Вышли официальные данные по экспорту за 11 мес.2016 года. На ресурсе пробегала алармистская статья о том, что ненефтяной экспорт РФ продолжает падать, мыфсеумрём!!! Мне захотелось немного осветить этот вопрос чуть более детально.
Сравнение я буду вести с последним докризисным годом, 2013.
Для начала, общие итоги. Ненефтяной экспорт изменился следующим образом:
2013, 11 м.тыс.$ | 2016,11 м, тыс.$ | 2016 к 2013, % | |
Всего | 135 497 498,3 | 103 143 322,6 | 76,12% |
Дальнее зарубежье | 101 599 786,4 | 81 143 920,1 | 79,87% |
СНГ | 33 897 711,9 | 21 999 402,5 | 64,90% |
Как видим, экспорт по группам стран падал неравномерно. В СНГ стали вывозить в полтора раза меньше, а в дальнее зарубежье - на 20%, несмотря на санкции и политическую напряжённость. А теперь взглянем на группы экспорта:
Товарная группа, дальнее зарубежье | 2013, 11 м.тыс.$ | 2016,11 м, тыс.$ | 2016 к 2013, % |
Продовольствие | 10 062 688,0 | 11 628 585,8 | 115,56% |
Продукция химической промышленности,каучук | 21 181 195,6 | 13 550 422,6 | 63,97% |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 7 534 514,6 | 7 393 998,5 | 98,14% |
Драгоценные камни,драгоценные металлы и изделия из них | 13 011 261,4 | 7 781 764,8 | 59,81% |
Металлы и изделия из них | 30 106 568,6 | 22 190 170,6 | 73,71% |
Машины,оборудование и транспортные средства | 14 763 044,4 | 14 741 832, | 99,86% |
Другие товары | 4 214 459,4 | 3 449 585,0 | 81,85% |
Как нетрудно видеть, в наиболее технологической части - экспорта машин и оборудования, - удалось удержаться на предкризисных уровнях. Падение цен на сырьё для нефтехимии и металлы (большинства видов) вызвало падение стоимостных объёмов экспорта в этих секторах. Экспорт древесины и ЦБИ особо не пострадал. Ну и наша маленькая победа - рост экспорта в сегменте продовольствия.
Экспорт в СНГ упал по всем статьям, включая и машины, и продовольствие, постить табличку не буду. Связано это как с известными политическими факторами, так и со схожими экономическими проблемами у наших соседей.
В целом, ситуация с ненефтяным экспортом далеко не так плоха, как может показаться при взгляде на общие итоги.
Комментарии
В количественном измерении думаю даже рост. Так это в долларах, а не рублях.
Спасибо за обзор.
Где- то рост, где-то падение
Вторую табличку поправить бы нужно. Глаз режет. Или заголовок с % на 2013 к 2016, или правильно поделить цифирки. 2016/2013
3-й столбик правильный. Это первые 2 перепутаны.
Н..да. Тоже вариант..
Сорри, поправлю, как буду компа
Отлично, в натуральном выражении рост а химическая промышленность показывает прямо таки рекордные темпы.
Поправил циферки
Нат.рост посчитать сложно
А можно табличку поправить вторую, а то у меня ощущение что я уже и арифметику позабыл ;)
Спасибо за табуретку и за щадящий режим
ТАБЛИЦУ ПОПРАВЬ , СЧЕТОВОД
Спасибо за табуретку
В принципе неправильно делать выводы по цифрам в долларах США, при том, что США не входят в число крупнейших торговых партнеров.
Вывод о падении экспорта обусловлен в чистом виде курсовой разницей. Почему бы не посчитать к примеру в евро? Тогда получим рост.
Физическое падение есть для экспорта в СНГ, но это понятно, т.к. валюты и следовательно покупательная способность стран СНГ обвалились, а крупнейшая из них (Украина) вообще отпала как партнер.
продавцу в принципе не штуки важны а сумма денег что за товар получил
потому что он в обмен хочет что что то купить а цены выросли
Нет.
Цены выросли не на все, далеко - раз. И штуки, для грамотного бизнесмена важнее - два. Это только лохи и крестьяне думают на ход вперед. В лучшем случае.
большое число наших производителей завязаны на импортные комплектующие на импортное оборудоване потому тут напрямую к валюте привязка
цены выросли может и не все но большинство
прибыль-это краеугольный камень действий бизнесмена и штуки важны только если они этой главной задаче способствуют
забегать вперед так же некоректно как и стагнировать
сейчас главное -свой рынок от импорта завоевать
кромке того при импорте уменьшение выручки в валюте наверняка и означает что число в штуках уменьшилось
Итого, дешевый рубль нарастить экспорт не помог. В плюсе только Продовольствие, которому предоставлялись кредиты по экстремально низким ставкам и применялись другие меры стимулирования. Более менее удержались древесина и цбк (фактически - ресурсы), а также - машины и оборудование. Остальные в глубоком минусе.
