Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Чарльз Стросс: Недостижимый звёздный рубеж.

Аватар пользователя krol_jumarevich

Я являюсь ярым сторонником покорения человека космоса и других миров. 

Не потому, что нам людям плохо на Земле (скорее всего так хорошо, как здесь нам нигде и никогда не будет). Не потому, что я любопытен (хотя это тоже есть). И не потому, что человечеству надо развиваться (ему есть куда развиваться и на нашей планете).

cf04c989068a5abd3103334a5e96ee59.jpg

А потому, что нельзя складывать все яйца в одну корзину!

Грубо говоря - я просто боюсь. 

Космос нужен нам.

Космос огромен и неприветлив. И холоден. Ему без разницы, ползают ли по нему немного каких-то мелких букашек или ползает много.

Ему все равно, если они вообще по нему не ползают. 

А нам не все равно.

Ведь эти букашки  - это мы, люди!

Для нас выход в  другие ареалы обитания - это вопрос жизни и смерти.

Прекрасный голубой шарик, в любой момент может стать прекрасным черным шариком. Или сверкающим множеством маленьких черных шариков.

Только оценить их красоту уже будет некому!

Я хочу чтобы вы ознакомились с статьей, которая подробно описывает почему человечество так и остается пленником своей колыбели. Хотя по идее уже должно было покинуть ее для расширения своего ареала обитания.

"Я зарабатываю на жизнь научной фантастикой. Возможно, именно поэтому люди думают, что я должен быть ярым поборником исследования и освоения космоса. Исследование космоса? Да, признаю, грешен - я обеими руками за науку и прогресс. Но освоение космоса - это совсем другое дело, так что особо чувствительным (или излишне оптимистично настроенным) людям, возможно, не стоит читать эту статью.

Примем за данность, что идея космической колонизации вам знакома - города под куполами на Марсе, цилиндрические орбитальные поселения в стиле Дж. Д. Бернала или Джерарда О'Нила и всё в таком духе. Корабли поколений, которые сотни лет несут колонистов к другим звёздным системам, где, как теперь выясняется, хватает планет для исследования.

StarOrion.jpg

Мне не хотелось бы тратить время на рассуждения о негласной идеологической подоплёке желания человека колонизировать космос. Достаточно заметить, что она есть и что необходимость колонизации космоса, как правило, обосновывают не столько экономическими, сколько псевдорелигиозными причинами. "Нельзя ставить всё на одну карту" - это не столько довод, сколько попытка давить на жалость. В случае гипотетической катастрофы, которая уничтожит нашу планету, мы (то есть те, кто в данный момент населяет Землю) всё равно погибнем. Исчезновение человеческого вида безразлично тем, кто уже мёртв. Строго говоря, оно не должно нас беспокоить.

Пересечь океан, чтобы заняться возделыванием сельскохозяйственных угодий на землях так кстати вымерших от какой-нибудь болезни местных жителей? В прошлом это было выгодно. Однако космические масштабы всё меняют.

Вот подходящая метафора: давайте примем одну астрономическую единицу - расстояние между Землёй и Солнцем, равное примерно 150 миллионам километров или 600 расстояниям от Земли до Луны - за один сантиметр. 1 АЕ = 1 см.

Солнечная система относительно невелика. Нептун, самая удалённая от Солнца планета, обращается вокруг нашего светила на расстоянии примерно 30 АЕ - или примерно в 30 "сантиметрах". Планета-гигант Юпитер находится на удалении 5,46 АЕ от Солнца (чуть больше пяти "сантиметров").

zwalls.ru-31090.jpg

Мы отправляли к Юпитеру автоматические межпланетные станции. Если послать их по траектории Гоманна, путь займёт два с половиной года, но, в принципе, туда можно добраться и немного быстрее, если с умом применять астродинамику. Нептун пока что предел - только один аппарат, "Вояджер-2", забрался так далеко. Путешествие заняло двенадцать лет, и на Плутоне он не остановился. Пару лет назад "Вояджер-2" преодолел гелиопаузу и теперь направляется в межзвёздное пространство.

Пояс Койпера, ледяные владения блуждающих карликовых планет вроде Плутона и Эриды, простираются ещё на 30 АЕ, прежде чем слиться с намного более пустынным облаком Хиллса и облаком Оорта, владениями слабосвязанных комет с большим периодом обращения.

А теперь первый шок: согласно нашей удобной метафоре, диаметр пояса Койпера составляет примерно метр. Радиус облака Оорта, для сравнения, составляет 50000 АЕ - его внешний край находится в полукилометре от Солнца. Улавливаете? Если радиус нашей планетной системы равен 30 сантиметрам, то для того, чтобы добраться до края облака Оорта, придётся пройти полкилометра.

Теперь прогуляемся к Проксиме Центавра, ближайшей к нам звезде. (Возможно, в холодной бездне, расположенной за пределами облака Оорта, блуждают незамеченными один или два коричневых карлика, но если их и обнаружили, я об этом не слышал.) Проксима Центавра находится в 4,22 световых годах от нас. Один световой год составляет 63,2 х 103 АЕ, или 9,46 х 1012 км. Так что эта звезда находится на удалении 267000 АЕ или, если использовать наш масштаб, 2,3 километра.

