График дня. Жилищный аспект "демографического пылесоса" России

Аватар пользователя indigo

Не секрет, что Россия испытывает некоторые сложности с естественным приростом населения.

Один из путей решения вопроса количества населения - стимулирование притока мигрантов. Часто можно слышать упрёки, что можно было бы гораздо больше привлекать мигрантов.

Так ли это?

У этого вопроса много аспектов.

Рассмотрим один из них. Наличие жилищного фонда в стране.

Жилищный фонд России в 1992 году - 2492 млн м2.

Жилищный фонд России в 2017 году - 3708 млн м2.

Жилищный фонд России в 2020 году - 3900 млн м2 (примерно).

Жилищный фонд Украины - 990 млн м2, Белоруссии - 260 млн м2.

Таким образом, казалось бы включив демографический пылесос в 2000 году можно было бы ожидать, что к 2017 можно было бы переманить всех граждан Украины, а к 2020 ещё и граждан Белоруссии,  и при этом жилищные условия мигрантов будут удовлетворены за счёт нового строительства.

Даже исключив вопросы "скорости работы плавильного котла", а появление новых соотечественников в размере 2.5 млн человек ежегодно - это 2% от населения страны, видим другое препятствие - жилищные условия "аборигенов".

В описанном выше гипотетическом варианте они бы ухудшились по сравнению с 2000 (или даже 1992) годом - жильё стареет, ветшает, рушится.

А ведь многие считают, что неудовлетворительные жилищные условия являются сдерживающим фактором рождаемости, т.о. с этой точки зрения получили бы ещё худший естественный прирост населения.

Отметим, что ежегодное миграционное сальдо в 2000-2017 годах составило видимо порядка 200 тысяч человек. Что, примерно в десять раз ниже рассчитанных чуть ранее 2.5 млн человек.

Для оценки величины "амортизации, старения и выбытия" жилищного фонда можно предположить, что срок службы жилья составляет порядка 100 лет, тогда ежегодное выбытие жилья в среднем будет составлять порядка 25-40 млн. м2. Если так, то объёмы строительства жилья в 90-е и начале нулевых едва перекрывали размеры износа наличного жилого фонда

А как вам ваши текущие жилищные условия?

Живёте в трёшке? А если бы жили сейчас в двушке?

В однушке? А если бы продолжали жить в коммуналке?

Вспомните свои жилищные условия на 2000-й или даже на 1992-й год. Согласились бы в остаться в них, но при этом зная, что страна "демографически подросла" и увеличила свое население примерно на треть?

Готовы ли поставить интересы Родины выше своих? А это, между прочим, в наших интересах, чтобы население Родины росло.

Обеспеченность жильём выросла с 16,8 м2 на человека в 1992 году до 25,2 м2 на человека в 2017 году.

Для сравнения, в других европейских странах - обеспеченность 30-50 м2 на человека, а в США - более 70 м2 на человека (по памяти).

Рассмотрим условные США, могут ли они себе позволить по 2 млн в год приезжих?

Обеспеченность жильём 70 м2 на человека, строительство - 200-300 млн м2.

Т.е., в среднем! потребность в жилье в США существующих граждан как минимум более-менее удовлетворена и если не учитывать износ существующего жилья то страна могла бы принимать по 5-10 млн мигрантов ежегодно (20-60 метров строящегося жилья на одного мигранта). В тот числе и "решённость в черне" жилищного вопроса в США позволили им увеличить численность своего населения с 1992 по наше время на четверть или на целую Германию или на 2/3 России.


Таким образом, как текущая, сложившаяся исторически, обеспеченность жильём, так и его ежегодные объёмы строительства накладывают некоторые ограничения на способность страны принимать мигрантов в тех или иных количествах.

Более точная оценка влияния жилья как ограничивающего фактора миграционного притока населения, а также анализ обратной связи (влияния мигрантов на величину спроса на жильё) ждут своего пытливого исследователя :) 


P.s. Проблема обеспеченности жильём в России стоит остро уже давно.

