Как показатель ВВП сделали кривым зеркалом экономики

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Этот вопрос я осмысливал более двух месяцев. Материал большой и весьма сложный. Но разбираться в нем надо, иначе нам еще долго будут навешивать на уши продукцию макаронной индустрии.

Четыре года назад я уже обращался к этой теме. Россию тогда нещадно клевали за снижение валового внутреннего продукта (ВВП). Выяснилось, что сокращение производства кое-какой продукции (табака, спиртного и т.п.) стране даже на пользу. С тех пор у нас была внедрена система национальных счетов СНС-2008. В составе ВВП появились новые статьи, и в целом он увеличился. Пора уяснить, какие немыслимые горизонты нам открывает в ловких руках наука статистика.

1. Историческая справка

Первая попытка оценить общий доход страны сделана в 1934 году американским экономистом Саймоном Кузнецом (к слову, уроженцем г.Пинска Минской губернии). Он рассчитал и представил Конгрессу цифры ежегодного валового национального дохода или продукта (ВНП). Показатель включал стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране, а также ее компаниями за рубежом. И все сразу поняли, как сильно выросла мощь Америки за 65 лет. Последовали бурные аплодисменты и нобелевская премия через 37 лет.

Долгое время ВНП мало использовался для сравнения экономик, ибо системы учета в странах были разные. В СССР, например, мы вполне обходились валовыми объемами производства, которые (не замечая инфляции) бодро росли с каждым годом. Примечательно, что на 65,8% это было материальное производство, и лишь треть составляли транспорт, торговля и прочие услуги.

Только в 1993 году экономисты мира договорились о системе национальных счетов, в которой главным показателем стал валовый внутренний продукт (ВВП). Это общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведённых на территории страны в течение года. В отличие от ВНП, зарубежное производство из него исключено. И это верно, ибо работают в нем граждане другой страны. В 2008 г. система была модифицирована, примерно через 4-5 лет страны начали ее внедрять. Перешли на нее многие, в том числе, Россия. Мне придется кратко описать ее главные положения, чтобы стали понятны произошедшие изменения.

2. Система национальных счетов

СНС-2008 я бы назвал инструкцией для главных бухгалтеров государств. Есть вполне доступный ее перевод на 764 страницах. Система рекомендательная, все ее уложения выполнять не обязательно, и не все страны выполняют. Главными ее постулатами являются классификации производственных единиц и их деятельности, учет капитала и инфляции. Производители поделены на пять основных секторов.

Нефинансовые корпорации. Это все компании производства товаров и услуг, кроме финансовых. Заводы, пароходы, предприниматели, издатели и изыскатели. Здесь же платные ВУЗы, клиники и школы. Они имеют выручку, встроены в статистическую отчетность и никаких проблем для нее не создают.

Финансовые корпорации. Банки, инвестиционные, страховые компании, пенсионные фонды и холдинги. За исключением некоторых услуг (типа обмена валют), все они не производят ничего.  Они вкладывают деньги и имеют с них процентный доход. То же, хотя и с риском, делают биржевые инвесторы и спекулянты. Это доход с капитала. Далее я буду цитировать выдержки из СНС-2008. Под спойлером, потому что от бюрократического языка порой тошнит. Но кому интересно – прочитает.

 

Как известно, деньги нельзя кушать, нельзя надеть на себя или жить в них. Можно выдать всем в тысячу раз больше денег, но от этого жизнь не улучшится ни на копейку. Однако мы видим, что СНС-2008 приравняла денежные доходы (ренту или дивиденды) к настоящему производству. Не удивительно - в ряде стран финансовые барыши составляют изрядную долю ВВП. В США, например, сейчас 7-8%, а было и поболее.

 Но пойдем дальше. Третьим «производственным сектором» является государственное управление. Проверьте, прочно ли вы сидите, можно упасть со стула. Это наши парламенты и правительства, суды, армия, полиция, тюрьмы, федеральные и муниципальные инспекции. Все они производят для нас «услуги», которые мы почти не оплачиваем. Как вам нравится «услуга палача»? В США и еще у некоторых имеется, но специально заказать нельзя. Впрочем, управленцы могут и никаких услуг не производить, а только регулировать.

 

Как же мы оцениваем услуги доблестных управляющих? Кое-что – по фактической оплате: пошлин – юстиции, страховых выплат – государственной медицине. Остальное – по затратам. Это их зарплата с начислениями, служебная техника, квартиры и канцтовары. Размеры они определяют сами. Вы-то по наивности думали, что, повышая себе зарплату, депутаты о себе радеют? Ни-ни-ни. Только о народе. Этим они увеличивают количество оказываемых нам услуг, в денежном выражении. И потому у нас ВВП растет.

Домашние хозяйства. Это не просто семья или группа людей под одной крышей. Непременным условием является то, что они имеют общие активы, доходы и вместе потребляют кое-какие услуги. Кроме семей, к ним относят монастыри, коммуны и (мне особенно нравится) тюрьмы. Заключенные, очевидно, совместно потребляют чифирь и услуги охранников.

