«Сетунь» представляет собой малую ЭВМ, построенную на принципах троичной логики, другими словами это троичный компьютер. Она была разработана в 1959 году в стенах вычислительного центра Московского государственного университета. Этот уникальный троичный компьютер, практически не имеет аналогов не только в данный момент времени, но и вообще в истории вычислительной техники.
Для начала разберёмся, что же такое троичный компьютер, коим, как уже было сказано, является рассматриваемая модель «Сетунь». Такое название получил специализированный компьютер, который построен на логических элементах и узлах двух типов – как на классических двоичных, так и уникальных в своём роде троичных. Понятно, что он использует в своей работе соответственные системы счисления, логики и алгоритмы работы – двоичные и троичные.
Из истории вычислительной техники известно, что вначале число разрядов в машинном слове определялось разными конструкторами по разному, почти произвольно. Сам байт первоначально был шестью двоичными разрядами, но шестиразрядный байт не прижился, так как был слабо связан с двоичной системой (6 слабо связано с двоичной системой). 8 разрядов являются 3-ей степенью двойки, то есть лучше связаны с двоичной системой, поэтому позже от шестиразрядного байта перешли к восьмиразрядному байту, но и эта система не совершенна из-за некратной двум 3-ей степени двойки, 4-я степень двойки лучше связана с двоичной системой счисления.
Более совершенным рядом в двоичной системе является ряд 2, 4, 16, 256, … , но из-за аппаратных трудностей сразу от 4-х разрядов к 16-ти перейти было трудно, поэтому появились 8-ми разрядные ЭВМ, как предшественники 16-ти разрядных ЭВМ. В настоящее время из-за аппаратных трудностей 32-х, 64-х и 128-ми разрядные ЭВМ являются предшественниками 256-ти разрядных ЭВМ.
Можно выделить следующие основные этапы развития троичного компьютера:
- в период с середины 12-13 веков Фибоначчи смог доказать, что троичная система счисления может быть более экономичной по сравнению с двоичной – в случае, когда при условном взвешивании можно класть гири не на одну чашу весов, а на обе;
- в 1840 году появилась первая троичная вычислительная машина, ставшая вообще одной из первых механических вычислительных машин;
- в период с 1956 по 1958 годы Н.П. Брусенцов создал первый троичный компьютер серийного производства – ту самую «Сетунь»;
- позднее, в 1970 году, Брусенцов выпустил вторую версию своего детища, получившего имя «Сетунь-70»;
- долгое время данное направление не имело практически никакого развития, однако, в 2008 году была построена трёхтритная цифровая компьютерная система TCA2, которая, в отличие от «Сетуни», работала не на ферритдиодных магнитных усилителях переменного тока, а на интегральных транзисторах. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Руководитель проекта — Н. П. Брусенцов, основные разработчики: Е. А. Жоголев, В. В. Веригин, С. П. Маслов, А. М. Тишулина. Разработка машины была предпринята по инициативе и осуществлялась при активном участии виднейшего советского математика С. Л. Соболева.
Казанским заводом Математических машин было произведено 50 компьютеров Сетунь, 30 из них использовались в университетах СССР.
Автор «Сетуни» на основе обычной двоичной ферритодиодной ячейки Гутенмахера разработал её уникальный троичный аналог, работа которого была построена на двухбитном троичном коде. Всё это выглядело следующим образом – один трит (так называется единица измерения в данном случае) записывается в два двоичных разряда.
Помимо трита, в троичной логике, используемой «Сетуньей», аналогично двоичной системе, в которой есть бит и байт, применяется термин «трайт», являющийся минимальной непосредственно адресуемой единицей главной памяти «Сетуни», равный шести тритам, что примерно равен девяти с половиной битов. Таким образом, получается, что трайт чуть больше привычной единицы измерения двоичной системы байта. Два трайта равны 19 битам, три трайта – почти 29 битам и т.д. Он может принимать значения в довольно широком диапазоне – от -364 до 364.
Число разрядов процессора — 9 тритов.
Тактовая частота процессора — 200 кГц.
На основе двоичной ферритодиодной ячейки Гутенмахера, которая представляет собой электромагнитное бесконтактное реле на магнитных усилителях трансформаторного типа, Н. П. Брусенцов разработал троичную ферритодиодную ячейку, которая работала в двухбитном троичном коде, т.е. один трит записывался в два двоичных разряда, четвёртое состояние двух двоичных разрядов не использовалось. Состояние каждого разряда на пульте управления отображалось двумя лампочками, четвёртая комбинация (1,1) не использовалась.
Стоит отметить забавный факт – отрицательные троичные и девятеричные цифры, выводимые на «Сетуни» на печать, отображались перевёрнутыми «вверх ногами», то есть повёрнутыми на 180 градусов.
Основные преимущества, которые имеют троичные компьютеры по отношению к двоичным:
1) во-первых, троичная система обладает наибольшей плотностью записи информации среди всех существующих целочисленных систем счисления. Из данного факта следует, что при прочих равных условиях троичные компьютеры будут иметь превосходящую удельную ёмкость памяти и удельную производительность процессора по сравнению с двоичными аналогами;
2) троичные компьютеры лучше приспособлены к троичным алгоритмам, которые работают быстрее двоичных алгоритмов;
3) при этом троичные компьютеры способны делать практически всё, что делают их двоичные коллеги, поскольку двоичная логика является центральным подмножеством троичной;
4) процесс накопления ошибки округления на троичных компьютерах также идёт гораздо медленнее, поскольку округление в троичной системе происходит путём отбрасывания лишних разрядов.
