"Надо больше печатать рублей!"

Аватар пользователя Olsol

Статья 15-летней давности. Перенес из комментариев.

Для повторения «подвига Геракла-1998» придется принести в жертву либеральные догмы
Геракл – так в финансовых кругах называют Виктора Геращенко, даже когда он покинул пост председателя ЦБ. В карьере самого известного российского банкира много ярких страниц, но самая важная была написана десятилетие назад. Главный свой подвиг Геракл совершил в 1998 году, когда после дефолта возглавил Центробанк и в короткий срок восстановил доверие к рублю и реанимировал финансовую систему, погребенную под обломками рухнувшей пирамиды ГКО. 

Впрочем, первое пришествие на пост главы ЦБ в июле 1992-го было не легче. Безответственная экономическая политика либеральных реформаторов привела к беспрецедентному росту бартера и надуванию «пузыря» государственного долга. Затем последовал печально известный «черный вторник» 11 октября 1994 года, рубль упал – и Геращенко подал в отставку. Можно было бы окончательно списать все эти драматические подробности в архив, но черные вторники и даже годы в отечественной экономике имеют обыкновение повторяться.

А что происходит сегодня? С начала финансового кризиса курс рубля снизился почти на треть, и многие эксперты предсказывают, что нас ожидает очередной этап обесценения российской валюты. Внешний долг сопоставим с годовым бюджетом, и, хотя это долг предприятий и банков, правительство вынуждено тратить на его погашение государственные резервы. То есть ситуация во многом похожая и, стало быть, следует извлечь уроки из собственных ошибок и использовать собственный опыт нормализации финансовой системы. Как это сделать? За ответом наш корреспондент обратился к Виктору ГЕРАЩЕНКО.

– Виктор Владимирович, сейчас говорят о второй волне кризиса, которая ударит по банковской системе. Насколько серьезна ситуация?

– Мне трудно точно судить о ситуации в банковской системе, ведь я в ЦБ бываю редко. Но сейчас правительство выражает готовность поддерживать банки, и нет оснований ему не верить.

Мне кажется, сейчас назрели куда более существенные проблемы. Первая – отсутствие финансирования реального сектора экономики. Насколько мне известно, многие банки приостановили или даже свернули свои кредитные операции. Их клиентам в лице предприятий реального сектора сегодня особенно остро нужна финансовая поддержка, поскольку растут цены на компоненты их продукции, повышаются тарифы на энергоресурсы. А банки отказывают им в кредитах. В результате создаются такие проблемы с деньгами, что впору вешать замок на десятках и сотнях предприятий.

– Какие могут быть последствия?

– Последствия мы уже видим. Предприятия вынуждены повышать цены на свою продукцию, чтобы обеспечить себе оборотные средства. Таким образом, в экономике возникает заколдованный круг: растет инфляция издержек, повышаются цены на оптовом рынке, при этом банки не зарабатывают деньги. И здесь, я считаю, во многом виновата политика Минфина и Центрального банка.

– Что вы конкретно имеете в виду?

Ставки рефинансирования в условиях кризиса не должны быть высокими. Высокая ставка у нас мало влияет на инфляцию. Рост цен гораздо больше спровоцирован злоупотреблением монопольным положением, это сговоры и низкая конкуренция.

Еще одна проблема – совершенно недостаточное количество денег. Снижение денежной массы до 20% ВВП абсолютно неоправданно. Для нормального функционирования реальному сектору нужны деньги, извините за банальность, но это кровеносная система экономики. Надо больше печатать рублей. Однако либеральные догмы учат: чем меньше денег, тем ниже инфляция. На самом деле все не так, и мы это уже проходили в 90-х годах. Тогда бартер и денежные суррогаты едва не вернули нас во времена натурального обмена. Бороться с ростом цен надо экономическими методами. И сам Центральный банк об этом в прошлом году постоянно говорил, но сейчас почему-то делает все с точностью до наоборот.

Сегодня все признают, что ориентация экономики на сырьевой сектор вышла нам боком.

