Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Почему пересыхают российские реки?

Аватар пользователя SlavaRusi

Некоторые эксперты и чиновники никакой проблемы в этом не видят: мол, пересыхают в жару, а по весне снова наполняются. Во всём мире так, а куда большую опасность представляют паводки – вспомните Крымск и Благовещенск. На самом деле всё куда печальнее. Хроническое обмеление рек вызвано вопиющей бесхозяйственностью, а сытые времена, когда власти могли всерьёз помочь рекам, прошли. Сегодня под угрозой оказалось всё речное судоходство, а неуклюжие меры властей могут проблему усугубить. 

Ушла и не вернулась 

Летом 2010 г. по федеральным телеканалам показывали обмелевшую Волгу. Корреспондент в резиновых сапогах гулял на середине великой русской реки, глубина которой местами опускалась до 40 сантиметров. Полноводный волжский приток Казанку, куда недавно заходили круизные лайнеры, и вовсе можно было перейти вброд – вода отступила на 5 метров от каждого берега. При президиуме Академии наук Татарстана срочно собрали научный совет по экологии, который констатировал, что на 80% Волга, протекающая на территории республики, уже превратилась в болото. В республике серьёзно пострадали 79 рек длиной более 100 км и 260 рек длиной до 60 км. Для зрителей напасть объяснялась аномальной жарой, стоявшей тогда в центре России. А главная мысль состояла в том, что менять ничего не нужно: просто молиться, чтобы в следующем году пролилось побольше дождей. 

Аналогично сегодня проводится мысль, будто подорожавшая, дай бог, нефть разом сделает российскую экономику эффективной и конкурентоспособной. В обоих случаях слишком многое остаётся за кадром. 

Лето 2014 г. было куда менее жаркое, и дожди шли через день, а Волга обмелела пуще прежнего. В 2010-м уровень реки у Нижнего Новгорода был выше 64 м, а теперь составлял 63,7 м; ещё бы 50 см – и оборудование водопроводной станции уже не достало до воды. Некогда судоходные Суру, Ветлугу и Керженец можно форсировать с разбега. На Волге в районе Городца регулярно образуются огромные пробки из различных судов. С Горьковской ГЭС трое суток аккуратно сбрасывали воду, чтобы могли пройти корабли с 2-метровой осадкой, и только на четвёртый день спуск увеличивали для проводки судов с осадкой до 2,5 метра. 

Большинство построенных при СССР круизных лайнеров имеют осадку 2,5–3 метра. А загруженный под завязку сухогруз может просесть ещё глубже. По словам главы одной из судоходных компаний Александра Шишкина, при прохождении городецких шлюзов часть груза приходится перегружать на более мелкие суда,за первое полугодие 2014 г. недогруз судов составил 116 тыс. тонн. Потери одной только компании составили 500 млн рублей за шесть месяцев. На кураже после возвращения Крыма власти уговаривали народ отдыхать в России и обещали на развитие внутреннего туризма прорву денег. В то же самое время туркомпании уговаривали клиентов, уже купивших круизы по Волге, выбрать другое направление или возвращали деньги. 

Экологические последствия обмеления рек также будут чувствоваться много лет. И никакие дожди на следующий год их не компенсируют. Из-за пересыхания Куйбышевского водохранилища гибель грозит 80% рыбы. А вслед за этим регион покинет 90% млекопитающих. 

– Обнажение обширных прибрежных участков приведёт к тому, что нерест ценнейших промысловых видов рыб весной будет происходить на заиленных участках Куйбышевского водохранилища, – говорит декан биолого-почвенного факультета Казанского федерального университета Рушан Сабиров. – Это скажется на поколении рыб, которое через два-три года достигнет промысловых размеров. Подсчётом ущерба мы пока не занимались, но если снижение улова произойдёт в 2–3 раза, а может быть, и в 10 раз, то рыбохозяйственным предприятиям придётся закрыться. 

Между тем ответственные лица твердили, что всё происходящее – временное явление. Как максимум, признавалось, что на обмеление влияет объём сброса воды с водохранилищ Волжско-Камского каскада, необходимый для орошения окрестных полей. На самом деле имеются и более глубокие причины. 

Щепки летят 

Ежегодно в каждом регионе устанавливают расчётную лесосеку: сколько леса можно вырубить, чтобы параллельно восстановилась неменьшая площадь. По информации экологов, в Нижегородской области в течение 30 лет вырубают по 11 расчётных лесосек. И это напрямую провоцирует обмеление. 

– При Петре I за вырубку рощ в водоохранных зонах просто отрубали руки, – говорит Дмитрий Левашов,председатель экологической организации «СПЭС». – Даже тогда было понятно, что иначе начнут мелеть притоки той же Волги и в «материнскую» реку поступит меньше воды. А сегодня самые дорогие участки под застройку – как раз на берегах рек. Лесов стало не просто меньше, они резко помолодели, а ведь деревья в возрасте старше 20 лет работают как насос для рек. При этом по сравнению с СССР штат лесной охраны сократили в 7 раз. Сами реки перестали чистить из-за упавшего объёма перевозок. Как следствие, меняется фарватер, а берега интенсивно зарастают тальником. 

Открытые сведения о количестве земснарядов на той же Волге отсутствуют, хотя опытные речники утверждают, что их стало меньше в разы. Земснаряд производительностью 2 тыс. кубометров в час можно купить за 36 млн рублей. А обладатель такого сокровища заточен скорее на добычу песка, гравия или намыв территории под новый коттеджный комплекс. Лет десять назад экологи насчитали в бассейне Волги около 2,5 тыс. брошенных кораблей, баркасов и даже нефтеналивных судов. Может ли река при этом иметь чистое дно? 

