Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

ЦБ: Отток капитала из России в январе снизился на 60%. Мои комментарии.

Аватар пользователя DimaPozitiv

Чистый отток капитала из России в январе снизился на 60% и составил 4,6 млрд долларов против 11,4 млрд долларов годом ранее, свидетельствуют предварительные данные Центробанка.

«В условиях сжатия финансовых потоков чистый вывоз капитала частным сектором, предварительно, составил 4,6 млрд долларов США (11,4 млрд долларов США в январе 2015 года) и сложился, главным образом, в результате операций прочих секторов», – говорится в сообщении на сайте ЦБ. Скорее всего этот отток является выплатами банками и компании своих внешних задолженностей. 

«Положительное сальдо текущего счета платежного баланса России в январе 2016 года, по предварительной оценке Банка России, составило 6,1 млрд долларов США по сравнению с 11,1 млрд долларов США в январе 2015 года на фоне более существенного сокращения профицита торгового баланса по сравнению с уменьшением отрицательного вклада баланса услуг и неторговых компонентов», – сообщили в ЦБ. В январе счет текущих операций обычно всегда с плюсом. Если бы не ослабление рубля, то он мог вообще уйти в минус. Слабый рубль снижает импорт, в том числе и услуг.

Ранее в Центробанке сообщали, что чистый отток капитала из России в 2016 году может составить30-45 млрд долларов. В ЦБ также заявили, что экономический рост в России ожидается не ранее второго полугодия 2016 года, при этом вероятность продолжения экономического спада в первом полугодии повысилась.

В середине декабря Минфин снизил оценку чистого оттока капитала из России в 2015 году до 57-58 млрд долларов (в 2014 году из России было вывезено 100,53 млрд долларов). В начале 2015 года эксперты ожидали оттока капитала из России в районе 85-110 млрд долларов. Результат получился намного лучше ожиданий. Посмотрим, что будет в этом году.

Источник

О чем это говорит? 

1. Снижение цен на нефть не привело к тому, что экспорт стал меньше импорта. Хотя было 110 долларов, стало 27-34 за баррель. Профицит внешней торговли товарами сохраняется в районе 8-10млрд за последние месяцы. Раньше было 14-17млрд. Но в 2016 году ожидаю снижения профицита в район 5-7млрд. долларов. 

2. За счет ослабление рубля снизился импорт услуг. Транспортных, туризма ( стали меньше выезжать за рубеж, увозить в Турцию и Египет денежки). Раньше сальдо по услугам было с большим минусом. Частично из-за того, что вывозили туристы из России денег больше, чем ввозили иностранцы, которые смотрели достопримечательности нашей страны. 

3. Меньше денег из России стали переводить работающие у нас мигранты. 

4. Отток капитала раньше происходил во многом за счет покупки нашими банками и компании активов за рубежом. Сейчас он формируется за счет выплат по внешнему долгу. То есть в пугающей фразе отток капитала нет уже такого как раньше смысла. 

5. Ослабление рубля происходит на фоне снижения экспортной выручки, которая является предложением валюты на рынке. Меньше предложение долларов, выше его стоимость. Второй момент - выплаты по внешнему долгу.

6. Раньше наши компании много много занимали за рубежом  валюте, которую потом меняли на рубли. Чем формировали спрос на рубль и предложение валюты. Именно это приводило к укреплению рубля в реальном выражении с 2000 по 2013 годы. Как указал Алекс это был спекулятивный капитал: "В те годы имела место накачка нашей экономики чисто спекулятивным транснациональным капиталом.  Во второй половине 2014 он зафиксировал прибыли и свалил раздувать пузыри в другие страны. "

Сейчас же идет спрос на валюту, которая нужна для внешних выплат. Повышенный спрос играет на ослабление рубля.

7. Не смотря на все сложности счет текущих операций (разница по экспорту и импорту услуг\товаров) вырос в 2014 к 2013, в 2015 к 2014. То есть наблюдается положительная динамика. В январе 2016 отмечено снижение. Но в целом за год показатель будет в районе предыдущего года. Это положительно для экономики России. Позволяет находить валюту для выплат по внешним долгам.

8. В 2016 году выплат по внешнему долгу намного меньше, чем в 2015 и особенно в 2014. Это позволить снизить отток капитала из страны. 

