Нет смысла опасаться пика добычи нефти

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Коль нефть является невозобновляемым ископаемым, даже самому неученому ежу понятно, что когда-то она должна закончиться. Вопрос в том, стоит ли нам сейчас ломать голову об этом. Я считаю - не стоит. Хватает других забот.

Седьмой десяток лет пошел с тех пор, как американский геофизик Мэрион Кинг Хабберт высказал ошеломляющую мысль о том, что нефть на планете может закончиться. В США он предсказал пик добычи на 1965-70 годы, и это почти так и случилось. А в мире он ожидал пик добычи в 2000 году, но этот прогноз не оправдался. Неудивительно: за те прошедшие годы произошли колоссальные изменения.

Появилось морское бурение, сначала на мелкой воде у берегов, а потом и на больших глубинах. Геология стала использовать данные аэрокосмической съемки. Широко распространилось строительство горизонтальных скважин и гидроразрывы пласта. Развитие вычислительной техники позволило строить модели разработки нефтяных залежей. И были еще десятки менее громких достижений науки и техники. 

Я вообще на дальние прогнозы, на 40-50 лет вперед, стараюсь не обращать внимания. Их делают для того, чтобы народ напугать. Ни одного благоприятного прогноза на дальнюю перспективу я еще не видел: выбор у нас между перенаселением планеты, дефицитом энергии и всемирным потопом от глобального потепления. Тут важно помнить о мотивах авторов страшных прогнозов. Некоторые пугают из любви к искусству, но большинство все же намерены на этом чуток заработать.

Однако о грядущем дефиците нефти и вообще энергии регулярно пишут и спорят. Большинство авторов в близком пике сомневаются; здесь, например, приводятся тому многочисленные аргументы. Вот и решил я не отставать от злобы дня. Тем более, что существуют реальные тенденции добычи и потребления нефти, их, разумеется, изучать нужно, потому что в ближайшие 10-15 лет они вряд ли сломаются. Давайте над ними поразмышляем. Как обычно, оговорюсь, что пишу для широкой аудитории; профессионалов прошу не пенять, если что-то им покажется прописной истиной.

1. Мировое потребление энергии

В давние времена главным источником тепловой энергии для человека были дрова. И сейчас мы сжигаем их в костре или камине, но доля дров в энергетическом балансе планеты сократилась до ничтожно малой величины. Это не потому, что все дрова спалили, а леса вырубили. Просто человек освоил новые, более эффективные способы получения энергии.

Поэтому прежде чем углубиться в нефтяные проблемы, кратко перечислим все наши энергетические ресурсы. Динамика мирового потребления энергии показана на рис. 1.

    

Рис. 1

Из графика следует, что потребление всех видов энергии устойчиво растет, хотя есть и локальные минимумы. Проследим, чем они вызваны.

Первый довольно резкий спад потребления нефти произошел в 1970-80-е годы. Сначала в 1973 г. арабские страны объявили нефтяное эмбарго и прекратили продажу нефти в США и Европу. Потом в 1979 г. исламская революция обострила противостояние США и Ирана. Нефтяные цены в Нью-Йорке и Лондоне выросли вдвое, это спровоцировало сокращение спроса в западных странах на 19,5%, а в целом на планете – на 10,6%.

Потребление угля в странах ЕС достигло максимума в 1989 г. и с тех пор сокращается. Тут причина не в росте цен, а в экологических проблемах. Именно в те годы Европа крепко озаботилась загрязнением атмосферы и стала переходить с угля на газовое топливо. Весь рост потребления угля в течение последних трех десятилетий обеспечен развивающимися странами, в первую очередь, Китаем.

Любопытна динамика потребления атомной энергии. Оно быстро росло до 1986 года, когда произошла Чернобыльская авария. Далее рост замедлился. Начиная с 2006 года потребление атомной энергии сокращается; в 2011 г. ситуацию усугубила авария на японской станции Фукусима-1.

