Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Зависимость России от импорта за сто лет (1920-2014). Часть 2 – непродовольственные товары

Аватар пользователя bazil

Зависимость России от импорта ряда товаров за сто лет (1920-2014 г.г.)

Часть 2 – непродовольственные товары.

Начало см. «Часть 1 – продовольствие».

Целевым индикатором в статье является расчёт отношения сальдо торговли товаром к видимому потреблению этого товара с учётом экспорта.

Расчёт ведётся по формуле:

_100% х (И-Э)_

П+И-Э

где И – размер импорта продукции машиностроения в используемых единицах;

Э – размер экспорта продукции машиностроения;

П – объём собственного машиностроительного производства внутри страны.

Мне видится, что данный метод более подходит для реального описания зависимости от импорта, чем обычные статистические балансы товарных ресурсов, поскольку учитывает сразу и производство, и внешнюю торговлю. Показатель может принимать как положительные, так и отрицательные значения (отрицательное – когда экспорт превышает импорт). Если показатель меньше -100% (например, -107%), значит, экспорт превышает видимое потребление.

Когда экспорт превышает внутреннее производство, ставится значение -500% (т.к. результат в данном случае начинает арифметически принимать положительные значения, что нелогично).

Если нет данных о производстве товара за конкретный год (либо данные о производстве и торговле в разных единицах измерения), а известно значение только внешней торговли, и при этом экспорт превышает импорт, то зависимость от импорта считается нулевой.

Список литературы составляет 184 источника, поэтому для экономии места на странице не приводится. Это либо статистика Росстата, либо сборники с сайта Исторические материалы.

В разные годы статистика отражает в основном производство и торговлю одними и теми же товарами, однако, советская статистика в этом отношении гораздо полнее. И многие товары, по которым есть статистика до 1990, в более поздний период отсутствуют. Сравнение приводится только для тех товаров, для которых возможно построить полный временной ряд.

Информация о торговле «неинтересными» товарами вроде нефти или круглого леса по известным соображениям не приводится.

Данные о торговле в 1991 году – только со странами СНГ. В 1992-1993 – в основном со странами СНГ. В целом, показатели корректно рассчитаны только до 1991 года и после 1994 года.

Разумеется, данные о производстве и внешней торговле до 1990 года – для СССР, после 1990 года – для РФ.

Рисунок 1 – зависимость от импорта кожаной обуви, чулочно-носочных изделий, %

В целом рисунок 1 характеризует состояние лёгкой промышленности России – полный провал. Можно, конечно, злословить на тему качества советских ботинок и чулочков. Но на картинке ясно видно, что если раньше обеспечение обувью и носками обсуждаемого качества было.. Было. А теперь – нет.

Памятуя замечания комментаторов первой части (продовольствие): приведу физические размеры производства и импорта:

Рисунок 2 – производство и импорт обуви, млн. пар

Производство и импорт чулочно-носочных изделий выражаются в текущих ценах, график наглядным не получается (две деноминации за текущий период портят всю наглядность) и потому не приводится.

Фактические цифры импорта и производства обуви для периода после распада СССР представляются заниженными, поскольку трудно представить, что на протяжении 90-х годов в России продавалось ежегодно порядка 50-70 млн. пар кожаной обуви при населении в 150 млн. чел. Людей в валенках, лаптях или в тёрках, подвязанных верёвочкой, массово не наблюдалось. Особенные подозрения относительно импортной обуви. Очевидно, с 2006 года импортёров заставили документально подтверждаемые объёмы закупок немного соотнести с реальностью, что вызвало резкий рост импорта (см. рисунок 2).

Рисунок 3 – зависимость от импорта верхнего трикотажа, швейных изделий, мехов и меховых изделий, %

Ситуация с одеждой полностью повторяет комментарий к рисунку 1.

Изменчивая товарная классификация вынуждает считать несколько разные вещи одним и тем же товаром: текстильная одежда во времена СССР приравнена к товарной категории РФ «швейные изделия». Это позволяет получить, хоть и с большими разрывами, наглядный временной ряд.

Все показатели физического производства и торговли товарами, приведенными на рисунке 3, также выражаются в текущих ценах, потому не показаны.

Рисунок 4 – зависимость от импорта телевизоров, холодильников, стиральных машин, %

Открытие сборочных производств иностранных компаний снизило зависимость от ввоза данных видов продукции (с оглядкой, конечно, на долю локализации). Хотя доля импорта телевизоров всё равно больше 50% и стабильна. Холодильников – около 30%, и также не имеет тенденции к снижению. Зависимость от импорта стиральных машин снижается постоянно. Крупнейший производитель холодильников и стиральных машин в России – Indesit (Липецк), выпускающий около 35% российских холодильников и 40% стиральных машин ежегодно. Доля локализации на 2013 год составляла около 45%.

