О текущем моменте: кризисе, эпидемии и нефтяных ценах

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Вчера на сайте агентства нефтегазовой информации прошла онлайн-конференция с моим участием. По просьбе некоторых пользователей АШ выкладываю ее на ресурсе с незначительным изменением порядка вопросов. 

В порядке вступления. Моя основная специальность, конечно, добыча нефти, с ней связаны 45 лет жизни. Кроме того, неплохо разбираюсь в экономике; ради собственного здоровья пришлось также вникнуть в медицинские проблемы.

А вот политику я стараюсь не комментировать. Не считаю себя специалистом. К тому же в ней все больше нагловатого пиара. К примеру, американский президент что-то балакает о преднамеренном сокращении мировой добычи нефти на 10%. Это полная чепуха, но биржа ему верит и бросается покупать нефтяные фьючерсы.

А теперь – к вопросам.  

Станислав, 40 лет. Александр, читаю вас постоянно и с удовольствием. Вы считаете, что речь идёт о мировом кризисе? В чем он заключается?

Да, вся мировая экономика вошла в финансовый кризис. Это резкое снижение цен на акции, облигации, товарные фьючерсы и другие обязательства. Обобщенные индексы цен акций на всех мировых биржах сформировали долгосрочный падающий тренд. Вот как он выглядит в американском индексе S&P:

Та же картина и на других биржевых площадках, в ценах на нефть, металлы и некоторые другие товары.

За финансовым кризисом почти всегда следует кризис экономический. Он состоит в сокращении производства. Ибо все держатели бумажных активов бросились обращать их в деньги, пусть даже с потерями, а производству денег не хватает. И не только денег, деньги ему сейчас дадут, напечатают, но беда в том, что падает спрос. Все зажали затраты и ждут окончания кризиса. Никто в производство не вкладывает.

Экономический кризис уже начался, но он, как новорожденный младенец, только появился на свет, и его еще не успели измерить. Примерно через 2 недели появятся данные по ВВП стран мира за I квартал, и, думаю, мы получим их снижение на 5-7%. Помимо сокращения производства, экономический кризис ведет к банкротствам, росту безработицы, часто – к инфляции, истощению общественных фондов.

Антон, Нефтеюганск: Александр Григорьевич, если это мировой кризис, то к чему нам готовиться? Как это скажется на экономике России? Какие страны пострадают, какие выиграют?

Из крупных стран лучшие шансы в кризисе имеют США, Россия и Китай. США – потому что они печатают доллары, а их берут во всем мире. Пока берут. Россия – потому что у нее богатые природные ресурсы и финансовые резервы. Китай – потому что тоже имеет огромные резервы и к тому же неудовлетворенный внутренний спрос.

Китай начал работать на собственный спрос несколько лет назад, сейчас сокращение экспорта он постарается компенсировать на внутреннем рынке. Аналитики пугают его большими долгами, но долги у всех, а производство – в Китае. Без крупных потерь переживут кризис его соседи: Ю.Корея, Вьетнам, Малайзия, Индонезия.

Ожидающих неминуемого краха Америки в этом кризисе вынужден огорчить, ничего такого не будет. Да, США постепенно теряют желтую майку лидера, уступая в объемах производства Китаю, в военной сфере – России, но финансовое лидерство пока за ними, и завтра оно не исчезнет. Немалое значение имеют и позиции США в информационных технологиях.

Труднее придется Европе. ЕС превратился в эдакое содружество коней и рябчиков, а в трудную годину каждому придется рассчитывать только на себя. Не исключаю, что будут еще попытки выйти из союза. По меньшей мере, ЕС придется пересмотреть свою нынешнюю, крайне бюрократизированную стратегию.

На Ближнем Востоке экономический кризис чреват политическими переменами. Под угрозой могут оказаться власти КСА, Ирака, Ливана, Иордании.

России, конечно, тоже придется пережить трудный год. Я ожидаю по его итогам спад производства на 5-6%, главным образом, за счет снижения цен на сырье. Не опасаюсь высокой инфляции: внутренний рынок достаточно насыщен отечественными товарами, а импорт уменьшится. Я также спокоен за курс рубля, несколько месяцев он будет колебаться в текущем диапазоне 75-80 руб./долл., а затем начнет очень медленно укрепляться. Разумеется, это мои личные, весьма приближенные оценки; новые события могут их сильно откорректировать. Причем, не только в худшую, но и в лучшую сторону.

