Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Публикуются рассекреченные документы Госбанка СССР

Аватар пользователя Twin

Банк России впервые публикует на сайте выпуски серии «По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации». С 2006 по 2014 год бумажная версия издания печаталась ограниченным тиражом (800 экз.) и направлялась в органы власти, научно-исследовательские институты, библиотеки и архивные учреждения, в том числе региональные. Теперь 16 уже изданных выпусков серии и новый, 17-й, размещены в открытом доступе на сайте регулятора.

Материалы в каждом выпуске расположены в хронологическом порядке, начиная с первых лет советской власти и заканчивая началом 1990-х годов – временем юридического завершения деятельности Госбанка СССР.

Первые выпуски серии включают материалы о денежных доходах и расходах населения в 1924–1990 годы, сведения об обороте наличных денег с 1922 по 1990 год, документы о денежном обращении в СССР периода Великой Отечественной войны, оценку результатов  денежной реформы 1961 года и многие другие.

В 17-м выпуске сборника представлены документальные материалы по кадровым вопросам Госбанка СССР: рассекреченные и ранее не публиковавшиеся отчеты, направлявшиеся руководством банка в ЦК ВКП(б) (КПСС), специальные разделы годовых отчетов Госбанка СССР, отчеты Управления кадров Госбанка СССР, переписка между руководством страны и Госбанком СССР и др.

В последние годы работа по рассекречиванию архивных документов советского периода активно проводится Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Был рассекречен и стал доступен для публикации значительный объем документов фонда Государственного банка СССР и других экономических ведомств.

Предполагается, что в дальнейшем публикация рассекреченных материалов будет продолжена.

______________________________________

Я думаю Камрадам будет интересен опыт СССР. И может быть даже кто-то сможет обобщить материалы и сделать выводы?

Комментарий редакции раздела Мой раздел

первоисточники всегда ценны http://www.cbr.ru/publ/?PrtID=af

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя ata
ata(5 лет 11 месяцев)(13:27:19 / 06-04-2016)

Первый же документ:

Справочно: в декабре 1947 года произведен обмен наличных денежных накоплений населения в соотношении 1 руб. 1947 года выпуска = 10 руб. старых денег, однако этот обмен не являлся деноминацией, так как текущие доходы типа заработной платы при этом не изменились.

"Кому я должен - всем прощаю".

Аватар пользователя Babayka
Babayka(3 года 1 месяц)(13:36:21 / 06-04-2016)

Если не ошибаюсь, но после этой реформы с 1949 по 1955 годы наблюдалось поэтапное снижение потребительских цен на все товары потребления. от 5% до 30%.

Аватар пользователя ata
ata(5 лет 11 месяцев)(14:52:22 / 06-04-2016)

Ну да, ну да.

Сначала 90% отобрали - затем на 5% цену снизили. 

Аватар пользователя Babayka
Babayka(3 года 1 месяц)(15:14:12 / 06-04-2016)

Ну и глуп либерал же ты приятель... Ты не забывай, что было послевоенное время и 2/3 промышленности лежало в руинах + требовалось перестроить денежную систему в связи с противостоянием от отказа от Бреттон - Вудского соглашение, просто необходимо было провести денежную реформу. 

Аватар пользователя Алевтина Николаевна

На дату посмотрите. 1947 год. У кого в ТО время были накопления, которые у них, бедолаг, отобрали. Ага, ограбили...

Аватар пользователя alpathfinder
Аватар пользователя Сибирский турист

А откуда это у вас в военных условиях накопления наличные взялись? никак Родину продал паршивец? Или спекулировать на боевых товарищах вздумал, а?

Комментарий администрации:  
*** Начинающий манипулятор ***
Аватар пользователя ata
ata(5 лет 11 месяцев)(14:53:56 / 06-04-2016)

Для преступников существовало самое справедливое во вселенной сталинское правосудие.

А почему надо грабить честных граждан - непонятно. Точнее, как раз понятно.

Аватар пользователя Сибирский турист

НАШИ граждане в булочную на такси не ездят

Комментарий администрации:  
*** Начинающий манипулятор ***
Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(14:13:14 / 06-04-2016)

Обратите внимание на слово "наличных".

Небольшие вклады населения в Сбербанке ( а других банков для личных накоплений вроде и не было), меняли 1:1.

