, зато часто – технически передовые. Например, первая электростанция, вырабатывавшая переменный трёхфазный ток, была сооружена в Новороссийске. Краснодарский край вообще отличался хорошими показателями электрификации, в основном за счёт удачного для прокладки ЛЭП равнинного рельефа северного берега Кубани.

Также в отдалённых регионах хорошо обстояло дело с гидроэлектростанциями. Первая из них появилась на реке Березовка у Зыряновского рудника на Алтае. Её мощность составляла 150 кВт и спроектирована она была горным инженером Кокшаровым. Большей известностью пользовалась построенная в Петербурге, на реке Большая Охта, 300-киловаттная станция. Над её строительством в числе прочих работал Роберт Классон. Следующая ГЭС, получившая имя «Белый уголь», расположилась опять в глубинке, хотя и у курортных Ессентуков и Кисловодска – на реке Подкумок. Эта станция питала 400 уличных дуговых фонарей, электродвигатели для насосов минеральных вод и несколько трамвайных линий.

Вообще проекты использование энергии рек появились даже раньше, чем Сименс организовал своё «Общество электрического освещения». Предложения по строительству ГЭС в 1880-м выдвигал российский инженер Чиколев, а в 1892-м с аналогичными идеями выступал Николай Бенардос. По его замыслу электроэнергией, полученной от турбин на Неве, должен был снабжаться Петербург. Графтио предполагал использовать течение реки Волхов (при советской власти его проект будет претворён в жизнь). Но поскольку наиболее организованно работал Кржижановский с коллегами, ГЭС по используемости отставали от ТЭС.

И всё же в 1913-м году на протяжённых речках насчитывались тысячи небольших электростанций. Ещё больше их стояло на горных речушках, вблизи рудничных предприятий. К 1917-му году суммарная мощность гидроэлектростанций России достигала 19 МВт. Самая крупная из них вырабатывала 1350 кВт электричества и находилась в Туркестане – эта Гиндукушская ГЭС работает до сих пор. Для сравнения, самая производительная электростанция империи – «Электропередача» – производила 9000 кВт энергии.


машинный зал Гиндукушской ГЭС

Причины, почему в центральных регионах акцент делался на тепловых станциях, а на периферии – на ГЭС, довольно очевидны. Во-первых, изначально считалось, что равнинные, хоть и полноводные реки использовать для производства электроэнергии невыгодно. Во-вторых, в Москву и Петербург регулярно поставляли большое количество топлива, добытого в других государствах (важным поставщиком была Англия). А отдалённые населённые пункты рассчитывать на стабильное снабжение не могли. В то же время, обильные торфяные залежи в Подмосковье способствовали появлению небольших электростанций, находящихся в частном владении.

Начало Первой мировой несколько изменило расстановку сил в российском энергетическом сегменте. Со времён Сименса подрядчиками и спонсорами развёртывания сети электростанций выступали в основном подданные Германии. В 1909-м году более 85% электротехнических предприятий и компаний принадлежали не Российской империи; из-за обострения отношений к 1914-му году эта доля упала до 70%, но этого было недостаточно – резкое сворачивание зарубежных инвестиций всё равно сильно ударило по энергетическому строительству.

Другой проблемой было отсутствие машиностроения достаточного уровня. Например, при строительстве Гиндукушской ГЭС использовались турбины австро-вергерского производства. Даже для крупнейших столичных электростанций турбины поставлялись из Европы и США. С началом войны поставки сократились. Правда, в результате этого кроме негативного влияния был и положительный момент – постепенно стало развиваться отечественное приборостроение. Сразу после начала войны открылся Московский Электроламповый завод; рассматривались проекты по сооружению турбинных заводов, но до революции их не успели осуществить.

