Фонды общественного потребления в СССР

Аватар пользователя bazil

Заметил, что в обсуждениях при сравнении зарплат в России и СССР часто упускают из виду, что в СССР было такое явление как общественные фонды потребления. Мне кажется, что было бы корректнее если не учитывать, то хотя бы всегда помнить о них при таковых сравнениях.

Из общественных фондов потребления (ОФП) населению обеспечивались: бесплатное образование и повышение квалификации, бесплатная медицинская помощь, пособия, пенсии, стипендии учащимся, оплата ежегодных отпусков, бесплатные и по льготным ценам путевки в санатории и дома отдыха, содержание детей в дошкольных учреждениях и ряд других выплат и льгот. В 1990 г. из общей суммы выплат и льгот более 50% составили денежные выплаты.

Таблица 1 – Заработная плата в СССР в 80-е годы

 

Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих, руб.

Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве с добавлением выплат и льгот из ОФП, руб.

1980

166,9

233

1985

190,1

269

1986

195,6

278

1987

202,9

289

1988

219,6

314

1989

240,4

342

1990

274,6

387

1990 (колхозники)

241

343

Данные из справочника «Народное хозяйство СССР 1990».

Приведенные данные характеризуют размер средней заработной платы с добавлением выплат и льгот в расчете на одного работающего.

Кроме того, на строительство жилищ, школ, культурно-бытовых и медицинских учреждений государство расходовало в 1990 году в расчете на семью рабочих и служащих около 400 рублей в год.

Нетрудно заметить, что денежные выплаты из ОФП увеличивали заработную плату примерно в 1,4 раза. Без учёта ОФП в неденежном выражении и расходов на строительство жилья.

Комментарии

Аватар пользователя Виктор1690
Виктор1690(11 лет 5 месяцев)

Чует мое сердце, суммы указанные как 1,4 от советской зп недостаточно для перечисленного.

Сейчас 52-53% зп удерживается в различные фонды и в том числе налог 13%

И этих денег нихрена "общественным фондам" не хватает на перечисленное в статье.

Поправка 52-53% от брутто зп.

К нетто будет коэф 2. против 1,4 советских а качество и доступность той медицины и образования раза в 1,5-2 ниже,  я уже не говорю о жилье, общественном транспорте, и путевках на отдых, пенсиях.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 5 месяцев)

На фоне общедоступных жилья, медицины, образования, детских путевок - это копейки, ИМХО, но для полноты картины полезно.

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Вы невнимательно прочитали статью.

Кроме того, на строительство жилищ, школ, культурно-бытовых и медицинских учреждений государство расходовало в 1990 году в расчете на семью рабочих и служащих около 400 рублей в год.

На фоне суммы в 400 рублей в год на семью ежемесячная добавка размером в 40% - это вовсе не мизер. Это при двух работающих составляло в том же 90-м году прмерно 2650 рублей в год.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 5 месяцев)

Ок, не суть, это просто внутренние счета были для учета.  Если бы и жилье так оценивалось по некоему аналогу рыночных цен, другие бы суммы фигурировали.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 2 месяца)

Хммм... не понял математику. 

Аватар пользователя Владимир Литвиненко

Я тоже...

Аватар пользователя Mc_Aaron
Mc_Aaron(9 лет 1 месяц)

Чего вы тут гадаете туда-сюда -- возьмите учебник политэкономии СССР и просто почитайте.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 2 месяца)

так разъясни, если понимаешь

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Смотрим в табличку, приведенную автором.

В 90 году  среднемесячная зрп 275, а с учетом общественных фондов потребления - аж 387.

Разница примерно 110 рублей в месяц. Умножем на 2, предполагая, что в семье двое работающих. Получается 220 руб. в месяц. Умножаем на 12 - вуаля. Вот такенные деньжищи в год потребляла усредненная семья из ОФП.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 2 месяца)

> около 400 рублей в год.

