Грамотность в СССР

Аватар пользователя rill68

Как говорил В.И. Ленин, социалистическая революция в России дело отнюдь не только местное, а в основных чертах и международное. Она дала жизнь первому в мире государству рабочих и крестьян, поэтому все другие коммунистические партии должны изучать положительный опыт большевиков, а Советская Россия должна быть маяком, примером для всех угнетенных и эксплуатируемых. Радует то, что опыт большевиков помнят и изучают не только в странах бывшего СССР, но и в Европе, где после нескольких неудачных попыток социалистических революций, жестоких репрессий к коммунистам больший вес приобрели социал-демократы, фашисты, позднее - еврокоммунисты и либералы, а в Испании еще и анархисты. Но и большевистское течение живо, что доказывает тема нижеприведенного перевода.



= = =

Грамотность в СССР

Отсутствие образования у рабочих в России после революции 1917 года было проблемой первостепенной важности, которая возникала перед лицом строительства зарождающейся советской власти. Неграмотность населения была почти общей (около 80% населения не умело ни читать, ни писать), поэтому меры были безотлагательными. 26 октября 1917 года ЦК партии учредил на II Съезде Советов в Петрограде Народный комиссариат образования с целью искоренения безграмотности и содействия всеобщему школьному обучению.

Через несколько дней народный комиссар по образованию писал:

“Повсюду в России, среди городских рабочих в особенности, но также и среди крестьян, поднялась могучая волна культурно-просветительного движения, множатся без числа рабочие и солдатские организации этого рода; идти им навстречу, всемерно поддерживать их, расчищать путь перед ними — первейшая задача революционного и народного правительства в области народного просвещения.”
Луначарский, газета “Правда”, 29 октября 1917 года

"Задача государственной комиссии состоит во взаимодействии и поддержке; она должна организовать в национальном масштабе источники материальной, идеологической и моральной поддержки муниципальных и частных учебных заведений, и особенно учреждений рабочего класса.”
Декрет о народном образовании


Были созданы избираемые народом учебные советы, которые отвечали за организацию в своих районах управления образованием. Через год была создана Единая Трудовая Школа, где все учебные заведения перешли в ведение Комиссариата с целью создания единой образовательной сети, которая была бы стандартизированной и связанной с производством. Для этого были национализированы все частные центры, большинство из которых принадлежало церкви, и было обеспечено двухуровневое обучение всех детей в возрасте от 6 до 17 лет. Образование стало бесплатным для всего народа, и прекратилась связь, соединяющая его с религией, а также было устранено различие между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. Они выделили новые методы обучения и оценки, которые не использовались до тех пор и полностью сломили метод обучения царизма.

Несмотря на эти реформы, уровень безграмотности был настолько высок, что Ленин учредил ликбез или "ликвидацию безграмотности" в конце 1919 года, когда для всего населения в возрасте от 8 до 50 лет стало обязательным обучение родному языку. Благодаря этой кампании, продолжавшейся два десятилетия, планировалось обеспечить грамотность различных слоев общества (рабочих, крестьян, молодежи и т.д.) путем установления конкретных процентных долей грамотности, которые должны были быть достигнуты в определенный период.

Для этой кампании жизненно важно было повысить понимание молодежи о их способности взяться за эту сферу. Ленин в своем выступлении на III съезде коммунистической молодежи сказал следующие слова:

"На нескольких примерах, взятых из опыта работы той или другой организации молодежи, я покажу вам наглядно, как это воспитание коммунизма должно идти. Все говорят о ликвидации безграмотности. Вы знаете, что в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя. Недостаточно того, чтобы Советская власть приказала или чтобы партия дала определенный лозунг, или чтобы бросить известную часть лучших работников на это дело. Для этого нужно, чтобы само молодое поколение взялось за это дело. Коммунизм состоит в том, чтобы та молодежь, те юноши и девушки, которые состоят в Союзе молодежи, сказали бы: это наше дело, мы объединимся и пойдем в деревни, чтобы ликвидировать безграмотность, чтобы наше подрастающее поколение не имело безграмотных. Мы стремимся к тому, чтобы самодеятельность подрастающей молодежи была посвящена на это дело.

Вы знаете, что скоро превратить Россию из темной безграмотной страны в грамотную нельзя; но, если за это дело возьмется Союз молодежи, если вся молодежь будет работать на пользу всех, тогда этот союз, объединяющий 400 000 юношей и девушек, имеет право называться Коммунистическим союзом молодежи.”
Выступление Ленина на III съезде Коммунистической молодежи России (Москва, 1920 г.)


