Версия Я.Кедми причин распада СССР

Аватар пользователя ВладимирХ

Отрывок из книги Я.Кедми "Безнадежные войны", посвященный периоду распада СССР. Его версия причин.

Полагаю, он многое недоговаривает (например, даже не упоминает А.Н.Яковлева), но его мнение, в любом случае, значимо. Он был и является (как бывший руководитель спецслужбы "Натив") одним из лучших (если не лучшим) знатоком СССР и России.


Точ­ная оцен­ка про­ис­хо­дяще­го, воз­можнос­тей и ди­нами­ки из­ме­нений, про­ис­шедших в Со­вет­ском Со­юзе на про­тяже­нии 80-х го­дов и к кон­цу де­сяти­летия, и бы­ли ба­зой для де­ятель­нос­ти «На­тива» в 90-х го­дах. Оцен­ки и ана­лизы, ко­торые я де­лал в 80-х го­дах, ба­зиро­вались в ос­новном на на­шей ин­форма­ции, но мы так­же ис­поль­зо­вали ин­форма­цию и из дру­гих ис­точни­ков. Сог­ласно име­ющей­ся у нас ин­форма­ции, пред­се­датель КГБ Ю.В. Ан­дро­пов и его ра­бот­ни­ки в на­чале 80-х го­дов, ана­лизи­руя си­ту­ацию в тог­дашнем СССР, приш­ли к не­уте­шитель­ным вы­водам. Нес­мотря на все проб­ле­мы и не­дос­татки, не­об­хо­димо от­ме­тить, что КГБ был очень про­фес­си­ональ­ной ор­га­низа­ци­ей, спо­соб­ной оце­нить ис­тинное по­ложе­ние в стра­не, осо­бен­но по срав­не­нию с дру­гими струк­ту­рами. КГБ был од­ной из единс­твен­ных, ес­ли не единс­твен­ной, го­сударс­твен­ной струк­ту­рой, спо­соб­ной соб­рать и со­пос­та­вить ин­форма­цию как о про­ис­хо­дящем в СССР, так и во всем ми­ре в раз­личных об­ластях и прий­ти к пра­виль­ным, в прин­ци­пе, вы­водам. Но эти оцен­ки не всег­да при­нима­лись го­сударс­твен­ным, то есть пар­тий­ным ру­ководс­твом СССР.

Вы­воды Ю.В. Ан­дро­пова в на­чале 80-х го­дов, на­кану­не его при­хода к влас­ти, бы­ли сле­ду­ющие: ес­ли в Со­вет­ском Со­юзе не про­изой­дут пе­реме­ны в го­сударс­твен­ном уп­равле­нии, в эко­номи­ке и в об­щес­тве, то к кон­цу XX – на­чалу XXI ве­ка Со­вет­ский Со­юз вряд ли смо­жет со­пер­ни­чать с Со­еди­нен­ны­ми Шта­тами как ми­ровая дер­жа­ва. Ма­ло то­го, са­мо су­щес­тво­вание СССР как еди­ного го­сударс­тва мо­жет быть под уг­ро­зой. Дру­гими сло­вами, ес­ли не бу­дут про­из­ве­дены не­об­хо­димые ре­фор­мы, стра­на и власть мо­гут пе­рес­тать су­щес­тво­вать. Как из­вес­тно, ис­то­рия под­твер­ди­ла эту про­фес­си­ональ­ную оцен­ку.

Не слу­чай­но та­кая оцен­ка бы­ла сде­лана имен­но Ан­дро­повым. Ему мож­но предъ­явить мно­го пре­тен­зий, но он от­ли­чал­ся от ос­таль­ных чле­нов По­лит­бю­ро. Ан­дро­пов был убеж­денным ком­му­нис­том, но бо­лее ин­телли­ген­тным и ду­ма­ющим, чем боль­шинс­тво его со­рат­ни­ков по пар­тии. Очень силь­но пов­ли­яли на не­го со­бытия вен­гер­ско­го мя­тежа 1956 го­да. Ан­дро­пов был тог­да пос­лом в Бу­дапеш­те. Он был шо­киро­ван и ду­шев­но трав­ми­рован тем, что он уви­дел в те дни в Бу­дапеш­те. Мя­теж­ни­ки при­вола­кива­ли к во­ротам по­соль­ства вен­гер­ских ком­му­нис­тов и, сди­рая с них живь­ем ко­жу, ве­шали вниз го­ловой пе­ред во­рота­ми, зас­тавляя уми­рать мед­ленной смертью в ужас­ных му­чени­ях. Эти страш­ные сце­ны пов­то­рялись день за днем и во мно­гих мес­тах Бу­дапеш­та, и Ан­дро­пов, как и дру­гие ра­бот­ни­ки по­соль­ства, бы­ли их сви­дете­лями. Речь идет о вос­ста­нии вен­гров про­тив влас­ти вен­гер­ских ком­му­нис­тов. На­ибо­лее ак­тивное учас­тие в этом вос­ста­нии при­няли офи­церы и сто­рон­ни­ки быв­ше­го фа­шист­ско­го дик­та­тора Вен­грии Ми­лоша Хор­ти, со­юз­ни­ка Гит­ле­ра. Вен­гры во­ева­ли про­тив вен­гров с ти­пич­ной для граж­дан­ской вой­ны жес­то­костью. Со­вет­ская ар­мия по­дави­ла этот мя­теж че­рез не­делю пос­ле его на­чала – Со­вет­ский Со­юз не мог сми­рить­ся с по­терей влас­ти ком­му­нис­тов в Вен­грии и пе­рехо­да стра­ны в за­пад­ный ла­герь.