нет?

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

400 рублей в год на семью - это, помимо ОФП, государство тратило. Читайте в статье - на эти 400 рублей нам строили жилье, дома культуры и еще черта в ступе.

Из ОФП производили доплату за дешевый обед в столовке, за путевку в пионерлагерь или на базу отдыха и т.п..

Все бы прекрасно, но делили эти средства ОФП  не поровну. Одним (немногим)- и госдача, и путевка в семейный пансионат в Крым за смешные деньги.

Другим - место в пансионате для холостяков, практически - в многоместной комнате, в общаге, и 6 соток. 

А третьим - ни пансионата, ни соток.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 2 месяца)

теперь ясно. спс.

Аватар пользователя mastak
mastak(11 лет 3 месяца)

Мутная какая то выплата.

Ведь и сегодня многое из перечисленного доступно бесплатно. (исключая случаи мошенничества или желания побыстрее что либо получить)

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Соглашусь - тем весьма мутная. Дележкой этих благ занимались в основном профсоюзы. Кто был ближе к профкому - тот и потреблял в три горла.

Также начетничества было много. Все тот же старенький заводской пионерлагерь, та же заводская амбулатория...откуда такой фантастический рост циферок в 80-е годы?

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(8 лет 8 месяцев)

Инфляция. Которой официально не было:)))

Аватар пользователя Снег башка попаду

Пенсии и стипендии к зарплате прибавлять не надо, а вот жилье и прочее стоит. Лучше было бы брать не зарплату, а доход на душу населения и корректировать с учетом немонетизированного. 

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 3 месяца)

А вот ПФ РФ располагает иными данными по средним зарплатам:

Кроме того, не забываем про непрозрачность распределения Общественных  фондов = основной ПОРОК  социализма. Номенклатура отщипывала из них непропорционально большой кусок, не по заслугам. Например за все годы с появления ЖСК   в 60-е ни один чинуша уровня второго секретаря и выше, равно как и его дети, не имел кооперативного жилья - только  бесплатно государственное. Равно дачи.

Я вот за 67 лет жизни НИКОГДА не жил в государственном жилье, соответственно, все мои кв. м. были мной  (и моими родителями, и дедом) оплачены из собственного кармана.

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

РСФСР, СССР... Какая разница, да?)

По РСФСР отдельных данных по ОФП нет, потому я привёл цифры для СССР. Но для РСФСР, надо полагать, зарплаты также на 1,4 примерно увеличивались в связи с выплатами из ОФП. ПФ РФ наверняка оперирует только зарплатами без ОФП.

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 3 месяца)

Согласен. Хотя мне цифра 40% кажется сильно заниженной. Я тогда жил, и когда я сейчас вижу руины и процветающие сооружения (жилые дома,  дороги, спортивные объекты) того времени и сравниваю их с теперешними, сопоставляю уровень образования тогда и теперь - ох, много больше 40%. Хотя, авто было на порядок меньше. Неужто общественные фонды ушли в свисток в выхлоп автохлама? - Стоило контрреволюция в 91 г мутить.

Не обращайте внимания, поворчать захотелось:)

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(10 лет 10 месяцев)

laugh Ничё-ничё, всё нормально, камрад.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Так +40% - это только деньги, выплаченные на руки. Но это только половина ФОП. А ещё было 400 руб. в год на семью на жильё и инфраструктуру. Почти +100% к получке) Не учитывая особенности ценообразования в СССР)

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Какие 40% на руки, о чем Вы?

Имеется в виду, что Вы недорого покушали в заводской столовке, незадорого отправили ребенка в пионерлагерь или в детский сад. Разницу покрывает завком или еще там кто, т.е. те самые общественные фонды потребления.

Фигня, что в заводской столовке еда плохая - зато дешево. Ерунда, что в пионерлагере палаты на 20 человек - зато стоит сущие копейки. 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Читайте внимательнее - 50% ОФП в виде непосредственно денежных выплат. И табличка отражает зп с учётом только этих денежных выплат, которые всего 50% ОФП.