Советские телевизоры и стиральные машины, которыми отечественная промышленность снабжала население, могли кому-то может и не нравиться, но советский холодильник… Невероятно надёжные и неприхотливые агрегаты до сих пор ещё украшают изрядную долю современных квартир. Не говоря уж про дачи. Мировой рынок откликнулся на удачную разработку повышенным спросом – см. рисунок 4.

Подробнее об объёмах выпуска и импорта данных товаров см. следующие 3 рисунка:

Рисунок 5 – производство и импорт стиральных машин, тыс. шт.

Рисунок 6 – производство и импорт холодильников, тыс. шт.

Рисунок 7 – производство и импорт телевизоров, тыс. шт.

Что можно сказать: стиральных машин и холодильников сейчас, очевидно, покупают примерно столько же, как и в позднем СССР. А вот телевизоры пользуются небывалой популярностью: и импорт, и производство удовлетворяют потребности населения в кратном размере против недалёкого прошлого.

Телевизоры - один из немногих (если не единственных) успехов нашей промышленности последних 20 лет в производстве непродовольственных товаров.

Рисунок 8 – зависимость от импорта мебели, лекарств, парфюмерии и косметики, %

Импорт и производство данных товаров только в рублях, потому отдельно не рисую.

Что можно сказать, глядя на рисунок 8. С 50% импортной мебели можно смириться – не всё можно и нужно уметь. Часто кто-то может лучше, а мы не можем. Часто лучше купить. Пусть духи будут из Франции, а не «Быть может», «Шипр» или «Красная Москва». Но 70% импортных лекарств – это уже перебор. Перебор стабильный, глубокий, со слабой надеждой на исправление. Хотя «DSM групп» сообщает в отчёте за 2015 год:

«В 2015 году мы увидели первые результаты в импортозамещении - доля отечественных препаратов увеличилась на 4%» [до 27% - прим. bazil]

Результативность работы программ импортозамещения [в случае с лекарствами – ФАРМА 2020] покажет время. А пока – будем сокрушаться. Усугубляет ситуацию также и то, что даже указанная как отечественная часть производства является квазиимпортом в связи с тем обстоятельством, что хорошо организованный в СССР выпуск лекарственных субстанций в России резко снизился в 90-е и 00-е г.г.

Продолжим.

Рисунок 9 – зависимость от импорта тканей, искусственных волокон, ковровых изделий, %

Никаких открытий девятый рисунок не делает: традиционная с 20-х годов самообеспеченность тканями с середины 00-х г.г. несколько потускнела. Аналогично только-только достигнутая к концу 80-х г.г. самообеспеченность по синтетическим и искусственным волокнам осталась в прошлом. Хотя доля импорта относительно невелика – порядка 20-30%. Другое дело, что сильно упало производство и потребление этих товаров вследствие кризиса в лёгкой промышленности. С коврами тоже не очень радостная ситуация, как и во всей отрасли – доля импорта растёт, производство снижается.

Рисунок 10 – производство и импорт тканей готовых, млн. м2

Рисунок 11 – производство и импорт синтетических и искусственных нитей, тыс. т

Рисунок 12 – производство и импорт ковров и ковровых изделий, млн. м2

Как видно из рисунков 10-12, причина роста зависимости от импорта данных продуктов не увеличение собственно импорта, а падение собственного производства.

Рисунок 13 – зависимость от импорта часов, пылесосов, велосипедов, %

Часовое производство было одной из сильных сторон советской промышленности. Достаточно будет заметить, что советские часы, занимали второе место на рынке Англии после американских "Таймекс". Было. И не стало в общем. Злые языки обязательно скажут, что это были будильники, и англичане сразу отправляли их в лом. Но наш язык добрый. Просто покажем графики выпуска.

Пылесосы, конечно, такого успеха не имели, но были в целом сделаны достаточно добротно, как и холодильники. И по сию пору служат во многих отечественных квартирах по пятому-шестому плановому сроку службы.

С велосипедами ситуация относительно полегче, но импорт всё-таки превосходит своё производство.

Графики производства и импорта данной продукции на рисунках 14-16:

Рисунок 14 – производство и импорт часов, тыс. шт.

