Почему ленинградцы не ловили рыбу в блокаду?

Аватар пользователя Loraine

В преддверии, во время и после праздника Победы, волны интернетного моря приносят к нашим берегам не только хорошее, но и всяческий мусор, разной степени гниения.

Сегодня на линии специалист по зимней рыбалке. Сытомордый эксперт, который считает жителей блокадного Ленинграда и руководство осаждённого города значительно глупее и ленивее себя.

Почему в блокадном Ленинграде запретили ловить рыбу на Неве, и на Ладоге?
Вот почему?
Я на зимней рыбалке за день поднимаю 3-5 кг рыбы. Нахрен мне ваши 150 грамм хлеба?
Но запретили ловить.
В чём смысл???

Мы в дорогой редакции посоветовались и решили: предоставить рыбаку-нонейму – минуту славы, а именно поделиться с нашими уважаемыми подписчиками постом-размышлизьмом от данного судака районного масштаба.*

 
Минута славы


Что же касается вопроса рыбной ловли в
блокадном Ленинграде, то тех, кого он заинтересовал могут прочесть статью по теме

* В пост вкралась очепятка. Вместо слова "судак" следует читать "чудак" и ни в каком случае не заменять в слове первую букву.


 

Почему ленинградцы не ловили рыбу в блокаду?

564
 

"Искателю" Е.Баранцеву из рязанской "Комсомолки" и его читателям не удалось вменяемо ответить на вопрос, вынесенный в название статьи. Они почему-то считают блокадников гораздо глупее и ленивее своих современников

Внезапно оказалось, что вопрос "Почему ленинградцы в блокаду не ловили рыбу?" тревожит многих соотечественников. Ответ, вроде бы, плавает на поверхности, но ухватив его, задающиеся вопросом не всегда в полной мере осознают, что на поверхности много чего плавает. И не всегда это можно есть в голову.


Изначально, со стороны все выглядит просто:

Город стоит на воде. В воде живет рыба. Лови рыбу хоть руками и клади на блокадный хлебушек - улучшай рацион. А если голодали, значит не ловили.

А не ловили...а не ловили, потому что:

1. не умели (белоручки).

2. НКВД запрещал, чтобы уморить интеллигенцию.

Разобрались, ха, за фюнф минутен! Дайте следующую тему!


Достойных содержательных материалов по этой теме с ходу практически не найти. Тема, хоть иногда и всплывает в различных обсуждениях, но практически не раскрыта и нуждается в осмыслении.

Чтобы ответить на вопрос ПОЧЕМУ не ловили, давайте разбираться с позиции здравого смысла СКОЛЬКО, ГДЕ, КАК и КТО должен был рыбачить, чтобы кормить каждый день более 2 миллионов человек (военные + гражданские, блокированные в осажденном городе) рыбой и спасти их от голода.



driuygqjr_e
На блокадных фотографиях, где снята замерзшая Нева, рыбаков на льду никогда нет

 

Рыболовство на Неве до войны

"Невское рыболовство до войны, основанное, на проходных рыбах (рыба, которая заходит в Неву раз в сезон во время нереста), строилось, главным образом, на 3 породах: корюшке, миноге и лососе. Довольно существенное значение имел вылов ряпушки, которая, однако, наблюдалась на Неве не ежегодно. В очень ограниченном количестве в уловах попадался сиг, щука, окунь, угорь, язь, сырть, лещ, ерш, уклея, голавль, хариус, плотва и туводный налим.


Рыболовство на Неве тогда и сейчас производится с открытия навигации и до ледостава. Из года в год промысловый сезон начинается, примерно, в апреле и кончается в ноябре. Зимний сезон, в отношении промысла, обычно бывает „мертвым“, за исключением отдельных случаев незначительной добычи туводного налима."


Примечание: Почему важно зафиксировать данные именно по зимним месяцам? Кризис снабжения Ленинграда, запустивший процесс голодных смертей случился в ноябре 1941 - январе 1942 г. Суровая зима. Толстый лед на всех водоемах. Позже, весной 1942 г. ситуация со снабжением стала выправляться, нормы выдачи продовольствия были повышены, организованы пункты лечебного питания, но истощение, вызванное голодом зимних месяцев 1941 г., продолжало забирать человеческие жизни. Летом 1942 г. смертность в городе вернулась к доблокадным показателям.