Члены домашних хозяйств могут заниматься кое-какой производственной деятельностью. Кто торгует, кто рекламу раздает, кто дрова бабушке-соседке нарубит. Жаль, отчеты они не пишут, и потому в статистику их включить трудно. Но это мелочи. А вот личные подсобные хозяйства, наши дачи, приусадебные участки, свинарники и курятники приносят поболее, по моим грубым подсчетам, до 2% ВВП. Но самый жирный шмат плюсуем к ВВП от использования гражданами собственных жилищ.

Большинство населения развитых стран имеет свое жилье. Не важно, что ипотека еще не выплачена, она не лишает владельца прав. Но жилье можно сдавать в аренду, это уже назвали «производством арендных услуг». А что делать, если сам в нем живешь? Считай, что ты имеешь с него доход в виде виртуальной арендной платы. Рынок аренды жилья не развит, статистики цен нет? Еще проще, посчитаем этот доход в размере амортизации дома. И назовем такое фиктивное производство «операции с недвижимостью». Хотя какие это, к лешему, «операции», когда сам себе и владелец, и арендатор? Это уже целые трепанации… мозгов у доверчивой публики.

 

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это – объединения, которые финансируются за счет взносов, пожертвований, грантов. Политические партии (!!!), религиозные общины, профсоюзы, благотворительные общества. Что же они производят? Редко – товары (бесплатный суп для голодных), чаще услуги. Служат они народу, не щадя живота своего, а результатом этого «производства» опять-таки считаются потраченные ими деньги.

 

Ненаблюдаемая экономика. Так застенчиво называют производства, которые отчетов не представляют и предпочитают держаться в тени: наркоторговля, контрабанда, проституция и все, что уклоняется от действующих норм или налогообложения. Нет-нет, авторы вовсе не поклонники наркомафии, но уныло разводят руками: что поделать, если, скажем, в Колумбии она в числе главных «производителей»? Как без нее смоделировать экономику страны?

Если незаконным бизнесом занимаются домашние хозяйства, рекомендуется их обследовать и опрашивать. Для контрабандистов и прочих гангстеров методика оценки не афишируется. Первые расчеты в Англии и Италии дали от них прибавку к ВВП в 0,7-1%. Слабовато, надо бы поболее. Придется тамошним мафиози изыскать возможности для расширения деятельности. Импортозамещение, что ли, внедрить…

 

А вы думали, нарушители законов страстно мечтают выложить вам все детали своих операций? Правильно, не думали. Но есть простой выход – зовем эксперта, он нам на глазок все оценит.

 Учет инфляции. Этот вопрос в СНС-2008 изрядно запутан. Предлагаются четыре индекса цен: индекс потребительских цен ИПЦ, индекс цен производителей ИЦП, а также индексы экспортных и импортных цен. К инфляция потребительских цен мы привыкли, этот индекс используется для расчета ВВП по ППС. Его смысл – в удорожании стоимости жизни для людей, он включает импортные товары. ИЦП – более широкий, он учитывает цены всех промышленных товаров и экспорта. В прошлом году суммарный индекс-дефлятор для России неожиданно вырос до 110,3%, при потребительской инфляции 4,3%. Оказывается, на треть его спровоцировал рост экспортных цен на нефть. Поэтому выпуск всех производств «скорректировали» в меньшую сторону на 10,3%. И возникла «инфляция налогов». Чудны дела твои, статистика…

 

3. Двойной счет

Приравнивая доходы с капитала, расходы управления и НКО к производству, новая статистика производит двойной счет. Покажу это на примерах.

Пример 1. Человек потратил миллион рублей на строительство дома, в котором живет. Строительная фирма внесла в ВВП страны свою выручку. Никакого другого производства больше нет. Но экономисты убедили дурня, что он каждый год имеет доход в размере амортизации дома. Прошло 100 лет, дом развалился, никакого дохода в кармане не оказалось. Это потребление. Хозяин употребил дом на свои нужды.

Другой владелец пожил, да и сдал дом в аренду и теперь имеет с него арендную плату. Раньше он пользовался домом сам, а теперь уступил право пользования арендатору. Когда дом обесценится, получится, что его употребили оба, по очереди. Это перераспределение потребления между двумя пользователями.

Пример 2.  Американский холдинг приобрел половину акций российской нефтяной компании за $3млрд. В течение 7 лет акции исправно приносили ему по $4,5 млрд дивидендов, а затем он продал свою долю за $30 млрд. Вместе это составляет 1950% на вложенный капитал. Полученные $58,5 млрд вернулись в США и увеличили их ВВП, причем никакого производства там не случилось.