Результаты кампании по ликвидации безграмотности были исключительными:

– 1917: 25,2% грамотных (37,9% мужчин и 12,5% женщин);
– 1926: 51% грамотных (65,4% мужчин и 36,7% женщин);
– 1939: 81,1%-89,7% грамотных;
– 1950 (десятилетие): почти 100% грамотных.

За 20 лет число людей, умеющих читать и писать, увеличилось примерно на 60%, охватив почти все население. Но уровень образования трудящихся не остался на месте - с 20-х по 50-е годы число мужчин и женщин, которые получили среднее образование, увеличилось на 40%, как показано в таблице ниже.



Важность образования всех трудящихся была также отражена в одной из статей Советской Конституции 1936 года:

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.


Эта статья показывает, какие большие усилия приложило советское правительство для воспитания масс не только в чтении и письме, но и в конкретных профессиях. Советский Союз позволил всему населению иметь свободный доступ к высшему образованию и позволял развивать свои знания, связывая это обучение с практикой и производством.

Нет сомнений в том, что правительство Ленина и впоследствии Сталина блестяще справилось с безграмотностью населения. Без этих показателей невозможно понять, как социализм сумел привести советские народы в авангард человечества.

Daniel Alonso
Оригинал

Перевод Ю.Пыльцов

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя отпуск
отпуск(10 лет 4 дня)

да уж... для сравнения царская Россия https://mmv13.livejournal.com/18481.html

Комментарий администрации:  
*** отключен (пропаганда и попытка оправдания измены Родине) ***
Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(7 лет 6 месяцев)

А вот  Англиям  и прочим  Италиям с США не повезло.  Там  большевики не правили - и они по итогам 20 века так и остались неграмотными.  До сих пор расписываются крестиками

PS     А с  1897 по 1917 процент грамотных   снижался?  

Аватар пользователя ВладиславЛ
ВладиславЛ(7 лет 4 месяца)

Несколкьо иные данные даёт грамотность в РИ за 40 лет до ПМВ.

Комментарий администрации:  
***отключен (антигосударственная пропаганда, систематические набросы) ***
Аватар пользователя 12y
12y(5 лет 10 месяцев)

По поводу грамотности и образования в СССР у меня обычно два вопроса:

1. почему самая читающая страна с наступлением 90-х резко деградировала (имхо) и ударилась в мракобесие типа астрологии, Петриков, Гробовых и т.д.

2. откуда взялись Саши Белые, бригады, барыги, массовое ожесточение и помутнение и т.д. в те же 90-е, ведь они же все были пионерами, смотрели "Гостью из будущего" и вот это вот всё.

Практика критерий истины, если что)

 

 

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(7 лет 6 месяцев)

"почему самая читающая страна"

кстати,  не дадите ссылку на таблицу данных по  общему тиражу книг в расчёте на 1 жителя по странам в  те годы?  

а то я  всё найти не  могу.    или вы тоже не можете? 

Аватар пользователя 12y
12y(5 лет 10 месяцев)

Не, я не смогу. Но так говорилось. Мы реально гордились этим. Ну я как минимум. А на самом деле не были?

Аватар пользователя Рыба Баскервилей

А на самом деле не были?

вся интересная легкая литература была переводная.

хрен его знает, что было причиной.

но ничего похожего на какого-нибудь Луиса Ламура про какое-нибудь

освоение Сибири не было.

фантастика туда-же.

у них тоже было много гов "философии" под видом фантастики, но было и про гайки.

а про гайки, оно самое интересное.

Аватар пользователя 12y
12y(5 лет 10 месяцев)

А как же советское образование и курс школьной литературы?

Это все куда дематериализовалось после 91 г.?

Аватар пользователя Престарелый Neo

Могу ошибаться, но в тираж книг в Союзе включали и тираж газет и журналов. Ну а дальше сами понимаете...

Аватар пользователя irodriges
irodriges(5 лет 11 месяцев)

Вы ошибаетесь. Вот отрывок из речи А.И. Назарова ко Дню Печати: "За 30 лет Советской власти книгоиздательство развивалось такими темпами, каких никогда не знала не только царская Россия, но и ни одна другая страна мира. В 1918 году — первом году жизни советских издательств—было выпущено всего 5142 названия книг и брошюр, общим тиражом около 50 млн. экземпляров, в 1940 году—-в последнем предвоенном году — было издано уже 44 136 названий, тиражом 446 млн. экземпляров; таким образом за 22 года количество названий увеличилось более чем в восемь раз, а тираж — почти в девять раз". Очевидно что тираж одной газеты Правда был миллионов семьдесят.