"...В Постановлении был установлен порядок обмена старых денег на новые, а также определены условия переоценки денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР. При перерасчете зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения. По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались также один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы. Те же, кто хранил деньги дома, при обмене получил один новый рубль за десять старых. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 г. — в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 г. переоценке не подлежали[4]"

По воспоминаниям родственников, большинство граждан в те годы жило от зарплаты до зарплаты, да еще и в  в условиях карточной системы..Посему обмен пережили без больших потерь.

А дельцы, нажившиесы в смутные времена, боялись даже ходить в обменные пункты - а ну как повяжут, у таких денежки стали макулатурой. 

Сразу после обмена денег была отменена и карточная система.

 

Аватар пользователя ata
ata(5 лет 11 месяцев)(14:59:37 / 06-04-2016)

Вообще-то в нормальных странах есть понятие "налоги" и "декларация о доходах" - специально для спекулянтов и мешочников. 

А в СССР единственный капиталист, он же - единственный банкир попросту ограбил ишачившее на него население. Всё по Марксу. 

Аватар пользователя Сибирский турист

А вы товарищ, оказывается нам совсем не товарищ. Я думаю вас надо расстрелять, перед строем

ограбил ишачившее на него население

але, дебил - война год назад кончилась, Великая Отечественная которая - какие нафиг накопления? Всеобщая мобилизация, военное положение, экономика военного времени и т.д. Почку сестры что ли продал или документы шпионам?

Вот выродок-то

Комментарий администрации:  
*** Начинающий манипулятор ***
Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(15:30:19 / 06-04-2016)

Налоги советские люди платили - подоходные.

А вот свободных денег или накоплений у народа в 47 году просто не было. Война. понимете ли... мои московские родичи серебряную лампадку (другого драгметалла в доме не нашлось) в Торгсин снесли, когда двое детей расхворались, и купили в Торгсине детям свежие яблочки. А уж что в глубинке творилось, особенно на тех территориях, по которым война прокатилаь... какие там накопления.

Декларация о доходах? Вы какого года рождения, ата? Не пора ли вам за уроки сесть, четвертая четверть предательски коротка.

Аватар пользователя sery.kardinal
sery.kardinal(3 года 2 месяца)(17:14:29 / 06-04-2016)

Не понимаю, что в налогах цивилизованного?

Правительство отбирает у одних частных лиц и раздает другим, разумеется, не забывая о себе.

Советское хозяйство то было народным. Вы понимаете, НАРОДНЫМ хозяйством! Те, кто были у власти, не собирались богатеть. «Власть даёт деньги» - эта песня для другой системы.

Помню, как в советское время, 5 (пять!) тёток-бухгалтеров предпенсионного возраста на счётах обсчитывали огромный район полумиллионного города. Им хватало маленькой комнатушки при Совете народных депутатов.

А сейчас муниципалитет среднего района содержит пятиэтажное здание битком набитое бухгалтерами и компьютерами. Если правительство решило обчищать чужие карманы через налоги, то вам придётся держать толпы бухгалтеров и по бухгалтерскому отделу на каждой мелком предприятии. Я уже не говорю о налоговой инспекции и бесконечном колличестве законов и подзаконных указаний.

Аватар пользователя Pedestrian
Pedestrian(1 год 8 месяцев)(16:13:50 / 06-04-2016)

Ограбили в основном рядовых колхозников и потребкооперацию, а не каких- то спекулянтов, которые имели выходы наверх, т. к. реализовывали  на чёрном рынке, то что удалось хапнуть их высокопоставленным покровителям и поэтому, благодаря свои покровителям, избежавшие раскулачивания.

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(13:32:21 / 06-04-2016)

Сегодня тоже наткнулся в болге у Нильского. Я уже давно искал данные по денежному обращению 20-ых и 30-ых, они есть во втором выпуске. Данным еще нужно осмысление, но в общем моя догадка подтвердилась:

Год

Денежная масса,

на 1 января,

млн текущих руб

Абсолютный

Прирост,

млн текущих руб

Относительный прирост к пред. году, %

1925

927,8


 


 

1926

1324,1

396,3

42,7

1927

1489,7

165,6

12,5

1928

1747,4

257,7

17,3

1929

2097,3

349,9

20

1930

2861,0

763,7

36,4

1931

4355,2

1494,2

52,2

1932

5673,2

1318

30,3

1933

8413,0

2739,8

48,3

1934

6861,5

-1551,5

-18,4

По ходу в первую пятилетку страна испытала на себе гиперок. Его пытались подавить самыми жесткими мерами, а именно карточками, займами, увеличением обязательных хлебозаготовок... По моему мнению этот фактор нужно иметь ввиду, так как он по всей видимости обусловил проведенные в то время катострофичную коллективизацию и репрессии.