Марат, Нягань: Александр Григорьевич, получается этот самый коронавирус и вызвал весь этот кризис?

Нет, пандемия стала лишь его катализатором, усилителем. Ибо финансовый кризис назревал еще 1,5 года назад, тогда тоже было резкое падение биржевых индексов, но рынок вовремя развернулся. И сейчас кризис начался во второй половине февраля, когда серьезная обстановка с коронавирусом была только в Китае и Корее, а в прочих странах были всего лишь десятки инфицированных. Кризисы вообще – неотъемлемая часть развития мировой экономики. Коренной причиной нынешнего является злоупотребление эмиссией долговых обязательств; реальное производство все более заменяется доходами от биржевых и других спекуляций.

Екатерина, Сургут. Экономика нашей страны напрямую зависит от цен на нефть, и сейчас эксперты в голос твердят, что к концу года цены на нефть стабилизируются на уровне 40 или даже 50 долларов за баррель. На этом фоне рубль должен подняться в стоимости, однако, насколько это поможет нашей экономике, которая за время тотального карантина просто встала. Не случится ли так, что с карантина мы выйдем прямиком в глобальный экономический кризис?

Экономический кризис уже идет, так что выходить будем не в него, а ИЗ него 😊. К тому же Вы изрядно драматизируете ситуацию: пресса методично долбит в головы слова «кризис», «крах», «коллапс», скоро мы без них жить не сможем, во сне кошмарами будут сниться… Давайте разбираться.

Непрерывные производства (нефть, газ, электрика, коммуналка, пищепром) работают? Работают. Сельское хозяйство к посевной готовится? Полным ходом, и никакая пандемия ему помешать не в состоянии. Остановились автозаводы, да. А давно ли они жаловались на затоваривание и просили дотаций у государства? Сильно сократились транспортные перевозки, пассажирские сейчас прекратили совсем. Но их доля в составе ВВП составляет 7%, даже месячный полный простой даст сокращение ВВП на 0,6%, не более. Значительные потери у торговли, туризма, индустрии развлечений. Однако деньги-то у людей есть, и после отмены карантина (вспомните меня) они дружно кинутся наверстывать упущенное.

Кризис подобен генеральной уборке. Мусор, грязь, все ненужное выметут, остальное заиграет новыми красками.

Евгений, Краснодар. Александр Григорьевич, я долгое время жил и работал в Нижневартовске, три года назад переехал в Краснодар. Открыл небольшой бизнес общественного питания. Посоветуйте, какие действия сегодня предпринимать, чтобы завтра остаться в бизнесе, а еще лучше в прибыльном бизнесе?

Да, сейчас это жизненно важный вопрос. Все уже начали сокращать затраты, но это можно делать по-разному. Я бы постарался привлечь для несложных работ больше пенсионеров, студентов, даже школьников. Они менее требовательны к заработку, готовы на частичную занятость.

Но главное – в кризисе нельзя пассивно стоять на месте, нужно искать новые пути. Осваивать новые рынки, новые виды продукции. Когда в Нижневартовске упали цены на проектные работы моего института, я поехал в ЯНАО, в отдаленный Урай и там нашел заказчиков. Углядел, что бурно развиваются землемерные работы и создал специальный отдел межевания.

Разумеется, в малом бизнесе сферы питания другие методы и возможности. Можно с помощью интернета увеличить доставку на дом, сейчас она востребована, а когда карантин закончится, к ней уже привыкнут. Можно попробовать ввести скидки для постоянных клиентов. Есть и другие методы, думаю, Вы их знаете лучше меня.

Кирилл, Афтершок, 35. Александр, у Вас большой опыт работы, Вы застали еще СССР. Не могли бы Вы пофантазировать на тему, как бы в подобной мировой экономической ситуации вело бы себя вменяемое руководство СССР? Или Вы считаете, что СССР завалили низкие цены на нефть?