Пример 3.  Семья в течение года купила продовольствия на 500 тыс. руб. Примерно треть стоимости продуктов в виде налогов поступила в разные бюджеты. Они пошли на зарплату полицейскому и мэру. Никакого нового товара эти деньги не создали. Не надо притворяться, будто это услуги. Услуга имеет качество и соответствующую ему цену. Ее нельзя навязать силой. СНС-2008 специально оговаривает: услуга происходит по обоюдному согласию сторон. Поэтому благотворительность она считает услугой (зря, в ней нет производства), а воровство – нет.

Все общественные фонды и бюджеты – это перераспределение потребления. Богатый пожертвовал в благотворительный фонд, а тот содержит ночлежку для бездомных. Государство отбирает у производителей и потребителей часть продукта и передает их чиновникам, военным, инспекторам. Эта оплата почти не зависит от результатов их работы. Даже если они работу полностью провалят, оклады и ранее полученные премии никто у них отобрать не в силах.

Во всех трех примерах СНС-2008 повторно зачисляет в производство часть ранее произведенных товаров.

4. Как изменились ВВП в новой системе

Результаты расчетов по структуре ВВП в РФ и США за 2018 год я привел в таблице 1.

Таблица 1

Видно, что деление ВВП по отраслевым секторам несколько отличается. Мы не считаем отдельно «информационные услуги», а в США такая графа есть. Это не только пресса и ТВ, тут и некоторые фонды, например, USAID, который распространяет американскую демократию в мире. Для США это экспорт. Они сожалеют, что Россия его прикрыла.

Зато у нас есть статья «Чистые налоги на продукты и импорт». Почти 3 трлн руб. в ней составляют пошлины и НДС на импортные поставки. Разумеется, российской продукцией они не являются. Остальное – экспортные пошлины и внутренние налоги. Их зачем-то вычленили из выпуска других отраслей. Делаем вид, что их производит государство.

Интересен сектор «Профессиональная, научная и техническая деятельность». В США в него входят холдинги корпораций, услуги администрирования и консалтинг. Наука там живет на гранты, они тоже там. А у нас в эту статью включены расходы на фундаментальную науку, бюджет РАН. Как вам нравится «производство» физики или философии? Мне – не очень.

Россия пока не учитывает в составе ВВП противозаконную деятельность. Видимо, есть трудности с обследованием борделей, подпольных водочных заводов и наркопритонов.  Безбрежное море работы плещется перед нашими статистиками.

Если удалить виртуальные услуги и добавить налоги на свое производство отраслям, наш прошлогодний ВВП сократится на 17,8% и составит 85,4 трлн руб. В США, разумеется, липовых услуг больше, 29,7% (даже не считая доходов холдингов, которые сложнее выделить). Реальный американский ВВП составляет $14,4 трлн.

Анализ динамики российского ВВП за последние 5 лет сделан Росстатом, а я выбрал из него, рассчитал и привел в таблице 2 некоторые цифры.

Таблица 2

Радует, что за 5 лет материальное производство у нас выросло на целых 13,8%. Реальные услуги (транспорт, торговля, медицина, образование и культура) тоже немного подросли, а придуманные даже снизились на 9,3%. Не удивительно: на 2,5 трлн руб. сократились налоги. Анонимный источник в Минфине жалуется, что из-за нефтегазовых льгот в текущем году бюджет может потерять 1,6 трлн руб. И на 670 млрд руб. уменьшились «операции с недвижимостью». Считают их по амортизации жилья, а она из-за общей инфляции сократилась, вот такая засада приключилась. Придется переоценку придумывать.

Из таблицы 2 становится ясно, почему ВВП у нас вырос, а народ жалуется на падение реальных доходов. Потребление домохозяйств в сопоставимых ценах упало на 3,1 трлн руб. (7,4%). А вот чистый экспорт вырос на 3 трлн. Весь наш рост материального производства дружно уехал за рубеж вместе с нефтью-газом, пшеницей, лесом и удобрениями. Правда, россияне накопили в прошлом году 3 трлн руб. сбережений, но почти на ту же сумму взяли больше кредитов. Еще удалось добавить в Фонд национального благосостояния 1,2 трлн руб., хотя более половины их в декабре потратили.

5. Кому это выгодно?

Надеюсь, читатель, не считает, что новую систему счетов разрабатывали наивные школьники, не заметившие всех перечисленных обманов? Правильно, не считает. Всё они знают прекрасно, и об этом осторожно упоминают в инструкциях: и что «услуги капитала» не есть услуги, и что теневую экономику приходится высасывать из пальца по косвенным признакам. Авторы СНС-2008 – добросовестные исполнители, что им заказали, то и сделали. Для них истина – то, за что больше платят.

Главным идеологом и бенефициаром новой статистики является мировая бюрократия. Сейчас она назначила себя производителем, будет важно надуваться, наращивая свои расходы. Похоже, XXI век пройдет под девизом «Бюрократы всех стран, соединяйтесь!».

Кроме того, чиновники получили прекрасные возможности для подтасовки результатов. Даже если кому-то взбредет в голову нанять 23 тысячи сотрудников (это численность Росстата), проверить виртуальную статистику невозможно, ибо расчеты уже заняли многие месяцы, а за это время экономика успела измениться.