Тормозные колодки

В 1900-1914-м годах темп электрификации был одним из наиболее высоких в мире. Однако это касалось промышленного оснащения электротехникой; бытовые приборы и освещение на электричестве были редкостью. Отчасти это было вызвано не слишком высоким средним уровнем дохода. Отчасти – проблемами с электростанциями:
- из-за отсутствия юридической базы, позволяющей урегулировать прокладку ЛЭП на частных владениях, строительство удалённых от населённых пунктов станций не представлялось выгодным;
- из-за личных пристрастий ведущих инженеров страны упор делался на строительство тепловых электростанций, в то время как ГЭС отводилась вспомогательная роль;
- подавляющее большинство станций производило постоянный ток – в стране не было заводов, которые бы собирали оборудование для работы с переменным током;
- выгоду в электрификации видели лишь немногие влиятельные жители России. В основном дворянство и мещанство не было заинтересовано в модернизации;
- не существовало централизованного плана электрификации, государственного финансового плана и управляющих органов. Работы велись частными компаниями – «Сименс и Гальске», «Обществом Электрического Освещения», городскими электротехническими обществами.

В 1914-м году к этим факторам добавилась Первая мировая война. На фронт ушли многие знающие специалисты. Темп строительства электростанций и прокладки линий передач упал вдвое, и до Октябрьской революции уже не восстановился.

Хроники электрификации: личности и организации

Отдельные случаи подведения электричества в частные дома и цехи в России известны с 70-х годов 19-го века. В 1878-м Александр Бородин, выпускник питерских институтов и ведущий инженер Киево-Брестской железной дороги оснастил токарный цех Киевских же железнодорожных мастерских четырьмя дуговыми фонарями, каждый из которых был запитан от своей электромагнитной машины Грамма. В 1879-м году электрическое освещение впервые было применено для подсветки моста – им стал разводной Литейный мост через Неву.

На тот момент монополия на освещение питерских улиц принадлежала компаниям-производителям масляных и газовых фонарей. Однако Литейный был построен после заключения монопольного договора и не попадал под его действие. Успешное завершение проекта по электрическому освещению моста стало одной из причин образования в 1880-м электротехнического отдела Русского технического общества. Под его покровительством была начата установка ламп Яблочкова на улицах Москвы и Петербурга, а также в некоторых промышленных помещениях. Интерес к проекту, опять-таки, сильнее всего проявляли транспортные компании – железнодорожные и пароходные.

В это время в стране обосновывается крупный немецкий инженер и промышленник Эрнст Вернер фон Сименс. Специалист по электрическому телеграфу, генераторам постоянного тока и меценатству, именно он вводит в обиход слово «электротехника» и даёт миру множество коммуникационных и транспортных технологий. Царская Россия становится одним из его испытательных плацдармов – в 1883-м году он работает над праздничной иллюминацией Кремля. Затем его компания «Сименс и Гальске», которая позднее станет концерном мирового уровня Siemens, обеспечивает освещение Невского проспекта и Зимнего дворца.


Боголюбов А.П., Иллюминация Кремля, 1883г. 

 

К 1887-му году Сименс принимает Российское подданство, становится дворянином и основывает «Общество Электрического Освещения». На протяжении следующих тридцати лет – до самой Октябрьской революции – работа этого общества отличалась наибольшей эффективностью среди всех организаций, занимавшихся электрификацией. Кстати, именно в этой, глубоко коммерческой организации начинал Глеб Кржижановский.

Фамилия этого электротехника в связи с революционной деятельностью упоминается даже чаще, чем в связи с энергетикой. Причины на то имеются – знаменитый ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) был основан именно Кржижановским, а многие его положения были больше идеологическими, чем практическими. Кроме того, Кржижановский был близким другом В.И. Ленина. Но ещё до всевозможных революций этот человек был обычным монтажником, инженером и управляющим Московской кабельной электросетью, создателем весьма интересных проектов электростанций.