– И это правда. Тот факт, что мы не развивали, губили промышленное производство все эти годы, сделало нашу экономику уязвимой и нестабильной. У нас же было хорошее машиностроение, мы делали самолеты, тепловозы, экскаваторы, тракторы. Надо было развивать эти отрасли, заниматься модернизацией. Тогда мы бы чувствовали себя увереннее. Кризис, на мой взгляд, учит нас и наших руководителей, что следует заняться внутренним производством. Производить товары и услуги, необходимые населению.

Есть еще фондовый рынок. Весной он вырос, теперь индексы снова идут вниз. Что делать инвесторам?

Ну, упал этот фондовый рынок, и что с того? Акции стали стоить вдвое меньше? Так это и есть влияние мирового финансового кризиса. Но нефтяные скважины, домны, газовые месторождения – они никуда не делись. Да, у«Газпрома» будет сложное положение, потому что цены на газ теперь другие. Но не надо паниковать и пытаться сейчас продать эти ценные бумаги, если вы не спекулянт, а нормальный инвестор. Со временем будет все нормально.

Минфин не устает повторять, что государство будет обслуживать бюджетный дефицит исключительно за счет денег Резервного фонда, но ни в коем случае не станет использовать эмиссионный аппарат. Дескать, включать печатный станок опасно.

– Я не понимаю, чего они боятся. Ведь всем прекрасно известно, что инфляция в России носит немонетарный характер. Цены главным образом растут из-за отсутствия конкуренции и повышения тарифов государственных монополий. Поэтому увеличение денежной массы и снижение ставки рефинансирования на инфляцию существенно не повлияет.

А можно попытаться снизить цены, как это сейчас происходит в Европе?

– Инструменты и у нас существуют. Почему бы, например, не отложить повышение тарифов государственных монополий хотя бы до конца острой фазы кризиса? Я не понимаю, что мешает это сделать.

Как это делалось после дефолта

Когда осенью 1998 года Геращенко появился на посту председателя Центробанка, он сразу занял жесткую позицию по кадровым вопросам. В новую команду членами совета директоров ЦБ вошли опытнейшие специалисты Госбанка СССР и Центробанка России: Арнольд Войлуков, Константин Шор, Людмила Гуденко, Надежда Савинская.

Под руководством шефа они разработали антикризисную программу реструктуризации банковской системы. Центробанк предпринял комплекс мер по стабилизации денежно-кредитной и финансовой системы и упорядочению движения финансовых ресурсов и капиталов. Отказ от бессмысленных трат на искусственную поддержку рубля и введение плавающего курса не замедлили сказаться на экономической ситуации в стране. Под руководством Виктора Геращенко Центробанк последовательно проводил политику гибкого валютного курса, нацеленную на поддержание стабильных по отношению к доллару внутренних цен – с учетом инфляции.

Осенью 1998 года Центробанк включил печатный станок. Меньше чем за полтора года денежная масса в экономике выросла на 50–55%, а в 2001–2002 годах еще на 30–35%. Для выхода из кризиса команда Геращенко подняла денежную массу до уровня 60% ВВП, тем самым обеспечив потребительский спрос на отечественные товары и услуги. Одновременно проводилась политика постепенного снижения ставки рефинансирования. Эффективным способом снижения инфляции стало увеличение нормы обязательных резервов, что лишило банки возможности спекулировать на валютном рынке и тем самым дестабилизировать обменный курс рубля. Попутно Банк России ужесточил контроль и за тем, как кредитные организации формируют эти резервы.

Центробанк применял и другие инструменты управления ликвидностью, такие как рефинансирование долга предприятий реального сектора. В России начал реализовываться проект по кредитованию банков под поручительство и залог векселей. Международный валютный фонд выступил против такой практики, увидев в ней со стороны ЦБ протекционизм по отношению к отечественной промышленности. Проявив дипломатические способности и упорство, Геращенко все же сумел организовать такое рефинансирование в виде пилотного проекта на базе Главного управления ЦБ по Санкт-Петербургу.