Говоря о будущем таких машин, как «Сетунь» (то есть троичных компьютеров), известный американский учёный Дональд Кнут, отмечал, что они занимают очень мало место в отрасли вычислительной техники, что объясняется массовым засильем двоичных компонентов, производимых в огромных количествах. Но, поскольку троичная логика гораздо эффектнее, а главное, эффективнее двоичной, не исключено, что в недалёком будущем к ней вернутся.
На данный момент вполне реальным выглядит вариант использования троичного компьютера в сочетании с волоконной оптикой, имеющий три заданных значения: 0, соответствующий состоянию Выключено, 1 – состояние Низкий и 2 – состояние Высокий.
Вот есть такой разговор с создателем этого компьютера от автора Д.Г. Румянцева:
Дмитрий Румянцев: Так, собственно, почему троичная машина?
Николай Брусенцов: Тогда задача была очень простая: мы должны были для МГУ получить машину М-2, которую сделали в лаборатории Брука. Но получилась неувязочка. На выборах академиков Сергей Львович Соболев — наш руководитель — проголосовал не за Брука, а за Лебедева. Брук обиделся и машину не дал. Я пришел к Соболеву и спросил: чем же я теперь буду заниматься? Он мне отвечает: „А давайте свою машину сделаем”. Это было в конце 1955 года.
В то время транзисторы были еще недоступны, но было ясно, что машина не должна быть ламповой. Лампы имеют короткий срок службы, и машины на ламповой базе большую часть времени простаивали, потому что их вечно чинили. Ламповая машина работала в лучшем случае в течение нескольких часов, потом нужно было искать очередную неисправность. Юлий Израилевич Гутенмахер строил машину ЛЭМ-1 на феррит-диодных элементах. Мне пришла в голову мысль, что раз транзисторов нет, то можно попытаться делать ЭВМ на этих элементах. Соболев, которого все очень уважали, договорился, чтобы я побывал на стажировке у Гутенмахера. Я все детально изучил. Поскольку по образованию я радиоинженер, то сразу увидел: не все нужно делать так, как делают они. Главное, что я увидел: они используют пару сердечников под каждый бит — рабочий и компенсационный. И мне пришла в голову идея: а что, если заставить компенсационный сердечник работать. Тогда каждая ячейка становится трехзначной. В результате получилось, что в «Сетуни» количество сердечников было в семь раз меньше, чем в ЛЭМ-1. При этом «Сетунь» имела почти вдвое большую разрядность.
Тогда в МГУ как раз собирались получать большую машину «Стрела», создали вычислительный центр. Сергей Львович предусмотрел в нем отдел электроники — мой отдел. И мы должны были создать машину с нуля. Условия такие: машина должна быть небольшой, надежной, простой в освоении и использовании — короче, машина широкого назначения, для учебных заведений, лабораторий и т. п. Когда я выяснил, что можно воспользоваться троичной системой счисления, я сказал об этом Сергею Львовичу. Он полностью все одобрил. Уверен, что другой на его месте сказал бы: „Да ты что, все делают двоичные, а ты куда?”
Дмитрий Румянцев: Он фактически дал полный карт-бланш?
Николай Брусенцов: Да. В нашей лаборатории никогда не работало более двух десятков человек, считая девочек, которые мотали сердечники. А в начале у меня вообще было три-четыре сотрудника. Я должен сказать: для того, чтобы разрабатывать компьютеры, совершенно не нужны тысячные институты. Мы работали в компании с нашим программистским отделом, который возглавлял Е.А. Жоголев. То, что затем получило название “архитектура машины”, создавалось нами вместе. Он предлагал программистские идеи, а я думал, насколько их можно реализовать на аппаратном уровне. В конечном итоге мы создали всего 24 машинных команды. Многие до сих пор в это не верят. И в дальнейшем архитектура «Сетуни» не подверглась никаким изменениям. Все серийные машины были архитектурно точно такими же, ну, может, слегка адаптированы под производство. Начав в 1956 году, мы уже через два с половиной года, в 1958 году, сделали образец, который работал. И вот тут-то началось нечто несуразное.
Осенью 1959 года нас пригласили на Коллегию Государственного Комитета Радиоэлектроники — ГКРЭ. И там мы узнали, что наша машина не нужна. И Госплан, и ВСНХ заняли отрицательную позицию. На Коллегии нас записали в черный список закрываемых разработок. Мы никогда никаких дополнительных денег на создание машины ни копейки не получали. Мы работали только за зарплату здесь, в МГУ. Использовали оборудование, списываемое заводами при снятии изделий с производства. Тем не менее, ради экономии средств нас решили закрыть.
Дмитрий Румянцев: Но какое-то объяснение этому должно быть?
Николай Брусенцов: Соболев спросил: „А вы хотя бы видели эту машину, ведь она уже существует?” Директор СКБ-245 В.В. Александров ответил: „Нам не надо ни видеть, ни знать — должна быть авторитетная бумага с печатями и подписями”. После Коллегии Сергей Львович пошел в ЦК КПСС. Уже вечером к нам приехал сотрудник отдела ЦК Ф.К. Кочетов и привез с собой М.К. Сулима — начальника восьмого управления ГКРЭ. «Сетунь» нормально работала и производила необыкновенно хорошее впечатление. Обычно ведь как было: на выставке стоят машины, а сзади люди в белых халатах что-то там налаживают. У нас все работало как часы. Ну, понятно, после этого закрывать нас не стали, ведь машина уже сделана. Было принято решение провести ее межведомственные испытания. Испытания были проведены в апреле 1960 г. На них «Сетунь» показала 95% полезного времени. А в то время, если машина показывала 60%, это считалось очень хорошим результатом.