Прямо на стыке двух столетий гидротехник Богоявленский предложил постройку ГЭС в районе Жигулёвской возвышенности, на родной для Кржижановского Волге. Кржижановский, на тот момент уже хорошо зарекомендовавший себя инженер, отнёсся к плану благосклонно, но другие местные специалисты идею раскритиковали, посчитав, что она непрактична. А главное – воспротивились церковники. Епископ Симеон написал приволжскому землевладельцу графу Орлову-Давыдову депешу, в которой настойчиво просил оградить красоты Поволжья от посягательств богоотступников-электротехников. К нему присоединились чиновники и купцы, и дело отложили в дальний ящик. Кржижановский в дальнейшем стал ярым приверженцем торфяных теплоэлектростанций, строившихся быстро и не требовавших огромных площадей. А спустя полвека на Волге всё-таки построили ГЭС, и не одну, а целую их систему.


строительство Жигулёвской ГЭС

Однако и ТЭС оказались полезны. Ими в основном занималась группа техников, возглавленная тем же Кржижановским; в неё также входили А. Винтер, Р. Классон, И. Радченко. Друзья по «Обществу электрического освещения», они разработали ряд проектов электростанций на угле и торфе; их трудами за несколько лет была создана сеть районных ТЭС на паровых турбинах. Они же раз за разом переводили системы подачи электроэнергии на большие вольтажи. Эта работа продолжалась после Октябрьской революции; по сути, весь план ГОЭЛРО был лишь модификацией старых проектов.

У всего есть предыстория

Одним из величайших достижений советского ГОЭЛРО традиционно называется Днепрогэс – мощная и технологически продвинутая электростанция, построенная за счёт десятков жизней работников. Однако проект этой самой Днепрогэс был разработан гидротехником Генрихом Графтио за пару лет до Октябрьской революции. Причём с точки зрения сохранения судоходства на Днепре и естественного гидрологического режима первоначальный план строительства был более щадящим.

По уровню производства электроэнергии в 1913-м году Россия находилась на четвёртом месте (2,5 млрд. кВт*ч) после США, Германии и Великобритании (26, 8, 3 млрд. кВт*ч соответственно). За период с 1888 по 1914-й год количество электростанций городского значения выросло с одной до ста тридцати, а их суммарная мощность – с 505 до 150000 кВт. С началом Первой мировой темпы электрификации упали, но один из ведущих российских учёных того времени – Владимир Вернадский – отличавшийся широтой интересов и впечатляющими способностями к аналитике, предсказывал, что к 1925-му году вся страна будет охвачена районными станциями типа «Электропередачи», и производство станет полностью электрифицированным.

Если вспомнить программу электрификации СССР, увидеть параллели с ранними наработками легче лёгкого. А главное – практически все запланированные стройки должны были использовать наработки учёных царской России, в массе своей, впрочем, перешедших в ГОЭЛРО.

Правда, был и другой аспект дореволюционной электрификации: возможно, по выработке энергии Россия и была на четвёртом месте, но вот потребление её на душу населения было одним из самых низких, по крайней мере, среди стран Европы и Америки. Электроснабжение предназначалось для общественных учреждений, улиц, площадей и заводов, но не для среднестатистического горожанина и тем более не для обычного крестьянина. Тем более что почти все станции работали на привозном либо низкокалорийном топливе, и производили постоянный ток, который в кабелях ЛЭП быстро затухал.

Источники

1. Олег Никитин. Плюс электрификация

2. Электрификация империи

3. Вольф Кицес. Проблемы электрификации царской России

4. Пресс-служба ОАО «СО ЕЭС». 85 лет вахты во всех режимах

5. Вадим Эрлихман. Электрификация всей страны, план ГОЭЛРО и эпоха освещения

6. Wikipedia. Electrification

7. Википедия. Вернер фон Сименс 8. Википедия. Генрих Осипович Графтио

9. Википедия. Глеб Максимилианович Кржижановский

10. Википедия. Роберт Эдуардович Классон

11. Википедия. Шатурская ГРЭС

12. Официальный сайт МОСЭНЕРГО. ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона

13. Олег Пуля. Водяная мощь России

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Народ должен знать правду.

Комментарии

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

По заветам Ленина, вестимо. Вы же не в силах ситуацию прокрутить в голове. Что бы сделали лично вы ,имея оружие и возможность, если бы завтра у вас отняли ВСЁ имущество и выкинули на улицу?