С уважением, DimaPozitiv

Дополнение и разъяснение к моей публикации:

1. Счет текущих операций включает в себя:

А. Баланс (сальдо) между экспортом и импортом товаров и услуг. Первое это внешний торговый баланс. Второе состоит из экспорта\импорта туристический, транспортных и иных услуг.

Б. Доходы по оплате труда. Это когда мигранты, работающие в России, переводят денежки к себе на родину. Обратный процесс: наши соотечественники, работающие за рубежом, переводят денежки родственникам в Россию.

В. Доходы от инвестиций: акций, облигаций.

2. Отток капитала:

А. Покупка нашими компаниями и банками внешних активов. Покупка правительством активов за рубежом. Раньше это была основная статья оттока капитала.

Б. Покупка населением России наличной иностранной валюты.

В. Выплаты по внешнему долгу. Компаниями, банками и Правительством.

Г. Когда раньше наш бизнес и Правительство активно занимало на внешних рынках, то это давало приток капитала в страну. Но у меня сомнения в том, только лишь положительный это процесс? Мне больше видится в этом отрицательного. Временно это подогревало экономику, повышало стоимость активов. Но также вызывало рост инфляции, укрепление рубля в реальном выражении, рост импорта, давление на отечественное производство дешевого импорта. Жесткую расплату в последующем, когда нужна стало активно отдавать эти долги, а перекредитование закрыли. 2008-2009, 2014-2016.

Д. Предоставление валюты от ЦБ банкам России через инструмент валютного РЕПО и корсчета банков в валюте, полученной в рамках операций валютный своп. В конце Платежного баланса ЦБ поэтому публикуют отток капитала с учетом этих двух показателей. Сложный для понимания пункт, но все же его указал, так как он оказывает в последние годы большое влияние.

Е. Инвестиции за рубеж и обратно.  Одно с минусом, другое с плюсом.

В платежном балансе две основные статьи по оттоку капитала ( счете работы с капиталом) 1. Чистое принятие обязательств и 2. Чистое приобретение финансовых активов, кроме резервных

Счет текущих операций + счет работы с капиталом ( так называемый отток капитала) = платежный баланс. 

 

В процессе обсуждения понял, что нужно дополнительно добавить таблицу Платежного баланса России из моего анализа за третий квартал 2015 года:

1. Счет текущих операций:

2. Счет работы с капиталом ( отток капитала):

 

Публикация на КОНТе

 

 

 

 

 

 

 

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(17:12:16 / 09-02-2016)

Уменьшается вывоз капитала только благодаря тому, что капитала в инвалюте становится всё меньше и меньше. Возможно это даже хорошо, задел к переходу на иной Уклад.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(17:16:42 / 09-02-2016)

На первом месте я бы поставил еще один фактор.  В те годы имела место накачка нашей экономики чисто спекулятивным транснациональным капиталом.  Во второй половине 2014 он зафиксировал прибыли и свалил раздувать пузыри в другие страны. 

Аватар пользователя Рашидыч
Рашидыч(2 года 8 месяцев)(19:21:40 / 09-02-2016)

А иностранные инвестиции, не связанные со спекулятивным капиталом, вообще бывают?

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(19:28:16 / 09-02-2016)

Бывают конечно. Когда например в производство вкладывают. Особенно если это импортозамещение.

Аватар пользователя vreditel
vreditel(2 года 1 месяц)(09:30:03 / 10-02-2016)

Надо еще один немаловажный фактор добавить - ЦБ закрыл уже пару сотен прачечных. Может даже, это самый важный фактор.

Комментарий администрации:  
*** СССР победил фашистов "пушечным мясом" (с) ***
Аватар пользователя segerist
segerist(5 лет 10 месяцев)(17:24:34 / 09-02-2016)

Поясните пожалуйста что имеется ввиду под оттоком капитала, если из года в год у страны положительное сальдо торгового баланса ?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(17:27:00 / 09-02-2016)

Банальная покупка население долларов в том числе. Хотя физически доллары могут оставаться в стране и не покидать пределов домашней/банковской кубышки. Взятие кредитов в валюте. Приобретение ценных бумаг в валюте. Приобретение иностранных активов. Да банальные транзакции на амазон и отель в Турции/Египте.

Аватар пользователя segerist
segerist(5 лет 10 месяцев)(17:28:35 / 09-02-2016)

купил доллары - отток

съездил жопу погреть в болгарию или там сенегал - отток

купил барахло на али-экспрессе - отток

откуда только положительное сальдо если кругом одни оттоки?