А в 2009 году одновременно упал спрос на нефть, уголь и даже газ. Причиной стал экономический кризис: сократившееся производство в дополнительной энергии не нуждалось. Впрочем, как только кризис закончился, спрос бодро вернулся к привычному росту.

Кратко остановимся на потреблении нефти в разных странах, эти данные приведены в табл. 1.

Таблица 1

Больше других употребляют нефти канадцы, чуть отстали жители США, а в целом Северная Америка на душу населения использует нефти в 4,4 раза больше, чем остальные страны мира.

В лидерах также Австралия и Япония, которая своей нефти не имеет и за последнее десятилетие сократила ее потребление почти на четверть. Тем же путем идет Европейский союз: в период 2006-2014 г.г. переработка нефти там снизилась на 18,7%, с 727 до 591 млн т/год. И только в последние годы, после резкого снижения цен, потребление нефти в ЕС увеличилось.

Комментаторы часто утверждают, что потребление нефти в мире стабильно и мало зависит от цены. Это не так. Вот простой факт: при близком уровне доходов в США и ЕС цена американского бензина в 2,2 раза ниже, и почти во столько же раз европеец потребляет меньше нефти.

Китай наращивает свои нефтяные объемы огромными темпами, за последние 20 лет они выросли в 3,3 раза. Тем не менее средний китаец пока использует нефтепродуктов в 2,85 раза меньше, чем средний европеец. Другие, более бедные страны отстают еще больше: Индонезия в 4,5 раза, Индия – в 7,5, Пакистан – в 9,2, Бангладеш – в 30 раз. Понятно, что «золотой миллиард» по мере роста нефтяных цен будет сокращать свое потребление, но Индия все равно вечно на буйволах ездить не будет и постепенно заменит их на авто или хотя бы мотоциклы. 

Доля нефти в мировом энергопотреблении составляет 33%. За ней следует уголь (28 %) и газ (24%). Все они являются ископаемыми ресурсами. Сделаем первый небольшой вывод: нефть – совсем не дрова, в ближайшие 15-20 лет более эффективного топлива у нас не предвидится. Теперь надо выяснить, достаточно ли нам ее запасов.

2. Запасы – понятие растяжимое

Напомню: вся нефть, которая содержится в подземных пластах – это геологические запасы. А та ее часть, которую можно извлечь с прибылью при современном уровне техники, это запасы доказанные. Легко уяснить, что величина доказанных запасов зависит от нефтяных цен, по мере их роста ранее убыточные запасы могут стать прибыльными.

Недавно с запада к нам пришла новая «категория» запасов – технически извлекаемые. Их извлечь из недр вроде бы и можно, но без прибыли, с убытками. Это прекрасный инструмент для заморочки мозгов широкой публике. Потому что доказанные запасы базируются на многолетнем опыте, а технически извлекаемые – на фантазии. Как, например, оценивает EIA технически извлекаемые запасы сланцевых пластов? А вот как. Принято, что 85% нефти скважина добывает за первые 4 года (это далеко не всегда так, но в первом приближении годится). И считается, что за последующие 30 лет она как-нибудь отберет остальные 15%. Только никто этого не проверял. И не будет. Потому что тогда придется объяснять, почему, скажем, на месторождении Bakken, более 2 тыс. скважин длительно простаивает, не проработав и десяти лет.

По опыту скажу – многие нефтяные компании на самой поздней стадии разработки месторождений все же добывают нефть с некоторыми убытками. Причин для этого несколько. Цены вдруг упали, но есть надежда, что скоро вырастут. Можно компенсировать убытки за счет других месторождений либо переработки и сбыта. Ликвидация месторождения тоже немалых денег стоит, лучше ее растянуть на несколько лет. Есть и другие причины. Однако такая филантропия может прибавить дополнительно 1-2% извлекаемых запасов, не более. Поэтому далее мы будем рассматривать только доказанные запасы, а «технически извлекаемые» фантазии оставим на долю других авторов.

В таблице 2 я привел данные об изменении доказанных запасов нефти, угля и природного газа за последние 10 лет. Данные от компании BP, но пришлось их пересчитать для приведения к общим единицам.

