Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Размышления о ведении бизнеса в России. Часть XIV. Почему одни зарабатывают мало, а другие много

Аватар пользователя Олег Макаренко

Если убрать разброс в зарплатах по регионам, почему кто-то зарабатывает мало, а кто-то много? Выведем пока что за скобки вопросы блата, проблемы моногородов и тому подобные внешние факторы, это тема для отдельного обсуждения. Посмотрим на те факторы, которые зависят от самих работников.

Начнём с тех, кто зарабатывает много, с ними проще. На размер зарплаты влияют:

1. Уровень профессионала. Бухгалтер, который умеет сводить баланс, зарабатывает больше, нежели рядовой бухгалтер. Сантехник, который умеет делать сложные системы, зарабатывает в разы больше, чем обычные сантехники из ЖЭКа.

2. Соответствие неким побочным требованиям. Если секретарь свободного говорит по-английски, пишет по-русски без ошибок и умеет одеваться в хорошем деловом стиле, зарплата будет одна. Если секретарь английский знает со словарём, а по-русски пишет и говорит с ошибками, зарплата будет уже другая, значительно ниже.

3. Правильная специальность. Когда я работал в «Первом Меде», студенты весьма охотно шли в проктологи, урологи и гинекологи. Конечно, какую-то роль тут играли и идейные соображения — те же хирурги-проктологи, например, делают зачастую очень сложные операции, они по праву могут гордиться своим мастерством. Однако сердца студентов при этом однозначно грели мысли о будущих заработках — как вы понимаете, при прочих равных гинеколог зарабатывает больше, чем, скажем, пульмонолог.

4. Способность много и хорошо работать. Такой несложный казалось бы навык, как умение приходить на работу вовремя и качественно работать в течение рабочего дня, встречается не так уж часто, и потому хорошо оплачивается.


Перейдём теперь к тем, кто зарабатывает мало. Каковы причины низких заработков?

1. Нежелание учиться. Многие перестают учиться сразу же после школы или института, и потому могут претендовать только на должности, которые не подразумевают обучение — вроде кассира, продавца или менеджера низшего звена, навроде того титулярного советника из повести Гоголя. Так как таких должностей мало, а претендентов на них много, оплачивается работа там соотвественно.

2. Неумение уволиться с плохой работы. У нас в стране есть огромное количество «потогонных контор», где сотрудников дрючат в хвост и гриву, платят им копейки, да ещё и задерживают зарплату. Некоторым людям психологически сложно принять решение положить заявление на стол директору, и они «застревают» в этих конторах очень надолго, бессмысленно растрачивая там своё здоровье и самоуважение.

3. Нежелание менять специальность. Иногда человек, вроде как, и мог бы зарабатывать много, да и учиться новому он вполне готов, однако он уже решил для себя, что работает, скажем, артистом театра, и менять сферу деятельности категорически не готов.

Отмечу, что иногда никакой логики в таком решении нет — так, если тех же артистов театра понять несложно, им не хочется уходить со сцены, то, например, вечного кассира понять уже тяжело.

4. Стремление к лёгкой и приятной работе. Типичный разговор, который мне приходилось слышать в разных вариациях не один раз:

— Что-то мало платят, денег совсем нет.
— Так давай ко мне, как раз по твоему профилю, зарплата в три раза больше.
— Да ну зачем? Это мне каждый день через весь город ехать, потом рвать горб, потом уставшим овощем домой... Лучше уж я у себя: к 11 пришёл, чайку попил, с коллегами поболтал, поработал немного, в 16 часов можно уже аккуратно смотреть в сторону дома.


5. Неумение соблюдать трудовую дисциплину. Некоторые люди постоянно опаздывают, часто прогуливают, гонят брак, а иногда даже пьют на рабочем месте. Какая-то работа у них всё равно обычно есть — но зарабатывают там они куда как меньше, чем могли бы, если бы подходили к работе с большей ответственностью. Кстати, если обратить внимание такого беспечного сотрудника на его особенности, он, вероятно, вскинет брови: «да брось, это же мелочи, разве могут они сильно влиять на зарплату?».
 

 

Теперь, когда я кратко обозначил основные движущие силы карьерного роста, вернёмся к теме «блата». Люди, которые думают, будто на хорошую работу можно устроиться только по знакомству, обычно ошибаются: хорошие сотрудники нужны всем, пусть даже текущий кризис и увеличил значительно среднее время поиска работы.

