Америка сильно нажимает на газ

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Этот материал я писал долго, почти 3 месяца. Много цифр, много графиков, сложный материал. Он для любителей покопаться в глубинах моря информации. Просьба по диагонали не читать. Лучше вообще не читайте...smiley

Почти 9 лет я наблюдаю за изменениями в американской газовой промышленности, и сейчас, на мой взгляд, она находится на пике развития. Восторженные прогнозы сулят ей продолжение роста, по меньшей мере, еще на 6 лет, и я решил проверить, насколько они обоснованы. Как обычно, пишу для широкой аудитории; специалистов прошу не пенять за популярное изложение сложных вопросов.

1. Добыча

В прошлом году американцы извлекли из своих недр 1048 млрд м3 природного и попутного нефтяного газа. Не весь он дошел до потребителей, 9,5% было закачано в продуктивные нефтяные пласты (преимущественно на Аляске, для повышения нефтеотдачи). После осушки и отделения газов-примесей EIA декларировало годовую добычу  товарного газа в объеме 862 млрд м3. На рис.1 показана динамика и распределение добычи по группам ее источников.

Рис.1

Добыча газа на старых (традиционных) месторождениях за прошедшие годы сократилась в 11,6 раза. Это не потому, что совсем выработаны пласты, при росте цен там еще можно что-то добыть. Но горная промышленность жаждет свежих запасов, как пьяница опохмелки, а их на давно открытых месторождениях, увы, нет.

В 1,8 раза снизилась добыча на морском шельфе, сейчас она составляет 31,2 млрд м3. Ранее освоенные залежи истощаются, но возможно освоение новых глубоких шельфов на восточном побережье и у берегов Аляски. Впрочем, перспективы там пока не ясны.

Добыча газа из низкопроницаемых (сланцевых) пластов выросла в 3,85 раза до 577,9 млрд м3. За последние 5 лет ежегодный прирост составил 50-55 млрд м3. Это очень много. Почти 43% сланцевого газа добывается на месторождениях Marcellus и Utica, которые недавно объединены в единый бассейн Appalachia.

Отборы попутного нефтяного газа за 8 лет увеличилась в 3,3 раза до 224 млрд м3. Заметьте, добыча нефти выросла вдвое, а попутного газа – втрое с приличным гаком. Добываемая нефть теперь в 1,65 раза больше насыщена газом, чем 9 лет назад. Запомним это обстоятельство, мы к нему еще вернемся.

Небольшой вопрос в том, насколько можно верить этим цифрам? Можно, не забывая о некоторых особенностях учета. Из данных EIA, например, следует что потери газа (сжигание на факелах и рассеивание в атмосфере) составляют ничтожную часть, 0,7%. Сомнительно. Другая деталь. Примерно 8,5% подготовленного газа используется, что называется, для собственных нужд – на отопление промыслов и газоперерабатывающих заводов, подогрев установок и питание компрессоров. Это немалая цифра, 72 млрд м3 в год, но она указана в разделе «потребление», хотя употребляет газ сама газовая промышленность. В целом есть впечатление, что EIA любые сомнения трактует в большую сторону; может быть, поэтому ВР приводит другую цифру газодобычи США, 832 млрд. м3. А ведь исходные данные у них одинаковы.

2. Запасы в недрах

Очень важный показатель, поэтому вникнем в детали.

Подсчет доказанных запасов – это база нефтегазовой геологии, основа для всех последующих решений. Укрупненно он включает определение границ залежей, пористости пород, содержания в них нефти и газа и возможного коэффициента их извлечения при условии рентабельности добычи. Геологические параметры различаются по площади и глубине, технологии совершенствуются, а рентабельность зависит от цен, которые могут и расти, и падать. Поэтому для крупных месторождений подсчет запасов – штука очень сложная, требует 1,5-2 лет работы и делается крайне редко.

В 2011 году EIA оценило запасы газа на первом сланцевом месторождении Barnett Shale в 924 млрд м3. За последующие 8 лет было добыто 393 млрд м3 (рис. 2). Месторождение вступило в завершающую стадию разработки, бурение там прекратилось и можно проверить точность подсчета запасов.

 Рис.2. Добыча газа на месторождении Barnett Shale

Добыча газа из сланцев имеет ценную особенность: здесь эффективны повторные гидроразрывы пласта (ГРП). В среднем делают ежегодно по 3-4 операции в каждой скважине. Это позволило замедлить падение добычи, оно составило чуть меньше 10% в год. Простая экстраполяция показывает, что в ближайшие 10 лет будет добыто еще 190 млрд м3, а вот извлечение оставшихся 341 млрд м3, если и состоится, то займет многие десятилетия. Получается, что выполненный EIA подсчет запасов завышен на 20-25%, это приемлемая погрешность для пионерного месторождения. Но эти оценки всегда будут слишком оптимистичными.

Причина в том, что в основу отчетов EIA положены данные газодобывающих компаний. Они ежегодно проводят т.н. аудит запасов, для этого существуют специальные фирмы-оценщики. В результате их хорошо оплачиваемой работы, например, в 2017 году доказанные запасы Barnett Shale выросли на 68 млрд м3; при этом добыча стабильно падала. Мне не раз приходилось наблюдать, как аудиторы завышали запасы, иногда даже в разы, но обычно на 10-20%. А вот занижения их я никогда не встречал.

Две причины могут способствовать росту запасов в США: технологические новации и повышение цен. Это хорошо видно на рис. 3.

Рис.3

Здесь та же картина, что и в добыче: на старых (традиционных) месторождениях снижение в 3,4 раза, на морских – в 1,9 раза, запасы сланцевого газа выросли в 3,2 раза, попутного газа – в 2,8 раза. Пик 2014 года обусловлен и ростом цен, и массовым бурением скважин с длиной горизонтального ствола 2,5-3 км и 25-30 стадиями ГРП. А вот пик 2017 г. мне непонятен. Рост цен на 18,7% является сомнительным основанием для увеличения запасов сланцевого газа на 46,7%, а технологические резервы исчерпаны; увеличение числа стадий ГРП до 50 экономически себя не оправдало.