02564
Динамика уловов отдельных промысловых пород рыб в Неве (в ц) ЛУЗАНСКАЯ Д.И. Рыболовство на р. Неве.


luzan_t7
Ассортимент уловов на Неве в 1934-38 гг. Тот же источник

56987
Поквартальные уловы (в ц) Тот же источник. Обратите внимание на околонулевые значения I квартала (январь-март) - в это время ловить практически нечего.

В уловах в предвоенные годы корюшка составляла 84,6%, минога — 7,03%, лосось — 2,5%, ряпушка вместе с мошкаркой — 3% и остальные породы — 2,87%.
Важно: корюшка приходит только весной, минога - весной и осенью до ледостава, а лосось, в основном, ловился ближе к Ладожскому озеру, т.е. там, где проходила линия фронта. Еще раз: в зимние месяцы до войны лов практически не велся, в виду экономической нецелесообразности - затраты на лов больше, чем результат.

Сколько надо

Считаем калорийность: в самое голодное время продукты, получаемые по карточкам имели суточную калорийность:

для рабочих-  1087 ккал,

для служащих - 581 ккал,

для иждивенцев - 461 ккал,

для детей до 12 лет - 684 ккал.

Часто и этот минимум получить было невозможно. Минимальное расчётное суточное число килокалорий для поддержания энергозатрат организма - примерно 2500 у мужчин и 2000 у женщин. 100 г речной рыбы имеют калорийность 80-100 ккал. Итого имеем, что для относительно нормального питания каждому жителю осажденного города нужно было добавлять КАЖДЫЙ ДЕНЬ к действующему рациону еще 1000-1500 ккал примерно. Если гипотетически дополнять рацион блокадника только рыбой (а другое пропитание под ногами нигде зимой не растет), то каждому ленинградцу требуется минимум килограмм рыбы, еще раз акцентирую, КАЖДЫЙ ДЕНЬ.


511917_600

Итого: 2 млн. человек ежедневно должны были бы съедать 2 000 т (две тысячи тонн) рыбы. В теории с ноября 1941 г по май 1942 г. ленинградцы для балансирования на грани голода в дополнение к хлебному рациону съели бы весь груз 400-метрового контейнеровоза-гиганта полностью загруженного замороженной рыбой. Рыбный груз с этого корабля будучи вываленным в Неву, образовал бы по всей ее длине в черте города плотный вал рыбы шириной около 7 метров, временами даже возвышающийся над водой.

 

Сколько было

Обладала ли Нева, на тот момент скованная полуметровым льдом, никогда не имевшая серьезного промыслового значения, указанными выше рыбными запасами?

Смотрим в таблицу выше: ежегодно в Неве добывалось в среднем 6 000 ц рыбы (до революции - 2 400 ц), причем 85% приходилось на корюшку. Если убрать из общего годового улова 90% приходящей раз в году корюшки (корюшка появляется только с 20 апреля до 15 мая, а рассматриваемый критический период ноябрь-январь 1941 г.), то что в остатке? 900 ц возможного максимального улова.

Много это или мало? На иллюстрации с контейнеровозом выше, этот объем для наглядности обозначен желтым пунктиром в правом верхнем углу. Делим всё это на минимум 2 млн человек и получаем максимум 50 ГРАММ (пятьдесят грамм) в ГОД невской рыбёшки на каждого ленинградца при ловле рыбколхозами профессиональными (неводами и мережами) орудиями лова.

Т.е. на одного блокадника мать-природа могла выделить из Невы в самом лучшем случае по небольшой (15 см в длину) ряпушке с головой, хвостом и кишками, например. Не в неделю или месяц, а в год, друзья. В год. Это вся та рыба, которую теоретически можно было бы вытащить тогда из Невы при 100% эффективном способе лова.

 

9b8553e3b9e2368cc01b8aa21b59f3ad

Ряпушка, 1 шт. Можно попробовать насытиться одной тушкой на целый год.

Первый вывод: даже половину жителей постоянно кормить рыбой зимой не получается, в этот момент в Неве полностью отсутствует корюшка - основная промысловая рыба реки.

Ну может быть не всех, а хоть кто-нибудь из блокадников мог бы повысить качество своего питания, занимаясь подледной рыбной ловлей? Рассмотрим возможности для лова зимы 1941 г. Самые-самые оптимистические, т.е. фантастические.