Превращение современной империалистской войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг, указываемый опытом Коммуны, намеченный Базельской (1912 г.) резолюцией и вытекающий из всех условий империалистской войны между высоко развитыми буржуазными странами. Как бы ни казались велики трудности такого превращения в ту или иную минуту, социалисты никогда не откажутся от систематической, настойчивой, неуклонной подготовительной работы в этом направлении, раз война стала фактом.

http://www.uaio.ru/vil/26.htm

 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Скрытый комментарий Psylo (c обсуждением)
Аватар пользователя Psylo
Psylo(11 лет 1 месяц)

СЛИВ ЗАЩИТАН!

Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

ПМСМ, сливом он это не признает. Эта публика искренне считает пропаганду своих взглядов именно что аналитикой. Наверное потому, что "аналитика" звучит более благозвучно, нежели "пропаганда". 

Аватар пользователя Casus
Casus(10 лет 10 месяцев)

Извините, но вы до анализа причин не доросли. Вы просто уверовали в ложь коммунистов.

Вы совершаете ту же ошибку. Уверовав в "ложь коммунистов", вы не утруждаетесь анализом причин 3х русских революций, подходя к объяснению фазовых переходов в русской истории с понятийным аппаратом 3х летнего ребёнка, "мама не даёт конфет, мама - злая".

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в лживом "цитировании", набросы) ***
Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Анализ показал предательство. Сегодняшние "революции" это прекрасно подтверждают. ;)

В 1905, например, революционеры брали баблище у японцев. Вы не знали об этом?

Вы оправдываете предателей и преступников. Именно в этом заключается иезуисткая психология революционеров ,призванных ломать и рушить.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Скрытый комментарий Casus (c обсуждением)
Аватар пользователя Casus
Casus(10 лет 10 месяцев)

Сегодня и выход новой модели иФона для некоторых аналитиков - революция. 

Это ж самодержавие и провело революцию 1905 (с опозданием на 100 лет). Причём тут деньги, которые япы возможно заплатили ЭсЭрам (не большевикам, заметьте)? =)

Нет смысла кого-то винить или оправдывать, всё случилось, так как случилось. Следует не забывать, что саморазрушение заложено в любом объекте в этом мире. Говоря о том, что при Николае РИ - 5я мировая экономика в мире (при огромной доле иностранного капитала и без собственных технологий), хорошо бы помнить, что 50 годами ранее она была 4й, а 50 годами позднее стала 3й (с учётом потери Польши и Финляндии, а главное полностью собственной).
Такие пирожки.


 

 

 

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в лживом "цитировании", набросы) ***
Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Пирожки испеклись в 1991. Строители коммунизма тупо самоустранились.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя Casus
Casus(10 лет 10 месяцев)

Строители коммунизма тупо самоустранились.

Несомненно. Если без эмоций взглянуть на случившееся, то можно найти немало положительных моментов. Но пирожки продолжают выпекаться.

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в лживом "цитировании", набросы) ***
Аватар пользователя Роман Широков

а вот по интернету вы не правду говорите, процент охвата его у нас 85% что вполне себе на уровне тех же янки и японии с западной европой, по скорости та жа ситуация.

а вот по стоимости у нас ситуация намного лучше чем в европе

Аватар пользователя vm
vm(13 лет 2 месяца)

процент охвата его у нас 85% что вполне себе на уровне тех же янки и японии с западной европой

76.41%, 53-е место в мире

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_number_of_Internet_users

по скорости та жа ситуация

средняя скорость 10.2 Мб, 26-е место в мире

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_Internet_connection_s...

Аватар пользователя Роман Широков

85% россиян выходят в онлайн в 2018 году каждый день https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-... 