У поволжских губернаторов, похоже, нет особого резона выпячивать эту проблему. В 2009 г. тогдашний губернатор Самарской области Владимир Артяков признал, что из-за обмеления Волги без воды осталось более трёх десятков населённых пунктов, региональному бюджету их снабжение обошлось в нехилые 500 млн рублей. В последующие годы обмеление только нарастало, но главы субъектов бодро рапортовали, будто это временное явление и в целом у них всё отлично. 

Ведь если раскалить эту проблему докрасна, то президент Путин может хряпнуть кулаком по столу, и в Поволжье поедут разбираться следственные бригады. И выяснится, под чьим крылом на Волге рубят леса и застраивают прибрежную линию. В Ульяновске регистрация онкологических заболеваний на 20% выше общероссийской, при этом волжскую воду исследуют только по 74 показателям. Хотя в реке 1,5 тыс. потенциально вредных веществ. 

В Саратовской области есть 65-тысячный город Вольск, который, являясь центром цементной промышленности, вовсе не имеет очистных сооружений и централизованной канализации. А все его стоки до сего дня поглощала матушка-Волга. Точнее сказать, очистные строят уже 13 лет, на них истрачено 435 млн рублей. До логического завершения не доведена ни одна очередь строительства, а подрядчики требуют ещё 150 миллионов. Как рассказывают местные жители, стройка стоит законсервированной, а магистральные канализационные трубы лежат на вольских мостовых и ржавеют. 

Но если молчание региональных властей вполне объяснимо, то военные удивляют. Ведь важнейшие судоверфи для обновления ВМФ расположены часто не в морских портах, а в Горьком, Зеленодольске, Коломне, Волгограде. Если обмеление рек продолжится нынешними темпами, то наши новые фрегаты и эсминцы рискуют не попасть ни в Чёрное море, ни в Балтийское. Даже построенный в Зеленодольске флагман Каспийской флотилии корвет «Дагестан» имеет габаритную осадку 4,5 м, а в ВМФ России некоторые сторожевики просаживаются и на 7–8 метров. 

Из российских политиков шевельнулся, похоже, только депутат Госдумы РФ Олег Пахолков, который в конце января 2016 г. направил в правительство России письмо с сообщением об «экологической катастрофе в акватории Дона и Волги». Но захотят ли его там услышать, учитывая некоторые деликатные моменты? 

И это пройдёт? 

Несмотря на половодье 2013 г., в последние три года мелел Днепр в Смоленской области, опускаясь в среднем на метр ниже нормы. Река Белая, на которой стоит Уфа, за последние 30 лет уменьшилась почти вдвое. Резкое падение воды наблюдается в Иртыше и Амуре. И хотя ряд учёных говорят о некоей цикличности обмелений, никто не может толком объяснить ни их характера, ни причин. 

Зато всё неплохо сходится и без всякой цикличности. Течёт между Дзержинском и Нижним Новгородом речка Вьюница, впадая в Оку через Гниличку. Правда, есть вероятность, что в ближайшие годы она до Оки не достанет. В чём причина обмеления? С царских времён крестьяне, чтобы спасти от затопления заливные луга, построили целую сеть дренажных каналов. Но поступление загрязнений в речку росло, а в 1990-е её перестали чистить: погибли родники, заросло русло. Зато неподалёку построили крупнейший в Европе мусорный полигон «Игумново», выросли десятки садоводств. В 2009 г. власти потёрли тыковку и осознали, что, если весенние паводковые воды не будут добивать до Оки, они затопят дерьмом всю округу. Появился проект спасения Вьюницы: восстановили водопропуски и мостовые переходы, дальше работы встали. Так при чём здесь «цикличность»? 

За последние 40 лет в Самарской области исчезло около 50 рек. По рассказам экологов, пойма реки Кондурчи между посёлками Горностаевка и Тушкум деградировала после того, как здесь развернулся некий Родионов, местный Карабас: осушил болота, вырыл длиннющие канавы, выжег окрестную растительность. Как следствие – в урочище исчез красный карась, перестали гнездиться утки, ушли лоси, лисы, волки, ондатры, бобры. Речка Раковочка начала мелеть после того, как предприниматель Манвелян вырубил прибрежный лес и возвёл плотину для водоснабжения своей усадьбы. Жители подавали в суд, который ещё два года назад обязал Манвеляна привести берег в первоначальный вид. Но возможно ли вставить обратно состриженные волосы? Активисты говорят, что ни Манвелян, ни засуженный ими Карабас по фамилии Катин даже не пытаются выполнить решения судов – просто платят какие-то пустяковые штрафы. А в Москве академики чешут плеши: почему же у нас вдруг мелеет река Волга? 

Самарская Зелёная Лига насчитала более 50 водоёмов, которые из источника питьевой воды превращаются в сточные канавы и свалки. 

– Зоны разливов нефти исчисляются сотнями километров, и мы не видим слаженных действий властей по устранению проблем, – говорит координатор лиги Маргарита Трофимова. – Пять лет назад на речке Елшанке прорвало трубу нефтепровода. В водоёме погибла вся рыба, экология до сих пор не восстановилась. А жители Нефтегорска видели в реке Ветлянке тонны рапы из нефтяных скважин, которые ушли в Ветлянское водохранилище. 

