Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Анатолий Вассерман: у нас разорвана связь науки с производством

Аватар пользователя Fanatic

Доходящие отрывочные сведения о состоянии нашей науки и техники крайне противоречивы. Создаётся множество новых производств, но значительная часть из них - это производства, опирающиеся на импортные технологии и импортные комплектующие. Фактически, это дополнение зарубежного рынка, более выгодные этому рынку, чем нам. У нас существует довольно много научно-исследовательских организаций, всё ещё активно действующих, но отзывы об их деятельности опять же противоречивы.

Главное — у нас практически разорвана связь науки с производством.

У нас почти целиком выбито ключевое звено этой связи — так называемая отраслевая наука. То есть то место, где вопросы производства переводят на язык науки, а ответы науки — на язык производства. Именно отсутствие этого звена представляет собой, действительно, очень серьёзную опасность. Опасность тем более серьёзную, что полноценную отраслевую науку, на мой взгляд, довольно трудно создать без государственных решений. Просто потому, что даже очень крупный производитель крайне редко может позволить себе содержать достаточно наукоёмкое исследовательское подразделение.

Anatolij-Vasserman-u-nas-razorvana-svyaz

Частный бизнес в Америке опирается на государственные исследовательские организации во многих и очень многих сферах. Это, например, «Национальное управление аэронавтики и космонавтики». Добрая половина достижений мировой авиации по крайней мере с середины 1920-х годов и до середины 1960-х опиралась, по сути, на две исследовательские организации. Это американское «Национальное управление аэронавтики» и Центральный аэрогидродинамический институт СССР. Остальную половину составляли достижения германские и французские, где, действительно, роль частных организаций была несколько выше — но Германия, скажем, заметно опередила всю остальную Европу по части авиации после того, как там было создано единое министерство авиации и все исследовательские работы, даже проводимые в частных фирмах, не только оплачивались этим министерством, но и становились довольно быстро доступны другим фирмам (естественно, с какими-то лицензионными отчислениями).

Что же касается Франции, то когда там не смогли создать единую исследовательскую организацию или хотя бы не смогли наладить активный обмен между отдельными конструкторскими бюро на взаимопиремлемых условиях, французская авиация стала стремительно отставать от конкурентов, хотя где-то до конца 1920-х годов была первой в мире.

На всякий случай напомню ещё, что интернет создан Управлением по перспективным исследованиям американского Министерства обороны, что спутниковая навигация изначально создавалась как государственная и лишь потом нанеё наросло множество частных бизнесов, которые пользуются государственными спутниками, сигналами и т.д. Единственное заметное исключение из общего правила — это, пожалуй, фирма IBM, которая содержит собственные исследовательские организации такой мощи, что, по-моему, пять или шесть работ, заслуживших нобелевские премии, созданы именно там. Но IBM и по объёму производства, и по проходящим через них деньгам вполне сопоставимо с довольно крупным государством.

Насколько я наблюдал, единственная отрасль, где отраслевая наука у нас практически полностью уцелела — это авиация. Возможно (тут я не уверен), сохранилась она и в других оборонных отраслях. Но в мирных отраслях мне, к сожалению, не попадались сведения о полноценно работающих учреждениях отраслевой науки.

http://www.nalin.ru/anatolij-vasserman-u-nas-razorvana-svyaz-nauki-s-pro...

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Fanatic
Fanatic(3 года 9 месяцев)(10:47:24 / 28-02-2016)

Ещё у РЖД есть своя наука и у газовиков с нефтянкой.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 2 месяца)(11:13:07 / 28-02-2016)

Рецидивов вроде не было, отключаю подпись.

Аватар пользователя 55aa
55aa(4 года 1 месяц)(11:53:21 / 28-02-2016)

У РЖД уже нет науки, в практическом смысле слова. ВНИИЖТ почти уничтожен (по факту, большьшинство отделений по стране закрыто), ВЛНИИ (Новочек) уничтожен Альстомом по факту. Остались ВУЗы, которым не давали нормального финансирования лет по 10 - после преобразования МПС в ОАО РЖД в 2004м. Кстати, ВУЗы уже не относятся к ОАО РЖД (тоже аптимизация) именно с этого времени.

Про газовиков не скажу.

ЗЫ В авиации наука тоже не уцелела - после разгона сердюковым академии Жуковского, просто немного людей на производстве (к счастью для нас работающем) осталось. Работы в части технологий, которые по сути должен выполнять почти убитый на сегодня НИАТ, потихоньку тянут ВУЗы.

Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 11 месяцев)(11:04:08 / 28-02-2016)

Да что далеко ходить по космонавтикам. В металлургии та же ситуация. 

Аватар пользователя lataragan
lataragan(2 года 4 месяца)(11:11:54 / 28-02-2016)

она очень тесно связана всегда с промышленностью

Комментарий администрации:  
*** Клон nopasaran (почти дословные дубли комментов), блокирован ***
Аватар пользователя Сергей Капустин

увы, так и есть.

Аватар пользователя Nemoo
Nemoo(3 года 5 месяцев)(11:15:54 / 28-02-2016)

Берия, Королёв, Шокин?

Аватар пользователя Remixov
Remixov(5 лет 2 месяца)(11:51:41 / 28-02-2016)

Эффективным не нужна наука, даже прикладная.

Аватар пользователя VGlaz
VGlaz(3 года 3 месяца)(12:26:55 / 28-02-2016)

Главное — у нас практически разорвана связь науки с производством

Слава богу,  Вассерман понял через 25 лет.

Еще лет 300 подождать и поймут дебилы в правительстве... наверное.