.В преддверии главного спортивного события 2018 года на территории четырех городов Российской Федерации в тестовом режиме будет запущена высокоскоростная сеть мобильного интернета по стандартам 5G 

Представители компании «Мегафон» (один из реализаторов проекта) уже провели первые предварительные тесты новой технологии. Эксперимент, проведенный в этом году, показал возможность увеличить скорость передачи данных до 5 ГБит/ с.  Источник: http://god-2018s.com/novosti/zapusk-interneta-5g-v-2018-godu-na-territorii-rossii

По итогам исследования за 3 и 4 квартал 2017 года, наивысшую скорость мобильного интернета предлагает компания «МегаФон». Средний показатель этого оператора составил 25,04 Мбит/с. Второе место с 21,08 Мбит/с показала Yota, работающая на сетях «МегаФона». На третьем месте разместилась МТС с 15,61 Мбит/с. Далее следуют Tele2 с 12,82 Мбит/с и «ВымпелКом» с 11,13 Мбит/с.

Что же касается фиксированных сетей, то максимальную скорость показал уральский провайдер «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru»). За весь прошлый год средняя скорость загрузки данных в сети «Дом.ru» составила 43,73 Мбит/с, а максимальная — 91,08 Мбит/с. На втором месте расположился «Ростелеком» со средней скоростью 32,65 Мбит/с, а на третьем  — «ВымпелКом» с 32,56 Мбит/с. Четвёртое и пятое места заняли МТС (29,61 Мбит/с) и «МегаФон» (10,09 Мбит/с) соответственно. Представители Ookla отметили, что в данном случае скорость оценивалась независимо от тарифного плана, за который платит абонент. http://4pda.ru/2018/01/24/349332/

 

Аватар пользователя vm
vm(13 лет 2 месяца)

85% россиян выходят в онлайн в 2018 году каждый день

Откуда эта цифра, интересно? В оригинальной статье ничего такого нет: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018

Но есть вот такая картинка:

 

на которой у Eastern Europe 74% проникновения (что, в общем, совпадает с цифрами из википедии)

Там же есть и скорости:

Как видим, в десятке лидеров России нет (и, скорее всего, цифрам из википедии тоже можно верить)

Аватар пользователя Роман Широков

Внимательней читайте данные сылки все там есть и я про десятку не чего и не говорил, я говорил что и скорость и охват на уровне ведущих и самых развитых государств планеты , фактически охват инетом на данный момент что в России что у янки что у прочих европейцев и японцев достиг физических пределов  или достигнут таких в ближайший год-два когда им пользуется все от детсадовцев и до пенсионеров, остаются только те кто физически или в силу возраста или в силу умственных возможностей им пользоваться не могут.

По скорости я же вам то же конкретную ссылку привел по ситуации на февраль сего года. И как мы видим от 11 до 50+ что то же вполне себе соответствует первой 10 ке. Ну и 5 джи уже запускают в стране.

 

Аватар пользователя vm
vm(13 лет 2 месяца)

Давайте конкретнее, по какой ссылке и в каком абзаце все есть

Аватар пользователя Роман Широков

конкретно про охват в самом конце Интернет в России в 2018 главные цифры.

Про скорость ссылка следом за цитатой о состоянии скорости по провайдерам 

Аватар пользователя vm
vm(13 лет 2 месяца)

Давайте еще раз. Вот эта статья на русском - это перевод статьи https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 . В оригинальной статье нет ничего про Россию, вообще. Откуда взяли 85% переводчики (точнее, пересказчики) - непонятно. Может вообще выдумали?

При этом на картинке из обоих статей отчетливо видно проникновение в 74%, что приблизительно совпадает с данными из википедии. Место в пятом десятке стран это совершенно не лидерский результат.

Про скорости вы пишете о каких-то внутрироссийских тестах, без сравнения с остальным миром. Судя по цифрам из википедии и картинкам из вашей же статьи мы видим что Россия опять не в десятке лидеров.

Как уже писал выше, выглядит очень похоже на электрификацию при Николае II. Вроде как есть люди которые считают (или доказывают окружающим) что страна стоит на вершине прогресса, но ничем кроме каких-то сомнительных данных это не подтверждается

Аватар пользователя Роман Широков

Еще раз я вам дал статью на русском там в том числе и о России более подробно, далее я вам дал замеры скорости конкретно в России сравнить их с мировыми сами можете. Ну если вам лично нравиться считать России в чем то отсталой это ваши личные проблемы.