Впрочем, Проксима Центавра - не самый лучший выбор, если мы ищем мирок, пригодный для заселения. Несмотря на то, что экзопланеты, похоже, чрезвычайно распространены, планеты земного типа найти сложно. Первой такой планетой была Глизе 581 c, которая находится в 20,4 световых годах или, используя нашу метафору, примерно в шестнадцати километрах от нас.

i?id=c3720f36a5983d1bc16ac61d2b0df93b&n=

Попробуйте вообразить: для того, чтобы преодолеть путь длиной пять "сантиметров", нам требуется от двух до пяти лет. Однако сторонники межзвёздных путешествий говорят о пути, длина которого составляет шестнадцать километров.

Вот первое, на что я хотел бы обратить внимание: если расстояния, которые придётся преодолеть при межпланетном перелёте, настолько чудовищны, а время, проводимое в пути, соперничает с продолжительностью путешествия первых поселенцев до Австралии, то расстояние и время, с которыми приходится иметь дело, когда речь идёт о межзвёздных путешествиях, просто-напросто трудновообразимы.

Это не значит, что межзвёздные путешествия невозможны - как раз наоборот. Но для того, чтобы заниматься ими эффективно, понадобится либо вопиюще большое количество дешёвой энергии, либо эффективнейшие автоматические зонды, либо волшебная палочка. Без волшебной палочки вести с той стороны придут не быстрее, чем за десять лет. Даже если возможно получить источник дешёвой энергии или послать самовоспроизводящихся роботов к иным звёздным системам, чтобы превратить их в промышленные ульи, а затем (что ещё более умозрительно) найти какой-нибудь способ переправить туда людей, для нас итоговый экономический эффект этих усилий будет нулевым (не считая того, что на отправку экспедиции всё же потребуются деньги).

Что я подразумеваю под вопиюще большим количеством дешёвой энергии?

Допустим, что в будущем станет возможным взмахнуть волшебной палочкой и создать походный набор, содержащий все технологии и информацию, необходимую для восстановления человеческой цивилизации, способной однажды послать межзвёздные колонизационные экспедиции: кучку самореплицирующихся, самовосстанавливающихся робомашин и скачиваемую копию актуального архива человеческих знаний. Будем великодушными и добавим туда же замкнутую систему жизнеобеспечения, способную поддерживать жизнь человека много лет подряд без сбоев и потерь и способную при необходимости оказать медицинскую помощь. Добавим астронавтов-добровольцев (глупцов!) и запечатаем их в получившейся конструкции. Там будет скучновато, но я думаю, что мы можем вообразить минимальный пилотируемый межзвёздный аппарат, по размеру и весу сравнимый с первым американским космическим кораблём "Меркьюри". Наверное, не промахнусь, если скажу, что общий вес не превысит двух тысяч килограммов.

(Конечно, можно и смухлевать, но я уже задействовал самореплицирующихся роботов и замкнутые системы жизнеобеспечения, а это не так уж сильно отличается от волшебной палочки. Я буду умышленно игнорировать ещё более фантастические технологии вроде межзвёздных виспов (крохотные корабли, которые куда проще разогнать до сверхвысоких скоростей – прим. пер.), передачи разума, или искусственного интеллекта, способного действовать самостоятельно – хоть я сам бесстыдно использовал их в собственном романе Accelerando. Сейчас у меня другая задача: я пытаюсь придумать подходящую метафору для реалистичного энергетического бюджета, необходимого для межзвёздного перелёта).

Если зонд, весящий одну-две тонны с астронавтом в придачу, не совсем правдоподобен, то автоматический зонд в пару тонн весом представить куда проще. Такой аппарат способен перенести достаточное количество роботизированных инструментов для полезных исследований, включая достаточно мощный лазер, подходящий, чтобы послать домой сигнал, и, возможно, даже пресловутый самораспаковывающийся "военно-промышленный комплекс", который позволит построить что-нибудь дельное на том конце. Более миниатюрные зонды, скорее всего, даже не смогут сообщить нам о своих находках – по крайней мере, если не будет открыт совершенно новый вид связи.

Теперь давайте представим, что мы хотим доставить наших приматов в "жестяной банке" к Проксиме Центавра за время их жизни. Мы отправляем их в один конец, так что время полёта в 42 года представляется вполне обоснованным. (Их задача – приглядывать за разворачивающейся машинерией, взращивающей колонистов в искусственных матках. Ага?). Это значит, что кораблю нужно достичь крейсерской скорости в 10% от скорости света, а затем притормозить на том конце. На десяти процентах скорости света релятивистский эффект невелик – время растянется, не более чем на несколько часов или дней за 42 года путешествия.

Нам надо ускорить наших астронавтов до 30 миллионов метров в секунду, а затем приостановить. Мухлюя и используя ньютоновскую динамику, получим, что кинетическая энергия, потребляемая ускорением составит 9 x 1017 Джоулей, то есть, если округлить, 2 x 1018 на всё путешествие. NB: Подразумевается, что используемый двигатель конвертирует энергию в движущую силу со стопроцентной эффективностью, и силовая установка находится снаружи, так что нет необходимости брать в дорогу рабочее тело. Выходит, что это нижний предел энергетической стоимости транспортировки нашей экспедиции величиной со старинный космический корабль к Проксиме Центавра за время меньшее, чем продолжительность жизни.

Для сравнения добавлю, что полное преобразование одного килограмма массы в энергию даёт 9 x 1016 Джоулей (что, согласно одному из моих источников, равно 21,6 мегатонн в термоядерном эквиваленте). Так что нам понадобится энергетический эквивалент 400 мегатонн ядерного армагеддона, чтобы передвинуть к Проксиме Центавра за время меньшее продолжительности жизни человека капсулу, которая весит как нагруженный автомобиль Volvo V70. Столько энергии дадут все имеющиеся американские межконтинентальные баллистические ракеты "Минитмен III".

