Экономические циклы и сланцевая добыча

Аватар пользователя iv_g

Циклы Китчина — краткосрочные экономические циклы с характерным периодом 3-4 года. В современной экономической теории механизм генерирования этих циклов обычно связывают с запаздываниями по времени (временными лагами) в движении информации, влияющими на принятие решений коммерческими фирмами. Циклы Китчина
 

Циклы Жюгляра — среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7—11 лет. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жюгляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объёме товарных запасов), но и колебания в объёмах инвестиций в основной капитал. Циклы Жюгляра
 

Циклы (ритмы) Кузнеца имеют продолжительность примерно 15—25 лет. Кузнец связывал эти волны с демографическими процессами, в частности, притоком иммигрантов и строительными изменениями, поэтому он назвал их «демографическими» или «строительными» циклами. В настоящее время рядом авторов ритмы Кузнеца рассматриваются в качестве технологических, инфраструктурных циклов. Циклы Кузнеца
 

Циклы Кондратьева (К-циклы или К-волны) — периодические циклы сменяющихся подъёмов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 48—55 лет. Многие исследователи (особенно в России) широко используют кондратьевские циклы в своих исследованиях, однако значительная часть экономистов их не рассматривает или прямо отвергает существование таких циклов.

Характерный период кондратьевских волн — 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет), циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Кондратьев отметил четыре эмпирические закономерности в развитии больших циклов. Первая — перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале её наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Изменения выражаются в технических изобретениях и открытиях, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Указанные изменения в той или иной степени происходят постоянно, но, по утверждению Кондратьева, они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале. Вторая — периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн. Третья — понижательные волны этих больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства. Четвёртая — большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами подъёма, кризиса и депрессии.

Многие исследователи связывают смену волн с технологическими укладами. Прорывные технологии открывают возможности для расширения производства и формируют новые секторы экономики, образующие новый технологический уклад. Кроме того, кондратьевские волны являются одной из важнейших форм реализации индустриальных принципов производства Циклы Кондратьева
 

Сопоставим экономические циклы с наиболее известными пузырями, чтобы определить место сланцевой добычи в этом ряду.

https://en.wikipedia.org/wiki/Economic_bubble

https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Economic_bubbles

https://en.wikipedia.org/wiki/Extraordinary_Popular_Delusions_and_the_Ma...

Группа 1
Тюльпаномания 1633-1637 (наиболее активно 1636-1637)
Система Ло 1716—1720
Mississippi Company 1717-1720
Компания Южных морей в Англии 1711—1721 (фактически 1717-1721)

Железнодорожная мания 1845-1847
https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_rail_transport_in_Great_Britain...
https://en.wikipedia.org/wiki/Railway_Mania

Encilhamento ("Mounting") 1888-1891
Florida land boom of the 1920s 1920(?)-1925
Poseidon bubble 1969-1970
Японский финансовый пузырь 1986-1991
Российский финансовый пузырь 1995—1998
Пузырь доткомов 1995 по 2001

Группа 2
Ревущие двадцатые 1920(?)-1929
Каналомания 1790-1810

- - -
i/ Пузыри Группы 1 вполне укладываются в циклы Китчина, а выход их продолжительности за пределы 4 лет (Япония, доткомы) можно объяснить хорошей поддержкой государства. Точной датировки флоридского пузыря не нашел.

ii/ Отдельно выделил английскую железнодорожную манию, которая хотя и краткосрочная, но оставила после себя инфраструктуру.

iii/ Из имеющегося списка бумов только "Ревущие двадцатые" 1920(?)-1929 можно квалифицировать как цикл Жюгляра. В Википедии "Ревущие двадцатые" выделяются как пузырь, но это название эпохи в которой выделяются отдельные пузыри: флоридский земельный бум и непосредственно биржевой пузырь 1925-1929. Т.е. в действительности имеем набор циклов Китчина.

iv/ Каналомания в Великобритании, продолжавшаяся 20 лет. Типичный цикл Кузнеца, т.е. технологический, инфраструктурный цикл. В русскоязычной литературе он описан в книге Ф.Броделя "Время мира" с.600-602: "Таким образом, "Безумие каналов" не могло быть истинным безумием, а было спекуляцией, не удававшейся в каждом втором случае, как говорили, что означает также успешной в каждом втором случае..."