или сальдо с ототком никаких связей не имеют?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(18:05:11 / 09-02-2016)

Купили российского газа и нефти - приток. Приехали туристы на Байкал и в Санкт-Петербург - приток. Вывели бабло в оффшор - отток. Купили из оффшора компанию в России - приток.

Сальдо и приток/отток вещи несколько различающиеся.

Аватар пользователя segerist
segerist(5 лет 10 месяцев)(17:37:27 / 09-02-2016)

Сальдо и приток/отток вещи несколько различающиеся.

но при этом и там и там может "поучаствовать" одна и та же деньга

это и хотел прояснить

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(18:01:32 / 09-02-2016)

Товары и услуги - это не капитал.

Поэтому тут ваши примеры не верны.

Купили российского газа и нефти - приток.

Это идет в счет текущих операций, экспорт товаров.

Приехали туристы на Байкал и в Санкт-Петербург - приток.

Опять нет. Это идет в счет текущих операций, услуги, экспорт (въездной туризм).

Вывели бабло в оффшор - отток. Купили из оффшора компанию в России - приток.

 Это правильный пример.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(18:04:43 / 09-02-2016)

Ок, поправка принята.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(17:58:54 / 09-02-2016)

съездил жопу погреть в болгарию или там сенегал - отток

Нет. Это идет в счет текущих операций, услуги, туризм.

 купил барахло на али-экспрессе - отток

Опять нет. Это идет в счет текущих операций, импорт товаров.

 откуда только положительное сальдо если кругом одни оттоки?

В основном за счет положительного сальдо в торговле товарами. В последние году это 150-190млрд долларов в год. Больше значительно экспортируем, чем импортируем. 

Аватар пользователя wandererVI
wandererVI(2 года 9 месяцев)(20:02:48 / 09-02-2016)

Да какой то смешной отток, если речь об алиэкспресс. А в евросети-связном и прочих ионах покупать - не отток, что ли? Туда товары сводят не за доллары-евры? 

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(17:55:56 / 09-02-2016)

Хорошо пояснили. Указал эти пункты в дополнении к своей статье.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(17:27:07 / 09-02-2016)

Если ты, к примеру, продал нефть на ярд, и вывел этот ярд за границу, то во внешнеторговом балансе будет ярд и утечка капиталов будет ярд.

Помимо внешнеторговых операций, имеют место, к примеру, и реальные инвесторы (создающие что-то реально новое), и ищущие кого бы поглотить, и чисто спекульские "набеги" капитала. 

Аватар пользователя segerist
segerist(5 лет 10 месяцев)(17:35:04 / 09-02-2016)

Если ты, к примеру, продал нефть на ярд, и вывел этот ярд за границу, то во внешнеторговом балансе будет ярд и утечка капиталов будет ярд

понял, одна деньга два раза учлась в "разных учётах"

Помимо внешнеторговых операций, имеют место, к примеру, и реальные инвесторы (создающие что-то реально новое), и ищущие кого бы поглотить, и чисто спекульские "набеги" капитала. 

оплата процентов по займам так же идёт в "отток" как и выплаты долга, это вроде понятно

то есть получается что "торговый баланс" сам себе, а отток капитала - сам себе, при это часть "средств" могут быть "учтены одновременно дважды" и в балансе и в оттоке

 

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(17:40:37 / 09-02-2016)

Отток - не всегда только плохо. Например, приобретение заграничных активов или расширение своей сети за бугор - это тоже отток, который может привести в дальнейшем и к притоку - капиталов, технологий и т.д. Или не привести - как пример Лукойл, распродающий свои сети АЗС в Польше и Прибалтике, и продавший уже вна Украине.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(18:19:28 / 09-02-2016)

Хорошо сказали. Так и есть.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(18:04:47 / 09-02-2016)

понял, одна деньга два раза учлась в "разных учётах"

Нет. Экспорт товаров и услуг является составляющей счета текущих операций, а не оттока капитала.

 оплата процентов по займам так же идёт в "отток" как и выплаты долга, это вроде понятно

Да. 

то есть получается что "торговый баланс" сам себе, а отток капитала - сам себе, при это часть "средств" могут быть "учтены одновременно дважды" и в балансе и в оттоке

Нет. Торговый баланс не включается в счет работы с капиталом.