Таким образом, изымая из обращения «горячие» рубли с помощью увеличения обязательных резервов, регулирования процентных ставок по кредитным и депозитным операциям, Центробанк одновременно направлял финансовые потоки в реальный сектор. Чему способствовало снижение ставок рефинансирования, которое позволяло банкам предоставлять более дешевые кредиты товаропроизводителям.

За время руководства Виктора Геращенко золотовалютные резервы Центрального банка выросли в четыре раза. Во многом благодаря позиции председателя Центробанк сохранил свой независимый статус. И весной 2002 года были подготовлены поправки в закон о ЦБ, которые лишали Центробанк самостоятельности и передавали часть его ключевых полномочий Национальному банковскому совету. Последний, как не без оснований говорил Геращенко, «будет составлен из ведомственных и политических лоббистов». И в знак протеста он подал в отставку.

Опять мы пойдем «своим путем»?

После увольнения Геращенко год проработал в НИИ Центробанка старшим научным сотрудником. А 7 декабря 2003 года был избран в Госдуму четвертого созыва по федеральному списку избирательного объединения «Родина». В январе 2004 года он был выдвинут кандидатом на пост президента России от Партии российских регионов, но получил отказ в регистрации Центральной избирательной комиссии. Тогда в начале июня 2004 года Виктор Геращенко принял предложение руководства «ЮКОСа» и возглавил совет директоров компании, сложив с себя депутатские полномочия. В августе 2006 года НК «ЮКОС» был объявлен банкротом и началась процедура его ликвидации. Это была последняя битва Геракла, которую он проиграл…

Сейчас правительство сформулировало основные направления антикризисной программы. Параметры ее наверняка будут меняться еще не раз, но два главных постулата, скорее всего, останутся неизменными. Первый – нельзя опускать ставку рефинансирования ниже уровня инфляции. И второй – нельзя включать печатный станок и вбрасывать деньги в экономику. Западные государства исповедуют противоположные методы борьбы с финансовым кризисом. Как вы думаете почему?

Большой секрет для маленькой такой компании

По классическим рыночным канонам в идеале денежная масса должна соответствовать объему внутреннего производства, то есть приближаться к 100% ВВП. Чтобы потребителям было на что покупать производимые товары и услуги и тем самым стимулировать рублем рост производства. Именно так обстоит дело в развитых странах, а денежная масса сегодняшнего лидера экономического роста в мире – экономики Китая – вообще превышает 120% ВВП. И инфляция у них при этом значительно ниже российской.

Почему же сегодня Центробанк сжал денежную массу до 20% ВВП? И почему именно столько, а не 25% или 15%? Открою секрет, который давно не является тайной за семью печатями. Международные резервы страны на конец июня составляли порядка $410 млрд. Если умножить эту цифру на курс российской национальной валюты, то получится как раз сумма, эквивалентная количеству российских денег на внутреннем рынке. Причем если проследить за динамикой, то мы без труда убедимся, что эта сумма изменяется в зависимости от роста или снижения резервов ЦБ.

Это означает, что Банк России до сих пор поддерживает количество рублей в экономике на уровне валютного обеспечения резервами. То есть в стране продолжает действовать режим «каррэнси боард» – жесткой привязки к иностранной валюте, от которого ЦБ официально вроде бы давно отказался. Такой курс говорит об отсутствии независимой денежно-кредитной политики и неспособности российского рубля к свободному плаванию, к чему постоянно призывает Центробанк. Совершенно очевидно, что доступность финансовых ресурсов прямо пропорциональна экономическому росту. Поэтому неудивительно, что подобные расчеты практически нигде не афишируются. Ну да, как говорится, имеющий уши да услышит.

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Статья старая. Но актуальная. Перекликается с текущими событиями.

Виктор Геращенко - профессионал, лучший глава ЦБ в истории России нового времени.

Комментарии

Аватар пользователя Wanderv
Wanderv(5 лет 11 месяцев)

А чего вы кривляетесь? Вам конкретно написали то же, что и я, что повысили цены из-за немонетарных факторов. Причём тут то, из-за чего повышали раньше? Что-то вы совсем извиваться стали и на трололо срываться. Явно не от силы аргументации.