Аватар пользователя 55aa
55aa(4 года 1 месяц)(13:08:23 / 28-02-2016)

У Вас термин медицинский или слово ругательное?..

Аватар пользователя VGlaz
VGlaz(3 года 3 месяца)(21:17:48 / 28-02-2016)

Это диагноз. Широко распространен от уровня премьера и ниже.

Хотя товарищ Берия скорее всего был бы со мной не согласен и поставил бы свой диагноз - вредительство. С вытекающими.

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 1 месяц)(12:45:00 / 28-02-2016)

Сейчас восстановили советскую практику генеральных конструкторов, так что не всё потеряно.  Вассерман может не переживать, ему места там нет.....

Аватар пользователя RML
RML(3 года 5 месяцев)(12:52:13 / 28-02-2016)

То что наша величайшая наука хочет только получать деньги от государства и чего-то там закрыто разрабатывать, что даже не заставить "цитироваться", это ладно) 

Другое дело, что нету заказа! Производство и корпорации должны выдавать заказы науке, но у нас практически нету как такового сложного производства, кое было бы заинтересовано в партнерстве с наукой, а корпорациям вообще плевать на науку т.к большая часть занимается только выкачиванием ресурсов и переработкой удобрений.

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(2 года 2 недели)(13:12:37 / 28-02-2016)

На днях МАИ рассылал рекламу своей научной деятельности. Они делают исследования на заказ. Самые крупные заказы - от Росатома (в том числе инерционный накопитель энергии).

Аватар пользователя RML
RML(3 года 5 месяцев)(13:57:01 / 28-02-2016)

Так это как в СССР - вся наука как работала на атом, армию, флот и космонавтику, собственно так и работает (во много лучше всех других стран). Но, в этом и проблема, что остальные отрасли у нас в стороне и в итоге мы покупаем все (кроме атомных станций, военной техники, военных кораблей и ракет) на западе и востоке. 

Аватар пользователя VGlaz
VGlaz(3 года 3 месяца)(21:38:14 / 28-02-2016)

Я работаю в фармацевтической отрасли. Заказов у нас для отраслевой науки - ВАЛ. Но размещать их тупо негде - угроблена инфраструктура, нет кадров и т.д.

Вроде бы могли бы построить свои R&D-центры - но карма "экономической эффективности" не позволяет коммерческим организациям тратить столько денег на неочевидные с точки зрения прибыли проекты.

Есть исключения, BIOCAD, Генериум.... Но это исключительно благодаря фанатичности руководителей - Шустера и Морозова.

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(4 года 11 месяцев)(13:30:09 / 28-02-2016)

Ну если уж проблема обозначена: что делать? Мне думается, требуется:

1. Создание в масштабах страны централизованных информационных центров технологических компетенций - баз знаний наполняемых и обрабатываемых специалистами в соответствующих областях промышленности;

2. Проектные работы должны вестись командами набираемыми по проектному принципу,  в том числе удаленно.

3. Промышленные предприятия (наравне с энергоаудитом) должны быть законодательно обязаны соответствовать современной культуре проектных работ - с широким применением математического моделирования выпускаемой продукции. Математические модели выпускаемой продукции должны являться интеллектуальной собственностью предприятия обладающей ценностью и системой защиты (патентования, контроля при производстве).

В общем либо у нас глобализируется производство на всех уровнях (от идеи (науки) до обслуживания/утилизации) либо - живем как все.

Ну и конечно: наивысшую ценность имеют биологические носители навыков  и знаний: человеки - способные создавать.

Аватар пользователя sapphir1970
sapphir1970(5 лет 10 месяцев)(12:23:17 / 29-02-2016)

Совершенно с вами согласен! Думаю, к тому и идет.

Аватар пользователя Сердитый
Сердитый(4 года 10 месяцев)(13:43:03 / 28-02-2016)

А интересно, как с прикладной наукой в гражданской сфере было в столь любимом тут СССР? А было ещё хуже. Изобретений было много, но они не применялись - отчего отчасти СССР и рухнул.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в антисоветской лжи и манипуляциях ***
Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 11 месяцев)(15:01:08 / 28-02-2016)

И это правда.

Аватар пользователя Nemoo
Nemoo(3 года 5 месяцев)(16:35:34 / 28-02-2016)

А.И. воспринимал электронику как единое целое и помнил обо всех её областях, поэтому в новом городе не было забыто строительство предприятий другого, не микроэлектронного профиля: НИИ пьезотехники и КБ источников высокоинтенсивного света. 
         Каждому из научно-исследовательских институтов Зеленограда и даже МИЭТу был придан свой опытный завод. Здесь А.И. был верен своему подходу к связи науки с производством, и создававшиеся заводы назвать небольшими было бы трудно. Таким образом, при создании уникального, не имеющего аналогов в мировой практике Центра микроэлектроники были созданы мощные научно-производственные комплексы, в том числе по технологическому оборудованию и материаловедению. По существу, и "Ангстрем", и "Микрон", и "Элма" с самого начала были и остаются ведущими предприятиями отечественной микроэлектроники.  Шокин Александр Александрович
Министр невероятной промышленности

Создание новых научно-исследовательских, конструкторских и технологических предприятий и их первые успехи в науке, не доставляли А.И. полного удовлетворения. Ему была необходимо, чтобы всё это как можно быстрее дошло до производства, до потребителя. Возвращаясь к проблеме отношений с совнархозами, следует заметить, что А.И. очень ответственно подходил к вопросам поддержания уровня заводов электронного профиля, хотя формально они ему не подчинялись. Во всех поездках по стране по действующим или строящимся институтам и КБ своего комитета, он обязательно посещал серийные заводы.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...