Мне лично все равно какое место занимает в этом рейтинге Россия, я вижу что по скорости и охвату принципиальных отличий от лидеров нету. А остальное это уж извините писька меренья.

Ну а так вот вам данные ВЦИОМ

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 12.02.2018 представил данные исследования о том, сколько россиян в декабре 2017 пользовались интернетом.

Всего интернет - пользователей - 80% опрошенных. Ежедневно выходят в Сеть - 64%, несколько раз в неделю - 11%. 

Для сравнения за пол года до этого

Фонд «Общественное мнение», 05.10.2017 представил отчет о количестве пользователей интернета в России летом этого года (слитый массив данных всех опросов 19,5 тыс. респондентов, проходивших в июне, июле и августе).

Всего пользователей (выходили в Сеть не реже 1 раза в месяц) - 70% от всех россиян 18 лет и старше или 81,8 млн чел. Ежедневно пользуются интернетом - 60% или 70,4 млн чел (весной и зимой 2017 было 61%). http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 

Так что цифра 85% на весну 2018 вполне корректная.

Аватар пользователя vm
vm(13 лет 2 месяца)

нравиться

писька меренья

Ох, простите, думал вы хоть немного владеете предметом.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 12.02.2018 представил данные исследования

опрошенных

Осталось сделать перекрестные проверки этих данных с интернет-аналитикой, данными провайдеров, соц-сетей, сделать такой же анализ для остального мира и "сравнить их с мировыми сами можете".

Мне лично все равно какое место занимает в этом рейтинге Россия

Вижу, вижу. Ну а чо, в 50-м месте тоже нет ничего постыдного, главное чтобы не было принципиальных отличий от лидеров.

Аватар пользователя Роман Широков

Спор не о чем, я вам сылки на конкретные показатели на весну 2018, а вы мне вики свое имхо и рейтинги левые.

Ок докажите свой тезис о принципиальном отставании России в сфере доступности и скорости интернета от США, Японии и той же Германии. Я вам привел данные что не какого отставания в принципе нет и у всех +/- одинаковая ситуация.

П.С,рейтинги не аргумент. Конкретно по % охвата, скорость,доступность,цена.

П.П.С данные на весну 2018 даже декабрь 2017 уже не коректно ибо у нас охват за 3 месяца уже на 5% вырос + 5 джи внедрять начали

Аватар пользователя vm
vm(13 лет 2 месяца)

свой тезис о принципиальном отставании России

М? Вот первоначальный тезис:

Современные российские капиталисты (с тем же интернетом и колбасой) действуют почти бессистемно, планы непонятные, результаты так себе. И по скорости интернета, и по проценту пользователей РФ далеко не в первой десятке

Ну, если считаете что опровергли этот тезис, очень хорошо. Если дадите ссылку на серьезное исследование (а не на опрос ВЦИОМ, например, который непонятно куда прикладывать), опровергающее этот тезис, будет еще лучше

Аватар пользователя Jeniver
Jeniver(9 лет 8 месяцев)

Я не знаю что это за портянка и с какого забора взяты данные. Но еще два года назад я был на Мальте (в четвертый раз! Это одно из моих любимейших мест на Земле) и интернет там был полное говно: дорогой, тормозной и с огромным пингом. Практически везде - от 5* отеля в Буджиббе, до офиса в Лавалетте. Это касалось и наземных каналов и 4G который охватывал окрестности городов (а может просто периодически падал до 2-3G).

Мальта, она, знаете ли, на кабеле от Италии висит. И вот чудо расчудесное - Италия в Ж, а Мальта вторая!

Может, конечно, за прошедшие годы резко улучшилось состояние телекоммуникаций там, да вот даже электричество там по прежнему гаснет минимум два раза в месяц и все бизнесы от офисов до уличных лавчонок держат генераторы наготове. 

 

Примерно такое же удивление вызвало восьмое место Венгрии.

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Куда проще инет прокинуть? Из Лондона в Ливерпуль или из Москвы в Петропавловск-Камчатский?