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Поясните - что за денежные выплаты?

Жила в те времена, объездила полстраны , работала в разных городах и на разных предприятиях - и ни в одном городе, ни в проектном институте, ни на заводе, ни в наладочной организации не получала никаких денежных выплат из ОФП. Разве что матпомощь - но ее выплачивали некоторым и в исключительных случаях.

Из моего окружения денежную выплату из неясных фондов получала только родственница, которая работала в Москве в райкоме партии. Ей к отпуску давали путевку в хороший санаторий и , кроме отпускных, выплачивали "лечебные" - сумму, равную месячному окладу. Допускаю, что эти "лечебные" были из какого-то фонда. 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Кроме того, что вы назвали, например, были поощрительные фонды предприятий. Как уже говорилось, они составляли 10-15% ФОТ. Если вы вносили рацпредложение, вас обязаны были поощрять, выплачивая денежку из такого фонда) Пособия на ребёнка, по временной нетрудоспособности и т.д. - это всё выплаты из ОФП.

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Пособия на ребенка... введены примерно в 1983 году. Платили 30 руб. в месяц до года.Это никак не 40% от средней зрп. 

Временная нетрудоспособность... вы просто в ступор вводите - что, полстраны непрерывно на больничном сидело?

Короче - с денежными выплатами из мифических фондов много неясностей.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Разумеется, ОФП - это не сокращение от "пособие на ребёнка", потому выплаты по этим пособиям не равны 40% от зп) И больничные тоже не единственное направление выплат. Что мы ещё уже назвали? Поощрительный фонд - до 15% ФОТ. "Лечебные" - на проезд в санаторий или вместо путёвок в санаторий. Матпомощь. Пособия многодетным и одиноким матерям. Помощь по страхованию. На похороны в конце концов) Думаю, я даже не всё перечислил.

Аватар пользователя Remixov
Remixov(11 лет 5 месяцев)

Есть целый справочник посвященный общественным фондам потребления.

  И опять же в общественные фонды потребления скидываются 100% населения страны, но потребление совершенно не равномерное. И даже среди работающих вклад в общее дело совершенно разный. Одно дело когда изобретение инженера позволило стране сэкономить миллионы рублей, и он в качестве награды получил медальку и тысячу рублей. Совершенно неравноценная оплата интеллектуального труда, вернее  грабеж интеллектуальной собственности. Другое дело когда простой рабочий из года в год делает одну и ту же операцию и совершенно не задумывается над тем как ее улучшить. И тот и другой пользуются общественными фондами на равных основаниях.

  Но троцкистская уравниловка после 53 заключается и в том, что даже зарплата инженера стала меньше зарплаты рабочего. Мастера получали больше чем инженера.

 А если брать на уровень выше, то у предприятий отобрали возможность распоряжаться сверхприбылью. Ее всю изымали. Раньше она оставалась в распоряжении предприятия и ее направляли в том числе в фонд материального стимулирования. Т.е. этот фонд был источником выплат для тех, кто внес больше всего вклад в процветание завода, колхоза и т.д. Часть сверхприбылей так же направлялась в фонды общественного потребления. На эти деньги строили клубы, магазины, жилье и т.д.

 Качество общественных фондов тоже играет большую роль. Советская стоматология тоже была бесплатной, но какая разница если она больше напоминала инквизицию, нежели медицину? Все нарастающая деградация общественных фондов значительно ухудшала их качество. Даже советские артисты не могли сделать себе нормальные зубы.

 Чрезмерное и неравноценное изъятие средств у работающих граждан и направление этих средств в фонды общественного потребления отнюдь не является достоинством СССР. Уравниловка в оплате труда и в пользовании фондами лишь статистически улучшала жизнь каждого гражданина. В реальности такая система приводила к нежеланию работать сверх нормы, сверх плана, делать больше чем ты можешь. Какая разницы выполнишь ли ты плана или нет? - Тебе за это не заплатят, а еще и накажут в виде повышения нормы выработки через 3-6 месяцев согласно закону?

