Бензиновый кризис

Аватар пользователя ata

Несколько слов про нынешний "бензиновый кризис". Тезисно.

1. Нефть и нефтепродукты представляют собой высоколиквидный товар, для перевозки которых на дальние расстояния существует развитая инфраструктура. При этом, нефтепродукты стандартного качества - наиболее ликвидный товар. То есть, если в одной стране цена растёт, то в соседней стране, где нефтепродукты производятся, цена также будет расти - так как производитель будет продавать его там, где это выгоднее. В определённой степени, этот рост можно сдерживать таможенными пошлинами, но это имеет свою оборотную сторону - см.ниже.

2. Причины роста мировых цен: на АШе много лет говорили о том, что отрасль нефтедобычи крайне недофинансирована, что сланцевые производители работают себе в убыток, что разработка новых месторождений существенно дороже, чем существующих. Пример. Мировые цены наконец отразили данный факт, из-за запоздания - с определённым перехлёстом.

3. Также не будем забывать, что производство нефтепродуктов - тоже весьма затратное мероприятие. (Лукойл вложил только в нефтепереработку за 10 лет свыше 10 млрд.долл.)

Более того, если почитать подробный отчёт о состоянии дел в российской нефтепереработке, то можно встретить следующие слова:


Технологические   показатели   российской   нефтепереработки   по-прежнему   отстают   от   развитых   стран. 

Выход  светлых  нефтепродуктов  в  2017  году  составил  62%,  что  значительно  ниже  среднеевропейского  уровня  (около  72%).  Реализация  текущих  программ  модернизации  НПЗ  позволит  достигнуть  показателей европейских стран.

До 2024 года в России  планируется  ввод  68  новых  установок  вторичных  процессов.  Их  суммарная  мощность  составит  101  млн  т,  из  них  на  долю  углубляющих  процессов  приходится  46  млн  т,  облагораживающих    –  51   млн   т,   прочих   –   4   млн   т.   Общая   стоимость   проектов превышает $20 млрд.

Начиная   с   2011   года   условия   деятельности     нефтепереработки     постоянно   ухудшаются,   маржа   упала  с  $13/барр  в  2011  году  до  $3/барр  в  2017  году.  В  какой-то  мере  снижение  маржи  обусловлено      сокращением      так      называемой  таможенной  субсидии   (разницы   между   ставками   пошлин  на  сырье  и  на  нефтепродукты),  изначально  ее  размер   был   завышен,   но   сегодня   она  уже  зачастую  не  покрывает  логистическое отставание. В  начале  2018  года  маржа  НПЗ  продолжила  падение. 

При  этом  ежегодно,  а  то  и  два  раза  в  год  увеличиваются  акцизы  на  нефтепродукты,  которые  не  перекладываются в полном объеме на потребителей. К примеру, в начале 2018 года оптовые цены на автомобильный  бензин  при  поставках  на  внутренний  рынок  оказались  ниже  цен  равнодоходности  с  экспортом на 5–9 тысяч рублей на тонну.


4. При этом, те меры, которыми предлагается сдерживать дальнейший рост цен на бензин, иначе как драконовскими не назовёшь. В настоящий момент обсуждается предложение Роснефти: о запрете на экспорт нефтепродуктов с целью снижения внутренних цен. То есть будут убиты два зайца:

- нефтепереработка будет отключена от высокодоходного направления (экспорт) и

- маржа на внутреннем рынке дополнительно снизится.

Я думаю, если это предложение будет реализовано, то на российской высокотехнологичной нефтепереработке можно будет поставить жирный крест.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(14 лет 6 месяцев)

Крайне спорный вывод.  

Если этого НЕ сделать, цены на энергоресурсы будут стремиться к среднеевропейским, что для страны с суровым климатом и большими расстояниями, означает дикие издержки.

Это означает, что естественное конкуретное преимущество вы ликвидируете, а вот естественные недостатки никуда не денутся. 

П.С. А мотивацию на обновление оборудования можно делать усилением внутренней конкуренции.  

Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

У всего есть разумные пределы.

Цена топлива в РФ и так существенно ниже среднеевропейской. Пока что разница покрывается за счёт гипернизкой себестоимости добычи (10-15 долл/баррель), чему мы обязаны гигантским советским инвестициям. Но и они не вечны.

Ещё один штрих.

В отчёте указано, что в 2017 году выработка на современных НПЗ снизилась, на примитивных - выросла.

Так что себестоимость логистики нужно снижать не паллиативным сдерживанием цен, а  пересмотром подходов.

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(10 лет 9 месяцев)

О каком пересмотре идёт речь, что по Вашему надо менять?  Современные нпз стоят дорого в постройке и обслуживании, и строить их некому, нет кадров. Любая инвестиция в добычу или логистику — когда она отобьется? И полноценная шиза наступает когда от инвестиций изначально никакого возврата не ждут. 