Правящие партии будут липовыми цифрами отбиваться от конкурентов. Но есть еще одна большая группа заинтересованных, это западные страны – крупнейшие должники.

Объем их облигаций превышает половину мирового ВВП. Их надежность оценивается рейтинговыми агентствами, она существенно (хотя и не полностью) зависит от размера государственного долга. Лишь 9 стран мира имеют высшие рейтинги своих облигаций ААА. Эти обязательства приносят минимальную доходность, центробанки включают их в свои золотовалютные резервы.

А вот у Греции (с размером долга в 178% ВВП) рейтинг ВВ с минусом, у Италии (132% ВВП) и Португалии (127% ВВП) – рейтинги ВВВ.  Доходность облигаций Италии недавно поднималась до 4%, а в этом случае 10,5% бюджета страны уходит на выплаты по ее долгу.

Агентство S&P уже понизило рейтинг американских облигаций до АА+. Сейчас долг США достиг $22,6 трлн. Если бы не реформы статистики, он составлял бы 156% ВВП. Тогда неизбежно снижение рейтинга и спроса на облигации, за нынешние 2% годовых никто бы их не купил. Это пинок, после которого начинается прогрессирующее скольжение гегемона с горы вниз. Выходит, что больше всего выгод от нового исчисления ВВП получила американская бюрократия.

6. Резюме 

Показатель ВВП был создан для оценки мощности национальных экономик. С учетом потребительских цен он позволял сравнить производительности труда и уровень благосостояния людей. Но последние «новации» сделали его кривым зеркалом.

Произошла обычная подмена понятия: полезный показатель начинили тухлым содержанием, сохранив название. И теперь людям рассказывают сказки о росте производства и доходов. Между тем из самой нынешней структуры ВВП следует, как именно бюрократия будет его увеличивать.

Рост производства в РФ (и многих других странах) сдерживает слабый потребительский спрос. Людям уже достаточно изобилия супермаркетов, купленные автомобили стоят в пробках, курорты переполнены. А коли производство нарастить трудно, надо повысить налоги, а на них – расходы государства. Они и дадут прибавку к фальшивому ВВП.

К сожалению, я не вижу в России сил, способных остановить это всемирное очковтирательство. Но убежден, веками оно тянуться не будет. Заблуждения и манипуляции недолговечны. Помните, некий фюрер убедил народ, что Германия превыше всего, а пушки лучше масла? Увы, пушки несъедобны, и ради провизии пришлось ему воевать. Тут и нашлись силы, доступно объяснившие, как сильно он был неправ.

 

P.S. Реакцию на эту статью я вполне представляю. Налетят сердитые бухгалтеры и разгневанные счетоводы, будут топать ногами и кричать:

-   Наброс! Очернительство!!! Люди долгие годы работали, сделали полезные методички… Ну и что, если в них ошибки? Будем пробовать и исправлять! А сам ты, умник, мать твою за ногу, что можешь вместо этого предложить?

Я обычно на такое отвечаю:

-   Прямо сейчас? Может, разрешите подумать хоть полчаса?...laugh

Но сегодня у меня ответ готов. Вот он.

Во-первых, не надо лукавить. Нет никаких условных стоимостей и партийных производств, и не стоит морочить ими людям головы.

Во-вторых, в составе ВВП нужно учитывать производство товаров и тех услуг, что потребителем приняты и оплачены. Есть вещи, которые общество товарами не считает и законом запрещает. Их следует из состава ВВП вычеркнуть.

В-третьих, нужно обязательно вести учет капитала, его движения и доходов.  Количество капитала тоже характеризует экономику страны, как и ВВП. Но капитал – дело прошлое, деньги, накопленные ранее. Кто-то их заработал, другой завоевал, третий украл и потом приумножил. Нельзя приравнивать капитал к производству, у него иные свойства. Капитал не имеет потребительской ценности, зато умеет быстро мигрировать за рубеж, скрыться в оффшоре. Он может на акционерных дрожжах за год круто вырасти, а за другой – обесцениться. Это не завод, не плантация и даже не больница. Посмотрите, как быстро улетучивается капитал сланцевых компаний.

А в целом идея собрать всю доступную и недоступную информацию и по ней моделировать экономику любой страны представляется мне весьма утопичной. Настоящий врач ведь не обследует пациента с ног до головы, не назначает тысячи анализов. Он ищет главные симптомы, по ним ставит диагноз и следит за лечением. Чем больше неточных измерений, тем больше погрешностей. Как говорит наш президент, замучаетесь пыль глотать.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

С интересом ожидаю участия в дискуссии пылкого адвоката нынешнего показателя ВВП г-на Счетовода. Вот его цитата, прямо-таки планетарного масштаба:

На планете Земля  мало чего-либо БОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО по методике чем ВВП.   Более того - сама методика международная и принята ООН.   "СНС"-  система национальный счетов.   Она обновляется иногда,  даются рекомендации новые.   Но ядро  абсолютно преобладающее в объеме ВВП у всех единое. Расхождения  ничтожные на уровне экзотики-  типа кто-то включил  проституцию в ВВП кто то нет.   Но эта экзотика-  ничтожная  часть ВВП даже у тех стран которые стали это включать.