Вы учтите, что много контрактов сорвалось из-за "палитеки".
Но в целом Вы правы, пост - о том, не о том, сто всё хорошо, а о том, что "ужас, но не ужас-ужас-ужас"
Это какие, например?
Согласен, не ужас-ужас-ужас как в Венесуэлле. Все таки власти у нас не настолько идиоты как там, а углеводороды занимают 2/3, а не 99% экспорта. Но структура экспорта не поменялась за 2 года. По-прежнему главный экспортный товар - нефть. Это очень плохо. Очень-очень-очень плохо. Нефтяной век заканчивается. Лет через 15-20 рискуем войти в перманентное пике из-за падения нефтяных цен. Уже перманентного, т.к. нефть перестанет быть главным энергоносителем.
Несколько раз встречал такую инфу, но сейчас не вспомню.
Структура экспорта такова по многим причинам, начиная с того, что от СССР нам досталось 90% нефтедобычи, 70% газодобычи и транзитные мощности. В ходе развала страны они были в числе наименее пострадавших. Как следствие, они работали и работают наилучшим образом.
К середине 2000-х нефтегаз не просто развился, а стал занимать львиную долю экономики. ВБ даёт России только нефтяной ренты 20% от всего ВВП. К 12 году она упала до 15% ВВП, и продолжает падать.
Впрочем, структура экономики в целом лучше, чем структура экспорта. Например, доля обр. Производств около 14% от ВВП, что соответствует среднеесовскому значению и выше, чем в Норвегии.
С середины 2000-х уже больше 10ти лет прошло. И ни звоночек 2008, ни 2014го не повлияли на действия нашей власти. По-прежнему ориентируемся на нефть, как основной экспортный товар.
Это все становится немножко бесполезно, как только начинается падение экспортных доходов от углеводородов. Сразу же девальвируется валюта, разгоняется инфляция и падает внутренний рынок. А поскольку обрабатывающие производства у нас ориентированы на внутренний рынок, то они в кризис летят вниз, обгоняя нефтяные. Модный тренд на "импортозамещение" только усугубляет проблему, поскольку учит предприятия существовать на тепличном внутреннем рынке под крылышком барьеров импорта. Развитию несырьевого экспорта это не то что никак не способствует, а даже мешает.
Соответственно, если через 15-20 лет мы подойдем к завершению эпохи нефти как основного энергоносителя, то экономика нашей страны ляжет куда глубже, чем в 2015-2016. И встать без кардинальной перестройки не сможет.
Вообще-то все всё заметили. Собственно, дело "Юкоса" - первый, но далеко не последний шаг.
А по поводу звоночков хочу напомнить, что нефтяные цены совершили свой фантастический рывок в 1973-м, а уже с 1975-го в СССР прекратился рост промпроизводства. Официально там ещё что-то натягивали, но реальная ситуация была аховой. СССР ещё держался, а вот в Польше были крупные забастовки и демонстрации, с расстрелами рабочих. А вот падение цен 80-х СССР опять же не помогла.
Это хорошие аргументы, но картина несколько сложнее.
В России стараются развивать бизнес-климат, учить бизнесменов не зарабатывать на "потоках" ("А и Б сидели на трубе"), а находить рынки, подстраиваться под клиента, гнать не только количество, но и качество, и т.п. "Импортозамещение" в этом отношении как раз и призвано создать теплично-тренировочные условия, чтобы впоследствии наши бизнесмены могли конкурировать на всё более свободном рынке.
К примеру, создали в России "отверточную" сборку западных автомобилей, а затем заставили западников искать локальных производителей. Вроде бы тепличные условия для местных? Да. Но местных-то много! И их фактически заставили бороться за требовательного и не слишком щедрого клиента, выполнять требования по качеству, ценам и срокам. Конечно, вряд ли из них получится очередной Вюрт, но какую-то нишу на мировом рынке они впоследствии смогут занять.
Конечно, делается много ошибок, не без этого. Но движение идёт. В сельхозсекторе очень заметно, в остальных пока похуже.
При цене нефти в 150 долларов проблем с коммерчески доступными запасами нет. При 200 бензин выгодно делать из угля, при 300 - из воды / воздуха. Так что слухи о "конце нефти" несколько преувеличены. Но, боюсь, перестраиваться нам придётся при цене нефти в 50, иначе опять всякий стимул пропадёт.
Вторую таблицу , заголовки , так и не поправили..