Прирост запасов попутного нефтяного газа с технической стороны понятен, но у этой медали есть и оборотная сторона. Трудноизвлекаемые запасы нефти всегда разрабатываются на истощение, вытеснять нефть водой в них нельзя, поэтому давление в пластах постоянно снижается. При низких давлениях попутный газ начинает выделяться из нефти прямо в порах пласта. Он движется к забою скважины вместе с нефтью, сильно затрудняя ее фильтрацию. Постепенно растет газо-нефтяной фактор (это соотношение дебитов газа и нефти), и скважина переходит на чистый газ с конденсатом. Процесс этот идет уже несколько лет. В результате растет число бездействующих скважин; в качестве примера приведу месторождение Bakken (рис. 4).

Рис.4

Примечание: разумеется, рост содержания газа в продукции не является единственным фактором, способствующим простою скважин. В 2010-2014 г.г. серьезным осложнением были прорывы воды. В прошлом году, когда нефтяные цены поднялись до $70-80, операторы вывели из простоя все, что хоть как-то шевелилось. Наконец, часть скважин просто ликвидируется. К примеру, в 2018 г. на Bakken выбыли из эксплуатационного фонда 417скважин. Но рост дебита газа – фактор решающий, ибо он является признаком истощения пласта.    

В целом состояние американских запасов газа оценить непросто. Формально их сумма равна 13,1 трлн м3, обеспеченность запасами (при текущем отборе 1 трлн м3/год) составляет 13 лет. Если оценка EIA завышена на 20%, то их хватит на 10,5 лет.

3. Крупные месторождения

Гигантское месторождение Marcellus общей площадью 246 тыс. км2 расположено на территории пяти штатов: Пенсильвании, Западной Вирджинии, Огайо, Кентукки и Нью-Йорка, но в последнем оно не разрабатывается, там законом запрещен ГРП. Два года назад EIA выпустило подробный отчет об этом месторождении; на его основе приведу краткую характеристику.

Продуктивный пласт на глубинах 600-2000 м сложен плотными трещиноватыми сланцами. Средняя толщина его 15-20 м, на самых продуктивных участках достигает 150-180 м. Пористость породы варьирует в пределах 2-5%, проницаемость ничтожна мала.

Средний дебит скважин 52 тыс. м3/сут, для низкопроницаемых пластов это очень много. Пласт здесь осложнен крупными тектоническими нарушениями, они сильно увеличивают продуктивность, но могут спровоцировать слишком оптимистичную оценку запасов.

Эти оценки действительно различались в разы. Еще 8 лет назад EIA посчитало технически извлекаемыми сначала 11,6 трлн м3, потом 4 трлн м3. На 31.12.2017 доказанные запасы приняты в размере 3,5 трлн м3, за год они (исключительно путем пересчета) выросли на 47,2% (!!!). Однако, интенсивно разбуриваются наиболее богатые участки с толщиной пласта 20-60 м (рис.5). Всего здесь пробурено 12,5 тыс. скважин, Добыча в прошлом году составила 201 млрд м3 и продолжает расти.  

Рис.5. Карта продуктивности пробуренных скважин формаций Marcellus и Utica

Вторым призером в добыче газа в прошлом году неожиданно стал нефтяной район Permian Basin. Если 10 лет назад там из 150 тысяч скважин добывали всего лишь 8 млрд м3/год, то сейчас из 180 тыс. – 76 млрд м3. В 2017 году запасы газа района оценены в 904 млрд м3, годовой прирост составил 67%.

Естественная газонасыщенность нефти здесь изменяется в пределах 100-250 м3/т. Фактически же из-за истощения старых скважин газо-нефтяной фактор вырос до 1000 м3/т. После массового бурения сланцев он постепенно снизился до 600 м3/т, но с начала прошлого года снова начал расти (рис.6). Похоже, Permian Basin повторяет историю формации Bakken в более сжатые сроки. Думаю, добыча газа в ближайшие годы продолжит свой рост, а вот про нефть то же утверждать не могу.

Рис.6

Третье место по добыче газа занимает месторождение Haynesville, расположенное в штатах Луизиана, Техас и Арканзас. Его площадь 23 тыс. км2. Здесь продуктивные сланцы находятся на глубинах 3-4,2 тыс. м, это несколько затрудняет бурение и проведение многостадийных ГРП. Скважины здесь дороже и бурятся примерно вдвое медленнее. Но зато толщина пласта существенно больше, 60-90 м.

Первый пик добычи газа на Haynesville (72 млрд м3) состоялся в 2012 г. Тогда EIA оценило его запасы в 836 млрд м3. С тех пор здесь пробурено около 5 тыс. скважин, добыча снизилась, долго держалась на уровне 50-60 млрд м3/год, но в прошлом году достигла 69 млрд м3 и сейчас продолжает расти. Похоже, операторы преодолели трудности, связанные с большой глубиной залегания пласта. В итоге доказанные запасы за один только прошлый год выросли в 2,76 раза (!!!) и теперь насчитывают 1017 млрд м3.   

На других сланцевых формациях добыча газа также немалая, но постепенно снижается. Eagle Ford в прошлом году добыл 45 млрд м3, Woodford – 29, Barnett – 27, Andarko – 25, Niobrara -21 млрд м3. Зато стабильно наращивает добычу нефтяной Bakken, она достигла 15 млрд м3/год. Но пора уже перейти к потреблению газа.

4. Потребление

За прошедшие 8 лет потребление газа выросло на 24% и достигло 846 млрд м3 (рис.7).