Вен­грия и го­сударс­тва Вос­точной Ев­ро­пы не на­ходи­лись под со­вет­ской ок­ку­паци­ей, а под властью сво­их ком­му­нис­тов, пра­вящих с по­мощью со­вет­ских шты­ков. Трав­ма Бу­дапеш­та бы­ла для Ан­дро­пова и лич­ной тра­геди­ей – под вли­яни­ем уви­ден­ных ужа­сов у его же­ны пов­ре­дил­ся рас­су­док, и она так и не приш­ла в се­бя до кон­ца сво­их дней. Эта трав­ма и тра­гедия прес­ле­дова­ли Ан­дро­пова всю жизнь и бы­ли ос­новной при­чиной то­го, что Ан­дро­пов, на­ходясь в По­лит­бю­ро, был ак­тивным сто­рон­ни­ком втор­же­ния в Че­хос­ло­вакию. Мои друзья, слу­жив­шие в Со­вет­ской ар­мии и учас­тво­вав­шие во втор­же­нии, рас­ска­зыва­ли мне о про­ис­шедшем, так что у ме­ня бы­ла до­воль­но неп­ло­хая кар­ти­на про­ис­хо­див­ше­го там. Это бы­ла од­на из серь­ез­ней­ших оши­бок со­вет­ской влас­ти, ко­торая из-за иде­оло­гичес­кой сле­поты не смог­ла пра­виль­но оце­нить зна­чение про­ис­хо­дящих в ми­ре со­бытий и из­ме­нений и прис­по­собить­ся к ним. Трав­ма вен­гер­ско­го мя­тежа под­тол­кну­ла Ан­дро­пова и к под­дер­жке ре­шения о втор­же­нии в Аф­га­нис­тан. Вступ­ле­ние СССР в вой­ну в Аф­га­нис­та­не бы­ло сплош­ной цепью не­удач в про­цес­се при­нятия ре­шений, го­сударс­твен­ных и по­лити­чес­ких оце­нок, оп­ре­деле­ния це­лей вой­ны и ее ве­дения от на­чала и до кон­ца, как во­ен­ным, так и го­сударс­твен­ным ру­ководс­твом. Аф­ган­ская вой­на бы­ла для Со­вет­ско­го Со­юза тем же, что и не­удач­ная вой­на про­тив Япо­нии для цар­ско­го пра­витель­ства Рос­сии в на­чале XX ве­ка. Вто­рой раз в ис­то­рии Рос­сии не­удач­ная вой­на, за­те­ян­ная сла­бым пра­витель­ством, при­вела стра­ну к кру­шению и рас­па­ду. И в со­быти­ях в Че­хос­ло­вакии, и в вой­не в Аф­га­нис­та­не осо­бен­но яр­ко про­яви­лась сла­бость и нес­по­соб­ность ру­ководс­тва стра­ны справ­лять­ся со слож­ны­ми го­сударс­твен­ны­ми проб­ле­мами и на­ходить пра­виль­ные ре­шения.

Ю.Н. Ан­дро­пов был тем, кто выб­рал М.С. Гор­ба­чева в свои пре­ем­ни­ки, и в этом, с мо­ей точ­ки зре­ния, бы­ла од­на из его серь­ез­ных оши­бок. Он ви­дел в Гор­ба­чеве ком­му­нис­та но­вого по­коле­ния – ду­ма­юще­го, энер­гично­го, от­кры­того, ин­телли­ген­тно­го и по­пуляр­но­го. Ан­дро­пов не по­нял, что Гор­ба­чеву не­дос­та­ет ли­дер­ских ка­честв и ав­то­рите­та и он не спо­собен при­нимать ре­шения. М.С. Гор­ба­чев был сла­бым че­лове­ком и в кри­тичес­кий мо­мент по­терял ос­татки сво­ей ре­шитель­нос­ти. Он так­же ока­зал­ся нес­по­соб­ным по­нимать и раз­би­рать­ся в слож­ной дей­стви­тель­нос­ти сво­ей стра­ны.