Дошло до, казалось бы, невозможных вещей: в 2014 г. на метр упал уровень воды в Ладожском озере. Хотя крупнейшее в Европе озеро в отличие от Каспия и Арала имеет колоссальное подземное питание помимо впадающих в него рек. Вроде бы для властей есть повод задуматься: а не связано ли обмеление с утратой многих родников на востоке Ленобласти? И с активной застройкой южной Ладоги садоводствами? Но большинство специалистов упрямо твердят, что существует таинственный цикл и через 30 лет всё восстановится. А что если нет? 

– Обмеление реки – это целый комплекс проблем, и надеяться на естественное восстановление водного баланса было бы наивно, – считает координатор движения «Поможем реке» Елена Колпакова. – Основная причина их обмеления – массовая вырубка лесных насаждений в водоохранных зонах. В своё время нечто похожее переживал Китай. Когда в Поднебесной осознали масштабы бедствия, то в приказном порядке бросили население на озеленение речных берегов. Чтобы восстановить водный баланс, понадобились десятилетия, поскольку лес в процессе становления забирает много воды. 

Если наступит завтра 

Нельзя сказать, что российские власти совсем уж прячут голову в ил пересыхающих рек. Но в России до сих пор нет интегрированного управления водными ресурсами. Даже крупные волжские города дуют в свою дуду, как будто у каждого из них личная Волга. В Волгоградской области в 2012 г. собрались и расчистили Дударев, Нарезной, Жирновой и Дегтярный ерики. Но водоподающую систему на Ахтубе не создали, поэтому и толку от вложений немного. 

Несмотря на скудные годы, в начале 2016 г. Минпромторг впервые за 60 лет собрался заложить несколько круизных лайнеров, которые будут катать пассажиров на линиях Санкт-Петербург – Москва и Ростов-на-Дону – Москва с возможностью добраться до Крыма. Ожидается, что стоимость одного лайнера составит 2,5 млрд рублей, а срок окупаемости составит 20 лет. Ходить собираются по Волге, но о готовности туристов время от времени выстраиваться в бурлацкую бечеву и тащить лайнер волоком, ничего не сообщается. 

Четыре года назад на ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012–2020 годах» заложили 523 млрд рублей. Тем не менее по-царски щедрая программа вызвала недоумение у многих специалистов: причины пересыхания рек ведь толком не изучены. На что тратить будем? И не придётся ли потом Интерполу искать эти миллиарды в офшорах, в то время как Волга станет размером с Мойку? Тем более в тексте ФЦП про Волгу вообще-то немного: под Элистой собираются построить новое водохранилище, а на стенках резервуаров Волжско-Камского каскада всего лишь провести берегоукрепительные работы. А кто будет восстанавливать водотоки на сотнях речушек, высаживать прибрежные леса и гонять Карабасов? Пытаясь недорого решить проблему, власть может её только усугубить. 

Ещё в 2009 г. президент Дмитрий Медведев распорядился поднять уровень Чебоксарского водохранилища с 63 до 68 метров.Этого до сих пор не произошло, потому что жители Поволжья протестуют: всего за несколько месяцев собрали 150 тыс. подписей против. Хотя один из главных резонов сторонников проекта: вырастет необходимая для судоходства глубина Волги на самом проблемном участке в районе Городца. Но при этом они помалкивают, что вода поднимется настолько, что суда 10 проектов не смогут пройти под Чебоксарским мостом, 38 проектов – под Окским.Потери судопотока оцениваются в 1300 судов за навигацию, грузопотока – более 800 тыс. тонн. Значит, транспортникам и круизёрам лучше не станет. 

Зато затопит 127 тыс. га земель. Потребуется переселение людей: по разным оценкам, от 1 до 20 тыс. человек. Замедлится движение воды, что может привести к ухудшению её качества. Потребуются миллиарды на возведение защитных сооружений, чтобы не снесло Зареченский район Нижнего Новгорода, а высокотоксичные отходы предприятий Дзержинска не оказались в Волге. Даже полпред президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота говорит о необходимости государственного подхода и проведения независимой международной экспертизы проекта полного запуска Чебоксарской ГЭС: «Наши учёные предлагают сделать своё заключение по данному вопросу, но при этом тут же интересуются, какой результат я хочу получить».

Да и долго ли продержится приемлемый для судоходства уровень воды? До знаменитой Калязинской колокольни, торчащей из Волги после затопления старого города Калязин в 1930-е годы, летом уже можно дойти пешком. Может быть, и эффект от повышения Чебоксарского водохранилища исчезнет через несколько лет, если не защищать прибрежные леса и небольшие речушки. Ведь проблема-то очень русская: слишком часто власти плюют на отдельные предприятия и отрасли, будь то авиапром или балтийские рыбаки. Вроде бы доход от них в федеральном бюджете невелик. Но если пережать сотни таких ручейков, наступают обмеление Минфина, пересыхание потребительского спроса и, как следствие, деградация всей экономики. Как ни странно. 

Сели на мель 

Хозяйственная деятельность людей привела к обмелению крупнейших рек мира. Существуют удачные примеры реанимации водоёмов. Надо только понимать, что нигде ситуация не нормализовалась сама по себе. Для этого требуются продуманные скоординированные усилия по всем направлениям. 

Фонд защиты дикой природы отмечает, что лишь 21 из 177 крупнейших рек мира имеет свободный доступ к морским ресурсам. Большая же часть рек уже застроена дамбами, ответвлениями, системами водозабора и прочими сооружениями, меняющими естественный ток воды и блокирующими процессы миграции рыбы. 20% из 10 тыс. разновидностей пресноводных рыб являются либо уже вымершими, либо находятся на грани вымирания. Река Янцзы в Китае собирает около половины промышленных отходов и сточных вод страны, а Дунай утратил уникальность прибрежных территорий. К 2025 г. уровень вод в Ниле может стать настолько низким, что нельзя будет забирать питьевую воду для проживающих в его окрестностях миллионов людей. 