Можно сказать, что отечественные часы и пылесосы сейчас отсутствуют практически полностью даже в виде сколь-нибудь локализованной иностранной сборки.

Рисунок 15 – производство и импорт пылесосов, тыс. шт.

Заметно, что импорт полностью заместил к настоящему времени собственное производство пылесосов.

Рисунок 16 – производство и импорт велосипедов, тыс. шт.

Рисунок 17 – зависимость от импорта радиоприёмников, магнитофонов, швейных машин, %

Собственное производство перечисленных на рисунке 17 товаров достигло таких размеров, что его перестали даже отражать в статсборниках. Согласен, что сейчас не те времена, быть может, чтобы слушать радио или магнитофон – есть же компьютеры и проч. Но шить то.. Шить то надо во все времена.

Надо заметить, что советские приёмники пользовались успехом не только на рынке СЭВ, но и на рынке капиталистических стран.

Рисунок 18 – производство и импорт радиоприёмников, тыс. шт.

Рисунок 19 – производство и импорт магнитофонов, тыс. шт.

Магнитофоны статистике неинтересны, потому их ввоз не отражается с 2007 года. Но раз выпуск 0 шт. 00 коп, то, надо полагать, всё потребление полностью закрывается импортом. Аналогично со швейными машинками: рисунок 20. Только импорт машинок перестали отражать ещё 20 лет назад. Не интересно.

Рисунок 20 – производство и импорт швейных машин, тыс. шт.

В обзор не вошли фотоаппараты, которые у нас давно не выпускают, и которые Союз сотнями тысяч отправлял на экспорт. В том числе и загнивавшему в те времена Западу.

Рисунок 21 резюмирует ситуацию на розничном рынке непродовольственных товаров. Как и в первой части исследования (про продовольствие), нас интересует очень важный показатель – «товарные ресурсы розничной торговли непродовольственными товарами, в т.ч. за счёт поступлений по импорту». Для периода 2005, 2010-2014 г.г. данный показатель даётся конкретной цифрой в ежегоднике «Торговля в России».

За советский период всё так же подобные данные можно получить из сборника «Торговля СССР», изданном в 1989 году, где на стр. 197 есть таблица «импортные товары народного потребления, направленные в торговлю». Данные таблицы сопоставляем с показателями советской торговли соответствующих лет – и получаем результат.

Рисунок 21 – доля импорта в товарных ресурсах торговли непродовольственными товарами, %

Осторожно позволю себе заметить, что 50% импортных товаров на непродовольственном рынке – это не совсем нормально на мой взгляд. Хотя эта цифра понемногу уменьшается. Возможно, играет роль девальвация рубля, программы импортозамещения и т.д.

Комментарий автора: 

Следует сделать замечание:

Суть работы не в том, чтобы определить, чего стали покупать больше, чего меньше и почему. А в том, чтобы определить, сколько за каждый год среди покупок вышло импортных товаров в каждой категории и в целом. Графики производства и импорта в физических единицах приведены для иллюстрации "а сколько всё-таки именно в граммах?" по совету комментирующих первую часть.

Материал показывает не падение производства, а изменение по годам доли импорта в потреблении для СССР и РФ. Если бы было возможным выделить импорт только для РСФСР - это было бы сделано.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(5 лет 11 месяцев)(09:39:05 / 26-05-2016)

почему нет про фундамент - средства производства?

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(09:43:47 / 26-05-2016)

Другим разделом. Тут только непродовольственные товары, как раньше назывались - народного потребления)

Аватар пользователя Безобразие

Спасибо Вам за материал! Как и первую часть, вторую прочитал с интересом. Буду ждать третью, про средства производства.. .с нетерпением...)

Комментарий администрации:  
*** Отключен за маты ***
Аватар пользователя Простотак

страшные графики на самом деле. за каждым сломанная экономика и миллионы человеческих жизней...

Аватар пользователя Беляков Вадим

Хорошая информативная статья.

Замечу только, что всплеск импорта отражает КОЛОССАЛЬНЫЙ всплеск потребления в России за постсоветские годы

и ужасающее качество производства ширпотреба в СССР. 

Могу привести простой пример из 80х. Магнитола "Блюз 301" продукт гиганта радиоэлектроники НПО "Ленинец" - радиатор выходного звукового усилителя коротил на корпус. Три года на конвейере просто подкладывали бумажку от упаковки под корпус. ВСЕ ЗНАЛИ и ВСЕМ БЫЛО НАСРАТЬ!!! Сотню других примеров приводить не буду. Замечу только что мои попытки влиять на ситуацию привели только к моему уходу.

