Директор артиллерийского завода № 92 имени И.В. Сталина (город Горький)
Амо Сергеевич Елян
родился 10 января 1903 года в Баку, по другим данным — в селе Горис, Армения, в семье крестьянина. В 1919 году окончил 7 классов Зангезурской прогимназии.
В сложной внутриполитической обстановке 1918—1920 годах юноша выбрал сторону большевиков, угодил за участие в антиправительственных выступлениях в тюрьму.
После установления советской власти Елян пошел по комсомольско-партийной линии, занимал должность инструктора горкома в Баку. С 1922 года работал в партийных органах Туркменской и Азербайджанской ССР.

В 1925 году перешёл в фирму «Азнефть», где работал слесарем-инструментальщиком. В 1929 году согласно постановлению бюро Бакинского комитета партии Амо Сергеевич Елян был назначен руководителем парторганизации бакинского завода им. С.М. Кирова.
Образование Амо Сергеевич получал с перерывами: с 1923 по 1926 год учился в Азербайджанском политехническом институте, в 1929 году окончил курсы холодной обработки металлов при тресте «Азнефть», а с 1928—1930 годах учился на подготовительном отделении Института красной профессуры в Баку.
В 1931 году Амо Сергеевич Елян назначается управляющим трестом «Нефтемаш» в Баку. В следующем году трест переводится в Москву, где на его базе создается объединение «Всебурнефтемаш». До 1935 года он работает техническим директором и заместителем управляющего объединения. Затем объединение было ликвидировано, а вместо него образован отдел нефтяного машиностроения Главгормаша Наркомата тяжёлой промышленности, а Амо Сергеевич Елян стал начальником отдела.
С августа 1935 по апрель 1936 года Амо Сергеевич Елян находился в научно-технической командировке в США. По возвращении был назначен техническим директором Московского патронного завода № 32 Наркомата оборонной промышленности СССР, затем в 1937 году переведен директором завода № 3 в Ульяновске.
В 1940 году Амо Сергеевич Елян назначен директором артиллерийского завода № 92 Наркомата вооружений в Горьком. В исключительно трудных условиях осени 1941 года он разработал и осуществил частичную модернизацию предприятия. При этом завод непрерывно повышал выпуск орудий и внедрял усовершенствования, вызванные опытом боевых действий.
Перед войной предприятие приступило к освоению новых артиллерийских систем — танковой пушки Ф-34 и дивизионной Ф-22-УСВ, разработанных в конструкторском бюро Василия Гавриловича Грабина, базировавшемся непосредственно на заводе (вскоре последнее из названных орудий, вызвавшее много нареканий в войсках, было заменено на новую пушку ЗИС-3).
С началом Великой Отечественной войны завод № 92 оказался едва ли не единственным в стране, работавшем на полную мощность: большинство аналогичных предприятий в западных районах страны либо в спешном порядке перебазировались на восток, либо остались на оккупированных территориях.
Лично Иосифом Виссарионовичем Сталиным была поставлена задача — в кратчайшие сроки максимально увеличить выпуск полевых, танковых и противотанковых орудий, которую пришлось решать в основном заводу № 92.
Перед войной завод выпускал в среднем пятисот орудий в месяц. В ближайшие месяцы требовалось увеличить этот показатель в пятнадцать—двадцать раз. В результате выпуск орудий в последние месяцы 1941 года резко вырос, а затем непрерывно возрастал до конца войны.
Под руководством Амо Сергеевича Еляна на заводе № 92 было впервые в мире внедрено поточное производство артиллерийских орудий.
Амо Сергеевич Елян отличался личным мужеством в отстаивании своей позиции, а также инициативой и умением принимать на себя ответственность за рискованные решения.
В июне 1942 года Амо Сергеевичу Еляну было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Он заслужил его, сделав невозможное — обеспечил выпуск новейшего 76 мм орудия, громившего вражеские танки и поддерживающего пехоту. Всего за годы войны завод Еляна отправил в действующую армию более ста тысяч орудий разного калибра и мощности.
За успешное выполнение заданий ГКО предприятие было награждено четырьмя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени.
В 1944 году Амо Сергеевичу Еляну присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы, за годы войны он четырежды удостаивался звания лауреата Сталинской премии.
После начала работ над Урановым проектом завод № 92 оказался у истоков атомной промышленности.