Аватар пользователя mai
mai(2 года 10 месяцев)(13:50:40 / 06-04-2016)

Что за обязательные хлебозаготовки в первую пятилетку? О.п.г. это вторая пятилетка.

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(15:09:30 / 06-04-2016)

Тогда обязательный выкуп государством хлеба назывался хлебозаготовками, а в 1933 г их заменили на обязательные поставки с несколько иным порядком формирования. Я это к тому что они выросли с 10,7 млн тонн в 1928 до 22,1 млн в 1930 г и проводились по нерыночным твердым ценам. Если раньше хозяйства продвавали эту разницу на рынке, то в условиях гиперка им урезали возможность получать за продоволсьвте высокую цену. То есть на них зарезали инфляционные издержки.

Аватар пользователя Замполит
Замполит(3 года 9 месяцев)(14:11:24 / 06-04-2016)

так как он по всей видимости обусловил проведенные в то время катострофичную коллективизацию и репрессии

Дядя, вы дурак? (с)

Аватар пользователя sgerr
sgerr(5 лет 11 месяцев)(14:23:48 / 06-04-2016)

...И Сталин нашел этих покупателей - нашел рынок для продукции промышленности СССР – им стали крестьяне СССР.
А с ними положение было такое. До начала 30-х годов, большевики, как и царь, держали цены на хлеб на уровне мировых. Советская власть получала от крестьян зерно по этим очень низким мировым ценам в виде налогов, и этим зерном сбивало цены на рынках СССР, если какие-то спекулянты решали на этом рынке цены поднять. А из-за длительной и суровой зимы и из-за огромных расстояний России эти цены, что при царе, что при большевиках, покрывали затраты только при нищенских заработках работников и не давали доходов основной массе населения – крестьянам. Из-за этого невозможно было поднять заработки и рабочим промышленности, поскольку из-за тех же высоких затрат на производство, доля зарплаты в цене продукции должна была быть очень низкой, иначе нищий крестьянин эту продукцию своей промышленности купить просто не смог бы.
Но оставшуюся часть зерна крестьян продавали нэпманам и спекулянтам по договорным ценам, а часть – самостоятельно на рынках. И с 1929 года большевики вдруг вводят контрактацию: теперь сами госорганы на условиях спекулянтов заключали договора с единоличными крестьянами и колхозами. Правда, если единоличнику давали за хлеб цену нэпмана, то колхозам платили гораздо дороже. А закупленное таким образом продовольствие начало продаваться в коммерческих магазинах по рыночным ценам. И эти магазины начали вдруг резко поднимать цены на хлеб! Нет, накануне, в 1929 году, большевики ввели карточки на хлеб, и по карточкам хлеб продавался по старым, низким ценам, поэтому в городах скачок цен ощущался слабо.
Но, что означает с финансовой (денежной) точки зрения такое повышение цен на хлеб? Это означает, что кому бы государство ни платило деньги – рабочему, врачу, офицеру или работнику санатория, – но в конечном итоге та масса этих денег, которая шла на село – крестьянам, особенно колхозникам, – возросла на порядок. Чтобы покупать дорогие продукты, росла зарплата промышленных рабочих, вслед за ней и цены на промышленные товары, но не очень сильно. Скажем, в 1913 г. шерстяной мужской костюм стоил 40 рублей, а в конце 40-х годов – 75 рублей.
Однако поднять цены на продовольствие в 10 раз мало, ведь нужны и деньги, чтобы по этим ценам купить. И в 1930 г. случились непонятные «извращения в практике кредитной реформы»: как-то само собой включился печатный станок и напечатал за один год денег на 1,5 млрд. рублей, хотя до этого, с 1922 г. их было напечатано всего 2,9 млрд.! Понятно, что деньги в 1930 г. были вброшены специально, и именно с тем, чтобы вызвать рост цен на продовольствие и, соответственно, рост доходов у крестьян.

...

Давайте еще раз посмотрим на этапы, которыми Сталин развил экономику.

  1. Жесточайшим «затягиванием поясов» народа собрал в 1924–1928 гг. деньги на закупку оборудования для промышленности.
  2. Резко поднял цены на продовольствие и остальные товары по отношению к золоту в 1929–1933 гг.
  3. Произвел в эти же годы эмиссию денег, чтобы рынок СССР стал ненасытным.