 

Где

linijafrontana21.09.1941goda
Линия фронта осенью 1941 г. Восточный берег (а это, в основном, отмели) Финского залива простреливается полностью немцами и финнами. Нева доступна только наполовину.

Восточная часть Финского залива представляла собой полностью просматриваемую фронтовую зону. Зимняя рыбалка здесь - эквивалент собирания свекольной ботвы на минном поле. Кроме этого, самая распространенная глубина здесь около 1,5-2 м - не всякая рыба здесь ходит.

Участок Невы, где ленинградцы теоретически могли ловить рыбу подо льдом имеет длину 30 км. Дальше к Ладожскому озеру снова начиналась линия соприкосновения боевых частей. На самом деле, возможная "промысловая" зона ГОРАЗДО меньше, так как рыба, естественно, ходит не в каждом квадратном метре реки и редкие "уловистые места" на Неве соседствуют с обширными зонами, где ловить абсолютно нечего. Не забываем, что в прифронтовом городе присутствуют зоны отчуждения вокруг значимых объектов (заводы, водозаборы, корабли у стенок), которые серьезно охраняются и доступ туда закрыт.

До войны в рыболовецких колхозах, что работали в нижнем течении реки в черте города, трудилось около 200-250 чел. Основным промыслом (апрель-май) у них был лов корюшки. Орудия лова: неводы, мережи, бураки. В остальные месяцы рыбаки уходили в Финский залив и Ладожское озеро. В Неве оставались те, кто ловил в верхней части реки, ближе к Ладоге, в основном, малочисленного лосося (несколько процентов от общего вылова в Неве).

Как

Итак, представим малореальное: ежедневно зимним утром на лед полуметровой толщины выходят не занятые войной и работой люди (младшие школьники, женщины в возрасте и старики), долбят лунки (это, кстати, не такое простое дело (см. видео по ссылке) даже для здорового человека на вдвое меньшем по толщине льду), рассаживаются с самодельными орудиями лова (с леской в СССР была проблема) над лунками в прикормленных местах. Прикормленных чем, кстати? Чтобы "вырастить" дождевых червей зимой, например, надо ящик с температурой +25°C и несколько месяцев ждать. Сети я не рассматриваю, так как не было их в таком количестве на руках и управляться с ними на льду нужно очень много здоровья и навыков, да и не факт, что они в разы повысят уловы.

Берем расстояние между рыбаками около 3 м и снова допускаем ненаучную фантастику, что все они умелые рыбаки, у каждого есть снасть и наживка и у всех разом, несмотря на зиму, хорошо клюет целый месяц. 30 000 м / 3 м = 10 000 мест в ряду. Организовать, обеспечить и направлять более нескольких тыс. непрофессиональных рыбаков мне представляется невозможным, но, опять же для красоты картины, пусть одновременно 50 000 человек с фантастическим везением вылавливают из-подо льда каждый по 2 кг рыбы в день = 100 тонн. (Цифра 2 кг взялась из среднего улова нынешнего подледного рыбака-любителя. Но она посчитана опять в весенние месяцы корюшки.) Делим на 2 млн. жителей и снова получаем ту самую ряпушку весом 50 г (пятьдесят грамм) на одного обитателя блокадного города, которыми голодные смерти зимы 1941 г. не остановишь.

Итого, в самом сказочном варианте, обессиленные люди при отсутствии угрозы жизни от действий врага (что бы сделали германские воздушные разведчики, увидев такое скопление народу на льду? Правильно думаете - координировали бы артиллерийские удары по рыбакам. Они такое практиковали.

С ноября 1941 до конца года по городу немцами выпущено самое большое количество снарядов при сохранении бомбовых ударов с воздуха), при ежедневном массовом успешном вылове рыбы, смогли бы добыть каждому ленинградцу по 50 г рыбы в день в течение месяца. 60 ккал. Из 1 000 ккал, которые надо было добавить к рациону. Еще раз, при волшебном везении, которого, естественно, не могло быть. Рыба не могла внезапно начать размножаться в десятки раз быстрее и сама выпрыгивать из-подо льда, а истощенные дети и женщины, часами замерзая (нахождение на льду требует огромных затрат энергии организма), не смогли бы вылавливать промышленные объемы рыбы, как это делали бы бывалые рыбаки при помощи профессиональных орудий лова в мирное время.