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Спасибо за ссылку. Наконец для себя прояснила, что за денежные выплаты делались из ОФП.

Оказывается - это стипендии и пенсии!

Лукавые эквилибристы, прославляя СССР, зачем-то эти денежные выплаты по всем работающим "размазывают". Вот уж начетничество...

http://istmat.info/node/20551

Общественные фонды потребления

 

ВЫПЛАТЫ И ЛЬГОТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НАСЕЛЕНИЕМ И3 ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОНДОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

 

Миллиардов рублей

В процентах

1975

1980

1985

1987

1988

1975

1980

1985

1987

1988

Выплаты и льготы - всего

90,1

117,0

147,0

162,8

175,4

100

100

100

100

100

из них:

просвещение (бесплатное образование, культурно-просветительная работа)

25,1

31,6

37,9

41,0

44,4

27,9

27,0

25,7

25,2

25,3

в том числе стипендии

2,2

2,5

2,6

2,7

2,8

2,4

2,1

1,8

1,6

1,6

здравоохранение и физическая культура (бесплатная медицинская помощь, санаторно-курортное обслуживание, физическое воспитание и др.)

12,9

17,2

20,2

22,2

25,5

14,3

14,7

13,8

13,6

14,5

социальное обеспечение и социальное страхование

34,6

45,6

61,1

69,2

73,6

38,4

39,0

41,5

42,5

42,0

в том числе:

пенсии

24,4

33,3

44,9

51,7

54,9

27,1

28,5

30,6

31,7

31,3

пособия

9,2

11,0

14,4

15,2

16,4

10,2

9,4

9,8

9,3

9,4

расходы на содержание жилищного фонда (в части, не покрываемой квартирной платой)

4,9

6,9

9,3

10,4

11,4

5,4

5,9

6,3

6,4

6,5

 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Оказывается - это стипендии и пенсии!

Лукавые эквилибристы

Но вы невнимательно прочитали мою статью) в ней показана Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве с добавлением выплат и льгот из ОФП. Пенсии - отдельно. Рабочие и служащие - отдельно.

Аватар пользователя gerstall
gerstall(12 лет 1 месяц)

За 3 года  1987-90 рост зарплаты в 30% при падении производительности труда процентов  на 10. Кто-то еще сомневается, что СССР убивали умышленно и сверху, а не "сам развалился"?

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Ну, насчёт рацпредложений тему можно отдельную поднимать. У нас в строительном тресте в советские времена отдел подготовки производства (кажется они так назывались) иногда неплохие суммы поднимали. Их даже директор треста вызывал и подробно интересовался, почему в зарплатной ведомости их получки больше, чем его - директора треста с 3500 подчинённых. А у ребят просто голова нужным концом и руки были вставлены. И насколько помню с их слов, существовала определённая такса за рацпредложения. За изобретения до 100 руб. платили 10% (могу цифры от старости путать, но порядок примерно такой) от экономии, до 1000 руб. - 3%, от 100000 руб. 1% или что-то в этом духе. Так что выгода государству на миллионы рублей оплачивалась по утверждённому прейскуранту. И как свидетельствуют участники "программы" - весьма недурно по тем временам и понятиям)

Аватар пользователя Remixov
Remixov(11 лет 5 месяцев)

Это хорошо если рассматривать отдельное предприятие. По закону премиальный фонд равнялся что-то около 10-15% от фонда оплаты труда. Т.е. был лимит. Слишком много рац. предложений и изобретений внедришь на практике - нечем будет платить зарплату таким рационализаторам и изобретателям. Щекинский эксперимент по этой же причине и провалился, как только предприятие перевели на нормы, по которым работали все заводы, фабрики, колхозы и совхозы в стране то очень быстро не из чего оказалось платить зарплату. 