11 - в 2016 , 10 - в 2013 ..тогда проценты правильно ..а заголовки неправильно
Спасибо за табуретку
Какие все внимательные ;)
Таблицы проверьте/исправьте !
Сделаю
Экспорт в сумме упал и это не есть плохо.
Пока у себя промышленность не подняли мечтать о большом экспорте несерьезно
а отдавать невозобновимые ресурсы по низким ценам -совсем преступно
Вопрос в другой системе координат, и ответ - в другой системп координат
система одна должна быть -интересы народа и страны а не отдельных бенефециаров компрадоров
это даже при капитализме в той или иной мере выполняется
что то с анализом у оптимистов как-то трудновато...
итак:
1. почему выбран именно 2013й? потому что он предкризисный. Но перед 2013м был предкризисный 2007й. Корректно бы было сравнить и с ним. А то вдруг и 2013й уступает 2007му? В таком случае это можно назвать десятилеткой падения...
2. Это денежные показатели, а как они связаны с объемами?
3. ненефтяной экспорт упал на 23,88%
является ли это хорошим результатом? в финансовом смысле - нет. Серьезно ли падение? Безусловно - да. А ежели учесть двойное падение рубля, то можно говорить о приличном росте объемов.
4. Экспорт в СНГ упал сильнее в 2 раза, чем в даль. Каково объяснение? Эксперт не предложил такового. Я могу предложить, но интуитивно: курс рубля то упал почти в 2 раза. Может дело в конвертации, а может в том, что вывозить в даль за валюту стало выгоднее...
5. По группам выросло только продовольствие... Это говорит о том ,что мы все больше теряем промышленный статус?
6.
не ясно, как при падении себестоимости в долларах в два раза нам удалось получить те же деньги, что и до девальвации. О чем это говорит? :-)
Судя по ниже приведенной цитате, разговор то идет о финансовых показателях.
и еще: вот этот вывод
совершенно не понятно из каких доводов автора вытекает... Наверное, из роста продаж сельхоз продукции. Но и тут не понятно: то ли цены выросли, то ли в этом году урожай оказался удачным...
ps
вот такой вот анализ анализа... :-)
Нельзя. Цены на экспорт не испытывали двухкратного падения, т.к. они в валюте (доллары, евро, юани).
Могли меняться цены на отдельные товары (например - падали цены на все ресурсы, не только на нефть).
это я указал оптимистам, где может быть их "спасение". Но ,сомневаюсь ,что оно там есть... :-(
это почему? цены на рынках в их валюте не менялись особо
это очевидно
импортировать дотируемые сельхоз продукты- особенно массово-это за счет государства и народа средств и нашего развития
ЕС может это делать за счет эмиссии своей валюты, делания денег из воздуха
для нас это сомнительно повышает цены внутри страны
+++
1. Потому, что с 2013 по 2016 структура экономики поменялась слабее, чем с 2007. Хотя можно и с ним, но потом.
2. То, что легко установить, указано в комментариях.
3. Я разбираю то, почему он упал. Если бы на 20% упал экспорт машиностроительной продукции - это было бы уже крайне неприятно. А этого нет.
4. В СНГ главным партнёром была Украина, там серьёзный обвал. Казахи-Армяне-Туркмены-Азербаёджанцы также живут с нефти/газа, у них стало резко меньше денег из-за падения нефтегазовых цен. Но и братская Беларусь не хочет становиться Белорусским ФО, ставит палки в колёса помаленьку. Остальная часть - так же, как и в ДЗ.
5. Производство продовольствия уже лет сорок как стало промышленным производством. Со своими особенностями, но именно промышленным. Оно, конечно, считается низкотехнологичным - но это не совсем так. Одна автоматика теплиц чего стоит:
Например, была команда из успешного агрохозяйства, занимающегося круглогодичным выращиванием зелени. По их собственному признанию, их интересовал не столько сам процесс создания чего-то за два дня, сколько само по себе личное знакомство с современными технологиями. Круглогодичное агрохозяйство в наших широтах — дело хлопотное, требующее непрерывного контроля климата, полива и освещения (для меня, например, стало новостью, что у некоторых растений есть суточные циклы, и светить на них одними и теми же люменами 24 часа в сутки — не лучший способ их выращивать), и многие такие хозяйства сейчас присматриваются к технологиям беспроводного мониторинга и автоматического управления теплицами.
6. А кто сказал, что себестоимость упала в два раза? Одной инфляцией к 2013 нагнало процентов 30 роста. Плюс дорогие кредиты, импортные компоненты....
Вывод про то, что "ужас, а не ужас-ужас".
ну, дело то не в этом. дело в том, что брать за начальную базу. я именно это подчеркнул своей фразой про возможное десятилетие падения экономики...