Но относительность всех "цифр и сложностей" можно проиллюстрировать примером:

 Германское нашествие разрушило 1710 городов и уничтожило 66,2 мил. кв. метров жилой площади. Городской жилищный фонд сократился с 236,9 до 164,7 мил. квадратных метров жилья.

https://indigoroman.livejournal.com/1888.html

Видим, как бы это чудовищно и не звучало, всё разрушенное за годы ВОВ городское жильё современная Россия отстраивает примерно за 1 год.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 
  • График изначально создавался с целью показать, что за последние 20 лет Россия "отстроила Украину и Белоруссию". Вот представьте весь жилой фонд городов и сёл Украины и Белоруссии - вот на столько жилья приросла Россия.
  • Позже возникла мысль показать, что в среднем ваш населённый пункт состоит на треть из жилья, построенного за последние 20 лет.
  • И уже в завершение начала оформляться мысль, а как эти довольно существенные объёмы строительства жилья связаны с возможностью удовлетворить жилищные условия как "аборигенов", так и "новых русских".

P.s. Прошу прощения за то, что много пришедших мыслей, ленюсь оформить качественно.

Комментарии

Аватар пользователя oracle
oracle(6 лет 6 месяцев)

И уже в завершение начала оформляться мысль, а как эти довольно существенные объёмы строительства жилья связаны с возможностью удовлетворить жилищные условия как "аборигенов", так и "новых русских".

Один, но очень важный момент, где эти  бездомные "аборигены, а уж тем более  "новые русские" ака белорусы и украинцы возьмут средства для покупки жилья.

 

Комментарий администрации:  
*** Распространяю не рефлексируя ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

ну не на вэлфэре же сидят ("новые русские")?

а "аборигены", простите, не покупают жильё сейчас?

Аватар пользователя oracle
oracle(6 лет 6 месяцев)

Значит вы ничего не знаете про жизнь на Украине и в Белоруссии. НЕт у подавляющего большинства денег на жилье

Комментарий администрации:  
*** Распространяю не рефлексируя ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

спасибо, что просветили

ещё раз напишу - мигранты работают, а не бездельничают на соцгарантиях

а "технический способ/финансовый механизм" давления на жилищный рынок - покупка жилья или его аренда - дело второе, так или иначе "новые русские" конкурируют за квадратные метры с "аборигенами" 

 

Аватар пользователя oracle
oracle(6 лет 6 месяцев)

мигранты работают

Ну и какова средняя заплата, учитывая кем мигрант может работать? Сколько можно отложить на покупку квартиры? Сколько времени копить придется копить?

Сколько приходится платить за съем квартиры пока копить на свою?

Кому из мигрантов дадут ипотеку?

Комментарий администрации:  
*** Распространяю не рефлексируя ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

Сколько можно отложить на покупку квартиры? Сколько времени копить придется копить?

Сколько приходится платить за съем квартиры пока копить на свою?

Кому из мигрантов дадут ипотеку?

В данном контексте - это всё второстепенные вопросы.

Через лет 5 после "превращения в русских" мигранты уже скорее-всего не живут в сараях и в той или иной форме (аренда/покупка - не важно) конкурируют за квадратные метры.

Аватар пользователя picozoid
picozoid(9 лет 11 месяцев)

Во-первых, живут и в сараях, и в квартирах по 30 человек в трешке. В трешке, потому что тупо квадрат в ней дешевле, чем в однушке или двушке.

Во-вторых, мои жилищные условия с 1989 года не изменились в абсолютном плане, но раньше нас было двое, а теперь четверо. И я морально готов сменить двушку на черырешку, но материально, при средней зарплате по региону и двух детях, это нереально. Хорошо, что третий уже отдельно живет. И у нас сейчас 28 квадратов жилой (не общей) площади на четверых, плюс балкон утеплил.

Аватар пользователя Телеграфист

Для покупки жилья в РФ уже давно не требуется сбережений, достаточно иметь  доход.

Комментарий администрации:  
*** Количество взбешенных собянинским беспределом растет в геометрической прогрессии (с) ***
Аватар пользователя oracle
oracle(6 лет 6 месяцев)

Для покупки чего хватит дохода 30 тыс в месяц. Отбросьте сумму на ему и прочее. через сколько месяцев можно будет купить однокомнатную?