Таблица 2

Оказывается, по всем видам топлива запасы у нас выросли. За последние 10 лет мир добыл 38 млрд тонн нефти и ухитрился прирастить 32 млрд т доказанных запасов. Разведка сработала, подумает читатель, и напрасно. Потому что в США, например, 56% прироста запасов получено путем перерасчета, 30% - расширение ранее открытых месторождений и только оставшиеся 14% приходится на новые месторождения и пласты. В 2015 г. в США запасы новых открытых месторождений составили аж 2,74 млн т, это 0,5% годовой добычи. В других странах мира картина сходная, хотя разведка приносит побольше, главным образом за счет морского шельфа.

Перерасчет запасов производится при изменении цен. На рис. 2 приведена динамика мировых доказанных запасов в сопоставлении с ценами.

Рис. 2

На графике можно выделить 4 временных периода. Первый начался в 1980 г. – после роста цен до $36 повысилась доходность добычи на мелководном шельфе. В те годы были открыты крупные запасы в Северном море, на шельфе Африки, Индии, Бразилии, в Каспийском регионе. Продолжалась разведка Персидского и Мексиканского заливов. Результат – мировые запасы выросли в 1,5 раза, на 47 млрд т.

Второй период (1989-1998 г.г.) ознаменовался стагнацией цен на уровне $16-18. Это замедлило рост запасов в 5 раз (!!!). За 10 лет они увеличились всего лишь на 11,2% (15,8 млрд). 

В третьем периоде (1999-2008 г.г.) нефтяные цены сделали мощный рывок с $18 до $97 за баррель. Уже в середине этого интервала стала выгодна добыча на глубоком шельфе, а к концу его – разработка нефтяных песков Канады (27 млрд.т). В целом мировые запасы прибавили 47,4 млрд т (30,4%).

Наконец, четвертый период (2009-2016 г.г.) принес сильные колебания цен, но среднее их значение составило $83,6 за барр, что намного выше предыдущих. Сейчас мы наблюдаем завершение разведки глубокого шельфа, где стоимость разведочной скважины достигла $120 млн, а затраты на добычу барреля нефти - $50-70. Основной прирост запасов (34 млрд т) принесли битуминозные нефти пояса Ориноко в Венесуэле; все остальные залежи мира уже не компенсировали возросшую добычу, в целом за период запасы приросли лишь на 24 млрд. т (11,6%).

Второй вывод прямо-таки просится на язык: нет на планете никакого дефицита нефтяных запасов, но периодически возникает дефицит ДЕШЕВЫХ запасов. Далее следует рост цен, за ним - технологические подвижки и ситуация стабилизируется до следующего дефицита.

А теперь давайте очень приближенно оценим, сколько нефти может содержаться на нашей планете. За базу возьмем органическую теорию ее происхождения, всякие там неуловимые «миграции» нефти из глубин земли и волшебные превращения из водорода отправим псу под хвост в связи с полной их недоказанностью. Примем толщину нефтематеринских пород равной 30 м (по образу сланцевых месторождений), содержание нефти в породе 5%. Допустим, что только 1% земной поверхности содержит такие породы, это составляет 5,1 млн км2. С поправкой на плотность получаем общие геологические запасы около 6,5 трлн т. При коэффициенте нефтеотдачи 10% доступные запасы составят 650 млрд. т и обеспечат нынешние потребности еще на 100 лет.

Полученные цифры особых возражений не вызывают. За прошедшие 100 лет человек добыл примерно 200 млрд т нефти. Оставшиеся доказанные запасы составляют 221 млрд. т. И еще не до конца разведаны восток России, джунгли Африки и Америки, полярные и кое-где глубоководные шельфы. Только в российской Арктике извлекаемые запасы нефти предварительно оцениваются в 20 млрд т.

3. Что же из этого следует?

