IT-отрасль в мировой хозяйственной деятельности: дотации, инвестиции и монополии

Аватар пользователя Александр Владимирович Пешков

На картинке Уильям Гейтс III показывает на 40-дюймовом мониторе Синий экран смерти (BSoD)

Если рассматривать IT-отрасль в масштабах общепланетарной хозяйственной деятельности, то её «продукция» ни в коем случае не будет носить самостоятельный характер — она всегда вторична, утилитарна, а сама отрасль является чисто дотационной, но не в смысле монетарно-рыночном, а в смысле физической продуктивности хозяйства.

Пока я мысль не оформил до конца, но вот, спешу поделиться рефлексией. Кто-то может не согласиться, кто-то может уточнить. Итак, тезисно.

  1. Рыночно-монетарная система создаёт параллельную реальность — финансовую экономическую модель. Модель эта стала столь популярной, что смогла в рассуждениях СМИ, экспертов и популяризаторов политэкономии подменить собой экономику, т. е. хозяйственную деятельность человека, в основе которой лежит физически продуктивный труд. Нередко в дискуссиях можно встретить людей, оперирующих терминами финансовой модели, при этом совершенно не отдающих себе отчёта в их вероятностной и статистической природе.
  2. Финансовая экономическая модель даёт сильно искажённое представление о реальной хозяйственной деятельности. Так, например, по-рыночному успешными считались — само собой, до поры-до-времени — и доткомовские пузыри, и ипотечные CDO, и пирамиды ГКО, и финансовые организации, за считанные часы сменившие рейтинги с AAA+ на на банкротство. Более того, на просторах сети можно встретить особо больных на голову сектантов, до сих пор верующих в непогрешимость означенных институтов даже после их краха, ибо учение Айн Ренд верно, а, следовательно, вечно. Горбатого — только могила.
  3. Если отбросить финансовые показатели и их следствия, как заведомо ненадёжные и недостоверные, а рассмотреть деятельность вокруг информационных технологий (IT). Поправьте меня, но бум (наибольший рост) IT и правоторговцев удивительным образом совпадает с доступностью ликвидности (будь то свежеотпечатанная резанная или лоховские капиталы инвесторов).
  4. IT не является самостоятельной отраслью деятельности человека — она не генерирует физический продукт, готовый к потреблению, т. е. не производит что-то обладающее минимальной безусловной ценностью, что-то, что может существовать отдельно от IT-отрасли, иметь минимальный смысл для выживания человечества. Вместо этого, IT-отрасль предоставляет услуги, направления в которых можно свести к развлечениям и обслуге (физически продуктивной хозяйственной деятельности или научно-практических расчётов).
  5. Сама IT-отрасль не решает самостоятельных задач хозяйственной значимости, она решает частные задачи других отраслей. IT-отрасль полностью зависима. При этом отрасль потребляет существенные ресурсы (человекочасы и энергию), а также привлекает к себе инвесткапитал, стимулируя его возможностью быстрого спекулятивного роста ценности бумаг.
  6. Современные IT-гиганты выросли в транснациков, мягко говоря, в нерыночной среде — дотации, госзаказы, субподряд, замыкание платформ на единственного поставщика или группу аффилированных хозяйствующих субъектов, монопольки, протекционизм и прочие «качественные истории успеха».
  7. Рискну предположить, что деятельность IT-отрасли в целом чисто дотационная. Следовательно, её развитие в современном виде массовой прикладной правоторговли нецелесообразно с учётом снижения доступности ресурсов для физически продуктивных видов деятельности. Мне представляется рациональным придушить IT-отрасль от состояния биржевого воротилы со своей властью финансового капитала, до скромного справедливого статуса обслуги, которая не принимает решения, как организовать продуктивное производство и сколько ресурсов направить на него. Если н не финансировать IT по остаточному принципу, то привести причинно-следственные связи и приоритеты в обеспечении ресурсами в норму, т. е. поставить во главу угла физически продуктивное производство.
  8. Пример лицензии GPL — это один из немногих справедливых в смысле физической продуктивности отношений между поставщиком и пользователем, между поставщиком массовых услуг и обществом.