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(10 лет 6 месяцев)

поднимали и всё время в связи с ростом курса. когда не растёт не поднимаем. и физики ,и юрики клиенты.

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

А он в этом году до октября практически не рос. А вот мы поднимали пару раз - поставщики поднимали цены.

Аватар пользователя Колхозник
Колхозник(10 лет 6 месяцев)

так он раньше вырос.сразу не поднимешь,всегда лаг есть в связи с контрактами.

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 7 месяцев)

Ценники на запчасти стали переписывать в инт-магазинах. Снимают заказы.  Машины у нас импортные, и запчасти тоже.

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 7 месяцев)

С утверждением Геращенко, что "инфляция в России носит немонетарный характер ... увеличение денежной массы и снижение ставки рефинансирования на инфляцию существенно не повлияет.

кто-то не согласен?

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Инфляция в России в 2008 году... и далее по тексту - в общем, согласен. Каким боком это утверждение относится к текущей ситуации?

Аватар пользователя деревенский
деревенский(7 лет 9 месяцев)

неполживые BBC и талдычит, не переставая, куча самых разных экспертов - перегрев экономики, высокий спрос.

Постойте, ЭСН тоже выходит агент бибиси? Ведь он утверждает тоже самое - 

перегрев экономики, высокий спрос.

Комментарий администрации:  
*** отключен (геббельсовщина) ***
Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Ну вы хоть бы прочитали, что там была за реформа в 93 году. 

Вы вообще в курсе какие там деньги меняли и на что? 

Господи ну откуда вы такие беретесь. 

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Я 1968 года рождения. И на своей шкуре прочувствовал, когда мрази-реформаторы "сняли денежный навес" советских вкладов (с) мразь Явлинский. Помню мразь Павлова с его реформой. И реформу 1993 года помню, когда ограничивали сумму к обмену и время на обмен. Вот есть у тебя миллион - а поменяют только 100 тыщ, а остальными 900 тыщами можешь подтереться. А в 1998 году у меня все бабло на счету СБС-Агро ушло в задницу вместе с банком.

Зачем мне что-то читать?

Господи ну откуда вы такие беретесь. 

Оттуда, из 60-х годов прошлого века. А вы нам тут сказки рассказываете, что и как было. Смешно :))

"Хотели как лучше, а получилось как всегда" (с) В.И. Черномырдин про реформу 1993 года.

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Ну так что там на что меняли, если уж всё помнишь. 

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Какая разница, что и на что? Если реформа была конфискационной, как и "павловская" в 1991 году?

В 1991 меняли 50- и 100-рублевки на новые с ограничением суммы. В 1993 - старые купюры на новые опять же с ограничением суммы.

Доказать-то что мне хочешь?

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Я доказать? Я спрашивал. 

А меняли забывчивый вы мой, ещё советские деньги, на новые российские. 

Причину думаю даже вы сможете, понять. 

Причём таки вклады не трогали, но к тому времени их уже инфляция покусала. 

Что нужно было делать то, позволить украине и пр, за фантики уже по сути скупить всё что можно? 

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Причину думаю даже вы сможете, понять. 

То, что меняли советские на российские - да, чтобы убрать деньги из бывших республик. То, что меняли с ограничением суммы и сроков - чтобы снизить инфляцию и снять "денежный навес".

Тебе это доступно для понимания или все еще что-то непонятно?

А меняли забывчивый вы мой

И что же я забыл, жопочитающий вы мой?

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

А как вы предлагаете, не ограничивая сроки и сумму, не оплачивать рубли СССР овские из республик? 

Что там за срок то был и что за сумма? 

Простые граждане и не заметили даже, вот спекулянтам да тем плохо пришлось. 

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

А как вы предлагаете, не ограничивая сроки и сумму, не оплачивать рубли СССР овские из республик? 

А вот так и предлагаю - без ограничения сроков и суммы. Просто по адресу регистрации человека и его гражданству.

Что там за срок то был и что за сумма? 

Так вы не помните, забывчивый вы мой? Ну так погуглите. И про реформу мрази Павлова погуглите.

Простые граждане и не заметили даже, вот спекулянтам да тем плохо пришлось. 