 Рис.7

Рост на собственные нужды составил 26%. Муниципальное потребление газа растет слабо и в общем балансе составляет 16-19%, Америка – страна теплая. Более существенно увеличилось потребление промышленностью (на 21,8%) и, особенно, электрогенерацией (на 44%).

США интенсивно использует открывшиеся возможности для перевода энергетики с угля на более экологичное газовое топливо. За прошедшие 9 лет потребление угля сократилось на 34%. Только вблизи месторождения Marcellus построены электростанции мощностью 6,7 ГВт. В прошлом году потребление газа электрогенерацией увеличилось до 301 млрд м3, в нынешнем его рост продолжается.

Все же возможности потребления газа внутри страны ограничены. Стоит отметить, что, несмотря на стимулирование, перевод на газ автопарка идет медленно. За 9 лет потребление автомобильного газа, хотя и выросло в 1,5 раза, но составило 1,2 млрд м3/год, немногим более 0,1% общей добычи. Поэтому США форсирует строительство объектов газового экспорта.

5. Внешняя торговля

Десятки лет США были чистым импортером природного газа, получая его из Канады и Мексики. Но в 2017 г. в результате роста добычи и строительства терминалов СПГ экспорт газа превысил импорт (рис. 8). В прошлом году импорт составил 82, экспорт – 102 млрд м3.

Рис.8.

Более 70 % экспорта осуществлялось по трубопроводам в Канаду и Мексику. Из 30,7 млрд м3 экспорта сжиженного природного газа (СПГ) 23% направлены Ю.Корее, 17% - опять же Мексике, 11,5% - Японии, 8% - Китаю, 5% - Индии, небольшие объемы получили еще 26 стран.

Цены американского СПГ варьируют в интервале $140-250 за 1000 м3. С учетом дополнительных затрат на регазификацию они могут конкурировать с местными поставщиками только в Америке и Юго-Восточной Азии. Что касается Европы, то в прошлом году цены спот там колебались в интервале $170-360 за 1000 м3, средняя цена Газпрома составила $246. Но сейчас цены ЕС упали до $80. Поэтому Литва получила из США лишь 2 газовоза (108 млн м3) и удовлетворилась российским газом.

Четыре действующих экспортных терминала СПГ имеют общую мощность 38 млрд м3 (23 млн т) в год, в текущем году планируется запуск пятого и расширение существующих, в результате чего суммарная производительность удвоится. Ожидают рассмотрения в инстанциях еще примерно 25 проектов СПГ. Для таких объемов производства необходимы долгосрочные договоры и регулярные поставки, но с ними не так просто. На рис.9 показана динамика поставок американского СПГ в Европу; видно, что регулярностью они не страдают. Всего за 20 месяцев страны ЕС получили 11,5 млрд м3, это примерно 1,5% потребления ЕС.

Рис.9

Американский экспорт газа находится как бы между двух огней. Если растут внутренние цены газа, он становится невыгодным. А если внутренние цены сильно снизятся, экспорт будет ставить рекорды, но добывающие компании потерпят убытки и снизят добычу. Ситуация рискованна и для продавцов, и для покупателей, потому они и не склонны к долгосрочным контрактам. Впрочем, польская государственная компания PGNiG заключила контракт на 23 года  на весьма благоразумных условиях. Покупатель приобретает права на газ в точке отгрузки, доставка морем осуществляется за его счет. Если газ в Европе будет дешевле, он может переадресовать свою поставку в другие страны, в Америку или Азию. В текущем году запланированный объем газа (0,7 млрд м3/год) уже отгружен, при этом цены странно колебались в широком интервале $112-274 за 1000 м3. Транспортировка и разгрузка потребуют еще по $70, но есть возможность выгадать на порожняке газовозов. Короче, газовый рынок становится настоящим рынком, на котором правят торговцы, а производителю достаются объедки.

6. Последние новости

Начало прошедшей зимы в США выдалось холодным, в ноябре газовые цены спот подпрыгнули до $145 за 1000 м3 к великой радости добывающих компаний. Счастье оказалось недолгим. С января стартовало падение, в августе цены достигли $78,4, это на четверть ниже, чем год назад. Одновременно на 11% сократилось бурение газовых скважин (рис.10). Те же процессы идут на нефтяных площадях, там число буровых станков уменьшилось на 18%, с 877 до 719 шт.

Рис.10

Пришлось подтянуть резервы – скважины, ранее пробуренные, но не освоенные. За 20 месяцев 2018-19 г.г. на месторождениях Marcellus и Utica число этих скважин уменьшилось на 251 шт. При таких темпах через 3,5 года законсервированных скважин в резерве не останется. Уже второй раз подъем в газовой отрасли сменяется спадом, и на этом пункте можно подвести итоги.

7. Заключение

1.На ближайшие 6-7 лет перспективы газовой промышленности США выглядят вполне благоприятными. Они обеспечены запасами газа, быстрым ростом инфраструктуры внутреннего потребления и экспорта. Бурного роста добычи газа я не жду, но она вполне может на 10-15% превысить текущие уровни. Сдерживать ее будут ценовые качели.

2. Главным риском является слишком оптимистичная оценка доказанных запасов. Если выяснится, что они действительно завышены на 20-25%, то через 5-6 лет добыча начнет постепенно снижаться и на прежние уровни уже не вернется.

3. Думается мне, что доказанные запасы нефти и газа (как и других важнейших полезных ископаемых) постепенно утрачивают свое геологическое и экономическое значение. Они все больше становятся инструментом коммерческих, политических и прочих манипуляций.