В 1947 году при заводе № 92 под руководством Амо Сергеевича Еляна создаётся Объединённое конструкторское бюро «ОКБ по проектированию специальных машин». КБ занималось производством оборудования для выпуска ядерных боеприпасов, а позднее — урановых стержней. Бюро участвовало в разработке целого ряда оборудования для строящихся на Южном и Среднем Урале предприятий по наработке делящихся материалом для ядерного оружия.
Значительная часть оборудования, применяемого на первых промышленных уран-графитовых и уран-тяжеловодных реакторах, была разработана и изготовлена под руководством Амо Сергеевича Еляна.
Так, в 1948 году на комбинате 817 (ПО «Маяк») состоялся пуск первого промышленного реактора «А», где ОКБ выступал разработчиком механизма разгрузки реактора.
В 1949 году на заводе Д-1 в Новоуральске получена первая промышленная партия обогащённого урана; ОКБ — разработчик основного технологического оборудования диффузионных машин.
В 1950 году — пуск головного промышленного реактора ОК-110; ОКБМ — главный конструктор реактора.
В октябре 1949 года за разработку механизмов и оборудования для комбината 817 ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии. Также высоко была оценена его работа вместе с ведущими специалистами завода и ОКБ по созданию оборудования для получения высокообогащённого урана-235.
В 1951 году ему была присуждена вторая Сталинская премия.
А с начала 1950-х годов здесь началось и производство реакторов для атомных подводных лодок и атомного ледокольного флота.
Одновременно с этой работой, с 1947 года Амо Сергеевич Елян занимал должность заместителя Министра Вооружений СССР.
В апреле 1951 года ему было поручено возглавить КБ-1, которое занималось созданием системы противовоздушной обороны Москвы в виде двух «колец» из зенитно-ракетных комплексов, располагавшихся, соответственно, в пятидесяти и девяноста километрах от центра столицы. При этом предполагалось, что на каждом из колец будут размещаться до одной тысячи зенитно-ракетных комплексов, для того, чтобы создать возможность для одновременного поражения до двадцатей целей на участке в десять—пятнадцать километров. Для своевременного обнаружения самолётов противника предполагалось развернуть радиолокаторы кругового обзора.
Вскоре после смерти в 1953 году Иосифа Виссарионовича Сталина и ареста Лаврентия Павловича Берии Амо Сергеевич Елян был снят со всех должностей и назначен главным механиком на один из подмосковных заводов.
Такая вопиющая несправедливость глубоко потрясла выдающегося организатора оборонной промышленности. Один за другим случились три инсульта подряд.
Амо Сергеевич Елян оказался полностью парализованным, была серьезно нарушена работа мозга.
Созданная же под руководством Амо Сергеевича Еляна первая в мире зенитная ракетная система ПВО С-25 «Беркут» была принята на вооружение в мае 1955 года, раньше, чем её аналоги были созданы в США и Великобритании.
За заслуги перед страной Амо Сергеевич Елян был награждён четырьмя орденами Ленина (1941 г., 1942 г., 1944 г., 1951 г.), орденами Суворова l-й степени (1945 г.), Отечественной войны l-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени (1939 г., 1949 г.) и медалями. Лауреат четырёх Сталинских премий.
Умер Амо Сергеевич Елян в январе 1965 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Литература: Иоффе Б.Л. А. С. Елян. // Иоффе Б.Л. Атомные проекты: события и люди. — М.: ЦСП и М, 2018. — С. 170–172.


Комментарии
Ээх.. Выдающийся человек. Сын крестьянина. ЗИС-3. С-25. Светлая память...
Напишите Вячеслав и про Грабина тоже.
Ни одна эпоха более не раскроет так широко творческие силы нашего народа...
Штучное изделие, это верно. Работа, и ничего другого в жизни.
А про Василия Гавриловича Грабина вчера товарищ Пипл сделал статью, очень хорошую. А я свою очередь напомнил о товарище Еляне.
Так и есть, эпоха гигантов была, огромные были совершены дела и свершения!
Ещё один Герой "пострадавший от тоталитаризма и сталинизма" (ВВП), без которого и страны то не было.
И главное, не выжил в эпоху "оттепели" Амо Сергеевич, не правда ли, странное дело!?
Эпизод сговора не раскрыт:
Благодарен за дополнение!
+100500!
Великая эпоха - Великие люди. Один из них, русский армянин, Герой Социалистического Труда, гениальный организатор оборонного производства Амо Сергеевич Елян. Вечная память.
Вечные Честь и Слава Амо Сергеевичу!
Хм ... Конкретно по Еляну ...
В увеличении выпуска орудий его заслуг очень мало. Всем этим занимался Грабин. Причем возможность увеличения выпуска он закладывал изначально.
