"О Религиозном составе населения России. Цифры, рассуждения, вопросы..." Часть 2

Аватар пользователя Vladyka

Часть первую читать тут.

Краткий генезис первой части...

   Из доступных открытых источников (социологические опросы) собрал информацию о религиозном составе населения России, обработал статистически, скорректировал цифры в соответствии с другими открытыми внешними данными, округлил до целых понятных цифр с определенным допуском. В итоге получилась следующая таблица:

      В том числе, как видно из таблицы, именно Православных Христиан, согласно канона Православной Христианской Церкви, в России примерно (около) 5% населения. Что такое Православие по отношению к Христианству, его понимание как термина, я дал в первой части. Найти четкое определение Православия по отношению к Христианству от патриархов Православных Церквей, на момент написания первой части, я не смог. Но вот камрад Вторников в комментариях поделился ссылкой на материал от Митрополита Антония (Храповицкий), где последний дает такое определение: 

"Итак, господа идолопоклонники культуры, цивилизации и права, прежде всего опустите свой нос и извольте слушать, что такое Православие.

Православие есть: 1) учение о вере и добродетели, возвещенное Христом Спасителем, апостолами и отцами Церкви; 2) Православие есть жизнь учреждения, ими устроенного на земле, не духовенства, не иерархии, а общин и народов, иерархией возглавляемых и именующихся Церковью, Православной Церковью.

Почему мы говорим Православие, а не просто христианство? Не потому, чтобы мы первое отличали от второго или считали его частью второго: вне Православия, по принятому Вселенскими соборами и отцами способу выражения, нет христианства (Лаодикийского 7-е правило и Шестого 95-е правило), а только ереси и расколы. Но выражаемся мы так: Православие, чтобы ярче дать понять, что мы разумеем в данном случае только то учение, ту веру, ту жизнь, которые проповедуются и содержатся восточными Патриархами и Русской Церковью."

Определение Митрополита  согласуется с моими выводами в первой части материала.

И соответственно стал сакральный вопрос по отношению примерно 45% населения России считающих себя Православными Христианами (а таковыми они согласно догматов Православной Христианской Церкви не являются) - кто все эти люди???...

... Как ни странно - Православные...

Вывих мозга какой-то... Прошу участников сообщества откинуть в сторону сомнения по поводу моей адекватности...))) На самом деле ситуация с количеством Православных граждан в России еще более запутанная. Ответственные лица в РПЦ МП, а также представители власти заявляют, что Православных в России от примерно 75% до чуть ли не до 95% (материалы смотрите в первой части) населения...  И, опять же, как ни странно, и эти значения то же верны! Все эти люди Православные!!!

Так что же это за Православие такое?

Вот об этом и поговорим далее.

   С учетом описанной ситуации, считаю что пора уже признать что понятие Православия не является на сегодня в обществе едино понимаемым/единообразным, и причина лежит в том что термином "Православие" называют (как я вижу) два в общем и целом разных явления. В общем и целом разных потому что в некоторых моментах есть идеологические пересечения, но при этом источник происхождения их совершенно разный.

     Итак, что же это за явления такие?...

1. Во первых это, в смысле Православие, это вид Христианства.

Давайте "поставим точки над i" - формально нет такой религии как Православие. Есть такая религия как Православное Христианство. То есть в первую очередь эта религия Христианство. Одним из представителей Православного Христианства является Русская Православная Церковь  Московского Патриархата (РПЦ МП). Помимо РПЦ МП в мире существуют и другие религиозные организации (Церкви) представляющие Православное Христианство, а именно множество (сообщество) поместных Церквей - автокефальных и автономных. Есть четкая иерархия Православных религиозных организаций (Церквей), и нужно понимать что РПЦ МП занимает не верхнюю строчку в этой иерархии (к слову...). В соответствии с критериями Православного Христианства, Православными Христианами в России сегодня являются около 5% населения России (подробности в первой части). Понятно что на абсолютной истинности цифры я не настаиваю. Вот например участник сообщества АШ в комментариях к первой части видит ситуацию чуть иначе:

Artem_Rru.gif(4 года 8 месяцев) (19:53:13 / 06-02-2017)

Кстати, священники в публикациях оценивают количество воцерковленных верующих в 5-15% от называющих себя православными. Ну 15% это, пожалуй, многовато. А вот 7-10% можно взять в первом приближении.

Пусть Православных Христиан в России больше -  пусть 10%. 10% это не подавляющее большинство, и не половина населения России. Я бы сказал подавляющее меньшинство. Никого не хотел обидеть или задеть, просто констатирую факты.

2. Во вторых, что же имеют ввиду граждане России называя себя Православными, но при этом не являясь Православными Христианами?

Вот для примера участник сообщества АШ Граф Дуку (Привет камрад!) атеист и считает себя Православным. Его материалы на АШ: Православный атеизм и Православный атеизм ч. 2, вызвали на ресурсе мягко говоря не однозначную реакцию... Или я... Религиозный гражданин России (в том смысле что концепция Всевышнего мне не чужда), не Христианин (в смысле не только не Православный Христианин, но и не какой другой), но Православный... И таких как я и камрад Граф Дуку граждан России (и думаю не только...) очень много и на АШ, и в России... Как я уже писал выше нас в диапазоне 75...95% населения нашей Родины, подавляющее большинство...

Так что же это за Православие такое, которое не Православие Христианское, а какое-то другое, объединяющее нас?

Хочу сразу отметить, что все сказанное далее не является моим каким-то откровением... Идея витает вокруг нас, и в той или иной форме я ее слышу в том числе и от многих членов сообщества АШ.