Что делать, в целом известно. В 1970-е годы Рейн деградировал настолько, что по его поверхности плавала пена. Но власти опасались запускать программу спасения, чтобы не создать проблемы с судоходством в экономическом сердце страны. Рак свистнул в 1986 г., когда после аварии на химическом заводе «Сандос» в реку попали сотни тонн ядовитых веществ. Появилась международная программа спасения, все предприятия Рура и Вестфалии заставили очищать стоки. К 2000 г. в Рейн вернулась рыба, а к 2020 г. планируется разрешить купание в реке. Содержание ртути в воде Эльбы за 20 лет уменьшилось в 28 раз, разрешён лов судака и лосося. На Сене построили пять новых очистных заводов: вместо трёх видов рыбы стало более 30.

Источник

 

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя lataragan
lataragan(2 года 3 месяца)(07:27:40 / 28-02-2016)

"Что делать, в целом известно. "

более чем спорное утверждение

Комментарий администрации:  
*** Клон nopasaran (почти дословные дубли комментов), блокирован ***
Аватар пользователя выхухоль
выхухоль(2 года 9 месяцев)(11:31:44 / 28-02-2016)

Ну почему же? Надо просто стереть "зверинный оскал " с морды капитализма. В СГА река Колорадо давно пересохла.

Аватар пользователя 55aa
55aa(4 года 1 месяц)(07:42:34 / 28-02-2016)

Если в Волге нет воды, ...

Аватар пользователя Далёкий
Далёкий(2 года 4 месяца)(07:46:48 / 28-02-2016)

При чем тут подтопление в Благовещенске?  Тогда дожди лили два месяца сурово.Плюс со Станового хребта снега большие сошли. Зейская ГЭС большую нагрузку сдержала ,Бурейская ГЭС  еще до подтопления воду сбрасывала. До их строительства паводки были совсем не редкостью ,просто тогда интернета не было. 

Аватар пользователя Nitrogen
Nitrogen(1 год 12 месяцев)(11:17:01 / 28-02-2016)

В Крымске тоже был совсем не "паводок".

Аватар пользователя Слон
Слон(4 года 11 месяцев)(07:48:39 / 28-02-2016)

Вообще-то в 1915 году Обь в районе Новосибирска можно было перейти вброд.  Была такая засуха, что горели леса по всей Сибири.

http://irkipedia.ru/content/bolshoy_sibirskiy_pozhar_1915_g

Нет, обмеление рек - это природное явление.  Кстати, и уровень Каспия меняется туда-сюда уже тысячи лет.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Слон
Слон(4 года 11 месяцев)(07:51:31 / 28-02-2016)

А что касается очищения рек в Германии.  Повывели промышленность за границу, вот и реки стали чище.  А у нас промышленность осталась военная, куда её выведешь?

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(08:00:22 / 28-02-2016)

Нет, там другие причины. 1. Немцы так загадили свои реки, что им пришлось по сути копать новые. Для этого они занялись восстановлением русла Рейна, например. 2. Они действительно стали значительно меньше сбрасывать загрязняющих веществ.

А у нас и так самое жесткое экологическое законодательство в мире. Да и антропогенная нагрузка на водные объекты не велика (относительно Европы).

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(07:56:06 / 28-02-2016)

Мама моя, какая ересь безграмотная.... Столько ошибок и набросов, что даже перечислять тяжело. Вся статья - огромный наброс с посылом "все плохо, везде раздолбайство и непрофессионализм". При этом автор не имеет никакого понятия об элементарных вопросах гидрологии. Чушь - сразу в корзину!!!!

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(09:32:43 / 28-02-2016)

Согласен, статья - около-экологический наброс.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(10:21:59 / 28-02-2016)

Убираю в блоги, автору премодерацию на Пульсе введу, слишком уж сомнительный материал на Пульс принес.

Аватар пользователя Lyonya
Lyonya(2 года 2 месяца)(10:06:15 / 28-02-2016)

++

Аватар пользователя zasean
zasean(2 года 2 месяца)(10:32:41 / 28-02-2016)

Сейчас автор начнет требовать критику "по существу". 

Слог похож на журнал "Фитиль".

Аватар пользователя alexandrv
alexandrv(5 лет 3 месяца)(12:28:55 / 28-02-2016)

Я думаю автор даже не читает коменты.  Пошел дальше искать/писать статьи про бедную Россию. С таким то ярким ником...

Аватар пользователя Бундин
Бундин(1 год 12 месяцев)(15:42:26 / 28-02-2016)

Чушь не чушь, но то что ситуация с Волгой и Доном критическая- это сто процентов!! Живу в Волгограде(Волгоград это "верхняя" нижняя Волга), имею лодку, с мая по октябрь через день на воде(на протяжении 20 лет!) С каждым годом ситуация хуже и хуже. Весенний сброс воды- объем сброса минимален, время сброса минимально, а ведь рыба должна зайти в протоки, ерики, пойменные озера, отнерестится, малек должен вылупится из икринки и скатиться назад в реку.Икра на кустах и траве сухая висит.  Чисткой русла и проток, воложек не занимаются от слова вообще... Прошлый год один единственный земснаряд чистил проход от русла  в шлюза Волжской ГЭС, да на Ахтубе малыш ковырялся.. Куропатка несудоходна много лет уж... Ахтубинская пойма вся пересохла, вода не заходит потому, что и воды по весне мало и ерики-протоки заилены -чистить надо. В советское время гос-во тратило огромные средства на это, сейчас естесственно -денег нет. С Доном еще хуже - за три последних года ширина реки( в р-н г. Калач) -  минус 200м, осталось русло одно сетями перегороженное) Цимлянское водохранилище превратилось в лужу!! Уже давно местные эко службы и неравнодушные люди пытаются привлечь внимание к проблеме- тщетно! А вы говорите чушь....