 

Комментарий администрации:  
*** Распространяю не рефлексируя ***
Аватар пользователя Dimitr7
Dimitr7(7 лет 7 месяцев)

Для покупки чего хватит дохода 30 тыс в месяц. Отбросьте сумму на ему и прочее. через сколько месяцев можно будет купить однокомнатную?

Смотря где. В Москве и Питере - не хватит. А где-то в глубинке может хватить и трети только лишь материнского капитала, даже без доплат. 

Аватар пользователя oracle
oracle(6 лет 6 месяцев)

А где-то в глубинке может хватить и трети только лишь материнского капитала, даже без доплат. 

Если приведете примеры, то поверю

 

Комментарий администрации:  
*** Распространяю не рефлексируя ***
Аватар пользователя Dimitr7
Dimitr7(7 лет 7 месяцев)

Запросто. Брянская область, Выгоничский район, Скрябинское с/пос, с. Палужье, улица Школьная, 20А - 440 тыс 2-комн. Город Инта, Республика Коми – 500 тыс. рублей. за 3-комн. И т.д., и за 100 тыс есть.

Вообще, забейте в поиске на cian.ru от 100 тыс до 500 тыс - вас ждёт много открытий чудных...

Аватар пользователя oracle
oracle(6 лет 6 месяцев)

рянская область, Выгоничский район, Скрябинское с/пос, с. Палужье, улица Школьная, 20А - 440 тыс

Вы издеваетесь?

В село за 440. А какой там заработок? И кем работать?

 

Комментарий администрации:  
*** Распространяю не рефлексируя ***
Аватар пользователя vashpe
vashpe(6 лет 9 месяцев)

Сейчас вас отправят в какой-нибудь Макарьев, где квартиры по 450 тысяч стоят. Не новостройки конечно. И работы там нет. Но отправят... )

Не успел... уже отправили )

Аватар пользователя Телеграфист

А бездельники и лентяи не нужны.

Плиточник, сварщик зарабатывают от 80 000.

Комментарий администрации:  
*** Количество взбешенных собянинским беспределом растет в геометрической прогрессии (с) ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

вот-вот

инфантилизма ещё много у нас((

Аватар пользователя oracle
oracle(6 лет 6 месяцев)

Конечно

Но только обученный и с достаточным опытом работы

А где новичок пройдет обучение и приобретет опыт работы? А ведь именно такими и будут большинство мигрантов

У вас все легко на словах. ВЫ не видите реальных жизненных проблем

Комментарий администрации:  
*** Распространяю не рефлексируя ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

от него скрывают правду (с)

Аватар пользователя Телеграфист

Самозанятые мигранты вливаются в  уже сформировавшиеся бригады земляков. В любом бизнесе нужны разнорабочие без квалификации. Подносить кирпичи каменщику особой квалификации не нужно.

На стройках новичка из аула спрашивают:

- Что умеешь делать?

- Ничего.

- Что  готов делать?

- Всё.

Все, новичок принят на работу. Даже если его на следующий день попросят на выход, в тот день, когда он пришел устраиваться на работу, его  накормят обедом (обедом всех кормит наниматель, завтрак и ужин рабочие готовят сами) и дадут место переночевать.

Комментарий администрации:  
*** Количество взбешенных собянинским беспределом растет в геометрической прогрессии (с) ***
Аватар пользователя oracle
oracle(6 лет 6 месяцев)

И получают они отнюдь не 80 тыр

Комментарий администрации:  
*** Распространяю не рефлексируя ***
Аватар пользователя Alex-Sam
Alex-Sam(6 лет 8 месяцев)

В целом соглашусь.

Наша семья на 1999 год жила в одной комнате в коммуналке впятером( папа, мама и трое детей).

Сейчас есть двушка , трёшка и однушка в разных регионах России.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

В целом соглашусь.

Спасибо.

А завезли бы мы 40 млн мигрантов, не изменили бы вы своих жилищных условий, не повлияло бы это на ваше желания уехать из страны или хотя бы на желание рожать детей?