В самом деле, разве не добывают нефть и газ с убытками? Разве закрывают скважины при резком падении цен? Да ничего подобного. Хрестоматийным примером здесь служит Chesapeake Energy, которая добыла за 13 лет 308 млрд м3 газа с чистым убытком $13,8 млрд. Убытки покрываются за счет легковерных акционеров, кредиторов, перепродажи активов, компенсируются доходом от свежих месторождений, есть и другие способы. К примеру, Россия так изящно преобразовала свое законодательство, что при снижении нефтяных цен налоги уменьшаются, и добыча не падает, а растет. Под бурные аплодисменты зарубежных потребителей. Природные ресурсы являются крупнейшим источником наживы и потому сейчас беспощадно эксплуатируются до полного истощения.

4. А коли так, то решающее значение приобретает фактическая отдача скважин. Там, где она высока, велики и реальные запасы. Но пока мы видим, что на всех сланцевых месторождениях эксплуатируются центральные части залежей, трещиноватые зоны, а на крыльях и пологих участках дебиты скважин на порядок меньше и быстро затухают. Там, разумеется, запасы тоже подсчитаны, но они виртуальны и будут в дальнейшем списываться.

5. Независимо от того, когда начнется снижение добычи газа, через 5 или 10 лет, никакими катастрофическими последствиями оно Америке не грозит. Ибо мировой рынок СПГ растет, как на дрожжах. Электростанции переводить обратно с газа на уголь не придется, экспортные терминалы без особых проблем реконструируются в импортные, а мировые запасы газа пока в 16,5 раз больше американских.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 
Комментарий редакции раздела Пределы роста

Шестилетний плавный рост - до примерно 2025 - и систематическое завышение извлекаемых на 25% удивительно совпадают с мнением Дэйвида Хьюза. Только вот похоже, что после 2025 будет кирпичеобразное падение по 4-6% годовых.

Интересно было бы оценить динамику жидкостей на тот же период: до 2025 и далее до 2050.

Комментарий редакции раздела Ресурсы Земли

Мнение уважаемого эксперта по газовой отрасли.

Комментарии

Аватар пользователя nakirats
nakirats(4 года 11 месяцев)

Думаю Трамп на следующем сроке снова введет запрет на продажу нефтепродуктов.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

А что, разве был такой запрет? Или Вы имеете в виду экспорт нефти? Так это закон, указом президента не отменяется....

Аватар пользователя nakirats
nakirats(4 года 11 месяцев)

отмена запрета на экспорт нефтепродуктов была проведена  демократами в правительстве дай бог памяти в 2010 году, но это не означает что республиканцы не могут отменить то что приняли демократы.Просто надо набрать необходимое большинство, что всвязи с упадком добычи через пару-другую  лет, будет сделать несложно.Поэтому весь остальной мир столкнется с повышением цен на энергоносители (не Россия).

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Нефтепродукты всегда экспортировались в Канаду и Мексику. А на экспорт нефти запрет был, его отменили, но Трамп вряд ли будет его возвращать.  Америка сейчас неплохо спекулирует нефтью.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Всегда интересно почитать из старого, например:
12.03.10
4. В мировом объеме добычи газа угольный и сланцевый метан пока составляют менее 5 %. Из-за высокой стоимости его извлечения из недр он не способен существенно повлиять на мировые цены газа, но может составить ему сильную конкуренцию на локальных рынках. Поэтому крупнейшие мировые производители газа, защищая свои уже произведенные инвестиции, будут вынуждены по примеру ОПЕК начать координацию своих действий с целью стабилизации газовых цен на уровнях, приемлемых как для продавцов, так для покупателей.
https://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/45166/

Несбывшиеся прогнозы:
i/ локальность рынков: снимается технологией СПГ
ii/ газовая ОПЕК, где РФ, Катар, Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Иран и Туркменистан будут что-то согласовывать :)

7 декабря 2015
то бравада о грядущих поставках газа в Европу является обычной дразнилкой для Газпрома. По американской логике, Россия должна сейчас засуетиться, заискивающе предложить ЕС скидки к своим газовым ценам, на коленях умолять Украину, чтобы не отказывалась от нашего газа… Но будет иначе.

Россия совершенно безболезненно может сократить поставки в ЕС на 50-60 млрд м3/год, и компенсировать их на азиатском направлении. Европейский бюрократии пора уяснить, что сено к лошади не ходит, хотите газ – стройте САМИ трубопроводы, тогда и получите. А мы пока прибережем свои ресурсы на будущее.
https://cont.ws/@Khurshudov/159883
Несбывшиеся прогнозы:
i/ сокращение экспорта в Европу: написано под влиянием блефа с "Турецким потоком".

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Да, это мои слова. И они не опровергнуты через 9 лет. Добыча сланцевого газа сейчас достигла 14 % от мировой, но она практически не влияет на мировые цены. А вот сильное влияние на все локальные рынки оказало расширение производства СПГ, оно еще будет продолжаться. И общий мировой рынок СПГ образуется в ближайшие годы, сейчас его тормозит только недостаток газовозов.

А вот на американском рынке газа сланцевая добыча существенна, она и держит цены на минимумах.

И еще: была попытка создать газовый ОПЕК, но она встретила сильное сопротивление. Жаль. Спекулянты по прежнему жируют.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Кстати, про угольный метан уже начинают забывать, его добывают только в США и добыча уже лет 5 падает. В России эксперимент по добыче угольного метана свелся к закапыванию денег в землю. 

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

CBM это еще Канада и Австралия, которые могут дать не меньше чем США
https://www.aapg.org/Portals/0/docs/emd/reports/annual-meeting/2018-05-0...

Угольный как и сланцевый газ добывают не от хорошей жизни, поэтому в РФ в отличие от США он не прижился: зачем добывать, когда есть Западная Сибирь.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

CBM это еще Канада и Австралия, которые могут дать не меньше чем США

Могут.... кошка может запросто съесть тигра.... если его убить и кормить им кошку несколько лет....