Вот менее взрывчатый ориентир: вся наша планетарная экономика, которая потребляет примерно 4 тераватта электричества (4 x 1012 Ватт). Так что нужно всё наше мировое энергоснабжение за примерно полмиллиона секунд – около пяти дней – чтобы обеспечить необходимый "ж-жах".

Чтобы с треском вернуть вас с небес на землю, позвольте напомнить, что этот зонд настолько невероятно эффективен, что сам по себе попадает на территорию "волшебных палочек". Кроме того, я обошёл стороной стопроцентно эффективные передатчики энергии, способные действовать на межзвёздных расстояниях с поразительной точностью и без потерь. Если бы они существовали, они позволили бы космическому кораблю на том конце конвертировать энергию напрямую в движущую силу, но пока никто не сумел построить ничего подобного.

Когда речь идёт о единственном астронавте и 10% скорости света, результат не так уж сильно отличается от беспилотных полётов. А как быть с более долгосрочными экспедициями?

Корабли поколений - старинный штамп научной фантастики. Они очень медлительные (вероятно, менее 1% скорости света) и несут на себе самодостаточные города-государства. Команда, отправляющаяся на нём, не доживёт до конца полёта (путь до Проксимы Центавра со скоростью 1% скорости света потребует около 420 лет), но есть надежда, что доживут их потомки.

348863_800.jpg

Если даже не задумываться о том, что ни у кого нет опыта создания социальных институтов, сохраняющих стабильность на периодах времени, значительно превышающих продолжительность человеческой жизни, корабли поколений, скорее всего, всё равно не помогут нам решить проблему энергетического бюджета.

Человеческое общество, судя по всему, требует больше места и сырья для жизни, чем можно взять с собой в полёт. К тому же если запечатать одинокого путешественника в консервную банку на сорок с чем-то лет - всего лишь жестоко и странно, то если поступить так с целым городом на несколько столетий, то это, наверное, правильнее всего квалифицировать как преступление против человечности.

Выходит, что нам нужно ослабить требования к массе. Если предположить, что у нас будут те же сверхэффективные системы жизнеобеспечения, что и в примере с единственным путешественником, мы можем постулировать, что на каждого колониста требуется десять тонн жилых сооружений (примерно как в жилом трейлере, только на всю жизнь). Урежем пиковое ускорение на порядок и на порядок увеличим груз на одного пассажира - и нам потребуется достаточное количество пассажиров, чтобы получилось стабильное общество. Предполагаю, что разумным нижним пределом можно считать 200 человек - размер стада доисторических приматов. Судя по всему, наш минимальный корабль поколений потребует существенно больше энергии, чем единственный скоростной путешественник.

И не забывайте, что пока речь идёт только о пути до Проксимы Центавра, нашего ближайшего соседа. Экзопланета Глизе 581 впятеро дальше. Планеты, которые уже годятся для жизни, обращаются в обитаемых зонах вокруг своих звёзд, содержат в атмосфере свободный кислород и имеют подходящую массу, силу тяжести и вторую космическую скорость, вероятно, встречаются куда реже. (Между прочим, присутствие свободного кислорода в атмосфере свидетельствует о кое-чём ещё - о наличии на планете жизни, ведущей фотосинтез, геохимического цикла углерода и множества других вещей, которые могут представлять опасность для неподготовленной иммунной системы человека. Вопрос о том, как мы будем взаимодействовать с инопланетными биологиями, на порядок сложнее, чем вопрос о том, как мы до них доберёмся - на первый взгляд перспективы такого взаимодействия выглядят довольно сомнительно).

Cуть того, что я пытаюсь сказать, проста. Пока у нас нет неотличимой от волшебства технологии, позволяющей делать то, что сейчас кажется непозволительно вольным обращением с законами физики, межзвёздные путешествия представляются совершенно неосуществимыми. И хотя нельзя заранее отвергать возможность того, что когда-нибудь такая почти волшебная технология появится, как фантаст я могу сделать вывод, что даже если межзвёздные путешествия случатся, они будут совершенно не похожи на колонизации прошлого, за которыми следовали потоки переселенцев и развёртывание торговли между колониями и метрополией.

А что насчёт Солнечной системы?

Солнечная система после обсуждения огромности межзвёздного пространства кажется утешительно легкодоступной. Во всяком случае, на первый взгляд. Исследование собственной звёздной системы представляется почти очевидным занятием. Оно нам по силам, и мы уже начали его. Межпланетные полёты в будущих учебниках истории, вероятно, будут считаться одним из величайших научных достижений конца 20 - начала 21 веков.

Однако достаточно повнимательнее присмотреться к перспективам межпланетной колонизации, чтобы понять: с ней дела обстоят не менее мрачно.

Грубо говоря, ракеты нам тут не помогут.

wallpapertica.com-kosmos+raketonositel+s

Согласно оптимистичным прогнозам, разрабатываемые сейчас недорогие ракетоносители позволят поддерживать присутствие на Луне с транспортными расходами в пределах 15 тысяч долларов за килограмм. Это сделает межпланетные полёты доступными. По более дерзким оценкам выходит, что если расходы удастся урезать до суммы, превышающей стоимость топлива и окислителя лишь втрое (а это значит, что обсуждаемый космический аппарат должен быть многоразовым и одновременно очень дешёвым), то нижний предел снизится до 165 долларов за килограмм груза, доставленного на Луну. При таких ценах отправка космонавта на базу "Луна-1" обойдётся не дороже, чем авиаполёт из Великобритании в Новую Зеландию первым классом. Проблема только в том, что все эти вычисления - полная чушь.