Кроме того, рыбалка - это не магазин. В ней нет линейной зависимости добычи от вложенных усилий и средств, так как присутствует масса случайных факторов, влияющих на улов. В блокаду количество случайных факторов возрастало и стабильного каждодневного улова, который компенсировал бы затраченные усилия, просто не могло быть.
Даже поимка корюшки (самой массовой рыбы в Неве) требует определенных специфических навыков, а массовое увлечение ловом корюшки пришло в город только в конце 1960-х годов.)

Второй вывод: даже если мобилизовать огромное число людей, не занятых войной и работой, на подледную ловлю при самых фантастических условиях, качественно изменить рацион сотен тысяч ленинградцев не получается и остановить добычей рыбы вал голодных смертей зимой 1941 г. было невозможно.

"...Город Кронштадт под энергичным руководством райкома живет. Нормы хоть и скудны, но очередей нет, налажено четкое распределение продуктов. Организовали лов рыбы из-подо льда, и каждый день рыбный улов в несколько сот килограммов идет детям на завтраки".

Всеволод Вишневский, 24 декабря 1941 г.

Это маленький Кронштадт, расположенный в Финском заливе в 25 км от дельты Невы, в котором большинство военные моряки. У них была возможность добывать рыбу глушением (хоть это было и запрещенную официально). А что делать штатским в Ленинграде?

 

Колюшка - спасительница

kolyushka1

КоЛюшка

Единственно доступной рыбой была миниатюрная (5 см) коЛюшка. Этот неприхотливый, не имеющий промыслового значения вид, в мирное время не употребляющийся в пищу и считающийся у рыболовов «сорным» был спасением для ленинградцев. Её вылавливали сачками, сумками, рубашками, майками.

По весне для её отлова организовывались бригады. По воспоминаниям блокадников,

«за 3-4-5 часов … налавливали по противогазной сумке колюшки, а это 4—6 килограммов. Это было тогда, когда лёд сходил»

(т.е. точно не зимой 1941-42 гг.). Опять же, даже колюшка встречается не в любом месте и ее общее количество измеряется не десятками тонн.

 

А что же рыбаки-профессионалы?

«Воскресенье, 14 декабря 1941 г. Трест «Ленрыба» приступил к подледному лову. Даже план установлен: 10–12 тонн рыбы в сутки. План не слишком велик, но выполнить его не так просто, тем более что ловить рыбу на Финском заливе, на виду у врага. Ораниенбаумские рыбаки, начавшие подледный лов еще 22 ноября, в первый же день были обстреляны. Двое из них погибли. Пришлось обмундировать рыбаков так же, как разведчиков — в белые маскировочные халаты».

12 тонн в сутки - в масштабах города это ничего. На госпиталя не хватит.

Пришла весна 1942 г. Лед сошел к маю. Отправляем всех, кого найдем, ловить рыбу в простреливаемое Ладожское озеро?

Смотрим на озерные рыбные запасы. Средний годовой улов промышленным способом в Ладожском озере с 1946 по 2010 годы составил 3871 тонну, т.е. 10,6 тонн в сутки из которых большая часть приходится всё также на приходящую раз в год на нерест корюшку. Это опять не те цифры в масштабах города и фронта, ради которых стоило вести промысел.

Цитирую правильную мысль из сетевого обсуждения:

"На Ладоге ловить, конечно, можно было, но там, насколько мне известно, весь рыбный флот, как и весь другой флот, мобилизовали на Дорогу жизни, и это мне представляется оправданным. Сейнер, поставленный на регулярную трассу, привозит по расписанию полные трюмы продовольствия. Если же его отправить просто ловить рыбу, то он вернется неизвестно когда и неизвестно еще, сколько рыбы привезет. Так что здесь использование рыболовного флота в роли транспортного для целей снабжения продовольствием в тех условиях было просто намного эффективнее, чем по прямому его назначению."

 

23654
Данные о выявленных случаях инфекционных заболеваний в Ленинграде в январе-марте 1942 г.

Еще одна проблема пришла в город вместе с таянием льда. Весной 1942 г. в Ленинграде сложилась крайне опасная эпидемиологическая ситуация. В срочном порядке начались масштабные работы по очистке улиц и придомовых территорий от зимних загрязнений. Снег таял и в речной воде оказалось огромное количество опасных для здоровья примесей органического содержания, накопленных мегаполисом за зиму, к которым прибавлялись продукты разложения трупов людей и лошадей, погибших на местах боев выше по течению. Есть свидетельство блокадника о том, что на набережных стояли предупреждающие таблички о возможности отравления рыбой, выловленной из городских водоемов, а улов изымался.