Аватар пользователя newcomer007
newcomer007(9 лет 4 месяца)

В Канаде свирепствуют американские энергитические лобби. Они даже Грету заслали в Альберту, чтобы агитировать против нефти-газа

Комментарий администрации:  
*** Отключен (призывы к уничтожению по религиозному признаку) ***
Аватар пользователя kokunov
kokunov(12 лет 1 месяц)

Ну я бы так не сказал, все же часть задач, а именно, обеспечение безопасности добычи угля он выполняет. Другое деле, что убыточен сам по себе и не следовало наверно его Газпрому свешивать. 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это так, но хотелось бы знать, кто проверял после добычи метана безопасность добычи угля.... Мне такие данные не известны.

Аватар пользователя kokunov
kokunov(12 лет 1 месяц)

Ну так это давно уже используется, просто в СССР это называлось разгрузочными скважинами. А вот с десяток лет назад кто-то придумал все это добро повесить на Газпром. 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Газпром сам эту проблему  удовольствием взял... вбухал туда денег и очень этим доволен....smiley

Аватар пользователя Читатель518351n
Читатель518351n(10 лет 11 месяцев)

Дегазация на шахтах никак с Газпромом не связана, этим занимаются сами угольщики. Газпром бурит пласты, где добычу угля пока вести не собираются.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Совершенно верно. Впрочем ЕМНИП, бурение там уже прекратили.Скважины дают копейки и абсолютно убыточны.

Аватар пользователя ВладимирКМ
ВладимирКМ(5 лет 11 месяцев)

А почему бы Дмитрию нашему Нанотольевичу Медведеву не приглушить свой жуткий ЗУД ПРИВАТИЗАЦИИ ВСЕГО И ВСЯ,куда ни бросит он взгляд, приватизировать эту идею и взяться за добычу уголного метана?!! Вот и не будет деньгу в землицу нашу закапывать!!!

Или, допустим, ему, ДАМу, на его деньги и под его чутким и профессиональным ( а какое же у него руководство, нежели не профессиональное?Столько лет лежит на должности!!!) построить мощный завод, тут же его приватизировать и приступить к добыче прибыли! Пустячок — а как приятно!!! Будет чувствовать, что это его труд вливается в труд нашей республики. 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Дмитрий наш Анатольевич взяться может только за яйца.... причем собственные. Он за всю свою жизнь ничего не создал, не продал и не сочинил. Писец он. Под диктовку писать умеет.

Аватар пользователя ВладимирКМ
ВладимирКМ(5 лет 11 месяцев)

Думаю, что в ближайшие 20-25 лет нам с этим горе-либералом расстаться не позволят. А там, глядишь, и продлят сие удовольствие. Ну, я-то с 1946 г.р.,поэтому срок общения с этим субъектом у меня будет поменее, нежели у моих соотечественников помоложе. Поскольку находимсяв безысходности, то ТАКОЕ (ЭТО) может лишь порадовать.

В моей среде о таких, как ДАМ, говаривали :"Физически развит : в строю стоять может. Пьёт много, но с отвращением. Военную форму любит - изнашивает до дыр...".Ну, и т.д..

Ладно,это не по теме,извините. Очень бы хотелось от Вас именно получить информацию по "Северному потоку-2". Что посоветуете почитать? А может быть, есть и Ваши материалы(статьи)? Хотелось бы составить мнение по данному проекту и , как говорится, "без дураков". Дайте, пожалуйста, совет. Спасибо Вам и ЗДОРОВЬЯ!

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Благодарю! Не думаю я, что ДАМ, которого не поддерживают почти 70 % избирателей, будет еще долго маячить перед нами....

А по части СП-2.... Там все завязано на политику. России сейчас политически выгодно прекращение транзита газа через Украину. Она этого и добивается. И добьется, потому что сокращение транзита может быть компенсировано через СПГ. Европа постепенно превращается в политического импотента, она тупо подсчитывает убытки, не понимая, где взять доходы. Думаю, она в первую же холодную зиму она откроет все газопроводы, снимет с них все ограничения.

Но это чисто мое личное мнение. Я не являюсь специалистом в политологии, могу ошибаться.

Аватар пользователя ВладимирКМ
ВладимирКМ(5 лет 11 месяцев)

Да ну! Нет! Этот парень не уйдёт ещё очень долго.Очень долго не уйдёт с самого верха. На негот начали уже трудиться все СМРАД. Потихонечку, незаметненько так, исподволь...Хотят нас подвести к 2024 году и так, чтобы нам некуда было деться.Ну, в крайнем случае, усяжется вместо Зорькина. Если я не ошибаюсь, оно уже что-то там, в Питере, уже начинало строить под себя. За госсчёт, разумеется. Но потом что-то затихло.

 Ладно, посмотрим. Честно : хохлов хотелось бы наказать и наказать примерно. Так, чтобы и через сотню лет мало бы не казалось. Самое неприятное то, что расхлёбывать (экономически) всё это украинское дерьмо потом придётся нашему народу, как ни крути. Опять на нашу шею сядут. Неужели не понятно, что те, кто сейчас самые оголтелые, самые ярые борцы с "руснёй", с "Рашкой", - все они банально зарабатывают себе капиталец, дабы после всей этой круговерти и скотства с Украиной и НА Украине благополучно и сыто пожить на Западле (нужны ли только ОНИ там-то, на Западе). Ясно, что нам под боком, вживую, эта заноза не нужна ни за что : чревато слишком ( да и средств оттягивает изэкономики слишком много).А иметь на сотню лет такую занозу? Понятно, что нас хотят обескровить наподобие "звёздных войн", но чему-то наших политиков уже научила Жизнь? Не все же предатели (типа Козырева и других+ целой категории населения, которой позволено ВСЁ)! И мне непонятно, КАК в ТАКОЙ ситуации у нас может существовать и ПРАВИТЬ, руководить экономикой именно ТАКОЙ финансово-экономический блок в правительстве? И такой руководитель этим правительством....Чушь какая-то... Что они, руководители, тогда хотят, не меняя кадры? Одним, что ли, вытянуть ситуацию? Смешно! И может, даже в Истории не было ситуации,подобной нашей ныне. Так, кое-что совпадает... Ильина, что ли, начитались... Или "Лед Зеппелин" какой-то наслушались? Которая их и воспитала, как сами признавались. Вот же долбаки!