У нас, приматов, есть определённые технические ограничения. Не стоит недооценивать нашу склонность безнадёжно выходить из строя при столкновении с предельными значениями температуры, давления и парциального давления кислорода. Хотя количество кислорода, воды и пищи, которые человек потребляет в течение дня, не кажутся такими уж серьёзными (скорее всего, если экономить и перерабатывать всё, что только возможно, выйдет не больше десяти килограммов), паразитный вес, необходимый для того, чтобы наша обезьяна-космонавт не "взорвалась", исчисляется тоннами.

Российский скафандр "Орлан-М" (который, как считают некоторые, лучше всех аналогов, которые придумали в NASA) весит 112 килограммов. Это задаёт нижний предел нашим инфраструктурным требованиям. Настоящий обитаемый блок потребует куда больше. Даже при 165 долларах за килограмм к цене того воображаемого авиабилета первого класса придётся добавить весьма существенные расходы на доставку багажа. Даже сами авторы статьи, из которой я взял эту цифру, соглашаются, что 2000 долларов за килограмм выглядят разумнее.

Как ни старайся, отправка единственного туриста на Луну обойдётся самое малое в 50 тысяч долларов, а более реалистичная цифра ближе к миллиону долларов. И это без учёта того, что нам ещё придётся везти его обратно на Землю.

Луна находится в 1,3 световых секундах от нас. Правильнее посылать туда не людей, а дистанционно управляемых роботов. Расстояние не так велико, чтобы мы не могли контролировать роботов напрямую, но недостаточно мало, чтобы стоимость доставки еды и прочих плотских радостей для людей-исследователей не достигала астрономических величин.

Возможно, место для людей и найдётся на лунной базе, но только до того момента, пока наша робототехника не сделает шаг вперёд по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. Работа Центра управления полётами станет куда проще, если ему придётся иметь дело только с парой механических рук и камерой высокого разрешения, которые не разговаривают и которым не нужно ходить в туалет или спать.

800.jpg

Если посмотреть на остальную Солнечную систему, то картина становится ещё грустнее. Марс... как бы это сказать... в голову приходит фраза "туристический курорт" и немедленно направляется в тот же угол, где находится "пустыня Гоби". "Я поверю в людей, заселяющих Марс, не раньше, чем люди начнут заселять пустыню Гоби, - верно заметил Брюс Стерлинг. - Гоби в тысячи раз приветливее Марса, а добраться до неё в пятьсот раз дешевле и проще. Никто не пишет романтическую фантастику про Гоби, потому что не существует ни одной причины ехать и жить там - и это абсолютно очевидно для каждого. Она уродлива и негостеприимна, а у поездки туда нет ни одного шанса окупиться. С Марсом - то же самое. Мы просто идеализируем Марс, потому что туда труднее попасть".

Исследовать Марс - прекрасно и замечательно. Собственно говоря, наших роботов там и так уже полно. Но в качестве потенциального места жительства у него есть некоторые недостатки: лёгкая нехватка пригодного для дыхания воздуха, антарктические морозы по ночам, пылевые бури, скорость ветра во время которых составляет 170 м/с - и так далее по пунктам.

mar.jpg

Впрочем, одна хорошая причина для того, чтобы посылать людей на Марс, всё же есть - расстояние. Свету требуется целых 30 минут, чтобы добраться до этой планеты, а это значит, что управлять роботами на её поверхности с Земли крайне неудобно. Либо нам нужны автономные станции, способные принимать решения и следить за их выполнением без надзора человека, либо космонавты на орбите или поверхности планеты, чтобы командовать бригадами роботов.

С другой стороны, Марс расположен намного дальше Луны, и его сила тяжести существенно больше. Это повышает стоимость каждого килограмма, доставленного на поверхность планеты. Возможно, какой-нибудь FedEx сумеет снизить её до 20000 долларов за килограмм, но я бы загадывать не стал.

Позвольте повториться: ракеты нам не помогут. По крайней мере, на обычных - и хотя ядерная реактивная тяга может сыграть свою роль в дальнем космосе, чаще придётся идти на сделку между тягой и эффективностью. Чем эффективнее ваш мотор, тем слабее его тяга. Некоторые технологии, такие как электромагнитный ускоритель с изменяемым удельным импульсом, показывают неплохую гибкость, но они не годятся для того, чтобы оторвать корабль от Земли и вывести его на орбиту. Они могут полезны только при старте с низкой орбиты.

Впрочем, как и в случае с межзвёздными полётами, есть и другие варианты. Космические лифты, если мы их построим, устранят множество упомянутых мной проблем. Анализ энергетических затрат космических лифтов позволяет предположить, что стоимость вывода одного килограмма груза на геосинхронную орбиту может составлять вполне приемлемые 350 долларов, причём без всяких волшебных палочек (хотя, конечно, они бы не помешали при конструировании и выборе материалов для самого лифта). Так что мы вполне можем начинать готовиться к отпускам на орбите в условиях невесомости - небесплатным, конечно, но всё же.