Я встре­тил­ся с Гор­ба­чевым уже пос­ле его па­дения. Два ча­са раз­го­вора с ним про­из­ве­ли на ме­ня очень тя­желое впе­чат­ле­ние. Я не мог от­де­лать­ся от мыс­ли: до ка­кой сте­пени дег­ра­диро­вала пра­вящая эли­та, ес­ли та­кому че­лове­ку да­ли воз­можность уп­равлять стра­ной, уп­равлять им­пе­ри­ей. Де­вянос­то пять про­цен­тов вре­мени Гор­ба­чев рас­ска­зывал мне о сво­ем ве­личии, о том, как на­род лю­бит и це­нит его и как на бли­жай­ших вы­борах он по­лучит аб­со­лют­ное боль­шинс­тво, пос­коль­ку он один мо­жет спас­ти Рос­сию и ему на­род ве­рит. И это­го че­лове­ка пос­та­вили во гла­ве го­сударс­тва в 1985 го­ду, а он со­вер­шил все мыс­ли­мые ошиб­ки. Его нес­по­соб­ность при­нять нуж­ное ре­шение в кри­тичес­кий мо­мент при­вела го­сударс­тво, во гла­ве ко­торо­го он сто­ял, к кра­ху. Со­вет­ский Со­юз рух­нул не по­тому, что кто-то хо­тел это­го и спла­ниро­вал этот крах. Вся­кого ро­да спе­ци­алис­ты, пос­то­ян­но оши­бав­ши­еся в по­нима­нии про­ис­хо­дяще­го в Со­вет­ском Со­юзе, пы­тались зад­ним чис­лом объ­яс­нить со­бытия, ко­торых они не по­нима­ли ни до, ни во вре­мя, ни пос­ле про­ис­шедше­го. Все тре­щав­шие о дви­жени­ях про­тес­та и о на­роде, ко­торый, же­лая сво­боды и де­мок­ра­тии, сбро­сил ком­му­нис­ти­чес­кую власть, прос­то не по­нима­ют, о ка­кой стра­не они го­ворят. Власть рух­ну­ла из-за внут­ренней дег­ра­дации и пос­те­пен­но­го раз­ло­жения, из-за ор­га­низа­ци­он­ной и лич­ной нес­по­соб­ности ру­ково­дите­лей го­сударс­тва при­нимать и осу­щест­влять не­об­хо­димые ре­шения. Ес­ли есть кто-то в ис­то­рии, с кем мож­но срав­ни­вать Гор­ба­чева, так это толь­ко Ке­рен­ский. Сла­бость и без­дей­ствие Ке­рен­ско­го и его пра­витель­ства при­вели к кра­ху Рос­сий­ской им­пе­рии и при­ходу к влас­ти боль­ше­виков в ок­тябре 1917 го­да. Гор­ба­чев при­вел к кра­ху Со­вет­скую им­пе­рию. Ис­тинная при­чина кра­ха в обо­их слу­ча­ях в том, что Рос­сия в кри­тичес­кий мо­мент не смог­ла най­ти ни­кого луч­ше для уп­равле­ния стра­ной.

Гор­ба­чев во­об­ще не по­нимал зна­чения сво­их дей­ствий. Он и до се­год­няшне­го дня не по­нима­ет. Он прев­ра­тил­ся в лю­бим­чи­ка За­пада, осы­па­емо­го по­четом и при­зами. За что? За то, что раз­ру­шил стра­ну, ко­торую был обя­зан хра­нить и ук­реплять? Я ду­маю, что объ­ек­тивный наб­лю­датель не мо­жет ра­довать­ся то­му, что про­изош­ло в стра­не. На­роды Рос­сии и дру­гих го­сударств быв­ше­го Со­вет­ско­го Со­юза зап­ла­тили и про­дол­жа­ют пла­тить за про­цесс рас­па­да страш­ную це­ну. Про­цесс на­силь­ствен­ный, не­уп­равля­емый и по­тому вар­вар­ский и жес­то­кий. Мож­но бы­ло из­бе­жать кро­воп­ро­лития и раз­гро­ма це­лого по­коле­ния. Что­бы не бы­ло не­дора­зуме­ний, я не со­жалею о рас­па­де Со­вет­ско­го Со­юза. Од­на­ко я ста­ра­юсь про­ана­лизи­ровать со­бытия про­фес­си­ональ­но и объ­ек­тивно, не вме­шивая ни про­рос­сий­ские, ни ан­ти­рос­сий­ские чувс­тва. Ки­тай то­же сто­ял пе­ред опас­ностью раз­ва­ла, но ки­тай­ские пра­вите­ли наш­ли спо­соб вы­вес­ти стра­ну в дру­гую эпо­ху с по­мощью ре­форм и, что еще важ­нее, не те­ряя кон­троль над си­ту­аци­ей в стра­не. Се­год­няшнее по­ложе­ние Ки­тая, с эко­номи­чес­кой точ­ки зре­ния, нам­но­го луч­ше, чем Рос­сии, хо­тя в на­чале 90-х эко­номи­чес­кое по­ложе­ние Ки­тая бы­ло нам­но­го ху­же, чем у Со­вет­ско­го Со­юза. Ин­фраструк­ту­ра Ки­тая, эко­номи­чес­кая и тех­но­логи­чес­кая, бы­ла нам­но­го бо­лее шат­кой, чем со­вет­ская. Но ру­ководс­тво Ки­тая до­билось ус­пе­ха в том, в чем про­вали­лось ру­ководс­тво Со­вет­ско­го Со­юза. Ки­тай да­лек от де­мок­ра­тии за­пад­но­го об­разца и бу­дет да­лек еще мно­гие го­ды, ес­ли не всег­да. Но Ки­тай раз­ви­ва­ет­ся го­ловок­ру­житель­ны­ми тем­па­ми и сво­им пу­тем, а не тем, ко­торый был ука­зан ему кем-то из­вне, без ужас­ной тра­гедии, про­изо­шед­шей в быв­шем СССР в зло­получ­ные де­вянос­тые го­ды.