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

IT, как обслуживающая отрасль, обслуживает и паразитов, и продуктивные виды деятельности. Очевидно, при массовом вымирании паразитов, мор ожидает и обслугу.  Кроме того, некоторые "брендовые компании" сами стали паразитами, осваивающие раздутые IT-бюджеты заказчиков, выделяемые не по принципу окупаемости, а по принципу "все ставят, и мы ставим", т.е. маркетинговых разводок. Обычно эти косты менеджемент потом тупо запихивают в капитализацию, всяческие гудвилы, и впаривают лохам-инвесторам. Раз лохи готовы платить, менеджмент особо не экономит.

Так дела обстоят сегодня.  Что будет завтра?

Лично у меня нет сомнений ни по одному из утверждений ниже:

1.  Значительная часть нынешнего IT на следующих этапах суперкризиса издохнет.

2.  Но значительная часть вполне сможет выжить, особенно ориентированная на спартанские бюджеты и реальную экономию ресурсов.

Аватар пользователя mkizub
mkizub(8 лет 10 месяцев)

Веб-ориентированная выживет. Без неё АШ не бывает.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (клевета) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

"Веб-ориентированная " это техническая характеристика, а не общественная функция.

Выживание в голодные годы будет строиться не по технологическим признакам, а по признаку общественной полезности.

 

Аватар пользователя mkizub
mkizub(8 лет 10 месяцев)

В годы Великой Депрессии поднялся Голливуд, а одними из самых ходовых товаров была косметика и оружие. Общественная полезность - тонкая материя.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (клевета) ***
Аватар пользователя gerasimenko-vla
gerasimenko-vla(9 лет 2 месяца)

ресурсы для этого добывались в колониях по всему земному шару, и благодаря обману и доверию простых людей:)) сей час такого нет, земной шар ассимилирован, доверие людей исчерпано, девальвированно. Праздник кончился, пора подводить итог!

Комментарий администрации:  
*** Если ребёнок родился с браком - родителям следует положить ладонь на рот и нос, и с любовью разьединить душу и тело (с) ***
Аватар пользователя KaCMaHaBT
KaCMaHaBT(11 лет 2 недели)

Согласен на 100%

Если ВД2 будет менее людоедской, чем ВД1 -- поднимется игровая индустрия. Лишние люди будут сидеть по домам и ловить покемонов питаясь растворимой лапшой.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Великая Депрессия была жалким заморозком накануне Большой Зимы.

С точки зрения энергопотоков, тогда на планете было множество нераспечатанных ресурсов, и главный вопрос тогдашнего кризиса был их передел.

Сейчас же ситуация кардинально иная - все месторождения распечатаны, новый передел может дать "победителю" лишь небольшую отсрочку за счет ввергания остальных в каменный век (привет из Ливии).

Аватар пользователя calvares
calvares(9 лет 5 месяцев)

АШ перейдет на FIDO технологию. Алекс развернет у себя BBS.
Будем ходить телефонными модемами или жесткими дисками за трафиком.
Авторов станут банить за длинные невнятные тексты, коментаторы страдать за излишнее цитирование.

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(8 лет 9 месяцев)

Напомнить, для кого создавалась фидонет?

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя calvares
calvares(9 лет 5 месяцев)

Изложите вашу точку зрения...

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(8 лет 9 месяцев)

А она тут при чём? 

 FidoNet was designed by a gay anarchist, who trusts himself and the people that he personally knows. 

Как бы тут особо добавить-то нечего. Дженнингс никогда и не скрывал особо.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя calvares
calvares(9 лет 5 месяцев)

Вы в FIDO были?

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(8 лет 9 месяцев)

Видел пару раз году в 96-м что ли... Одноклассник габбер там торчал... Особого впечатления не произвело, к тому времени уже был неплохо знаком с нормальным интернетом.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя calvares
calvares(9 лет 5 месяцев)

Ну тогда я могу заметить, что Чайковского мы любим не за это...

Я был в Fido сам. Долго. Был пойнтом. Система частных досок объялений использовалась активно, к примеру, программистами, электронщииками, системными администраторами, автолюбителям и уровень был достаточно квалифицированный. Список конференций был огромным. Были и помойки, конечно.

Андрей Елкин написал известный почтовик T-Mail, который стал очень популярным. И одно время использовался в Ленинградском военном округе для доставики неответственных сообщений.

Я лишь упомянул Фидо как более дешевую альтернативу.

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(8 лет 9 месяцев)

Альтернативу чему? опять гипертекстовый векторный фидонет?

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя calvares
calvares(9 лет 5 месяцев)

Альтернативу высокоскоростному кабельному интернету. Фидо достаточно телефонных сетей. И все.
 

