Численность пенсионеров в России с 1959 года

Аватар пользователя bazil

Впервые информация о численности пенсионеров в РСФСР появилась в «Народном хозяйстве РСФСР 1959» в разделе «Здравоохранение». Численность лиц, получавших государственные пенсии на начало 1959 года оценивалась в 11 406 тыс. человек. В том числе: по старости, инвалидности и за выслугу лет – 5 893 тыс.; по случаю потери кормильца – 1 546 тыс.; бывшие военнослужащие, инвалиды империалистической, гражданской и Отечественной войн и члены их семей – 3 967 тыс.

Общая же численность пенсионеров, находящихся на обеспечении государства, колхозов и общественных организаций, составляла в 1959 году 12,9 млн. человек.

За 1959 и в дальнейшем за все года в таблице ниже для РСФСР указана численность лиц, получавших только государственные пенсии, т.к. точное количество пенсионеров указывалось редко и неточно. Например, в 1961 году численность лиц, получавших государственные пенсии, составляла 12,699 млн. А общее число пенсионеров, находящихся на обеспечении государства, колхозов и общественных организаций, указана туманно как «более 15 млн. человек».

Поэтому следует иметь в виду, что в действительности численность пенсионеров в РСФСР была немного большей (процентов на 10-15), чем указанное в таблице. И момент, когда произошёл полный доучёт колхозных пенсионеров в общей статистике получающих государственные пенсии, мне уловить не удалось.

Что касается показателя «Численность занятого в экономике населения», то для РСФСР это означает отражаемую в статистике численность рабочих и служащих. Очевидно, в этот показатель не попадали колхозники (работники совхозов учтены), работники кооперации, занятые в личных подсобных хозяйствах. К примеру, Росстатежегодник 1994 даёт цифру занятого в экономике населения РСФСР в 1975 году 62,6 млн. человек. А «Народное хозяйство РСФСР 1970 года» оценивает численность рабочих и служащих только в 54,376 млн. (включая работников совхозов). Это замечание также стоит иметь в виду.

С 1980 показатель начинает включать и колхозников. Т.е. в столбце «Численность занятого в экономике населения» с 1980 по 1984 - это уже рабочие, служащие и колхозники. Учёт колхозников прибавил примерно 5 млн. занятых в экономике. Но, очевидно, по-прежнему не учитывались работники потребкоопераций и занятые в личных подсобных хозяйствах.

Т.е. до 1984 с одной стороны небольшой недоучёт пенсионеров в РСФСР по указанным выше причинам. С другой имелся также относительно небольшой недоучёт числа работающих. Уменьшившийся в 1980 вследствие появившейся статистики по занятым колхозникам. Затем:

С 1985 и далее статистика стала учитывать все слои работающего населения. Это дало прибавку ещё около 3 млн. работающих сверх уже учитываемых рабочих, служащих и колхозников. С этого момента данные по занятым, в общем, сопоставимы с более поздней информацией для РФ.

Таблица – Численность пенсионеров в РСФСР и России 1959-2016 г.г.

 

Левая шкала - численность пенсионеров, правая шкала - число занятых на 1 пенсионера

Численность пенсионеров после некоторой стабилизации в нулевые в настоящее время возобновила рост. Хотя соотношение числа занятых в экономике на 1 пенсионера - величина довольно постоянная с конца 90-х г.г.

Источники:

1. "Народное хозяйство РСФСР" разных лет издания.

2. "Российский статистический ежегодник" разных лет издания.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя griver
griver(8 лет 2 недели)

Мы по пром производству только вышли на уровень рсфср,и то структура изменилась в худшую сторону.

 

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя s.shurukhin
s.shurukhin(7 лет 1 неделя)

А можно график роста производства товаров и услуг на душу населения с 1959 по 2017?

Учтены ли работающие роботы на производстве?

А ничего, что СССР кормили еще кучу папуасов по всему миру, а сейчас от папуасов постепенно избавляемся и останутся только наши родные пенсионеры?

И еще куча всяких нюансов, которые делают подобную статейку обычным инструментом манипуляции населения о необходимости повышения пенсионного возраста.

Даже график потребления энергии в России (затраченной на производство товаров и услуг) в пересчете на одного пенсионера был бы более информативнее, чем этот высер.

 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

(жмёт плечами) каждый понимает график в меру своей испорченности, о чём потом либо молчит, либо кричит.

Аватар пользователя брат кондрат

Не трож автора! Он собрал и предоставил информацию ,без трактовки , интерпретируюте Вы её сами.

Считаете , что чего то не хватает ,поработайте с первичной,пишите статью многие Вам спасибо скажут.