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Речь про логистические издержки, которыми оправдывают сдерживание роста цен на нефтепродукты. Хотя и нефтяники могли бы быть немного поскромнее, кмк.

https://lenta.ru/news/2018/06/01/wages/

 

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(10 лет 9 месяцев)

там много спорных утверждений. возможно зарплаты выросли но штат сократился. квалифицированных специалистов не хватает в итоге зовут экспатов, за счёт которых увеличивается средняя зп. ит.д.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Банальность:

Если на конкурентном и свободном рынке, к которому относится и рынок рабочей силы, цена актива растёт - значит, на то есть объективные причины.

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(10 лет 9 месяцев)

безусловно.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя Weard
Weard(8 лет 5 месяцев)

чему мы обязаны гигантским советским инвестициям

Весь СССР добывал нефти столько же, сколько сейчас добывает одна Россия (даже меньше на 15-20% если в среднем брать). О какой инфраструктуре вы говорите? О деревянных вышках и полупьяных мужиках в спецовках, живущих на морозе в вагончиках?  Десятки новых месторождений, современнейшие технологии.. Эти самые кустарные инвестиции СССР уже давным давно глубоко модернизированы и построены новые.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга, провокатор) ***
Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(10 лет 9 месяцев)

вышки сейчас китайские закупают, вагончики никуда не делись, как и сталактиты в сортирных ямах. Современнейшие технологии преимущественно импортные. Есть некая вялая тенденция к локализации в последнее время. Насчёт "кустарных инвестиций СССР" - Вы о чём вообще? В СССР была мощнейшая нефтегазовая промышленность и куча НИИ, её обслуживающих. 

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

1. гигантские объемы геологоразведки. Мне говорил человек из Лукойла, что до начала 2000-х они вообще не вели разведку, пробавлялись старыми данными.

2. Гигантские объёмы научной работы. Они в деньгах не сильно велики, но без них не было сейчас бы никакого импортозамещения. И никакой возможности работы без СРП - тоже.

Аватар пользователя river
river(10 лет 2 месяца)

Согласен. Давеча смотрел про Кольскую Сверхглубокую. Оказывается была целая серия таких скважин и использовали их для геологоразведки. Масштабы проекта впечатляют.

Аватар пользователя maksimm
maksimm(9 лет 1 месяц)

В отчёте указано, что в 2017 году выработка на современных НПЗ снизилась, на примитивных - выросла.

Возможно, это связано в тем, что как раз в прошлом году, модернизировался, например, МНПЗ.

Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Может быть.

Посмотри на итоги 2018 года.

Если более свежие темы интереса не перебьют :)

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(14 лет 4 месяца)

Читывал я, что нефтеперерабатывающая промышленность СССР была заточена на выход именно дизтоплива (для танков и тракторов), в ущерб светлым фракциям (для жоповозок).

Аватар пользователя flogic
flogic(9 лет 11 месяцев)

Я вам слегка намекну, что и затраты на производство оного топлива (если б оно разместилось в европе) были бы намного выше. Так что никаких оправданий у нашего ТНК быть не может. А главным критерием что плач "ярославны" липовый, является количество различных клубов (с покупкой легионеров) да строек спонсируемых всякими "ойлами".

Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

А с чего вдруг "выше"?

Европейцам не нужно гнать нефть за тысячи километров, НПЗ размещены там, где удобно перерабатывать хоть танкерную, хоть трубопроводную нефть. Затраты на рабочую силу выше, но в цене нефтепереработки она не так уж и велика. А вот стоимость оборудования (доля которого в цене куда больше), за счёт лучшей логистики, ниже.

Да и спонсорство клубов... Думаете, оно сильно добровольное?

Аватар пользователя flogic
flogic(9 лет 11 месяцев)

Есть подозрение что основной вклад энергетический в работе НПЗ... ну это детали.

Вы как то сравнивать странно пытаетесь. Вот цена топлива она у нас такая потому, что производят здесь и сейчас. А не там и когда-нибудь.

Если бы НПЗ наших "ойл" находились в европе, а гнать топливо их заставляли сюда, и продавать по нашим ценам, тогда да, имело бы место некоторое "возмущение". Однако же находятся они в нашей стране, пользуются нашей инфраструктурой, нашими людьми, нашими ресурсами, и поэтому вполне закономерно, что в первую очередь снабжать должны "Нас".

Ну а по клубам - так и вижу как приходят из аппарата президента  в клуб футбольный и говорят, вы должны, просто обязаны купить вот этого "инвалида" за 300 млн (дай бог рублей), иначе атату. 

Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Вообще-то из-за развития российской нефтепереработки загрузка европейских НПЗ снизилась, там полно резервных мощностей. Поэтому между "там" и "здесь" нет временнОго разрыва.