v/ Сланцевая добыча идет с 2009 года, т.е. 8 лет, то есть
- Сланцевая добыча уже не краткосрочная флуктуация типа цикла Китчина
- Сланцевая добыча теоретически может описываться циклом Жюгляра до 11 лет. Принимая такую гипотезу, мы де-факто утверждаем, что через 3-4 года сланцевая добыча сойдет на нет. В этом плане интересно, что из списка экономических пузырей нет ни одного, соответствующего циклу Жюгляра, и значит здесь претензия на настоящее открытие в экономике.
- В США вполне планируют добычу сланцевого газа как минимум до 2040 г. Презентация May 03, 2017, стр. 25. 2040-2009 = 31 год, то это тянет как минимум на полноценный цикл Кузнеца, т.е. технологический, инфраструктурный цикл, если не замахиваться на большее, на цикл Кондратьева со значительной перестройкой экономики, когда добыча нефти превращается из "Эльдорадо" (источник денег) в "Инфраструктуру" (место вложения денег).  Даже если считать по нижней границе циклов Кузнеца (15 лет), то ждать падения сланцев осталось "всего" 7 лет :)

И для понимания того, что на мировом финансовом рынке "денег как грязи":
Украина разместила 15-летние суверенные облигации на 3 миллиарда долларов под 7,5% годовых. При этом, как сообщил Reuters, спрос на новые бумаги составил $9,3 миллиарда.
Если нашлись деньги для Украины, то, бесспорно, найдутся деньги на стратегически важные для США сланцевые нефть и газ.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Скрытый комментарий alexsword (c обсуждением)
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

мысли интересные, но форматирование неряшливое, ссылки очень некрасиво выглядят в частности

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Пытаюсь сейчас переформатировать, но вылезает запрет на  изменение записи

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Значит, два раза подряд попытались открыть на редактирование, и запись залочена. Попробуйте еще раз минут через 5.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Все форматирование поправил

Аватар пользователя Polifax
Polifax(7 лет 9 месяцев)
Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

На Utro есть ссылка на http://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1BT1XS-ORUBS

 

Аватар пользователя Polifax
Polifax(7 лет 9 месяцев)

В итоге порошенко обьявлял о том, что уже продали бондов на 3 млрд$. Минфин же выпустил бумажек на 3 млрд$, а выкупили 25 сентября только на 1,3 млрд$, причем анонимные покупатели.

Нет денег для украины в мире. Просто нет.

Аватар пользователя avdicius
avdicius(11 лет 1 месяц)

Вы, как мне кажется, неправильно понимаете слово цикл. У любого цикла есть фаза роста и фаза падения или краха. В конце фазы роста достигается вершина, в конце фазы падения/краха достигается дно. А вы циклом называете только вершину фазы роста.

Поэтому у вам все получилось наоборот. Циклы Жюгляра вы в упор не видите, хотя это как раз самые очевидные циклы:

1998-2000 (азиатский кризис, российский дефолт, крах доткомов) - это дно цикла Жюгляра, потом пошел рост до 2007 года. 2008-2010 (мировой финансовый кризис) очередное крушение в рамках цикла Жюгляра. Потом пошел рост. Ну и видимо 2018/2019-2020/2021 опять будет крушение в рамках того же цикла.

А в 1987 году (за 11 лет до азиатского и российского кризиса 1998) было следующее:

Чёрный понедельник (1987)

Мне кажется только добровольная сдача Горбачевым интересов СССР спасла тогда кап-систему от вполне грандиозной депрессии.

Так что 10-11 летний цикл виден невооруженным глазом.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

7-11 летние циклы экономики я вижу, их вполне видно хотя бы по индексу Доу-Джонса, но это не есть "мания и безумства", как зачастую пытались и пытаются трактовать сланцевую добычу, которая как я показываю уже на пределе возможностей цикла Жюгляра, т.е. весьма вероятно является чем-то более долгосрочным.