Рас­пад Со­вет­ско­го Со­юза в кон­це 1991 го­да не был ре­зуль­та­том дей­ствий, зап­ла­ниро­ван­ных ка­кой-ли­бо пар­ти­ей или по­лити­чес­кой си­лой. Че­тыре ком­му­нис­ти­чес­ких де­яте­ля, боль­ше­вики до моз­га кос­тей, аб­со­лют­но да­лекие от де­мок­ра­тии, ре­шили рас­пустить СССР, каж­дый по сво­им лич­ным ин­те­ресам и ин­те­ресам групп, ко­торые сто­яли за ни­ми. Ини­ци­ато­ром был Ель­цин, дви­жимый же­лани­ем уб­рать Гор­ба­чева. Враж­дебность к Гор­ба­чеву и лич­ные сче­ты с ним прев­ра­тились у не­го в ма­нию. Ель­цин счи­тал, что, не ус­тра­нив Гор­ба­чева, он не смо­жет дос­тичь вер­ши­ны влас­ти. Он не ду­мал и не пред­по­лагал, что рас­пад Со­вет­ско­го Со­юза, ини­ци­иру­емый им по лич­ным при­чинам, бу­дет не­об­ра­тимым и что он тем са­мым раз­ру­ша­ет им­пе­рию. Трое дру­гих, прос­тые ап­па­рат­чи­ки наз­на­чив­шей их пар­тии, бы­ли влас­ти­теля­ми Рос­сии, Ук­ра­ины и Бе­лорус­сии. Они бы­ли мел­ки­ми со­вет­ски­ми дик­та­тора­ми, все же­лание ко­торых бы­ло про­дол­жать влас­тво­вать. Дик­та­тура влас­ти со­вет­ско­го боль­ше­вист­ско­го тол­ка сох­ра­нилась в этих стра­нах, она при­об­ре­ла лишь не­кий на­ци­ональ­ный, а иног­да и край­не на­ци­она­лис­ти­чес­кий от­те­нок. Гор­ба­чев мог их ос­та­новить и пре­дот­вра­тить раз­вал Со­вет­ско­го Со­юза, но он не об­ла­дал ду­шев­ны­ми си­лами для борь­бы. Со­вет­ский ап­па­рат­чик, мел­кий пар­тий­ный карь­ерист, ли­шен­ный ка­честв ли­дера, с от­сутс­тви­ем эле­мен­тарно­го чувс­тва вер­ности стра­не и ис­полня­емой дол­жнос­ти пре­зиден­та, он сло­мал­ся в нес­коль­ко се­кунд, под­пи­сал Указ о рос­пуске Со­вет­ско­го Со­юза, пус­тил сле­зу и по­шел спать.

К кон­цу 1991 го­да нам бы­ло яс­но, что Со­вет­ский Со­юз на­ходит­ся на гра­ни серь­ез­ней­ше­го внут­ренне­го кри­зиса. Пос­ледней кап­лей стал не­удав­ший­ся путч. Но и без пут­ча про­цес­сы дег­ра­дации влас­ти и все­об­ще­го раз­ва­ла в Со­вет­ском Со­юзе быс­тро на­рас­та­ли. Тем бо­лее что со­вет­ская власть не смог­ла выд­ви­нуть из сво­ей сре­ды ни­кого, кто бы был спо­собен при­нимать не­об­хо­димые ре­шения и сох­ра­нить стра­ну. Премь­ер-ми­нистр, один из ру­ково­дите­лей пут­ча, был все три дня бес­прос­ветно пь­ян и с тру­дом соз­на­вал, что про­ис­хо­дит. Я бе­седо­вал о пут­че с од­ним из его ру­ково­дите­лей, Вла­дими­ром Крюч­ко­вым, быв­шим в то вре­мя Пред­се­дате­лем КГБ. Он был до­воль­но бли­зок к Ан­дро­пову и ра­ботал вмес­те с ним в по­соль­стве СССР в Бу­дапеш­те в 1956 го­ду. Я спро­сил его: «Я ви­дел по те­леви­дению под­разде­ления спец­на­за в стра­теги­чес­ких точ­ках Мос­квы. Как по­лучи­лось, что путч не удал­ся?» Ме­ня это ин­те­ресо­вало, что­бы луч­ше по­нять, ка­кова спо­соб­ность со­вет­ских или пос­тсо­вет­ских струк­тур влас­тво­вать. Его от­вет ме­ня уди­вил. Он ска­зал, что они бо­ялись кро­воп­ро­лития. Они счи­тали, что са­ма уг­ро­за при­мене­ния си­лы бу­дет дос­та­точ­но ус­тра­ша­ющей и что нет на­доб­ности от­кры­вать огонь.