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Оно конечно, само не уйдет, но согласится на менее заметную должность....

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Надо только добавить, что американская добыча и цены влияет на все остальные:
после огромного расхождения цен HH и европейских в 2011-2015 годах, цены на газ там стали приближаться к HH, но не наоборот.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Знать бы еще, что такое НН.... А... Генри Хаб....

Тут вообще между ценами биржи и долгосрочных контрактов большая разница. Ибо с биржи ты приличную страу или компанию не снабдишь, замаешься за ценой прыгать....smiley поэтому цены контрактов могут учитывать биржевые колебания, но обязательно будут их сглаживать....

Не забывайте - на бирже продают остатки. Кстати, Чизхпик в прошлом году "застраховалась" от падения цен фьючерсами, а цены выросли, и она потеряла на этом $10 с каждого барреля нефтяного эквивалента....smiley

Аватар пользователя Кабандос
Кабандос(6 лет 1 неделя)

Россия совершенно безболезненно может сократить поставки в ЕС на 50-60 млрд м3/год, и компенсировать их на азиатском направлении. Европейский бюрократии пора уяснить, что сено к лошади не ходит, хотите газ – стройте САМИ трубопроводы, тогда и получите. А мы пока прибережем свои ресурсы на будущее.

Замечательно. Истинно. Но увы. Все за счет России.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы и паникерство, копипаста тухлятины под видом свежих новостей) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Либералов из правительства - в шею. И все будет иначе.

Аватар пользователя Кабандос
Кабандос(6 лет 1 неделя)

Это, к сожалению, тоже фантастика. Иностранное влияние столь сильное через множество каналов ( бизнес, политика, культура, СМИ, наука), что в совокупности с компрадорской элитой, это кажется не осуществимо.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы и паникерство, копипаста тухлятины под видом свежих новостей) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Согласен. Тогда остается уповать на Господа.... хоть я в него и не верю...smiley

Аватар пользователя С-800
С-800(4 года 9 месяцев)

Пока либералы нужны Путину как противовес в целом доминирующим во внутренней политике России (если брать всю политику, а не только экономику) условным силовикам

Комментарий администрации:  
*** В мире сейчас существует только 3 крупных антисатанинских силы - Иран, Путин и АШ (с) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Путин сам либерал.... правда умеренный, не наглый. как другие либералы....

Аватар пользователя Irsi
Irsi(9 лет 10 месяцев)

Смотри на это немного с другой стороны - дешевый газ организует их зависимость от нас раз, два - тормозит развитие реальных альтернатив. Сейчас они у нас покупают газ - лет через 50 (а то и раньше), когда он закончится - будут покупать у нас уже електричество... Откуда возьмем? С потом ком БН-1200, который мы разрабатываем сейчас, в том числе - и на деньги полученные с продажи газа....

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Нет. вопрос надо ставить не так. Зачем продавать много газу дешево, когда можно продать меньше но дороже?

Аватар пользователя Irsi
Irsi(9 лет 10 месяцев)

Для создания тотальной зависимости очевидно?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

А кому она нужна? Глобалистам!

Аватар пользователя ВладимирКМ
ВладимирКМ(5 лет 11 месяцев)

Вот!!! Может, это для того и делают, чтобы "подморозить" (точнее, сохранять в подмороженном состоянии) ситуацию в стране? Ведь треть века прошла, а люди помнят Советскую власть и ССР! Сталина помнят!! А эти, поди, надеялись, что почти все "помнильщики" перемёрли. Ан нет  : ЖИВЫ, курилки...

И потом, нам же уже сказанули :

1. С либерального пути мы не свернём НИКОГДА!

2.Пересмотра итогов приватизации не будет !

Этого разве мало, чтобы понять суть произносимого и дела общего в стране? А все эти штучки-дрючки, что, мол, "либерализму конец.." и прочее — это для идиотов и уродов. Единожды совравшему уже верить нельзя : значит, будет врать( и врал) всегда. 

Непонятно ещё, почему РФ диктуют какие-то цены на газ(нефть)? Орали-разорялись по поводу рынка : невидимая рука рынка сама всё обтяпает, сама всё расставитпо своим местам. Цены - в том числе. И что? Расставила всё эта пресловутая невидимая ручонка? Саму руку не видит никто. но мы в России явственно ощущаем, как эта могучая рука в наших карманАх шарит без устали, выгребая оттуда и крохи. 

 Почему Покупатель под неблагозвучным названием "Украина" нагло пытается навязывать нам свою желаемую ими цену на газ.провоцируя  и угрожая при этом?  И почему на их защиту встаёт ЕС? Может быть, газ надо поставлять и Уркаине, и в ЕС бесплатно? Претворим в жизнь западные мечтания и причитания, что "это не справедливо, что ТАКИЕ богатые ресурсы принадлежат только России"? И мы ещё и щёчки подставляем под дальнейшие пощёчины, мотивируя это тем, что,мол, не надо злить оппонента, "коллег", "друзей". Где там и кто увидел "друзей" - непонятно!!! И с какой целью увидел их там - тоже неясно. Толерантность и мультикультурализм здорово подразвалили ФРГ, но, похоже, вовремя спохватились на деле. Может, и отобьются...Посмотрим. Но нам-то что делать? Нам куда кинуться? Или ...что там говорят о "консерватории"?