Аватар пользователя avdicius
avdicius(11 лет 1 месяц)

Не очень понятна ваша логика.

В 2009 пошла волна инвестиций в сланец. К настоящему времени там 1) достигнуто перепроизводство 2) почти достигнут предел терпимости инвесторов к перекредитованию убыточных компаний.

На срок 2018-2019 вполне можно ожидать, что пункт 2) окончательно возымеет действие и начнутся каскадные банкротства как сланцевых компаний так и их инвесторов в рамках 10-летнего цикла.

Может быть такого и не случится. Окончательные выводы делать рано.

Принимая такую гипотезу, мы де-факто утверждаем, что через 3-4 года сланцевая добыча сойдет на нет.

Это может быть верно только частично. Разорятся убыточные компании, но останутся и сколько-то прибыльных. Так что на нет добыча не сойдет, а уполовинится, например. Но это вызовет каскадные проблемы у инвесторов, банков, задержкам в кредитовании других отраслей, нуждающихся в инвестициях, и общему кризису.

В этом плане интересно, что из списка экономических пузырей нет ни одного, соответствующего циклу Жюгляра, и значит здесь претензия на настоящее открытие в экономике.

Вот здесь я вам и возражаю. Нужно смотреть не на длительность пузыря а на дистанцию между пиками либо же (что проще) на дистанцию между крахами. Так что у нас есть еще год-два чтобы посмотреть развитие событий.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Посмотрим, что будет дальше, но модели и гипотезы по этим моделям должны быть озвучены. Без моделей одно сполошное гадание.
Также должны быть рассмотрены и американские планы, отношение к которым очень скептичное, но скепсис основывается на краткросрочных пузырях, описываемых циклами Китчина.

Аватар пользователя avdicius
avdicius(11 лет 1 месяц)

В главном я с вами согласен. Хотя сомневаюсь, что планы американцев могут предотвратить закономерное развитие событий. Если сланец это пузырь, то он лопнет в положенный срок. Максимум возможного это отложить развязку на год-полтора.

Ну разве что мировая война может перемешать карты настолько, что сланец будет финансироваться по законам военного времени. Тогда оттянут конец еще на несколько лет.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

В своей записи я пытаюсь ответить про "положенный срок" и как мне представляется, он дальше, чем год-полтора.

Аватар пользователя Владимир Лафет

Для анализа:

есть 120 летний цикл:

2 полуволны Кондратьева по 60

3 цикла коллективного подсознания по 40 лет - 1916-1956-1996-2036

4 цикла экономики Общего по 30лет

10 циклов по 12 лет Личного, включая психологию - массовый щелчок переключения личного сознания-подсознания в год Дракона:

2036-2024-2012-2000--...1928-1916-

в 12 летнем цикле - 3 цикла по 4 года( или катрены Нострадамуса), узлы - високосные года.

Здесь подобие с 120 летним циклом и 3 циклами по 40 коллективного подсознания.

Аватар пользователя Владимир Лафет

Циклы-волны:

-12 летний - цикл Личного (включая продукты, товары и т.д. - уровень планирования для этого - поэтому венчур это глупость или случайность - никто не вытянет 12 летний цикл(от идеи до товара на прилавке) - западные успехи случайности по глупости);

-30летний - цикл экономики Общего( замена инфраструктуры, амортизация-накопление для замены и уровень планирования для этого - здесь частная экономика вообще глупость на уровне преступления);

-40летний - цикл коллективного подсознания(бессознательного) и потребность в общественной коррекции(но не фундаментального изменения) устройства под это;

-60летний - кондратьевскиие - нарастание-угасание (1916-1976-2036)

-120летний результирующий цикл в который входят остальные все эти подциклы - фундаментальная смена с изменением гос.парадигмы, органов управления, валюты и т.д.

Аватар пользователя nord_1
nord_1(11 лет 9 месяцев)

" Если нашлись деньги для Украины, то, бесспорно, найдутся деньги на стратегически важные для США сланцевые нефть и газ. "

Напечатать нулики не проблема хоть для племени юмбо-мумбо. Вопрос в том, КАК И КТО ВЕРНЁТ ИХ с прибылью, разумеется. В сланцах идут банкротства. Кто же даст банкротам? Украина получила возможность, что то разместить чисто по политическим мотивам, отдавать ей нечем.