И промышленность СССР бросилась его насыщать со скоростью, недоступной промышленности других стран.

ИСТОЧНИК

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(15:56:40 / 06-04-2016)

Ой, блин, Мухин, ой, блин, наглый лживый мудак... Слов нет.

Засланец деликатно обходит тему собственно потребления, сосредотачиваясь на абстрактной экономике. И неспроста, с потрблением дела шли очень плохо.

Например в Ленинграде в январе 1929 г уже были двойные цены: ржаной хлеб для горожан 9-12 копза кг, для презжих 26. На руки по книжке выдавалось не более 1,2 кг хлеба на едока, а без нее не более чем 2 кг ситного и 0,5 кг ржаного хлеба в одни руки, (Осокина, "За фасадом сталинского изобилия"). В других городах было хуже. 
 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(5 лет 11 месяцев)(16:35:55 / 06-04-2016)

> 9-12 копза кг, для презжих 26

про это написано: накануне, в 1929 году, большевики ввели карточки на хлеб, и по карточкам хлеб продавался по старым, низким ценам, поэтому в городах скачок цен ощущался слабо.

"Фактически Ленинградский Совет уже ввел хлебные карточки в ноябре 1928 года. Постановление скорее регламентировало, чем вводило карточное снабжение. В исполнение решения Политбюро, 15 января 1929 года в Ленинграде были установ лены двойные цены на хлеб. Ржаной хлеб стоил 9—12 коп. для горожан, 26 коп. для приезжих, ситный хлеб — соответственно 18—22 и 35—40 коп. По кооперативной книжке выдавалось не более 1,2 кг на едока. Без книжки по повышенной цене продавалось в одни руки 2 кг ситного и 0,5 кг ржаного хлеба. Постановление Московского Совета о введении карточек на хлеб появилось в феврале 1929 года (РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 74. Л. ПО; Сагг Е.Н., Davies R.W. Foundations of a Planned Economy. Vol. 1. P. 702)"

(Осокина, "За фасадом сталинского изобилия", стр. 65)  ИСТОЧНИК

на какой период выдавалось? и причем тут Сталин?

Для информации:

"Автор (Осокина) благодарит организации и фонды, предоставившие стипендии и гранты для работы над этой книгой, — International Research and Exchange Board (IREX, USA), Fulbright (USA), Kennan Institute for Advanced Russian Studies, Woodrow Wilson Center (USA), Maison des Sciences de ГНоггапе (France), а также Институт российской истории Российской академии наук и Российский гуманитарный научный фонд за финансовую помощь в издании книги в России. Я глубоко признательна моим российским и зарубежным коллегам, прочитавшим рукопись и сделавшим интересные замечания: Ю.С.Борисову, МЛ.Вылцану, Саре Дэвис, С.В.Журавлеву, В.В.Кабанову, Тамаре Кондратьевой, Н.Л.Кременцову, СА.Павлюченкову, Жаку Сапиру, А.К.Соколову, О.В.Хлевнюку. Я благодарю также аспирантов и студентов университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (США) — участников моих семинаров, где обсуждались положения этой книги, а также ученых университетов и институтов России, Великобритании, Германии, Канады, США, Финляндии, Франции, приглашавших меня сделать доклады по теме этой работы и принимавших участие в их обсуждении."

(Осокина, "За фасадом сталинского изобилия", стр. 4)  ИСТОЧНИК

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(17:10:00 / 06-04-2016)

>>на какой период выдавалось? и причем тут Сталин?

Сталин тут мало при чем. При чем тут лживый прохвост Мухин, который, заметь ничего про потребление так и не сказал. Осокина, кстати ссылается на архивные данные, вся структура карточной системы у нее расписана, а у вас какие данные? Можно Мухина, но какую-нибудь другую его статью, а то в той такая наглая ложь и ересь что это трудно обсуждать.
 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(5 лет 11 месяцев)(17:35:14 / 06-04-2016)

> При чем тут лживый прохвост Мухин, который, заметь ничего про потребление так и не сказал. Осокина, кстати ссылается на архивные данные

(пожимает плечами): то же можно сказать и об Осокиной. ссылается, да, но подбирает тенденциозно (полагаю, в соответствии с заказом грантодателей).

> а у вас какие данные?

собственно, выложенные ЦБ документы не противоречат выводам Мухина, а наоборот согласуются.

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(18:09:11 / 06-04-2016)

>>(пожимает плечами): то же можно сказать и об Осокиной. ссылается, да, но подбирает тенденциозно (полагаю, в соответствии с заказом грантодателей).