Итого

Рыба всё-таки добывалась осенью 1941 г., но, в основном, не централизованным способом: жители с риском для жизни собирали оглушенную взрывами бомб и снарядов, а также ловили подручными средствами. Профессиональные рыбаки хоть и действовали, но физически не обеспечивали объемов, достаточных, чтобы повлиять на ситуацию в голодном городе. В Кронштадте военным морякам было проще добывать рыбу, так как Кронштадт имел небольшие, относительно Ленинграда потребности.

В условиях наступившей зимы 1941-42 года достать из-подо льда достаточные для поддержания жизни 2 млн. ленинградцев запасы рыбы было невозможно, даже если выгнать всех, кто может ловить рыбу на лед. В Неве просто не существует такого количества рыбы, которого хватит, чтобы хоть как-то подкормить население и войска.

Рыба в Неве в промысловом объеме появляется пару раз в год, когда идут на нерест корюшка и минога, но это не зимние месяцы. В критические для горожан месяцы (ноябрь 1941 - февраль 1942 г.) вылов рыбы и в довоенные годы падал до околонулевых значений. Даже просто вести успешный каждодневный лов в Ладоге и в Невской губе истощенным и замерзающим детям, женщинам и старикам без профессионального навыка было физически нереально, тем более, в условиях близости линии фронта, а удачно выловленного не хватило бы для поддержания организма большому количеству людей. Вал смертей зимы 1941 г., когда погибла или заболела дистрофией большая часть ленинградцев, рыбой было не остановить.

Позже, когда сошел лед, появилась возможность ловить примитивными способами "сорную" рыбку коЛюшку. Начиная с весны 1942 г. снабжение города по Дороге Жизни налаживалось (нормы выдачи продуктов повышались с января 1942 г.) и кризис с поставками продовольствия был преодолен, хотя люди продолжали умирать от истощения, полученного в зимние месяцы. Рыболовецкие суда Ладожского озера были в разы эффективнее для перевозки продовольствия в город и эвакуации населения для сокращения количества едоков внутри блокадного кольца, чем для промысла рыбы в условиях военного времени.

Чуть позже в послевоенном Кенигсберге также повторяется история голода в городе, стоящем на воде и у моря. Даже без войны, в разы меньшее по количеству население столицы Восточной Пруссии не смогло себя прокормить рыбалкой никоим образом.

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

ты в самом деле обыкновенный дурак?

Аватар пользователя Алекайтен
Алекайтен(5 лет 4 месяца)

Хорошая статья,годный разбор ля ля "успешного рыболова". Кто критикует похоже статью не читали,сразу рванули комментировать.)

Аватар пользователя DFR
DFR(4 года 5 месяцев)

Читал воспоминания блокадницы пержившей блокаду в Кронштадте, она рассказывала, что город спасся только благодаря рыбе, которую глушили. Ее ленинградские родственники умерли все, кронштадские все выжили. Сразу, скажу, как  местный житель, на Неве зимой и ловить и глушить нечего.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Кронштадт был базой флота и снабжение там было несколько лучше остального города. На военный паек выживала вся семья.

Аватар пользователя DFR
DFR(4 года 5 месяцев)

Она как раз без мужа была, его в начале войны куда то отправили и до блокады он вернуться не успел.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Весь Кронштадт это одна сплошная база и работали там все жители. Поэтому и пайки были лучше.

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Годный срач. Ахтунг - пахнет трольчатиной! Автор, нет ли в обсуждении упырей? Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за день.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя bogomilism
bogomilism(6 лет 4 месяца)

Прочитав статью и комменты, понял одно - мало кто знает, как добывается рыба зимой на Финском заливе. Скорее всего и руководству блокадного Ленинграда этот способ был неизвестен.

Я хоть и из Севастополя, но пару лет проработал в Питере, как раз на первой линии Финского залива. Мы по утрам как раз и брали эту рыбу у современных браконьеров. 