Космический лифт очень привлекателен, поскольку это масштабируемая технология. Можно использовать один для доставки на орбиту материалов для постройки других. В перспективе, космические лифты могут дать нам относительно разумно стоящий способ выхода в космос, и позволить поездки на Луну, стоящие дешевле 100 тысяч долларов по нынешнему курсу. Здесь-то колонизация могла бы начать выглядеть привлекательно с экономической точки зрения, но...

Мы - люди. В результате эволюции вышло так, что для процветания нам нужна строго определённая среда, которую можно найти, вероятно, лишь на одной десятой площади нашей планеты (70% Земли покрывают океаны, и, хотя мы способны выжить с помощью специальных приспособлений в чрезвычайно неприветливой обстановке, будь то Арктика, пустыня или горы, мы плохо приспособлены к такой среде).

Космос - крайне плохая среда для жизни. Простое падение давления способно убить команду космического корабля за минуты. И это не единственная угроза. Космическая радиация представляет собой серьёзный риск для долговременных межпланетных экспедиций и, в отличие от солнечной радиации и радиации от корональных выбросов массы, от её высокоэнергетических частиц защитить космонавтов чрезвычайно сложно. И, наконец, время в пути. Два с половиной года до системы Юпитера, шесть месяцев до Марса.

Подойти к решению этих проблем можно по-разному. Возможен и медицинский подход. Долговременное радиационное воздействие ведёт к раку, но если мы разработает продвинутую методику лечения рака, не вызывающую побочных эффектов, это будет не так уж важно. Ещё лучше, если сероводородный анабиоз окажется практически применим; тогда мы просто могли бы проспать всё путешествие.

Но даже в этом случае, если уж на то пошло, не предвидится ни единой экономически оправданной деятельности, для которой понадобилось бы заселять другую планету или астероид и жить на них до самой смерти. Когда нужные нам ресурсы находятся во враждебной среде, для их добычи мы строим специальную инфраструктуру (например, нефтяные платформы). Переезжать в эту среду вместе с семьями никто не спешит. Работу, как правило, организуют вахтовым методом: когда вахта заканчивается, рабочие отправляются домой. За пределами нефтяной платформы всё равно ничего нет - только воющие ветра североатлантических заливов и ледяная вода, которая убьёт вас за пять минут, если вы в ней окажетесь. И это, по-моему, лучшая метафора для освоения космоса.

Большая часть трудоёмких работ за миллионы километров от Земли будет выполняться роботами под присмотром людей-операторов, изнемогающих от желания вернуться, наконец, домой и потратить тяжёлым трудом заработанные деньги. А ближе к дому коммерциализация космоса будет постепенной и медленной. Её будет подталкивать наша растущая зависимость от навигационных и метеорологических спутников, спутников связи и космического туризма. Купольным городам на Марсе придётся подождать волшебной палочки или даже двух - они нужны, чтобы сделать что-то с климатом или произвести человека, способного существовать в неприветливой безвоздушной среде.

80646262.jpg

Осваивайте пустыню Гоби или Северную Атлантику зимой, а уж потом поговорим о Солнечной системе."

Оригинал: http://www.antipope.org/charlie/blog-static/2007/06/the-high-frontier-redux.html

P.S. Мне кажется, что не смотря на пессимизм статьи, ответ на вопрос, что с этим делать есть в ней самой. 

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(5 лет 1 месяц)(16:04:30 / 24-04-2016)

Три года назад я выкладывал очень неоднозначный материал: Зачем человеку нужен Космос?

Перечитал сегодня. Один из моих комментариев оттуда:

... Не уверен, что при нынешнем развитии человечества даже при смене пары поколений мы будем способны на экспансию. На ближнюю разведку - ещё туда-сюда... Космос - это мечта. А только при воплощении недостижимой мечты, когда не знаешь, что это невозможно, могут быть реальные результаты... 

И ещё, наш микродиалог с камрадом improved_account_16.pngЙорген:

Аватар пользователя Йорген

improved_account_16.pngЙорген ru.gif(3 года 4 месяца) (14:28:22 / 12-04-2013)

Имхо моё поперечное: не понимаю, зачем людям космос. Вынужденно нужен для защиты от нападения и для нападения для защиты. Т.е. если бы не противостояние, не Зло, то и хрен с ним, с этим безвоздушным пространством. Земных дел дофига и они не менее интересные и даже более важные. Картошечку посадить там, лучок вырастить, мак повыщипывать, чтоб наркоманы не шастали, крыльцо подремонтировать, соседу помочь, маме позвонить,сионистский заговор разоблачить Путина выбрать, добро сотворить, душу спасти... закатом-рассветом полюбоваться, на балалайке играть научиться, книжку хорошую прочитать и перечитать ещё через несколько лет... Я не против прогресса. Только он какой-то... дурацкий. Свой дом - Землю загаживаем, умервщляем, даже не изучив толком, а в неведомую "высь" стремимся. Наверное, чтоб и там нагадить. За пол-ста лет вон околоземную орбиту так замусорили, что трудности начались. И это при огромной стоимости запусков. А было б это дело подешевле, да попроще, нам бы на бошки уже всякое дерьмо сыпалось бы, как с добрым утром. Луну, да Марс им подавай! Нахера, зачем? Сначала свой дом обустроить научись. На Земле всё для этого есть, всё в избытке, всё то, что действительно нужно для жизни.