Ну, Осокина своей точки зрения не скрывает, к тогдашней политек союза она относится довольно скептически, тем более оснований для этого предостаточно. Ну не получается изобразить повышение уровня жизни в1920-ые и 1930-ые, никак не получается, Союз не потреблением был силен, да и прогадили просто непроситительные объемы ресурсов, в том числе человеческих. И Осокина об этом обо всем в курсе, она очень хороший историк, и знакома со мноежество документов и свидетельств. Кстати всецело рекомендую ее монографии, это очень приличные работы, там любой интерсующийся историей человек (в том числе и сталинист) найдет для себя много интерсеного.

>>собственно, выложенные ЦБ документы не противоречат выводам Мухина, а наоборот согласуются.

Где вы там у Мухина выводы видели? Там сплошной бред и словоблудие. Последний раз говорю - Мухин категорически не упоминает про фактическое потребление и на это есть причина.
 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(5 лет 11 месяцев)(18:19:39 / 06-04-2016)

> Где вы там у Мухина выводы видели? Там сплошной бред и словоблудие.

давайте вернемся к тому, с чего Вы начали: с подозрения, что в начале 30-х в СССР был гипер. Мухин показывает, что доп. эмиссия была проведена для повышения государственных закупочных цен на продукты, что, в свою очередь, дало сельским жителям потреблять больше товаров пром. производства, что, в свою очередь, обеспечило промышленность спросом.

курс рубля к золоту при этом почти не изменился.

надеюсь, колоссальный рост ВНП СССР в 30-е ни Вы, ни Осокина отрицать не будете?

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(20:15:47 / 06-04-2016)

>>курс рубля к золоту при этом почти не изменился.

А это мухлеж, тогда были времена золотого стандарта, естественно не меняй наполнение и курс у тебя отсанется прежним, но есть нюанс. С 1926 г, когда закрыли валютную биржу, рубль перестал быть конвертиуемым, и следовательно приравнивать средства 1913 г и после 1926 г уже нечестно, в посленэповском союзе импорт купить могли уже далеко не все.

>>Мухин показывает, что доп. эмиссия была проведена для повышения государственных закупочных цен на продукты, что, в свою очередь, дало сельским жителям потреблять больше товаров пром. производства, что, в свою очередь, обеспечило промышленность спросом.

Лжет Мухин, пратика показывала, что именно твердыми ценами на хлебозаготовки для крестьянских хозяйств и колхозов, зарывали инфляцию. Иначе зачем было их увеличивать в 2 раза, за два года? Кроме того в 1930 г произвели перетарификацию зарплаты в промышленности, ее уменьшили в 1,5-2 раза и в срденем стали 60-90 рублей. Хотя это и компенисровалось карточками, но тут и близко нет того о чем пишет Мухин. Про снабжение деревни можешь так же прочитать у Осокиной, попытка умаслить крестьян увелив им предложение товаров была лишь одна в 1928 г, на ней же все и закончилось, товарных фондов не хватило.

>>надеюсь, колоссальный рост ВНП СССР в 30-е ни Вы, ни Осокина отрицать не будете?

Его никто не отрицает, но в отличие от прохвостов вроде Мухина, мы знаем, что этот рост главным образом обеспечен в подавляющей степени тяжелой промышленностью, а не товарами народного потребления. Так же тогдашенее руководство ухитрилось коллективизацию прогадив половину скота и кучу ценного времени. 
 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(5 лет 11 месяцев)(09:55:37 / 07-04-2016)

Вот Вы называете Мухина жуликом и лжецом, но не замечаете манипуляций Осокиной, которая игнорирует первоисточники, в частности, труды ЦСУ СССР причем очень ВЫБОРОЧНО. Поищите по тексту "ЦСУ" и Вы с удивлением обнаружите, что Осокина не стесняется ссылаться на труды Управления 20-х годов для подтверждения троцкистского постулата "как при НЭП-е было здорово, когда было разрешено частное предпринимательство", например:

Однако следует признать, что во время нэпа голод не угрожал стране. Питание населения улучшалось год от года, что фиксировали регулярные обследования, проводимые ЦСУ2. Высшей точ- кой стал 1926 год.

(стр. 37)

Но Вы не найдете НИ ОДНОЙ ссылки на труды ЦСУ ПОСЛЕ 1930-го года, вместо этого Осокина ссылается на мутные опусы, в т. ч. западные. Видимо, так удобнее отрабатывать гранты. Это и называется тенденциозность и манипуляция.