Почитайте в мемуарах Грабина разговор с Еляном когда Грабин в полной уверенности и ответственности за свои слова пообещал Сталину многократно увеличить выпуск в очень сжатые сроки.
С Еляном чуть истерика не случилась, "понимаете ли вы КОМУ вы дали обещание" ?
Грабин долго его убеждал все возможно и все продумано, что при конструировании, грабинское КБ сразу закладывало возможность поточного производства.
Елян вообще был без году неделя на заводе, и как производственник он в то время был "не особо в теме". Меж тем Грабин, кроме того что был гениальным конструктором. был великолепным технологом. знал весь завод как свои пять пальцев, и кадры.
Цитата Грабина "Скоро. Амо Сергеевич, дело вас убедит, - сказал я желая закончить неприятный разговор.".
Затем их вызвал секретарь Горьковского обкома.
Где была фраза "Не забывайте и время, оно не простит вам промаха", к этой фразе сразу же подключился Елян "я тоже самое ему говорил!". Т.е. сразу начал готовить позиции отмаза.
Разгорелся диспут, в котором Елян наезжал на Грабина. закончился тем что Грабин едва ли не послал Еляна.
Далее.
Грабин собрал совещание, организовали группу. Этой группой составили план-график мероприятий по увеличению.
И в чем прикол ?
В том что этот план график утверждал не директор завода, а Грабин. Зашибись. Даже тут в кустах отсиделся не стремясь подписывать никаких бумаг.
И в дальнейшем ... Грабин перечислил все мероприятия. какие сложности, как выкручивались, кто за что отвечал, чем занимался. Елян никуда не лез, всем занимался Грабин и созданная группа.
Так что сорри, не знаю как он дальше себя показал как производственник, но вот эту эпопею с резким увеличением выпуска пушек уберите из его заслуг, их там не было вообще. Так же как и с личным мужеством о котором написали в связи с этой ситуацией...
Грабин воспоминания писал под явным контролем, вряд ли "редакторы" не пояснили мемуаристу, что вспоминать добром выдвиженца Сталина не зачем. К сожалению, Амо Сергеевич никак не может ни опровергнуть, ни подтвердить слова Василия Гавриловича по этому вопросу.
Грабин ? Под контролем ?
Бросьте.
Угу. Проблем тут две
1. Грабин сам был "выдвиженец Сталина". В том плане что Сталин крайне высоко ценил талант Грабина, и его мнение часто было для Сталина окончательным.
2. Мемуары стали публиковаться не то что после отставки Хрущева, а после его смерти.
Просто почитайте эти мемуары, и только затем делайте выводы. Кстати, они и сами по себе достаточно интересны.
Вы наивный человек, камрад, если уверены, что воспоминания не подвергались цензуре:
Поэтому, не всё так просто, как нам хотелось бы. (
Конечно не горят, ибо были опубликованы отдельными главами в журнале с 72-го.
Поймите простую вешь. Любая цензура может только убрать что-то. Но никак не заставить что-то добавить. Единственное исключение - мемуары Жукова, когда его попросили добавить в воспоминаниях Брежнева, которого Жуков в войну в глаза не видел.
И Жуков добавил. Так чтобы абсурд в глаза бросался. Дескать в 43-м году маршал захотел лично поговорить с полковником Брежневым, обсудить ситуацию на фронте, но полковник отсутствовал - геройски дрался на плацдарме.
Добавлять и нет необходимости. Просто расставить акценты, и всё, дело в шляпе. Я не в курсе, был ли Елян плохим для Грабина управленцем, но именно он сохранил, рискуя многим, изделия великого оружейника.
Какие акценты? Прямым текстом писал.
Прочитайте, все же. Если ведете такую рубрику, то чтение мемуаров великих людей абсолютно не во вред.
Я не знаю как там дальше сложилось у Еляна, мне он не особо интересен по сравнению с Грабиным, я заметил по конкретной ситуации про которую вы написали.
Мне интересны, и Елян, и Грабин, а значит в их взаимоотношениях необходимо разбираться и далее. Во всяком случае, я уверен, Василий Гаврилович Грабин может и плохо относился к Еляну, но благодаря ему сохранились наработки конструктора, и с этим фактом ничего не поделать.
Надо эту ветку зелёным выделить, очень важная информация, которая заставляет смотреть на всю статью под другим углом.
Согласен с этим.
Да, фамилию Еляна я помню именно по мемуарам Грабина.
Вообще говоря, "Оружие Победы" читал в свое время как триллер практически.