Аватар пользователя НВК
НВК(7 лет 8 месяцев)

А Вы не в курсе зачем проводили шоковую терапию? 

с наступлением 90-х резко деградировала

Уу- капитализм пришёл. 

ударилась в мракобесие типа астрологии, Петриков, Гробовых и т.д.

Сейчас как, прошло? 

Аватар пользователя 12y
12y(5 лет 10 месяцев)

Уу- капитализм пришёл.

Так а при чем тут капитализм, если мы говорим про уже сформировавшихся людей после 30 лет. В 91 г. это были все, кто родился в 1961 г. и раньше. То есть те, кто прошел через топовую советскую систему образования и воспитания.

Я понимаю, что бытие определяет сознание и даже согласен с этим, но чтобы так скоро и так кардинально. Видимо, не в этом причина все же, а в качестве, качестве...

Сейчас как, прошло? 

Сейчас-то как раз ничего удивительного. Какое образование, такие и интересы. 

Аватар пользователя НВК
НВК(7 лет 8 месяцев)

Капитализм пришёл с образованием совсем плохо.

Вы хоть-бы заглянули посмотрели, что есть Шоковая терапия. Изначально это электричеством по мозгам, после чего человек в большинстве случаев превращается в овощ.

Вам надо объяснять, что превращение в овощ не зависит от образования, возраста и прочее? Или даже это надо объяснять?

В экономике шоковая терапия подразумевала тоже самое, для большинства населения- превращение большинства в овощ и дальнейшее ограбление. Наличие людей, сохранивших разум на проведение этой самой шоковой терапии не влияло.

Вам наверно не известно, что большинство людей просто внушаемо, и достаточно легко поддаётся обработке? Может ознакомитесь с основами психологии. Внушаемость не зависит от возраста, это практически врождённая черта. Психологи говорят о суггестивности. 

Я понимаю, что бытие определяет сознание и даже согласен с этим, но чтобы так скоро и так кардинально.

Почти пять лет в перестройку рушили психику людей, что Вы хотите. Почитайте историю сект, "Белого братства" там на разрушение психики уходило куда как меньше времени. 

У опытной цыганки на то, что-бы обобрать гражданина уходит не так много времени. Спецу для зомбирования подопытного нужно 10-15 минут, не всех правда, но время небольшое. 

Сейчас-​то как раз ничего удивительного.

"В чужом глазу соринку осуждаем в своём бревна не видим." 

Аватар пользователя 12y
12y(5 лет 10 месяцев)

Вам надо объяснять, что превращение в овощ не зависит от образования, возраста и прочее? Или даже это надо объяснять?

Может, вас по мозгам и ударило, а меня нет. И не такое проходили.

Люди оставались людьми в куда более экстремальных условиях при наличии соответствующего воспитания и образования. Видимо, вы в школе плохо учились по предмету истории, ну или учителя плохие были. Ну почитайте что-нибудь про Гражданскую что ли или про ВОВ.

Вам наверно не известно, что большинство людей просто внушаемо, и достаточно легко поддаётся обработке?

Внушаемость как-раз таки обратно пропорциональна уровню образования и воспитания. Малообразованному человеку можно втемяшить что угодно.

"В чужом глазу соринку осуждаем в своём бревна не видим." 

А сие что означает? Что нынешнее образование лучше советского?

Аватар пользователя НВК
НВК(7 лет 8 месяцев)

Может, вас по мозгам и ударило, а меня нет. И не такое проходили.

Странно, почему тогда повторяете глупости? 

Люди оставались людьми в куда более экстремальных условиях при наличии соответствующего воспитания и образования.

Вот, даже аргументы не заметили.

Шоковая терапия не есть экстремальные условия. Это определённое психологическое воздействие. 

Малообразованному человеку можно втемяшить что угодно.

Вон сколько высокообразованных граждан повелось на Фоменко. Сколько уверовало про Западные ценности и Западный мир? Сколько высокообразованных людей повторяют глупости по Озоновые дыры и злобный фреон? 

Ну почитайте что-​нибудь про Гражданскую что ли или про ВОВ.