Также есть принцип равнодоходности. При его нарушении появляется ценовое давление, которое надо как-то выравнивать. Благие рассуждения про "Вы работаете на нашей земле" тут не канают. И, начиная с какого-то момента, выравнивание резко снижает экономическую эффективность предприятий. То есть в долгосрочной перспективе, бьёт по всем.

Кроме того, а почему это РФ не должна экспортировать нефтепродукты, а должна экспортировать вместо этого нефть, оставляя маржу западноевропейской переработке? Ведь нам такой сценарий предлагают (я бы даже сказал - активно продают)?

В понятие "бизнес должен быть социально ответственным" как-то незаметно вошел и футбол, с конкретными суммами. Которые и идут  за "вон того инвалида".

Аватар пользователя nictrace
nictrace(14 лет 2 месяца)

В настоящий момент обсуждается предложение Роснефти: о запрете на экспорт нефтепродуктов с целью снижения внутренних цен

я капиталист, мне прикрыли рынки Европы, остался только внутренний. Что я буду делать? Драть три шкуры!

Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

На это есть команда ФАС.

Есть подозрение, что Роснефть топит независимых конкурентов.

Аватар пользователя Кабан
Кабан(13 лет 8 месяцев)

Это не зависит от закрытия рынков. Просто, при любом изменение чего угодно, в России это становится "обоснованием" повышения цен на топливо. Доллар упал - цена вверх. Рубль упал - цена вверх. Пошлины изменились - цена вверх. Запасы нефти в пиндосии "изменились" - цена вверх. Луна во Льве, Сатурн в Козероге - опять цена вверх. И далее по цепочке это становится "обоснованием" подорожания чего угодно.

Есть только один фактор, реально сдерживающий рост цен на топливо - выборы. Поэтому Путина надо переизбирать раз в квартал.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя Люлюшка
Люлюшка(8 лет 3 месяца)

По большому счёту, это всё, что нужно знать о формировании цен на бензин в России))))))))

Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Правда, как-то как получилось, что в России цена на бензин существенно ниже среднемировой.

И с марта 17 года по конец мая 2018 цена на бензин выросла:

в СА - в 2 раза

в Туркмении - на 60%

в США - на 26%

В РФ - на 9%

 

Аватар пользователя Кабан
Кабан(13 лет 8 месяцев)

Дык я и говорю - цены на топливо регулируются не рынком. В данный момент руководство России не ставит перед собой цель уничтожить страну, поэтому цены вот такие.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Первая фраза - иллюзия.

Можно искусственно держать нерыночные цены, но время всё расставит по своим местам. В США сланцевики на грани банкротства, в СА - бюджетный дефицит. Только европейцы воткнули дикие пошлины в цену бензина, и им цена на нефть вообще не важна.

Если РФ пойдёт по пути этих "развитых" стран ради дешёвого популизма - всё будет плохо.

Аватар пользователя Кабан
Кабан(13 лет 8 месяцев)

Иллюзия? Нарисуй график роста цен на бензин и поставь там даты выборов. Потом поговорим про иллюзию.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Только шнурки поглажу.

Аватар пользователя shaastra
shaastra(14 лет 2 месяца)

// Нарисуй график роста цен на бензин и поставь там даты выборов. Потом поговорим про иллюзию

Кабан, вот вам заправиваемый график (с яндекс.котировок)

Вам придется сильно постараться чтобы найти хоть какие-то аномалии на графике в районе 12-го года.

И, кстати, почти равномерный рост (несмотря на не очень благоприятные для нас внешние обстоятельства) показывает, что правительство действовало достаточно эффективно в области регулирования цен на топливо.

Аватар пользователя Кабан
Кабан(13 лет 8 месяцев)

Как и ожидалось, график роста никто не осилил. График цен могут, а график роста нет. Проклятый фурсенка довёл поколение егэшников.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя shaastra
shaastra(14 лет 2 месяца)

// график роста никто не осилил. График цен могут, а график роста нет

Давайте сюда ваш график. Он ведь уже нарисован вами, или только хайли лайкли?

Аватар пользователя Пат
Пат(9 лет 5 месяцев)

Правда, как-то как получилось, что в России цена на бензин существенно ниже среднемировой. 

Одновременно как то так получилось, что у нас средняя зарплата "существенно ниже среднемировой". Уже в Китае платят больше. Да ещё, даже официально, у нас 20 млн нищих.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевых манипуляциях ***
Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Да хоть все 200 млн.

Ни один продавец на такое не ведётся даже на колхозном рынке, не говоря уж о мировом.

Но если закрыть НПЗ и торговать сырой нефтью - то, конечно, жизнь сразу  наладится!!!