> рост главным образом обеспечен в подавляющей степени тяжелой промышленностью, а не товарами народного потребления

У меня нет под рукой предвоенных данных, но могу дать справку на середину 1950-х:

И какое же наследство оставил стране товарищ Сталин в виде предпринимательского сектора экономики? Было 114000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений – от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья. И артели производили не только простейшие, но такие необходимые в быту вещи – в послевоенные годы в российской глубинке до 40% всех предметов, находящихся в доме (посуда, обувь, мебель и т.д.) было сделано артельщиками. Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпускала ленинградская артель «Прогресс-Радио». Ленинградская артель «Столяр-строитель», начав в 1923 году с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет название на «Радист» — у нее уже крупное производство мебели и радиооборудования. Якутская артель «Металлист», созданная в 1941 году, к середине 50-х располагала мощной заводской производственной базой. Вологодская артель «Красный партизан», начав производство смолы-живицы в 1934 году, к тому же времени производила ее три с половиной тысячи тонн, став крупным производством. Гатчинская артель «Юпитер», с 1924 года выпускавшая галантерейную мелочь, в 1944-м, сразу после освобождения Гатчины делала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, замки, фонари, лопаты, к началу 50-х выпускала алюминиевую посуду, стиральные машины, сверлильные станки и прессы.

ИСТОЧНИК

Негосударственные предприятия напряженно работали и во время войны:

Я впервые заинтересовался темой предпринимательства в сталинские времена, когда просматривал многотомное издание документов НКВД периода Великой Отечественной войны. Там был представлен рапорт старшего майора (было такое звание) НКВД о состоянии дел на заводе, выпускающем артиллерийские снаряды. Рапорт чисто статистический, столько-то тысяч готовых снарядов на складах, столько-то тысяч – в процессе производства, материалов для производства снарядов – столько-то, на такой-то период работы. Все понятно, рутинно, но неожиданным было то, кому принадлежит производство – производственной артели! А ведь речь шла о выпуске десятков тысяч снарядов, мощном производстве!

ИСТОЧНИК

> прогадив половину скота

А вот тут попрошу поподробнее: какого скота? В каких регионах?

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(10:32:26 / 07-04-2016)

>>Поищите по тексту "ЦСУ" и Вы с удивлением обнаружите, что Осокина не стесняется ссылаться на труды Управления 20-х годов для подтверждения троцкистского постулата "как при НЭП-е было здорово, когда было разрешено частное предпринимательство".

Дык, по питанию действительно во времена НЭПа было лучше. Большая часть народа на земле, кормит себя сама, а во время индустриализации условно городское население прирастало миллионами в год. Кризисы снабжения такой массы людей были регулярными. Тем более голод 1932-33... В коллективизацию еще прогадили кучу ресурсов с/х... И наконец, при НЭПе всесоюзной карточной системы не было, что указывает на качество снабжения.

>>У меня нет под рукой предвоенных данных, но могу дать справку на середину 1950-х:

В вашей ссылке нет данных по производству этих артелей, а у Осокиной есть данные по предвоенному производству:

//К концу третьей пятилетки, в 1940 году, легкая промышленность производила в год на душу населения всего лишь 16 м хлопчатобумажных, 90 см шерстяных и 40 см шелковых тканей, менее
трех пар носков и чулок, пару кожаной обуви, менее одной пары белья. Новые отрасли легкой промышленности только начинали свое развитие. В 1937 году в стране производилось 2 часов на каждые сто человек населения; 4 патефона, 3 швейные машины, 3 велосипеда, 2 фотоаппарата и 1 радиоприемник на каждую тысячу человек; 6 мотоциклов на каждые 100 тысяч человек1. Государственная пищевая промышленность, хотя и расширила объемы производства, выпускала в год (1940) на душу населения всего лишь 13 кг сахара, 8-9 кг мяса и рыбы, около 40 кг молочных продуктов, около 5 кг растительного
масла, 7 банок консервов, 5 кг кондитерских изделий, 4 кг мыла.//

Как я уже не раз говорил потребительского изобилия в 1920-30 ые не вырисовывается никак, и это не грех. Союз другими вещами был силен. Грех - пороть лажу что было как-то иначе. Опасный миф получается, о том что можно добится больших сверешний как-то иначе чем большим трудом и опредленными жертвами.

>>А вот тут попрошу поподробнее: какого скота? В каких регионах?