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(15:50:39 / 28-02-2016)

Конечно, чушь. ))))) А рыба в Каме была!!! (с). )))))

Вы должны понимать несколько вещей:

1. Волга ВСЯ зарегулирована, т.е. это каскад водохранилищ. Уровень воды в Волге - это результат попусков (плохих или хороших, все равно сейчас).

2. Если земснаряд работает и углубляет реку, то скорость течения растет и уровень падает.

3. Нет у нас проблем с водностью. Бывают мало- и многоводные годы, но сток Волги практически постоянен за достаточно большой период времени.

Т.е. проблема надумана и является субъективным мнением (Вашим или кого-то другого - не важно).

Аватар пользователя vlkamov
vlkamov(5 лет 10 месяцев)(17:02:42 / 29-02-2016)

п.2 противоречит п.1

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(08:59:47 / 01-03-2016)

Не противоречит. ))))

Функция может зависить и от 2-х переменных. ))))

Аватар пользователя vlkamov
vlkamov(5 лет 10 месяцев)(09:19:27 / 01-03-2016)

Еще как противоречит. Функция-то может, а вот сток "зарегулирован". Заглуби русло хоть на километр, однако воды будет пропущено ровно столько, сколько укажет Дмитрий Нанотольевич.

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(11:44:53 / 01-03-2016)

Вы хоть скобками указывайте улыбку (или намек на нее), когда стебетесь. Ведь я серьезно воспринимаю большинство комментариев. Мне-то невдомек, что физика не для всех наука... 

Аватар пользователя Бундин
Бундин(1 год 12 месяцев)(17:55:21 / 29-02-2016)

А вот объясните пжста раз вы в этом так хорошо разбираетесь- а отчего это зимой уровень воды ниже Волжской гэс может подняться на полметра, метр, полтора? Особенно когда морозец жмет??  И кстати от изменения конфигурации русла количество стока не меняется(физика!) А если вы думаете что все, что земснаряд высасывает подается на берег то ошибаетесь- от  фарватера он гонит песок, ил и тд к берегам.. Если русло не чистить его заносит и вода пробивает другой путь(отнюдь не судоходный), зачастую смывая берега, леса , деревни.. Пороюсь в своем архиве, если не удалил выложу фото висящих на обрывах домов...

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(09:09:27 / 01-03-2016)

Легко. Итак, сначала про уровень - задачу по бассейн помните? Втекает-вытекает? Так вот, уровень зависит от того, сколько втекает (выше пропускает ГЭС) и вытекает (ниже пропускает ГЭС) + грунтовое питание (бывает со знаком + и -) + впадает какое-то количество рек. Если спускают меньше, чем втекает, то уровень растет (и от температуры это НИКАК не зависит). Разобрались? ))))

Теперь про сток. От изменения русла (углубление фарватера) количество стока действительно не меняется, но существенно меняется скорость (растет). Т.к. количество стока то же самое, то  при увеличении скорости уровень падает. Я понимаю, что логика не банальная, но можете провести опыт и убедиться в этом сами. 

 

Аватар пользователя Бундин
Бундин(1 год 12 месяцев)(12:05:14 / 01-03-2016)

Про температуру-вопрос с подвохом был.. На самом деле зимой в морозы гэс генерит энергии по максимуму, соответственно и сбрасывают воду активно.. Весной им  воду не выгодно долго сбрасывать(особенно при малых паводках в верховьях). Надо держать в водохрнлще.. Это же бабло слитое в унитаз!Так что все упирается в деньги и жадность опять..

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(12:10:41 / 01-03-2016)

Тут все намного сложнее. Есть еще санитарные попуски. Кроме того, режим срабатывания водохранилищ согласовывается с бассейновыми управлениями и т.д. Время от времени МЧС вмешивается в этот процесс. Т.е. нет однозначной зависимости между расходом через плотину и выработкой ЭЭ.

Аватар пользователя Бундин
Бундин(1 год 12 месяцев)(16:33:31 / 01-03-2016)

Я понимаю-все это не просто, но у меня нет уверенности что проблема решится сама собой как вы говорите.. К сожалению... 

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(20:17:28 / 01-03-2016)

Вы не поверите, но и у меня нет этой уверенности. ))))) Более того, я уверен в обратном!!!

Я хотел сказать только то, что процесс гораздо более сложный, чем все привыкли его считать и мало зависит от нашего желания его разрешить, но, к счастью, природная система гораздо более устойчивая и гибкая и сама все отрегулирует.

Аватар пользователя Аббе
Аббе(4 года 4 месяца)(08:05:47 / 28-02-2016)

Автор не пробовал думать головой?

Арал как таковой возник 25 000 летназад и скоро исчезнет. Кулундинская степь прорезана цепочками горькосолёных озёр. Это - умершие реки.

В Сирии есть понятие "мёртвые города". Там - нет воды. Была, давала жизнь поселениям и даже городам? Но её больше нет.

Ливия? Там были поля, кормившие Карфаген и Рим. Где они? Была саванна с кусками леса стала пустыня Сахара. И в тысячелетних изменениях климата - точно не виноваты большевики.