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(8 лет 9 месяцев)

Которые небесплатные (я помню митинги против повремёнки) и уязвимы. Уж тогда рассматривать p2p сети на основе соединений различных типов и протоколов (хотя это тоже всё при желании обрезается и глушится). Например, по электросети.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя calvares
calvares(9 лет 5 месяцев)

То, что вы упоминаете, это технологии локальных сетей. Даже если в доме использовано несколько фаз электропитания, то сигнал сети по сиповым проводам не ходит между фазами, нужно ставить специальный мост. А в масщтабах страны с ее ЛЭП, подстанциями и прочим оборудованием это нереально. Если из-за кризиса инфраструктура интернета фрагментируется или вовсе исчезнет, то повременкка на телефоне будет безальтернативной. Я еще помню, как за сотовый телефон платил 60 $/мес и 60 центов/минута разговора. И это было дешево.

Вот новости Билайна той поры:
-----

16.01.97 Достигнута отметка 25 000 абонентов - огромный успех для компании,
так как в соответствии с бизнес-планом к концу 1996 года у компании должно
было быть 16000 абонентов
1.05.98 Достигнута отметка 75000 абонентов
Первого января 1998 года впервые компания BeeLine изменила цены на
предоставляемые услуги. Стоимость SIM карты, необходимой для подключения к
сети, была снижена с 235 до 135 долларов (не включая НДС).

-----

Все сейчас привыкли к хорошему...

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(8 лет 9 месяцев)

Не, ну если прям такой кризис, тут уж не до глобальных сетей, да и вообще не до сетей, быть бы живу. Локалки, мосты, всё это уже проходили, с этого всё начиналось. Так ли нужна эта глобальность, по факту? Чтобы скачать книгу или фильм, это в принципе не нужно, всё давно в локалках лежит. Чтобы найти статью или новости почитать можно и спутником воспользоваться, это не так дорого на самом деле. 

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя calvares
calvares(9 лет 5 месяцев)

Не все лежит на локалках. Да и сейчас локалки существуют. Не все же компьютеры в офисе или доме имеют "белый" IP, кто-то за NAT сидит.

А чего такой уж кризис? Цены поднять за связь на порядок и начнутся разрывы глабализации. Будут выпадать массовые потребители. Тогда как раньше шутили: грузовик набитый китайскими CD создает гигантскую пропускную способность дороги Москва-Питер. Раньше, во времена BBS, чтобы долго не качать по модему архивы, я выкручивал диск из компьютера, покупал ящик пива и ехал на другую BBS. Это был стандартный способ перекачки информации.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(8 лет 12 месяцев)

Откатится мир до уровня 1920-х - будем осваивать радио и голубиную почту

Аватар пользователя morbo
morbo(8 лет 3 месяца)

Веб-ориентированные технологии - это большой мыльный пузырь. Сейчас многие мелкие фирмы не заказывают сайт, а обходятся группой во вконтактике. Электронный почтовый ящик тоже многие используют на публичных сервисах. И плевать на выдуманный "престиж" с собственным сайтом и электронной почтой в своём домене. Я думаю, что скоро всё это буйство веб-разработчиков и дизайнеров изрядно поувянет.

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(8 лет 9 месяцев)

Я уж давно на авито продаю и покупаю. Не всё, но многое.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя DDUH
DDUH(9 лет 2 месяца)

Я бы сказал что паразитическая часть в ИТ издохнет. Если сейчас у меня на проекте 3 мэнеджера, скрам мастер и ещё парочка не пойми кого, то после сокращения бюджетов они все ужмутся до одного человека, который будет координировать всё. Невозможно сократить того кто делает продукт, ибо продукт нужно делать, а вот убрать лишних менеджеров можно.

Аватар пользователя mkizub
mkizub(8 лет 10 месяцев)

Невозможно сократить того кто делает продукт, ибо продукт нужно делать

Мой жизненный опыт неоднократно ставил меня в тупик именно тем, что как раз тех, кто делает продукт и увольняют в первую очередь. Правда, в течении нескольких лет после этого фирмы тоже помирали, но факт остаётся фактом - первыми увольняют как раз тех, кто делает продукт. Возможно потому, что пока их работа принесёт прибыль - пройдёт ещё много времени, а менеджеры по продажам или общению с клиентами дают прибыль прямо сейчас.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (клевета) ***
Аватар пользователя пекарь
пекарь(7 лет 11 месяцев)

алилуя брат. не айтишник,но подтверждаю,первыми под удар попадают не манагеры,а те кто реально работают,а вот почему? сие есть тайна великая или тупо человеческая алчность и неоправданно высокое чсв.