Пожалуйста. Вот вам "Сельское хозяйство СССР. Ежегодник 1935" на Истмате:http://istmat.info/node/22433

Вам нужен раздел животноводство. Там все расписано по видам и регионам. Официальные данные. Странно что об этом мало кто знает. Можно конечно свалить всю вину на условных и неусловных кулаков, но это уже мелочи, факт в том что, по хорошему, за подобный результат управленцам выдают не ордена, а сроки.Так же возвращаясь к вашей первой реплике - полумайте что произошло с потрблением молока и мяса после такой коллективизации.
 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(5 лет 11 месяцев)(08:33:21 / 11-04-2016)

Прошу прощения, отвлекся.

> у Осокиной есть данные по предвоенному производству

Да, есть, стр. 184, но на кого она ссылается? На Дихтяра Г. А. Проверим. Да, цифры похожи. Однако, зададимся вопросом, а почему расчете подушевых показателей выбран именно 1940-й год? С одной стороны, все логично -- последний предвоенный. С другой же стороны, те, кто знаком с историей, а не только с Осокиной, знают, что в 1940-м году население СССР выросло более чем на 20 млн. человек за счет присоединения территорий (в производственном плане ничтожных, кстати).

> Как я уже не раз говорил потребительского изобилия в 1920-30 ые не вырисовывается никак, и это не грех

Никто и не говорит, что в 30-е в СССР был рай консьюмеризма. Впрочем, его тогда не было нигде в мире. В тех же США, несмотря на сравнительное превышение показателей производства (ссылка выше), купить товары могли не только лишь всеТМ. Что подтверждается известным фактом миграции специалистов из США в СССР в 1930-х

"— Сколько американцев перебрались в Советский Союз?
— Различные источники дают разные данные. По моим оценкам, от 6 тыс. до 10 тыс. человек переехали в СССР в начале 1930-х годов. Пик этого процесса пришелся на 1931 год. Тогда «Амторг» — советское торговое представительство в Нью-Йорке — опубликовал рекламу, в которой сообщалось, что СССР нуждается в 6 тыс. американских специалистов. В ответ, «Амторг» получил более 100 тыс. заявлений. 
Однако никто — ни в США, ни в СССР — не анализировал этой статистики. Было много американцев, которые не попадали в официальные отчеты. Им говорилось, что для того, чтобы переехать в СССР, требуется только туристическая виза, а по приезде в Москву они немедленно получат работу. То есть «Амторг» официально не приглашал их, они приезжали на свой страх и риск. "

ИСТОЧНИК

Аватар пользователя Drunken sailer

+

затейливо насрато в головах про катОстрофичность и репрессивность, статьи, по которым отчалили на стройки народного хозяйства только не демонстрируют, мироеды, сабботажники и банальные уголовнички

 

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(15:24:40 / 06-04-2016)

Какой конкретно факт оспариваешь?

Что коллективизацию провели исключительно фигово? Ну так потеря половины скота, неурожай 1932 г (при более-менее нормальной погоде), как бы это подтвержадет.

Что репрессии... Что их не было?...Или что вы имеете ввиду? Я теряюсь в догадках. Про раскулачивание то все знают.

С чем конкртено вы несогласны? А то со стороны ваг ответ выглядит как тявканье.
 

Аватар пользователя Конкурентноспособный

Хороший пример неэффективности нерыночного советского банкинга, урок как не нужно делать.

Аватар пользователя Kvazar_Old
Kvazar_Old(3 года 8 месяцев)(14:09:59 / 06-04-2016)

Шутка йумора?

Аватар пользователя mr.Iceman
mr.Iceman(5 лет 10 месяцев)(14:34:31 / 06-04-2016)

Нет. Просто очередная законсервированная трольчатина вскрылась. Посмотрите сами по истории его сообщений.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(15:32:44 / 06-04-2016)

Конкурент - но способный... на многое способный. Тролль консервированный обыкновенный.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(15:34:38 / 06-04-2016)

Посмотрела историю его реплик - парню финансирование раз в квартал выделяют, похоже. 

Появляется по первым месяцам квартала.

Аватар пользователя Boris
Boris(4 года 9 месяцев)(14:21:53 / 06-04-2016)

Надо сравнивать с ростом промышленности, тогда станет понятно сбалансирован прирост денежной массы или нет...