Но, если на изменения, идущие десятками тысяч лет налагаются ещё и дураки с инициативой - самое время думать насчёт отрубания дурных голов. Потом, что трудно лечить в ОДНОМ теле ДВЕ болезни.

В России - две беды. С одной помогут справиться асфальтовые катки. Но вот что поможет справиться с дорогами?

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(09:34:29 / 28-02-2016)

Бетонирование??? :-)

Асфальт рано или поздно будет недоступен, пора уже на бетонки переходить. 

Аватар пользователя Art78
Art78(5 лет 9 месяцев)(10:19:35 / 28-02-2016)

Нафиг дороги! Гравицапа нужна!

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(09:39:20 / 28-02-2016)

Реки мелеют по нескольким причинам, человек же повинен в нескольких из них - основное это строительство трасс и дорог, которые перерезают речки и речушки с ручейками, при строительстве дорог бросали трубы для рек которые не справляются с весенним очищающим русло паводком, да и трубы быстро забиваются, установка проточных труб через реки и речушки это грубейшее нарушение жизни рек и ручьёв, они от этого банально гибнут. Каждая трасса на 100 своих км убивает десяток другой небольших речушек и под пол сотни ручьёв.

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(08:15:35 / 28-02-2016)

Вода дырочку найдет. )))) Реки, прежде всего, продукт климата. Если на 1 кв. м. выпадает несколько кубов воды за год, то никакими препятствиями ее там не задержать. Забилось в одном месте, пробьет в другом. Образуется подземная река, в конце концов.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(08:19:29 / 28-02-2016)

Нет, это значит будет заболочивание, а вода будет уходить испарениями с них. И режим родников будет убит напрочь.  А результатов всего этого будет отсутствие убитой речушки.

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(2 года 3 месяца)(09:05:38 / 28-02-2016)

А также смыв незакрепленных грунтов  или почвы с полей в русла рек и временных водотоков, которые изменяют режим поступления воды со дна

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(08:22:53 / 28-02-2016)

Мы от болот избавились только 100 лет назад.  )))))) Водохранилища тоже приводят к существенным испарениям. А если бы Вы знали, как много испаряет лес, то не боялись бы так болот. )))) У нас проводились работы по определению испарения с разных подстилающих поверхностей лабораторией на Валдае, поинтересуйтесь на досуге результатами.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(09:42:10 / 28-02-2016)

Можно много говорить заумных и правильных слов, только от этого речушки и ручья не воскреснут от того что их убили трассы.

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(09:45:09 / 28-02-2016)

Будут другие. )))) Вода-то никуда не денется и на водности рек это существенно не скажется - не тот у нас климат.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(09:50:56 / 28-02-2016)

Не будут, полотно трассы гарантированно это не позволит. Но это мелочи, по сравнению с изменением климата которое убивает реки в России уже как больше чем пол ста лет.

Аватар пользователя Lyonya
Lyonya(2 года 2 месяца)(10:20:42 / 28-02-2016)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0...(%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5)

Просветите, пожалуйста, чьи трассы убивали климат России в первом тысячелетии н.э., когда уровень Каспия был на отметке "-32" (сейчас "-27",)

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(10:25:27 / 28-02-2016)

Просветите пожалуйста каким местом вы думаете ? Изменение климата это одно, и подчиняется законам фазам работы Солнца, и убийство речушек из за трасс, которая влияет локально на гидрологию местности.

Аватар пользователя Lyonya
Lyonya(2 года 2 месяца)(17:02:09 / 28-02-2016)

Расскажите хотя бы, каким образом Вы притянули локальную гидрологию речушек к обмелению Волги, если не затруднит.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(07:08:44 / 29-02-2016)

Где это я писал про Волгу ? Общее потепление для России сказывается для обмеление рек подавляюще, чем деятельность людей, и об характере этой деятельности и написал.

Аватар пользователя BAE
BAE(4 года 10 месяцев)(11:33:11 / 29-02-2016)

Жаль Вас разочаровывать, но потепление и маловодность на подавляющем количестве территории РФ (кроме южных районов) никак не коррелируют. Как раз антропогенный фактор на малые реки сказывается больше (на конкретные реки, а не на все. Усреднение работает в другую сторону).

Аватар пользователя man in desert
man in desert(2 года 11 месяцев)(08:43:49 / 28-02-2016)

Живу в районе Волго-ахтубинской поймы, поводка в 2015 как такового не было. И как следствие плачевный сенокос. Для сравнения, рулон сена с пресса ПРП - 1,6 в 2014 стоил 650...700 руб., а в 2015 - 1000...1200 руб. И это на фоне подорожавшего зерна. То есть, можно было купить за 7 тыр тонну, в 2015 -  11 тыр.

И как на таком фоне рассуждать о рентабельности КРС...увы.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(09:30:01 / 28-02-2016)

А вы переезжайте в Архангельскую область, там Ваши старые проблемы предстанут Вам полной  малозначаший ерундой :-) (шутка).

Аватар пользователя Kukushkind
Kukushkind(5 лет 4 месяца)(08:46:58 / 28-02-2016)

Писал недобросовестный дилетант.

Ф топку!

Аватар пользователя woddy
woddy(4 года 11 месяцев)(08:47:59 / 28-02-2016)

набрасыватель с провокационным ником... может сразу в баню?