Я по­лучил это­му кос­венное под­твержде­ние в бе­седе с Сер­ге­ем Гон­ча­ровым, за­мес­ти­телем под­разде­ления по борь­бе с тер­ро­ром «Аль­фа», с ко­торым я поз­на­комил­ся во вре­мя сов­мес­тной опе­рации с зах­ва­чен­ным на Кав­ка­зе са­моле­том. У нас сох­ра­нились хо­рошие дру­жес­кие от­но­шения, и при встре­че в Мос­кве, пос­ле пут­ча, он рас­ска­зал мне, как он по­лучил при­каз под­го­товить­ся к штур­му Бе­лого до­ма, быв­ше­го шта­бом Ель­ци­на во вре­мя пут­ча. Он про­вел пред­ва­ритель­ную раз­ведку мес­тнос­ти, и его лю­ди за­няли бо­евые по­зиции вок­руг Бе­лого до­ма. По его сло­вам, «Аль­фа» мог­ла ов­ла­деть Бе­лым до­мом в со­от­ветс­твии с раз­ра­ботан­ным пла­ном в те­чение двад­ца­ти ми­нут и арес­то­вать всех, ко­го не­об­хо­димо. При этом у «Аль­фы» не дол­жно бы­ло быть по­терь, толь­ко в слу­чае ошиб­ки, а сре­ди обо­роня­ющих­ся мог­ло быть до двух­сот уби­тых. На мой воп­рос, по­чему не бы­ло штур­ма, он от­ве­тил пря­мо, что прос­то ник­то не дал при­каз о штур­ме. В кри­тичес­кий мо­мент, ког­да на­до бы­ло при­нимать кри­тичес­кое ре­шение, не­кому бы­ло его при­нять.

Яков Кедми. Безнадежные войны

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий редакции раздела Ключевые временные точки и факты истории

Страшная статья на самом деле. Недостающий для меня кусочек паззла - что жена Андропова ушла в эмоциональное сознание и не смогла вернуться. И вполне вероятно, в эмоциональное сознание потихоньку перешел и сам Андропов. Также, как и большинство психиаторов после долгой работы именно с реальными пациентами. А дальше к Андропову прицепился Горбачев (тогда еще с большой буквы), сумевший оперативно своим эмоциональным сознанием подстроиться под Андропова и угадывать его эмоции...

ЗЫ Я не вижу каких либо способов противодействия таким людям, кроме ежечасного применения к их действиям принципа "относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе", преданный в свое время ради мнимой эффективности...

Комментарии

Аватар пользователя avvv
avvv(14 лет 4 месяца)

Рас­пад Со­вет­ско­го Со­юза в кон­це 1991 го­да не был ре­зуль­та­том дей­ствий, зап­ла­ниро­ван­ных ка­кой-ли­бо пар­ти­ей или по­лити­чес­кой си­лой. Че­тыре ком­му­нис­ти­чес­ких де­яте­ля, боль­ше­вики до моз­га кос­тей, аб­со­лют­но да­лекие от де­мок­ра­тии, ре­шили рас­пустить СССР, каж­дый по сво­им лич­ным ин­те­ресам и ин­те­ресам групп, ко­торые сто­яли за ни­ми

Мозгоклюй!

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(12 лет 3 недели)

Кедми бессовестно замалчивает роль коллективного запада в развале СССР. Более того, говорит, что никакого плана не было.

Не вдаваясь в конспирологию, существуют прямые свидетельства, что такой план был, и он последовательно воплощался в жизнь, доступные обывателю. А именно: массированная пропаганда по радио. Раскручивание диссидентского движения.

Межэтнические конфликты на территории СССР раскручивались западными технологами по устоявшемуся сценарию. Посмотрите ролики о событиях в Баку - майдан один в один. Те же палатки, та же сцена, музыка, молодчики в масках, такое же насаждение межэтнической ненависти, вылившейся в горы трупов и нескончаемую гражданскую войну.

Лукавит Кедми. 

Аватар пользователя МегаВаттник
МегаВаттник(10 лет 7 месяцев)

Да-да, вы ещё забыли упомянуть, как агенты ЦРУ вагонами мясо закапывали на въездах в Москву. Как они же табачные фабрики на ремонты одновременно закрывали. И они же дефицит создавали на любой товар, кроме морской капусты в банках.