А дело в том, что в плановой экономике СССР не было никаких кризисов. Вместо перепроизводства был дефицит товаров. Вспомните – весь мир стонал от Великой Депрессии, а СССР с размахом проводил индустриализацию. Рыночная экономика энергична и беспощадна к слабым, плановая – неповоротлива, но надежна. Оптимум, как положено, лежит посередине: в Китае план с мощными элементами рынка, в России – рынок с нарастанием плановых элементов. А вот с эпидемиями СССР боролся прекрасно, и эти традиции унаследовала Россия.

Завсегдатай АШ, 52 года. Вопросов, собственно, два. Какой по времени лаг у нефти между добычей и потреблением? И когда ждать второй волны коллапса отрасли, не в мае ли?

Эти процессы одновременны, временного лага между ними нет. Если речь идет о накоплении и выработке коммерческих запасов, то в США, например, максимум в апреле 2017 г. был 533 млн барр. и за год они сократились до 428 млн. Но и это зависит от темпов добычи, объемов импорта, цен на ГСМ и многих других факторов.

А никакого коллапса нефтяной отрасли я пока не вижу. В 2016 году цена падала до $27 за баррель Brent. Вы тогда видели коллапс?

Евгений, Москва. Насколько перспективной Вы оцениваете возможность договоренностей по нефти с Трампом? Может ли быть перспектива у договоренностей с "джентльменами, хозяевами своего слова"? Есть ли у "джентльменов" реальная возможность договариваться и исполнять обещания?
Верна ли информация, что в США нет органа, уполномоченного регулировать нефтедобычу?

Начну с конца: действительно, никакого органа, регулирующего добычу нефти и газа в США нет. Есть EIA – статистическое и аналитическое агентство (В России, кстати, нет ни того, ни другого). Теоретически США могут принять закон, скажем, о запрете экспорта нефти, который составляет 2-3 млн барр./сут. Практически поднимется страшный крик, законодатели будут мусолить (править) закон до ишачьей пасхи, следовательно, никакого сокращения опять же не будет.

Заявления американского президента надо воспринимать исключительно в качестве пиара. Вот какой он крутой, завтра всех усадит за стол переговоров, нагнет, обаяет, обоймет и уговорит. Американцам именно такой президент нравится, все эти разговоры – для них. А в международных делах у него никаких успехов, одни провалы. В данном случае он хотел бы продать России снятие санкций, но еще не решил, что за это потребовать. Продешевить боится. Не о чем с ним договариваться. Единожды соврамши, кто тебе поверит?

Мария, Тюмень. 6 апреля страны ОПЕК+ обсудят возможность сокращения добычи на 10 млн баррелей в сутки. Если им удастся договориться, насколько это спасет нефтяной рынок в условиях пандемии и тотального сокращения спроса на энергоресурсы?

Это тоже пиар-акция, шансы договориться о снижении добычи весьма малы, а на столь большие объемы – еще меньше. Но самое сложное – эти договоренности проконтролировать. К примеру, ОАЭ конце 2016 года добывали 3,1 млн. барр./сут. Договорились о снижении на 0,2 млн барр./сут. Сколько сейчас добывают доблестные эмиратцы? Опять 3,1 млн барр./сут., весь прошлый год держали этот уровень. Что же они, пардон, сокращали? Россия не сильно отстает: в январе вышла на уровень 11,2 барр./сут., лишь на 1% ниже, чем до всех сокращений.

Соколов Александр, директор по геологоразведке ООО "ПЕТРОГЕКО" к.г.-м.н. Уважаемый Александр Григорьевич! Независимо от того, произойдет ли встреча 8-9 апреля стран ОПЭК+ Россия или нет, уверен, что все нефтяные компании России сейчас экстренно разрабатывают сценарии сокращения добычи на своих промыслах. Думаю, что масштаб секвестирования суточной добычи для РФ идет от 3 (трех) млн. баррелей или возможно больше. Не исключено, что в итоге, годовая добыча нефти в стране сократится и составит 350 млн.т., вместо 520 млн.т. Интересно узнать Ваше мнение - какой будет заложен критерий сокращения добычи? Или группа критериев?

Я думаю иначе. Во-первых, компании озабочены не сокращением добычи, а снижением затрат. При этом, какие-то ныне глубоко убыточные скважины могут быть остановлены, но существенного снижения добычи от них ожидать не приходится.