Ночью под лёд ставятся сети (с десяток способов) и в них на следующую ночь очень много "доски", т.е. леща. Очень много. Ребята браконьеры по этому поводу очень возмущались, т.к. лещ им вообще не нужен был - костлявый, и вообще не ценная порода рыбы. Они были нацелены на крупного судака, но даже в очень крупную сеть всё равно лез лещ, из-за своей формы.

А на удочку можно только именно что ловить, но никак не добывать. Добывать - это сетями.

Это для полноты картины.

Понятно, что многомиллионный город скорее всего и с помощью сетей рыбой не накормишь, но представлять себе, что зимняя рыбалка - это только куча рыбаков с удочками у лунок - это тоже дичь какая-то.

Аватар пользователя Бой Курантов
Бой Курантов(9 лет 5 месяцев)

Бред какой-то в голове этого задавателя вопросов. Выловили всю немногочисленную рыбу, ловили по каналам в том числе.

А потом в ход и колюшка пошла, многих спасла в годы Блокады. Памятник ей в Кронштадте установлен:

 

Аватар пользователя Бой Курантов
Бой Курантов(9 лет 5 месяцев)

Ловили рыбу под первым Елагиным мостом. Спустились под мост и там, лёжа на деревянных стропилах, стали работать корзинами. Колюшка! Та самая, мелкая-премелкая, с полмизинца длиной рыбёшка, которая бегает юркими стайками на взморье, в самых мелких местах… Сколько раз мальчиком пытался я поймать хоть одну рукой — никогда не удавалось. А тут мы погружали в воду свои корзины, ставили их против течения под тупым углом и через минуту выдёргивали. В корзине прыгало 10—15 колюшек.

За два-три часа вёдра наполнились.
Колюшку варили, жарили, делали из неё котлеты. Кормил несколько дней маму, выменивал на табак. Не думал, что такая вкусная эта игрушечная, кукольная рыбёшка…

Л. Пантелеев

https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_блокадной_колюшке

Аватар пользователя Земляк 67
Земляк 67(6 лет 1 месяц)

Дело сношателя  матрасов Вити Шендеровича в создании дискуссии о "не за тех воевали" продолжает жить. Несостоявшиеся абажуры настольных ламп, которые освещали бы на вечернем столе кружечку "Баварского", продолжают вылезать как по свистку. Вопрос- что эффективней? Свистящих озадачить УК, или этих уродов собрать в одном месте для проведения профилактических мероприятий?    

Аватар пользователя Владислав 1965
Владислав 1965(6 лет 10 месяцев)

В Крыму дельфинов ловили на мясо, но это море и не было блокады.

Хорошая статья, спасибо.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

собак и кошек съели в первые же месяцы Блокады. удивляет другое - в городе не было даже крыс! куда то все подевались.

а некоторые в полях искали мышек. 

Аватар пользователя Владислав 1965
Владислав 1965(6 лет 10 месяцев)

Крысам тоже есть нечего было, разбежались кто куда.

Но как только блокада завершилась, тут же настолько расплодились, что пришлось кошек завозить из Омска (за точность не поручусь, читал где-то).

Много чего было в блокаду, одной строкой и не опишешь.

Кто ищет грязь, найдёт её в избытке, а кто добро-найдёт добро.

От исследователя зависит.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Филистер
Филистер(6 лет 9 месяцев)

Напомнило дискуссию на ВИФе, где один персонаж выражал удивление тем, что работники зоопарка не съели бегемотиху, а сотрудники нии - семенной материал.

Аватар пользователя Aleks Братский

Люди потому что.

Аватар пользователя Отец Гервасий

Какой разговор. Большой город, промышленный. Какая тут рыба? Ясное дело-не может ее быть в количествах. 

Не дай Господь-начнись чего-и в Иртыше или Есиле через два месяца-ерша не поймаешь. 

Питерским-честь и слава за подвиг. Силен народ. Такое горе выстоять...

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя igorzh
igorzh(11 лет 7 месяцев)

Господа-товарищи, в комментах столько срача... И это в рассуждениях о величайшей трагедии. Возникает вопрос, если будут, не дай Бог, похожие неприятности, вы сможете договориться, чтобы выжить? Что-то мне подсказывает, что без палки не получится :-(

 

Аватар пользователя Отец Гервасий

Чой-та? Народ какой был такой и остался. Вы не думайте-люди не шибко изменились. Они, люди-то, давно уж не особо меняются. Со времен Суллы примерно))).