Следует – жить! – как поется в песне Никитиных. Не пугать и не бояться, не впадать в панику, но и не отрицать очевидного. Нет смысла опасаться пика добычи нефти. Рост нефтяных цен будет стимулировать освоение новых запасов, а если он станет тормозом для экономики, она снизит потребление и усилит поиски альтернативы. Вряд ли она будет единственной. Думаю, способы получения энергии будут множиться, и каждый найдет свое место на мировом рынке. Нефть хороша тем, что ее удобно хранить и транспортировать. Поэтому я ожидаю развития технологий переработки в жидкое топливо угля, газа и прочей органики. Разумеется, солнце, ветер, тепло земли тоже не останутся без работы.

Рановато еще человеку задумываться о грядущем энергетическом кризисе. Сначала ему надо бы накормить голодных, обучить неразумных и прекратить убивать себе подобных. Только потом ему станут по плечу планетарные проблемы. 

 

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий редакции раздела Аналитика

Выводы спорные, но для обсуждения ок, так как вопрос значим.

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Объемы не те, чтобы заменить весь уголь Китая.  Но замедлит прохождение пика энергопотребления в Китае, конечно.

 

Аватар пользователя Баска
Баска(11 лет 7 месяцев)

Алекс, давайте будем строгими в терминах. 

Фина́нсовый кри́зис — резкое изменение стоимости каких-либо финансовых инструментов. https://yandex.ru/search/?clid=2186620&text=%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%... Он закончился в 2009 г., когда на ФР начался рост.

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся: - в значительном спаде производства; - в нарушении сложившихся производственных связей; - в банкротстве предприятий; - в росте безработицы... https://yandex.ru/search/?text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B... Он закончился в 2010 г., начался рост ВВП почти во всех странах.

Помню, когда Авантюрист вышел в 2006 на Росбалт со своим циклом статей о грядущем финансово-экономическом кризисе (он использовал именно этот термин) его точно также строго ставили на место, апеллируя к таким терминам как растущий ВВП и растущий ФР.

Это сейчас такое понятие как "кризис" известно всем, а тогда на фоне растущих индексов прогноз о грядущем кризисе воспринимался как святотатство и посягательство на основы основ.

Алекс рассматривает текущий кризис к контексте данного прогноза, опубликованного, напомню в 2006 г., а именно:  

- первая волна кризиса

- залив балансовых дыр путем запуска печатного станка

- так называемое "восстановление экономики" или "зеленые ростки"

- вторая волна кризиса

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Понимаете, нужно иметь очень веские основания, чтобы придать общепринятым терминам иные (существенно отличающиеся) значения. Вы не согласны с принятыми определениями финансового/экономического кризисов? Тогда дайте четкое СВОЕ определение, и посмотрим, можно ли с ним работать.....

Аватар пользователя Баска
Баска(11 лет 7 месяцев)

Дело не терминах, с терминами я конечно согласна, дело в умении давать правильные прогнозы, а не только констатацию того, что есть сейчас.

Да, сейчас мировой ВВП растет, ФР растет, но это не значит, что рост будет линейным или с небольшими коррекциями.

Авантюрист оперировал такими понятиями как большие кондратьевские циклы. И как бы то ни было, из перечисленных выше четырех пунктов реализованы три (пока)

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Два момента:

1. Во всех своих работах я исхожу из принципа "прогресс необратим". Кризисы есть и будут, но человечество все равно будет развиваться в сторону бОльших возможностей.

2. За спором мы забыли с чего он начался. А начался он с того, что я объяснил сокращение потребления нефти кризисом 2008-09 г.г. А когда он кончился, потребление нефти продолжило рост. Алекс не согласился - он считает что кризис не закончился, а по показателям ВВП его определять нельзя. Я бы не против, но других показателей у нас нет. если ВЫ их приведете - будет другой разговор.

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(10 лет 1 месяц)

1. Во всех своих работах я исхожу из принципа "прогресс необратим". Кризисы есть и будут, но человечество все равно будет развиваться в сторону бОльших возможностей.