Во-вторых, ни о каком сокращении на 3 млн барр./сут (до 350 млн т/год) и речи быть не может. Вспомните – в кризисном 2009 году мировая переработка нефти уменьшилась всего на 0,6%. Да, сейчас добавился карантин, но он не везде и не вечен. Потому я не ожидаю снижения потребления нефти более, чем на 3%.

В-третьих, юридических оснований заставить компании резко уменьшить добычу нет. Небольшие предприятия и так стоят на коленях, администрирование их просто убьет. Крупные компании уговорить можно, но не на волевые цифры, они сами должны определить, сколько нефти могут оставить в недрах без крупных убытков.

Есть, правда, интересная возможность. Представьте, что все наши компании договорились остановить промыслы, скажем, на трое суток. Это 33,6 млн барр., заметно даже в мировом масштабе. И никто не будет в обиде, все сохранят свои преимущества и недостатки. Если к такой акции присоединится ОПЕК+, то дефицит возрастет до 140 млн барр. Не хватит? Тогда через пару месяцев можно повторить такую же клизму.

Анатолий, Уфа. Как быть в данной ситуации рядовым нефтяникам? Нужно ли ожидать сокращений, как вы считаете?

Серьезных сокращений у добывающих предприятий я не жду, ибо зарплата там составляет очень малую долю операционных затрат. А вот подрядчики: геологи, геофизики, транспортники, строители - пострадают больше, их работы пойдут под сокращение в первую очередь. Там возможны задержки зарплаты, перевод в неоплаченные отпуска и даже банкротства.

Соколов Виктор, 64 года, Тверь. Уважаемый Александр Григорьевич!
1. Вам что-нибудь известно, какие "диалоги" происходят сейчас между банками и нефтяными компаниями, не вошедшими в список "600", на темы получения/погашения кредитов, их обслуживания. Как это скажется на цене нефти?
2. Настал толчок к развитию газовой отрасли семимильными шагами?

Нет, такие переговоры, если и идут, то без огласки. И на цене нефти это никак не скажется. Газовая отрасль сейчас притормозит, нынешние цены не благоприятствуют инвестициям. Но они не навсегда – давайте доживем до 2021 года…

Авдеев Владимир, 62, СПб. Александр, как вы относитесь к передаче отрасли в собственность государства?

Как к невозможной и ненужной затее. Невозможной, потому что просто отнять нельзя, придется компании выкупать. Это сотни миллиардов долларов, перед выкупом цена их еще вырастет. Небольшие предприятия государству вообще - обуза, они быстро выйдут в убытки и будут клянчить деньги. А не нужна эта операция потому, что Газпром, Роснефть, Газпром нефть и без того под контролем государства, присутствие в них миноритарных акционеров стимулирует компании на прибыль, а котировки на бирже служат индикатором их состояния.

Виктор Петрович Пастухов, 65 лет. В прессе есть прогнозы относительно окончания эпидемии и мирового кризиса. Они неутешительны. В лучшем случае их обещают к концу года. А каковы ваши ожидания?

Начну с коронавируса. Приходилось ли вам наблюдать эпидемии гриппа в разгар летней жары? Нет? Мне тоже не приходилось. И тому есть, как минимум, две логичных причины.

Первая в том, что любые вирусы не выносят повышенной температуры. Полностью гибнут они при 43-56о С, но уже при 37,5-38,5о им некомфортно, и часть погибает. Потому лечение жаропонижающими средствами (которые массово прописывают адепты парацетомола) допустимо лишь в редких случаях, для особо тяжелых больных. Для остальных же повышенная температура – реакция организма на инфекцию и мешать ему в этом не надо.

А вторая причина в том, что летом воздух имеет пониженную влажность. Вирусы же распространяются с капельками воды, они – жители туманов. Летом, при влажности 40-60% капли воды быстрее испаряются, препятствуя переносу вирусов. Кроме того, транспорт и прочие места массового скопления людей летом больше проветриваются, что уменьшает концентрацию инфекции.

Заметьте: в странах экваториального пояса, где сейчас тепло, количество заразившихся на 2-3 порядка меньше, чем в США и Европе. К примеру, во Вьетнаме их 240 чел. и только три тяжелых случая.

