Когда в многочисленных спорах с нашими красными по поводу талонной системы распределения в позднем Союзе я заявляю, что в моем родном городе Тольятти Куйбышевской области первые талоны на мясопродукты и масло животное появились аккурат к смерти Леонида Ильича, то в ответ, как правило слышатся обвинения во лжи. А также утверждения, что талоны это эпоха позднего Горбачева или даже раннего Ельцина. Правда, затем выясняется, что обвинители, как правило, на момент развала Союза жили с мамкой и папкой в семилетним возрасте, но все-все помнят, либо проживали в Москве, Ленинграде, Таллине, Тбилиси и прочих столицах. Но это лирика, а пруффы действительно нужны. К сожалению, достоверного документального свидетельства по моему городу я до сих пор не нашел. Однако, начиная эту статью, отдаю себе отчет, что что без доказательств буду размазан свидетелями молочных рек в кисельных берегах по стенке.
Поэтому я не буду здесь опираться на утопические рассуждения и умозаключения, как, например, сделал сегодня тов. Марксист в своей очередной статье о неизбежности краха империализма введения талонов в капиталистической России. Я приведу официальные документы, и ничего кроме них, со ссылками на архивы. Единственно, что я себе позволю, это выделить некоторые фразы из цитат для лучшего восприятия. Правда, в документах речь не о Самарской, а о Пермской области, но это ведь не принципиально, правда? Документы взяты из этой книги.
Итак, начнем с письма работников прииска «Уралалмаз» председателю Красновишерского райисполкома Л.В. Леонтьеву с просьбой ввести продовольственные талоны. Ноябрь 1978 г. // ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 326. Д. 28. Л. 6. Копия. Машинопись.
г. Красновишерск Ноябрь 1978 г.
В связи с создавшимися затруднениями в обеспечении продуктами,
во многих областях и районах СССР практикуется выдача
таких продуктов как мясо, масло, яйца, колбасы по талонам, которые
выдаются ЖКО или домоуправлениями ежемесячно.Просим рассмотреть на сессии и внедрить такую систему торговли
у нас в Красновишерске.Решение данного вопроса просим сообщить нашему коллективу
и выслать в профком прииска «Уралалмаз».Всего 67 подписей.
Ответ: Письмо председателя Красновишерского райисполкома Л.В. Леонтьева главному инженеру прииска «Уралалмаз» Б.Б. Протасову по поводу просьбы работников прииска ввести продовольственные талоны. 24 ноября 1978 г. // ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 326. Д. 28. Л. 7. Копия. Машинопись.
Письмо председателя Красновишерского райисполкома
Л.В. Леонтьева главному инженеру прииска «Уралалмаз»
Б.Б. Протасову по поводу просьбы работников прииска
ввести продовольственные талоныг. Красновишерск 24 ноября 1978 г.
Красновишерский райисполком направляет Вам коллективное
заявление рабочих прииска «Уралалмаз», в котором они просят
установить талонную продажу продуктов.Райисполком предлагает провести с авторами заявления работу
и разъяснить, что введение талонной системы просто невозможно.
В реализации мяса уже давно нет по причине недостаточного его
производства и увеличения покупательской способности населения.Чтобы иметь в достатке такие продукты, нужно улучшить шефскую
помощь совхозам, чтобы больше получать сельскохозяйственной
продукции.Одновременно примите все меры к тому, чтобы мясо и молочные
продукты были в достатке на общепите, для чего выделяйте
ОРСам транспорт по их заявкам.Председатель райисполкома Л.В. Леонтьев
Видимо, не удовлетворившись проведенной с ними "работой и разъяснениями", авторы заявления пишут второе письмо уже секретарю обкома.
Итак, следующий документ: Письмо работников прииска «Уралалмаз» руководителям Пермской области с просьбой о введении талонов на продукты питания. Февраль 1979 г. // ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 326. Д. 28. Л. 2. Подлинник. Машинопись.
№217
Письмо работников прииска «Уралалмаз» руководителям
Пермской области с просьбой о введении талонов
на продукты питанияг. Красновишерск Февраль 1979 г.
Секретарю Обкома КПСС
Тов. Коноплеву Б.В.редседателю Обкома профсоюза
Тов. Пегушину В.И.
Председателю Облисполкома торговли.