Аватар пользователя PavelCV

PavelCV ru.gif(3 года 5 месяцев) (14:34:05 / 12-04-2013)

Замечательно сказано! У нас, землян, почему-то очень хорошо получается загадить территорию своего обитания, а затем искать место для нового загаживания... Но! Если не будем мечты о большом, чистом и новом, многим придётся так и умереть в собственном дерьме...

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(16:16:24 / 24-04-2016)

Я тоже не уверен.

Просто мечта и действительность, они такие разные.

Аватар пользователя jamaze
jamaze(5 лет 10 месяцев)(14:57:47 / 25-04-2016)

У нас, землян, почему-то очень хорошо получается загадить территорию своего обитания, а затем искать место для нового загаживания...

Это следствие второго начала термодинамики - восстанавливать исходное состояние окружающей среды неэффективно энергетически. Это еще возможно в состоянии гомеостаза - при постоянстве внешних источников энергии и стабильности внутренней структуры, но совершенно невозможно при росте - например, при росте численности населения. Поэтому каждая система имеет канал сброса "отходов", которые копятся вовне.

Так что хорошая экология (внутренний гомеостаз экосистемы "Земля") при высокой плотности населения возможна ТОЛЬКО если производства (как минимум - энергоемкие), будут вынесены за пределы экосистемы. Именно для того, чтобы здесь, на Земле, сохранилась экосистема и хорошо жилось большому количеству людей, и нужен космос. Туда следует перенести все энергоемкие производства вместе с источниками энергии. И тогда - по всей Земле действительно смогут цвести сады.

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 4 месяца)(16:13:27 / 24-04-2016)

Дурак ваш автор. У него под носом буквально в нанометрах целые миры. А он предлагает куда-то лететь.

Пускай хоть тривиальную инфлюэнцу научится когда-нибудь лечить, пропагандист хренов.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя Здешний
Здешний(3 года 5 месяцев)(16:23:30 / 24-04-2016)

У любой системы есть пределы развития и существования. 

У Земли как системы точно такое же ограничение. Есть срок, после которого Земля исчезнет вообще, а еще до того утратит условия, подходящие для существования человека. То есть, к этой дате люди должны покинуть Землю и найти себе новый дом. Так что предложения автора про "Гоби и Северную Атлантику" годны лишь как паллиатив. Альтернатива исходу человечества с Земли - это его гибель. 

Вопрос - куда?

Автор правильно указывает, что человеку необходим строго определенный набор условий окружающей среды. Однако он не говорит о том, что этих условий не единицы, а множество. И диапазон их параметров крайне мал, эти условия очень жесткие. И все это множество жестких условий должно быть соблюдено одновременно: выпадение любого из них де-факто несовместимо с жизнью человека. 

То есть, для нормальной жизни человечества вне Земли ему нужна вторая такая же Земля. Не "почти Земля", а практически точно такой же космический объект, на котором есть весь огромный набор необходимых условий окружающей среды с параметрами, попадающими если не в оптимальные, то хотя бы в крайние значения, не являющиеся летальными для человека.  Вряд ли такие планеты-близнецы встречаются на каждом космическом шагу.  

Другой вариант - жизнь "под колпаком" в искусственной среде на планетах, имеющих подходящие базовые физические условия, но не имеющие например химических. В Солнечной системе это в определенной мере лишь Луна и Марс. Однако, у Солнечной системы есть точно такой же предел существования, после которого она, вместе с Луной и Марсом, в любом случае перестанет существовать в своем прежнем виде.

То есть, продолжение человеческой цивилизации может иметь место лишь в иных звездно-планетарных системах, на планетах с очень схожими с Землей условиями.  

Так что вопрос лишь в одном: успеет ли человечество найти такую планету и способ массово перебраться на нее до коллапса Земли и Солнечной звездно-планетарной системы, или не успеет.     

Аватар пользователя krol_jumarevich
Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 4 месяца)(16:45:11 / 24-04-2016)

ппц сумасшедшие диванные строители. А сами третьего дня наглотались зубного порошку.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(16:50:12 / 24-04-2016)

Ты напиши свое, а потом посмотрим.

А гадить в комментариях каждый может.

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 4 месяца)(17:34:27 / 24-04-2016)

Кажется, я где-то это уже слышал... Ах да, это было у Vneroznikov, "Трактат о мудаках":

https://aftershock.news/?q=node/3294

Мудаки тоже читают книжки. Мудаки тоже смотрят фильмы. Мудаки тоже ходят на футбол. И когда они сталкиваются с чужим мнением, которое критикует понравившуюся им книжку, фильм, команду или игрока (а какие книжки, фильмы, команды и игроки нравятся мудакам, можно себе представить), они выдают свой главный аргумент: -- Да ты сам напиши сперва книгу лучше, а потом уже говори чего-нибудь. Ну и так далее: -- Да ты сними фильм круче, тогда рот разевай. -- Да ты выйди на поле, забей три гола, тогда... Это типичное поведение мудака. Он не может иначе. Причём сам он не понимает, что защищая таким образом свою любимую книжку, он тоже высказывает своё мнение. Но поскольку он мудак, то для себя не считает необходимым сперва написать что-то лучше, или снять круче, или забить три гола. Мудаки всегда считают, что другие должны сделать больше чем они, чтобы хотя бы претендовать на равные права. Хотя мудацкая их суть никогда не позволит им признать кого-либо равными себе.

И хорошо. - - - - - - - -

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(17:36:45 / 24-04-2016)

Ты смешной.