Аватар пользователя Alex-Sam
Alex-Sam(6 лет 8 месяцев)

Если бы мои жилищные условия не изменились бы и это было бы почти нереально изменить, я бы переехал бы в Москву.

Если жить в комнате, то лучше уж там где больше платят.

Аватар пользователя Просто Прохожий

А завезли бы мы 40 млн мигрантов

 

бгг

а давайте без фантастики?

 

по контексту статьи - это полностью натурализованные иммигранты с российским гражданством, от пяти лет пребывания

такие смогут претендовать на жилье или ипотеку, после накопления первоначального взноса и удовлетворения условия кредитования для банков

имхо:  Верхний предел миллион в год

и этот предел велик и для США

цинично:  из Африки далеко, из европы не хотят, из азии в пределах статистической погрешности, по большей части едут или те же русскоязычные из СНГ и центральная азия.

так?

осталось подсчитать число русскоязычных и отминусовать 90%, которые уже никогда никуда не уедут (те кто хотели/могли, за тридцать лет и так это сделали)

то есть, чтоб получить 40 млн, надо иметь полмиллиарда потенциально желающих.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

хм, а американцы смогли завезти сопоставимую цифру, только не говорите им, что это фантастика

Аватар пользователя Просто Прохожий

можно ссылку?

за сколько лет?

можно сравнить степень притяжения США и РФ? (тут работает мощнейшая пропагандистская машина холливуда против вот таких статей как у автора - что не хватит жилья, что в России норма жилья в 10 раз меньше чем в штатах итп. И кто поедет при такой мощной антипропаганде, которую ведете вы же сами?)  

 

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

только легальных по миллиону в год

https://en.wikipedia.org/wiki/Immigration_to_the_United_States#Trump_policies

сложно было найти?

антипропаганде, которую ведете вы же сами?)  

основной сдерживающий фактор - сложность решения "бюрократических вопросов для наших людей"

а, наверное, более половины принимают решение ехать/не ехать на основании сарафанного радио (знакомые/родственники уже устроились, классно устроились, поеду и я)

вы же сами?)

я лишь продолжаю дискуссию на АШ в духе "не хочу воспитывать троих голяков/босяков, воспитаю одного министра"

осознают ли граждане, что выбор между 100 млн высокоразвитыми, богатыми и 200 млн босяков/бедных/автомойщиков в некоторой степени существует и даже может казаться чуток взаимоисключающим

Аватар пользователя Просто Прохожий

только легальных по миллиону в год
https://en.wikipedia.org/wiki/Immigration_to_the_United_States#Trump_pol...
сложно было найти?

по вашей ссылке

Persons obtaining legal permanent resident status by fiscal year[67]

2010–17
1,063,134

то есть миллион за 8 лет

или чуть более ста тысяч в год

зачем врать?

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

смотрю в книгу, вижу фигу

про вас

Average per year

Аватар пользователя Просто Прохожий

советую сходить по ссылке [67]

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

сходил

Скрытый комментарий Просто Прохожий (без обсуждения)
Аватар пользователя Просто Прохожий

и за сколько лет штаты набрали 40 миллионов иммигрантов? wink

Аватар пользователя picozoid
picozoid(9 лет 11 месяцев)

Знаем таких. Таджик с гражданством живет (ночует) в каком-то чулане, весь доход уходит семье переводом. Себе только на еду оставляет. Если он семью бросит, то на ипотеку ему хватит. А так - нет.

Аватар пользователя Просто Владимир

В Новосибирске 28 кв. метров...на человека. Это цифра говорит о переизбытке метров.  Жилищный рынок в Новосибирске можно сказать стагнирует.frown

Комментарий администрации:  
*** Отключен (возбужденная политота в ассортименте) ***
Аватар пользователя indigo
Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 7 месяцев)

Жилищный рынок в Новосибирске можно сказать стагнирует.

В США, автор говорит, 70 м2 на человека. Что же там с жилищным рынком происходит? Наверное просто мертв по вашей логике?