Дмитрий Румянцев: А что значит термин “полезное время”?
Николай Брусенцов: Вы включаете машину, прогоняете тесты, начинаете решать задачу, происходит сбой, все повторяете. И так до тех пор, пока задача не будет решена. Полезное время — это все то время, которое машина занята решением задач, а не тестово-наладочными работами.
После этих испытаний было принято постановление Совмина об организации серийного производства. Мы не очень удачно выбрали Казанский завод, лучше бы Астраханский. Астраханцы потом взялись делать элементы к этой машине и делали их превосходно. Элемент стоил 3,5 руб. Конечно, никаких высоких технологий там не было. ЭВМ «Сетунь» выпускали по 10-12 штук в год, то есть вроде бы выполняется постановление Совмина СССР, а на самом деле — нет. Притом, что было очень много заявок не только внутри страны, но и из-за рубежа. Во-первых, разумеется, из соцстран, но также и из таких стран, как США и Англия, где разработчикам было очень интересно посмотреть, что это за троичная штука.
Дмитрий Румянцев: Американский аналог «Сетуни» — это PDP-8, на которой тинэйджер Билл Гейтс составлял свои первые программы?
Николай Брусенцов: Да. Кстати, интересно сравнить «Сетунь» и PDP-8. Процессор PDP-8 — восьмибитный. У «Сетуни» процессор в пересчете на биты был 30-битным. PDP-8 стоила 20 тысяч долларов без всякой периферии, только один процессорный блок. Считалось, что это рекордно низкая цена. «Сетунь» стоила 27,5 тысяч рублей со всей периферией. Чехи считали, что могли хорошо продавать «Сетунь» в соответствии с рыночными ценами и получать порядка полумиллиона долларов прибыли с каждой машины. По их приглашению я ездил в Чехословакию, мне показали завод, который планировалось использовать для производства машины «Сетунь», — «Зброевка Яна Швермы». Этот завод, кстати, во время войны делал самые лучшие пушки для немецкой армии, вроде нашей ЗИС-3. Завод меня просто восхитил. Они уже приготовили для «Сетуни» магнитные барабаны, печатающее устройство, устройство ввода. В общем, все было готово для производства «Сетуни». И они мне задают вопрос: „Ну, когда же, наконец, мы получим документацию? Нам обещали еще в декабре, а ее до сих пор нет”. А я молиться готов был на такой завод — настоящая высокая культура производства.
Когда я вернулся в СССР, меня вызвал референт Косыгина и попросил передать чешским товарищам, как тогда говорилось, что документацию на «Сетунь» они получат сразу после освоения крупносерийного производства этой машины в Советском Союзе. Но какое к черту крупносерийное производство, когда принимались все возможные меры, чтобы заморозить «Сетунь». Понятно, что тут не обошлось без ГКРЭ. Тот же самый Сулим был заместителем главного конструктора М-20. А с М-20 в КБ провозились 2,5 года, прежде чем передать ее на завод. Для «Сетуни» никакого КБ не дали — завод указан, езжайте и выпускайте. Хорошо В.М. Глушков предложил свое КБ за символическую плату в сто тысяч рублей, чтобы выпустить конструкторскую документацию.
Дмитрий Румянцев: Сто тысяч рублей — это символическая плата?
Николай Брусенцов: Ну конечно! Те 2,5 года, которые в КБ разрабатывали М-20, обошлись в десятки миллионов рублей. Что такое КБ того времени? Это несколько сот человек с высокой оплатой по первой категории и т. д. Позднее я узнал, что чехам говорили: все равно мы эту машину снимем с производства, так что вы ее не заказывайте. Вот так все и закончилось с «Сетунью». В начале 70-х нас из главного корпуса ВЦ переселили на чердак. «Сетунь», несмотря на то, что она была полностью исправной и загруженной задачами, через пару лет была уничтожена — ее разрезали и выкинули на свалку.
Дмитрий Румянцев: А «Сетунь-70»?
Николай Брусенцов: К 100-летию со дня рождения Ленина все должны были делать всякие производственные подарки. Разумеется, и мы взяли обязательство к этой дате сделать «Сетунь-70». Но это уже совсем другая машина. Это была стековая машина, вроде наших «Эльбрусов». Но у «Эльбруса» был всего один стек — стек операндов. У PDP-11 также был всего один стек — процедурный. А «Сетунь-70» имела два стека — команд и операндов. Надо сказать, что эти стеки мы сделали независимо от PDP-11, которая появилась позднее. Когда Дейкстра выступил с идеей структурного программирования, мы увидели, что сделали машину как раз для реализации его идеи. Программирование на «Сетунь-70» было даже не структурированное, а структурирующее. Программы получались легко читаемыми и осваиваемыми, легко модифицированными. Главное, что программы не подвергались отладке, а делалась так называемая контрольная сборка. После того как программу сверху вниз написали, ее проходили снизу вверх. В хороших КБ всегда так делается — типичный конструкторский прием. После этого программа оказывается, как правило, безошибочной. Позднее «Сетунь-70» была эмулирована на двоичных машинах в форме диалоговой системы структурного программирования ДССП.