Думаю, это ошибочное допущение. На сегодняшний день мы имеем слишком много примеров обратного. Самые простые примеры - Науру и Остров Пасхи. Чуть сложнее - Молдавия, Украина, Венесуэла и тому подобные страны(не говоря уже о местах подобных ЛНР и ДНР), которые откатываются в технологичном укладе к более простым формам, что в свою очередь ожидаемо трансформируется в уменьшение населения и его "качества", если так можно выразиться. И как говорит Алекс, это лишь жалкое начало.

Энергетический и ресурсный голод рано или поздно уничтожит сегодняшнюю сложную глобальную цивилизацию. Другими словами, движение человечества в сторону меньших возможностей неизбежно.

Аватар пользователя Джон Маклейн
Джон Маклейн(10 лет 6 месяцев)

прогресс необратим для всего человечества в целом, а не для отдельных регионов, стран или континентов. И в средние века, где то развивались, а где то загибались.

Энергетический и ресурсный голод рано или поздно уничтожит сегодняшнюю сложную глобальную цивилизацию. Другими словами, движение человечества в сторону меньших возможностей неизбежно.

не факт, просто приведет к другому укладу.  Огорчает другое, что начиная с дров и заканчивая атомом, мы высасываем ресурсы из планеты. 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Приведет. Посмотрите - китайцы обуздали свою рождаемость. Теперь очередь за Индией.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Страны могут стагнировать надолго. Но тоже не навсегда. А мир - всегда прогрессирует.

Аватар пользователя Баска
Баска(11 лет 7 месяцев)

Ага, прогрессирует, только через трансформации, иба без них никак.

Могу пояснить, что такое трансформации.

Это когда вам нужно создать что-то новое, допустим стол, вы уничтожаете дерево.

Когда вам нужно создать салат, вам нужно порубить овощи.

Вот так выглядит прогресс на самом деле, а отнюдь не как поступательное развитие всего и вся

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Да. разумеется. Обычная диалектика, закон отрицания отрицания.

Аватар пользователя Баска
Баска(11 лет 7 месяцев)

На практике это может означать разрушение существующего миропорядка и создание на его основе нового. Это и есть прогресс.

 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Теоретически - может быть. Но пока обходились без таких страшных нарушений....smiley

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(10 лет 1 месяц)

Мои примеры, это и есть мир в миниатюре. 

Начало необратимых деградационных процессов мы все наблюдаем прямо сейчас в онлайне. Всё указывает на то, что мы живем в конце истории. Из энергии человечеству в будущем будут доступны только ГЭС в связке с небольшим количеством зеленухи, и то, при определенных допущениях.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Да. капля воды  чем-то подобна океану. Но хорошо уже то. что утопиться в ней нельзя....smiley

Аватар пользователя Баска
Баска(11 лет 7 месяцев)

За спором мы забыли с чего он начался. А начался он с того, что я объяснил сокращение потребления нефти кризисом 2008-09 г.г. А когда он кончился, потребление нефти продолжило рост. Алекс не согласился - он считает что кризис не закончился, а по показателям ВВП его определять нельзя. Я бы не против, но других показателей у нас нет. если ВЫ их приведете - будет другой разговор.

Я не забыла, я продолжаю об этом не спорить, а размышлять.

Если бы мы оперировали только вашими терминами, мы точно также могли в 2006 году сказать - кризиса нет поскольку все ключевые индексы растут. И были бы формально правы.

Хотя кризис уже существовал, без видимых признаков, описываемых вами в общеупотребляемых терминах, прогноз о его грядущем наступлении могли дать единицы. 

Вы же описываете ситуацию постфактум - кризис 2008 года, и как следствие сокращение потребление нефти.

Но это было спрогнозировано уже в 2006! И многие из участников этого ресурса обсуждали это в 2007!  В том числе и Алекссворд. 

Сейчас основной интерес представляет последний завершающий этап - вторая волна кризиса. Будет, не будет, и чем оно обернется для мировой экономики.

Если это будет нечто пожожее на 2008, конечно будет сокращение потребления энергоресурсов.