Аватар пользователя DDUH
DDUH(9 лет 2 месяца)

В 2008-2009 у нас сокращали студентов, тех что сидел без проектов и т.д. Многим манагерам порезали зарплату (в основном область премий, но у них это 50%+). Простых программистов, которые пишут код это вообще не коснулось. Но я работаю в области офшорного программирования, как кризис скажется на сфере обслуживания бирж/банков я сказать не могу.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

1998 запада не сильно коснулся, в отличие от грядущего.

Оффшорные программисты - как разница воды в сосудах - производная от перекосов финсистемы.  Когда перекосы исчезнут и америкосы будут сами рады "программировать за еду", конкретно это сфера изрядно сдуется.

Аватар пользователя mimoprohodil
mimoprohodil(8 лет 9 месяцев)

Факт, повально убирают отцов-основателей и ключевых разработчиков. Зато набирают обезьянок.

Комментарий администрации:  
*** Гнилой жаргон, оранжевые помои ***
Аватар пользователя Inkvizitor
Inkvizitor(12 лет 2 месяца)

В 2008 у нас сократили 3-х человек. И все менеджеры.)

Аватар пользователя Elya
Elya(9 лет 8 месяцев)

аха-ха! Тонут проекты целиком и люди целыми командами. В далеком 2008-м году работал я в конторе, которая делала "проект" ценой в миллион баксов и готовый на 60% и мы были уверены, что кризис нам нипочем, но заказчик сначала тупо перестал оплачивать майлстоуны, а потом просто разорвал контракт. И контора из 50 человек просто развалилась за неделю. И к слову "проект" я теперь отношусь издевательски. Вот у Лаврентия Павловича был в свое время Проект. Атомный. А мы со своим дерьмом просто херота.

Аватар пользователя Inkvizitor
Inkvizitor(12 лет 2 месяца)

Миллион баксов по ценам 2008-го это 30 миллионов рублей.

Для крупных ИТ компаний это средний проект (по цене).

Аватар пользователя Inkvizitor
Inkvizitor(12 лет 2 месяца)

Из тех, кто не сидит на госконтрактах, сдохнет более половины точно.

А может и все 80%.

Аватар пользователя DDUH
DDUH(9 лет 2 месяца)

У меня только один вопрос: каким образом программист "Вася", который пишет код относится у биржевым пузырям?
Думаю вам стоило более чётко определить что вы понимаете под ИТ. Стоит разделить тех кто производит и тех кто крутит акции на биржах. И если первые делают продукт, то вторые к ИТ не имеют никакого отношения.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Если он пишет код, который потом работает на бирже - он часть биржевой обслуги. 

Аватар пользователя DDUH
DDUH(9 лет 2 месяца)

Я не думаю что биржи исчезнут, но то что их будет перетряхивать и переформатировать это точно. Просто программисту "Васе" без разницы какие задачи решать, а если он хороший программист то не пропадёт. А вот все кто кормятся вокруг будут бегать.

Аватар пользователя calvares
calvares(9 лет 5 месяцев)

Раньше, каждый уважающий себя банк, а они все такие, держал отдел или департамент программистов, писавших "операционный день банка". После банковского кризиса 1998-ого большинство банков перешли на сторонние коробочные продукты. Соответственно сократилось количество рабочих мест для программистов в банках.

Аватар пользователя Safe
Safe(8 лет 7 месяцев)

Если программист пишет код, который крутится на бирже и приносит прибыль, то уверяю, он и без биржи найдет себе неплохую работу по специальности. Да, придется подучиться и денег будет поменьше, но профессионализм такого человека не вызывает сомнений (причем именно в области программирования).

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Посмотрим.  

У общества скоро не будет энергии на удобрения и здравоохранение - смотри Ливию или Украину (которая на более раннем этапе темной эры), но ты уверен, что оно утилизирует всю существующую массу программистов?

Не хочу расстраивать, но лично я у верен в обратном.

Аватар пользователя Inkvizitor
Inkvizitor(12 лет 2 месяца)

Спецов утилизирует, остальные пойдут на стройку, конкурировать с таджиками за право класть кирпичи и мешать раствор.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Да, этот прогноз вполне адекватным представляется. 