 Поэтому все эти творческие люди по большей части генерировали никому не нужные предложения. Оплата по рац. предложения и изобретениям была построена следующим образом. Если будет доказана экономическая эффективность, то автору вначале оплачивалось небольшое вознаграждение, а после по мере внедрения этого предложения должна была поступать основная часть средств. Так вот изобретения эти не было выгодно внедрять на практике по причине наличия планового показателя в виде вала - общей стоимости продукции. Вал был основным отчетным показателем начиная со времени прихода к власти троцкистов из КПСС в 53 и до самой кончины СССР. Косыгинские реформы и ориентация на прибыль еще больше усугубляли ситуацию. Нельзя уменьшать прибыль, из прибыли финансируются все фонды предприятия. А процент прибыли устанавливается стабильным, поэтому чтобы увеличить доход предприятия нужно либо увеличить себестоимость продукции, либо наштамповать ее больше чем это необходимо.

 О катастрофической ситуации с внедрением рац. предложений говорили, и говорили открыто еще тогда, но никто и ничего не собирался делать. Главный специалист Госкомитета СМ СССР по науке и технике кандидат технических наук В. Поляков в статье «Стратегия выбора» писал следующее: «Осваиваются, как правило, устаревшие с 10-15 летним приоритетом, и легко внедряемые изобретения, которые зачастую не оказывают существенного влияния на уровень техники. Основную долю экономического эффекта в стане дают рационализаторские предложения, а не изобретения. В век НТР это негативный факт».

 Партийное руководство об этом прекрасно знало, но продолжало планомерно гадить и уничтожать страну. Еще бы ведь именно КПСС и его лидеры являются авторами данных законопроектов.

 Хрущев в 56 совершил еще одно преступление, заключающееся в отмены системы МПЭ. Систама заключалась в создании временных коллективов разработчиков. Перед коллективом ставились конкретные задачи. Согласно полезности внесенных предложения для выполнения задания ставились баллы. По сумме баллов происходила оплата. За выполнение задание досрочно премировали, за улучшенные характеристики сверх задания - премировали и т.д. Но самое главное, люди набравшие больше всего баллов становились руководителями. Крайне эффективная система отбора кадров. Подробнее можно прочитать об этом здесь.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Так ведь рационализаторством 99% работников и не занимались. В основном люди спокойно плыли по течению. Но если было желание и хорошо работающая голова, то оприходовать некоторую часть этого фонда возможность всегда была. И сверху потворствовали этому, поскольку от рацпредложений повышалась квартальная по всему тресту кроме неплохих выплат самим рационализаторам.

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Да,за рацуху без серьезного экономического эффекта платили премию 10 рублей.. А этот эффект надо было не только рассчитать, но и подписать в примерно 16 кабинетах в разных частях завода. Множество рацпредложений оформлялись на скорую руку "за десятку", по принципу - с паршивой овцы хоть шерсти клок, некогда подписи по кабинетам собирать. Но если в рацпредложении было "зерно" серьезной выгоды - его могли в кабинетах отклонить, а потом подать от группы руководителей с расчетом экономического эффекта и весомыми премиями.

Директор у нас зарабатывал немного, его заработок ненамного превышал заработок сдельщика-станочника в хороший месяц. Уравниловка рулила...

Но директор жил на всем готовом: машина, дача, путевочки себе и семье -все за счет завода. Те самые пресловутые общественные фонды.

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 3 недели)

Откапываем стюардессу?

Аватар пользователя SKonst
SKonst(11 лет 12 месяцев)

Маленький вопросик: в табличке указана ЗП на руки или "грязными", начисленная? Если второе, то не лишним было бы напомнить, что подоходный налог в СССР был тоже 13 %, а ещё был т.н. налог на бездетность, или "на яйца", как его называли в народе. И помимо этих налогов, были и профсоюзные, и партийные взносы, исправно ежемесячно удерживаемые из зарплат. Т.е. суммарный размер этих вычетов будет примерно соответствовать размеру ОФП.