Вот например участники сообщества АШ определяют его как:

АнТюрru.gif(5 лет 2 недели) (17:18:51 / 28-08-2017)

Автор не различает Православие, как цивилизационную доктрину, и РПЦ, как институт.

Цивилизационная доктрина... очень емкое определение.

 

Asgardru.gif(2 года 7 месяцев) (18:01:35 / 06-02-2017)

...отождествляют православие и "русскость" по менталитету (наличие соборности как основного признака русских по мнению наших философов) и автоматически относят себя к православным.

Ментальное отображение Русскости... Очень интересно.

SergeyVBNMru.gif(5 лет 4 месяца)(18:06:57 / 06-02-2017)

Православие в РФ это культурная традиция...  Я ж написал - имитация веры в бога

Культурная традиция, мало/слабо связанная с Религией... О как.

Элевсинаru.gif(4 года 3 недели) (17:59:12 / 06-02-2017)

Значительная часть  " примкнувших к православию", считавших православие скорее не религией а культурой страны...

 Ну и так далее, вытащил первые что попались из материалов в закладках... Как можно увидеть понимание этого другого Православия у участников сообщества есть, очень похожее по духу, но ясно не определенное... Кмк. Давайте попробуем совместными усилиями дать это определение!

Мне лично нравится термин "Цивилизационно-Идеологическое Православие", кмк он достаточно точно отражает суть обсуждаемого явления. Итак, попробую дать свою версию определения этого термина:

Цивилизационно-Идеологическое Православие - это исторически сложившаяся ментальная проекция цивилизационной, культурной, идеологической, психической традиции общности людей считающих себя Русской нацией/цивилизацией.

В контексте подобного определения данного явления, граждане России (в основном, но и не только...) называющие себя Православными, и не имеющие никакого отношения к Христианству (или имеющие опосредованное отношение), не должны вызывать ни у кого какого-либо когнитивного диссонанса. Поскольку это явление, а именно, Цивилизационно-Идеологическое Православие имеет место быть объективно.

Поэтому, исходя из выше сказанного, позволю себе преобразовать таблицу с информацией о религиозном составе населения России (в % от общего населения России) в следующий формат.

Вывод мой такой - Россия страна пока еще преимущественно Христианская и Православная в Цивилизационно-Идеологическом контексте.

Вопрос... Какое отношение имеет РПЦ МП к Цивилизационно-Идеологическому Православию? Мой ответ... РПЦ МП , в силу многих сложившихся и целенаправленно сформированных факторов, является назначенным официальным носителем этой доктрины.

Я еще не все сказал...

20.10.2017 г. Специально для АШ.

 

 

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Не пятничное...) Кому есть что сказать - добро пожаловать.

Комментарии

Аватар пользователя Ника. Просто Ника

"Кто все эти люди?"

Странные вопросы вы задаете. Это люди православной культуры. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические оскорбления сообщества) ***
Аватар пользователя sasha7777
sasha7777(6 лет 8 месяцев)

Даже паразиты у нас Православныеlaugh

А вообще то камрад,странные вопросы

Аватар пользователя dimks
dimks(8 лет 4 месяца)

Есть четкая иерархия Православных религиозных организаций (Церквей), и нужно понимать что РПЦ МП занимает не верхнюю строчку в этой иерархии (к слову...)

Это не иерархия подчинения, это иерархия уважения и почтения (почитания).

Какое отношение имеет РПЦ МП к Цивилизационно-Идеологическому Православию?

Самое непосредственное. Если бы ее не было, то и не было бы это православного цивилизационного кода. И этот код ничего не значит без церкви. Если вы ее уберете, то очень быстро те, которые считают себя воспитанными в православной культуре, променяют ее на что-то другое. Другое дело, что убрать ее не получится, потому что эти же самые идеологически православные этого не допустят.

Аватар пользователя RBO
RBO(7 лет 1 месяц)

5%

 

Желаемое за действительное?

 

Аватар пользователя Александр Горчаков

А откуда такие шедевральные комментарии в таблице? Творчество автора? 

Комментарий администрации:  
*** Русский национализм есть единственно верная и единственно возможная идеология (c) ***
Аватар пользователя Vladyka
Vladyka(11 лет 6 месяцев)

С чем то не согласен?

Аватар пользователя Александр Горчаков

Со всем не согласен. Это если коротко. 

Комментарий администрации:  
*** Русский национализм есть единственно верная и единственно возможная идеология (c) ***
Аватар пользователя Vladyka
Vladyka(11 лет 6 месяцев)

Ради столь емкого комментария писать оный и не стоило...

Аватар пользователя Александр Горчаков

Я разверну:
1. Вы пишите, православие 50%, но по данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам. И надо иметь ввиду, что количество православных увеличивается. 

2. "Кто эти люди? Возможно значение меньше" шедевральный комментарий, эти люди и есть русский народ

3. Ислам 15%. С какого перепуга? Даже уроды из Левады насчитали только 7%. 

4.  Ещё один шедевр "имеет долгосрочную тенденцию к существенному росту". Лично Мухаммед во сне нашептал? Для общего развития, религия русского мира православие, и весь русский мир будет православным, в долгосрочной перспективе.

Достаточно?

Комментарий администрации:  
*** Русский национализм есть единственно верная и единственно возможная идеология (c) ***
Аватар пользователя Vladyka
Vladyka(11 лет 6 месяцев)

Достаточно было прочесть первую часть.