Все, понял. Добавляю таблицу Платежного баланса из последнего моего разбора по нему. 5 минут. 

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(17:27:38 / 09-02-2016)

Хотел написать в виде комментария, но сейчас добавлю в статью. 5 минут. 

Спасибо за вопрос.

Аватар пользователя vasilev
vasilev(5 лет 10 месяцев)(17:30:22 / 09-02-2016)

Выручка Ошанов ,МЕРЛИНОВ

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(17:54:44 / 09-02-2016)

Выручка Ашана не является оттоком капитала из России. Даже поставки из за рубежа в Ашан не есть отток капитала. Это идет в раздел счет текущих операций, импорт товаров.

А вот если Ашан инвестирует в Россию - это идет приток капитала в страну.

Если Ашан возмем и продаст свои магазины в России и вернет деньги во Францию - это будет оттоком. Прибыль Ашана, которую он уводит в Европу идет в статью счета текущих операций, прочие секторы, доходы к выплате.

Аватар пользователя vasilev
vasilev(5 лет 10 месяцев)(17:56:53 / 09-02-2016)

Спасибо

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(18:21:01 / 09-02-2016)

Пожалуйста. Добавил еще таблицы из Платежного баланса. Для наглядности.

Аватар пользователя Art78
Art78(5 лет 9 месяцев)(18:20:56 / 09-02-2016)

А если Ашан не покупал у нас магазин, а построил, это как будет? Ведь деньги пришли-ушли, но остался магазин/здание.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(18:25:32 / 09-02-2016)

Инвестиции в Россию - это приток капитала. Когда продаст этот магазин и выведет деньги за рубеж - отток. Если продаст магазин и купит в России другой. То просто 0.

Дал картинку таблицы счета текущих операций и счета работы с капиталом. Задавайте вопросы, если будут.

Аватар пользователя greench_unblocked
greench_unblocked(1 год 10 месяцев)(23:10:56 / 09-02-2016)

Это если российскому капиталу продаст, то отток, а если продаст иностранцу - то для России ни оттока, ни притока не будет.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(13:04:06 / 10-02-2016)

Да, хорошо подметили. Спасибо.

Аватар пользователя banshee
banshee(2 года 2 месяца)(17:25:59 / 09-02-2016)

Ждём девальвации юаня, а в след за ним и всех азиатских валют- и будем снова бабосики в Тайланд вывозить на отдых)

Аватар пользователя segerist
segerist(5 лет 10 месяцев)(17:36:00 / 09-02-2016)

создавать отток капитала

а по приезду лить по этому оттоку крокодиловы слёзы?

:)

Аватар пользователя Art78
Art78(5 лет 9 месяцев)(18:47:15 / 09-02-2016)

эквивалент примерно 10 млрд.долл./год, плюс ну пусть еще 10 на кармане 

ерунда

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(18:51:17 / 09-02-2016)

Если смотреть из счета текущих операций за 2015 год, то на импорт туристических услуг направлено 50,4млрд долларов в 2014 и 34,7млрд долларов в 2015. Суммы очень внушительные.При этом экспорт туристических услуг: 11,8млрд в 2014 и 8,6млрд в 2015. Чувствуется диспропорция. 

Аватар пользователя Art78
Art78(5 лет 9 месяцев)(19:09:17 / 09-02-2016)

импорт туристических услуг

это деньги внешним исполнителям, да?. перевозка может и не входить сюда?

а личные расходы туриста на товары идут по статье "импорт товаров"?

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(19:14:05 / 09-02-2016)

Методические принципы оценки экспорта и импорта услуг по статье «Поездки»

Экспорт/импорт услуг исчисляется как сумма затрат по категориям поездок. В свою очередь, размер средств, израсходованных на каждый вид поездок, считывается как произведение затрат, приходящихся на 1 въезжающего/выезжающего, на их количество. Численность въезжающих/выезжающих в разбивке по целям поездок определяется по отчетным данным Пограничной службы ФСБ России и Федеральной миграционной службы (ФМС России). Выделяются следующие цели поездок: служебные, временное трудоустройство, туризм, частные, транзит, поездки обслуживающего персонала.