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 4 месяца)(18:01:45 / 24-04-2016)

Почему опять я? Это же написал не я. Я просто процитировал в тему вашей мысли. Тут либо автор смешон, либо вы. Но никак не я.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(18:09:04 / 24-04-2016)

Молодец, хорошо съехал!

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 4 месяца)(18:20:28 / 24-04-2016)

Разве я написал аргумент "ты смешной"? Нет, это были вы. Не тужьтесь так больше. Не выходит у вас каменный цветок.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(18:22:59 / 24-04-2016)

Окей, хлопчиська, уговорил.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(3 года 5 месяцев)(16:50:03 / 24-04-2016)

На астероиды Солнечной ЗПС распространяются такие же системные ограничения, как на любые ее планеты.

Жизнь внутри несистемных астероидов, летящих из ниоткуда в никуда, по существу не отличается от жизни внутри космического корабля, имея те же непреодолимые ограничения. Корабль даже предпочтительнее с точки зрения управления. 

Но самое главное мое сомнение изложу в виде анекдота:

Вступает Гоги в КПСС. Ему на парткомиссии задают вопрос: 

- Гоги, вот если партия прикажет бросить пить, бросите?

Тот подумал, вздохнул, и говорит: - Брошу....

- А если партия прикажет от женщин отказаться?

Тот завис, потом со стоном: - Откажусь...

_ А если партия прикажет жизнь отдать?

Тот без разумий: - Да отдам, конечно!

Комиссары к нему: Как же так? Вам так непросто далось согласиться отказаться от вина и женщин, а тут -вот так сразу жизнь отдадите?

- Э-э-э, разве это жизнь?       

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(16:53:27 / 24-04-2016)

Разница есть.

Можно жить в маленькой комнатушке, и даже дерева не видеть, а можно жить хоть в небольшом, но полноценном мирке, в котором вобщем-то мы и сейчас живем.

Аватар пользователя Агреман
Агреман(3 года 8 месяцев)(16:53:24 / 24-04-2016)

Хоть кто-то разумный...

Осталось определиться - зачем? человечество намеревается существовать дольше, чем позволят складывающиеся условия.

Аватар пользователя wildcat140
wildcat140(3 года 5 месяцев)(17:27:12 / 24-04-2016)

Человеку свойственно мечтать. Это прекрасное свойство, оно дает нам надежду и цель и смысл жизни в какой то мере. С другой стороны крылья мечты нужно порой подрезать. Это не дает полностью оторваться от жизни а так же порой и несколько злит, заставляя напрячься и может быть иногда родить со злости нечто этакое, что не умещается в обычные понятия и потому новое и необыкновенное. В общем все что не убивает нас делает нас сильнее.

  Автору зачет и спасибо. С удовольствием прочитано.

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(17:38:31 / 24-04-2016)

Надо соблюдать золотую середину.

Без мечты вообще грустно.

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 4 месяца)(18:07:30 / 24-04-2016)

Вопрос о чём стоит мечтать сродни вопросу о том, на что стоит тратить бюджет.

Поэтому утверждение что "без мечты грустно" сродни утверждению Капитана Очевидность о том, что грустно без расходов бюджета.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(18:10:45 / 24-04-2016)

При всей свое толерантности, если еще крякнишь не поделу  -заблокирую

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 4 месяца)(18:23:24 / 24-04-2016)

"Без мечты вообще грустно"(c)

Я вам искренне сочувствую, если у вас такие "дела".

Раньше про мечты не трындели всуе.

Богатыри не вы(c)

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(18:24:40 / 24-04-2016)

Я уже понял, понял.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(3 года 5 месяцев)(19:16:19 / 24-04-2016)

Ну, я бы сказал, что поиск подходящих экзопланет в подходящей стадии жизненного цикла и способов преодоления комического пространства между Землей и этими планетами массами людей вовсе не романтическая мечта, а прагматическая гонка за физическим выживанием вида.

Аватар пользователя Oslick
Oslick(5 лет 10 месяцев)(18:02:15 / 24-04-2016)

Есть пара мыслей, как нам обустроить вселенную.

1. Необходимо разработать источник энергии достаточно мощный и обладающий длительным ресурсом, чтобы его хватило на доставку 3D органопринтера и нескольких других 3D-принтеров в облюбованную звёздную систему. Одним из таких источников может быть ядерный реактор, работающий по замкнутому ядерному циклу.

2. Доставить все необходимые 3D-принтеры на выбранную планету с помощью ракетоносителя, использующего в качестве разгонных двигателей устройства на электрическом питании. Это могут быть и плазменные, и ядерные, и лазерные, и любая их комбинация. На это уйдут годы, десятилетия...

3. Потребуется установить связь для передачи информации, действующей по принципу немедленной, т.е. без ограничения на скорость света. Такая связь возможна, например, внутри активной зоны лазера, находящегося в возбуждённом состоянии. Внутри волновода, типа кварцевого волокна, с отрицательным поглощением. Понятно, что протянуть волновод между звёздными системами - та ещё задачка. Но это задача из разряда технических, и может быть решена несколькими способами. Возможно найдётся другой способ реализации немедленной связи.

4 Просто передать информацию, на основе которой 3D-принтера "напечатают" копии предметов, животных и людей...

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(18:16:05 / 24-04-2016)

Молодцом.

На Луну можно отправлять 3D-принтеры. управляемые дистанционно с Земли.