Если бы застройщики не гнались за 50-100% прибылями и не держали в продаже дома и квартиры с завышенными ценами по 2-3 года, вместо того чтобы быстро продать с наценкой 10-15% и за год в итоге сделать оборот больше, чем за те же 2-3 года по прежней схеме, то всё нормально у нас было бы в Новосибирске с рынком. Но это наша национальная проблема не только на рынке жилья, а на любых рынках, от продажи шмоток до промышленного оборудования.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

вместо того чтобы быстро продать с наценкой 10-15%

наценка в 10% за 3 года строительства дома означает, что норма прибыли на вложенный капитал около 3%

а депозит даёт 7%

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 7 месяцев)

за 3 года строительства дома

Двухэтажный отдельный дом бригада из 2-4 человек ставит за 3 недели. С учетом фундамента и коммуникаций 1,5 месяца. Отделка пусть ещё 1,5 месяца, хотя это и много. Итого, за год можно три оборота сделать - 30%. Зиму выкидываем.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

у вас отличный бизнес - потесните зажравшихся неэффективных монополистов!

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 7 месяцев)

у вас отличный бизнес

Очень сильно сдерживается неразвитостью инфраструктуры. Мало кто желает жить в пригороде и ездить каждое утро в город на работу по пробкам на трассах с двумя полосами (по одной туда-обратно).

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

ну вот

как подсчитать "все издержки общества" так картина ухудшается

Скрытый комментарий Skygoo (c обсуждением)
Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 7 месяцев)

Дык издержки достаются только той мелочи, кто пытается подбирать крошки с пиршества тех самых монополистов, которые строят в городе, отсутствием инфраструктуры не страдают и могут держать цену хоть пятилетку - всё равно конкурентов нет.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

чем дольше держат квартиру, тем ниже норма прибыли на вложенный капитал в пересчёте на год

не переживайте за чужие прибыли так

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 7 месяцев)

чем дольше держат квартиру, тем ниже норма прибыли

Накинут ещё, делов-то.

 

Аватар пользователя Cosmo
Cosmo(7 лет 3 месяца)

Skygoo, в общем - да, практически мертв, если ты не в курсе...) Ну, это конечно по ср-ю с прежними временами...)

Аватар пользователя XS
XS(9 лет 10 месяцев)

По логике автора сейчас выбывает жилищный фонд столетней давности. Сколько тогда строили, в революционное время?  Из чего? 

Основной жилищный фонд страны построен в послевоенный период, в смысле с 45-го и по современность.

Соответственно расчеты не корректны.

 

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

Соответственно расчеты не корректны.

Во-первых, в статье нет расчётов, есть прикидки и только намёк на некоторые аспекты.

По логике автора

Автор специально указал:

1. "амортизации, старения и выбытия"

2. Для оценки величины "амортизации, старения и выбытия"

В связи с этим автор понимает:

- что амортизация, старение и выбытие жилья разнесены по времени;

- что расчёты крайне приблизительны и годятся только для нулевого приближения.

И, да, проживут ли все хрущёвки 100 лет - сами решайте.

 

Аватар пользователя NOTFORME
NOTFORME(8 лет 10 месяцев)

Ну, прибывающие  из  сопредельных стран, не совсем нищие с котомкой. У них на Родине  имеется некое жильишко, которое они  могут продать...  На начало ипотеки хватит.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 3 месяца)

Не спорю, часто так и есть.

Но это второй вопрос.

Главный - способности строительного комплекса страны хватало на амортизацию уже существующего жилья и кое-какое улучшение жилищных условий "аборигенов". А вот на удовлетворение жилищных потребностей гораздо большего числа "новых русских", нежели по факту (тыщ 200 человек в год) видимо строительный комплекс пока не способен. 

Аватар пользователя brumsh2
brumsh2(6 лет 11 месяцев)

Решительно не понимаю ваших сомнений (да и с учетом того, что вы собственно автор статьи, тем более!), раз наш стройсектор отстраивает одну новую Белоруссию за 3.5 года, а тут какие то 200тыс в год мигрантов.

Ну нельзя же всерьез полагать, что мигрант сразу должен заезжать в жилище с обеспеченностью в 25-30м2 на члена семьи. Аборигенам для этого требуется около 15 лет, если достигается (и если добрая бабушка оставила свой хрущик на первый взнос в наследство внучку)

 

Страницы