Но в данном случае, как вы понимаете, публику интересует совсем не это.

 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Хотя кризис уже существовал, без видимых признаков, описываемых вами в общеупотребляемых терминах, прогноз о его грядущем наступлении могли дать единицы. 

Ну так дайте же, наконец, Ваше определение кризиса!  В чем проявляется его начало, в чем - окончание?

Аватар пользователя Баска
Баска(11 лет 7 месяцев)

Если бы я была гением, как Авантюрист, я бы тоже давала прогнозы об их наступлении задолго до.

Соответственно и термины придумала бы соответствующие. Но увы, таких спецов в мире единицы.

Сейчас же мы можем лишь только констатировать некие признаки грядущего кризиса, точнее его второй волны - растущую долговую нагрузку на все субьекты мировой экономики, стагнирующее промпроизводство и растущие пузыри на ФР. Это такие косвенные признаки, по которым можно судить, что в мировой экономике не все в порядке, хотя с формальной точки зрения кризиса нет.

А дальше, не знаю, и вряд ли вам кто ответит на этот вопрос. 

 

 

 

 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

А дело в том, что у Авантюриста тоже определения нет....smiley

ВСе это уже было: и спад производства и пузыри на ФР - в годы великой депрессии. Но она закончилась за 5 лет. Кризис - это не убивающий процесс. а очищающий. После кризиса экономика всегда возрождалась.

Аватар пользователя Sarich
Sarich(8 лет 10 месяцев)

И до 2008 были кризисы. Удивительно это было только для просторов интернета в виде российских пользователей

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор, галиматья) ***
Аватар пользователя Баска
Баска(11 лет 7 месяцев)

Это были мелкие кризисы, типа краха доткомов в 2001, который в мире особо никто не ощутил.

Здесь же речь о предсказанном глобальном мировом кризисе, его первой и второй волне.

Соотвественно пик добычи нефти и последующее снижение ее потребления надо рассматривать не как физическое ее истощение, а как отсутствие платежеспособного спроса в случае второй волны

Аватар пользователя Sarich
Sarich(8 лет 10 месяцев)

А разве с 2006 года вы не заметили что изменилось на энергетическом рынке?

Действительно не заметили даже в собственной квартире светодиодные лампы? Увеличение КПД. Увеличение энергоэффективности?

А ввод новых энергетических мощностей не связанных с нефтью тоже не заметили ? )))

Не поверю.

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор, галиматья) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Ничего себе! А Великая депрессия, это что, мелочевка?

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Это был жалкий заморозок накануне Зимы.  В первой половине 20-го века было огромное количество колоний с нетронутыми углеводородами.   Собственно, физический смысл Первой и Второй мировой войны был в том, кто будет этими девственными ресурсами распоряжаться.  Дележ пирога.

А сейчас пирога нет, подъедаются последние крошки легкодоступных углеводородов, а те массивы что остались будут обходиться все дороже, все меньше оставляя на решение других цивилизационных задач.  

Сперва это проявляется в виде экономии на таких цивилизационных задачах как космос, потом - экономии на создании новой инфраструктуры, потом - экономия на ремонте и замене старой инфраструктуры, режут пенсии и медицину, прочие плоды 20-го века и т.д. 

Аватар пользователя Sarich
Sarich(8 лет 10 месяцев)

мда...тяжело конспирологу вести академическую беседу. Может только повторять свою мифологию.

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор, галиматья) ***
Аватар пользователя Джейсон
Джейсон(7 лет 8 месяцев)

Сперва это проявляется в виде экономии на таких цивилизационных задачах как космос, потом - экономии на создании новой инфраструктуры, потом - экономия на ремонте и замене старой инфраструктуры, режут пенсии и медицину, прочие плоды 20-го века и т.д. 

Вы опять про США, вроде бы разговор о глобальном развитии человечества. Тогда стоит посмотреть как дела обстоят в таких странах как Китай и Индия где идет серьезный рост по всем показателям и где треть населения планеты. Да и весь восточно-азиатский регион развивается. 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Про Китай уже отписал где-то выше.  