К Вам, руководителям области, обращаемся с просьбой разрешить
вопросы обеспечения продуктами питания по талонам в связи
с создавшимися затруднениями по обеспечению трудящихся
такими продуктами как мясо, масло, яйца.С такой просьбой мы обращались к руководителям Красновишерского
района, их ответ мы высылаем Вам. Считаем, что это не
решение вопроса, а просто отписка, так как во многих городах Советского
Союза уже существует талонное распределение дефицитных
продуктов. Мы просим внедрить такую систему торговли и у
нас в г. Красновишерске.В ответ на замечание в письме, что мы должны оказывать помощь
совхозам в уборке урожаев, сообщаем, что каждый год оказываем
шефскую помощь совхозу, ездим на уборку сена, зерновых
и картофеля. О хорошей работе работников прииска в совхозе в
1978 году в районной газете «Вишера» не один раз печатались похвальные
заметки.Приложение: Копия письма в райисполком.
Копия ответа на это письмо.
Подписи трудящихся
Всего подписей: 1234
Подписные листы приложены.
И ответ: Письмо заместителя начальника Пермского управления рабочего снабжения «Пермлесурс» Л.Н. Георгадзе заместителю председателя Пермского облисполкома П.Ф. Боровкову и начальнику Пермского областного управления торговли А.И. Костычеву о нецелесообразности введения продовольственных талонов на прииске «Уралалмаз». 28 февраля 1979 г. // ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 326. Д. 28. Л. 8. Копия. Машинопись.
№218
Письмо заместителя начальника Пермского управления
рабочего снабжения «ПермлесУРС» Л.Н. Георгадзе заместителюпредседателя Пермского облисполкома П.Ф. Боровкову и
начальнику Пермского областного управления торговлиА.И. Костычеву о нецелесообразности введения
продовольственных талонов на прииске «Уралалмаз»г. Пермь 28 февраля 1979 г.
«ПермлесУРС» рассмотрел письмо прииска «Уралалмаз» об
улучшении организации торговли продуктами животноводства1.Отдел рабочего снабжения «ПермлесУРСа» организует торговлю
и общественное питание лесозаготовителей в Красновишерском
районе. В поселках Алмазный, Сев. Колчим и гор. Красновишерск,
наравне с алмазниками проживают лесозаготовители и бумажники.
Контингент этих поселков не подразделяется на лесозаготовителей
и работников прииска и снабжается одинаково. Поэтому
выделить работников «Уралалмаз» и ввести для них талонную
систему снабжения считаем нецелесообразно. На данном этапе,
«ПермлесУРС» не видит такой необходимости перевода торговли
на талонную систему отпуска дефицитных товаров. Как известно,
общественное питание и соцбытовые учреждения продуктами
животноводства снабжаются бесперебойно в потребных количествах.Зам. начальника
«ПермлесУРСа» Л.Н. Георгадзе
Что же, из приведенной переписки рабочих со слугами народов абсолютно ясно, что " во многих городах Советского Союза уже существует талонное распределение дефицитных продуктов" (со слов работников). Какие же это дефицитные продукты? Да банальные "мясо, масло, яйца". Что отвечают власти? Нет, не то, что введение талонов в принципе невозможно, не то, что такого явления нет и быть не может, они отвечают, что введение талонов "нецелесообразно, на данном этапе, «ПермлесУРС» не видит такой необходимости перевода торговли на талонную систему отпуска дефицитных товаров". Если кто не понял, на дворе конец 1978-го - начало 1979-го года.
И еще пара документов. Правда, первое письмо анонимное, но вполне себе хранится в архиве, зато ответ на него вполне себе официальный.
Поехали: Анонимное письмо жительницы города Чусового в редакцию газеты «Правда» о безобразном снабжении города продуктами питания и товарами первой необходимости. Март 1980 г. // ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 326. Д. 45. Л. 17-19. Подлинник. Рукопись.
№222
Анонимное письмо жительницы города Чусового в редакцию
газеты «Правда» о безобразном снабжении города продуктами
питания и товарами первой необходимостиг. Чусовой Март 1980 г.
Здравствуй, дорогая газета «Правда»!
Обращаюсь к тебе с большой просьбой: помоги мне найти правду.
Растолкуй мне, беспонятливой женщине, при каком же строе
или обществе я живу. Все вокруг говорят, что мы живем при социализме,
но мне что-то не верится. Социалистическое общество -
это общество, которое дало народу свободу и благосостояние. Да,
народ живет лучше, но не весь народ. Какое же это благосостояние,
когда я целый месяц не могу купить мыла, самого обыкновенного
хозяйственного мыла, а о туалетном мне даже говорить не приходится.
У меня трое детей, самой старшей 8 лет, а младшей 9 месяцев.