Не находите, что Россия страна малость отличается от всех остальных?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(10 лет 7 месяцев)

"Разумеется электрификация случилась бы в России и без коммунистов. Но тогда нужно признать что колбаса с интернетом пришли бы без антикоммунистов. И совершенно не факт что были бы хуже чем сейчас."

Увы Эти решения небыли приняты  не потому что не успели, а потому что  коммунисты не дали .

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

Никакого передергивания.

Специалисты их других стран приезжали в ссср чтобы ознакомиться с тем как ссср реализовал этот проект. В том числе и германии и из сша.

Втррое. В кап странах... И это кстати упоминалось в статье. В кап странах большая проблема с собственностью. В свое время была проблема прокладки жд путей. Потом проблема прокладки линий жлектропередачь по уже чьим то землям.

Это очень сильно тормозит процесс и делает его дороже.

Аватар пользователя Мастерспортамайорчигачгук

Да неужели.

Между 1882 и 1920 годами количество электростанций в США выросло от одной (в Нью-Йорке) до 4 тысяч[23]. ОТ электростанций, расположенных в непосредственной близости от потребителей к 1900 году произошёл переход к строительству длинных линий электропередачи и электростанций в удаленных регионах страны. Для финансирования этого строительства появились первые холдинги, такие как Ebasco, созданные основной компанией General Electric в 1905 году. К 1935 году, холдинги (как ранее тресты) оказались под жёстким контролем законодательства[24], но уже к 1920 году электрические светильники практически полностью вытеснили керосиновые лампы, распространённые в XIX века.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический флуд и срач) ***
Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

В сша и жд дорог было больше. Но они частенько конкурировали и дублировали друг друга.

Ссср же реализовал огромный и целосный проект. По масштабу никого и близко не было. Особеено учитывая низкую плотность населения и заведомо более тяжелые условия. Логично что опыт такого заинтересовал многих специалистов даже если они и не собирались повторять его.

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

До сих пор 80% ЖД, это дороги, построенные ДО 1917 года. ;)

А по масштабу Транссиб кроет, как бык овцу ЛЮБОЙ советский ЖД проект. Тот же БАМ мызгали не один десяток лет, обявляя его всесоюзной стройкой. Спору нет, в СССР сделано много, но все эти дела сделаны на базе наследия Импеии. И до сих пор это наследие нам помогает. Тот же газ Ямала, например.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

Если трансиб был уже построен зачем ссср строить второи? В трансибах посоревноваться? С такои же логикои можно заявить что ри построила петергоф а ссср не смог такого дворца отгрохать.

А так тот же ссср построил северный жд путь который посложнее трансиба. И который был отправлен на свалку хрущевым.

 

Аватар пользователя Адский Советник

А коллея там одна была или больше не припомните? Неугомонный вы наш. От количества передергиваний история лучше или хуже не станет.

Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

Это был удар ниже пояса. Считать он не умеет. Я уже замечал неоднократно.

Аватар пользователя arma
arma(13 лет 11 месяцев)

Поправьте - колея с одной буквой «л». Глаз режет.

Аватар пользователя Адский Советник

Согласен, но уже не могу. 

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Ну наконец-то. :)))

То-то коммунисты БАМ строили с нуля не один десяток лет. :)))

Так что проще, строить с нуля или имея вполне рабочую колею и подвижной состав? :)

Так что, передёргивайте и дальше. Первый раз я эту шнягу слышал у Бори Юлина. :)

 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

Так что проще, строить с нуля или имея вполне рабочую колею и подвижной состав?

А какой там был задел, можете сообщить? Хотя бы на уровне "длина уложенной насыпи, длина функционирующего участка"?  

Что-то подсказывает мне, что что в области технологий строительства железных дорог Вы столь же могучий специалист, как и в области электрификации.

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Я же не дороги собираюсь строить, правда? И не собираюсь электрифицировать страну... :)

Задел не важен. С чего вы взялись сравнивать разные эпохи? Транссиб построили быстрее, чем БАМ. ЖД до Романова-на-Мурмане построили с темпами не побитыми до сих пор.  Не в космическую эру.