Комментарии

Аватар пользователя Bruno
Bruno(8 лет 8 месяцев)

У Роснефти, например, три  экспортных сбытовых конторы, помимо десятков региональных оптовиков.

Правда, находкинское предприятие имеет основной оквэд "первичная обработка грузов", но другие два - "торговля". 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

smiley.... Нет, это не торгаши. Это все - нефтеналивные терминалы. Нефтетрейдеры базируются не в находке, а в Франкфурте, Амстердаме, Лондоне, там, где есть биржи....

Аватар пользователя И-23
И-23(8 лет 7 месяцев)

Без вопросов о сути денег и физическом смысле процесса их порождения говорить о раскрытии темы нельзя.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Улыбнуло.... Вопрос о сути денег можно обсуждать годами.... и к единому мнению так и не прийти....smiley

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

Без вопросов о сути денег..

А без темы сисек или "шерше ля фам" вообще ничего устаканить и уяснить невозможно. Так что, дерзайте.....

А ТС респект - приложил, так приложил.И даже до мелочей цепляться не хочется,т.к. эти мелочи, по сути, ничего не меняют. Хотя таблицу, где дано ВВП по годым в ценах 2014 года(я встречал только в ценах 16-го) можно было бы "усилить" ежегодной валовой прибылью, которой с14-го по 18-й год накопилось аж на 180 трлн. рублей. Вот где дурь и подлость невиданных масштабов.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Благодарю.

Хотя таблицу, где дано ВВП по годым в ценах 2014 года(я встречал только в ценах 16-го) можно было бы "усилить" ежегодной валовой прибылью, которой с14-го по 18-й год накопилось аж на 180 трлн. рублей.

Это где такие цифры? Весь мировой ВВП за эти годы - порядка 350-400 трлн. 

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

Это Росстат - консолидированные счета, в рублях и только применительно для России.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

А, это же в рублях..... до налогообложения и вероятно, в неиндексированных ценах....

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

В текущих ценах и до налогообложения.Однако это ничего не меняет, т.к. ВВП в постоянных ценах 2014 года стоит на месте, можно сказать, а прибыли, пусть и в текущих ценах, очень даже приличные.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Непонятно... В 2018 г. даже не сальдированная прибыль  16 трлн. руб. В 2017 г. - еще меньше...

http://www.finmarket.ru/news/4955344

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

Я про Росстат.

Обновлено 16.04.2019

             
               

Консолидированные счета1)

     

(в текущих ценах; млн руб.)

     
               
 

коды

2014 2)

2015 2)

2016 2)

2017 2)

2018 2)

             
   

 

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

B.1*g

79,058,484.0

83,094,304.6

86,014,204.3

92,101,347.8

103,875,800.4

Всего

 

79,058,484.0

83,094,304.6

86,014,204.3

92,101,347.8

103,875,800.4

   

 

Оплата труда наемных работников

D.1

37,430,458.0

39,745,493.0

41,245,363.8

43,884,319.8

48,244,368.2

в том числе оплата труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами

 

10,555,077.0

11,199,588.4

11,192,278.7

11,923,443.1

13,062,566.5

Налоги на производство и импорт

D.2

11,497,946.8

9,787,221.1

9,942,260.5

10,508,160.8

12,769,698.8

в том числе:

           

налоги на продукты

D.21

10,550,847.9

8,738,499.6

8,817,205.9

9,264,512.5

11,404,173.9

другие налоги на производство

D.29

947,098.9

1,048,721.5

1,125,054.6

1,243,648.3

1,365,524.9

Субсидии на производство и импорт (-)

D.3

493,706.9

516,204.9

523,413.9

522,587.5

544,797.6

в том числе:

           

субсидии на продукты

D.31

258,701.8

271,647.2

278,288.2

318,752.7

327,900.9

другие субсидии на производство

D.39

235,005.1

244,557.7

245,125.7

203,834.8

216,896.7

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

B.2g+ B.3g

30,623,786.1

34,077,795.4

35,349,993.9

38,231,454.7

43,406,531.0

Всего

 

79,058,484.0

83,094,304.6

86,014,204.3

92,101,347.8

103,875,800.4

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Понятно.... Там, кроме прибыли "валовые смешанные доходы"... Это общее накопление, включая доходы ЦБ, ПФР и прочих бюджетных и общественных организаций. 