Аватар пользователя Фарцовщик
Фарцовщик(14 лет 2 месяца)

Вы перестанете перерабатывать нефть в бензин.

Комментарий администрации:  
*** Это не ник - это состояние души ***
Аватар пользователя ILPetr
ILPetr(8 лет 12 месяцев)

Выход  светлых  нефтепродуктов  в  2017  году  составил  62%,  что  значительно  ниже  среднеевропейского  уровня  (около  72%).  Реализация  текущих  программ  модернизации  НПЗ  позволит  достигнуть  показателей европейских стран.

Крайне безрассудное решение, ведущее к формированию дефицита тяжелых нефтепродуктов и снижению их качества и их потребительских свойств. Тот же современный мазут для теплоходов выродился уже до мягкого гудрона, а скоро уже и на битум перейдут, сформировав дефицит асфальтобетона. То, что дизтопливо стало дороже бензина - это тоже следствие повышения глубины переработки нефти, под которым понимается именно повышение выхода легких, как будто для темных и тяжелых нет спроса и их выплескивают на помойку...

Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Интересная мысль.

Но пока что экспортная цена "мазута" существенно ниже цены и остальных нефтепродуктов, и нефти, няп.

Аватар пользователя ILPetr
ILPetr(8 лет 12 месяцев)

Там еще есть кажущиеся парадоксы, например - чем выше глубина переработки нефти - тем дороже бензин. laugh Просто потому, что дополнительно выработанный (термореформинговый или крекинговый) требует дополнительных технологических процедур и его себестоимость много выше "прямогонного" бензина. А продают по одной, средней, цене. В итоге цена бензина оказывается выше "прямогонного". 

Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Всё же правильнее говорить не "цена", а "себестоимость". Как видно из отчёта, цена растёт не столь быстро, как себестоимость. Но может быть и наоборот.

Аватар пользователя Волковец
Волковец(11 лет 7 месяцев)

Дизтопливо и бензин это разные фракции, с разной температурой кипения.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (маты, провокации) ***
Аватар пользователя АВТ-СНГ
АВТ-СНГ(7 лет 11 месяцев)

Годноyes Про дизель - не глубина переработки(больше светлых), а качество(гидроочистка - евро 4,5) типа экология.

Аватар пользователя Michail29
Michail29(7 лет 10 месяцев)

Пора считать, может Тесла будет эффективней Лады, при таких ценах.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (целое ведро информационных помоев) ***
Аватар пользователя ata
ata(14 лет 3 месяца)

Народ попроще пока спасается газом.

Аватар пользователя Кабан
Кабан(13 лет 8 месяцев)

Цена теслы минус цена жигулей = ж/д цистерна бензина. И это ещё если не считать ввозную пошлину, налоги, страховки и ремонты. Так что дешевле менять жигули раз в пятилетку и ездить на бензине. А если на газу, и машину беречь, так и вообще.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя Самыйдобрый

Блин нефть дешевеет бензин растет, нефть дорожает бензин растет, нефть стоит на месте бензин всё равно растет, как так то? 

 

Аватар пользователя Кабан
Кабан(13 лет 8 месяцев)

Составь график роста цены и поставь на нём даты выборов  - всё поймёшь.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя Волковец
Волковец(11 лет 7 месяцев)

Стоимость нефти в бензине от 6 до 10 процентов, остальное налоги и акцизы, поэтому колебания на нефтяном рынке сказываются на цене бензина крайне незначительно. Кроме того, то, что вы принимаете за цену на нефть, таковой не является и имеет с реальной ценой на нефть очень мало общего.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (маты, провокации) ***
Аватар пользователя rukav
rukav(9 лет 10 месяцев)

Стоимость нефти в бензине от 6 до 10 процентов, остальное налоги и акцизы, поэтому колебания на нефтяном рынке сказываются на цене бензина крайне незначительно.

Если быть точным:

Аватар пользователя Самыйдобрый

Ето значит классное у нас правительство, бюджет пополняют, ставки кредитные поддерживают

Аватар пользователя Самыйдобрый

Ето значит классное у нас правительство, бюджет пополняют, ставки кредитные поддерживают

Аватар пользователя rukav
rukav(9 лет 10 месяцев)

Ето значит классное у нас правительство, бюджет пополняют

Очень интересно. А на чем государство будет формировать свой бюджет?

ставки кредитные поддерживают

Ставки устанавливает ЦБ. А он как известно никому не подчиняется. Далее - это уже ставки комерческих банков для домохозяйств.

Аватар пользователя Самыйдобрый

Я думаю, если звезды на небе зажигаются значит ето кому нибуть надо, так же как и наполняемость бюджета вместе со ставками кредитными, тока вот у сбера они разные для своей страны и зарубежья, а так ничего, всё нормально, да и зерно можно задаром отдать😀😀😀👍👍👍👍

Страницы