Если нормально взяться за дело, искать работу по 8 часов в день, работа будет найдено довольно быстро... при условии, что вы живёте не в совсем уж депрессивном регионе, и что ваши таланты соответствуют вашим запросам.

Однако если при поиске работы фактор «блата» я отношу к маловажным, то вот при продвижении по карьерной лестнице блат, наоборот, начинает иметь весьма большое значение. Как верно заметил в своё время Борис Литвак, организации можно разделить на три типа — маленькие, средние и больше.

В маленьких организациях вы растёте вместе с фирмой. Если вы были заместителем директора, когда фирма состояла из трёх человек, у вас есть хороший шанс остаться в этой должности даже после того, как фирма вырастет в 100 раз: разумеется, при условии, что вы будете «тянуть» свои обязанности в процессе роста.

В крупных организациях автоматический рост идёт крайне медленно: вы можете двадцать лет проработать там менеджером, потом получить повышение до старшего менеджера и уйти в этой должности на пенсию. Бывают, конечно, исключения, которыми я сейчас не вижу смысла загромождать текст, но в целом в крупных организациях рассчитывать на быстрый рост стоит только в двух случаях — или если у вас в совете директоров хороший друг, который будет тянуть вас за уши, или если такой друг есть у вашего начальника, а вы, в свою очередь, являетесь важным членом его команды.

Средние по размеру организации подходят для карьерного роста лучше всего: с одной стороны, там, в отличие от маленьких фирм, есть куда расти, с другой стороны, там, в отличие от больших фирм, реально испытывают острую нужду в профессионалах и готовы при необходимости «повышать» в должности сотрудников как угодно часто.

Подведу итог

Я оставил за скобками этой статьи большое количество вопросов — начиная от вопроса возраста, о котором можно было бы говорить долго и эмоционально.

Однако опыт показывает, что и перечисленных мной факторов зачастую вполне достаточно, чтобы разрыв в зарплатах между окончившими один институт соседями по лестничной площадки достигал десятикратного размера.


PS. Другие мои статьи о ведении бизнеса в России можно прочесть вот здесь:

Размышления о ведении бизнеса в России

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(12:04:15 / 06-05-2016)

Без рассмотрения роли паразитарных классов / секторов, ИМХО, слишком мелкий уровень подхода.

Аватар пользователя Маасло Саллонен

Абсолютно! Человек зарабатывает много тогда, когда на него начинают работать другие люди. Это главное правило. Заставь работать на себя других. 

Аватар пользователя Barminolo
Barminolo(3 года 7 месяцев)(16:04:42 / 06-05-2016)

Это ни в коем случае не "главное правило", а всего лишь частный случай. И кстати, очень не все могут быть хорошим руководителем. Посмотрите на разницу между открытыми и закрытыми предприятиями... Из пока что незакрытых, желательно вычеркнуть не ведущие хозяйственной деятельности и не имеющие работников:-)  

 

Аватар пользователя aawolf
aawolf(2 года 10 месяцев)(15:36:42 / 06-05-2016)

yes

Аватар пользователя Шон
Шон(3 года 8 месяцев)(12:12:26 / 06-05-2016)

Что бы кто-то( то есть, немногие) зарабатывал много надо, что бы остальные зарабатывали мало. Тоже бином Ньютона.)))

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(3 года 8 месяцев)(12:25:55 / 06-05-2016)

"Зарплата" и "частный бизнес" понятия не совместимые.

Тот, кто получает зарплату, не ведет никакого бизнеса, обычный наемный персонал у "хозяина". 

Аватар пользователя Профаныч
Профаныч(2 года 9 месяцев)(12:24:33 / 06-05-2016)

 

Выведем пока что за скобки вопросы блата, проблемы моногородов и тому подобные внешние факторы, это тема для отдельного обсуждения

Дальше можно не писать или не читать. Вы еще начните зачитывать мантру про низкую производительность.

Касательно столиц и некоторых крупных городов где уровень зп средний намного (в разы) выше чем по РФ и поэтому тут кажется что не все так плохо. 