Получается, что уже в мае эпидемия должна пойти на спад, а летом и вовсе прекратиться. Почему никто об этом прямо не скажет?

Потому что в мире есть, по меньшей мере, три крупные силы, заинтересованные в панике. Первая – это пресса, наши страхи – это ее деньги. Вторая – медицинская бюрократия. Не врачи, как раз врачи с риском для жизни тяжело воюют с заразой. А распределяют хлынувший в отрасль поток денег чиновники, которые не против все человечество превратить в своих пациентов, всех (за приемлемую цену) посадить на таблетки и вакцины. Третья сила – биржевые спекулянты, которые полагают, что можно еще заработать на падении рынков.

Теперь о кризисе. В 2000 году кризис доткомов продолжался 2,5 года. В 2008 г. банковский кризис – уже 13 месяцев. Реакция властей сейчас еще более оперативная, деньги уже активно вбрасываются в экономики. Поэтому стабилизацию фондовых рынков я ожидаю к началу 4-го квартала. А в будущем году постепенно начнется экономический рост.

Не раз замечал, что мои прогнозы чаще всего сбываются, но с отсрочкой на несколько месяцев. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Леонид, 52 года, Санкт-Петербург. Уважаемый Александр! Хотел бы узнать Ваше мнение по поводу оптимальной для России стратегии на нефтяном рынке в ближайшем будущем и период до конца этого года. Какие проблемы для нашей нефтяной отрасли могут возникнуть при максимально негативном для нас поведении конкурентов?

На ближайший год стратегия понятна: сокращение затрат и взаимодействие с ОПЕК с целью поддержания нефтяных цен. Не вижу каким образом конкуренты могут нам помешать; петушиные крики и блеф – не в счет.

А на горизонт 10-20 лет стратегия может быть только одна: повышение нефтеотдачи старых месторождений, сокращение экспорта нефти и углубление переработки. Но у меня впечатление, что по доброй воле Россия такую стратегию не примет; только из-под палки. Где бы эту палку найти, чтобы по назначению применить?....

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Можно сказать, что конференция продолжается здесь, на АШ. Спрашивайте - отвечаем....smiley

Комментарии

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Я Вам напомню рекомендацию проф. Преображенского: а ВЫ не читайте американских газет. А еще лучше - никаких не читайте...smiley

За последние 70 лет мир только один раз допустил сокращение потребления нефти - во время кризиса 2009 г. и на 0,6%. На 0,6%, Карл!

Про 40 % можно говорить только чего-то нанюхавшись до полной неадекватности.... smiley

.....ведь,если я правильно понял,глушить скважины нельзя из-за сложности возобновления.

Кто Вам это сказал? Плюньте м=ему в брехливую физиономию.

Примерно 70 % скважин эксплуатируются штанговыми насосами, это хорошо известные станки-качалки. Для того, чтобы ее остановить надо отключить насос. И все. Такая же операция следует и в скважинах с электроцентробежными насосами,их примерно 20%.

И есть фонтанные скважины - там вообще достаточно закрыть задвижку.

Басня о том, что нельзя останавливать скважины появилась еще в СССР,  когда сибирские нефтяники оправдывались за невыполнение плана перед совмином. Замерзли скважины! Бывало, когда скважина сильно обводнена и брошена. А если перед остановкой закачать в скважину пару кубов нефти - не замерзнут....smiley

 

Аватар пользователя соловьев максим

большое спасибо.  а то я был в недоумении от действий всех акторов. в свете Вашего ответа все становится логичным

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Количество лапши, которое нам вешает СМИ, уже зашкаливает....smiley

Аватар пользователя соловьев максим

уже после Вашего ответа листал АШ и опять наткнулся на ту статью,которая заставила меня задать вопрос про 40%. это статья Спайделла ,размещенная Фанатиком (Энергетическое эмбарго). если найдете время её просмотреть,может, выскажите свое мнение? там такого понаворочено

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Понимаете, разово (например, в течение недели) такое может быть. Например, шторм на море, танкеры не приходят. Но судить по таким цифрам о потреблении в масштабах страны - это классическое очковтирательство: https://aftershock.news/?q=node/827121

 

Аватар пользователя соловьев максим

Спайделл-очковтиратель))))) а раньше я его стать с интересом почитывал. потом перестал,прогнозы не сбываются.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Мне он всегда не очень нравился.... как и другие пророки кризисов....smiley

Аватар пользователя vyinemeynen_mika
vyinemeynen_mika(8 лет 7 месяцев)

Формат и подача содержания доставило. Спасибо.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

бЛагодарю. Были хорошие вопросы, касающиеся сути процессов. А изложить ее уже не так сложно.