 

Аватар пользователя Сергей Капустин

ну-ну, колоссальный всплеск потребления в 90ые

Аватар пользователя nictrace
Аватар пользователя Беляков Вадим

Вы ошибались.

:))

Аватар пользователя Беляков Вадим

Да, радиоприёмник. Правильно. Привык, что всё что в машину втыкается - магнитола. Исправлю.

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(10:46:07 / 26-05-2016)

так там К174УН7 стояли. Об этих усилках только положительные отзывы вижу... А судя по документации, теплоотводящие выводы были изолированы ото всех сигнальных линий.

Аватар пользователя Беляков Вадим

Нет особого желания вспоминать подробности откуда на радиаторе бралось напряжение. Прошло тридцать лет уже.

На то время у меня был 6(шестой) разряд регулировщика р/а, если Вас это беспокоит, а проблем был чисто в конструктиве.

Вопрос лишь в том, что проблему(как и другие) НИКТО решать не хотел. Перечислять другие сто одиннадцать проблем цеха, где это изделие производилось сейчас не интересно.  

Но результат налицо: при первой возможности ВСЕ в то время выбирали ИМПОРТ. ЛЮБОЙ!!! Что мы и видим на графиках.

И в том числе и с этим связан провал производства в искренне любимом мной отечестве.

Но спасибо, за внимательное отношение к предмету.

С уважением. :))

 

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(11:59:06 / 26-05-2016)

я любитель и привык читать схемы предмета разговора)

поверю вам, что напряжение там было... В документации тоже не все документировано.

На производстве поработал, правда в химпроме. Видел, как тек вентиль на линии подачи толуола, аж глаза резало - и всем пофиг. А еще видел, как окна в цеху тупо выставили, не глядя на сквозняки, потому что "вентиляция не справляется"...

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(12:01:38 / 26-05-2016)

Приезжайте на Выксунский металлургический - там примерно с такой же мотивацией второй год цеха без окон стоят)

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(10:40:52 / 26-05-2016)

Боюсь, качество современного ширпотреба (в основной массе - Китай) сильно проигрывает против советского.

Аватар пользователя Беляков Вадим

Впрямую сравнивать, качество трудно. Всё же Китай пользуется западными технологиями производства. А наше отставание более ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ, чем научное. И не от Китая, а именно от запада.

Пример китайского качества приведу такой. Регулярно покупаю инструмент и оборудование (бытовое) западных малоизвестных брендов с гарантией 3(три) года. Произведено в Китае. Более чем приличная техника, при финансовой выгоде до трёх раз в сравнении с европейской сборкой и гарантией в год. Кстати, большие проблемы у меня были именно с маститыми европейскими брендами российской или европейской сборки, когда оборудование ломалось спустя 13 месяцев, мило так... Рекламировать бренды не буду.

Отмечу, что современное российское качество тоже растёт.

 

Аватар пользователя george-spb
george-spb(1 год 7 месяцев)(10:15:44 / 26-05-2016)

Россия давно уже стала проходным двором, что по рынку труда, что по товарам, но нам же сказали, что трусы каждый может пошить  а нефть не у всех есть, вот и сидим - купить трусы за границей не можем-доллар дорогой от низкой цены на нефть а своё производство трусов уничтожили вот и сидим без трусов..........

Комментарий администрации:  
*** Борцун в атаке - ОТЧИСЛЕН ***
Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(10:20:12 / 26-05-2016)

не знаю, как там в СПб, а у нас в провинции все в трусах)

Аватар пользователя george-spb
george-spb(1 год 7 месяцев)(10:23:21 / 26-05-2016)

в китайских, узбекских или китайских под лейблом "сделано в беларуси"?

Комментарий администрации:  
*** Борцун в атаке - ОТЧИСЛЕН ***
Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(10:32:10 / 26-05-2016)

на что зарплаты хватило... спасибо, что не секонд-хенд)

Аватар пользователя багор
багор(2 года 9 месяцев)(10:23:51 / 26-05-2016)

Не в трусах счастье. Хорош скулить. Марш на производство, нытик.

Аватар пользователя george-spb
george-spb(1 год 7 месяцев)(10:25:03 / 26-05-2016)

за языком следи

Комментарий администрации:  
*** Борцун в атаке - ОТЧИСЛЕН ***
Аватар пользователя Lenkor
Lenkor(2 года 2 недели)(15:01:01 / 26-05-2016)

И давно это с Вами? Вроде в одном городе живем.....