Аватар пользователя sv717
sv717(13 лет 7 месяцев)

Главное враньё здесь: "Ан­дро­пов был убеж­денным ком­му­нис­том, но бо­лее ин­телли­ген­тным и ду­ма­ющим, чем боль­шинс­тво его со­рат­ни­ков по пар­тии... Трав­ма вен­гер­ско­го мя­тежа под­тол­кну­ла Ан­дро­пова и к под­дер­жке ре­шения о втор­же­нии в Аф­га­нис­тан... Ю.Н. Ан­дро­пов был тем, кто выб­рал М.С. Гор­ба­чева в свои пре­ем­ни­ки - вот это правда!... Он ви­дел в Гор­ба­чеве ком­му­нис­та но­вого по­коле­ния – ду­ма­юще­го, энер­гично­го, от­кры­того, ин­телли­ген­тно­го и по­пуляр­но­го. Ан­дро­пов не по­нял, что Гор­ба­чеву не­дос­та­ет ли­дер­ских ка­честв и ав­то­рите­та и он не спо­собен при­нимать ре­шения" - Какой Андропов был коммунист - понятно после рассмотрения результатов деятельности КГБ. Чего там видел и не понял "ювелир", как его называли сослуживцы, это Яша пусть израильским школьникам младших классов рассказывает - или Андропов был безнадёжным идиотом, не способным при всей информированности разобраться в человеке (причём человеке публичном, активном), или... понятно в общем. Рассказ израильского агента с попыткой создать легенду для обеспечения "светлого образа" другого агента влияния.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в распространении политоты ПОМОЙНОГО качества ***
Аватар пользователя Key Z
Key Z(9 лет 3 месяца)

Слушайте, ни один Яшин публичный прогнз не сбылся, начиная с начала событий на украине. Да, он говорит местами красиво, но точно также местами цинично врет. А текст, что Вы привели, вобще за пределами аналитики: "СССР развалился, потому что КПСС не выдвинула адекватных лидеров". А то, блин, мы не знали.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(13 лет 3 месяца)

А можно побольше конкретики насчет вранья?

Аватар пользователя Key Z
Key Z(9 лет 3 месяца)

Я так скажу: если Вы сомневаетесь в том, что разведчик врет, сомневайтесь лучше в том, что он разведчик.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(13 лет 3 месяца)

Нет фактуры? Я не сомневаюсь, что он многое умалчивает, но сомневаюсь, что он будет впрямую врать.

Аватар пользователя good-society
good-society(12 лет 7 месяцев)

Я бе­седо­вал о пут­че с од­ним из его ру­ково­дите­лей, Вла­дими­ром Крюч­ко­вым, быв­шим в то вре­мя Пред­се­дате­лем КГБ. Он был до­воль­но бли­зок к Ан­дро­пову и ра­ботал вмес­те с ним в по­соль­стве СССР в Бу­дапеш­те в 1956 го­ду. Я спро­сил его: «Я ви­дел по те­леви­дению под­разде­ления спец­на­за в стра­теги­чес­ких точ­ках Мос­квы. Как по­лучи­лось, что путч не удал­ся?» Ме­ня это ин­те­ресо­вало, что­бы луч­ше по­нять, ка­кова спо­соб­ность со­вет­ских или пос­тсо­вет­ских струк­тур влас­тво­вать. Его от­вет ме­ня уди­вил. Он ска­зал, что они бо­ялись кро­воп­ро­лития. Они счи­тали, что са­ма уг­ро­за при­мене­ния си­лы бу­дет дос­та­точ­но ус­тра­ша­ющей и что нет на­доб­ности от­кры­вать огонь.

Версия очень близка к реальности

Аватар пользователя sv717
sv717(13 лет 7 месяцев)

А Крючков такой же фрукт, как и Андропов.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в распространении политоты ПОМОЙНОГО качества ***
Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(11 лет 1 месяц)

Причиной распада СССР была в том числе и деятельность Я. Кедми

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(13 лет 3 месяца)

Вы имеете в виду выезд евреев или еще какие-то его действия?

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(11 лет 1 месяц)

Натив в первую очередь.

Ну и 

Кедми был ключевым участником комитета спецслужб Израиля при премьер-министре Биньямине Нетаньяху по проблематике вооруженных сил Ирана.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(13 лет 3 месяца)

Кстати, как его воспринимает общественное мнение Израиля?

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(11 лет 1 месяц)

Он здесь и не мелькает. О нем знают узкая кучка эмигрантов, внешне как ведущие Итон ТВ, завсегдатаи местного аналога бара "Матрешка".

Профи знают конечно. Генеральская должность все-таки.

Аватар пользователя verner
verner(10 лет 7 месяцев)

В этом нет никаких сомнений. Но через много лет, почему-то его мнение об этих событиях несколько изменилось.

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(11 лет 1 месяц)

Логично предположить, что это мнение высказывается с определенной целью.

Аватар пользователя verner
verner(10 лет 7 месяцев)

У меня впечатление, что ему не нравится усиление давления США на Израиль, а у нас он ползает, чтобы замазать грубые ошибки руководства вашей страны.

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(11 лет 1 месяц)

Там он ползает потому, что бывших не бывает

Аватар пользователя verner
verner(10 лет 7 месяцев)

Естественно, попутно выполняя задания своих служб.

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(11 лет 1 месяц)

Он официально на пенсии.

Я вот тоже пенсионер :)

Аватар пользователя verner
verner(10 лет 7 месяцев)

Я в курсе, тоже самое.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(13 лет 3 месяца)

Там он ползает потому, что бывших не бывает

Похоже ему не очень нравится нынешняя политика Израиля.