Аватар пользователя выхухоль
выхухоль(9 лет 2 месяца)

Моя мама - парикмахер, получала пенсию в 200 руб когда у меня ст. инженера был оклад 165 р. У жены егеря, бывшей колхозницы (золотой, работящий человек) 7 р. Про свою нынешнюю пенсию - без комментариев

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 3 месяца)

В какие годы была пенсия 200 рублей у парикмахеров? Разве что в сталинские.

В брежневские времена предельный размер пенсии у гражданских лиц был 120 рублей. За непрерывный большой стаж добавляли ещё 10%, итого выходило 132 рубля.

Выше были только пенсии у северян и шахтеров. 

Аватар пользователя выхухоль
выхухоль(9 лет 2 месяца)

В 80 х

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 3 месяца)

Сказочник. 132 была предельная пенсия. Мама, видимо, не всю правду вам говорила.

Аватар пользователя Masamune
Masamune(8 лет 4 месяца)

Надбавка 75% за секретность по грифу особой важности. Ох, не всё про работу бритвой вам мама рассказывала.

Аватар пользователя выхухоль
выхухоль(9 лет 2 месяца)

Ну да. Работала в 50 х в санатории Барвиха а жили мы в замке :)

Аватар пользователя korvintorson
korvintorson(8 лет 8 месяцев)

Если смотреть только на этот график, то можно вообразить, что с 1959 года благосостояние пенсионеров непрерывно ухудшалось.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

На графике только количество пенсионеров и количество работающих. Про благосостояние обеих групп никаких наводящих данных тут нет)

Аватар пользователя korvintorson
korvintorson(8 лет 8 месяцев)

Тогда объясните, каков практический смысл этого графика.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Это справочная информация. Ни разу не видел её в одном месте - пришлось из интереса собирать самому. Максимум что попадалось - с 1981 года с разрывами по 5 лет.

Аватар пользователя korvintorson
korvintorson(8 лет 8 месяцев)

Справочной информации много, почему вы решили свести вместе именно эти два показателя?

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Они мне показались интересными именно рядом друг с другом.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 6 месяцев)

Bazil!!! Ну зачем пугать народ?

Я со школы знаю, что старики и дети составляют 50% населения, соответственно трудоспособные тоже 50%.

Различие в том, что у богатых стран стариков 40% а детей 10% (я преувеличил).

У стран третьего мира наоборот. Детей 40%, стариков 10% (тоже преувеличил).

То есть на одного работающего всегда один неработающий.

 

Вот таблица, к твоим «Численность населения  занятого в экономике» я добавил общую численность населения страны. Последний столбец –это отношение работающих ко всему населению.

 

Год

Численность

 населения РФ

 (РСФСР), млн

Численность населения

 занятого в экономике, млн.

занятые/население в %

1960

120

40

33%

1970

130

54

42%

1980

138

70

51%

1990

148

75

51%

2000

146

65

44%

2010

143

67

47%

 

 

 

 

2016

147

72

49%

 

 

В 1960 на одного работающего было 2-а «тунеядца» (33% и 67%).

В 1970 на одного работающего было  1,5 «тунеядца» (42% и 58%).

В 1980 на одного работающего был 1-ин «тунеядец» (51% и 49%).

Далее не менялось.

Естественно надо учитывать твои замечания, что в 1960 к 33% занятых надо добавит колхозников, частников и домохозяек итд.

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 3 месяца)

Это называется «демографическая нагрузка»

Рассчитывается количество детей и пожилых, приходящееся на 100 работающих.

Показатель значительно изменяется по годам. В 2010 в России этот показатель был равен 38,8. То-есть нагрузка пожилыми и детьми была относительно невысокой. В Японии этот показатель был равен 56,8 в том же году.

Вот вам ссылочка:

http://www.demoscope.ru/weekly/app/app40der.php

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 6 месяцев)

Это на­зы­ва­ет­ся «де­мо­гра­фи­че­ская на­груз­ка»

Рас­счи­ты­ва­ет­ся ко­ли­че­ство детей и по­жи­лых, при­хо­дя­ще­е­ся на 100 ра­бо­та­ю­щих.

Вот вам ссы­лоч­ка: http://​www.​demoscope.​ru/​weekly/​app/​app40der.​php

Спасибо за ссылку. С удовольствием прочитал и даже "поэкселил".

Интересно, что  у многих стран в 2015 году по сравнению с 1950 годом нагрузка уменьшилась, кроме Японии (+10 человек на 100 ), Франции, Англии. У многих стран плюс минус пара человек. 

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 3 месяца)

Мнимое облегчение.