Аватар пользователя Alekssh1fter
Alekssh1fter(2 года 10 месяцев)(08:56:18 / 28-02-2016)

А чинуши не в сытые времена, не в голодные ... Ничерта не делали и делать не будут.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в неаргументированном злословии ***
Аватар пользователя celtic
celtic(1 год 10 месяцев)(09:08:02 / 28-02-2016)

Пахолков шевелится, т.к. живет в Волгодонске и видит, насколько высохло цимлянское море и обмелел Дон. а на берегу этого моря стоит атомная станция с тремя работающими реакторами. а до атомной станции совсем недавно можно было прокатится на троллейбусе. ситуация  ужасная, поверьте. и дело не только в остановке судоходства и гибели рыбы, как вы понимаете.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(09:26:16 / 28-02-2016)

Не понял, а почему СЕЙЧАС на троллейбусе нельзя? Маршрут отменили, или контактный провод занесло илом?

Короче, АЭС рядом с городом - это разумно. Междугородние троллейбусы рядом с АЭС - это тоже разумно. Например, от Симферополя до Алушты и Ялты линия есть.

Если проблема конкретно с АЭС, про неё и надо бить в набат.

Аватар пользователя celtic
celtic(1 год 10 месяцев)(09:58:51 / 28-02-2016)

срезали троллейбусную линию и сдали на металлолом. зачем она нужна? идиоты комуняки построили, а новым властям, пришедшим с дядей Вовой это показалось лишним. поэтому СЕЙЧАС  нельзя. дачники, любители рыбной ловли недоумевают, ну, да ладно..

есть пруд-охладитель. он охлаждает по технологии что-то там на АэС. это часть Дона. если цимлянское море высохнект окончательно, он это делать не сможет. воды не будет, понимаешь? и пруд высохнет.

это же так просто понять, кмк.

Аватар пользователя zasean
zasean(2 года 2 месяца)(10:39:16 / 28-02-2016)

надеюсь, обмелело не потому, что путинское ворье провода троллейбусные сперло?

Аватар пользователя celtic
celtic(1 год 10 месяцев)(11:06:17 / 28-02-2016)

думаю, события шли параллельно. путинское ворье промышляли металлоломом и вели такую хоз. деятельность, которая привела к обмелению. ничем не гнушались, короче. копеечка к копеечке, как говорится.

Аватар пользователя BlopAngin7
BlopAngin7(2 года 8 месяцев)(17:31:07 / 28-02-2016)

Мне кажется, привычка обвинять во всем Путина, пришла на Украину из Россииlaugh

Аватар пользователя Инженер2010
Инженер2010(2 года 1 неделя)(09:13:57 / 28-02-2016)

Иногда бывают года, когда Волга сильно мелеет. Потом бывают рекордные паводки. Вот в зиму с 12-го на 13-й годы были рекордные осадки, и весной у нас в Дубне всё топило. Сейчас водоемы в обычных границах. Вопрос рационального природо и водопользования безусловно актуален, но не стоит перебарщивать.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(09:19:23 / 28-02-2016)

По куче признаков, статья- наброс. Общие нотки - всё плохо.

Хотя с конкретными проблемами, разумеется, надо бороться, в т.ч с несанкционированной застройкой. Только почему-то с началом реальных действий в Москве по сносу ларьков у метро те же правозаshitники стали петь совсем другие песни.

Аватар пользователя Ecelop111
Ecelop111(4 года 8 месяцев)(11:23:58 / 28-02-2016)

реки мелеют везде, по всей Восточной Европе - сам живу на средней величины реке, Западная Двина — Википедия

в этом году ее в среднем течении можно  было перейти вброд

В 2015 году 30 июня в Даугавпилсе (с 1876 года) и Екабпилсе (с 1906 года) фиксируется самый низкий уровень реки за все время наблюдений в этих городах[4][5]..

связано это с тем, что зимы стали теплыми - снег не накапливается, а значит - весной не тает, не пропитывает почвы и талая вода НЕ стекает медленно круглый год, питая реки.

имхо, конечно.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(09:27:41 / 28-02-2016)

Как ни крути, но леса всё равно надо беречь. Не хочется повторить судьбу Сахары и о. Пасха.

Аватар пользователя celtic
celtic(1 год 10 месяцев)(09:29:28 / 28-02-2016)

"общие нотки - все плохо" . н-да..

а чего хорошего, если двадцать лет назад купаться можно было с одного места, а сечас до воды нужно топать лишние метров 30-40? и дело не в лени совсем). чувак обозначил очень важную проблему, европейская Россия засыхает, Волга и Дон - почти всё, а некоторым тут набросы видятся. приедь и посмотри своими глазами, оторвись от монитора и выйди из дома на свежий воздух, оптимист..

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(09:31:43 / 28-02-2016)

В верховьях Волги - Тверская область- всё в порядке. Так что далеко не всё пересыхает.

Аватар пользователя celtic
celtic(1 год 10 месяцев)(09:42:52 / 28-02-2016)

то, что в верховьях(!)  ничего не пересыхает - замечательно. но  до Низа вода уже не приходит.  в Твери  не сильно будут рады, когда у нас все засохнет. три южных региона (Ростов, Кубань. Ставрополь - это треть русского хлеба). не надо это забывать, коллеги.

Аватар пользователя Тихон
Тихон(3 года 3 недели)(10:12:17 / 28-02-2016)

Правда? Торопец, выше уж некуда. лет 5 нет половодий а в августе сентябре у многих обсыхают колодцы. озера реально обмелели.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(10:10:36 / 28-02-2016)

И да, такое впечатление что статью писал дегенерат, это не оскорбление, это элемент оценки причин подобного "качества" материала.

Аватар пользователя Тихон
Тихон(3 года 3 недели)(10:23:07 / 28-02-2016)

я не вправе судить об авторе, а то что у меня и не только  уже 3 год обсыхает колодец в городе имеющем такой вид сверху -  факт.