Зачем вы тут постите свое лживое дерьмо? Воровство советских вкладов, павловскую реформу и реформу 1993 простые граждане не заметили? Каким нахрен спекулянтам? Что за совковый термин "спекулянты" во времена, когда вовсю работали кооперативы и создавались и работали АО и ООО?

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 1990 года N 590
Об утверждении Положения об акционерных обществах
и обществах с ограниченной ответственностью
и Положения о ценных бумагах

А бабло у людей воровалось вот зачем, мразь Явлинский не даст соврать:

В чем был смысл момента? Был огромный денежный навес. Стоял вопрос, как с ним справиться. Было две версии решения задачи. Первая — либерализация цен. Было очевидно, что этот навес тут же превратится в цены, даст высокую инфляцию. Другой вариант — поглощение денежного навеса за счет приватизации, на чем я и настаивал. Деньги, скопленные за советское время, — неважно, сколько их было накоплено, неважно, кем, — должны были быть пущены на приватизацию мелкой частной собственности. Нужно было вводить частную собственность на землю в ограниченных размерах, на дома, на приусадебные участки, но прежде всего — на грузовики, автобусы, парикмахерские, химчистки, на все то, что можно назвать мелкой частной собственностью. Представлялось необходимым в течение примерно трех-шести месяцев пытаться таким способом сбалансировать спрос и предложение, ликвидировать денежный навес. Конечно, в контексте довольно жесткой финансовой политики, которая не позволяла бы этим деньгам вновь возвращаться на рынок.

https://www.forbes.ru/interview/45575-reformatory-prihodyat-k-vlasti-grigorii-yavlinskii

Так что высокая ключевая ставка - это цветочки по сравнению с методами 90-х, когда деньги тупо 3,14здили у людей.

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

А вот так и предлагаю - без ограничения сроков и суммы. Просто по адресу регистрации человека и его гражданству.

Угу чтоб все рубли в РФ и по всем расплатится , это хорошее предложение для барыг так точно.

Бандитам еще хорошо будет.

Так вы не помните, забывчивый вы мой? Ну так погуглите. И про реформу мрази Павлова погуглите.

Много потеряли?

Зачем вы тут постите свое лживое дерьмо? Воровство советских вкладов, павловскую реформу и реформу 1993 простые граждане не заметили? Каким нахрен спекулянтам? Что за совковый термин "спекулянты" во времена, когда вовсю работали кооперативы и создавались и работали АО и ООО?

Вот как да, а вот тут вы врете причем очень нагло.

Напомню инфляция в 1991г 160 %

в 1992 скромные 2500%

https://gogov.ru/articles/inflation-rf

Расскажите что там осталось от вкладов?

Так что высокая ключевая ставка - это цветочки по сравнению с методами 90-х, когда деньги тупо 3,14здили у людей

С этим трудно не согласится.

Ну что подождем когда начнут опять 3,14 , тогда будет поздно уже.

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Много потеряли?

Изрядно потерял.

Вот как да, а вот тут вы врете причем очень нагло.

И в чем же ложь? Я помню про инфляцию. И вот чтобы ее снизить, деньги со вкладов людей просто с3.14здили. Это - сермяжная правда.

Ну что подождем когда начнут опять 3,14 , тогда будет поздно уже.

А есть предпосылки? Четверть века не тырили, а тут вдруг начнут? И таки да - интересно, а что вы предлагаете? Или только всепросральчество разводить умеете?

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Изрядно потерял.

Ну тогда понятно.

А простые граждане вообще ничего не потеряли, поскольку к тому моменту уже и не было ничего.

И в чем же ложь? Я помню про инфляцию. И вот чтобы ее снизить, деньги со вкладов людей просто с3.14здили. Это - сермяжная правда.

Смешно это после 2500% инфляции в за год, что там осталось то на вкладах? 

Не пишите пожалуйста больше глупости.

А есть предпосылки? Четверть века не тырили, а тут вдруг начнут? И таки да - интересно, а что вы предлагаете? Или только всепросральчество разводить умеете?

Хм инфляция пошла, нет это не 3.14 денег? Аааа это другое понял понял.