Дмитрий Румянцев: И все-таки, Николай Петрович, кому мешала «Сетунь»?
Николай Брусенцов: Людям с косным мышлением, которые, тем не менее, занимали высокие руководящие посты. Как показала практика, «Сетунь» была работоспособна без всякого сервиса. Те, кто душил ЭВМ «Сетунь», раскидали ее по всей стране.
Дмитрий Румянцев: А смысл?
Николай Брусенцов: Видимо, для того, чтобы удаленность от сервисного центра и разброс климатических зон максимально выявили конструктивные недочеты. Но вся штука в том, что их практически не было. «Сетунь» была очень простой машиной. Я, как инженер, считаю, что простота вещи — это главное ее качество. В природе все то, что удалось ей выработать в простой форме, оказывается самым надежным, самым устойчивым. География обитания «Сетуни»: Якутск, Иркутск, Красноярск, Душанбе, Ашхабад, Махачкала, Калининград и т. д. Причем часто она попадала к людям, которые впервые видели цифровую технику. И несмотря на это, практически всюду машина нашла существенное применение. В Якутске «Сетунь» была в астрофизическом институте. У них была какая-то сложная задача, которую они в течение двух лет не могли поставить на большой машине «Урал-2». Потом кто-то сказал: „Давайте попробуем на «Сетуни»”. Все решили, что это шутка. Однако через полтора месяца задача была решена. Дело в том, что «Сетунь» была естественной машиной. Там нет этого идиотского дополнительного кода для отрицательных чисел. И положительные, и отрицательные числа задаются естественно. Потом всего 24 команды. Освоить такую машину и программировать в машинном коде было ничуть не сложнее, чем, скажем, осваивать «Алгол» или «Фортран».
Дмитрий Румянцев: Но программист фактически должен был работать в пространстве трехзначной логики?
Николай Брусенцов: А что значит трехзначная логика? Знак числа — это какая функция? Трехзначная! Число может быть положительным, отрицательным, а может быть равным нулю. Это совершенно естественно, и это понятней, чем то, что мы имеем в двоичных машинах, когда, чтобы разобраться, какого знака результат, нужно сделать два шага. Но, строго говоря, в самой «Сетуни» логическая часть была не особенно развита. Правда, та трехзначная логика, которая была в «Сетуни», с избытком покрывала то, что было в двоичных машинах. Но аристотелевских суждений там, конечно, не было. Мы в то время собственно логикой не занимались. Я уже после создания «Сетуни» стал понимать, что логику как таковую не знаю, стал читать книги. Оказалось, что у меня были предшественники. И у них, кстати, путь тоже не был устлан розами. Еще в XIII веке был такой Раймунд Луллий (1235-1315 гг.). Он создал логическую машину, правда, на бумаге, в виде круговых диаграмм с секторами. Эта машина была троичной. Этого Луллия забили камнями. Был Вильям Оккам, он тоже предложил трехзначную логику, значительно более реальную, чем та, которую изобрел Ян Лукасевич в 1920 году. Далее всех продвинулся Льюис Кэрролл. Он нигде не говорит, что у него трехзначная логика. Но диаграммы Кэрролла из его «Символической логики», кроме красных и белых фишек, допускают еще пустые клетки. Это и есть трехзначная логика. Кэрролл на Аристотеля не ссылается и свою силлогистику создал как реализацию логики естественного языка. Поразительно, что Гарднер — популяризатор информатики — охарактеризовал Кэрролла посредственным логиком и посредственным математиком. И это притом, что Кэрролл в сущности создал систему — у него были очень незначительные неувязки, — решающую задачу, над которой бились логики последних полутора столетий.
Дмитрий Румянцев: Николай Петрович, я получал письма, в которых читатели интересовались, как именно удалось реализовать троичный компьютер? Было даже письмо, где автор выразил сомнение в том, что такой компьютер когда-нибудь существовал.
Николай Брусенцов: Буквально на днях я получил письмо из США, где также спрашивают, как удалось реализовать троичную логику? К нам постоянно приходят по e-mail письма с запросами. Надо сказать, что наибольший интерес проявляют такие страны, как Бангладеш, Пакистан, Индия. У меня такое ощущение, что там сейчас главный центр компьютерного развития. Но на сегодня все попытки повторить троичную машину не удаются. Причина не технологическая — все-таки по сравнению с тем периодом технологии ушли далеко вперед. Дело в другом: людям, оболваненным двузначной логикой, войти в трехзначную логику не дано. По традиции считается, что та логика, которую мы сегодня исповедуем, — аристотелевская логика. Это совершенно неверно. Дело в том, что аристотелевская логика трехзначная. Естественно, что трехзначная логика в двузначную вписаться не может. Конечно, можно симулировать: парами битов задать триты, но не в этом дело.
Та логика, которую сегодня называют математической, основана на нелепости. Допустил ее Гильберт. В его совместной с Аккерманом книге «Основы теоретической логики» сказано так: „Мы отклоняемся от Аристотеля в истолковании суждения “Все А суть В”. По Аристотелю, это суждение может быть истинным, то есть выполняется только лишь в случае, когда существуют какие-то А. Мы считаем это нецелесообразным”. Что в результате получилось? В результате получилось то, что выполняется “Все А суть В” и в то же время не выполняется “Некоторые А суть В”. Это нелепость! Вместо аристотелевского следования, которое во всех естественных языках выражается словами “Все А суть В”, — и Аристотель очень точно это в своей системе воспроизвел, — они подсунули так называемую материальную импликацию. Дело в том, что суждение “Все А суть В” у Аристотеля трехзначно, в двузначной логике оно не выразимо. В результате возникли так называемые парадоксы материальной импликации, с которыми вот уже сто лет как логики пытаются справиться.