4. Про укрию ,как важный экспортный и импортный партнер надо бы вообще осмыслить, как и на что это повлияло...
производство нефтепродуктов тоже. но у нас рост в основном за счет не обработанного сырья. А в с/х - пшеница?
вы немного странно задаетесь вопросом: ну, не в два. разве в этом суть моего замечания? суть в том ,что падение себестоимости за счет девальвации открытым текстом озвучивалось кукловодами ,как метод повышения конкурентности нашей продукции. а с какой целью вы решили поспорить с оценочным моим суждением?
это из серии: больной перед смертью потел? да. это - хорошо...
мы же здесь смотрим ,кмк, в первую очередь на методики ,используемые нашими кормчими. и на качество их работы. не вижу причин радоваться, что ужос, а не ужос-ужос... :-)
это из серии: у страны такой запас прочности (в том числе и по запасам ресурсов, которые всегда можно продать и сказать ,что ты хороший торговец) ,что наши кукловоды всегда найдут причины для оптимизма. я же, как ответственный и справедливый чел :-) все свои и не только свои шаги стараюсь оценивать несколько более жестко. Получается, что наши руководители способны только учиться на 2-3. Я бы хотел другой успеваемости от руководителей...
Не всяких. Мазут продают с серьёзным дисконтом к сырой нефти. По сути, это способ утилизации бесполезных отходов производства.
Впрочем, экспорт мазута потихоньку падает, экспорт бензина и дизтоплива немного растёт.
Наверное, потому, что я с ним не согласен.
Проблема экспорта машиностроительной продукции не ограничивается одной лишь себестоимостью. Но есть сегменты, где себестоимость - один из важных факторов.
Экспорт легковых авто в дальнее зарубежье за 11м.2013 года - 4,3 тыс. на 37,2 млн. долл, по ~8651 долл. за штуку.
Экспорт легковых авто в дальнее зарубежье за 11м.2016 года - 20,2 тыс. на 498,8 млн. долл, по ~24693 долл. за штуку.
такие суммы/экономические позиции нет смысла обсуждать от слова совсем, т.к. они вообще - на уровне погрешности в рассуждениях касательно российского экспорта
Как пример сегмента, который вытянет экспорт из пропасти - нет.
Как пример сегмента, где между внутренним и внешним рынком нет существенных неценовых барьеров - вполне себе да.
что значит касательно вот этой цитаты вот этот ваш пассаж:
простите, но если я в 13м ЛАДЫ продавал по 8тыр а в 16м джипы с дорогущей начинкой, которая тянет цену, то какой смысл вашей статистики вообще? т.к. легковой авто имеет очень большой диапазон цены. И машина с нашей ценой 25 тыров может где то стоить и 50 со всеми вытекающими
Для любого автодилера переход в более премиальный сегмент, да ещё с ростом объёмов сбыта - это самая светлая мечта.
далеко вы от начала дискуссии скакнули:
это - вообще не ответ по теме. тем более, что и в смысловом плане ваше замечание - спорно.
По теме, по теме.
Хотя, для разнообразия, Вы можете попробовать аргументировать точку зрения о том, что при снижении себестоимости экспорт не растёт потому, что Путин плохой.
хочу верить!!! но мои глаза и голова верой не наполняются, а только видят полное отсутствие доказательства тезиса "по теме, по теме"
что я могу или не могу, вам - не ведомо.
когда сказать нечего вы занялись придумыванием за оппонента какого нить тезиса и указанием, на сколько тезис абсурден... за сим
Цитаты:
В моём понимании, Ваше утверждение можно сократить до следующего:
Вы можете попробовать аргументировать точку зрения о том, что при снижении себестоимости экспорт не растёт потому, что Путин плохой.
Что я и изложил. Где ошибка?
Спасибо за обзор. Одно замечание, если позволите. Так как учет центов нам не интересен, мы же не налоговая служба, лучше подавать сравнительные цифры округленно. Например, 10 062 688,0 тыс. $ — нечитаемо совершенно. 10 миллиардов $.
Табличка сравнения с 2007 годом.
Прекрасно видны тренды. Экспорт продовольствия - растет. Драгоценности - в целом подросло, несмотря на падение.
Машины и оборудование в целом на том же уровне.
Химпром - ниже уровня 2007 года.
Экспорт древесины серьезно упал с 2007 года.
Экспорт металлов падает непрерывно, уже в 2 раза меньше 2007 года.
Спасибо.
Думаю, химпром, металлы и драгоценности всё так же двигались за ценами сырья. Золото выросло, нефть - упала, медь / сталь упали.
Лес, похоже, меньше стали экспортировать. Посмотрю при случае.