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(11 лет 1 месяц)

Вы его биографию прочтите и погуглите размер генеральской пенсии в Израиле :) Я думаю там 10k баксов в месяц

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(13 лет 3 месяца)

Мне кажется, он в душе остался идеалистом.

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(11 лет 1 месяц)

Отработав главой Натив? Да ладно :)

Аватар пользователя vreditel
vreditel(10 лет 6 месяцев)

Гор­ба­чев во­об­ще не по­нимал зна­чения сво­их дей­ствий. Он и до се­год­няшне­го дня не по­нима­ет. 

Все он понимал и понимает. И прекрасно знает, что Синий Боря его на сковородке дожидается.

Се­год­няшнее по­ложе­ние Ки­тая, с эко­номи­чес­кой точ­ки зре­ния, нам­но­го луч­ше, чем Рос­сии, хо­тя в на­чале 90-х эко­номи­чес­кое по­ложе­ние Ки­тая бы­ло нам­но­го ху­же, чем у Со­вет­ско­го Со­юза. Ин­фраструк­ту­ра Ки­тая, эко­номи­чес­кая и тех­но­логи­чес­кая, бы­ла нам­но­го бо­лее шат­кой, чем со­вет­ская. Но ру­ководс­тво Ки­тая до­билось ус­пе­ха в том, в чем про­вали­лось ру­ководс­тво Со­вет­ско­го Со­юза.

А разве против Китая велась/ведется целенаправленная экономическая война? Напротив, коллективный запад дружно инвестировал в Китай.

Комментарий администрации:  
*** отключен (СССР победил фашистов "пушечным мясом" (с)) ***
Аватар пользователя verner
verner(10 лет 7 месяцев)

Гор­ба­чев во­об­ще не по­нимал зна­чения сво­их дей­ствий. Он и до се­год­няшне­го дня не по­нима­ет

Я тоже не мог поверить, что во главе государства может быть назначен откровенный дурак.

Аватар пользователя Nara
Nara(9 лет 1 месяц)

Союз развалили жид ЕБН, польский жид Шушкевич и сын бандеровцев ярый западанец Кравчук.

Это так КПСС подбирала кадры, а КГБ была мощной только на бумаге. А Альфа вообще позор не выполняла приказов

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(13 лет 3 месяца)

Альфа вообще позор не выполняла приказов

Подтверждение можете привести невыполнения приказов?

Аватар пользователя Nara
Nara(9 лет 1 месяц)

1993 год надо было брать Белый дом и Альфа отказалась после чего ЕБН её расформировал.

 

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(13 лет 3 месяца)

Вы как-то смешали 1991 год с 1993. Там совсем другая история.

Были факты невыполнения приказов Альфой в 1991 году?

Аватар пользователя Nara
Nara(9 лет 1 месяц)

Это уважаемый Кэдми не стал добивать нквдэшников, что они не защитили ту власть которая их выкормила

Аватар пользователя Dmitri
Dmitri(14 лет 2 недели)

Вы думаете, что такие приказы документируются? Сейчас никто правду не скажет, что творилось тогда. Каждый, в том числе и "Альфа" будет защищать себя, утверждая, что приказов не было.

Аватар пользователя Nara
Nara(9 лет 1 месяц)

В России не любят отдавать письменные приказы. Обычно хватает хозяин спасал. Только победителей, если бы Альфа выполнила бы приказ не судят

Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(11 лет 11 месяцев)

А почему Кравчук у тебя не в жидах числится? Ты чо его отмазываешь?

Аватар пользователя Nara
Nara(9 лет 1 месяц)

Он с Галиции и его родственники убивали в Бабьем Яру

Аватар пользователя barbudos
barbudos(14 лет 1 неделя)

Распад СССР обусловлен системными причинами. Все верно Кедми говорит.

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(12 лет 3 недели)

Не всё было гладко, но без внешнего воздействия, СССР мог бы существовать еще сотни лет.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(10 лет 11 месяцев)

История не терпит сослагательного наклонения

Аватар пользователя ascold
ascold(14 лет 1 месяц)

Не мог бы... С "руководящей ролью КПСС" и всем этим сбродом в креслах секретарей и помощников секретарей! Это просто ненаучная фантастика. Я конечно всех не видел, врать не буду. Но того кого я в детстве видел - верхушка Центросоюза потребительской кооперации, к примеру, ну еще там разные товарищи из политбюро.. Фамилий называть не буду, а то еще обидятся.. есть еще те кто живы. Трутся вокруг всяких общественных организаций.. В общем они все произвели неизгладимое впечатления на всю жизнь.

К концу существования СССР нормальные управляющие кадры были только в сугубо отраслевых нишах. Очень глубоко. И на общую картину они не влияли.

Аватар пользователя Postulat
Postulat(9 лет 12 месяцев)

Распад СССР обусловлен системными причинами

Распад СССР начался с троцкистского переворота в 1953 г.  Этот переворот продолжался 40 лет и закончился расстрелом троцкистами парламента. 