В 1918 году Кэрролл предложил строгую импликацию, потом Аккерман разработал исчисление сильной импликации, была предложена релевантная импликация, и, тем не менее, логика остается без естественного содержательного следования. То есть то, что называется следованием логике, не соответствует тому, как мы это понимаем. Обычно говорят: не соответствует нашей интуиции. Но это очень мягко сказано. На самом деле оно не соответствует не интуиции, а тому, как вещи связаны между собой в том мире, в котором мы живем.
Аристотель не признавал закона исключенного третьего. Даже речи о нем не было. Гильберт считал, что аристотелевское понимание суждения “Все А суть В” не нужно принимать, потому что это неприемлемо с точки зрения математических применений. А абсурд приемлем? Вся история говорит о том, что этот абсурд существует.
Вот почему столько раз тщетно логику пытались ввести в школы? Казалось бы, ведь числовую алгебру уже даже в начальной школе осваивают, а булеву алгебру освоить не могут. Дело в том, что двузначная логика противоестественна. Вместо того чтобы изучение логики развивало интеллект человека, оно его подавляет. У нас в МГУ на философском факультете, да и на нашем факультете, изучают математическую логику, и что вы думаете — люди от этого становятся умнее? Они вызубривают доказательства теорем, сдают экзамены и все.
Единственное адекватное применение двузначной логики — двоичные цифровые схемы. Но это особый мир двоичных компьютеров, и только в нем эти правила работают, не требуя понимания. Я поинтересовался у студентов: что такое конъюнкция? А мне в ответ: да это такая табличка, в которой единичка и три нуля… Ну, а по смыслу что это такое? Переведите на русский язык латинское слово “конъюнкция”. Никто не может. То есть эту логику усваивают чисто формально, в точном соответствии с ее названием — формальная логика. При синтезе схем возможности ограничены. Минимизировать произвольную схему наука не в состоянии. В трехзначной логике минимизация осуществляется, а в двузначной универсального алгоритма нет.
Я бы эту проблему сформулировал так: если мы хотим обрести нормальное мышление, мы должны уйти из двузначного мира и освоить трехзначную логику в том виде, как ее создал Аристотель. Не совсем, конечно, так. Не нужны его фигуры. Все это сегодня с помощью алгебры можно будет изящно изложить и легко воспринимать. Но важно понимать, что, кроме ДА и НЕТ, есть еще и НЕ-ДА и НЕ-НЕТ.
Сейчас двузначную логику в школу ввести удалось под названием “информатика”. Я должен сказать, что после этого школа уже не будет воспитывать таких людей, как наши ученые прошлого века. Почему в то время было так много творческих ученых? Где-то в 1936 году в образовании был примерно такой же бедлам, как наступил сейчас в России. Потом, по-видимому, сам Сталин обратил на это внимание. Кстати, Сталин был поразительно трудолюбивым в плане обучения человеком. Сохранилось его письмо к жене, в котором он, находясь на отдыхе, просит ее прислать ему учебник по электротехнике. Он понимал, что все нужно знать “в натуре”, а не в виде каких-то теоретических схем. Тогда в школу были возвращены учебники Киселева по алгебре и геометрии. Киселевские учебники — это евклидова математика. А Евклид — это математик с философией Аристотеля, и, судя по всему, он Аристотеля понимал верно. Если мы не хотим в школах воспитывать людей с рефлексами бюрократов и формалистов, то должны заменить двузначную логику трехзначной диалектической логикой Аристотеля.
Дмитрий Румянцев: Николай Петрович, вы создали уникальный компьютер, который, возможно, опередил время. Но всю свою жизнь вынуждены были преодолевать невероятное сопротивление, косность бюрократической машины и видеть, как ваше детище уничтожается. С другой стороны, скажем, в США, тот же Стив Джобе, который в гараже сделал свою первую и довольно убогую персоналку, сегодня мультимиллионер. По-человечески вам не обидно?
Николай Брусенцов: Да нет. Я понимаю, что, увы, так устроено человечество. И, в общем, оно обречено, если ничего не изменится. К сожалению, все попытки как-то исправить ситуацию, сделать ее более соответствующей естественному порядку вещей проваливаются. Давайте посмотрим: действительно ли мы так много имеем от того, что компьютеризировали этот мир. Теперь компьютеры везде. Причем система устроена таким образом, что каждые три-четыре года нужно покупать новый компьютер и новый софт. Но почему? Да потому, что в самом начале заложены неверные принципы. Если вы в основу заложите простые, естественные принципы, то и все развитие происходит просто, логично, естественно. Я не обижен судьбой. Не в деньгах счастье, тем более не в миллиардах. Когда все сведено к деньгам, жизнь людей утрачивает смысл, становится абсурдом. На войне не могло быть радости от того, что грохнувший вблизи разрыв сразил не тебя, а находящегося рядом твоего товарища. Радостью, счастьем было наше духовное единство. То труднейшее, отмеченное беспросветностью утрат и страданий время озарено вместе с тем не ярким, но вечным светом бескорыстного согласия людей. „Но только крепче мы дружили под перекрестным артогнем”. Похоже, что такое согласие возникает у людей, объединенных общностью цели, увлеченных реализацией рациональной идеи.