Снизилась нагрузка детьми вследствие снижения рождаемости. Что впоследствии даёт сумасшедший рост нагрузки пожилыми людьми. То-есть, общество вымирает, резервы тратит преимущественно на содержание старшего поколения. Германия, например, пытается бороться с вымиранием, уже полвека впускает к себе разного рода эмигрантов и студентов.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 6 месяцев)

Мнимое об­лег­че­ние.

Сни­зи­лась на­груз­ка детьми вслед­ствие сни­же­ния рож­да­е­мо­сти. Что впо­след­ствии даёт су­ма­сшед­ший рост на­груз­ки по­жи­лы­ми людьми. То-есть, об­ще­ство вы­ми­ра­ет, ре­зер­вы тратит пре­иму­ще­ствен­но на со­дер­жа­ние стар­ше­го по­ко­ле­ния. Гер­ма­ния, на­при­мер, пы­та­ет­ся бо­роть­ся с вы­ми­ра­ни­ем, уже пол­ве­ка впус­ка­ет к себе раз­но­го рода эми­гран­тов и сту­ден­тов.

Мой ответ.

888888888888888888888888888888888888888888

Вот пояснения с Вашего сайта:

Демографическая нагрузка дается обычно в расчете на 100 лиц в трудоспособном возрасте.

Демографическая нагрузка - группа показателей, численно характеризующих соотношение трех крупных возрастных групп - в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет), младше него и старше.
Демографическая нагрузка детьми - соотношение численности детей в возрасте 0-14 лет и численности населения в возрасте 15-64 лет.
Демографическая нагрузка пожилыми - соотношение численности населения в возрасте 65 лет и старше и численности населения в возрасте 15-64 лет.
Суммарная демографическая нагрузка - сумма демографической нагрузки детьми и пожилыми.

 

Как я понял, это количество детей и стариков на 100 человек в возрасте от 15 до 65 лет.

Вот таблица из сайта о суммарной нагрузке отсортированная мной.

 

 

1950 год

2015 год

разность (2015 минус 1950)

Республика Корея

83

37,2

-45,8

Македония

75,7

41,4

-34,3

Босния и Герцеговина

71,9

40,7

-31,2

Черногория

77,5

47,7

-29,8

Молдавия

55,8

34,6

-21,2

Словакия

54,8

40,8

-14

Канада

59,6

47,3

-12,3

Ирландия

65,5

53,7

-11,8

Белоруссия

53,9

43

-10,9

Украина

53,5

43,3

-10,2

Россия

53,1

43,1

-10

Польша

52,9

43,8

-9,1

Литва

58,1

50,1

-8

Новая Зеландия

61,4

54

-7,4

Сербия

55,5

50,1

-5,4

Латвия

57,5

52,2

-5,3

Нидерланды

58,4

53,3

-5,1

Португалия

57,7

53,5

-4,2

Словения

52,7

48,7

-4

США

54,5

50,9

-3,6

Эстония

56,7

53,5

-3,2

Япония

67,6

64,5

-3,1

Румыния

51,5

48,9

-2,6

Австралия

53,3

50,9

-2,4

Хорватия

53

51,1

-1,9

Венгрия

48,7

47,9

-0,8

Австрия

49,7

49,2

-0,5

Швейцария

49,1

48,8

-0,3

Испания

50,9

50,8

-0,1

Чехия

48,6

49,5

0,9

Финляндия

57,2

58,3

1,1

Норвегия

51,1

52,2

1,1

Дания

54,6

55,9

1,3

Греция

54,9

56,2

1,3

Болгария

50,4

51,9

1,5

Германия

49,1

51,8

2,7

Италия

53,3

56,5

3,2

Великобритания

49,9

55,1

5,2

Бельгия

46,9

54,2

7,3

Франция

51,6

60,3

8,7

Швеция

50,4

59,3

8,9

Мой поверхностный анализ.

У Франции и Швеции нагрузка возросла существенно, но!!!

Было 50 иждивенцев (дети+старики) на сотню человек трудоспособного возврата (от 15 лет до 65), а стало 60. Мелочи жизни. А у других стран даже улучшилась.

Да и приведены страны с населением около 1,3 миллиарда из 7,5 миллиардов жителей Земли.

Я думаю что среднее по миру почти не изменилось. Умный Я!!!cool

А с Вашими рассуждениями почти согласен. Детьми нагрузка в развитых странах уменьшилась, а стариками возросла. А в сумме осталось почти той же. Даже если возросла у Франции и Швеции, то не катастрофично. Усёsmiley

Лучше посмейтесь. Вот.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Да никаких пугалок) просто количество пенсионеров и количество работающих. И обычное простое действие - вычисление отношения вторых к первым.