А вот дальше в космос нужно засылать более сложные машины - самореплицирующие машины фон Неймана.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(3 года 5 месяцев)(19:19:27 / 24-04-2016)

Копии людей - это что? Копии их тел без души/личности? 

Аватар пользователя гордей
гордей(5 лет 8 месяцев)(18:51:55 / 24-04-2016)

Перенаселённость Земли не за горами ... вот для этого нам и нужны Луна-Марс ,для отработки технологии постройки "жилой зоны" вне комфортной местности.

А если коротко - космос - это технологии и не только коммуникативные .

Аватар пользователя MCC
MCC(4 года 3 месяца)(21:50:38 / 24-04-2016)

Любая некомфортная местность на Земле (включая океаны) на порядки комфортнее и дешевле Луны-Марса. В них нет надобности в обозримых 200-300 лет.

Аватар пользователя гордей
гордей(5 лет 8 месяцев)(22:58:45 / 24-04-2016)

Когда Гагарин полетел в космос ,все думали ,шо через 15-20 лет мы будем ходить по Луне ...
 а воз и ныне там .

Время скоротечно и эти 200-300 лет пролетят быстро .Готовится надо вчера .

Аватар пользователя MCC
MCC(4 года 3 месяца)(23:05:04 / 24-04-2016)

Этот пример наглядно демонстрирует, насколько непроста космонавтика на деле.

Нет никакого смысла готовится к проекту, когда за душой нет технологий. С тем же успехом мы могли бы объявить программу колонизации Солн. Системы в 19 веке.

Аватар пользователя гордей
гордей(5 лет 8 месяцев)(23:14:44 / 24-04-2016)

когда за душой нет технологий

Технологии есть ,всё упирается в "цену вопроса".

Аватар пользователя MCC
MCC(4 года 3 месяца)(00:10:39 / 25-04-2016)

В 19 веке тоже были пороховые ракеты, скафандры и герметичные капсулы. Но я бы поостерегся говорить, что космонавтика тогда упиралась в "цену вопроса".

Аватар пользователя Luminance
Luminance(4 года 4 месяца)(19:03:24 / 24-04-2016)

Не страшно, если земляне найдут более высокоразвитую цивилизацию. Получат китайское предупреждение или небольших триндюлей и уберутся восвояси.

Грустнее становится, если земляне действительно найдут чистую, не осквернённую техническим прогрессом планету, населённую низкоразвитыми аборигенами. Участь американских индейцев им обеспечена.

А вообще, инопланетяшек не надо искать, Они нас вперёд нашли и Они среди нас.

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(19:15:03 / 24-04-2016)

Не страшно, если земляне крякнут, ведь это просто не важно в масштабах вселенной.

Давайте сидеть на попе ровно?

Аватар пользователя Luminance
Luminance(4 года 4 месяца)(20:14:58 / 24-04-2016)

Я согласна, что искать новые миры - это чрезвычайно романтичное занятие. Но вся романтика сведётся в конечном игоге к государственным и  коммерческим интересам, как это произошло с околоземным космосом.

Давайте лучше на Земле наводить порядок. Человечество подошло к той черте, когда мы сами себе угрожаем больше, чем что-либо другое. Это перенаселение, ядерное оружие и техногенная деятельность.

Аватар пользователя MCC
MCC(4 года 3 месяца)(22:36:41 / 24-04-2016)

Нынешние технологии не позволяют делать ничего, нацеленного на приемлемую колонизацию других планет и планетоидов. С тем же успехом требовать "не сидеть на попе ровно" можно было в первой половине ХХ века, а то и в ХIX.

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(3 года 1 неделя)(07:21:45 / 25-04-2016)

Согласен, сейчас технологии не доросли.

Дело в отношении

Мы или стремимся их развить, или говорим, что нам это не надо, нас и здесь неплохо кормят..

Аватар пользователя MCC
MCC(4 года 3 месяца)(09:29:11 / 25-04-2016)

Развивать технологии именно для колонизации мы тоже не в состоянии. Не доросли. Пока что следует развивать базовые космические и сопутствующие технологии с, соответственно, на порядок более простыми задачами.

Аватар пользователя гордей
гордей(5 лет 8 месяцев)(19:18:02 / 24-04-2016)

А вообще, инопланетяшек не надо искать, Они нас вперёд нашли и Они среди нас.

какие ваши доказательства?

Аватар пользователя Luminance
Luminance(4 года 4 месяца)(20:21:17 / 24-04-2016)

Ищите в интернете "НЛО в наскальной живописи", "НЛО в древних религиозных писаниях" и т.д. и т.п. Мне лень, я уже прошла через период поиска доказательств существования ВЦ. Мне интересно другое... Откуда Они к нам прилетают(приплывают, появляются из под земли))))

Аватар пользователя гордей
гордей(5 лет 8 месяцев)(23:01:55 / 24-04-2016)

Все "доказательства" опровергаются здравым смыслом .В сказках и лягушки-царевны бывают ,так и здесь - видим то ,что хотим мы ,а не тот смысл который древние вкладывали в рисунки .

Аватар пользователя Cunst
Cunst(1 год 8 месяцев)(23:57:10 / 25-04-2016)

        Мысль о том, что космическая экспансия - хотя бы в пределах Солсистемы - нужна для выживания вида, конечно верна. Очевидна даже.

        Столь же очевидно, впрочем, и то, что актуальность этой проблемы пока незначительна. Для вида в целом.

         Но в истории нашего вида есть масса примеров вытеснения малых племен за границы удобного для жизни пространства...

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...