Чем мне мыть моих детей, чем стирать пеленки, помоги ты мне пожалуйста,
да разве мне одной. А нет не только мыла, нет вообще
никаких стиральных средств, нет стирального порошка, паст. Нечем
кормить малышей, нигде не могу купить манной крупы, нет
масла сливочного, чтобы положить в кашку. Нет зубной пасты в
продаже, зубных щеток. Мяса вообще не было 2 года. Вот недавно
дали нам по талонам немножко 0,500 гр. на 1 человека, так это бывает
1 раз в году. А как-то давали куриц по талонам, так на двоих
человек давали по 1/2 курочки. Даже костей не привозят, а когда
привезут, то не купишь, в очереди и продают то только по 2 кг на
человека, а я в очереди была 35 и мне не хватило.Так это что же делается. Чем же кормить мне семью, чем кормить
детей? Сегодня ходила на рынок и видела на рынке спекулянты
продавали хозяйственное мыло 1 руб. кусок и я не могла купить.
Это в наше-то время, когда как вот уже 30 лет нет войны, куда же
это все делось? Нет никакой рыбы, хек, камбала, треска - это вообще
дефицит. Бывает иногда минтай, но и это редко. А о шоколадных
конфетах вообще речи нет, их даже не бывает. Перебои с мукой.
Объясните пожалуйста, что же это творится только в одном нашем
городе или еще есть где-то такое же положение? Стояла в очередь
за колбасой, была 60 и купила 1 кг. на мою-то семью, больше не
дали. Горком партии что-то не очень беспокоит положение в горо-де, у нас его так и называют «Белый дом». Да и где же он будет
беспокоиться, когда там коммунисты отовариваются отдельно в
своем буфете, вечером, чтобы народ не обратил внимания. Там даже
сторожу живется хорошо, приносит домой по четыре палки копченой
колбасы, и сгущенного молока. Они нужды не видят, что им
нужно, им привезут в буфет на машине, они купят, а как быть простому
народу. Объясните пожалуйста, что за обстановка сложилась
в нашем городе, ведь уже нет никаких сил терпеть такое безобразие.
С питанием плохо, с предметами первой необходимости плохо, зато
с водкой в магазинах хорошо, очень хорошо. Наши мужики спились
все, пьют даже на работе и это считается в порядке вещей.
Рабочий стоит в очереди за колбасой, которую привозят 1 раз в
неделю, а водку возят каждый день в избытке, так что остается делать,
есть нечего, они пьют. В городе сплошное хулиганство, только
тут и слышишь, там убили, тут изнасиловали, тут раздели, а милиция
не может найти преступников, она сама боится. Писать больше
не могу, нет времени, и подписаться не могу. Пусть это будет анонимкой,
но молчать больше нельзя. А я за правду сидеть, даже за
правду и то не могу, у меня дети. Умоляю вас, примите меры, помогите
нам. Город Чусовой Пермской обл.12ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 326. Д. 45. Л. 17-19. Подлинник. Рукопись.
1 21 Подпись отсутствует.
2 Резолюция на 1-м листе в левом верхнем углу: Синельникову Б.З. Прошу
проверить состояние торговли в г. Чусовом, по возможности оказать помощь
достаточными товарами. В. Козиолов 13/1II-80 г.
А вот и реакция: Письмо заместителя начальника Управления торговли Пермского облисполкома И.Н. Волкова в Пермский обком КПСС о результатах проверки Чусовского торга. 11 апреля 1980 г. // ГОПАПО. Ф. 105. Оп. 326. Д. 48. Л. 20-21. Подлинник. Машинопись.
№223
Письмо заместителя начальника Управления торговли
Пермского облисполкома И.Н. Волкова в Пермский обком
КПСС о результатах проверки Чусовского торгаг. Пермь 11 апреля 1980 г.
По вопросам, поставленным в жалобе, поступившей из редакции
газеты «Правда», организована проверка торговли продовольственными
товарами в магазинах Чусовского торга1.В момент проверки в продаже был следующий ассортимент товаров:
макаронные изделия 5 наименований, крупа 1-2 наименования,
мука 1 сорта и оладьевая; жиры 3 наименования, масло растительное,
сало-шпиг, кость пищевая; молоко разливное, сметана, сыр
литовский; овощные консервы; борщ в 3-х литровых баллонах, капуста
маринованная, рассольник, маринованные огурцы, помидоры,
кабачки в 3-х л. баллонах. Есть в продаже свежий картофель,
свекла, соленые помидоры и огурцы.Из кондитерских изделий - карамель 5-6 наименований, пряники
1-2 наименования, печенье 4-5 наименований, вафли; рыботовары:
рыба-путассу, сардина свежемороженая, сельдь «иваси»
баночная и весовая, сардинелла пряного посола, консервы - «завтрак
туриста».Ежедневно 5-6 магазинов (из 27-ми) торгуют колбасными изделиями.