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(16:02:15 / 06-04-2016)

Это вы мне? На промышленный рост смотреть, конечно, нужно, не забывая и про скорость оборота денежной массы... Но в полтора раза за год промышленность большой страны расти все-таки не может... :)
 

Аватар пользователя Citizen_Mordor
Citizen_Mordor(5 лет 10 месяцев)(17:28:44 / 06-04-2016)

Но в полтора раза за год промышленность большой страны расти все-таки не может... :)

Почему? Плановая экономика вполне может. Особенно на низкой базе.

Ручным трудом строятся электростанции и заводы. Затем электростанции дают ток, и одновременно заводы начинают  массово штамповать продукцию. Как там говорит Алекс – резко возросла плотность энергопотока на одно рабочее место.

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(17:39:37 / 06-04-2016)

Так база то была не настолько низкой. Тем более что СССР тогда не товарами народного потребления бредил, а тяжелой промышленностью. В итоге население городов выросло, денежная масса тоже, ведь рабочие себе еду не производят, им нужно деньги платить. Вот товаров на всех и и не хватало.
 

Аватар пользователя mbira
mbira(2 года 7 месяцев)(19:40:42 / 06-04-2016)

Это где это база была "не настолько низкой" Когда почти до конца войны не могли ликвидировать разрыв по авиадвигателям ? Когда авиационных конструкторов в одном КБ Мессершмита было больше чем во всем Союзе ?

Вам бы почитать серию "Замечательные корабли", там дается подробное описание в каких условиях проектировались и строились военные корабли. И по Вашему промышленность сразу можно волевым решением дотянуть до нужного уровня ?

Что же касается тяжелой промышленности - а кто по Вашему обеспечивает все остальное производство ? легпром ? лесозаготовки ? сельское хозяйство ?

Аватар пользователя Volchonok
Volchonok(2 года 8 месяцев)(20:23:03 / 06-04-2016)

Не приписывай мне такие нелогичные мысли. Здесь все просто - уровень товрных фондов недостовал до денежной массы в обращении, об этом куча свидетельств, которые я перечислил. Все. Не согласен? Докажи.

Заодно объясни зачем денежную массу урезали в 1933 г. 
 

Аватар пользователя ejenia
ejenia(1 год 9 месяцев)(23:22:40 / 06-04-2016)

Нет, вы зацените масштабы жулья

58 год  "...Хотя переоценка вкладов и конверсия государственных займов должны производиться исходя из уменьшения стоимости старых денег в 10 раз без всякого дополнительного изъятия доходов у населения, однако некоторая часть облигаций государственных займов не будет предъявлена для обмена, а часть вкладов, вследствие ОТСУТСТВИЯ по разным причинам владельцев этих вкладов, будет перечислена в доходы государства..." 

"..В составе бюджетных ресурсов с 1948 года в балансе Госбанка появились средства в сумме 22,0 млрд. рублей, образовавшиеся в результате проведения обмена старых денег на новые при проведении денежной реформы в 1947 году и зачисленные на особый счет бюджета с целевым назначением для краткосрочного кредитования народного хозяйства. Общий выигрыш бюджета от проведения обмена денег составил около 40 млрд. рублей, из которых 18 млрд. рублей были обращены на погашение долга бюджета Госбанку, возникшего главным образом во время войны... " Вот и все послевоенное экономическое чудо.

"...Необходимо иметь в виду, что прямое повышение курса американского доллара могло бы вызвать нежелательные для нас отклики и сравнения в иностранной буржуазной прессе...Если установить соотношение: 1 американский доллар равен 70 копейкам, то в этом случае рубль будет стоить дороже, чем самая крепкая валюта капиталистического мира..." При Джугашвили доллар стоил хотя бы 4 рубля. То ли действительно повелись на западные СМИ, то ли в госбанке враги окопались.

Чудесные документики. Спасибо цб за подарочек, а то одни теории и домыслы приходилось читать.

Комментарий администрации:  
*** CCCР разорил Россию - спасти еще можно через завоз немцев***
Аватар пользователя ejenia
ejenia(1 год 9 месяцев)(23:29:02 / 06-04-2016)

Ой. Платное обучение в школах и вузах отменили в 57-м оказывается. Эт, чё при отце народов за школьника деньги платили? Неприятное открытие.

Комментарий администрации:  
*** CCCР разорил Россию - спасти еще можно через завоз немцев***
Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(3 года 7 месяцев)(01:02:46 / 07-04-2016)

Хорошо о финансах периода революции - конца сороковых годов -- докладывает наркомфин Зверев Сталину, в своём известном докладе. Причащайтесь!

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...