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

Так и ВВП "за всю Одессу" и о нём, родимом, как раз и речь.И получается, что вся эта валовая прибыль и смешанные доходы практически в полном составе и ежегодно эмигрируют в иностранную юрисдикцию.Если бы это было не так, то тогда бы резко росли внутренние издержки(расширение производства) и внутренний платёжеспособный спрос(конечный), который эти издержки и формируют, а этого не наблюдается.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

С этим - вполне согласен. Тем более, что дивиденды "Норильского никеля" к примеру, едут на Кипр....  Потанин у нас "иностранный инвестор".... хренов.....

Аватар пользователя Андракс
Андракс(7 лет 4 месяца)

Без вопросов о сути денег и физическом смысле процесса их порождения говорить о раскрытии темы нельзя.

Причем тут суть денег?!  Есть фундаментальное понятие-БЛАГО, а про него ТС написал потрясающий (сотрясающий) Счетомотов вывод: 

Из таблицы 2 становится ясно, почему ВВП у нас вырос, а народ жалуется на падение реальных доходов. Потребление домохозяйств в сопоставимых ценах упало на 3,1 трлн руб. (7,4%). А вот чистый экспорт вырос на 3 трлн. Весь наш рост материального производства дружно уехал за рубеж вместе с нефтью-газом, пшеницей, лесом и удобрениями.

Комментарий администрации:  
*** отключен (гнилой хайпожор) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Спасибо. Да, когда я это обнаружил, многое стало понятно. Раньше этот процесс интуитивно чувствовался, а теперь - ясен в цифрах.

Аватар пользователя Андракс
Андракс(7 лет 4 месяца)

Главный вывод для Страны я выделил жирным. Счетовода сейчас бомбануло на статью псевдо опровержения, с его казуистикой заходить туда не буду. Ведь верно Темнейший сказывал, что будем больше за бугор продавать, но вышло за счет внутреннего сокращения потребления. 7-8% это дофига... Это очень плохо, в долгосрочной перспективе- катастрофа.    

Комментарий администрации:  
*** отключен (гнилой хайпожор) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Нет, не так страшно... Прошлый год был хорош высокими ценами на нефть, оттуда и прирост материального производства. А уже в нынешнем году цены пониже....

А пасквиль Счетовода почитайте, можно и не комментировать. Детский лепет, лишнее доказательство моей правоты.

Аватар пользователя ильдар
ильдар(9 лет 8 месяцев)

да уж. вот посмотрел Таблица 1 и прифигел от сравнения. эх насколько же мы обмельчали.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это так кажется.... После учета уровня цен (ВВП по ППС) российский ВВП вырастет до $4,051 трлн.

Далее убираем липовые статьи, в США - 30 %, в России - 17 %. Получится у США - 14,4 трлн бакс, у России - 3,36 трлн.

Теперь учтем разницу в населении в 2,24 раза. И получится, что выработка на 1 чел в США - $44 тыс, в России - $23 тыс. Разница существенная, но не подавляющая. Нам хватает.

Аватар пользователя ильдар
ильдар(9 лет 8 месяцев)

я только физические смотрел - первые синие (без добычи) разница примерно - 7 раз, сравнил по ощущениям с СССР - обмельчали.

да и это ладно, пусть как у вас, в 2 раза , но я если честно все равно не смог въехать - что этими цифирями вообще сравнивают.

может вы?

вот двое они и мы, и мы материально чего то там меньше в два раза, а желтые братья догоняют\перегоняют, но в чем? вот сосед - больше ест, тачки две, и штанов желтых - две. но критерий ли это? как можно смотреть не целиком, вон у них там говорят - пидорасы, но штанов больше.

скажите ваше имхо - как сравнивать целиком? каков критерий.

 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

ВВП на душу дает существенные факторы - производительность труда и уровень потребления.

Аватар пользователя ильдар
ильдар(9 лет 8 месяцев)

Германия 30х. приближаясь к 40м, весьма показывала, но это не является неким настоящим показателем.

 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Является. Промышленный рост тогда в Германии был очень сильный. Диктатуры умеют заставить людей работать....smiley

Аватар пользователя ильдар
ильдар(9 лет 8 месяцев)

во во, многие могут в цифры, но без рассмотрения всего в совокупности как можно?

вот придет счетовод и скажет - ченить типо - а вот так еще с цифирками можно, а вы ему - а вот сюда смотри, и некий батл, в конце ад и сыктывкар, но что решается то, что сравнивается?

они\мы\другие же сравниваются по корыту некому, но зачем поел и штаны одел желтые - это же не сравнить, а ведь сравнивать массу тела одного борца с массой тела другого без объяснения - за что борятся, и каков общий критерий победы?

не могу выразить, сумбурно все, 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Очень сумбурно, я так и не смог врубиться....smiley

Аватар пользователя ильдар
ильдар(9 лет 8 месяцев)

во нашел, может так получиться -

показатель ВВП сделали кривым зеркалом экономики

экономика поставлена во главу угла. она стала некой самоцелью - обогащайтесь.

мерилом лучшести одной экономики от другой сделали ВВП, затем мерило сделали кривым, за то теперь идут споры, в чем кривость, и как максимум - как исправить.