 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Думаю, особенности указания зарплаты в СССР в точности повторяют современные статистические моменты учёта получек.

Аватар пользователя SKonst
SKonst(11 лет 12 месяцев)

Официальную статистику - возможно. Но современные данные Росстата по зарплатам - фуфел, ибо ЗП в конвертах в них никак не отражается, и в его отчётах средняя ЗП занижена. Насколько занижена, сказать сложно, но вот в моём окружении, например, в конвертах ЗП получают 3 из 4 минимум, причем конвертная часть у многих в разы превышает белую.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Росстат считает с зп в конвертах. Но как он накидывает эти данные - тайна великая зело)

Аватар пользователя Виктор1690
Виктор1690(11 лет 5 месяцев)

Причем в СССР доход тоже не был равен зп. И тоже органы статистики СССР его хитрым образом считали, и даж для служебного пользования доклады были. Я думаю оценивали по соотношению зп/расходы. Ибо расходы на ЖКХ были известны количество товаров проданных в магазинах тож сколько пришло и ушло из сберкассы и тп и тп.

 

Аватар пользователя Снег башка попаду

30% страны работает на государство, оно то в курсе что им платит. Почти половина  в крупных частных компаниях- всяких Лукойлах, Магнитах, Ашанах и Мегафонах и т.д. тут серых зарплат немного,  Росстат  отдельно статистику ведут без учета малого бизнеса. А остальные особого влияния на среднюю не сделают. Да и сомнительно, что в малом бизнесе народ массово получает намного выше, чем в крупных конторах. В основном это мелкая торговля и простые услуги.

Аватар пользователя SKonst
SKonst(11 лет 12 месяцев)

Это не только в торговле и в малом бизнесе, в среднем это тоже сплошь и рядом. Обнальщики по-прежнему работают. Впрочем, сужу по своему кругу, тч на истину не претендую.

Аватар пользователя Снег башка попаду

Ну так средний бизнес в России почти отсутствует. меньше четверти от всех работающих суммарно работает в микро, малом и среднем бизнесе включая предпринимателей, из всех них только немногим более 10% в среднем, т.е. его можно вообще не рассматривать.

Аватар пользователя Северный
Северный(8 лет 5 месяцев)

Тогда для корректного сравнения надо и современные подобные фонды учитывать.

Только навскидку из того, с чем сталкивался либо лично, либо мое окружение:

- компенсация по оплате садиков;

- компенсация по коммуналке;

- возврат подоходного налога за обучение, лечение, недвижимость;

- бесплатные рецептурные лекарства детям;

- бесплатные путевки детям и взрослым-инвалидам в санатории;

- компенсация процентов по ипотеке/части самой ипотеки молодым семьям при рождении детей;

- материнский капитал за второго/третьего детей;

- компенсация проезда на отдых для бюджетников в ряде регионов;

- дотирование проезда в общественном транспорте;

- субсидии на ремонт жилья для селян и пенсионеров.

И наверняка многое забыл. Это не говоря о тех же в общем то бесплатных образовании, лечении, пенсиях, отпусках и т.д.

Аватар пользователя SKonst
SKonst(11 лет 12 месяцев)

+ 1000, тоже хотел это написать.)))) И да, список далеко не полон. Есть ещё чернобыльцы, есть выплаты матерям по детям-инвалидам (там до 20 тыр в месяц может доходить запросто), есть льготное и бесплатное жилье (сертификаты для военных, например, единовременные выплаты сельским врачам 1 лям), есть куча других категорий. Но один фиг, ни в чём и никого Вы тут не переубедите.smiley

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Вообще в заработную плату много чего сейчас по умолчанию входит. В методологических указаниях Росстата написано:

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников рассчитывается ежемесячно по итогам сплошных и выборочных статистических наблюдений, проводимых с различной периодичностью, на основе сведений, полученных от организаций всех видов экономической деятельности и всех форм собственности, и определяется путем деления фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.