 Ну того, что я прочитал на несколько Ваших жизней хватит.

А сие что означает? Что нынешнее образование лучше советского?

Сильно хуже. Разрушено рациональное мышление. 

Аватар пользователя 12y
12y(5 лет 10 месяцев)

Странно, почему тогда повторяете глупости?

Что из написанного мной вы считаете глупостью?

Шоковая терапия не есть экстремальные условия. Это определённое психологическое воздействие.

Разверните мысль, какое именно психологическое воздействие оказывалось на людей, по-ва-шему?

Вон сколько высокообразованных граждан повелось на Фоменко.

Это вопрос к их образованию и критическому мышлению.

Образование это не просто корочка, это умение мыслить.

Ну того, что я прочитал на несколько Ваших жизней хватит.

Тогда тем более удивительно, что вы пытаетесь оспаривать мой изначальный посыл через некую шоковую терапию, которая промыла людям мозги, и их умение думать и быть человеком разом улетучилось (если мы исходим из того, что оно у них было).

Сильно хуже. Разрушено рациональное мышление.

Вот и я об этом. Но разбирали мы тезис о том, что советское образование и система воспитания были лучшими в мире.

Аватар пользователя НВК
НВК(7 лет 8 месяцев)

Это вопрос к их образованию и критическому мышлению.

Образование это не просто корочка, это умение мыслить.

Что такое умение мыслить я предполагаю. Но не об этом, это был контраргумент Вашему тезису, что "малообразованному человеку можно что угодно втемяшить"  Пример того как можно втемяшить образованному человеку- Сахаров и наши академики-экономисты, и таких примеров масса.

Что касается критического мышления, тема не айс, поскольку этим самым критическим мышлением обладают мало-мало человек.

Тогда тем более удивительно, что вы пытаетесь оспаривать мой изначальный посыл через некую шоковую терапию, которая промыла людям мозги, и их умение думать и быть человеком разом улетучилось (если мы исходим из того, что оно у них было).

Это установлено эксперементально- шоковая терапия с большой долей вероятности превращает человека в овощ. Это не промывка мозгов, это их уничтожение.

Разверните мысль, какое именно психологическое воздействие оказывалось на людей, по-​ва-шему?

Эту тему разворачивали -Кургинян, с ним можно и нужно не соглашаться, но что-то он и правильное увидел, -"человеку сломали хребёт" 

Эту тему разворачивала Наоми Кляйн, целую книгу написала. Можете прочитать сами, книги интересные и полезные.

Что касается воздействия человека- в девяностые у людей убили цель, ту ради которой жила страна, и превратили людей в скотов, рассуждающих только о полноте корыта.

Детальное рассмотрение проблемы шоковой терапии это монография или приличная книга. Сейчас на это времени нет.

Что из написанного мной вы считаете глупостью?

Например глупости о том, что страна деградировала и впала в мракобесие. В это самое мракобесие она успешно впадает именно сейчас при помощи церкви. А деградирует в результате приобщения к капитализму, опять таки сейчас. Это давняя глупость навязываемая именно теми, кто страну разрушал, для снятия с себя ответственности и самооправдания.

Главные причины, происходящего в девяностых, приход капитализма и проведённая Шоковая Терапия. 

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(10 лет 10 месяцев)

Новохренология появилась, и плоская земля. Не шибко-то лучше.

Аватар пользователя irodriges
irodriges(5 лет 11 месяцев)

Вы делаете серьезные логические ошибки в своих рассуждениях. Образование - это возможность действовать эффективно, но это может быть любое действие, как во благо, так и во вред. Подобно тому, как регулярные занятия борьбой или боксом могут вырастить патриота и защитника закона, а могут вырастить рэкетира и бандита. Или обладание автомобилем резко увеличивает скорость и легкость передвижения, но странно было бы рассчитывать что купив автомобиль, человек станет великодушным и больше никогда не будет обманывать. Или что автомобилисты всегда действуют во имя добра. Этот аргумент отвечает сразу на оба поставленных вами вопроса.

Аватар пользователя 12y
12y(5 лет 10 месяцев)

Этот аргумент отвечает сразу на оба поставленных вами вопроса.

На первый вопрос он вообще не отвечает.

А по второму вопросу уточните - я не понял, это что, братки все сильно образованные что ли были?