Ваша задача оплевать Россию. Моя задача показать, что это именно оплёвывание ,передёргивание и манипуляции.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

Я же не дороги собираюсь строить, правда?

Правда. У Вас другая задача.

С чего вы взялись сравнивать разные эпохи? Транссиб построили быстрее, чем БАМ.

Сами-то поняли, что написали?

Ваша задача оплевать Россию.

Ой, правда? А я не знал - более четверти века её строю, ещё при Советах начал.

Моя задача показать, что это именно оплёвывание ,передёргивание и манипуляции.

Судя даже по данному тексту, 3-е и 4-е слова в этом предложении лишние. Остальное - верно.

 

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Сами-то поняли, что написали?

Естественно, в отличие от вас.

Ой, правда? А я не знал - более четверти века её строю, ещё при Советах начал.

Вот и попытайтесь осмыслить.

Судя даже по данному тексту, 3-е и 4-е слова в этом предложении лишние. Остальное - верно.

Коммунисты сто лет врали, врут и будут врать.

 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

Вот тут я снова в вашем возрасте засомневался - только теперь в другую сторону.

Чисто инструктор райкома позднего СССР, только альтернативно переориентированный. Коротич, только меньшего калибра.

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

То есть, вы правы, я нет. :)))

«Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.» Л.Н.Толстой.

 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(13 лет 1 месяц)

А какой там был задел, можете сообщить? Хотя бы на уровне "длина уложенной насыпи, длина функционирующего участка"?  

Транссиб. История строительства.

Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

1. Речь шла о БАМе.

2. Вы сами текст по ссылке читали?

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Я же вам сравнение привёл...

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

Вы когда-нибудь хоть какие-то реальные проекты обосновывали? Такие, где не "а вот хорошо бы ещё... а денег для этого нужно примерно 100500, а лучше дважды по 100500"? А где необходимо реально посчитать затраты ресурсов и обосновать эффект? А потом самому же проект реализовывать, и без перспективы соскочить с паровоза с увесистым саквояжем?

Судя по вашей "аналитике", нет.

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Ещё раз.

Транссиб построили быстрее, чем БАМ. В разы. Как бы вам ни хотелось обратного.

Мировая общественность сравнивала его строительство с открытием Америки.

И закроем тему. Надоело. Вы предвзяты и зациклены.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

Транссиб построили быстрее, чем БАМ. В разы.

Уточняю - первую очередь. Это был совсем другой Транссиб. 

Как бы вам ни хотелось обратного.

А мне хотелось? "Приписывание утверждений"?

Мировая общественность сравнивала его строительство с открытием Америки.

Оно, конечно, смешно, когда пенис с пальцем сравнивают. Но достижение, безусловно, грандиозное. Я где-то утверждал обратное?

Да, закроем тему. Надоело. Вы предвзяты и зациклены.

Скрытый комментарий Scahor (без обсуждения)
Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

Ваааще кошмар.... А если вспомнить попилы перед сочинской олимпиадой.... Скока лет мудохались криворуки. Лет! Карл! Лет!

Я вон у себя на участке до сортира за пару яасов сделал. А они годы парились неучи...

Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

Мало, что одна - она ещё и для другой нагрузки. И профиль у неё сильно другой был. Настолько другой, что местами новую отсыпали.

Я, когда на дачу езжу, местами старую вижу. Ныне треки для маунтбайкеров насыпают примерно в таком профиле, только с общим наклоном оси.

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Вы с что с чем сравниваете? :)

Статья об электричестве, ;)

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***
Аватар пользователя WM
WM(10 лет 4 месяца)

До сих пор 80% ЖД, это дороги, построенные ДО 1917 года. ;)

- а чья это реплика?

Аватар пользователя VDF
VDF(9 лет 3 месяца)

Причина вас не интересует? :)))

Это был мой ОТВЕТ. ;)

Так что с чем вы сравниваете? :)

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***

Страницы