Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

В обход Босфора

Аватар пользователя SemenDoBeDob

В Иране продолжается подготовка к строительству судоходного канала Каспий – Персидский залив. Проект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение для нашей страны. Но Запад вместе с Турцией прямо или косвенно препятствовал созданию этой артерии. Кстати, Соединенными Штатами она включена в антииранские санкции.

Начиная с 1890-х годов наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889–1892-м, он обеспечивал кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались для этой цели ненужными.

Появлению проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережья его военных баз.

Дело в том, что свыше половины объема внешней торговли России осуществлялось этим путем. И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно проникали в Черное море и соответственно к берегам империи.

В обход Босфора
Фото: google.com

Но сохранить зависимость России от этого маршрута было и остается одной из стратегических задач Запада в данном регионе. Неспроста в 1997 году антииранские санкции США были распространены на проект канала Каспий – Персидский залив. Точнее, финансовым и другим экономическим мерам наказания подвергались компании и страны, оказывавшие Тегерану содействие в реализации этого замысла. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии. Петербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США. Предлагаемый Тегераном для канала статус кондоминиума (паритетного совместного управления) не устраивал Петербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации Ирана. А экстерриториальность позволяла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.

В 1908-м переговоры были приостановлены, чему способствовало растущее давление на Тегеран со стороны Стамбула и Лондона по вопросам статуса нового канала и сроков его сооружения.

Первая мировая война, естественно, не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией снизила его актуальность. РСФСР и СССР оказали, как известно, военно-техническую и экономическую помощь Турции в период ее противостояния с Антантой и Грецией (1919–1923). Взамен Анкара в сентябре 1924-го гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР.

С кончиной Мустафы Кемаля Ататюрка в ноябре 1938-го антисоветские, точнее, пантюркистские тенденции в политике Анкары резко усилились. Лучшее доказательство тому – ее участие в плане «Топливо», проекте совместной с Англией и Францией агрессии против СССР, намеченной на середину марта 1940-го. План предусматривал, в частности, пропуск британских и французских военных судов в Черное море.

Но с конца 30-х стали ухудшаться и советско-иранские отношения, что было вызвано активным воздействием Англии, Германии и Турции на внешнюю политику Тегерана. Там как раз готовились расторгнуть советско-иранский договор 1921 года «О дружбе и границе», по которому (статья 6) СССР в случае угрозы его безопасности имел право ввести в страну свои войска.

Тегеран-43. Неизвестный сюжет

С середины апреля 1941-го Турция под разными предлогами затрудняла проход через проливы советских судов с военными и другими грузами для Югославии, подвергшейся фашистской агрессии. Известна и пронацистская политика Турции в период Великой Отечественной войны (по крайней мере до 1944 года включительно). Все эти факторы побудили СССР вернуться к идее канала Каспий – Персидский залив. Проект был доработан к осени 1942-го – после совместного вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года и прихода к власти в Тегеране антифашистских сил во главе с Шахиншахом Мохаммедом Реза-Пехлеви.

Тревожные события на советско-германском фронте, угроза нападения Турции на СССР и приближение германо-итальянских войск к Суэцкому каналу в 1942-м не могли не способствовать интенсификации работ по созданию канала Каспий – Персидский залив. Обе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. Вопрос поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви, состоявшихся 30 ноября 1943-го в Тегеране.

Резкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945–1953 годах, с одной стороны, способствовало реанимации проекта Каспий – Персидский залив. Но с другой – попытки СССР в тот же период «присоединить» Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР привели к усилению влияния на Тегеран Вашингтона и Лондона. Потому о проекте забыли на долгие годы. Тем более что весной 1953-го Советский Союз взял курс на нормализацию отношений с Турцией как бы в противовес сложным взаимоотношениям с Ираном.

Подготовка почвы

Со второй половины 50-х руководство Ирана решило восстановить политику, что называется, паритетного сотрудничества с Западом и СССР. В июне-июле 1956-го состоялся официальный визит правительственной делегации во главе с Шахиншахом в СССР, беспрецедентный за всю историю двусторонних отношений. Был подписан ряд экономических соглашений, не касавшихся, впрочем, канала. Однако на переговорах, в ходе одной из встреч тогдашнего предсовмина СССР Н.А. Булганина с Шахиншахом отмечалось (согласно протокольной записи), что стороны придают важное значение изучению проекта сооружения судоходного канала Каспий – Персидский залив. Но в итоговое коммюнике этот сюжет не включили. Скорее всего по инициативе иранской делегации, чтобы не раздражать американцев, отговаривавших Тегеран от проекта.

Тем не менее в 1962 году была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса, с ее соображениями ознакомили тогдашнего главу Верховного совета СССР Л.И. Брежнева во время его визита в Тегеран в ноябре 1963-го. Именно тогда стороны создали юридическую основу для реализации проекта, подписав соглашения «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских – через территорию Ирана».

А в июне 1965-го, когда состоялся столь же масштабный, как в 1956 году, визит Шахиншаха в СССР, стороны договорились ускорить реанимацию проекта, но опять-таки без соответствующего упоминания в итоговом коммюнике. Предварительный вариант канала был рассмотрен во время визита советского премьер-министра СССР А.Н. Косыгина в Тегеран в начале апреля 1968-го. Проект в основном был одобрен обеими сторонами. Но уже по традиции без упоминания в коммюнике…

В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974–1975 годах увенчавшейся двусторонним договором «О дружбе и добрососедстве».