Двойные стандарты по отношению к РФ везде, всюду и во всём, а мы  с какого-то перепуга полезли обратно в эту самую никчёмную(для нас, для РФ, но, похоже, не для чинуш, не для депутатов) ПАСЕ.Чего мы там забыли? Или столько уж у нас денег , что можем позволить себе такую роскошь : кормить западных бездельников в обмен на оскорбления и противостояния в наш адрес? Ну, там ДАМ перечислил в эту ПаСЮ стразу 66, что ли, млн,отдав и долг(за что отдал?) и на будущее. Кто его просил, уполномочивал? Кто? Он сам имеет право такое решать такие вопросы? И какую несёт ответственность за эти деяния в ущерб стране? Может, он свои деньги (личные) перечислил? Тогда откуда у него ТАКИЕ деньжищи? Может, это остатки от корма для уточек в пруду собственного поместья (в Плёсе)? Тогда получается, что деньги-то в стране есть? А он нам всем выдал "Денег нет, но вы держитесь!". Что это? Балагурить надо в другом месте, с другими людьми и в другой ситуации, а ныне за свои деяния и словеса надо бы отвечать!

Воспитали(почти) квалифицированного потребителя в России? Почти воспитали. Ну, а теперь что делать? Продолжать эксперимент? Не слишком ли жирно?

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Все так. Но либералы теряют позиции во всем мире, и потянут за собой наших....

Аватар пользователя ВладимирКМ
ВладимирКМ(5 лет 11 месяцев)

Потянут, конечно. Но мы к тому времени ноги протянем. А не хотелось бы. Получается, что план подмораживания сработал. Нас очень точно, грамотно просчитали и ,извините, уделали. Загнали в тупик, из которого мы не выберемся. Кто воскликнет :"Родина или смерть!"? Будет ли этот "кто-то"?  И когда? Ну, с нами-то ясно, мы уже отработаны и нас в расчёт вообще не принимают (ключевое слово "ВООБЩЕ"), но наши потомки? Обидно и противно уходить,когда столько и так делал для страны, столькол невзгод, столько мук и мучений прошёл, а всё для чего? Ради кого? Ради ДАМа, что ли? Или для БОГОВОГО с Хакамадой и их деток? И потом, смотрите, сколько и как мы возмущаемся - а этим на нас и на ЭТО наплевать! Но я уверен : припечёт ИХ,этих уродов, уж как они кинутся нас обхаживать, умасливать- вот увидит е! И всё у них получится, уверяю Вас. Получится, но только не со мною. Но таких, как я, полтора целовека ещё - и всё. Это смешно. Им смешно.А нам смешно то, что некто Силуанов получает одну токмо зарплату в 1млн700 с гаком рублей+ ещё раза в три более с разными надбавками, а пенсии у нас в РФ ест, как пишут, и по 8 тысяч. Вот это мне смешно!!!И этот Силуанов на полном серьёзе увсех уверяет, что добавка к зп или пенсии в 1(одну) тысчёнку нынешних рубликов - это ОЧЕНЬ серьёзная добавка. Что оно заслуживает, такое Силуанов? Только пусть нам не говорят, что оно просто не понимает ттого, что делает. Он - просто либеральная свинота, бессердечная и подлая тварь. Постыдился бы хотя бы говорить об этом, а не только получать. Или говорить сакраментальное :"Денег нет. но вы держитесь!" — это ли не повод для того, чтобы выгнать взашей, с треском вон из политики ВООБЩЕ. И назначить зав баней в городе Синие Липяги. Через год от бани останутся толко осклизлые стены и торчащие огрызки труб(краны свинтят, соски душей стырят). Тьфу! Извините. Отвечать не надо. Омерзительно мне всё это. Я столько ( и мои сослуживцы, товарищи и друзья) натерпелся, намыкалмся, столько потерял- и всё это ради чего? Ради того, чтобы увидеть своюРодину вот именно в таком состоянии( по сравнению, конечно, не с 1913 годом, а с ,хотябы, нынешней Европой)? И на старости лет нищенствовать зха свою третьвековую службу Отчизне? Да я в "деревне", собственно",половину службы оттрубил, печь топил, без асфальта жили мы все, троллейбусом стал пользоваться только в само конце службы, когда меня кинули в "ссылку" на Украину. А так - только труд, труд и труд с личным составом, техникой и ... труд, труд, труд...К%акие там 8 часов!!! Это просто смешно! И вот так заканчивать? В нищете-то? А почему тогда ДАМу всё на блюдечке? Кто оно такое? Какое оно - видят все.Там не 70%, нет, там - все 99,9(9)%. А воз и ныне там. и будет там. где "нужно, Тьфу! Не отвечайте, не надо.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Увы, справедливых обществ нет нигде. Меньше всего несправедливости было в СССР, но этого оказалось недостаточно для процветания....

Аватар пользователя Кабандос
Кабандос(6 лет 1 неделя)

Может быть, газ надо поставлять и Уркаине, и в ЕС бесплатно? Претворим в жизнь западные мечтания и причитания, что "это не справедливо, что ТАКИЕ богатые ресурсы
принадлежат только России"?

Именно так и для этого должна существовать, по мнению европейцев, должна существовать Россия. А тут ребятки, решили оставлять малость Родине, разумеется, себя не забывая. Ой какие плохие ребятки. А так ещ и их Президент об этом говорит и делает! Вобще обнаглели. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы и паникерство, копипаста тухлятины под видом свежих новостей) ***
Аватар пользователя Производственник

И потом, нам же уже сказанули :

1. С либерального пути мы не свернём НИКОГДА!

2.Пересмотра итогов приватизации не будет !

Хм, Путин ведь недавно о смерти либерализма высказался. Форточку двинул, как минимум.

 

Аватар пользователя Кабандос
Кабандос(6 лет 1 неделя)

Чушь. Есть полная их зависимость от политики США, во-вторых, об нас как ноги вытирали, так и вытирают, как пример, ситуация в ПАСЕ. В-третьих, они контролируют сырьевых компании России, через своё присутствие в них, (в банковской сфере так же). Про мировоззрение элиты, целиком прозападное даже уже упоминать не хочу. Сформировав его, им даже направлять не надо, и так все сделает "по зову сердца." Тем более, что других действий в их матрице действия не прописано. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы и паникерство, копипаста тухлятины под видом свежих новостей) ***
Аватар пользователя Irsi
Irsi(9 лет 10 месяцев)

Это все тактически, а не стратегические примеры.