В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Что касается денег, получаемых по социалке. В 2014 денежные доходы граждан по оплате труда составили (согласно Росстатежегоднику 2015) - 31 525 млрд. руб. Социальные выплаты в то же время составили в доходах граждан 8 628 млрд. руб. Т.е. социалка сейчас вся в целом с учётом выплат и льгот где-то на четверть увеличивает доходы граждан. При том, что ОФП в СССР (в целом, как было описано в статье и в комментариях) увеличивает зп примерно вдвое. Без учёта особенностей ценообразования в СССР.

Аватар пользователя Северный
Северный(8 лет 5 месяцев)

Если мы рассматриваем методику Росстата, то ее перевод на русский язык означает, что они учитывают исключительно ФОТ во всем его многообразии. При этом "серая" зп в конвертах учитывается не полностью. По крайней мере по моему региону однозначно не более 50%.

Социальные выплаты скорее всего не учитывают так называемые адресные программы (мат капитал, компенсации по жилью, субвенции специалистам, лечение и т.д.) по которым и идут основные суммы. 

Не знаю как вы насчитали увеличение ЗП при СССР вдвое, но за 11 лет моей жизни при Союзе моя семья получила от государства 1 (одну) турпоездку 1 (одного) человека в Мацесту в июне и двухкомнатную квартиру в не новой хрущовке на первом этаже на отшибе города. Если посчитать даже минимальные зарплаты специалистов аналогичных моим родителям сейчас и пересчитать современную стоимость полученных благ, то они составят не более 25% и это учитывая, что в этот период попала квартира. А жизнь ведь намного длиннее 11 лет.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Как видно в комментарии, я оценил всю социалку в сравнении с ФОТ) и её вклад можно оценить как добавочные 27% к зарплате на 2014 год. Что делает современную социалку заметно меньшей, чем социалку СССР.

Что касается серых зарплат. "Несмотря на отсутствие официальной отчетности о зарплатах в неформальной экономике, методики Росстата позволяют учитывать и эти доходы, включая отток капитала за границу»"

Несмотря на отсутствие официальной отчетности о зарплатах в неформальной экономике, методики Росстата позволяют учитывать и эти доходы, включая отток капитала за границу»
Источник: https://www.eg-online.ru/article/197341/
Несмотря на отсутствие официальной отчетности о зарплатах в неформальной экономике, методики Росстата позволяют учитывать и эти доходы, включая отток капитала за границу»
Источник: https://www.eg-online.ru/article/197341/
Аватар пользователя Северный
Северный(8 лет 5 месяцев)

Простите, но это не так. Исходя из данных ОФП по приведенному стат справочнику при СССР туда входили затраты государства на образование, затраты государства на медицину, пенсии не работающим, пособия и социальные льготы. 

Если мы будем приводить эти данные к равнозначным по России, то вам придется учесть, что отчисления с ЗП на пенсию и мед и соц страхование составляют 30%, после этого добавить туда расходы государства на образование, а это около 10-12%, и добавить дополнительно все выше мной перечисленное, так как это отдельные расходы.

Кроме того в вашем же справочнике в самой первой табличке есть очень интересная строчка "обязательные платежи и добровольные взносы", то есть скрытые налоги, если называть вещи своими именами, которые в среднем составляют 11,5%.

ЗЫ Хотя я что-то туплю - образование ведь не только из федерального бюджета идет. А общие расходы консолидированного бюджета РФ на образование оценивались по 2014 году в 4,25% от ВВП, то есть в 30164 млрд. рублей. И все это на основе данных Росстата. То есть почти 100% от ЗП за тот же год. Как мило)))

Страницы