Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

"О чорных лебедях" (фельетон от В. Мараховского)

Аватар пользователя Т55М

Я, ув. друзья, с некоторых пор перестал читать тексты и комментарии, начинающиеся со следующей констатации:

Незначительное событие Х означает, что значительному явлению Y пришёл конец.

Принятие закона такого-то означает, что свободе слова в России пришёл конец.

Решение суда в Нью-Йорке означает, что правовой системе США пришёл конец.

Падение цен на нефть ниже 30 долларов означает, что сланцевой нефти пришёл конец.

Переход Дании на ветряки означает, что вообще всей нефти пришёл конец.

Заезд мигрантов означает, что Дании пришёл конец.

Я сейчас объясню, почему всё это глупости.

Во-первых. Явлению приходит конец, когда оно берёт и кончается. А если с явлением просто произошла какая-нибудь неприятность - это то и значит: у явления проблемы. Или беда. Или катастрофа - которая тоже не означает, кстати, гибели явления. Нашу ув. Родину за последнее столетие хоронили трижды - и ничего, коптим.

А во-вторых и в-главных - следующее. Сейчас в дикой моде т.н. чёрные лебеди - то есть вера в непрогнозируемые, но объяснимые задним числом события, которые приходят и вдруг обрушивают все прежние представления обо всём.

Но расплодившиеся чернолебедепоклонники не обращают внимание на один простой нюанс.

Куда чаще, чем чёрный лебедь, на сцену истории выплывает, грубо говоря, белая черепаха.

Так я смело называю "непрогнозируемую устойчивость". Тут наша с вами ув. Родина опять отличный пример: если бы каждый поставленный на ней аналитический крест превращался в Данилу Козловского, у нас бы населения было больше, чем в Китае (Ггы!). Про "точку невозврата" и "старт окончательной дезинтеграции" мы читаем уже лет сто.

Кстати, ежедневные закапыватели Америки так же смешны, как ежедневные закапыватели России.

Скажу больше: глупы даже ежедневные закапыватели Украины, у которых ежедневное что-нибудь означает, что "Украине остались считанные дни".

Хотя в действительности какому-нибудь мало-мальски историчному явлению надо проявить настойчивость, чтобы окончательно умереть. Оно может временно перестать шевелиться, пребывать в кажущейся коме, но упорно дышать - именно в силу того, что оно в своё время появилось не по чьему-либо смелому плану, а сложилось. И будет упорно жить до тех пор, пока действует совокупность факторов, вызвавших его в своё время к жизни и требующих его присутствия.

Даже государство, у которого безусловно чисто арифметически нет никакого государственного грядущего, вроде какой-нибудь прибалтийской Латверии, потерявшей половину населения за четверть века и продолжающего ударно исчезать - даже такое государство потратит не менее пары поколений на окончательную самоликвидацию. И то сможет по пути сто раз свернуть с пути к финалу - изменившись, но уцелев.

Поэтому при оценке любого бойкого "Маленькое X означает, что большое Y всё" - необходимо помнить, что это магия и антинаучное колдунство.

Комментарий редакции раздела Жизнь есть Экспансия

Ув. Виктор Мараховский с одной стороны правильно пинает всепропальщиков любого сорта, а с другой стороны несколько упрощает. Потому как некий указываемый фактор может быть вполне себе последним в череде перед окончанием бытия.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 4 месяца)(21:11:34 / 20-04-2016)

Дополню: для понимания сказанного достаточно глянуть на исторические карты русских княжеств из века в век. Новгороды и Владимиры всякие с Ростовами бегают как тараканы тудым-судым, но никуда не деваются. Как писал Слава Сэ: "...Кот согласен с Екклезиастом. Единственной причиной любого события является время. И если с неба падает тапок, значит, настало время тапка. Когда и это пройдёт, снова можно будет гадить..."

Аватар пользователя Туфелька
Туфелька(2 года 3 месяца)(21:24:31 / 20-04-2016)

на сцену истории выплывает, грубо говоря, белая черепаха.

Так я смело называю "непрогнозируемую устойчивость". 

laugh

Аватар пользователя paulspb
paulspb(5 лет 10 месяцев)(21:35:51 / 20-04-2016)

если непрогнозируемая, то это, все-таки, баг, хотя в отношении России, например - фича

Аватар пользователя vreditel
vreditel(2 года 2 месяца)(21:41:24 / 20-04-2016)

ежедневные закапыватели Америки так же смешны, как ежедневные закапыватели России.

Скажу больше: глупы даже ежедневные закапыватели Украины, у которых ежедневное что-нибудь означает, что "Украине остались считанные дни.

Соглашусь. Но, имхо, дело не столько в "непрогнозируемой устойчивости", сколько в сознательном противодействии негативным сценариям. Как ни крути, а все упомянутые государства - управляемые системы.

Комментарий администрации:  
*** СССР победил фашистов "пушечным мясом" (с) ***
Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 11 месяцев)(21:48:27 / 20-04-2016)

Мараховский забыл, что в трудные времена события коррелируют в негативном ключе. То есть само такое сообщение ничего не значит, но когда однотипных их набирается тысяча и одно, не задумается только дебил.  А учесть глобализацию, так и выживальщики не кажутся идиотами. И всё это окончательно скореллирует при появлении маленького чёрного даже не лебедя, так, лебедёнка, который маленьким черным пёрышком заденет не с того краю и обрушит всё домино. И от этого грохота костяшек многие оглохнут. 

Аватар пользователя daryets
daryets(6 лет 1 неделя)(21:50:43 / 20-04-2016)

Абсурдология. 