Удельные расходы на поездки рассчитываются исходя из средней стоимости туристических путевок по странам; норм возмещения расходов работникам, находящимся в краткосрочных командировках за границей, установленных Минфином России; стоимости проживания в местах коллективного размещения в нашей стране и за рубежом; законодательно установленных государствами СНГ норм возмещения расходов по краткосрочным командировкам в Россию и оценки затрат на личные цели во время поездок. Эти оценки осуществляются с привлечением данных официальной статистики, обследований региональных туристических агентств, сведений стран- партнеров, Всемирной туристической организации и средств массовой информации. В импорт услуг по этой статье включается приобретение резидентами за рубежом автомобилей для личного пользования. Суммарную стоимость автомобилей, ввезенных физическими лицами, определяет ФТС России, а распределение этой величины на импорт товаров и импорт услуг производит Банк России.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(17:36:49 / 09-02-2016)

Фиг вам - еще девальвацию проведут, ибо нефиг!

Аватар пользователя pob_ol
pob_ol(2 года 8 месяцев)(17:43:17 / 09-02-2016)

а как же рыбки без меня в теплых краях ?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(17:49:42 / 09-02-2016)

Переживут

Ну или, по-либералистически, работайте еще больше devil

Аватар пользователя Ecelop111
Ecelop111(4 года 8 месяцев)(18:29:28 / 09-02-2016)

ну раз отток уменьшился (не важно, что только за 1 месяц, что вполне может быть локальной аномалией), значит правильно прикрывают лавочку  «Росфиннадзора» главным направлением которого был как раз контроль валютных транзакций.

пративные выводители капиталов побеждены, зачем контроль?cheeky чтобы мешать НЕпративным, своим пацанам?

кстати, вот вам еще немного статистики (не падайте в обморок)

Странные цифры называет Росфинмониторинг. В общем оборот по «сомнительным операциям» составил 11,7 трлн руб, — сумма, сопоставимая со всеми резервами России.

Статистика по годам-

2015: 11,7 трлн руб.
2014: 11,5 трлн руб.
2013: 16,2 трлн руб.
За эти три года выведено из России: 5,3 трлн руб.
За те же три года по сомнительным операциям поступило в Россию около 1 трлн руб)

Аватар пользователя saynez
saynez(5 лет 3 недели)(18:28:43 / 09-02-2016)

Вроде как в январе мы должны были получать октябрьскую оплату за нефть, тогда она стоила еще 65 долларов за баррель. Интересно посмотреть на баланс за апрель текущего года, когда мы будем получать за нефть по 30 долларов за баррель - в два раза меньше.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(18:39:11 / 09-02-2016)

Да, за январь мы получаем октябрьские-ноябрьские торги фьючерсами на нефть. Но это не 65, а 43-47 долларов за баррель. В апреле будет падение стоимостного экспорта нефти. Но и импорт просядет. 

Тем более есть еще и другие статьи экспорта.

Аватар пользователя ek-nfn
ek-nfn(5 лет 3 недели)(22:25:51 / 09-02-2016)

Непонятки с ценой на импортируемую нефть. Кто-то тут говорил, что Роснефть экспортирует по старым контрактам с ценой 65-70 баксов за барель и не заключает договора на новые поставки по цене 50 и ниже.

Аватар пользователя SkySheep80
SkySheep80(3 года 5 месяцев)(19:40:32 / 09-02-2016)

То есть, грубо говоря, из 6,1 миллиардов заработанных в январе, Путинская элита вывезла за границу только 4,6 миллиарда.  1,5 миллиарда оставили в России.  Это хорошо. 

Комментарий администрации:  
*** Начальник Генштаба либерального диванного похода против Трампа и Путина ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(20:00:06 / 09-02-2016)

Не вывезла, а заплатила по долгам.

Аватар пользователя SkySheep80
SkySheep80(3 года 5 месяцев)(20:06:44 / 09-02-2016)

Долги скорее всего были перед аффилированным организациями. Газпром должен денег недерландской  Gazprov Finance B.V.

Комментарий администрации:  
*** Начальник Генштаба либерального диванного похода против Трампа и Путина ***
Аватар пользователя ek-nfn
ek-nfn(5 лет 3 недели)(22:28:17 / 09-02-2016)

скорее всего были перед аффилированным организациями.

На экономию кофе перешел ? Кофейная гуща какая-то слабенькая, выдает мало версий.