В день продается в среднем 1,5-1,8 тонны колбасы.Система продажи мяса населению по талонам была введена в
феврале 1977 г. В зависимости от ресурсов устанавливаются нормы
продажи мяса и птицы.За 1979 год при фонде мяса 453 тонны продали населению 240
тонн; 60 тонн для инвалидов войны и больных сахарным диабетом;
153 тонны израсходовано на соцбытовые учреждения. В январе феврале
при лимите мяса 80 тонн продажа по талонам составила 70
тонн по 0,5 кг на человека в месяц.Масла животного за 1979 год продано населению 265 тонн при
фонде 337 тонн. В январе маслом не торговали из-за отсутствия
ресурсов. В феврале-марте продали по талонам 30 тонн при лимите
37 тонн по 200 гр. на человека в месяц.Моющих средств и зубной пасты в момент проверки в продаже
не было. Но фонды 1 квартала по этим товарам реализованы полностью.Фонд Факт
Мыло хозяйственное (тн) 20 29
Мыло туалетное (тн) 21 25
Стиральный порошок (т.р.) 42 40
Зубная паста (т.р.) 10,5 13,4Руководству торга и заведующей горторготделом т. Бояндиной
Л.И. предложено расширить число магазинов по торговле комиссионным
салом-шпик, обеспечить бесперебойную продажу сухоймолочной смеси «Малыш», риса, рыбных консервов, усилить контроль
за качеством хлеба.Зам. начальника управления И.Н. Волков
Еще раз, для закрепления: "Система продажи мяса населению по талонам была введена в
феврале 1977 г."
У марксистов-ленинистов талоны на еду в развитом социализме СССР 70-80-х это норма.
Комментарии
Кстати,если я не ошибаюсь,вы буквально в начале говорили,что "пущай сами себя мясом обеспечивают,металлурги-белоручки,ишь зажрались".
Ну вот,они и обеспечивали.Что не так?
Вы уверены, что хотите серьезно поговорить о качестве шоколада в СССР?
Расскажите, что вы в детстве кроме "шоколадка Пальма" ничего не ели.))
Ну если честно, то шоколадками мой город при СССР не баловали. Помню поехали играть в Горький на юбилей ГАЗа и вот накупили неких "шоколадных" плиток - фуфло редкостное, но дома и того не было.
А речь идет о качестве продуктов питания, в том числе шоколада, которые выпускались в СССР. В основе тех же "шоколадных" конфет были растительные масла с отходами какао. Я понимаю, что раньше все было лучше, но здесь надо почитать документы и пообщаться со специалистами. Не бывает дешево и качественно.
Год пиши, небось 85? В моем детстве (70е) в любой булочной от арахиса до торта из шоколада( минимум 30 наименований) витрины ломились.
Был шоколад. Кто спорит. Мяса в магазине то было, то не было. А шоколад-как не быть...Московского-у нас не было, конечно. Разве только-привозил кто. Но, был алма-атинский ( сейчас фабрика "Рахат"). Особенно неплох был плиточный шоколад-"Абсент"( это название в честь призового коня) и ромовые батончики. И, почти перед закатом Союза появился таллинский "Аврора"( да-да, именно так и назывался. И, даже-тот самый крейсер был на этикетке). Отличный шоколад. Хотя-до московских образцов-конечно-не дотягивал.
А " сладкие плитки"-это такое говнище...было.
Ну может от в Алма-Ате и был, я про Воронеж - у нас не хрена не было.
Вообще республики и нацокраины снабжали лучше - в то же время поехали в Харьков на турнир, просто офигели от ассортимента тамошних магазинов. Накупили сгущенки, сгущенного какао... Ну общем подростки тогда еще были ))))
Год назови.
Я ж выше написал? Не читаете? ну года с 1973, когда меня родители в магазин отправлять за покупками начали )))
У нас гастроном и овощной были на первом этаже дома, так что я с того времени во всем разбирался лично )))
В 1973 не было шоколадных конфет??? У меня в эти годы, на кухне, верхний ящик кухонного стола под завязку был забит конфетами, рядом в булочной целая витрина. Не повезло вам...