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(10:04:12 / 27-05-2016)

ну, учитывая что я в питерском торговом центре видел мадаму без трулей, может и не врет... laugh

Аватар пользователя Lenkor
Lenkor(2 года 2 недели)(10:06:45 / 27-05-2016)

подозреваю, что это не от бедности, а от дурости......

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(10:26:51 / 26-05-2016)

С коврами тоже не очень радостная ситуация, как и во всей отрасли

Ну, во-первых, это не модно.  У нас, например, ни одного нет.

Во вторых - для здоровья не полезно. Особенно для тех, у кого хронические органов дыхания...

Телевизор тоже собираемся утилизировать. Если б не дети - включали бы только под Новый год...

Магнитофоны статистике неинтересны, потому их ввоз не отражается с 2007 года.

Времена меняются) Нынче уже и CD мало кто хранит. Плотность мала... А магнитофон "akai" где-то в глубине кладовки валяется...

 

Аватар пользователя багор
багор(2 года 9 месяцев)(10:25:57 / 26-05-2016)

Во во , ковры это пылесборник (как и книжки, к сожалению).

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(10:30:54 / 26-05-2016)

и ни один пылесос не в состоянии его полностью очистить. Про выбивание я уж и не говорю...

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(10:42:18 / 26-05-2016)

Согласен - времена меняются. Но на размер импорта ковров времена повлияли положительно)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 8 месяцев)(12:08:56 / 26-05-2016)

Смотрим внимательно на Ваш график.

В конце советской эпохи в стране производилось аж 120 млн. м кв. ковров. Спрос на них был - хотя они и тогда уже вышли из моды. Народ спешил потратить  заработанные деньги (инфляцию мы уже тогда ощущали)  и покупал доступные предметы длительного пользования. Покупали третий ковер и второй холодильник про запас. При этом многие остро необходимые вещи были малодоступны. Очереди за колготками и батарейками...  

Сегодня собственное производство 20, импорт 40, итого - 60 млн. м кв. Вдвое меньше, чем в позднесоветские времена. В квартирах ковры повывелись. В яслях и детсадах их по-прежнему любят. И во дворцах.

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(17:41:43 / 26-05-2016)

Ещё раз повторюсь: согласен, времена меняются. Что-то выходит из моды. Что-то приходит обратно. Однако, суть работы не в том, чтобы определить, чего стали покупать больше, чего меньше и почему. А в том, чтобы определить, сколько за каждый год среди покупок вышло импортных товаров в каждой категории и в целом. Графики производства и импорта в физических единицах приведены для иллюстрации "а сколько всё-таки именно в граммах?" по совету комментирующих первую часть.

Сейчас при общем падении спроса на ковры доля импортных ковров выросла. Именно это и отмечается в статье.

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(17:53:36 / 26-05-2016)

в СССР ковры в основном делались в республиках Средней Азии. Дорогой ковер - это много-премного монотонного ручного труда. Ну а ширпотреб вязали машины с программой на перфокартах...

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(18:01:39 / 26-05-2016)

Помилуйте. РСФСР выпускала вдвое больше ковров, чем вся Средняя Азия. В РСФСР в основном делались все советские ковры)

А вот Белоруссия выпускала ковров столько, сколько все среднеазиатские республики)

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 7 месяцев)(18:05:11 / 26-05-2016)

ну, если у автора статистика на руках - тут спорить не стану)

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(18:10:14 / 26-05-2016)

Статистика в свободном пользовании для всех) В этом статистическом сборнике на стр. 240 написано производство ковров по республикам)

Аватар пользователя int.pu
int.pu(2 года 5 месяцев)(10:22:44 / 26-05-2016)

<причина роста зависимости от импорта данных продуктов НЕ увеличение собственно импорта, а падение собственного производства>

Не только НЕ пропущено, но и вывод не совсем корректен. То что в большом количестве производил поздний СССР нельзя напрямую сравнивать с импортными аналогами. Т.е. по потребительским качествам и ресурсоемкости в производстве советский холодильника очень условно можно сравнивать с импортным холодильником. В некотором смысле советский холодильник - это не совсем холодильник. И советский автомобиль - это не совсем автомобиль. А про советскую одежду смотрим известную репризу Хазанова. Т.е. для производства <этого> ресурсы перемалывались, и в большом количестве, но потребности населения не удовлетворялись. С закономерным итогом. Другой вопрос - почему в 90-х годах советская промышленность не стала по мановению волшебной палочки производить вместо всякого непотребства современный и качественный продукт? Почему была выбрана модель перестройки в виде "весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем ..."? Это вопрос не ко мне, а к архитекторам перестройки. Я ответа не знаю.