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 3 месяца)(23:00:55 / 09-02-2016)

Странно, раньше тут были табуны всепропальщиков, которые ныли по поводу "оттока капитала". А сейчас ни одного не видно, который бы сказал "ну наконец-то нас послушались". Куда все эти табуны делись?

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя k_g_b_6
k_g_b_6(1 год 12 месяцев)(09:14:33 / 10-02-2016)

 по поводу "оттока капитала". 

 Прибыли от торговли нефтью снизились - выводить нечего.

Комментарий администрации:  
*** предлагаю покаяться и сделать Северный поток бесплатным ***
Аватар пользователя avex
avex(2 года 8 месяцев)(00:15:57 / 10-02-2016)

Помню еще а 2004 году знакомый журналист спросил про перспективы экономразвития (тогда цены на ресурсы перли вверх). Я ответил, что сложившаяся система бизнеса, а также управления экономикой и финансами будут стремиться как можно больше денег вывозить, соответственно, как можно меньше оставляя здесь и на меньший срок. Были бы в органах власти лоббисты от народа и для народа, уже тогда бы средства пошли на импортозамещение не только продуктов питания и в легкпроме, но и в микроэлектронике и бытовой технике.

Аватар пользователя Михаил Сунцов

Ослабление рубля происходит на фоне снижения экспортной выручки, которая является предложением валюты на рынке

Но ведь ваша статья про то, что счет текущих операций остается профицитным. То есть, фундаментальное поступление валюты все равно превышает фундаментальный отток. Так что ваше утверждение о причинах ослабления рубля требует дополнительного пояснения.  Кстати, экспортная выручка из-за снижения нефти еще пока не снизилась вдвое (это произойдет при цене нефти ноль). А рубль уже девальвирован вдвое. Не кажется ли вам, что рубль тупо опускают спекулянты при непротивлении и потакании властей?

Теперь про причины оттока капитала. Читаем:

Отток капитала раньше происходил во многом за счет покупки нашими банками и компании активов за рубежом

Уточню. Раньше – это с 2010 года. Ведь так? А почему это происходило? Ответа нет.

Раньше наши компании много занимали за рубежом  валюте, которую потом меняли на рубли

А почему они это делали?

В те годы имела место накачка нашей экономики чисто спекулятивным транснациональным капиталом

А почему они нас накачивали капиталом? А почему вдруг потом стали откачивать?

Если ответить на эти вопросы, то будет понятна истинная причина усиления оттока с 2010 и ослабления с начала 2015.  

А ответы такие. В нулевые при стабильном рубле имела место двузначная инфляция. Ее причина немонетарна (это отдельный разговор) и определялась тупым механизмом формирования тарифов монополиями. Это повлекло высокие рублевые банковские ставки. В условиях стабильного рубля  простое размещение валюты нерезидентов на рублевый депозит (после конвертации) давало фантастические валютные доходности, что привлекло внешний капитал. А наши резиденты, имея запретительные рублевые ставки, начали привлекать кредиты в валюте по существенно более низким ставкам. Эта валюта конвертировалась в рубли и использовалась по назначению внутри страны. Эти два процесса привели к росту притока капитала в РФ (его пик был в 2007-начале 2008). Массовое привлечение валютных кредитов вывело всех наших резидентов в огромную отрицательную валютную позицию (суммарные валютные активы были существенно меньше суммарных валютных обязательств). Эта позиция в 2008году составляла примерно   (-600млрд.долл.). Это – системные диспропорции. И произошли они из-за того, что власти не смогли (или не захотели) дать по голове монополистам и устранить высокую немонетарную инфляцию. Попав в отрицательную валютную позицию, резиденты стали нести курсовые риски (девальвация рубля в этой позиции приводит к убыткам). Но они сознательно шли на этот риск, поскольку никаких объективных оснований для девальвации не было, а ЦБ придерживался ст.75 Конституции РФ (предписывающей следить за устойчивостью рубля). Но в 2008 провели девальвацию рубля (это отдельная история). Резиденты в отрицательной валютной позиции вынуждены были ее «прикрыть» с большими убытками, но ее значение  оставалось существенным ( – 400 млрд.долл.). То же делали и внешние инвесторы. Это и сформировало отток капитала.