Неработающие неработающим рознь. Вычислить долю детей интересно только с точки зрения того, сколько в перспективе будет трудоспособного населения) Но как бы самое интересное по данному вопросу обычно - это сколько пенсионеров и сколько работающих.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 6 месяцев)

 

Да ни­ка­ких пу­га­лок) просто ко­ли­че­ство пен­си­о­не­ров и ко­ли­че­ство ра­бо­та­ю­щих. И обыч­ное про­стое дей­ствие - вы­чис­ле­ние от­но­ше­ния вторых к первым.

Да про "пугалки" я в шутку почти. Извиняюсь. Не прав.crying

Нера­бо­та­ю­щие нера­бо­та­ю­щим рознь. Вы­чис­лить долю детей ин­те­рес­но только с точки зрения того, сколь­ко в пер­спек­ти­ве будет тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния) Но как бы самое ин­те­рес­ное по дан­но­му во­про­су обычно - это сколь­ко пен­си­о­не­ров и сколь­ко ра­бо­та­ю­щих.

Здесь я не совсем согласен. Выше мне объяснили, что """это на­зы­ва­ет­ся «де­мо­гра­фи­че­ская на­груз­ка»""" и сслылка на сайт. Вот.

Рас­счи­ты­ва­ет­ся ко­ли­че­ство детей и по­жи­лых, при­хо­дя­ще­е­ся на 100 ра­бо­та­ю­щих.

По­ка­за­тель зна­чи­тель­но из­ме­ня­ет­ся по годам. В 2010 в России этот по­ка­за­тель был равен 38,8. То-есть на­груз­ка по­жи­лы­ми и детьми была от­но­си­тель­но невы­со­кой. В Японии этот по­ка­за­тель был равен 56,8 в том же году.

Вот вам ссы­лоч­ка: http://​www.​demoscope.​ru/​weekly/​app/​app40der.​php

Я там "поэкселил малёха", и у меня получилось что не 50% на 50%. другие "цифры".

Но там типа работают люди от 15 до 65 лет, что искажает результат.

Ну дети тоже иждевенцы. Их как и стариков общество тоже кормит и обевает, причём сейчас у нас не до 15 лет, а как минимум до 20-22 лет. Да и пенсионеры выходят на пенсии в основном в 55-60 лет.

ПС. Ещё раз извиняюсь, если обидел.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Да всё в порядке)

Дети, конечно, в основном иждевенцы (хотя я по трудовой на пилораму в 16 устроился впервые), но государство пенсии за счёт отчислений с работающих им обычно не платит) Это уже забота их родителей. Так что интересно просто было посмотреть, сколько пенсионеров в стране по отношению к числу работающих. Причём именно пенсионеров, а не просто людей старше 55-ти (60-ти). И не просто к числу людей в возрасте 18-55(60), а именно к числу работающих. Обычно этот показатель даже в статежегодниках присутствует.

Демографическая нагрузка немного не то в плане пенсий. Всё-таки у нас много народу получает пенсии до достижения пенсионного возраста. Плюс пенсии по потере кормильца..

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 6 месяцев)

Да всё в по­ряд­ке)

Ну Слава Богу. Я всегда с удовольствием просматриваю Ваши статьи. И "заморочек" не хочу.

 Дети, ко­неч­но, в ос­нов­ном ижде­вен­цы (хотя я по тру­до­вой на пи­ло­ра­му в 16 устро­ил­ся впер­вые), но го­су­дар­ство пенсии за счёт от­чис­ле­ний с ра­бо­та­ю­щих им обычно не платит) Это уже забота их ро­ди­те­лей. ИТД

Да согласен я. Взгляд с одной или другой стороны более полно отражает объект исследования.

Вот посмейся над пенсионерами.

 

Де­мо­гра­фи­че­ская на­груз­ка немно­го не то в плане пенсий. Всё-таки у нас много народу по­лу­ча­ет пенсии до до­сти­же­ния пен­си­он­но­го воз­рас­та. Плюс пенсии по потере кор­миль­ца..

Согласен на 100%. И с этой стороны интересно. В том сайте есть разбивка по демографической нагрузке, на детей и стариков. Сам много нового узнал. Счастливо. ГрАГ 

Аватар пользователя Фарцовщик
Фарцовщик(12 лет 2 месяца)

Классный график, спасибо.

Но пенсионный возраст поднимать нельзя, нееет.

Комментарий администрации:  
*** Это не ник - это состояние души ***
Аватар пользователя micro
micro(7 лет 6 месяцев)

А когда будет обновлённый материал? 

Страницы