Да, и все эти циклы и волны имеют чисто исторический интерес. То есть, они описывают периоды расширения капитализма. В период глобализации (незаконченной) они не работают, а главное НЕ ДАЮТ прогноза на будущее.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

О прибыльности я уже писал:

Схема - "Сланцевые УВ как Инфраструктура" наиболее легко реализуется в стране-эмитенте мировой валюты. Во всех других странах, а особенно в странах складирующих "избыточную" ликвидность в ГКО США, такая схема будет вызывать "священный ужас" - как это посмели покуситься на Святое - прибыльность нефтянки?! Естественно, в странах подобных РФ, нефтянка должна быть прибыльна, а иначе на какие средства покупать ГКО США?

https://aftershock.news/?q=node/560814

Там же я писал про схему принятия решения: сначала идет политика, потом экономика.
Даже в РФ первична политика, например, присоединение Крыма.

Анализ с помощью циклов (волн, гармоник) есть в естественных науках и его переносят и на историю-экономику. Спады и подъемы есть всегда и разной протяженности, только пропаганда зачастую стремится это скрыть. 

Циклы в данной статье рассмотрены как некие шаблоны, в которые я пытаюсь уложить сланцевую добычу, чтобы понять ее перспективы.
Самый короткий шаблон уже отпал. Второй по длительности уже на пределе возможностей. И наиболее вероятен третий (цикл Кузнеца), хотя и не исключен четвертый. 
Соответсвенно можно дать прогноз по сланцам: впереди как минимум 7 лет до полного краха.
Как раз до конца второго срока Трампа с его MAGA
https://aftershock.news/?q=node/551367

 

 

 

Аватар пользователя nord_1
nord_1(11 лет 9 месяцев)

" Спады и подъемы есть всегда и разной протяженности, "

Верно.

Но вот ОБЪЯСНЕНИЕ их (с экономической точки зрения), на мой взгляд, страдает примитивизмом или занаучиванием простых понятий. Кризис США 1972 года, о котором у нас почти не упоминают, и 2008 это РАЗНЫЕ по своей природе кризисы и циклами просто не объяснимы.

На мой взгляд, вы ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ\ЦИКЛЫ ПРОИЗВОДСТВА накладываете на ФИНАНСОВЫЙ ПУЗЫРЬ сланцев. То есть, вы смешиваете разные по своей сути процессы.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Производство сейчас немыслимо без финансов, без кредита.


Кредит дают руководствуясь как производственными планами, но это самый низкий уровень принятия решения, так и политической целесообразностью, яркий пример в РФ - «Агентство по страхованию вкладов».

Аватар пользователя nord_1
nord_1(11 лет 9 месяцев)

" Производство сейчас немыслимо без
финансов, без кредита.

Кредит дают руководствуясь как
производственными планами, "

Кредиту, как основе капитализма, 400 лет. Вы сознательно смешиваете время, когда деньги ИСКАЛИ и настоящее время - когда их не знают куда девать? То есть, время, когда финсектор получал 5-6% процентов от всей мировой экономики и время, когда он получал 70% (сейчас чуть больше 50%)??

Агентства по страхованию, фонды и прочее - это финсектор. Они созданы не политическими решениями.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Посмотрите книгу Броделя, на которую я даю ссылку.
i/ Периоды аномально низких ставок по кредиту были и ранее, например в Генуе.
ii/ Кредит, возникает когда есть процессы с длительной временной протяженностью

 

 

Аватар пользователя nord_1
nord_1(11 лет 9 месяцев)

Бродель разбирал переход от феодализма к капитализму 15-18 века.

Извините, что потревожил. Ваша позиция понятна.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 6 месяцев)

Хочу дополнить.

Кризис в октябре 1987 года был только финансовый, а на ВВП не отразился.