Биографические данные Николая Брусенцова
Брусенцов Николай Петрович родился в 1925 году на Украине, в городе Каменское (Днепродзержинск).
Во время войны с семьей был в эвакуации.
Поступил в находящуюся в Свердловске Киевскую консерваторию на факультет народных инструментов.
В феврале 1943 года призван в армию, направлен на свердловские курсы радистов.
Через полгода направлен радистом в артиллерийский полк, в отделение разведки.
В одном из боев разорвавшийся рядом снаряд убил двоих его товарищей и офицера, сам Н. П. Брусенцов не пострадал. Награжден медалью «За Отвагу» и Орденом Красной Звезды.
После войны вернулся в Днепродзержинск, работал на заводе.
В 1948 году поступил на радиотехнический факультет Московского энергетического института.
На последнем курсе МЭИ составил таблицы дифракции на эллиптическом цилиндре,
которые сегодня известны как таблицы Брусенцова.
После окончания института в 1953 году был направлен на работу в СКВ МГУ.
В 1956-58 гг. с группой единомышленников создал в МГУ единственную в мире
троичную ЭВМ «Сетунь», получившую название по имени протекавшей рядом речки.
В 1970 году создал новую машину «Сетунь-70»,
также имевшую ряд конструктивных новаций.
В настоящее время работает заведующим лаборатории ЭВМ
на Факультете Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Источник: masterok.livejournal.com
Революционный прорыв Брусенцова и Соболевского.
Комментарии
Небольшое уточнение. Сетунь - это первая и единственная ЭВМ с троичной логикой, которая пошла в серию. Но в целом это не единственная ЭВМ с троичной логикой еще были экспериментальные машины в США
Николай Петрович к сожалению в 2014 умер. Уровень работ пионерский безусловно. Это КРУПНЕЙШИЙ вклад в создание некоторых подсистем сильного ИИ советских компьютерщиков. Бинарная логика там никакая не годится.
У троичных систем как и у многоуровневой и тем более континуальной и более сложной логик спектр применимости гораздо шире чем у обычных вычислительных систем. Они более точно позволяют реализовывать модели управления, воздействия. При определённой реализации такие системы практически невозможно взломать. Скорость решения определённых задач на той же элементной базе выше в 10-15 раз.
" принимались все возможные меры, чтобы заморозить «Сетунь» " - лично сталкивался с подобным действием по своему вычислителю. Официально чтобы отстали обозвал на свойствах физического вакуума в смысле Дирака, на деле на свойствах пространства.
В США работы велись в несколько ином направлении. Попроще и технически весьма сложные. Если коротко, то что у американцев на 2014 по вопросам мне заданным - это вычислитель воздействий и веток для машины времени. Если у вас его нет вы не можете точно рассчитать. По сравнению с такими системами ЛЮБЫЕ системы вооружений являются устаревшими.
русофоб-бот снизу забанен, чего и вам желаю с ним, гадить в память людей которые смогли совершить гораздо больше чем уроды - типичное решение врагов.
Я прекрасно также понимаю и другое - в США были выпущены троичные чипы с использованием наработок по Сетуни и как-то сразу в ряде мест публикации, даже старые пропали. Могут предположить использование для ВПК США.
В.ы Владислав как обычно в лаьоратории уже создали исскуственный интеллект на троичной логике лет 20 назад - но публике не показываете ... а то украдут
Интеллект не зависит от целочисленного основания совершенно. Берите хоть шестидесятеричную систему счисления, она ни к ИИ не приблизит, ни к бреду с путешествиями во времени, сквозь измерения, или червоточины.
Расскажите лучше, как вы предлагаете на микропроцессорным уровне из гигагерцевых синусов троичную логику выковыривать. Квадратурную модуляцию использовать?
Не может быть.
Во-первых, СССР производил только калоши.
И Во-вторых, СССР всегда кого-то догонял. Не мог он быть лидером.
Это сам наш г-н Президент сказал, а он не может врать.
СССР делал всё это одновременно.
Ну производили не только калоши. Но "зоопарк" в ЭВМ развели такой, что в пределах одного ведомства могло быть до четырех разных по архитектуре ЭВМ и поддерживать это все было очень сложно. Притом модули между этими линейками унифицированы не были. Это одна из причин по которой правительство в итоге перешло на единую серию (ЕС) ну и дала зайти, не гласно, IBM. Так что вина того, что к концу 80-х у нас не было ни одной своей нормально развитой архитектуры для МикроЭВМ (в простонародии персональный компьютер), отчасти лежит на производителях которые не смогли меж собой договорится. В итоге была принята архитектура DEC (VAX, PDP11) в виде аналогов СМ и ДВК.
В 60-х зоопарк везде был.
Ошибаетесь. В США машины четко были поделены. DEC шел для инженерных расчетов, на них же строились МикроЭВМ. IBM для финансовых и БД (шина была самая толстая). Суперкомпьютеры стрились компанией Cray. Когда пошла графика появилась такая компания как Silicon Graphics Incorporated (превосходная контора). Чуть позже пошли сервера общего пользования IBM RS6000 (ОС AIX), Sun SPARC (ОС SunOS - Solaris), HP 9000 (ОС HP-UX). На этом архитектуры закончились. Да были экспериментальные, обычно стояли в университетах и дальше университета не выходили. Но в промышленности было все четко.
У нас же чуть ли не под каждую задачу строились программно-аппаратные комплексы. Это с одной стороны хорошо они быстро выполняли то на что они заточены, с другой стороны хреново- зоопарк.