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(10:50:06 / 26-05-2016)

Опечатку исправил, спасибо.

В общем согласен, что в целом советский ширпотреб был по сравнению с импортными аналогами пониже количеством и качеством. Но относительно холодильников (по-моему мнению) всё-таки выбор за отечественным агрегатом) Для своего времени они были сделаны достаточно удачно, и в немалом количестве шли на экспорт, в том числе и в капстраны. Буржуи вряд ли стали бы брать плохой неконкурентоспособный товар.

Аватар пользователя int.pu
int.pu(2 года 5 месяцев)(16:05:13 / 26-05-2016)

Черт меня дернул холодильник написать. Согласен - это едвали не самый неудачный пример. Сам лично выносил на свалку три аппрата "Уралмаш", Бирюса" и что-то завода Норд. Все ушли как титаник - с полностью рабочими агрегатами после лет 30-40 с лишним службы. Единственно что когда заменил свой на Либхер, то счет за ЭЭ упал ровно в два раза. Каюсь. Статью просмотрел поверхностно. В большей степени был сражен характерными спадами графиков в районе 90-х по все группам товаров. Запсиховал, напился, повесился..

Сейчас посмотрел внимательней. Это что-ж? До 91-го данные по СССР, а после только по РФ? Смысл тогда в них? Только бередить больное? Слону понятно, что до 91-го производство тканей было ого-го, а после пшик. Все производство тканей (почти) было в средней азии. Так что производство ткане не упало - оно отделилось. Я теперь вообще не понимаю, в чем смысл материала! Наброс что-ли?

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(17:36:05 / 26-05-2016)

Материал показывает не падение производства, а изменение по годам доли импорта в потреблении. Если бы было возможным выделить производство и импорт только для РСФСР - это было бы сделано.

P.S. Второй раз напоминаю для невнимательных комментаторов:

В статье есть отметка: "Разумеется, данные о производстве и внешней торговле до 1990 года – для СССР, после 1990 года – для РФ." Графики производства/импорта приводятся для того, чтобы показать, сколько в отдельный год было произведено товара, а сколько - поступило по импорту.

Аватар пользователя Lenkor
Lenkor(2 года 2 недели)(11:24:38 / 26-05-2016)

ну и чем вам не нравится советский холодильник? И у меня на даче, и у соседей вокруг Зилы работают, только резину меняли. Дизайн не тот? Ага. Московская приятельница, дизайнер, вообще выискивает эти Зилы, раскрашивает их и ставит офигительным клиентам  - мода, видите ли, пошла....

А вот плачь по машинкам швейным - это зря. В советские времена я все щила - от постельного белья до комбинезонов детям. Кто сам шил, знает, как спинка-то болит после пары- тройки часов за машинкой.И это после работы. С ненормированным рабочим днем... Неа. увольте. Мой бюджет не подрывает покупка приличной одежды, зато шитье подрывает здоровье. Так что пусть шьют профессионалы, у автора же идут не проф. линии, а машинки для дома-для семьи.  За них возьмутся только если в магазинах трусы исчезнут от слова совсем. Это нормально.

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(11:27:35 / 26-05-2016)

Как знать. Наша чудная "тула" 1978 года не раз и не два выручала, когда надо брюки подогнуть или что-нибудь подобное сделать)

Аватар пользователя Lenkor
Lenkor(2 года 2 недели)(13:24:30 / 26-05-2016)

Ради "брюки подогнуть" машинку домой не покупают...

 А вот насчет "как знать..." - это вы правы

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(14:06:01 / 26-05-2016)

Машинка сейчас у многих есть. Но явно не для того, чтобы шить постельное бельё или комбинезоны) Брюки подогнуть - частный случай мелких портных житейских надобностей.

Аватар пользователя MMV13
MMV13(3 года 12 месяцев)(10:23:52 / 26-05-2016)

и на фоне бурных и продолжительных... вскриков о том, что СССР имел перекос в производство товаров группы А, на фоне повторения здравиц на тему, что он ничего толкового не производил в товарах серии Б, обнаруживаем неполживую реальность: качество и количество товаров для народа в СССР постоянно росло, а за 25 последующих лет "свободы производства всего, чего хочешь", РФ большинство товаров группы Б производить прекратил, сосредоточившись на всемерном повышении доения и перепродажи "недряных бананов" во всех ея многообразных видах, произрастающих на нашей великой и могутной территории...