Вот таблица от Департамента статистики США

(здесь https://​bea.​gov/ или здесь https://www.bea.gov/ данные нашёл)

 

годы........     ВВП миллиардов $ 2009 года рост ВВП год к году  
1979 6466,2 3%  
1980 6450,4 0% кризис
1981 6617,7 3% двойной
1982 6491,3 -2% кризис
1983 6792 5%  
1984 7285 7%  
1985 7593,8 4%  
1986 7860,5 4%  
1987 8132,6 3%  
1988 8474,5 4%  
1989 8786,4 4%  
1990 8955 2%  
1991 8948,4 0% кризис
1992 9266,6 4%  
1993 9521 3%  
1994 9905,4 4%  
1995 10174,8 3%  
1996 10561 4%  
1997 11034,9 4%  
1998 11525,9 4%  
1999 12065,9 5%  
2000 12559,7 4%  
2001 12682,2 1% кризис
2002 12908,8 2%  
2003 13271,1 3%  
2004 13773,5 4%  
2005 14234,2 3%  
2006 14613,8 3%  
2007 14873,7 2%  
2008 14830,4 0% кризис
2009 14418,7 -3%  
2010 14783,8 3%  
2011 15020,6 2%  
2012 15354,6 2%  
2013 15612,2 2%  
2014 16013,3 3%  
2015 16471,5 3%  
2016 16716,2 1%  
Аватар пользователя avdicius
avdicius(11 лет 1 месяц)

Кризис 2008 года начался с проблем единственного банка (Bear Stearns) в 2007. Только через год он перекинулся на Lehman Brothers, а уже после этого понеслось.

Касательно 1987. Биржевой крах 1987 был еще не самим кризисом, а возможным прологом к нему. Как раз в 1987-88 гг СССР последовательно начал сливать капиталистам. Прежде всего слил рынки союзных стран. Для предотвращения кризиса перепроизводства открытие новых рынков это как раз что доктор прописал.

Если бы Горбачев повел себя как Сталин во время Великой Депрессии, то сейчас расклад сил в мире мог бы быть с точностью до наоборот. Но вместо этого Горбачев отдал страны социализма на прокорм капитализму, чем обеспечил примерно 20 лет безбедного его существования. Кризис конца 80-х практически полностью купировался. Кризис 2000-го прошел в крайне легкой форме (доткомы это ни о чем). И только в 2008 все, вероятно, вернулось на круги своя. Так ли это узнаем через год-два.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 6 месяцев)

Ка­са­тель­но 1987. Бир­же­вой крах 1987 был еще не самим кри­зи­сом, а воз­мож­ным про­ло­гом к нему. Как раз в 1987-88 гг СССР по­сле­до­ва­тель­но начал сли­вать ка­пи­та­ли­стам.

 Да я только дополнить. В смысле, что финансовый кризис на бирже, не обязательно вызывает экономический кризис (если экономика здорова). А вот если экономика больна (хотя бы в паре отраслей), то обязательно будет кризис и финансовый и экономический. То есть я придерживаюсь тезиса, что экономика первична, а финансы вторична.

А про СССР в принципе согласен. Но речь идёт о 10-них классических кризисах, которые почему-о называются кризисами Жигляра.

В общем я только дополнить хотел. Может зря влез.

 

Аватар пользователя avdicius
avdicius(11 лет 1 месяц)

Нет проблем, нормально дополнили.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 6 месяцев)

Ещё дополнение.

Нормально?wink

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Поскольку сейчас есть инфляция и почти нет дефляции, то набор данных надо анализировать, убирая тренд, тогда периодичность будет видна четче

Аватар пользователя Робинзон
Робинзон(7 лет 5 месяцев)

С начала 1990-х годов экономические кризисы происходят примерно каждые 8 лет.

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Согласен.

Аватар пользователя МГ
МГ(9 лет 3 недели)

при всём уважении к исследователям, но "гадать", когда произойдет кризис исходя из "циклов" - это то же самое, что гадать, во сколько родит женщина, оперируя понятием "детородный возраст". хотя и тут случаются "сюрпризы"

Аватар пользователя iv_g
iv_g(12 лет 2 месяца)

Здесь делаются только прикидки по интервальным оценкам. Своего рода Ситовой анализ применительно к экономике. Получаем, что рассматриваемый процесс уже не пылинка-флуктуация, а что-то большее