Где не было? Наверное где-то и было, у меня в магазинах - не было. Вы в каком городе жили тогда и в какой семье? У меня Воронеж, родители были инженеры.
Кстати0могло и не быть. Конфет, сыра, колбасы, буженины, осетрины, бородинского хлеба, 8% сливок.
Вот постоянно чего-то да не было. Или вообще ничего не было.
Так...
Хлеб. Был только белый( правда-разнообразно. Вплоть до маленьких булочек по 3 копейки). Ржаного не было вообще.
Молоко...Ну-в очередь, понятное дело. Да и-я его не собо и пил даже в детстве. Сметана...ну сметана-это если в семье школьник-пионер или старик-пенсионер.К обеду-никакой сметаны не оставалось уже.
Масло...охххх...не будем про это. Года до 1979 периодически "выкидывали", потом-считай, что пропало куда-то.
Мясо. Ну-с мясом в КЗ всегда было чуть попроще, чем в России9 хотя-почему-вопрос. Страна-то одна была). Но и то. Не особо баловали мяском.
Рыба...привозили с прудового хозяйства пару раз за год-продавали из таких бочек( карп, да всякая фигня. Мясо невкусное-рыбу кормили комбикормом). А так-вот батя съездит-наловит по зиме-вот и ладно. Да хорошо еще-дядька капитаном ледокола был на Зайсане. Судаки-сазаны, нельма-шельма. Когда и таймешек( но,это редко). Но-не у каждого е дядк-капитан.
Курево. Проблем не было. Вообще.
Водка( спиртное)-тоже не было проблем. Самый красивый отдел в магазине.
Точно говорю не было. У нас.
Это да. в 1980-м, поехали к родне на Волгу( Камышин-Волгоград)...у нас-не богато было в магазинах тогда, но там...это вообще что-то. Полный Пэ. То есть-вот кроме хлеба, мало-мальской крупы, сахару и грузинской соломы в качестве чая-там, кажись, нихрена и не было больше. Все остальное-с рынка.
Вот-вот, это наш случай, промышленный центр. Ну может чуть лучше того, что Вы пишете. )))
А сейчас кроме оставшихся с СССР "рот фронт" и "бабаевский" всё- сладкие плитки. У нас в городе разорили кондитерку, сейчас только московские и можно брать, ценник только конский. С колбасой вообще швах, наша ЕМК тоже разорилась, а такие колбасы выдавала...пальчики оближешь.
Да прям. "Коркунов"-отличный шоколад. Недешево, но и качество-вполне. Фабрика "Россия"-согласен-не очень. Ну-такое. Ходовые сорта. Дешево и сердито. Но, вообще-российский шоколад-в Казахстане считается. особенно-московский.
Упаковка отличная! Покупаешь упаковку, я ее не ем.
Да уж надеюсь, что не грызете картонные коробки. Но-конфеты-отличные. Мне нравятся.
Дык я смотрю Вы у нас не избалованные. Коркунов был хорош, пока его Нестле не продали. После этого качество ушло, пришло пальмовое масло. Как и везде 😡
Вы хоть иногда состав на продуктах читаете? Попробуйте для разнообразия, познавательно
Да те же 70е. Арахис - дерьмо редкостное, его вообще есть нельзя, орехи им в кондитерке заменяли в СССР.
А идея простая: если Вам кажется, что "шоколадные изделия" для трудящихся добавляли в значительном количестве масло какао бобов, покупаемых за рубежом за валюту, то у Вас что-то не так с миропониманием.
Это у того кто ГОСТы отменил.
Скажите, Вы темой ГОСТов в пищевке хорошо владете? Или на уровне мифа? Ну вот например Вам статья по теме https://peaceinukraine.livejournal.com/1907024.html
Мамиконян на Вести ФМ регулярно эту тему затрагивает, про качество продуктов тогда и сейчас. В том числе и шоколад там обсуждали.
Если интересно - послушайте.
Вы знаете, я не специалист гостов, я - гурман. И в шоколаде разбираюсь.
Не, ну ясное дело-были. Тот же "Рот Фронт"( основана в 1826 году купцами Леоновыми) или "Бабаевский"( фабрикация купцов Абрикосовых). Ну а то...
На всю Россию торговала)))
То ли дело при СССР - всю страну обеспечивала.
У нас в городе своя кондитерская фабрика, но возможность купить их продукцию на месте появилась только после развала Союза, до этого мы их конфеты из Москвы привозили.
Согласен, я о том из чего делали и сколько там было реально самого дорогого ингредиента - масла какао бобов.