И вправду: а че нам еще что-то производить, когда "бананы практицки падают нам на голову" в смысле сочатся из под ног...  :-(

так врет статистика, господа либерал-охранители?

Аватар пользователя Владимир Литвиненко

Да, весьма показательные графики....

Спасибо за работу.

Аватар пользователя vreditel
vreditel(1 год 11 месяцев)(10:49:55 / 26-05-2016)

ИМХО - сравнивать напрямую советские данные и нынешние - нельзя. В СССР был тотальный дефицит. Помню, как покупали магнитолу Бердского завода - полгода в очереди по записи. Пылесосы в магазинах тоже не стояли. Велосипеды - еще туда-сюда, можно было купить. Телевизоры цветные - ужас, проблемища была купить.

Короче говоря, графики отражают не зависимость от импорта в СССР, а то, что снисходительно кинули населению. Спрос был совершенно не обеспечен предложением.

Кстати, о товарах народного потребления - вот оптическая продукция в СССР была, и отличного качества. Попробуйте сейчас хоть лупу отечественную в продаже найти. Один пластмассовый китай.

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(10:57:17 / 26-05-2016)

Ну, не знаю. У нас в деревне как-то без всяких очередей были все блага цивилизации - цветной телек (Спектр), пылесос, велосипед, холодильники (Чинар и Свияга) и прочее. Всё куплено спокойно без паники. Были, конечно, редкие забавные кадры, которые жгли костры по ночам перед универмагом в очередях в ожидании какой-нибудь дефицитной импортной шмотки. Наверное, подобные кадры дерутся теперь перед входами в супермаркеты при распродажах.

Аватар пользователя vreditel
vreditel(1 год 11 месяцев)(11:17:00 / 26-05-2016)

А тут уже другой аспект - во-первых, разные регионы снабжались неодинаково. Мы вот в закрытые города гоняли за товарами, т.к. в тогдашнем Свердловске было не разгуляться в этом плане. Свободная продажа - это вообще было редко, в основном все по записи. А еще срок эксплуатации тех товаров был другой. Большинство так и выбросили в рабочем состоянии. 

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(11:21:04 / 26-05-2016)

Да половина тех товаров ещё жива) уж почитай 30 лет без малого

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 4 месяца)(10:56:54 / 26-05-2016)

Большое спасибо за статью и цифры

1990-й год какой-то убийственный для массы товара :((

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(11:38:02 / 26-05-2016)

Тут надо не забывать, что до 1990 производство даётся для СССР, а с 1991 - для РФ. Но в целом это мало влияет на показательность падения производства ширпотреба.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 4 месяца)(11:47:08 / 26-05-2016)

Поправка принята

Но я вот например неплохо помню советский магнитофон конца 80-х начала 90-х, и китайский (или гонконгский), привезенный "оттуда" - хорошая была разница. Или румынскую мебель из настоящего дерева, до сих пор стоящую у родителей в квартире с советских еще времен

Любопытно еще сравнить не только магнитофоны, но и кассеты к ним

Или про видеомагнитофоны вспомнить...

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(11:51:55 / 26-05-2016)

Да мебель то у меня у тёщи обычная советская тоже до сих пор стоит. И при надлежащем уходе смотрится как новая)

А магнитофоны... Магнитофоны наши, конечно, были похуже импортных. Не говоря уж про видео. Но сейчас своих вообще никаких нет. А сравнение нуля с чем-то всегда в пользу чего-то)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 8 месяцев)(14:19:44 / 26-05-2016)

Про магнитофоны. Это музейные экспонаты по нынешним временам. Или - для эстетов. предпочитающих студийный звук.

Дети мне объяснили, что и музыку слушать, и видики смотреть лучше всего по телевизору.  Там теперь масса функций. в том числе - гнездо под флешку с музыкой. Можно с помощью ТВ и по просторам интернета гулять-развлекаться. Так что... рост продаж ТВ - взамен магнитофонов..

Аватар пользователя Lenkor
Lenkor(2 года 2 недели)(14:56:29 / 26-05-2016)

магнитофоны, видео..... видать, я постарше вас буду.  Обувь фабрики "Скороход" в Питере, например, небось, не застали уже?

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 8 месяцев)(15:46:41 / 26-05-2016)

Даже щеголяла в кожаных модных босоножках на шпилечкках фабрики "Скороход". Не было у меня комплексов по поводу производителя. Носила и московской фабрики обувь, и ростовской.