Аватар пользователя kychkin
kychkin(8 лет 7 месяцев)

полностью согласен и рад, что эксперт выражает сдержанный оптимизм.

 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Благодарю. Именно - сдержанный.

Аватар пользователя malenkichelovek
malenkichelovek(11 лет 4 месяца)

Вот такой вопрос...первую "вышку" на промыслах в Баку, поставил еще инж. Воскобойников...и все качают и качают...и конца не видно.

Возможно ли то, что нефть образуется/ конденсируется в естественном  подземном холодильнике  от о.Врангеля до Якутии... затем течет под действием ускорения.Кориолиса по подземным "рекам" в сторону экватора, осветляясь по мере прохождения.

Мысль в том, что бы перекрыть "узкие места" путем тихих подземных "воздействий". Или другими словами "перекрыть кран"?

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Нет, невозможно. ПРосто при эксплуатации любого месторождения или залежи, часть нефти всегда остается в пласте. Ее можно по капле добывать сотни лет. Но обычно это не выгодно.

Аватар пользователя Rednec
Rednec(6 лет 2 недели)

Александр, вы вроде бы ответили на вопрос который у меня зрел, про возможность сделки о снижении добычи с сша, но я так и не понял. Контроля как такового нет за соблюдение договоренности. Т.е сша скажу ок мы снижаем и мы тогда вынуждены будем согласиться на сделку с саудами, раз ставили это условие?

Но как вариант, все знают что нет контроля, можно и соврать, то как работали сделки раньше? Получается только на словах о сделке биржа рисовала цену? А по факту кто сколько продал не узнать?

Спасибо заранее!

Аватар пользователя Александр Хуршудов

О чем можно договариваться с американцами? Они чистые импортеры нефти. Они не имеют никаких рычагов, чтобы заставить компании сократить добычу. 

Насчет контроля - вопрос сложный. Наши с саудами учредили контрольный комитет, но о его деятельности умалчивают....

А пока все ориентируются на официальные отчеты, например, ОПЕК или нашего Минэнерго.

Аватар пользователя Rednec
Rednec(6 лет 2 недели)

Тогда зачем мы и сауды тащим амеров в сделку, зная что это не реально ну или не проверить? На долгую играть никому не выгодно. 

Мелькнуло в уме, хотим разрушить опек и создать уже новое под своим крылом? Игроков вполне собирется из опек, это и игра против доллара и уже мы будем ставить условия объемов.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Тогда зачем мы и сауды тащим амеров в сделку, зная что это не реально ну или не проверить?

А это такая игра: Трамп делает вид, что говорит правду, а мы делаем вид, что ему поверили. Политика называется....smiley

А что касается ОПЕК, то, да Россия стремится не сформировать новый, а повысить свое влияние в этой организации. Запасы - у арабов, а мозги - у нас....smiley 

Аватар пользователя Rednec
Rednec(6 лет 2 недели)

Тогда получается мы, возможно, помогаем решать бизнес дела Трампу, устраняя конкурентов для его друзей на внутреннем рынке? При этом попутно, решая свои задачи. Антюр прав)?

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Я же написал - не берусь комментировать политику..... НЕ вижу смысла дурить ей свою голову....smiley

Аватар пользователя Rednec
Rednec(6 лет 2 недели)

Спасибо за Вашу статью и ответы!

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Как говорится, служу России!....smiley

Аватар пользователя Владислав 1965
Владислав 1965(6 лет 10 месяцев)

Всё же не удержусь.

Александр! Выжимать последнее из старых месторождений это путь в никуда, на Севере и без этого невесело.

Ноябрьск выжали-теперь даже аэропорт закрывают, Когалым, Муравленко и без самоизоляции еле шевелятся, а Сургут больше похож на Азербайджан-куда ни плюнь, в чернож... (пардон) афросеверянина попадёшь, да не в абы какого, а самого наглого.