однако - является ли экономика истинным и верным показателем (жизни народов) не то что не обсуждается, даже вопроса такого нет. и выходит - жить чтобы жрать, а по идее то наоборот.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Постепенно светает.... Понял Вас.

Экономика очень важна, без нее будем голодать. А Вы - о морали. Да, без морали экономика превращается в сплошное воровство, финансовые пирамиды, захватнические войны и вранье. Сейчас действительно, мораль тянет экономику назад. 

Аватар пользователя ильдар
ильдар(9 лет 8 месяцев)

наоборот. отсутствие морали как раз может вытащить показатель ВВП вверх - пидорасы, наркоманы, ничего личного, главное оборот бабла, и всякое, сами знаете.

но что первично, и можно ли оценивать уровень жизни по экономике в первую, а по некой морали(тут условно, но оставим). 

вы помните у вас была статья - диагноз текущего состояния, и там совокупность рассматривалась, так вот некую совокупность только и можно рассматривать, для понимание - мы бест, или дно.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

наоборот. отсутствие морали как раз может вытащить показатель ВВП вверх - пидорасы, наркоманы, ничего личного, главное оборот бабла, и всякое, сами знаете.

Тут надо перед словом ВВП вставлять эпитет "фальшивый"....

вы помните у вас была статья - диагноз текущего состояния, и там совокупность рассматривалась, так вот некую совокупность только и можно рассматривать, для понимание - мы бест, или дно.

Тут соглашусь. Чтобы оценить состояние страны нужен комплекс величин, тут и имущество, и взаимодействие их, и удовлетворенность жизнью, то есть счастье... 

И так же несколько показателей нужно, чтобы оценить состояние экономики.

Аватар пользователя ильдар
ильдар(9 лет 8 месяцев)

во во, только слово "фальшивый" внезапно зависит от морали. а мораль (если честно) не сформулирована.

поэтому раздрай - кто меряет только деньгами, а кто то по неким нормам (ощущениям) морали. и эти сравнения не стыкуются. поэтому говорят - америке кирдык (но почему то начинают про экономику), подразумевая - с такой моралью им кирдык.

Чтобы оценить состояние страны человека нужен комплекс величин - нужен конечный (некий) критерий, мерило всего. а от него и рассматривать несколько показателей (для проверки соответствия и динамики)

Аватар пользователя Александр Хуршудов

во во, только слово "фальшивый" внезапно зависит от морали. а мораль (если честно) не сформулирована.

Нет, в данном случае фальшь выявляется чисто экономическими способами. И мне кажется, я именно это и продемонстрировал. 

поэтому раздрай - кто меряет только деньгами, а кто то по неким нормам (ощущениям) морали. и эти сравнения не стыкуются. поэтому говорят - америке кирдык (но почему то начинают про экономику), подразумевая - с такой моралью им кирдык.

Ну, батенька, это же старо. как мир; еще библейский Христос выгнал торговцев из храма..... Но процессы в обществе имеют большую инерцию, общество неповоротливо, консервативно.... Даже в США далеко не все исповедуют мораль стяжательства, мне это довелось наблюдать своими глазами...

Аватар пользователя ильдар
ильдар(9 лет 8 месяцев)

фальшь выявляется чисто экономическими способами и математикой, однако ее корень не в ней самой, он в морали. и фальшивая мораль позволяет вытворять фальшивую экономику. и культуру, и религию, и сами знаете.

однако выскажу основную мысль - батл дОлжон быть не за кривизну ввп в фальшивой экономике при этих нормах морали. (это все про капитализм\либерализм и всякое только в таких рамках)

батл дОлжон быть за основной критерий - что поставить во главу угла.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

А этот вопрос в дискуссии не решается. Только практикой.

Аватар пользователя eprst
eprst(12 лет 5 дней)

Промышленный рост тогда в Германии был очень сильный за счёт банальной пирамиды. Война всё списала. Поинтересуйтесь этим вопросом, там достаточно интересная афёра на государственном уровне.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Не буду спорить. И этот промышленный рост больше всего происходил в производстве вооружений.... Но это все равно рост.

Аватар пользователя С-800
С-800(4 года 9 месяцев)

А если посчитать материальное производство на душу, то мы вообще не уступаем

Комментарий администрации:  
*** В мире сейчас существует только 3 крупных антисатанинских силы - Иран, Путин и АШ (с) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Верно. Но это не совсем правильно, у нас - добыча ресурсов, у них интеллектуальная продукция, а она в господствующем тренде. 

Аватар пользователя Павел_1997
Павел_1997(4 года 9 месяцев)

Теоретически можно отсечь и посчитать только по обрабатывающей промышленности - но тут тоже "плюс-минус лапоть"... ВДС - очень мутный показатель - зависит от того куда поставляются товары и где покупаются предшественники для их изготовления (цена на внутреннем и внешнем рынке может быть разная), от уровня монополизации рынка, от долговой нагрузки и чего-нибудь ещё, что мало имеет отношение к производству.