// В США машины четко были поделены.
Это ты хреново знаешь историю ЭВМ, камрад. Знаешь ты только те названия, которые успешно освоили свои рыночные ниши. А про десятки других, не смогших, тебе не ведомо.
Неудивительно: судя по нику, товарищ 1975 года рождения, что он может вообще об этом знать...
А куда Вы дели Unisys (ex Burroughs, купленная Sperry, а Sperry это UNIVAC, если Вам это что-то говорит) с их стековой архитектурой? Очень, между прочим, распространенная была система, в частности, в финансовом секторе.
CDC начисто забыли, популярнейшая марка, если мне не изменяет память, именно их техника обслуживала Олимпиаду в ЛА. Кстати, Сеймур Крей -- выходец оттуда.
Wang тоже была мощным производителем ЭВМ. Ну, и Data General, к примеру. Вообще ЭВМ производили несколько десятков фирм в США.
И у всех была разная архитектура, в частности, из-за патентных ограничений.
Время экспериментов и накопления опыта. Плохо, что опыт своевременно не обобщили и не выработали единый стандарт. И поезд медленно, но верно ушел. Увы ...
Абсолютно верно. Но как говорится с высоты времени всегда виднее как надо было сделать.
Я извиняюсь но вообще-то постановка задач по унификации и по разработке и принятию национальных стандартов на вновь появившуюся, совершенно новое класс изделий, - все же должны проистекать от высших государственных инстанций. А я вот что то не припомню бескомпромиссной борьбы со стороны государства за унификацию. Так что винить производителей, которые решали задачи исходя из своих возможностей и удобств, - имхо нелогично.
Проблема "зоопарков" в СССР возникла не в 60-х, и терзала не только производство ЭВМ, но и многие другие отрасли. Даже такую ответственную, как оружейная.
Не в коем разе. Верхушке вообще должно быть пофиг. Промышленость на основе отраслевых стандартов должна была договорится, как она договаривалась по станкам. Просто надо признать ЭВМ (обобщим информатику) всерьез, в то время, никто не воспринимал.
Вы бредите. Если верхушке все "должно быть пофиг", то она вообще не нужна. Спилить - и в топку.
См п.1. А кто эти стандарты создаёт и принимает, как не верхушка?! Стандарт это как раз научно обоснованный базис, задающий направление развития. А если стандарт гавно (или вообще отсутствует) то и на выходе будет все что угодно кроме прогресса.
Чтобы оттуда что-то проистекло, надо, чтобы там это осознали. Осознали в 1972 году - и пошло копирование. Ибо больше делать было нечего.
Свои... Свои каждый тянул одеяло на себя, каждый считал себя умнее всех... И всем было по..ть на всех. Включая, кстати, и самого себя в другой ипостаси. Как пример: некий академик Глушков топил за компьютерную сеть, некую Общегосударственную Автоматизированную Систему /ОГАС/. А сам выдал на-гора конструкции три никак не совместимых МИРа /якобы предтеча современных персоналок/. Ну и как это б...о объединять в сеть, если у них общего - только стандарт на электропитание? А как присобачить к этой сети Днепр /это тоже разработка Глушкова для управления технологическим оборудованием/ - там своя конструкция, вообще никак с МИРами не совместимая? А как поставить в качестве сервера БЭСМ-6 /это разработка того же инстика/, у которой уникальная конструкция? И, что характерно, тот же самый Глушков в своем проекте /валяется где-то в сети - то ли дочка, то ли внучка постаралась/ - такие "мелочи" даже полунамеком не прописал. И даже самому себе стандарт не подумал обозначить. Подумаешь, сеть из пяти совершенно разных конструкций... Главное - чтобы денег дали.
И это мы еще не рассматриваем другие коллективы, в которых творился точно такой же бардак.
Кто бы тут начал за единый стандарт?
Кстати, вспомним за оружейную отрасль. До 1941 года тип танка всегда выпускался только на одном заводе. Заводов было несколько, но и конструкций - тоже. После известных событий лета 1941 года танк Т-34 начали делать на семи заводах и сразу начались проблемы с совместимостью... К концу года вопрос решили - с 1942 года можно было уже не выяснять, с какого завода разбитые танки - просто из двух-трех собирать один. Все идеи по изменению конструкций шли только через КБ, а там принимались только если все заводы смогут делать так. Признали проблемой - решили.
Так даже и с танками не все было просто. Пока был один главный конструктор - все решалось. Стало три - и настала ж...а: три одинаковых по параметрам и разных по конструкции танков - Т-64, Т-72 и Т-80. Первый - это "свой" конструктор /в начале 70-х вся верхушка управления СССР, включая Брежнева, имела корни в УССР/. Третий - это сам Министр Обороны очень хотел, но харьковчане "не шмогли" /у них ходовая хлипкая/, тагильчане послали по известному адресу /характеристики "не фонтан"/, а тут образовалось "лишнее" КБ /это разработчики тяжелых танков, в которых отпала нужда/, которое и схватило работу - хоть какую-то, чтобы не стать совсем уж безработными. А второй - походу, наверху внутренне понимали, что хлипкая /Т-64/ или дорогая и прожорливая /Т-80/ конструкции не могут стать основой будущих танковых орд... Как говорится, и хочется, и колется, и мамка не велит.
Вы совершенно правы. То что вы описываете, это классическая "война стандартов", которая всегда идёт в промышленности любого государства, и будет длиться вечно, пока "сверху" не спустят силовое решение.
