"Потреблядство" или развитие?

Аватар пользователя КареL

В последнее время прогрессирует точка зрения, что рост потребления присущий капитализму является путем тупиковым и привести он может только к стагнации и очередному кризису, которые для этой общественно-экономической формации характерны. Попробую поспорить с такой постановкой вопроса.

На мой взгляд, потребление стимулирует развитие. При чем, не только развитие отдельного человека, но и развитие страны в целом.

Хочешь лучше жить, зарабатывать много денег, ездить отдыхать туда куда хочешь - учись, развивайся, много работай и все будет. И тут развитие каждого человека совпадает с общим трендом развития государства.
Беда одна. В наших специфических условиях зачастую к высокому уровню потребления приводит не ум, образование или нравственные качества, а нечто иное - хитрость, цинизм, умение подстроиться и во время "лизнуть", стартовые позиции в виде высокопоставленных или очень богатых родителей и т.п, все в курсе. Сбиты механизмы движения вверх и именно над этими механизмами надо работать. Цель понятна - закон один для всех и это то к чему надо стремиться.

Многие видят решение вопроса в дополнительном госрегулировании. Но ведь проблема у нас не в отсутствии госрегулирования (его хватает, если не перебор и "эффективные менеджеры", сидящие на госсобственности, бабло рубят по полной программе). Проблема у нас несколько в другой сфере.

Разрыв между верхами и низами.

Только не надо понимать это, как разницу в денежном эквиваленте, хотя и это тоже. Страна мало помалу разделяется на два лагеря - "элитка" и все остальные.
"Элитка" - верхние слои госслужбы, церкви, бизнеса, искусства и даже спорта и культуры. Слившись между собой они образуют своеобразный конгломерат, который практически не подконтролен обществу и порой стоит над законом. Внутри этого конгломерата идет движуха, создаются и распадаются, поднимаются и падают (не вылетая наружу), растет "золотая молодежь", перетекают "за бугор" деньги, меняется гражданство, крутятся крупные проекты и перераспределяется бизнес и материальные ценности, как недавнее отторжение государственной собственности церкви.
А другая сторона это низшие слои тех же самых сфер. Они "тянут лямку" и обеспечивают страну теми самыми ценностями к распределению которых практически не имеют никакого отношения. В идеале такое распределение должно происходить через партии ( а у нас решает все одна и та карманная) и через самоуправление, которое на данный момент близко к нулю.

Вроде бы напрашивается популярный вариант...

А давайте все уравняем, и уровень потребления в том числе и таким образом устраним разрыв между двум полюсами в стране.

Не прокатит, однозначно.

 Я уж не говорю про то, что этот путь приведет к рекам крови, т.к. никто так просто с ТАКОЙ собственностью не расстанется. И можете не сомневаться, в первую очередь прольют эти реки не те, кто имеет очень много денег или власти, а гибнуть будут рядовые русские люди, которых разведут на два лагеря и будут использовать по полной программе. А так же, старики и дети, которые в этом замесе останутся без поддержки.

Но главное путь тупиковый...

В итоге, не будет стимула к развитию именно потому, что уровень потребления одинаков и ограничен. У каждого отдельного человека пропадает стремление двигаться вперед, т.к. потребление существенно не вырастет, а минимум он все -равно получит. Остается спокойно довольствоваться тем, что имеешь и тихо сидеть на заднице, что приводит к деградации общества, а вместе с обществом и государство тормозит в развитии.
........
Почему же сейчас растет в стране поддержка именно этой тупиковой системы?

А потому, что у нас все слишком. Слишком большие разрывы в доходах, слишком много наверху и мало внизу, слишком широкие дороги для узкого круга стоящих над законом и каждый шаг регламентирует этот закон для остального общества. И вот у этих 19- 20 млн (или сколько там?)  живущих за чертой бедности создается иллюзия, что если все поделить, то тогда заживем, как в лучшие годы при СССР. Заблуждение.

Поделенного хватит не надолго, а дальше сработают экономические и философские законы - люди, у которых не растет потребление в зависимости от приложенных усилий неизбежно загонят страну в яму позднего СССР. Уже проходили - никакие соцсоревнования не помогут.
Тут много пишут о том, что Путин недовыполнил то или это... есть такое. Но самое хреновое из того, что он обещал и не сделал это сокращение разрыва в доходах между богатыми и бедными. Вот два, нмв, ключевых направления - сокращение разрыва и закон для всех. Даже уже имеющийся опыт последнего десятилетия дает понять, что не смотря на рост госрегулирования и возможность свободно потрещать в интернете, процесс расслоения, кмк, только нарастает.