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

А простые граждане 

Ага, "простой народ". Узнаю занародника.

Краткий разговорник занародного языка.

​​​​Данное краткое учебное пособие  адресовано широкому кругу читателей.  Разговорник может быть интересен молодым авторам,  еще только начинающим свой путь борьбы за народ на АШ.  Опытным занародникам  поможет освежить лозунги  на транспарантах.  Оппонентам пламенных борцов   разговорник может быть интересен в качестве пособия по  отражению  атак.   В данном разговорнике приведены наиболее употребительные в среде страдальцев-занародников отдельные слова и речевые обороты с кратким пояснением их значения и  случаев применения.  

"простой"-  прилагательное употребляемое исключительно в сочетании с существительным  "народ".   Важно помнить,  что  под понятие "простого народа" подпадает исключительно представители нижних децилей  распределения по критерию  дохода.   Люди средних и, в особенности,  верхних децилей,  по умолчанию относятся  к людям "сложным".   Также по умолчанию,   ставится под сомнение сам  факт  принадлежности их к гражданам РФ.    Женщина предпенсионного возраста работающая на четверть ставки медсестры - всегда репрезентативна и характеризует собою ровно всё в России.   Главврач,  предприниматель,  госслужащий на высокой должности-  заведомо не репрезентативны и  не характеризуют собою ничего.  

"народ"-  существительное применяемое,  по большей части,  в сочетании с прилагательным  "простой".  В тех случаях,  когда требуется применить слово отдельно,  необходимо позаботиться чтобы контекст применения был  соответствующим- щетинился вилами,  бурлил народным   гневом.   Использование слова "народ" в более нейтральном,  менее пафосном,  без придыхания контексте не приветствуется.  

Остальное тут: https://aftershock.news/?q=node/700451&full

Смешно это после 2500% инфляции в за год, что там осталось то на вкладах?

При ставке рефинансирования в 200%?

Хм инфляция пошла, нет это не 3.14 денег? Аааа это другое понял понял.

Инфляция вообще органически присуща капитализму. Есть развитие - есть инфляция. Нет инфляции - застой и рецессия. Инфляция 3,14здит только часть твоих денег, реформы и дефолт 90-х 3,14здили все деньги целиком - советские вклады и бабло у накрывшихся в 1998 году банках. И это, действительно, другое - потерять часть денег и потерять их все.

Не пишите пожалуйста больше глупости.

Перестройку начни с себя (с)

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Ну да за народ, вы то кроме своих личных обид вообще ничего не помните. 

 2500 несколько больше чем 200.

Я понял это другое, если 3 14 но органически не так обидно. 

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Я понял это другое, если 3 14 но органически не так обидно. 

Как обычно: смотрели в книгу, видели фигу.

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Да вашьгений не понятно современниками. 

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 7 месяцев)

Геращенко осенью 92 г. приступил к обязанностям.

А реформы раньше провели. https://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_правительства_Ельцина_—_Гайдара

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Я прям даже и не знаю... Сегодня в каментах какая-то повышенная концентрация людей, читающих жопой.

Расскажите, как денежная реформа 1993 года могла быть раньше осени 1992 года? Спасибо.

Про то,: bosuell — LiveJournal

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 7 месяцев)

Тут писатели в основном. Не читатели.

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 7 месяцев)

Геращенко в 1992-93 гг:

https://www.kommersant.ru/doc/205273

"Денежно-кредитная политика ЦБ со второй половины прошлого года имела характер оперативного и во многом вынужденного реагирования на развал финансовой системы и кризис в экономике. В частности, ЦБ был вынужден предпринять меры по финансовой поддержке госпредприятий для смягчения платежного кризиса. Такая политика позволила приостановить экономический спад, хотя и за счет роста инфляции. В то же время представители ЦБ убеждены, что в основном инфляция была следствием широкой либерализации цен в условиях высокомонополизированной экономики".

"Очень жесткой денежно-кредитная политика быть не должна, поскольку предстоит бороться не только с инфляцией, но и со спадом производства".