Аватар пользователя user3120
user3120(2 года 2 месяца)(12:31:02 / 06-05-2016)

Меритократический капитализм описываемый автором столь же реален в современном обществе как эльфы и гномы. Лекция для эльфов и гномов засчитана.

Аватар пользователя vitenok
vitenok(2 года 11 месяцев)(12:59:00 / 06-05-2016)

Хорошая статья.  Сейчас будет много вылито дерьма, потому что народ здесь в основном наемный, специалисты. А наемный человечек никогда не согласится с тем, что ему платят ровно столько, сколько он стоит. Это психология.

Аватар пользователя Barminolo
Barminolo(3 года 7 месяцев)(16:06:30 / 06-05-2016)

Хорошие работники вполне даже в курсе, что им платят столько, сколько они стоят. Часто это стимул расти над собой. 

Аватар пользователя TekBoris
TekBoris(1 год 11 месяцев)(13:07:44 / 06-05-2016)

Яркий пример, который уверен есть у каждого. У меня таких более чем полно.

Регион, зп учителя в среднем 20 000р. Но есть своя квартира, все под боком, удобно, родня и прочие ништяки.

Москва, зп учителя в среднем 50 000р. Надо снимать жилье (30 000р), далеко ездить на работу, там ты никому нах не упал и т.д.

Казалось бы то на то и выходит если платить за съем квартиры в Москве. И так думает большое число немосквичей.

Но есть одно маленькое но! В регионах хоть из штанов начни выпрыгивать, но зп учителя имеет потолок пусть до 30 000р. Плюс можно репетиторствовать, еще за 20-30 000р. И это потолок!

А в Москве учитель в солидных школах запросто может иметь зп 100 000р + репетитортство еще столько же. И это не предел. Знаю, кто на репетиторстве очень приличные деньги делает.

Итого регион, зп хорошего учителя потолок 50-60 000р.

А в Москве 150 000р. Вычитаем аренду квартиры 30 000р. Итого 120 000р. Или в 2 раза больше.

Когда на пальцах начинаю все это рассказывать, то все равно народу пофиг. Ибо они привыкли так жить и не хотят поднять жопу ради каких-то там повышенных зп. А это между прочим недополученный доход. который на периоде в 10 лет мог бы принести переехавшему в Москву лишние 7 000 000 рублей! За 10 лет по сути отличная квартира. И всего то надо поднять жопу и ехать туда где больше платят, а не жить там где прикольно и удобно.

Аватар пользователя Barminolo
Barminolo(3 года 7 месяцев)(16:10:05 / 06-05-2016)

Для многих имеет большое значение как раз своя квартира, друзья под боком, спокойная жизнь без стрессов. Вы удивитесь, но высокая зарплата - это не самое важное в жизни. Жена, родители, дети - важнее. И при прочих равных - большинство выберет не высокую зарплату, а семью. 

Аватар пользователя TekBoris
TekBoris(1 год 11 месяцев)(16:35:08 / 07-05-2016)

Конечно деньги не самое важное в жизни. Но тогда не надо ныть в регионах, что им мало платят. А то получается, охота и чтоб все было рядом под боком и большие зп. Хочешь получать приличную зп, подними жопу. Не хочешь - не ной.

Аватар пользователя Barminolo
Barminolo(3 года 7 месяцев)(18:21:46 / 07-05-2016)

А кто именно ныл? Пальцем ткните. Я зарабатываю достаточно. Как и мои работники. 

Аватар пользователя Bactosol
Bactosol(4 года 9 месяцев)(10:57:23 / 11-05-2016)

yes

Москва вся жизнь в дороге!! причем стоя!!

Аватар пользователя yalga
yalga(3 года 7 месяцев)(17:09:35 / 06-05-2016)

Когда на пальцах начинаю все это рассказывать, то все равно народу пофиг. Ибо они привыкли так жить и не хотят поднять жопу ради каких-то там повышенных зп. А это между прочим недополученный доход. который на периоде в 10 лет мог бы принести переехавшему в Москву лишние 7 000 000 рублей! За 10 лет по сути отличная квартира. И всего то надо поднять жопу и ехать туда где больше платят, а не жить там где прикольно и удобно.

Как говорил один миллионер, "Полжизни я терял здоровье, зарабатывая деньги. Вторую половину жизни я тратил заработанные деньги, пытаясь вернуть потерянное здоровье"

В гробу карманов нет.