Лучшие производственные мемуары.
ОКБМ им. африкантова и 92-й завод из окна видны...
Надеюсь, зрелище стоит того.
)
На ОКБМ раньше висел барельеф Ленина (сейчас просто логотип), над проходной 92-го (сейчас "Алмаз-антей") висит лозунг "Чистое небо-наша профессия"
Через дорогу ЦНИИ "Буревестник"...
Да, жизни утверждающий лозунг про "чистое небо"!
) Отличный лозунг, отличный вид! )
Да работал я на НМЗ. По минометам с Буревесником, а по КЛТ-40С (Ломоносов) с ОКБМ.
Жаль нету там больше артиллерии. :(
Жаль, ушла эпоха. (
То был век богатырей,
Но смешались шашки
И ползут из всех щелей
Мошки да букашки...
Всё проходит, прошла и эта эпоха, к огромному сожалению.

Спасибо, камрад. Мало фильмов снимали про оборонку. Не про эвакуацию и бомбардировки, а именно как производство возобновляли и с какими трудностями столкнулись.
Всегда пожалуйста, камрад! Ничего не поделать, производственные фильма всегда скучноваты для зрителя, если там нет какой-нибудь интриги, хоть любовной. )
Да это была эпоха Героев, уничтоживших фашизм и открывших человечеству дорогу в Космос.
Помним, гордимся! Низкий поклон.
Эпоха гигантов, необыкновенная была эра Человечества, без сомнения!
Остаётся память, и будем верить, она не исчезнет просто!
Отсюда хорошо видно, что после смерти Сталина пошла деградация.
Это правда. ( Обороты были резко сброшены, и дальше только на инерции шло развитие страны. Как только инерция закончилась, закончилась и страна.
Большое спасибо, камрад.
Великая эпоха выдвигает талантливых людей.
Зря СибВатник раздул производственный момент до глобального противостояния.
В таких делах столкновение мнений, поиск лучших решений неизбежны. Когда производство налажено и отлажено, входит в ритм, тогда и конфликтов меньше.
Да, и о Амо Еляне узнал из мемуаров В.Грабина. Выдающаяся книга.
Пожалуйста Вам всегда, камрад!
В спорах рождается истина, слышал я такое. ) Амо Сергеевич не рассказал, что происходило с его точки зрения в отношениях с Грабиным, поэтому получается однобокая картинка. А книга, да, очень интересная.
Мой дед работал на этом заводе с начала его строительства как машиностроительного завода "Новое Сормово" (в артиллерийский его перепрофилировали позднее) до самой пенсии - он очень уважительно рассказывал о Еляне. Слова - "в увеличении выпуска орудий его заслуг очень мало. Всем этим занимался Грабин" - это об эпизоде 1941 года, когда Елян по согласованию с Грабиным на свой страх и риск начал производство ЗиС-3, вместо Ф-22УСВ. Грабин мог предлагать все что угодно - но за выпуск отвечал директор заводе и за срыв плана спросили бы именно с Еляна, а не Грабина. Опять же приказы по выпуску орудия, организацию производства, обеспечение материалами и т.д. - это никак не Грабин, а директор завода. Никто не умаляет его заслуг - он действительно мог составить документы, только реализация их, в том числе реализация предложенных техпроцессов - это коллектив завода и его директор.
Что касается мемуаров Грабина с описанием его заслуг - по словам деда Василий Гарилович был не самый простой человек, было бы странно если бы он написал по другому.
, что не только позволило увеличить выпуск орудий, но и устранило многие недостатки. Пушку не принимали военпреды, но с удовольствием принимали в войсках, где после катастрофического начала войны была огромная нехватка
Да, меня тоже смущала эта позиция Василия Гавриловича, но сравнить то не с чем, других данных нет, что Елян мешал как-то конструктору в продвижении его идей. Фронту необходимо было дать оружие, и оружие фронт получал, и сверх плана, к тому же.
Просто уточнение - плана по выпуску ЗиС-3 вообще не было! Дело в том,что пушка была разработана по личной инициативе Грабина без заказа ГАУ и Кулик запретил ее выпуск - завод должен был выпускать Ф-22УСВ. Грабин конечно пишет, что Сталин обвинил его в том, что он хочет оставить страну без пушек, но как-то я сомневаюсь - конструктор за выпуск не отвечает, его дело разработать, а выпускает завод, за что отвечает отвечает директор и было бы интересно увидеть документы.
Известный пример срыва плана по выпуску Ил-2 - Сталин обращался не к Ильюшину, а к директору завода.