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

ты не прав, и народ изменился.

нет у народа сейчас руководящей идеи, не за что ему, народу умирать. да и время изменилось, оружие изменилось, такой херни мы больше не допустим.

всем известно, мы-то попадем в рай, а они просто сдохнут.

Аватар пользователя Отец Гервасий

Да уж надеюсь...хватит поди русских на прочность испытывать. Наиспытывались уже.

Про питерцев могу сказать только одно-всегда в Казахстане было огромное уважение. Эвакуированных же было много. Ко всем ровно было, всех уважали. И москвичей и с Центральной России и с Украйны, но-питерские всегда на особом счету были. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

тещу с сестрой эвакуировали летом 42-го в Казахстан. она рассказывала ,как рис продавали по 10 штучек на базаре и с тех пор она не ела красную рыбу))

Аватар пользователя Отец Гервасий

Всякое было наверное. И убивали из-за золота( знаю о таком точно). 

Но в целом...у нас ведь многие города-по петровским указам основывались-строились. И-нам поэтому Петербург, Москва-ну...понятней, что ли тут. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя igorzh
igorzh(11 лет 7 месяцев)

Мне кажется, оба правы. С одной стороны - спать, жрать и размножаться - это доминирующие инстинкты, которые лишь маскируются под разные личины и приобретают более высокие качества (нихера не делать, распиливать бюджет и приумножать капитал). А с другой стороны - да, была идея единства советского народа, и у народа эта идея реально занимала сознание. Другой вопрос, что постепенно эта прекрасная идея выщелачивалась партноменклатурой. Но сейчас от нее остались рожки да ножки, хотя что-то еще есть.

Аватар пользователя Arioch
Arioch(3 года 7 месяцев)

> 100 г речной рыбы имеют калорийность 80-100 ккал.

Справедливости ради, думаю что это число нужно "плюс-минус километр" удвоить.
У мелкой рыбы очень много отходов. Кишки-кости-чешуя. В тех условиях - отходов не было бы; так или иначе, в виде какой-нибудь костной муки, добавленной в эрзац-хлеб, в виде отвара-холодца - съели бы всё, без отходов.

> требуется минимум килограмм рыбы

мы ведь не едим килограмм мяса филе каждый день, даже сегодня в век изобилия и ожирения; 
т.е. килограмм речной рыбы - это именно "включая отходы"

Другой пример, "царская уха" - сначала на мелкой рыбе навариваем бульон, потом в этом бульоне варим куски хорошей рыбы. А разваренную мелочь отцеживаем и выбрасываем. В условиях Ленинграда - съели бы всё, и ещё вылизали

Всё равно бы не хватило, конечно.

Аватар пользователя psp
psp(3 года 6 месяцев)

Я не питерский и не ленинградец. 

Так что в споры, касающиеся Блокады непосредственно, лезть принципиально не буду. Это дело тех, кого эта тема касается или интересует.

Хочу поставить вопрос несколько по другому . Блокада - ситуация, скажем так, рукотворная - результат войны.

А если подобная ситуация будет сотворена Природой, да не для одного города, а для даже не страны, а для всей Земли ?

И на тысячелетия ?

По некоторым расчетам, Новый Ледниковый Период надо ждать, как минимум, лет через 10-15, и на тысячелетия.

Последний Ледниковый Период ,кончившийся вроде 12-13тысяч лет, длилися 110 тысяч лет, и перед ним то же был переходный процесс - Аллеродское потепление, похожее на нынешнее потепление. Так что ситуация повторяется .

Можно сказать, стоит ожидать Галактическую Зиму. И к ней готовиться.

Поэтому поиск технологий производства полноценной еды без сельского хозяйства, зависимого от климата - задача насущная.

И ,по моим оценкам, решаемая.

Причем выгода от её решения будет ощутима для большинства населения, кроме паразитарных привелигированных его слоев, уже сейчас.

Вот этот момент и стоило бы обсуждать.

Аватар пользователя Arioch
Arioch(3 года 7 месяцев)

Но это будет совсем другая ситуация, никак не связанная.

 

Хотя бы потому, что попытки в блокадном Ленинграде построить цепочку из 3-5 сложных химических заводов для производства еды провалилась бы не закончившись - первым же артиллерийским или бомбардировочным налётом. Ледниковый Период же своих армий не имеет и целенаправленно бомбить стройки не будет. Так что тема эта интересная и про неё можно, наверное, писать такие же большие статьи, но другие.