В 2010 отток капитала ослаб, поскольку резиденты надеялись, что ЦБ вернется к исполнению ст.75 Конституции РФ по обеспечению устойчивости рубля. Но их надежды не оправдались. ЦБ полностью выхолостил свой механизм управления курсом рубля, разрешив автоматическое смещение границ «валютного коридора». Это механизм не подавлял, а поощрял спекулянтов, создавая легко наблюдаемый тренд в нужном для спекулянтов направлении. Учитывая явную приверженность наших властей к девальвации, резиденты в отрицательной валютной позиции поняли, что обречены на убытки, и начали закрывать эту позицию, скупая валютные активы, что определило отток капитала. Если бы власти дали резидентам гарантии отсутствия девальвации рубля, то отток капитала прекратился бы примерно с 2010 года. Просто НЕ БЫЛО БЫ НИКАКОГО ОТТОКА. А с начала 2015 отток ослаб потому, что отрицательную валютную позицию ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРЫЛИ. С большими убытками. И отток теперь связан с попыткой наращивания уже положительной валютной позиции из-за продолжающейся девальвации рубля.

Сухой остаток. Практически весь наш отток капитала с 2008 по 2015 был связан с закрытием суммарной отрицательной валютной позицией резидентов из-за двух девальваций рубля. Не было бы девальваций (а их можно было избежать) – не было и оттока.

Аватар пользователя vreditel
vreditel(2 года 1 месяц)(15:32:05 / 10-02-2016)

А разве нынешняя девальвация не была спровоцирована извне (цены на нефть)? И как ее избежать в таких условиях?

Комментарий администрации:  
*** СССР победил фашистов "пушечным мясом" (с) ***
Аватар пользователя Михаил Сунцов

К сожалению, власти запланировали и начали реализовывать девальвацию рубля еще в 2013 году. Тогда темпы роста экономики резко упали при благоприятных внешних условиях (высокая нефть). После некоторых размышлений причиной этого постановили считать диспропорцию под названием «опережающий рост зарплат по сравнению с ростом производительности труда». И лечить ее решили девальвацией рубля (ну что проще – снизил благосостояние населения и нет проблемы). К тому же девальвации истерично требовали наши производственники, которые не могли конкурировать с импортом, который все заполонил.  Хотя базовой причиной двух этих бед была высокая немонетарная инфляция, которая заставляла работников требовать повышения зарплат, а у предприятий вызывала геометрический рост рублевых издержек.  Задави тогда немонетарную инфляцию (тарифы монополий) и рост зарплат стал бы соответствовать росту производительности труда, а производство стало бы конкурентоспособным (при необходимости, можно было бы безинфляционно ограничивать импорт выборочным эмбарго).  Но для этого надо было жестко поработать с монополиями. Вместо этого просто решили опустить население девальвацией.  Для этого власти провели мощные словесные интервенции о «слишком дорогом рубле», подкрепив их прямой скупкой валюты за рубли бюджетных фондов. Спекулянтам был дан ясный сигнал: вперед, к покупке валюты. Но сначала все шло туго – объективных причин для девальвации не было (большой профицит счета текущих операций, большие валютные и бюджетные резервы). Но падение нефти и события на Украине резко подтолкнули процесс и глубокая девальвация была проведена. В результате получили очередной рукотворный кризис.

Теперь о том, можно ли было избежать девальвации при таком падении нефти? Мой ответ: конечно да, если бы такая цель стояла. Для этого достаточно было а) поддерживать  близкий к нулевому баланс счета текущих операций (а там хронический и большой профицит) , б) реально подавлять спекулянтов интервенциями и в) гасить выпадающие доходы бюджета из резервных фондов.  Для выполнения а) даже при очень сильном падении нефти (напр.до $25 за бочку) достаточно было ограничить импорт на 27% (например, путем выборочного эмбарго), для б) валютных резервов хватало, но нужно было немного изменить механизм валютных интервенций (реально подавлять спекулянтов выведением их на «стоп-лоссы»), для в) существуют огромные резервные фонды (которые, кстати, и создавались как раз на этот случай).  Если бы мы вместо провоцирования девальвации, ее бы избежали, подавили бы немонетарную инфляцию, то однозначно избежали бы кризиса, отвязали бы рубль от нефти (шаг к экономическому суверенитету), получили бы потенциально конкурентоспособное производство. А сейчас все никак не найдем дно кризиса.

Аватар пользователя Шляхта
Шляхта(2 года 8 месяцев)(15:12:59 / 10-02-2016)

Спасибо, люблю ваши статьи!

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...