Они просто более поздно индустриализацию прошли, но суть процесса такая же.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это был жалкий заморозок накануне Зимы.

Ничего себе "заморозок"..... Это первый и абсолютно крупнейший мировой кризис.

В конце 1930 года вкладчики банков начали массовое изъятие вкладов, что привело к волне банкротств банков. В результате началось абсолютное сжатие денежной массы. Вторая банковская паника происходит весной 1931 года. Все эти месяцы власти никак не реагируют на набирающее обороты экономическое цунами. ВВП в 1930—1931 годы падает соответственно на 9,4 и 8,5 %, а уровень безработицы поднимается с 3,2 % на начало 1930 года до 15,9 % к концу 1931 года.

В 1932 году ВВП сократился на 13,4 %, а всего с 1929 года — на 31 %. Уровень безработицы в 1932 году увеличился до 23,6 %. За три с небольшим года с начала кризиса лишились работы более 13 млн американцев. Промышленные запасы потеряли 80 % их стоимости с 1930 года,[источник не указан 1921 день] а сельскохозяйственные цены упали на 53 % с 1929 года. За три года обанкротились два из каждых пяти банков, их вкладчики потеряли 2 млрд долларов депозитов. Денежная масса с 1929 года сократилась по номиналу на 31 %.

В 1932 году в Детройте полиция и частная охранная служба Генри Форда расстреляла шествие голодающих рабочих, которые проводили голодный марш. Было убито пять человек, десятки ранены, неугодные были подвергнуты репрессиям[4].

С 1929 по 1933 годы выпуск экономики США упал на 31 %[5]. С 1925 по 1933 годы в США обанкротилась половина банков[5].

Ничего подобного в последующие годы не было.

 

Аватар пользователя Джон Маклейн
Джон Маклейн(10 лет 6 месяцев)

А космос был цивилизационной задачей? Или игрушкой двух титанов? Все что нужно было узнать о космосе, узнали к концу 70-х. 

Аватар пользователя masiax
masiax(6 лет 8 месяцев)

 Отличная статья !

    и   точно ... по глазу

  Тут важно помнить о мотивах авторов страшных прогнозов. Некоторые пугают из любви к искусству, но большинство все же намерены на этом чуток заработать.

Комментарий администрации:  
*** Плохоструктурированный поток сознания ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Спасибо! Надо сказать, что это принцип работы СМИ - хорошие новости не продаются, только плохие....smiley

Аватар пользователя Иван Помидоров

https://aftershock.news/?q=node/466706  -  сильно рекомендую прочитать книги из того поста.

И продолжать совсем не думать о пике ресурсов и текущем потреблении.

И о чудаковатых взаимосвязях огромной виртуальной "экономики", в которой т.н. "денег" уже в 100 раз больше, чем есть на земле реального имущества. 

 

Аватар пользователя cx
cx(8 лет 3 месяца)

Смотреть нужно на душу населения, и с 2007 этот показатель, скажем так, сбоит.

Тогда нужно смотреть и на уровень энергозависимости этого населения. Наибольший рост населения происходит в бедных странах с низким расходом энергии на душу населения. С учетом роста бедности, не факт, что там энергопотребление не уменьшается в сумме. Во многих бедных странах в сельском хозяйстве до сих пор массово используются возобновляемые источники энергии (за вычетом удобрений), а именно растения (ручной труд, домашние животные, дрова). И наибольший рост населения обычно в сельских районах.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Верно. население растет в Африке, а потребление нефти - в Китае, где его рост прекратился....smiley

Аватар пользователя Иван Помидоров

А растущее население в Африке дало обет не потреблять энергии???

Как раз растущее население потребует улучшения условий жизни, связанных с ростом энергопотока на каждую душу населения. И отказать - не получится.