Ага, госсобственности все больше, а вместе с ней все больше бедных и все дальше от них богатые. Решение лежит совсем в другой плоскости....

Перспективу в развитии я вижу в первую очередь в том, что бы между описанным полюсами, таки, в конце концов началось сближение и заработала максима "закон для всех". Без нее и сближения никакого не будет. Через развитие гражданского общества, совершенствование политической системы, развитие самоуправления и самого мировоззрения рядового гражданина.

Да, это долго, но другого пути нет. Уже пора начинать "стричь газон", который лет через 300, таки, станет таким, каким он должен быть. Медленно, спокойно, без резких телодвижений и хождения по кругу. Шаг за шагом.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(9 лет 7 месяцев)

> потребление стимулирует развитие

В картине мира, где ресурсы безграничны.

А в реальности такая модель "развития" больше напоминает раковую опухоль, пожирающую все до чего может дотянуться.  И издыхающая в муках после исчерпания кормовой базы.

 

Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Именно так. Проблема в том, что другой эффективной модели пока еще никто не придумал. Если же отстать в развитии сейчас, то нас сожрут те, кто воспользовался возможностью.

И да, вселенная бесконечна. Может не просто так?

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(9 лет 5 месяцев)

Чтобы потреблять ресурсы вселенной по ней нужно научиться путешествовать.

Есть серьезные сомнения, что это по силам человекам, как их знает физика и биология..

Возможно, что придется таки влезать в генетику, ради вселенной.

 

Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Значит пока придется довольствоваться ресурсами Земли. Но выход за пределы планеты обязателен и сомнению не подлежит.

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(9 лет 5 месяцев)

Да, но сначала придётся "решительно размежеваться"© с теми, кто этого недостоин.

 

Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Вот тут я воздержусь от прогнозов. Неизученная для меня сфера.

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(9 лет 5 месяцев)

Вот этим заявлением вы меня щас удивили. ;)

Скрытый комментарий Old grumbler (без обсуждения)
Аватар пользователя Old grumbler
Old grumbler(9 лет 3 недели)

Чтобы потреблять ресурсы вселенной по ней нужно научиться путешествовать.

На данное время нам хватит ресурсов своей системы для сверх-потребления. 

А здесь у нас вполне перспективны методы автоматизированной работы при минимуме дистанционного управления. Без участия человека почти можно обойтись, так что проблем с путешествиями еще долго не будет.

Может и можно через подпространство или время двигаться. Наука еще точно не разобралась. Если идеи бродят - значит, какие-то предпосылки во вселенной есть... но мы можем не дожить. До того времени, когда точно известно станет. 

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

Весь вопрос в том, что и зачем ты потребляешь.. Если мат.потребление служит цели освобождения человека от мелкого повседневного труда для обеспечения возможности его дальнейшего духовного и творческого самосовершенствования - это одно. А если потреблять исключительно чтобы потреблять - совсем другое. В первом случае - надо не так уж много ресурсов. Во втором - и галактики не хватит.. Ежели ставить себе целью непременнейше раз в год покупать типа новый айфон..

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(6 лет 10 месяцев)

Проблема смыслов первична, вполне вероятно что и смыслы и технологии и уровень сознательности , взаимосвязан и взаимозависим. Но со смыслами тяжело,  тем более в мир. масштабе ...Можно сколько угодно декларировать Духовные ценности , в царстве материального , от этого Духовное неравенство не станет и близко, главным двигателем эволюции и развития, в отличие от материальной - социального неравенства. 

Тут важны примеры, (условно пару десятков Будд или Христов появившиеся на планете) в течение незначительного (пару лет) ограниченного времени, что бы развернуть критерий цели и смыслы,  а их нет. Зато есть сильные и богатые. Поэтому основных критериев неравенство только два , сила (булат) и богатство (злато) 

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

Советский народ - вам для примера не подходит? Ярчайший пример того, как всего за поколение из забитого крестьянина можно сделать Творца. Главное - дать ему это возможность..