Есть такое понятие, как качество жизни.

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(1 год 11 месяцев)(22:35:37 / 06-05-2016)

Деньги - это навоз. Сегодня нет, а завтра воз.

Аватар пользователя Barminolo
Barminolo(3 года 7 месяцев)(11:06:09 / 11-05-2016)

Деньги не цель, а всего лишь средство достижения цели.  Так правильнее :-) 

Аватар пользователя TekBoris
TekBoris(1 год 11 месяцев)(16:37:51 / 07-05-2016)

Вы абсолютно правы. Качество жизни в Москве на порядок выше любого периферийного района. И медицина тут на порядок выше.

И жизнь не бесконечная, хочешь прожить как нищий ее - твое право. 

Аватар пользователя woddy
woddy(4 года 10 месяцев)(13:08:31 / 06-05-2016)

Не соглашусь по половине пунктов.

1) график. Если моя работа не завязана на других людей, то всё равно прихожу я вовремя или когда хочу. Директору надо чтоб я выполнял план "сборка и выпуск 10 хренорезок в месяц" я его выполняю и качественно. Люблю работать по выходным. Сидишь, спокойно работаешь, тебя не отвлекают.

2) соотношение рабочих мест. Явно мест кассиров больше чем мест директоров. А автор этот момент переиначивает.

3) время на дорогу. Тратить три часа в день на дорогу до работы - это смерть. Сам так ездил пол года, не выдержал и переехал. Вариант "на работе можно поспать" не рассматриваю.

4) алкоголь. Токарь и сварщик частенько бывают "с запахом". Но это не мешает им делать работу качественно. Меру надо знать.

Аватар пользователя Олег Макаренко

> Явно мест кассиров больше чем мест директоров. 

Но получают они меньше. Удивительно, правда?

Аватар пользователя Lyonya
Lyonya(2 года 2 месяца)(13:20:41 / 06-05-2016)

На самом деле №1, по пусть будет №6.

Кому-то для счастья нужны деньги, а кому-то - нет.

Аватар пользователя kost6000
kost6000(5 лет 10 месяцев)(13:24:58 / 06-05-2016)

Ведение бизнеса не будет. Не взлетит тов Олег )).

Почему? См первый коммент.

Аватар пользователя eric romanov
eric romanov(5 лет 8 месяцев)(13:48:12 / 06-05-2016)

Что хочу заметить, иногда не получается расти на работе и в следствии сменить эту самую работу, в силу вполне объективных причин, но если вы читали того же Литвака, он говорит, что необходимость расти никто не отменял : ) это как дерево, не можешь расти в высоту -расти в ширину

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(14:03:08 / 06-05-2016)

А если человек заебаколебался менять специальности, как я, что с ним делать? В биореактор?

Аватар пользователя woddy
woddy(4 года 10 месяцев)(14:05:54 / 06-05-2016)

конечно. не вписался в рынок.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(14:08:20 / 06-05-2016)

Да как-то не лезеццо. Не вписался в биореактор?

Аватар пользователя TekBoris
TekBoris(1 год 11 месяцев)(14:26:24 / 06-05-2016)

Нужно не специальности менять, а учиться тому, что хорошо оплачивается и востребовано на рынке.

У нас в компании вот вечная нехватка хороших программистов, зп 100 000р с небольшим опытом, 150 000 для хорошего спеца, 200 000 для профи.

Программить это не так страшно как кажется. Если технический склад ума, то выйти на уровень зп в 50 000р можно за 1 год, причем без окончания вузов. А через 3-5 лет можно спокойно выйти на 100 000р.

Аватар пользователя woddy
woddy(4 года 10 месяцев)(14:30:12 / 06-05-2016)

программировал я года 4 после вуза. будет большой голод - займусь опять. а пока займусь чем поинтереснее

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(14:31:21 / 06-05-2016)

Боюсь, что я уже слишком стар для этого. 38 с боольшим хвостиком. Хоть и универсальный склад ума. Просто трезво нетрезвый оцениваю свои компетенции, и просто хватаю верхушки, а не звёзды с небес.

Аватар пользователя TekBoris
TekBoris(1 год 11 месяцев)(14:42:14 / 06-05-2016)

Ну если так рассуждать в 38 лет, то тогда да.