Аватар пользователя irodriges
irodriges(5 лет 11 месяцев)

Пояснение к вопросу два: Поведение братков вообще не имело корреляции с образованием. И братки возникли ведь не в перестройку. На всякий случай, почитайте на досуге о славных подвигах банды Шемогайлова в славные сталинские времена в городе Ленинграде.

В марте 1934 года активные члены шайки Жуковский, Андреев, Лебедев и еще несколько великовозрастных балбесов избили трех рабочих-активистов, причем Жуковский бил их железным прутом. В результате один из пострадавших оказался на больничной койке. Через несколько дней член шайки Борис Григорьев остановил рабочего, которого даже толком не знал, свалил на землю, избил и попытался... выколоть глаза гвоздем.

Бандиты давно мечтали стать хозяевами района, и для этого им было нужно громкое дело, которое укрепило бы их авторитет. Разгром «красного уголка» должен был стать именно такой акцией. И вот «шестерки» сообщили, что собрание началось. Хулиганье разделилось на две группы — одни перекрыли окна, другие ворвались через дверь в помещение. Начался погром. Пятнадцать комсомольцев оказались перед втрое превосходящими их по численности хулиганами, разгоряченными водкой, вооруженными ножами, кастетами, палками. Затрещала перевертываемая мебель, зазвенели разбиваемые стекла окон. Председатель собрания Алексеев попытался остановить хулиганов, но Лупанов набросился на него и изрезал ему финкой руки. Жуковский зверски избивал заведующего «красным уголком» Абрамсона —- сначала ногами, а затем дважды ударил его бутылкой по голове.

Источник: https://statehistory.ru/825/Borba-s-banditizmom-v-Leningrade-v-1930-e--Banda-SHemogaylovykh/

Источник: https://statehistory.ru/825/Borba-s-banditizmom-v-Leningrade-v-1930-e--Banda-SHemogaylovykh/

Аватар пользователя 12y
12y(5 лет 10 месяцев)

Да я же не спорю, что и в советское время полно бандитов было. Вопрос про другое был.

Про соответствие слов делам: а именно соответствие тезиса о том, что советское образование и система воспитания были лучшими (одними из лучших), общественной практике 90-х гг.

 

Аватар пользователя Рыба Баскервилей

хреновато товарищ европеец знает свою европейскую историю.

почему насквозь рабочая немецкая партия социал демократов

боролась с немецкими коммунистами точно так-же, как с фашистами?

даже если сильно подумать, то кроме того, что все прекрасно видели

происходящее в довоенном Союзе, и у себя дома такого не хотели,

не придумывается.

Аватар пользователя Alexey38
Alexey38(8 лет 11 месяцев)

В последние десятилетия РИ грамотность населения росла достаточно высокими темпами, причем на пределе возможностей.

В доиндустриальную эпоху грамотность была не нужна большинство населения, кроме религиозных нужд. Для работы и бытовых задачи она не требовалась в принципе. В Европе на религиозной почве в конце средних веков возник религиозный культ грамотности, вызванный протестантским тезисом "только Писание", смысл которого заключался в религиозной идее обращения к первоисточнику, вместо безоговорочного слушания проповедников. Поэтому в Европе процессы начались раньше, чем у нас, еще в доиндустриальную эпоху.

А вот когда грамотность стала востребована на прикладном уровне, то процесс не может быть быстрым. Чтобы учить нужны грамотные учителя, не каждый грамотный способен учить. А грамотные вдруг стали востребованными прямо здесь и сейчас, поэтому невозможно было всех их сделать учителями, тем более в такой огромной по территории стране.

Поэтому на первых порах, пока очень низкая грамотность населения, то темп прироста грамотности будет достаточно низким. А когда, уже набралась определенная масса (условно 25-30%), то возможен достаточно резкий скачок, т.к. из 1/3 грамотных уже можно быстро подобрать учителей для оставшихся 2/3 неграмотных. Из 1/10 набрать нужное число учителей для оставшихся 9/10 намного сложнее. Это объективные процессы, вне зависимости от идеологии и политического строя.

Но и сам момент революции в РИ связан с грамотностью населения. Пока в стране не набралась та самая масса грамотных  (условно 25-30%), то и революция в том виде, в каком случилась была не возможна. Поэтому нет особо места для альтернативных историй.

Аватар пользователя rill68
rill68(12 лет 7 месяцев)

Спасибо, что разъясняете остальным)

Комментарий администрации:  
*** Особо политически озабоченный ***