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(6 лет 10 месяцев)

Я не оспариваю и писал как то, что проект СССР это - образно выражусь , эволюционная авангардная атака, из будущего социального строя, выражена была несмотря на ошибки и просчеты, попыталась выстроить себя в настоящем (уже прошлом, но обязательно будет в будущем)  

То есть главное с чем столкнулся советский проект это не только упор на материальное (один из просчетов) но неготовность критической массы населения , даже изначально зараженной идеей светлого будущего воплощать ее на фоне иного мирового способа неравенства (деньги) Люди оказались не готовы, еще сознание оказалось не подготовленным, в полной мере для закрепления и преодоление кризисов этой новаторской эволюционной социальной системы, этой, для такого строя , который подразумевал, развитие, образование , самообразование, самореализацию , уменьшение рабочих часов  и т.д. и т.п.  

В целом скажу свое мнение проще, СССР это была попытка поставить телегу социальный строй , впереди лошади окончательного изменения общественного сознания и восприятия блага в ментальном восприятие масс

Только смена смыслов, как Ленин говорил , не решив основополагающих вопросов, мы обречены на них натыкаться в частностях. Я уверен что то что будет, будет даже лучше СССР, ну или БП ...

 

Если еще проще, СССР в своем неком сакральном смысле и был (на коллективном подсознательном уровне) некой попыткой эволюции, заложения принципиального нового иного критерия неравенства, в основу развития государства и общества (не булат и не злато) а принципы справедливости, самореализации , развития  ... (а не булата и не злата)

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

Вот как раз советский проект - изначально ставил именно на духовное.. Без этого - сталинский рывок был в принципе невозможен. Гниение началось с правления Хруща, который как раз и начал ставить в качестве основной цели общества - догнать Запад по потреблению .А это в принципе было невозможно. И вот как только единственным мерилом ценности человека в обществе стало бабло и мат.ценности - всё и рухнуло с грохотом.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(6 лет 10 месяцев)

Кадры решают всё. Но тут решают еще и не только кадры, а именно то что само общество на неком коллективном подсознательном уровне, считает высшим благом и критерием, мерилом ценностью, если само общество считает высшим благом -  деньги , то чего винить приход Хрущева , он был не избежен - так как отражал общественные интересы. Без смены сознания не получится

Как не получится ... короче пока гром не грянет мужик не перекрестится, пока ... не клюнет ... и т.д. и т.п.

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

Общество - оно крайне восприимчиво к примеру различных авторитетов.. От вождей до всяких скоморохов.. И если его авторитеты ведут себя как быдло - обыдляется и само общество.. Мы это чётко видим на примере 90-х..

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(6 лет 10 месяцев)

Это так , поэтому я и не вижу иного выхода, (и появления некого нового типа элит, кроме как на основе сознания,) скорее не будет устойчивым. 

Главный вопрос общества какой ?  Почему те кто у руля (при общей деградации системы, и не способности  их найти выход, в рамках  "интеллектуального  труда") с какого они должны иметь больше ?

Т.е. те кто у руля, не отвечают критерия и современным запросам, быстро меняющегося в информационном мире общества - не отвечают они понятию элита . Но и само общество не способно выдвинуть некий новый устойчивый механизм формирования элит, способных найти выход , в вышеописанных условиях  и не имеет понятия как формировать на каком принципе социальные лифты. Так как общество очень - живет примерами (богатые есть , сильные есть , а вот сверх сознательных нет) Вот и тупик , это как безвременье.

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

Весь вопрос в социальных лифтах. Непременнейшим условием должна быть их бесперебойная работа не только вверх, но и вниз.. До самого расстрельного подвала для особо выдающихся. В принципе - это понимали все выдающиеся правители. Только мало у кого получалось. Вот у ИВС - вполне..

Залог выживания общества - отсутствие окостенения элиты.. Она не должна быть постоянной, и уж точно - ни в коем случае не наследственной..

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Залог выживания общества - отсутствие окостенения элиты.. Она не должна быть постоянной, и уж точно - ни в коем случае не наследственной..

Это в точку.

Но Вы в тоже время декларируете возврат в СССР? А уж более закостенелой элиты чем там найти просто невозможно.

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

СССР был разный в разное время.. Я имею ввиду - его сталинский вариант..

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Я именно это и имею в виду.