Лангепас и Нижневартовск до конца пока ещё не добили, но и там тоже афросеверяне.

Вопроса, собственно, два:

1. Что будет с выжатыми городами?

Бросим?

2. Перекос в сторону Баку никого не смущает?

Стычки ведь не редкость, хотя и замалчиваются, а местные органы власти больше на тейпы смахивают.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Я с Вами согласен, но обстановка пока не созрела для разумных действий. 

1. Северные города будут потихоньку уменьшаться в размерах. Они станут базой для вахт на Таймыре и в морях. И повышение нефтеотдачи (я надеюсь) все же будет стимулировано:  http://www.angi.ru/news/2878701-Александр-Хуршудов-Гидродинамические-методы-повышения-нефтеотдачи-могут-стать-новой-экспортной-инновацией/

2. Мне трудно судить чем Азербайджан лучше или хуже других.. Они умеют торговать, давать взятки. Если работают законно -нет проблем. А если незаконно - это проблема нашей полиции....

Аватар пользователя Владислав 1965
Владислав 1965(6 лет 10 месяцев)

Так полиция процентов на 50 и состоит из них.

Хуже или лучше, судить не берусь. Понятно, откуда они там появились-нужны были нефтяники, а взять их в то время можно было лишь в Баку. Но поколение СССРовских созидателей ушло, остались только их внуки-торгаши, заполонившие рынок. Трудно не заметить проблему. Плюс даги и чехи, причём из отмороженных.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Я знал в Вартовске двух азербайджанцев: первый был геологом, начальником Вахской НГРЭ, прекрасным человеком. Второй - профессором математики НПИ, отцом 5 детей, уехавшим и Баку за заработками. Много их на рынке, да. 

Аватар пользователя Владислав 1965
Владислав 1965(6 лет 10 месяцев)

Так и у меня их полно, дружим. К тем, кому за 50 вопросов практически нет вообще.

Молодняк же наглючий, как не из их числа.

Лет 5 тому назад чуть серьёзную стычку не спровоцировали если помните.

Много вопросов.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это практически у всех наций.... На то он и молодняк...smiley

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Годный срач. Ахтунг - пахнет трольчатиной! Автор, нет ли в обсуждении упырей? Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за день.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя FeS2
FeS2(4 года 12 месяцев)

Здравствуйте, Александр. Немного не по теме. В ближайшее время сотни тысяч не очень здоровых людей «предпенсионеров» потеряют работу. Если бы не пенсионная «реформа» они, в значительной степени, могли бы дотянуть до пенсии на сбережениях. Что делать теперь, непонятно - на власти надежды никакой. Что Вы можете посоветовать?

 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Тут все зависит от конкретных условий человека.... Если у него есть дети, они должны помочь. Не говорите, что не могут - должны. Многие пенсы работают в охране, кто-то подрабатывает извозом... Бабульки - на огородах, и продают свои труды близ магазинов. 

Моя бабушка в возрасте 70 лет с гаком начала продавать маринованные грибы. Жила скромно, я помогал немного, но грибы любила собирать и они просто накапливались. Сначала опасались, потом расхватывали вмиг...

 

Аватар пользователя FeS2
FeS2(4 года 12 месяцев)

Вопрос был не по пенсам, они имеют, пусть и небольшой, фиксированный доход. А вот увольняемые прямо сейчас предпенсы остаются без работы и доходов вообще. Ладно, как говориться, проехали. Вопрос в значительной степени был риторическим...

Аватар пользователя Александр Хуршудов

У соседей был небольшой торговый бизнес, но пришлось его ликвидировать.... Начали заниматься кулинарией. Мы с женой у них с удовольствием берем котлеты, пельмени и т.п. Все же подспорье.

Но единого рецепта - нет. Все зависит от самого человека. Рискну высказать такую мысль: хороший человек, добрый к другим, без средств не останется, ему обязательно помогут. У меня в институте до самой смерти работал человек с шизофренией. Месяц проводил в больнице, а 9,5 месяцев добросовестно трудился. Как можно было его уволить?

А вот если детей нет, друзей нет, добра не нажил.... тогда плохо. Тут уж особо выбирать не приходится.  