Аватар пользователя psp
psp(3 года 6 месяцев)

Блокадный Ленинград производил оружие и никакие артиллерийские или бомбардировочные налеты этот процесс не срывали.

Так что процесс осахаривания целлюлозы, по схеме Лебедева Н.В., который был к тому времени создан и известен, был городу доступен и по силам. И то, что этот процесс не запустили - полностью политическое решение и никакая опасность артиллерийских налетов и воздушных бомбардировок тут ни при чем.

Тут государство выступило  полностью в своем людоедском репертуаре.

Аватар пользователя Arioch
Arioch(3 года 7 месяцев)

Строить новые заводы и по мере использовать давно построенные, пока они не развалятся от износа, - совсем разные вещи.
Существующие танковые заводы на Украине во Львове и Харькове до сих пор гоняют, по мере оставшихся возможностей, а вот новые построить не могут. Можете рассказывать, что киевский режим обуянные пацифизмом может, но просто не хочет себе несколько десятков новых танков в месяц, на продажу за валюты хотя бы.

 

В подвале бы запустили, для себя, семьи и особо удачливых соседей. Если бы всё так было просто. Самогоноварением в СССР на каждой улице занимались и никакие ментовские рейды не спасали. Наркоту из сиропов от кашля тоже гонят все, кто хочет, и тоже без решений ЦК КПСС обходятся. Получается у вас, что ленинградцы "выступили в своём людоедском репертуаре" и не захотели простого и лёгкого спасения.

 

Аватар пользователя psp
psp(3 года 6 месяцев)

<< ...ленинградцы "выступили в своём людоедском репертуаре" и не захотели простого и лёгкого спасения. >>

В такой формулировке Вы правы. В буквальном людоедстве признался даже академик Лихачев в своих мемуарах. Что уж тут говорить о рядовых лениградцах..

Те же, кто знал о подобных технологиях и параллельных им - работники Ботанического сада и сотрудники группы Лебедева Н.В. - выжили благодоря этим технологиям.

А вот масштабировать эти технологии и хотя бы производить съедобную патоку из целлюлозы вместо производства мелкокристаллической несъедобной целлюлозы, которой бодяжили хлеб - это была задача властей и задача вполне посильная - но её не стали решать, а решали прямо противоположную людоедскую задачу - и в этом проявляется  людоедская суть любого государства, как макроорганизма.

 

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

как же ты родился, дебил?

Аватар пользователя Arioch
Arioch(3 года 7 месяцев)

Людоедское государство по определению поедает людей.

Другие разумные виды для него несъедобны.

Аватар пользователя psp
psp(3 года 6 месяцев)

А что в этом удивительного?

Государство создают говорящие обезьянки, только притворяющиеся людьми и государство для них - вид обезьяньей стаи с альфа - самцом, с бета - самцами и паразитирующие на омегах и той малой части , что смогла стать людьми.

Настоящих людей ещё мало, что бы создавать именно человеческие структуры, а не обезьяньи, типа шайки - стаи в виде государства.

Аватар пользователя psp
psp(3 года 6 месяцев)

Вообще то говорящие обезьянки, притворяющиеся людьми, всех остальных, не похожих на них и умеющих, в отличие от говорящих  обезьянок, мыслить, почему то считают дебилами.

Ну, это дело двуногих говорящих обезьян. 

Они даже не приводят обоснований своего мнения.

Впрочем , то, что именно dvisor - дебил это можно обосновать.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

можешь? обоснуй. пятнадцати камментов на ресурсе хватит? ))

ЗЫ. начни хотя бы с опровержения этого

Аватар пользователя psp
psp(3 года 6 месяцев)

Вестимо, позже вас, говорящая двуногая обезьянка, не умеющая мыслить, и всех , кто мыслить умеет, обзывающая  из зависти дебилами.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

судя по ответам и зацикливанию на приматах, ты еще не вышел из того розового возраста, когда в зоопарке мир играет яркими красками.

я лишь сочувствую родителям, потому что эти родители не уделяли достаточно внимания, воспитания, образования ,а так же не пользовались противозачаточными средствами в нужный момент.

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Былинный срач! Распечатки обсуждения разосланы по Госдепу США и внимательно изучаются. Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за неделю.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***

Страницы