И это не потому что промка или конструктора плохие, просто выработка стандарта - это не их уровень принятия решения. Да и у них [промки и конструкторов] чаще всего нет всего необходимого комплекса информации для принятия стандарта. Да и средств на силовое внедрение тоже нет. Тут нужна инфа не только о текущем но и о будущем состоянии дел в стране.
Афера с компьютерами, - это громадная спецоперация по выбиванию СССР из списка потенциальных сверхдержав 21 века.
Так же как с некоторыми вооружениями предвоенных лет.
Если государство не может вовремя и своевременно устанавливать свои стандарты, - оно не принадлежит себе, оно чужое государство. Если государство не может навязывать свои стандарты соседям, - оно не сверхдержава.
Явление это сложное и причины у него комплексные. Да нас причины и не интересуют по большому счету. Смотрим на свершившиеся факты...
А "сверху" его спустят тогда, и только тогда, когда примут четкие критерии, по которым выделить лучшего и его поставить на стандартотворчество.
Это верно.
А это - не совсем. Должны прийти и купить. Вот как в случае СССР и IBM - никто ж не навязывал, сами пришли, сами купили... Сами. Все сами. Так куда надежнее, чем заставлять силой.
Ерунда конечно. Вы упорно ставите телегу впереди лошади. Стандарты не пишутся никаким там дурацкими "лучшими". Стандарты - это вообще не про настоящее. Стандарты, - это всегда про будущее. А чтобы видеть это будущее надо как минимум обладать информацией и навыками стратегического планирования, знаниями курса которым страна пойдет в ближайшие 50-100 лет. Никакой представитель промышленности такими знаниями и информацией просто не обладают. Их горизонт планирования, 1-10 лет. Для грамотной стандлартизаци этого критически мало. Я понимаю, что вы уже уперлись рогом, и будете спорить, и этот спор более поддерживать не собираюсь.
С чем вы тут-то спорите? Я же четко написал, "навязать". Если вы слово "навязать" понимаете исклучительно в примитивном физическом смысле - это ваши проблемы, а не проблемы моих формулировок.
Мне неохота далее в таком же ключе беседовать.
Изобретали и открывали много чего интересного впереди планеты всей.. А вот ПРОИЗВОДИЛ, да, только калоши.. иначе сейчас бы не иностранными двоичными компами пользовались, а отечественными троичными... так что дебил ты, а не Президент..
Плохо, что средства контрацепции не производили в должном объёме, чтобы таких идиотов, как вы, было меньше.
Ссылку не дадите, на слова Макрона, президента вашего...
Ну, ВВП, как всегда, переврали. К слову, он неправ. То, что СССР никто не стремился пустить на внешние рынки, таки ни разу не означает, что "не нужно".
Дело не только в том что на внешние рынки никто не пускал мы на своем рынке не могли должным образом разобраться.
Увы, чтоб на внешние рынки кто-то куда-то "пускал", нужно было войны за передел рынков сбыта вести и выигрывать. Добровольно такие штуки никто со времён английской промышленной революции не делает.
Блин с этим не поспоришь))))
Три - это материя, информация, Мѣра )))
Познавательно!
Спасибо, было интересно!
Хотелось бы, чтобы кто-то из наших инженеров с большой буквы подхватил знамя Николая Брусенцова!
В троичности есть какая-то законченность!
Мы живём в трёхмерном мире, да Сам Бог един в трёх ипостасях!
Вам - на trinitas.ru :) .
Вы уж сами как-нибудь...
Троичность абсолютно естественна даже на уровне детсада.
Да/Нет/ХЗ. Налево/Направо/Прямо. Быстрей/Медленней/Без изменений. Красный/Зеленый/Желтый.
В свой медицинский ИИ ввод сделали симптом есть/отсутствует/не известно.
Особенно в математике - "ноль", "бесконечность", "неопределённость".
"А аналоговые ВМ быстрее цифровых..."
В СУБД SQL-семейства (Oracle, MS SQL, Postgre, etc) используетя троичная логика TRUE/FALSE/NULL (да/нет/хз) с вырожденной таблицей состояний логических функций (если в логическом условии есть NULL, то результат всегда NULL).
Да, с нуллом - удобнее, но не революция прям.
И так уже в отстающих. Куда еще-то?
Простейшая троичная система, использованная в Сетуни - не оптимальная. Но другой в то время - не было.
Оптимальная - система Стахова.
Зависит от конкретной задачи.
Безусловно :)
Но если учесть, что во всех современных компьютерах используется двоичная система, то о чем мы говорим...
Не во всех. Вы просто не в курсе.
Вы про какие-то специальные американские разработки?
Да. Работы на ВПК США велись и сейчас в Сети мало чего осталось, на Востоке также интересовались.
Вы про троичные ячейки памяти или про использование троичной логики в вычислениях?
Про физически троичную логику, чипы на ней то что ещё лет 10 назад в Сети было сейчас не найти.
Понятно. Хорошие для вычислений троичные системы избыточны. Троичная память, наверное, имеет какие-то преимущества. Меня больше интересуют троичные процессоры.
математически, самое выгодное основание для системы счисления - это число е. Так что троичный компьютер ближе к оптимуму. Вопрос в экономике - что дешевле.
Не только - есть задачи которые он быстрее решает. Хотя сейчас уже есть варианты получше.
чушь - это для сокращеня страниц справочеков задача....для компа все не так
.
Страницы