Геращенко настаивал на обязательной продаже 100% валютной выручки экспортерами. В 1993 году пойти на это правительство не решилось, и Геращенко не смог удержать рубль. Более того, еще год ЦБ был вынужден тратить золотовалютные резервы: правительство требовало мер по сдерживанию инфляции. В итоге в октябре 1994 года рубль за один день подешевел более чем на 900 пунктов. В народе этот день окрестили "черным вторником"

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Тогда экономика России болела совсем другой болезнью и протокол ее тогдашнего лечения не подходит под текущую ситуацию. Тчк.

Аватар пользователя jofa1974
jofa1974(14 лет 2 недели)

Скажите, как высокая ключевая ставка ограничивает 

выплаты мобилизованным и контрактникам, и компенсации раненым и семьям убитых, а также гособоронзаказ и различные субсидии военно-промышленному комплексу

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Не, сегодня положительно в палате воинствующих ламеров день открытых дверей - в каменты массово лезут люди, задающие дурацкие вопросы из-за незнания основ экономики.

Высокая ключевая ставка никак перечисленное не ограничивает. Она:

1. Стимулирует пускать эти выплаты не в спрос, на покупку товаров и услуг (потребление), а на вклады (накопление), снижая количество денег в обороте и спрос.

2. Снижает количество кредитных денег в спросе в дополнение к выплатам, перечисленным выше.

3. За счет мультипликатора Кейнса снижение спроса по экономике в целом происходит сильнее, чем количество изъятых из спроса денег.

Это написано в любом учебнике экономики. Прочите уже хоть что-нибудь.

Аватар пользователя jofa1974
jofa1974(14 лет 2 недели)

По учебникам, конечно, хорошо изучать базу. Но на этой базе нужно уметь заглядывать немного в будущее.

1. В моменте да, дополнительная денежная масса у населения стерилизуется в банковских вкладах. В срочных рублевых вкладах их уже более 34 трлн. руб. За год +10 трлн. И сумма увеличивается на 0,6-1 трлн в месяц. Уже сейчас более половины прироста составляют накопленные проценты. За год в виде процентов накопится еще около 7 трлн руб. Когда ЦБ перейдет к снижению ставки как вы думаете, куда пойдут снятые с вкладов депозиты и проценты? А деньги в обороте, обслуживающие спрос сейчас (наличка и депозиты до востребования), составляют 42 трлн руб. и за год ни на сколько не увеличились. При этом имеем потребительскую инфляцию. Т.е. снятые с депозитов новые деньги в сумме 17 трлн руб. хлынут на рынок. А это 40% от текущего оборота. Инфляцию увидим как в Турции, дай бог.

2. Кредиты физикам в последние месяцы удалось обуздать, большей частью за счет повышения требований к заемщикам и увеличения резервов. А вот корпоративный сектор останавливаться не хочет, в основном крупные, связанные с гособоронзаказом. Ну им все равно, лучше конский кредит, чем за решетку за срыв ГОЗ. Однако отмечается рост процентных расходов, ухудшение качества кредитных портфелей. Большая часть выданных корпоративных кредитов под плавающую ставку и им сейчас очень плохеет. А вот инвестировать прибыль бизнес не торопится, тоже наращивает банковские вклады. 20% без риска ни один инвестпроект не перебьет. Иными словами, предложение потребительских товаров в ближайшей перспективе расширяться не будет. Что станет еще одним фактором инфляции. Ну и банковский кризис из-за роста неплатежей по кредитам как последний гвоздь. Потом ЦБ будет опять просить деньги у правительства на спасение финансового сектора.

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 7 месяцев)

Аватар пользователя jofa1974
jofa1974(14 лет 2 недели)

У дураков мысли сходятся smile19.gif

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Когда ЦБ перейдет к снижению ставки

В общем, вы все правильно пишете - создается денежный навес, который придется разгребать. Только вот ЦБ перейдет к снижению ставки не по желанию задней ноги Набиуллиной, а тогда, когда для этого будут условия. Сейчас наша финсистема похожа на тянитолкая, который, с одной стороны, накачивается баблом на нужды СВО, с другой стороны, ЦБ оттягивает это бабло из спроса. И, ИМХО, решения не будет, пока не закончится СВО и поток бабла.