Засада началась, когда в моду вошли зимние сапожки. Наша промышленность долго раскачивалась - а ведь необходимая вещь! В городе в валенках не слишком комфортно.  Голландцы и юги нас обувать начали. Качественно, но дорого. 

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 4 месяца)(21:38:03 / 26-05-2016)

Я помню. Равно как и возможность достать финскую обувь/одежду в Питере и его окрестностях. Финскую курточку урвать... cheeky Которая потом дооолго могла носиться и передаваться младшим поколениям

Аватар пользователя Lenkor
Lenkor(2 года 2 недели)(22:15:28 / 26-05-2016)

ну вот у нас в семействе как-то не научились ничего "урывать". так что проходилось обходиться без финских курточек. Да что там курточки! А ведь у некоторых были персональные, можно сказать, мясники.... эх, время золотое, молодость.

В результате ходила вся шикарная, потому что бабушка обалденно шила на той самой машинке и вязала, и меня научила. Но сейчас - только если что совершенно особенное надо.

Аватар пользователя kulib
kulib(3 года 9 месяцев)(11:04:51 / 26-05-2016)

Возникло пару вопросов:

1. Данные по производству приводятся за весь СССР? (вероятно да, судя по графику импорта соли из предыдущей статьи)

2. Точно нет данных по региональному потреблению товаров? (только РСФСР, к примеру)

3. Будете ли вы делать графики удельного потребления. То есть, при населении в 250 млн всего Союза и текущем производстве, удельное потребление в РФ может быть гораздо выше, при меньшем общем потреблении. То есть выше обеспеченность товарами. (Да, это перепечатка камрада Vreditel про дефицит, по факту)

 

(Ковры - ЗЛО! и я оба ковра выкинул и даже думать о них не желаю)

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(11:05:10 / 26-05-2016)

1. В статье есть отметка: "Разумеется, данные о производстве и внешней торговле до 1990 года – для СССР, после 1990 года – для РФ." Графики производства/импорта приводятся для того, чтобы показать, сколько в отдельный год было произведено товара, а сколько - поступило по импорту.

2. Региональных данных о производстве есть, о потреблении - увы, за все годы данных не найти.

3. Удельные графики - идея хорошая. Но обе статьи уже опубликованы)

Аватар пользователя kulib
kulib(3 года 9 месяцев)(11:13:38 / 26-05-2016)

1. Упс, что-то я подслеповат стал или слишком быстро читал вступление. Мой косяк.

2. Жаль, было бы интересно.

3. Совершенствование на будущее, почему нет? Может ещё вернетесь к переработке статей. Как мы рано или поздно вернёмся к переработке статей про ГМО...

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(11:15:01 / 26-05-2016)

Идея хорошая про удельное потребление. Спасибо за наводку)

Аватар пользователя vreditel
vreditel(1 год 11 месяцев)(11:21:09 / 26-05-2016)

 удельное потребление в РФ может быть гораздо выше, при меньшем общем потреблении. 

Удельное потребление в РФ может и выше среднего по Союзу. Но снабжалась РСФСР в те времена значительно хуже, чем разного рода "кормильцы" типа Укры или Трибалтики. Поэтому усредненные данные по СССР тоже брать нельзя.

Аватар пользователя kulib
kulib(3 года 9 месяцев)(11:30:45 / 26-05-2016)

Именно поэтому я и спросил о региональном потреблении продукции.

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(11:33:01 / 26-05-2016)

Статья всё-таки о зависимости от импорта. А если смотреть на региональное потребление в Союзе.. То как из него вычленить объём импорта? Увы, никак.

Аватар пользователя IgnisSanat
IgnisSanat(1 год 6 месяцев)(20:37:04 / 26-05-2016)

Обычно вычисляют коэффициент независимости (иногда называют еще "индекс независимости) как отношение Производства и Потребления, т.е. Производство/(Производство+Импорт-Экспорт). Тогда нет отрицательных величин и минимальная величина коэффициента - 0 (собственного производства нет, нет никакой независимости, все потребление - импорт). Хотелось бы узнать каковы Ваши соображения чтобы использовать выбранный Вами индикатор.

Благодарю Вас заранее 

Аватар пользователя bazil
bazil(3 года 3 месяца)(07:06:34 / 27-05-2016)

Хотелось показать величину зависимости, а не независимости - вот и все соображения) В принципе показатели одинаковые, только наоборот.

Аватар пользователя Paulinho
Paulinho(2 года 1 месяц)(03:26:27 / 27-05-2016)

Спасибо за труд. Очень хорошая статья. Пишите ещё.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...