События 1993 г. - копия событий 1953 г.. 

Это к пониманию того, кто с кем воевал в Москве в 1993 г.

Аватар пользователя прозаик
прозаик(9 лет 12 месяцев)

Причиной развала была ленинская национальная политика, принципы образования СССР, не желание Сталина начиная где то с 43 года формировать единое государство путем присоединения освобожденн6ых областей Украины, Белоруссии и других к России, построение витрин социализма, дефицит и пустые полки магазинов на остальной территории СССР.

Аватар пользователя ascold
ascold(14 лет 1 месяц)

Нет это все симптомы. Главная причина - глубоко оторванная от реальности идеология, не имеющая никакого прямого выхода на естественную общественную и личную мораль. Марксизм западное учение, сколько его не пытались пересадить на нашу почву все получалось уродливо. Идея социальной справедливости это правильно и хорошо, но только достичь ее таким путем не представляется возможным. Марксистская политэкономия неплохо описывает "зубастый оскал капитализма", но совершенно непригодна для созидания чего-то альтернативного, а уж человеческую природу так и вообще сводит к статистике! Это как использование Евклидовой геометрии для описания фрактальных объектов! Бесперспективно.. 

Аватар пользователя прозаик
прозаик(9 лет 12 месяцев)

Да, Вы совершенно правы, идеология Маркса дополненная опусами Ленина, вроде работ о великодержавном русском шовинизме, изучали вплоть до 91года. Настолько видимо она их напугала, что даже и не заикались о создании КП РСФСР.

Аватар пользователя Caribas
Caribas(9 лет 3 месяца)

..Коммунистическая идея утопична именно потому, что она не соответствует нашим инстинктивным программам. Такое общество невозможно для людей даже на короткий срок. Для него нужен ни много ни мало, как другой человек. Коммунисты попробовали создать такого человека путем искусственного отбора, уничтожая десятки миллионов "недостойных жить при коммунизме", но оказалось, что подходящего материала для селекции нового человека среди людей просто нет.

        Общественные насекомые (термиты, осы, пчелы, муравьи) имеют иные инстинктивные программы и на их основе образуют "коммунистическое общество", где царят рациональные и справедливые правила поведения, которые все выполняют честно и ответственно, а пища распределяется в соответствии с потребностью каждого. Для них коммунистическая цивилизация была бы осуществима. Зато появись там строители социализма или свободного предпринимательства, они потерпели бы крах, а их идеи объявили бы утопическими. Ибо муравьи – животные муравейниковые, а не политические. Аристотель понял, что поведение человека задано его первобытным, животным прошлым. Тьма комментаторов билась над фразой "человек – животное политическое", ища в ней некий темный, иносказательный смысл и отбрасывая буквальное прочтение.

Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(11 лет 11 месяцев)

О да, конечно! Ленин во всём виноват:

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(10 лет 11 месяцев)

Как-то слишком поверхностно

Аватар пользователя int.pu
int.pu(11 лет 4 дня)

Угу. По этому сюжету можно нарисовать комикс о одном неврастенике, одном слабаке и одном пьянице решившим судьбу Державы.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация о спецоперации, набросы) ***
Аватар пользователя DirectNik
DirectNik(13 лет 12 месяцев)

Власть рух­ну­ла из-за внут­ренней дег­ра­дации и пос­те­пен­но­го раз­ло­жения, из-за ор­га­низа­ци­он­ной и лич­ной нес­по­соб­ности ру­ково­дите­лей го­сударс­тва при­нимать и осу­щест­влять не­об­хо­димые ре­шения.

вот тут соглашусь. Только не надо все или почти все стрелки переводить на Горбика. Он, бесспорно, виновен и неслабо виновен. Но процессы шли своим ходом и до него.

Роль Запада - есть, конечно. Но далеко не определяющая. Сильная, здоровая страна не сломается от такого. Ну диссиденты что-то там на кухнях говорили, ну голоса нашептывали. И что ? Разве можно это сравнивать с мощью госпропаганды, мощью партии, множества других структур под ней ? Гнилье собиралось наверху и, наконец, достигла критической массы. А у гнилья оказался в руках самый мощный аппарат управления. Вот и направило оно его мощь на разрушение страны.

В Китае тоже был некий аналог ГКЧП. "Банда четырех", сторонников "культурной революции". Дэн, прагматик (Неважно, какого цвета кошка. Главное, чтобы она ловила мышей) сумел переиграть "банду" и начал чистить власть от ее сторонников. Он был сильный лидер и собрал сильную и грамотную команду, думающих, прежде всего, о стране. Потому у него и получился переход к "новому НЭПу" с последующей "новой индустриализацией". Успешно подавили и тамошнюю "Болотную". Тяньаньмэнь. В общем, ушли от левацкого крена "культурн. революции" и не свалились в правый, либероидный крен.

Будь Путин и Ко во главе Союза, думаю, и близко не было такого, что произошло во второй половине 80-х и 90-х. Ему немало сил и времени потребовалось на то, чтобы остановить процессы развала и повернуть их вспять.

Страницы