Аватар пользователя jofa1974
jofa1974(14 лет 2 недели)

Про тянитолкая абсолютно согласен. Но хотелось бы, чтобы для балансировки спроса и предложения была бы все-таки более согласованная политика ЦБ и правительства, когда не только ограничивается спрос, но и предпринимаются меры для расширения предложения.

Аватар пользователя Dwarf
Dwarf(9 лет 8 месяцев)

Меры предпринимаются.

https://kontur.ru/articles/4710

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Сейчас ситуация другая, но по-прежнему актуально

Во многом благодаря позиции председателя Центробанк сохранил свой независимый статус. И весной 2002 года были подготовлены поправки в закон о ЦБ, которые лишали Центробанк самостоятельности и передавали часть его ключевых полномочий Национальному банковскому совету. Последний, как не без оснований говорил Геращенко, «будет составлен из ведомственных и политических лоббистов». И в знак протеста он подал в отставку.

Аватар пользователя Алый
Алый(12 лет 1 месяц)

Штаты печатают деньги, ЕС печатает деньги, все должны печатать деньги. Иначе перекос получится невыгодный для отказчиков.

Комментарий администрации:  
*** Будущий телепат в полном объеме (с) - https://aftershock.news/?q=comment/12979932#comment-12979932 ***
Аватар пользователя Dmitray
Dmitray(8 лет 8 месяцев)

Ведь всем прекрасно известно, что инфляция в России носит немонетарный характер.

Отказ от бессмысленных трат на искусственную поддержку рубля и введение плавающего курса не замедлили сказаться на экономической ситуации в стране. Под руководством Виктора Геращенко Центробанк последовательно проводил политику гибкого валютного курса, нацеленную на поддержание стабильных по отношению к доллару внутренних цен – с учетом инфляции.

Осенью 1998 года Центробанк включил печатный станок. Меньше чем за полтора года денежная масса в экономике выросла на 50–55%,

Курс сентябрь 98  год 14р/долла. Сентябрь 99 года 25.

Я правильно понимаю что Геращенко нам устроил немонетарную инфляцию 80% в год?

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Нет инфляция как раз сокращалась. 

Аватар пользователя Dmitray
Dmitray(8 лет 8 месяцев)

В смысле сокращалась?

А. Доллар вырос - цены привязаны к доллару .

Б. Согласно статистике как раз с сентября инфляция и поперла.

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Это вообще про что? После черного вторника? 

Аватар пользователя Dmitray
Dmitray(8 лет 8 месяцев)

Да. После вторника он, напечатал кучу рублей, отпустил курс доллара и следил  что бы цены в долларах были стабилны. (Соответственно росли в рублях).

И сказал что это немонетарная инфляция.

Аватар пользователя Oberon
Oberon(13 лет 11 месяцев)

Ну вообще то его как раз после этого в отставку отправили. 

Да и доллар к прежним значениям вернулся. 

По сути атака спекулянтов, а обвинять, что он как то следил, это странно. Тайно что ли? 

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 7 месяцев)

ГКО - разве ЦБ выпускал?  "Твердо и четко?" Да, ну.

https://gazprombank.investments/blog/economics/defolt-1998/

Аватар пользователя Dmitray
Dmitray(8 лет 8 месяцев)

А причем здесь ГКО?

Геращенко вот прямо сказал как он повышал цены на товары удешевлением рубля.

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 7 месяцев)
Аватар пользователя Dmitray
Dmitray(8 лет 8 месяцев)

какая разница кто виноват? вот работа в прямом признании.

Аватар пользователя Сергей Ольховский

Надо больше печатать рублей.

Это мы уже проходили в конце 80-х – начале 90-х. Многие еще помнят, к чему это привело. Не приведи, Господь!

Аватар пользователя Coolerman
Coolerman(5 лет 8 месяцев)

Их все равно печатают. В прошлом году М2 было 98,385 трлн рублей, сейчас уже 109,3 трлн рублей.

Страницы