И на счет биореактора не обольщайтесь. От вас выхлоп будет чайник даже не вскипятишь.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(14:56:07 / 06-05-2016)

"Я думал так, когда мне было двадцать лет". (С)

Аватар пользователя kost6000
kost6000(5 лет 10 месяцев)(15:47:58 / 06-05-2016)

У нас в компании вот вечная нехватка хороших программистов, зп 100 000р с небольшим опытом, 150 000 для хорошего спеца, 200 000 для профи.

Есть маленькая проблема - пока ты станешь профи, твоя семья сдохнет от голода

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(15:54:30 / 06-05-2016)

yes

Аватар пользователя Barminolo
Barminolo(3 года 7 месяцев)(16:24:14 / 06-05-2016)

Чтобы неподохнуть, хватит 20 тыс на двоих (ну если конечно не хапались кредитов ртом и жопой), пожрать и заплатить коммуналку. При съемной квартире сложнее, но ведь можно полгодика пожить у родителей...  В общем - нет реальных проблем, есть нежелание их преодолевать. 

Аватар пользователя Barminolo
Barminolo(3 года 7 месяцев)(16:22:03 / 06-05-2016)

Вы упускаете один важный момент - работа должна нравиться. Это необходимо и обязательно, для достижения в выбранной специальности реальных высот. 

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(16:50:29 / 06-05-2016)

Вовсе не обязательно ИМХО. Как станешь профи, так и начинает нравиться.

Аватар пользователя LAO
LAO(5 лет 3 недели)(14:04:21 / 06-05-2016)

Начнём с того, что разговор о реальном размере зп можно вести только в госсекторе и очень малой части бизнеса.Коммерческие предприятия дают данные о размере оклада, но никак не зп.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(14:46:31 / 06-05-2016)

Самоотдача делу, упорство, сила характера, интуиция, любовь к работе, постоянное самосовершенствование, проактивность, гибкость характера - помогают достижению цели.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(15:02:40 / 06-05-2016)

Хорошая статья, понравилась

Аватар пользователя medward
medward(4 года 5 месяцев)(15:08:43 / 06-05-2016)

  Однако сердца студентов при этом однозначно грели мысли о будущих заработках — как вы понимаете, при прочих равных гинеколог зарабатывает больше, чем, скажем, пульмонолог.

Не могу с этим согласиться, именно по медицинским специальностям, насчет других не в курсе. Вы говорите о тех, кто хочет не работать, а сидеть на специальности с которой ему  «понесут», то есть думает не о том, как будет работать, а о том, как будет «трясти бабки» с пациентов. Практически в 100%, когда такие приходят на работу по полученной специальности, то они «вдруг» понимают, что почему-то им никто ничего не несет, а для того, чтобы получить авторитет и опыт, который позволит «трясти бабки» нужно пахать и пахать, причем не менее десятка лет. А пахать-то как раз и не хочется, человек в профессию пошел «за рублем». И уплывают такие туда, где можно без особых проблем «бабок насшибать», обычно куда-нибудь вне практической медицины. А что касается зарплаты гинеколога, проктолога или уролога, от зарплаты других специальностей того же уровня они особо не отличаются. Зарплата будет примерно одна и та же, что у начинающего гинеколога, что у начинающего пульмонолога или аллерголога. А у опытного гинеколога (если он не уникальный специалист) примерно такая же, как у опытного пульмонолога.

Аватар пользователя vassia
vassia(5 лет 8 месяцев)(17:34:27 / 06-05-2016)

Да, открыл глаза, а мы то и не знали. Не хочет и не может, - это слова не описывающие содержание и причины подобного поведения. Это называется отсутствие мотивации, - камень преткновения всех манипуляторов из отделов кадров.

Аватар пользователя Tikovka
Tikovka(5 лет 4 месяца)(18:44:02 / 06-05-2016)

Те, кто зарабатывает много, зарабатывают за счет тех, кто зарабатывает мало

Аватар пользователя Mergen
Mergen(4 года 1 месяц)(19:13:48 / 06-05-2016)

Многое верно, но не хватает такого очень важного момента это здоровье. Многие , не слишком умные, но здоровые и упорные добились успеха, а многие очень умные и упорные нет, не хватило здоровья,  есть которые и покинули этот мир.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...