Нмв именно Сталин и сформировал ту самую закостенелую элиту, которая окончательно выродилась в позднем Союзе. Я имею в виду ВПР, а не технарей или гуманитариев. Созданная им система могла как-то работать только при Сталине. И все.

Хотя, да, продвигал экономику и образование.

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

Нет. Закостенелую элиту сформировали внешние обстоятельства, в частности - война. Увы - то время требовало железного руководства, иначе было никак. Ни при каком народоправстве рывок был невозможен. К тому же - СССР проиграл Великую Отечественную, потеряв недопустимо, критически много идейных коммунистов. Ибо они - первыми под танки и лезли. Будь все они живы - уверен стопудово развитие Союза пошло бы совсем по другому. Так  - и сформировалась поздняя советская элита. Которую ИВС изо всех сил чистил. Но если вы почитаете программные документы большевиков, да те же материалы XIX съезда - то увидите, что вообще-то предполагалось нечто совсем иное.. Делающее невозможным окостенение элит..

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Декларации это одно, а по факту было другое. И как раз, война дала толчок к развитию. Не она бы, так закостенели бы раньше лет на 40. Но я сейчас не хочу опять писать по 10 кругу одно и тоже. Дам ссылку на недавний разговор в коментах к моей статье. Если интересно, то посмотрите.

Можно начать с этого поста... ссылка

и закончить по рреду моим комментарием на 17. 41.

разговор короткий и именно по этой теме. А мне уже пора. Выйду в эфир только много позже, вечером. Удачи.

 

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

Хрена себе - закостенели!! А предвоенный мощнейший экономический и технологический рывок - в счёт уже не идёт? Все эти танки-пушки-самолёты - они от окостенения в СССР образовались? Ну вы блин даёте...

Америке бы такой толчок к развитию - треть страны в развалинах и 20 млн погибших.. Мля..

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Речь шла не о экономике страны, а о ВПР. А оно было не в звизду. Все держалось исключительно на вожде, который устранил любую конкуренцию. Но я таки, начал повторяться. Читайте ссылку.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(6 лет 2 недели)

Ну да, так старательно чистил, что и преемника себе не оставил, а наверх вылезли исполнительные хрущевы-маленковы-булганины, которые спустя пару лет после смерти ИВС страну и развернули в другое направление.

Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

yes

Аватар пользователя Николай Северин

Прочитал "окостенения" элиты, как "оскотинение" элиты. Правильно, конечно, оскотинивание. 

Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

те кто у руля, не отвечают критерия и современным запросам, быстро меняющегося в информационном мире общества - не отвечают они понятию элита "

Элита это тоже своего рода срез общества. Она может совершенствоваться только вместе с ним, а следовательно, без влияния общества на элиту та не изменится никак. Может только замкнуться и деградировать, как было в СССР.

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(9 лет 5 месяцев)

Сталинский СССР так велик и успешен не потому, что было много творцов, а потому что много и напряжённо работали 99,9% населения страны.

А слова подобрали подходящие, да. И простой строитель мог и наверное ощущал себя творцом.

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

И то, и другое присутствовало. А в планах - непременный перевод всех с лопатами в Творцы.. Как было-то? Днём с тачкой и кайлом Магнитку строишь, вечером - в школу. Учиться, ибо тебе - потом на этом заводе и работать. И отнюдь не лопатой. Советской власти неграмотные да тупорылые ни к чему.. Это нонешней - такие как раз больше по кайфу.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя невежда
невежда(8 лет 11 месяцев)

Однако сооружение, которое недавно затонуло, творцы почему то купили у загнивающего капитализма . Как и целый ряд других, сложных, технологичных вещей. Творец которому ничего не позволено, а инициатива губится на корню, не творец.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (бесконечная политота, оскорбления сообщества) ***
Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Творец которому ничего не позволено, а инициатива губится на корню, не творец."

yes

Аватар пользователя PAUL3390
PAUL3390(5 лет 1 месяц)

Мля - как же такие как вы достали!!! Это ваше непременное требование чтобы СССР - самостоятельно производил абсолютно всё, что делала остальная планета, вплоть до бананьев с авокадо... Это буржуям - запросто можно что угодно тырить и брать у кого угодно, а СССР - низзззя... Всё только сами, даже купить не смейте.. Тьфу...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (Надо будет - шлепну даже пенсионера-рационализатора, причем не без удовольствия (с)) ***
Аватар пользователя невежда
невежда(8 лет 11 месяцев)

Не верно. Во первых СССР действительно должен был более эффективно производить все что нужно, так как типа более эффективный социализм. Во вторых, люди-творцы могли спокойно сами придумать таку мелочь, а недостающие компоненты купить у тех же буржуев.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (бесконечная политота, оскорбления сообщества) ***
Аватар пользователя Sem
Sem(5 лет 2 месяца)

Работали потому что была цель и цель эта была в общественном благе. А не так как сейчас украсть и спрятать за бугром.