Приведу пример стратегического примера - программа Воу Ноу, она длилась около 20-ти лет 

Тактический результат - США получили много и дешево топлива для своих АЭС, да еще и сэкономили на утилизации сокращаемого ЯО.

Стратегический результат - полностью уничтожена обогатительная промышленность США, практически полная потеря компетенций со стороны США в области ядерных технологий. В РФ - дальнейшее развитие современных обогатительных технологий, наращивание обогатительных мощностей.

Стоили оно того? Имхо - трижды "да". Ибо ядерные технологии, а не айфончики - настоящий хайтек. И в нем сейчас США отстают не только от нас, не только от Китая или даже Франции - они навсегда отстали от Ирана... А вот это уже... как-то совсем унизительно. Особенно с учетом того что все попытки нагнать хотя бы Иран - кончились полным провалом. :)

Дешевый газ для ЕС - тактические преимущества вроде как все у ЕС, они получают дешевую энергию и экономят на перспективных разрабоках в той же ядерной энергетики, закрывают "небезопасные" и нерентабельные (благодаря дешевому газу) АЭС. Ну тактически - они не могут на нас напасть - ибо сильно зависят от нашего газа. Только нагадить по мелочи разве что способны.А стратегически - опять у нас. Мы вкладываем полученные от них тугрики в том числе и в разработку перспективных источников энергии - реакторы БН, ЗЯТЦ... Что будет через 30-50 лет, когда газовая пауза закончится? У нас - новые источники энергии, практически неограниченные, а у них? Зеленые игрушки? И что им останется, кроме как строить к нам уже не газопроводы, а ЛЭП? Или идти на поклон к нашему Росатому, чтоб тот построил им АЭС. Ах да - за топливом к этой АЭС они тоже к нам будут вынуждены обратиться...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Насчет ядерного топлива я с вами соглашусь, ибо Россия тут реально развивалась технически. 

А с газом - повременю, ибо в чем мы развиваемся, в строительстве труб? Кончится газ - это мастерство уже не пригодится. Тут наоборот, США развиваются в сере бурения и освоения скважин. Мы, правда сильно не отстаем, но стратегического успеха я тут не наблюдаю.

А напасть на нас они  они не могут не из-за газа, а из-за сильной армии. И непонятно, почему нельзя продавать им меньше газа по более дешевой цене....

Аватар пользователя Irsi
Irsi(9 лет 10 месяцев)

Производство труб большого диаметра, их укладка по дну моря... Технологии посложнее чем в айфонах - поверьте. И применимы они не только для транспортировки газа. Ну и как я сказал выше - деньги, полученные от продажи газа идут в том числе и на развитие ядерных технологий.

А напасть на нас они  они не могут не из-за газа, а из-за сильной армии.

Которую оснащают в том числе и на деньги от продажи газа. :) Не отрицая важности наличия сильной врмии я могу сказать - одной ее - недостаточно. Чем больше областей, в которых потенциальный партнер критически зависит от нас - тем меньше шансов что он попробует...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя pppppppo_98
pppppppo_98(6 лет 9 месяцев)

да у ж создать трубы диаметром 1400 - это хайтек...70-х гододов прошло века...кстати если обратить внимание то ни на русской  ни на береговой - нет собственных турбин (роллс ройсы там стоят) - ибо пока наш хайтек это трубы...

Аватар пользователя Александр Хуршудов

И укладку тоже ведут западные компании...

Аватар пользователя Кабандос
Кабандос(6 лет 1 неделя)

О, так это, оказывается, был хитрый план 

Ельцина и Черномырдина😁🙈Давненько подобной чуши  не слышал. Ну и как много уже купили ядерного топлива США у России? Небось ежечасно капают миллионы зелёных американских рублей. Не спешили бы, право.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы и паникерство, копипаста тухлятины под видом свежих новостей) ***
Аватар пользователя Irsi
Irsi(9 лет 10 месяцев)

Прежде чем ерничать, почитай например это статью - https://www.world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel-cycle/con...

Ну и табличку из педовикии приведу,  ЕРР(SWU) по странам и годам (с прогнозом). Сразу скажу - прогноз по URENCO оказался неоправдано оптимистичным, а по ТВЭЛ - пессемистичным. :) Это - чистой воды результат работы Воу-Ноу

Страна Компания, завод 2012 2013 2015 2020
Россия ОАО ТВЭЛ (TENEX) 25000 26000 26578 28663
Германия, Голландия, Англия, URENCO: Gronau (Германия), Almelo (Голландия), Capenhurst (Англия) 12800 14200 14400 14900
Франция Areva: Georges Besse I и II 2500 5500 7000 7500
Китай CNNC[en], Hanzhun & Lanzhou 1500 2200 4220 7520
США URENCO: New Mexico 2000 3500 4700 4700
Пакистан, Бразилия, Иран, Индия, Аргентина Разные 100 75 100 170
Япония JNFL[en], Rokkaasho 150 75 75 75
США USEC: Paducah & Piketon 5000 0 0 0
США Areva: Idaho Falls 0 0 0 0
США Global Laser Enrichment 0 0 0 0
  Суммарное 49000 51550 57073 63526
Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

enlightened Плюс 100.

Аватар пользователя Кабандос
Кабандос(6 лет 1 неделя)

Вопрос понимаешь: сколько и чего купили американские компании у Росатома, после окончания действия договора Гор-Черномырдин? 

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы и паникерство, копипаста тухлятины под видом свежих новостей) ***

Страницы