 

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(10:29:00 / 28-02-2016)

И чё ?  Условный Сталин или Путин в этом виноват ? а это ведь выводы автора этой неумной писульки. Изменение климата на планете это, от работы фаз Солнца, и влияние человека в неё относительно совсем небольшое и то локальное. 

Аватар пользователя Тихон
Тихон(3 года 3 недели)(10:40:49 / 28-02-2016)

про то где ноне рубят я ниже написал. но есть еще один фактор. это сети и невод.

объяснить?  до середины 50 годов у нас было 3 рыб артели.  и чистые берега. Хрущь закрыл.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(13:19:23 / 28-02-2016)

Ага, объясняйте. И почему лесной покров в России растёт постоянно, и объясните почему в глухих при глухих местах где людей то не бывает в помине отступают болота и уменьшаются речушки.

Аватар пользователя Тихон
Тихон(3 года 3 недели)(19:05:55 / 28-02-2016)

болота то как раз не отступают. могу после 1 фоток наделать как лес гибнет из за болот.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(07:03:42 / 29-02-2016)

И что ? ну есть места где периодически в десяток лет вырастает лес и через некоторое время гибнет от заболачивания, и какое отношение это имеет к власти о чём собственно статья, или ещё к чему то там. Важна лишь тенденция, а в России идёт цикл потепления, в других частях света всё совсем по другому, у кого похолодание, у кого осадки увеличиваются, а у кого засухи нарастают.

Аватар пользователя Lyonya
Lyonya(2 года 2 месяца)(17:03:57 / 28-02-2016)

Тихон, расскажите, пожалуйста: у вас в упомянутом городе имеются старые колодцы ? 

Аватар пользователя Тихон
Тихон(3 года 3 недели)(19:03:22 / 28-02-2016)

Честно не знаю таких

Аватар пользователя ИЮЛь Майский

Беспокойство автора (и некоторых комментаторов) о гидрографии России похвально. Но зачем сюда приплетать деятельность человека в непропорциональном реальному соотношении?

Подобные "приплёты" уже проходили. Глобальное потепление (оказалось чисто природным трендом), озоновая дыра (выяснилась впоследствии независимость дыр от скопления фреонов). Но профит на этом некоторые лица и корпорации поимели. Интересно, какой профит и кто может поиметь на российской гидрографии?

Аватар пользователя Lyonya
Аватар пользователя Тихон
Тихон(3 года 3 недели)(10:35:45 / 28-02-2016)

раньше, при СССР, расчетную лесосеку старались вывозить с неудобий. т.е. болот и прочего малодоступного. при этом строили гать и лес идущий на это зачитывался как заготовленный. теперь частник и капиталист. он рубит вдоль дорог и рек. чтоб на вывоз не тратится. Вот вам и человек не при чем.

Аватар пользователя celtic
celtic(1 год 10 месяцев)(10:50:03 / 28-02-2016)

+

 

раньше были  природоохранные зоны. ближе определенного расстояния до воды, нельзя было вести хозяйственную деятельность. ну, к примеру  берегли заливные луга, запрещалось строительство, распашка и т.д. еще упоротые экологи запрещали промышленный лов рыбы в  нерест (во, дураки?? лишали себя прибыли). земснаряды что-то рассчищали. углубляли...

не знали , болезные, что это все бестолку. и вода с рыбой были исключительно благодаря фазам Солнца! 15 лет другая, нехорошая фаза - поэтому все засохло. ага..

Аватар пользователя Данила мастер

пожалуй соглашусь. за 15-20 лет так сильно солнце и "фазы" повлиять не могут, а безнаказанность, расхитительство и тотальная коррупция весьма легко.

Комментарий администрации:  
*** Свиреп политически ***
Аватар пользователя SJU
SJU(4 года 8 месяцев)(13:40:11 / 28-02-2016)

Видимо, рыбу всю Путин истребил, а не хищничающие рыбачки, выгребающие все живое до самого дна

Аватар пользователя Данила мастер

Тут все хитрее, Путину достаточно этого не замечать и все сделают другие. Смотреть в сторону - не всегда приводит лишь к созерцанию.

Комментарий администрации:  
*** Свиреп политически ***
Аватар пользователя SJU
SJU(4 года 8 месяцев)(16:16:53 / 28-02-2016)

то есть Рафики  рыбачки неуиноваты?

Аватар пользователя Тихон
Тихон(3 года 3 недели)(19:18:21 / 28-02-2016)

если вам бла бла и Путин то это не ко мне. а если знания... то организованные рыбаки в рыб бригадах тогда таскали невод. и как ни странно параллельно чистили реки и озера от травы.  а это кислород в воде и места нереста (песочное мелководье хорошо прогревается.) когда убрали невода заменив сетями все стало зарастать и опускаться на дно с соответствующими процессами гниения.  и т.д..

зы. у меня есть фото с привязкой (дома видны) где я подстрелил карпа кило так на 5. сейчас там воды нет.

можно в кедах ходить не намокнешь. р. Клязьма.

Аватар пользователя viekinng
viekinng(2 года 2 месяца)(13:51:34 / 28-02-2016)

правильная статья, только глаза нужно разуть и читать уметь. Посмотритекарту в гугле, сколько леса вырубленно. А участки по застройку меньше 50 м от воды- преступление.подходы к воде должны быть доступны всем, не только олигархам.Кстати это и ваши права.

Аватар пользователя SJU
SJU(4 года 8 месяцев)(16:24:20 / 28-02-2016)

рукопожимаю!

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...