Аватар пользователя невежда
невежда(8 лет 11 месяцев)

Наоборот, сейчас работают больше, потому что можно получить то хочешь, а не мечтать годами.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (бесконечная политота, оскорбления сообщества) ***
Аватар пользователя Metalfrezer
Metalfrezer(4 года 1 месяц)

Уже нет. Сейчас работают всё больше, чтобы просто выжить. Уровень жизни резко катится вниз.

Комментарий администрации:  
*** Правильные идеи и у Гитлера бывали, насчет цыган, скажем (с) ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(6 лет 2 недели)

Нынешний уровень жизни существенно выше того, что был в 1930-е.

Аватар пользователя Metalfrezer
Metalfrezer(4 года 1 месяц)

Да. Верно. И в выше даже, чем в 1613ом году.

Комментарий администрации:  
*** Правильные идеи и у Гитлера бывали, насчет цыган, скажем (с) ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(6 лет 2 недели)

А недовольные будут всегда

Аватар пользователя egor9999
egor9999(2 года 6 месяцев)

yes     

Аватар пользователя Scahor
Scahor(5 лет 3 месяца)

Население всегда будет не готово. 

Человек рождаеться обезьяной и кто ею и остаеться. А большинство застревают на различных стадиях по пути к человеку. 

Аватар пользователя Satprem
Satprem(6 лет 10 месяцев)

Это понятно , поэтому я считаю что либо появятся примеры (10-ки мб даже пара сотен) что развернут ситуацию или БП 

Аватар пользователя kaa_t
kaa_t(9 лет 1 месяц)

То есть глав­ное с чем столк­нул­ся со­вет­ский проект это не только упор на ма­те­ри­аль­ное (один из про­сче­тов) но него­тов­ность кри­ти­че­ской массы на­се­ле­ния , даже из­на­чаль­но за­ра­жен­ной идеей свет­ло­го бу­ду­ще­го во­пло­щать ее на фоне иного ми­ро­во­го спо­со­ба нера­вен­ства (деньги) Люди ока­за­лись не готовы, еще со­зна­ние ока­за­лось не под­го­тов­лен­ным, в полной мере для за­креп­ле­ния и пре­одо­ле­ние кри­зи­сов этой но­ва­тор­ской эво­лю­ци­он­ной со­ци­аль­ной си­сте­мы, 

Задайте себе вопрос, как могла горстка людей, в крестьянской стране в которой большинство было неграмотных, когда на управление областями ставили классовых врагов только потому что они могли хоть как то писать и читать. При дикой инерции и сопротивлении, умудрились построить социалистическую экономику. У них просто не было тех самых людей.  Ответ (на мой взгляд) заключается в том они случайно нащупали систему новых  не привычных экономических отношений, если вспомнить Арихмеда. "Дате мне точку опоры и я переверну весь мир". Та самая точка опоры которая позволила перевернуть весь мир. 

Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

yes

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(5 лет 10 месяцев)

Проблема в том, что другой эффективной модели пока еще никто не придумал.

Ваш гений черчилля затмил к едрене фене. Любовь к красивой фразе не имеет ничего общего с научным познанием, без коего заявления типа - "никто не придумал" - примитивная ложь или как минимум заблуждение.

Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Можете предложить свой глубоко научный вариант, я не возражаю. )))))

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(5 лет 10 месяцев)

Запросто. Вы основываете безальтернативность своего метода на основании вами же высказанной оговорки - "пока еще". То есть, если завтра наступит предел этого "пока", то весь ваш прожект не будет достоин даже сортира, ибо не на бумаге писан.

Аватар пользователя КареL
КареL(2 года 9 месяцев)

Ваш метод основан на основании оговорки "если". Чем он лучше?

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(5 лет 10 месяцев)

Тем, что отвечает научным критериям.

Страницы