А чем было кормить? Комбикорм редко привозили, вот и кормили чем могли. Дешёвые крупы были то же в дефиците. Яиц в магазинах просто не было, вот и держали кур. У кого был доступ что бы кормить поросят, держали их.
С этого и начинать надо было- не более шести булок в руки, Караул!!! не доедали.
Полбулки на человека. Сегодня это много, нам с женой выше "крыши" а в молодости уходил в лёт. Сегодня большой выбор круп, каш, мяса. Тогда этого не было, основная пища хлеб, картошка, квашеная капуста. Яиц не было совсем, молоко было разливное. Сметану наливали в свою банку, с верху прикрывали бумагой. Где то в 1965 году появились пластмассовые крышки это был прогресс, затем и полиэтиленовые мешочки за 20 коп, которые стирали и использовали пока не порвутся.
А че не 100 грамм?
10 копеек!!! Походу склероз или в сказки потянуло школьника.
совсем кукуха что ли поехала?
в СССР реально чуть голод не случился в начале 60-х. по крайней мере, в ряде мест точно талоын на хлеб вводились.
Сибу повезло, не было такого, но слухи такие ходили.
ибо так "успешно" тля кукурузная "целину подняла".
или этот эпизод советской истории вам совсем неизвестен?
вместе с событиями в Новочеркасске?
потом советская Ылитка продала первородство за чечевичную похлёбку - США согласились продавать незадорого комми зерно и ещё кой-чего за молчание про лунную аферу.
Про 60е не скажу маленький был, а в 70е хлеб бесплатно лежал в столовых и молоко стояло кипяченое в школьных столовых.
в 1979 про который речь у ТСа - не было у нас в школе бесплатного хлеба. 2коп. от стоил, что ли. молоко кипячённое тоже не помню.
у нас вообще странная область была - давала очень много валовых молока и мяса, только мы их не очень видели.
В Свердловске было. Можно было съэкономить на деньгах( на обеды). Я себе так клюшку купил KOHO.
У нас в 70-е/80-е брали 1 руб в неделю на школьные обеды: суп, каша, компот/кисель/напиток, хлеб 2 куска, салат.
алегарх! поди ещё и коньки Ботас были? ;)
У нас один товарищ ходил на тренировки хоккеистов во дворец спорта и собирал ломанные клюшки, ремонтировал и продавал по 1р 50 коп. Коньки у меня "гаги" были ))
И каска "JOFA"))) А клюшка и ЭФСИ неплохая была. Только не Темп!!! Вот где полено.
Кстати да. Кукурузу обмололи, а куды её девать? Моя мама как раз с 1960г в северном Казахстане жила. Говорит, кукурузный хлеб лежал свободно, но брали его плохо - более плотный и вкус непривычный. А обычный пшеничный получали по талонам (на малолетнюю сестру и мать-печёночницу полагалось).
да там много что было. реально неурожай был. или думаете, что Новочеркасск просто так случился?
плюс запороли целину неправильным подходом.
В 1963? Хлеб в СССР НИКОГДА не продавался по талонам. Был с разными добавками во время экспериментов Хрущева, но его всегда было достаточно. Предполагаю, что у вас в поселке хлеб был привозной, народ держал скотину и закупал хлеб для ее прокорма. Такое было во многих местах, начиналось обычно с того, что скупали остатки хлеба вчерашнего завоза, а потом спрос рос и начинало не хватать уже и ежедневного завоза хлеба - потребление хлеба превыгало все мыслимые нормы.
Именно потому и составляли списки - если кто то при семье в 4-5 человек заказывал, к примеру, 10-15 буханок хлеба , все было ясно. Запрет кормить выпечкой скотину - это не "продажа хлеба по талонам".
В 1982 году, на майском Пленуме ЦК КПСС была принята Продовольственная программа СССР. В преамбуле прямо говорилось, что если хлебом и макарошками народ обеспечен, то с мясом и маслом наблюдается дефицит.
Ага, круто так обеспечен, если закупать продовольственное зерно миллионами тонн у Канады и США. Про качество советских макарон я вообще молчу.
Тем не менее факт есть факт. Скотину хлебом кормили. Лично покупал и кормил
Ха! Так вы и виноваты в дефиците.
И когда это у нас дефицит на хлеб был?
Дефицит на хлеб был в начале - середине 60-х. Связано это, кмк, с "кукурузной политикой" Хрущёва. Он тогда почудил, как любая жертва феномена Даннинга-Крюгера.
Страницы