Аватар пользователя cx
cx(8 лет 3 месяца)

Пока рост энергопотребления и снижение роста населения - коррелируют. Для того, чтобы увеличить энергопотребление, им придется изменить образ жизни, в частности внедрять индустриальные методы производства в промышленности и сельском хозяйстве, иначе на повышенное энергопотребление они не заработают, а это с большой вероятностью повлечет снижение роста населения.

Аватар пользователя Иван Помидоров

Наоборот. Для удовлетворения их желания изменить образ жизни потребуется дополнительная энергия. И отказать - не получится.

Аватар пользователя cx
cx(8 лет 3 месяца)

Ваша уверенность, что отказать не получится как-то не подтверждается практикой. Это желание без возможностей, и чтобы появились возможности, нужно перестраивать производственные отношения. Пока бедные страны либо источник ресурсов, которые они слабо контролируют, либо живут за счет избытка производства богатых стран (туризм, наркоторговля, и т.д.). Ни то, ни другое не являются достаточным основанием, чтобы надежно перенаправить энергопоток на себя. Основанием для претензий на энергопоток является эффективное производство, и поставки товаров, а это другие производственные отношения, и соответственно другой темп роста населения. Чтобы купить энергию, нужно продать, что-то сильно нужное другим, и чтобы это нужное не было дешевле просто отобрать.

Аватар пользователя Джейсон
Джейсон(7 лет 8 месяцев)

И отказать - не получится.

И что они сделают? Массовое харакири? Они не распоряжаются даже теми ресурсами которые на их земле находятся.  

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Нет, обета оно не давало. У него просто денег нет. Ни на машину. ни на бензин....smiley

В индии таксуют на трехколесных мотороллерах, а мечта молодого парня - иметь свой мотоцикл....

Аватар пользователя Love-Markov
Love-Markov(7 лет 9 месяцев)

с заголовком полностью согласен. понизить уровень потребления и энергии, и в целом не есть однозначное зло.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (подлый провокатор) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Благодарю. Для этого энергоносители должны подорожать. Иначе - никак.

Аватар пользователя И-23
И-23(8 лет 7 месяцев)

До 3:1 или 2:1 (в Дж. добытых на Дж затраченных на добычу)? ☺

Аватар пользователя griver
griver(8 лет 2 недели)

То есть большинство населения будут заняты в добычи нефти?)

Тогда на остальные отрасли не останется ни сил,ни энергии.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Нет, что Вы.... Наоборот. нефтепромыслы и сейчас высоко автоматизированы, надежность оборудования выросла в разы....

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Оборудование для нефтепромыслов тоже кто то делает, пишет софт и пр. Если раньше на скважине работали условные 10 работяг, а теперь один, то остальные 9 переместились в отрасли которые все равно обслуживают добычу.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Зря вы спорите. рост производительности труда - мировая тенденция, она прослеживается во всех отраслях....

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Конечно. Только его считают на душу, на одного занятого в отрасли, не так ли? Как то учитывается миграция людей в другие отрасли?

Так же за счет чего он растет производительность? За счет дополнительного расхода энергии. Тут то надеюсь возражений не будет.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Так же за счет чего он растет производительность? За счет дополнительного расхода энергии. Тут то надеюсь возражений не будет.

Нет тут прямой зависимости. У программиста расход энергии почти не меняется. а производительность выросла во многие разы....

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Слушайте. Вы на процесс с высоты посмотрите. Повысилась производительность программеров и что? Программеры стали меньше энергии жрать? Нет! Программеров стало на порядки больше, компьютеров стало в миллионы раз больше и на все это тратится энергия. Условно был один большой компьютер на несколько комнат, на котором работало 20 программистов, а стало несколько миллиардов, для которых пишут программы миллионы программеров. И на все это нужна энергия!

Прогресс не ведет к сокращению потребления энергии! Наоборот! Появляются новые сферы, которые раньше либо не существовали, либо были уделом тонкого слоя, "элиты" в той или иной сфере.

И ни ростом производительности труда, ни экономией на расходе бензина личных жоповозок, ни экономией потребления процессоров не сэкономить энергию!

Страницы