По обрабатывающей промышленности за 2016 год получалось так (когда-то уже считал на основе данных из базы всемирного банка):

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Согласен.  Он дает очень приближенные сведения. Но высокую долю ресурсов в нашем ВВП - видит.....

Аватар пользователя Павел_1997
Павел_1997(4 года 9 месяцев)

Ресурсы и продукты из первичной/вторичной переработки, как я понимаю, продаются на экспорт по мировым ценам, а валюта занижена. Это касается не только ископаемых, но и значительной части нашей обрабатывающей промышленности - химия, металлургия, нефтепереработка - там тоже велика доля экспорта.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Совершенно верно. Но повышение курса рубля ничего хорошего тоже не сулит. Это благо для импортно-ориентированных экономик. Тут приходится балансировать на двух тенденциях. Что сейчас наш ЦБ и делает, на мой взгляд довольно успешно....

Аватар пользователя Павел_1997
Павел_1997(4 года 9 месяцев)

Как я понимаю, тут 2 тенденции:

- заниженный курс работает как аналог пошлины на ввоз импорта, делает внутренне производство более конкурентноспособным.

 - экспортёры получают большую выручку, что позволяет продавать по более низким ценам и захватывать рынки сбыта за рубежом. Основные продукты российского экспорта будут покупать в любом случае по мировым ценам, а вот машиностроительный экспорт (хоть и мал, но есть) наверняка пострадает, но машиностроение работает в основном на внутренний рынок.

- страдают производители, нуждающиеся в импорте средств производства из-за рубежа

Кто-то считает, что в России лучше вводить пошлины, кто-то - что занижать курс. Без заниженного курса и без пошлин промышленность сильно пострадает из-за притока более дешёвых товаров.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

...экспортёры получают большую выручку, что позволяет продавать по более низким ценам и захватывать рынки сбыта за рубежом.

Это не плюс. Продавать по заниженным ценам невозобновляемые ресурсы, да еще в период роста цен.... 

Кто-то считает, что в России лучше вводить пошлины, кто-то - что занижать курс. Без заниженного курса и без пошлин промышленность сильно пострадает из-за притока более дешёвых товаров.

ИМХо, заниженный курс все же лучше.... Экспортные пошлины - прямо в бюджет, а от низкого курса валюты еще и растет конкурентноспособность российских товаров.... Всех не только нефти-газа....

Аватар пользователя Павел_1997
Павел_1997(4 года 9 месяцев)

ИМХо, заниженный курс все же лучше.... Экспортные пошлины - прямо в бюджет, а от низкого курса валюты еще и растет конкурентноспособность российских товаров.... Всех не только нефти-газа....

Проблема заниженного курса в том, что дорожает всё - и жизненно необходимые товары (лекарства, например), и высокотехнологичные средства производства, и всякие автомобили и смартфоны. А пошлинами можно отрегулировать, какому товару быть дорогим, а какому - дешёвым. У каждой стратегии свои плюсы.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Верно. Следовательно, нужно и то. и другое....smiley

Аватар пользователя Борода Берни
Борода Берни(5 лет 7 месяцев)

Претензий - и вполне обоснованных - к порядку исчисления ВВП много. Пользуемая ныне методика не хуже и не лучше предыдущих. Есть какая-то сложившаяся международная система для сопоставимых и соразмерных сравнений - ну пусть будет. Её наличие или отсутствие ровно ни на что не влияет. А сам учёт в любом государстве нужен, статистические конторы появились и в мире, и в России много заранее, чем появился термин ВВП. Автор вполне наглядно показал, что и с имеющимися данными каждый любопытный может сам посчитать или вычленить лично ему нужное из имеющегося массива данных ) В общем, больше цифр хороших и разных - а дальше разберёмся )

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Спасибо. Но не лучше ли было бы отделить мух от котлеты? Считать отдельно ВВП от производства товаров и реальных услуг, отдельно - накопленный капитал и доходы с него(тут США долго еще будет лидировать), отдельно - общественное потребление и управление?

И сразу станет ясно, кто производитель (Китай),кто - ростовщик (США), кто - уравнитель доходов (КНДР). 

Аватар пользователя Борода Берни
Борода Берни(5 лет 7 месяцев)

Это вопрос международного консенсуса ) И главный выгодоприобретатель существующей системы счёта - США - вряд ли добровольно от неё откажется. Для вот таких вот междусобойчиков-обсуждалок мы можем вытянуть какой нам угодно набор - из большего объёма не особая проблема выцепить меньший. Возможно, систему может изменить только какое-то нехорошее потрясение в мировой экономике, тогда всем будет проще отказаться от раздутого и показать реальный, объясняя - в том числе - приведёнными в статье аргументами )))

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это вопрос международного консенсуса ) И главный выгодоприобретатель существующей системы счёта - США - вряд ли добровольно от неё откажется.

Согласен. Но не все же там бюрократы и идиоты, Трамп в помощь.....smiley

Страницы