Аватар пользователя Casus
Casus(9 лет 2 месяца)

А вот если детей нет, друзей нет, добра не нажил....

Да и зачем растягивать такую жизнь? Продлить агонию?!
Иные и при наличии всего перечисленного не могут по английски уйти, оказываясь его заложниками. Странная это штука.

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в лживом "цитировании", набросы) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

А такие обычно отъявленные эгоисты. Они любят жизнь, и особенно, себя....

Аватар пользователя Владислав 1965
Владислав 1965(6 лет 10 месяцев)

Что делать теперь, непонятно - на власти надежды никакой.

Сегодня, по-моему, ни у кого уже не осталось никаких иллюзий насчёт нашей власти в частности и президента конкретно.

Попытайтесь найти неожиданную работу-ту, которой никогда не занимались. На HH можно встретить.

Тут единого рецепта нет, но хоть такой... извините, что влез, задело.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя FeS2
FeS2(4 года 12 месяцев)

Спасибо за сочувствие.

Аватар пользователя Dmitray
Dmitray(7 лет 2 недели)

Что делать теперь, непонятно - на власти надежды никакой. Что Вы можете посоветовать?

Сбиваться в банды ( человек по 30-40) и грабить. Когда  таких банд будет больше сотни ( всего 3-4т человек)  власти озаботятся и дадут надежду.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Глупости не надо писать. Если шутите - ставьте хотя бы смайлик....smiley

Аватар пользователя Vidalocha
Vidalocha(7 лет 8 месяцев)

Александр, Вы очень разумный человек! Как бы выдвинуть Вас в президенты России? Вы не занимаетесь политикой, но нас политики уже достали.

Комментарий администрации:  
*** отключен ("Место России у параши. Надо куда-то валить" (с)) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Александр, Вы очень разумный человек! Как бы выдвинуть Вас в президенты России?

Нет! Никогда! Ни за что! Ни за какие деньги!!!! smiley Но могу дать совет.

А наплюйте-ка Вы на всех этих политиков! Разверните плечи и громко им скажите: хрен с вами!.....smiley

Аватар пользователя Koth Moskwy
Koth Moskwy(4 года 2 месяца)

Александр Григорьевич, будьте добры, какой-нибудь прогноз по ценам на бензин и дизель в России на текущий год. Заработал ли в стране уже какой-то механизм по ценообразованию? Надолго ли хватит "прививки" от президента от 10/03 когда он "попросил" цены на топливо не повышать? Заранее спасибо

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Не жду особого роста цен в текущем году, может быть, на 3-4%, соответственно инфляции.... И то - в конце года.

Аватар пользователя dikhristich
dikhristich(9 лет 4 месяца)

Здравствуйте.

Вот тоже хочется умному человеку вопрос задать - у меня думалки не хватает понять от чего цена на бензин - сама по себе (и постоянно растёт), а на нефть - сама по себе (и ведёт себя как хочет)? Когда нефть стоила 140$ цена была одна, потом нефть упала, и уже давно, и значительно, но бензин не только не падает, но продолжает расти. Сейчас просто обвал стоимости нефти, но обсуждается на сколько вырастет бензин. Памагити.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Главная причина  в том, что в составе цены бензина 60% составляют налоги. 

Вторая в том, что рынок сильно монополизирован; в некоторых субъектах - 1-2 крупных поставщика, им легко договориться. С оглядкой на них действуют остальные. 

Аватар пользователя Борода Берни
Борода Берни(5 лет 7 месяцев)

Всё самое вкусное только начинается! В интересное время живём! Впрочем, пока набирал эту фразу, подумалось - а когда она было не интересное? ) Здоровья! 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

smiley верно. И Вам не хворать!

Аватар пользователя giouliata
giouliata(9 лет 2 месяца)

Спасибо, многое стало понятнее.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Рад быть полезным.

Аватар пользователя martyn
martyn(11 лет 4 месяца)

Александр, здравствуйте. Сечин утверждал в конце прошлого года, что контракты Роснефти на нефть с европейскими потребителями переведены на евро. Как вы считаете, так ли это на данный момент?

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Думаю, да. Это еще связано с возможными санкциями; долларовые платежи идут через американские системы.

Страницы