Аватар пользователя Safe
Safe(8 лет 7 месяцев)

Мне иногда кажется, что в будущем, возможно не таком уж и далеком, программирование будет (должно будет стать) таким же необходимым навыком, как чтение и письмо. Будут "великие мастера", "любители кода" и "простые обыватели" ( ака великие писатели, публицисты и журналисты, в лучшем смысле этого слова и просто грамотные люди). Неумеющие программировать будут находиться на уровне неграмотных людей.

Аватар пользователя mkizub
mkizub(8 лет 10 месяцев)

А что, "проблема 2000" и "дот-комы" к пузырям не относились? И в них тоже были писатели "Васи" к бирже отношения не имеющие.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (клевета) ***
Аватар пользователя Александр Владимирович Пешков

Думаю вам стоило более чётко определить что вы понимаете под ИТ. Стоит разделить тех кто производит и тех кто крутит акции на биржах.

Под IT-отраслью я понимаю совокупность хозяйствующих субъектов. А программист Вася всего лишь выполняет техническое задание за зарплату.

Аватар пользователя prometey2013
prometey2013(8 лет 5 месяцев)

Проведу аналогию - деятельность управленцев тоже не самостоятельна и не приносит окончательного продукта. Но начальники с древнейших времен жили неплохо, причем задолго до появления рыночно-монетарной системы.

Аватар пользователя mkizub
mkizub(8 лет 10 месяцев)

Угу. Мозги человека тоже не самостоятельны, и всего лишь обслуживают наши потребности.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (клевета) ***
Аватар пользователя Александр Владимирович Пешков

Разница в том, что начальник способен поставить хозяйственную задачу, организовать продуктивное производство реально нужных ништяков, а IT-паразиты не могут.

Аватар пользователя ЭкспортёрПО
  1. IT не является самостоятельной отраслью деятельности человека — она не генерирует физический продукт, готовый к потреблению, т. е. не производит что-то обладающее минимальной безусловной ценностью, что-то, что может существовать отдельно от IT-отрасли, иметь минимальный смысл для выживания человечества. Вместо этого, IT-отрасль предоставляет услуги, направления в которых можно свести к развлечениям и обслуге(физически продуктивной хозяйственной деятельности или научно-практических расчётов).

Совершенно не согласен. Есть безусловная и объективная ценность.

Сегодня, скажем, мы провели обучающий вебинар для клиентов из Египта. Т.е. сэкономили на билетах на самолёт, гостинице и командировочных.

Интернет, сайты с книгами, Kindle лично для меня заменили библиотеки. 

Электронная почта в 20 раз лучше чем традиционная с почтовыми ящиками и почтальонами. 

Текстовые редакторы в разы лучше пишущих машинок и даже заменяют машинисток :)

САПРы в разы лучше кульмана.

Сейчас мы общаемся виртуально на aftershock, а не очно в кружке Умелые Руки, кто с домашнего компа, кто с телефона, кто с планшета. Это все "IT" или "технологический сектор".

 

Аватар пользователя prometey2013
prometey2013(8 лет 5 месяцев)

Есть безусловная и объективная ценность.

Можно еще вспомнить, что в Советском Союзе с помощью компьютеров хотели планирование производства поднять на небывалую высоту. Тем планам не суждено было сбыться, но косвенно это осуществляется и сейчас. Например, интернет-торговля или сервисы по поиску свободного авто (в качестве такси). 

Аватар пользователя Александр Владимирович Пешков

Есть безусловная и объективная ценность.

С Вами трудно согласиться. И вот почему.

обучающий вебинар для клиентов из Египта. Т.е. сэкономили на билетах на самолёт, гостинице и командировочных

Хороший пример чисто прикладной и несамостоятельной сути информационных технологий. Вопрос экономии открыт, т. к. для обеспечения доступности вёбинара потребовалось проложить тысячи километров кабеля и запустить несколько спутников.

Интернет, сайты с книгами, Kindle лично для меня заменили библиотеки. 

Электронная почта в 20 раз лучше чем традиционная с почтовыми ящиками и почтальонами. 

Текстовые редакторы в разы лучше пишущих машинок и даже заменяют машинисток :)

САПРы в разы лучше кульмана.

А сие шикарный пример вторичности и отсутствия самостоятельных задач.

Это все "IT" или "технологический сектор".

Я не говорю, что IT — это что-то лишённое практической пользы. Меня гораздо больше интересует физический возврат на инвестиции в IT.

Страницы