Аватар пользователя Listener
Listener(4 года 5 месяцев)(22:26:10 / 20-04-2016)

Черным лебедем автор этого термина именует событие которое не прогнозируется. Серыми он называет те которые научились прогнозировать. Вроде так. Популярность термина в том что книжка не учебник по синергетике любой хуманитарий осилит. Вот и лепят его господа хуманитарии ко всему что им нравится.

Аватар пользователя MadMek
MadMek(2 года 3 месяца)(22:48:53 / 20-04-2016)

В общем верно. Например что для двумерного движения каких-нибудь частиц, что для движения цен на рынке в очень короткий период времени вероятность, что они при его окончании останутся на том же месте выше любого смещения в любую сторону. Нужно брать большой период времени, для государства это год, а то и все пять. Вот за такое время действительно могут произойти тектонические сдвиги и пройти всевозможные точки невозврата, которые правильней было бы назвать полосами, ибо сложно сказать день, когда события их вызвавшие произошли.

Аватар пользователя Podvalny
Podvalny(3 года 8 месяцев)(23:16:38 / 20-04-2016)

Текст о том, что не надо путать симптомы с синдромами. Ну да, не надо путать.

Аватар пользователя Xenon_Raider
Xenon_Raider(3 года 5 дней)(23:39:30 / 20-04-2016)

А распад СССР по Мараховскому это чёрный лебедь или белая черепаха? Или может какая-то мышка пробежала, хвостиком махнула... ?

Аватар пользователя Cunst
Cunst(1 год 8 месяцев)(00:24:33 / 21-04-2016)

              Для сообщества Афтершок, насколько понимаю, актуально тестирование предположения о наступлении в течение ближайших 20+\-15 лет масштабного цивилизационного кризиса, сравнимого с тремя историческими - падением дома Барди с последующим коллапсом Европейской цивилизации, крахом цивилизации Бронзового века и гибелью Римской империи.

             Поэтому некоторые события, коррелирующие с базовым сценарием катастрофы, воспринимаются как маркеры.

             Суть проблемы не в диспропорции, замеченной В. Мараховским, и даже не в огромном запасе прочности сложных систем.

             Загвоздка в том, что упомянутый базовый сценарий не оформлен в гипотезу.   

             Напомню, что, по концепции, предложенной Ф. Беконом, научная гипотеза:

1. наряду с внутренне непротиворечивой концепцией, способной связать оригинальным объяснением уже известные факты в рамках заявленной области применения  ( на этом, кстати, завершаются требования "по Аристотелю")

2. должна включать "критический эксперимент", то есть время, место и способ измерения, причем так, что прогнозируемые "по гипотезе" результаты должны заметно отличаться от прогнозируемых по прежней схеме рассуждений. (Это, кстати, та самая "фальсифицируемость", которую некий Поппер раздул в свой распиаренный критерий. Научная теория, то есть гипотеза, выдержавшая проверку своим критическим экспериментом, в "фальсифицируемости", понятное дело, уже не нуждается)

Аватар пользователя Дядя Иштван

Сколько можно пережевывать одно и то же гуано? Падение Барди было локальным крахом, за пределами Тосканы оно прошло малозаметными событием. На АШ эта тема уже разбиралась, вроде бы.

Аватар пользователя 55aa
55aa(4 года 1 месяц)(02:10:02 / 21-04-2016)

Я так думаю, что мигранты и конец Шенгена есть таки промежуточная причина и следствие. Основная же причина, не указанная в приведенной цепочке - состояние головы элиты Европы, допустившей соответствующие проблемы с мигрантами, не по одной, но по многим причинам.

Аватар пользователя lyu_marino
lyu_marino(1 год 10 месяцев)(02:49:36 / 21-04-2016)

Ну, что тут сказать?

В химии есть понятие "катализатор" - аналог "черного лебедя". Его и добавили-то совсем чуть-чуть, да и то - совершенно случайно, а поди ж ты: совсем другой коленкор! Правда, есть еще и ингибиторы...

А в политике: подумаешь, стрельнул безвестный студиозус Гаврила в особу "голубых кровей", так какая тут может быть причинно-следственная связь с последовавшей гибелью миллионов людишек и крахом могущественных империй?

У Брэдбери приводился пример с ненароком загубленной бабочкой...

Да и про т.наз. "последнюю каплю" забывать - грех!

То же и экономика: взаимосвязанность различных факторов настолько сложна и запутана, что завсегда может найтись какой-то мизерный и не заслуживающий внимания фактор, при некоторых условиях обрывающий тонюсенькую-претонюсенькую ниточку, что запросто способно обрушить гигантскую и кажущуюся незыблемой, внешне - вроде бы абсолютно устойчивую систему...

Аватар пользователя Agat
Agat(4 года 4 месяца)(07:09:49 / 21-04-2016)

Если бы студиус не стрельнул, война все равно началась бы. К ней все долго готовились и вкладывали огромные средства. Здесь пресловутый черный лебедь лишь повод, но не причина. 

Аватар пользователя Бедная Олечка

Никогда такого не было, чтобы ничего не было... Что-нибудь да было...

Аватар пользователя Bred Pitt
Bred Pitt(1 год 10 месяцев)(07:21:50 / 21-04-2016)

О-о, бож.. Господа, вы хочите примеров чёрных лебедей? Пжлста, их есть у меня.. 11 сентября 2001 в США.. Воссоединение Тавриды (Крыма) с Россией, матерью её, мать их, ой, сорри, в 2014.. Достаточно?)

Комментарий администрации:  
*** Кто же я, как не говно? ***
Аватар пользователя Ярослав С.
Ярослав С.(3 года 3 месяца)(07:37:35 / 21-04-2016)

Гы. Воссоединение Крыма с Россией обсуждалось на различных площадках как минимум с 2007, а так, вероятно, ещё с 1991 года.

Что касается 911, то янкесов об опасности исламского терроризма для самих США предупреждали, как минимум, с 1993 года.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...