Примечательно, что с осени 1975-го в США стали разрабатываться планы свержения шахского режима и провоцирования иранско-советской и иранско-иракской конфронтации. Правда, Вашингтон соблюдал «этикет» в вопросе о канале: американская позиция по этому проекту тоже не включалась в двусторонние итоговые коммюнике…

В Тегеране не решались полностью игнорировать позицию США. Как-никак до 70 процентов ежегодного объема экспорта иранской нефти направлялось за океан, а доля Соединенных Штатов в иностранных инвестициях в Иране превышала 40 процентов. Вдобавок поставки из США минимум на 60 процентов покрывали потребности вооруженных сил Ирана в вооружениях и боеприпасах. А в целом доля стран НАТО в обеспечении иранской армии достигала 85 процентов.

Одновременно Турция со второй половины 60-х стала периодически снижать тарифы на транзит советских внешнеторговых грузов через Босфор и Дарданеллы. Этот фактор был важен для СССР, поскольку, во-первых, уже в 60-х минимум 50 процентов ежегодного объема экспортируемой советской нефти перевозилось по данному маршруту. А во-вторых, реализация проекта канала требовала колоссальных финансовых и технических ресурсов, выделение которых становилось проблематичным для СССР по многим внутри- и внешнеэкономическим причинам.

Все это способствовало тому, что обе стороны не то чтобы спускали на тормозах стратегический проект, но предпочли не ускорять его реализацию. Во время переговоров Шахиншаха в Москве в октябре 1972-го и А.Н. Косыгина в Тегеране в марте 1973-го стороны снова вне коммюнике зафиксировали взаимную выгодность канала, рекомендовав уточнить ряд технических параметров. Но правовую и технологическую базу для будущего строительства все же расширяли: в ходе этих визитов в дополнение к упомянутым соглашениям 1963 года были подписаны «Программа экономического и научно-технического сотрудничества» на 15 лет и меморандум «О взаимном поощрении капитальных вложений».

Всего за 60–70-е годы в Иране с помощью СССР было построено свыше 60 промышленных, энергетических и транспортных объектов, в том числе один из крупнейших в регионе Исфаганский металлургический комбинат и примыкающая к Азербайджанской ССР почти 500-километровая магистраль Трансиранского газопровода.

Вашингтон, Лондон и Анкара настаивали на том, чтобы основной экспортный поток иранского голубого топлива перекачивался через Турцию, но Москва и Тегеран в 1972–1973 годах договорились о транзите иранского газа в европейское зарубежье в течение 20 лет через СССР. Эти поставки должны были начаться с 1976-го, но ухудшение внутриполитической обстановки и последующие известные события в Иране привели к «консервации» проекта.

Словом, магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие США и НАТО. Хотя, судя по упомянутым соглашениям и тенденциям в двусторонних отношениях, поэтапно готовилась правовая, экономическая и технологическая почва.

Время строить

Сегодня проект в перечне приоритетных для Тегерана и в отличие от шахского периода в стране отнюдь не скрывают ни параметров канала, ни переговоров с другими странами по вопросам его сооружения. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы. Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х.

Схожие оценки высказываются российским экспертным сообществом. Если говорить вкратце, судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов. Правда, все это хоть и многообещающая, однако все же пока лишь перспектива.

Еще в 1996–1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути. Наша сторона в принципе одобрила эти предложения, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды Каспия. Тогда же была достигнута договоренность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Направляемые Тегераном делегации из Ирана стали регулярно посещать Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской каналы. В 1998-м была создана совместная экспертная группа по изучению трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО.

Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5–6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.

В ходе совещаний в начале 2000-х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов оплаты ее технологического содействия сооружению канала, а также строительства в РФ грузовых («река-море») и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.

Примечательна в этой связи недавняя публикация группы экспертов в «Дагестанской правде» (Махачкала): «…Наличие в республике заводов, специализированных на судостроении, является веским аргументом в пользу создания в Дагестане крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе для трансиранского маршрута». Но проект образования такого кластера на базе Махачкалинского судоремонтного завода-верфи так и остался на бумаге. По данным главного инженера этого предприятия Михаила Халимбекова, чертежи, технологии, расчеты строительства современного высокотехнологичного производства были подготовлены известной судостроительной компанией Германии, однако дело так с места и не сдвинулось.

Отмечено также, что по мнению «многих ученых, в числе которых д.т.н., профессор Шихсаид Абдуллаев, на базе кооперации республиканских промышленных предприятий реально организовать конкурентное производство судов «река-море». Более того, использование разработок известного российского конструктора Гамида Халидова по созданию кораблей смешанного плавания нового поколения – «тримаранов» – как раз отвечает требованиям и условиям транзитных грузоперевозок по таким каналам, как трансиранский». Тем более что в мире наметился рост спроса на подобные суда.

Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.


Источник

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя БорисЪ
БорисЪ(4 года 10 месяцев)(17:47:20 / 02-02-2016)

Там же горы?!

Аватар пользователя Виктор1690

250 метров перепада горы?

если так то я оказывается богато живу, дача в горах:)))

Аватар пользователя БорисЪ
БорисЪ(4 года 10 месяцев)(17:56:26 / 02-02-2016)

Это ширина указана, богатей.

Аватар пользователя Evg_Ban
Evg_Ban(5 лет 3 месяца)(18:08:18 / 02-02-2016)

Аватар пользователя zhui
zhui(2 года 3 месяца)(21:57:07 / 02-02-2016)

Слишком близко к неспокойному Ираку. Наприлетать может.

Аватар пользователя pob_ol
pob_ol(2 года 8 месяцев)(17:51:29 / 02-02-2016)

очень интересно

вод и АБИИ пригодится

Аватар пользователя slonick
slonick(3 года 1 месяц)(17:52:01 / 02-02-2016)

От таких проектов дух захватывает.

Кто там ностильгирует по проектам масштаба СССР?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(17:52:03 / 02-02-2016)

Интересная идея, не знал.

То-то извечные российские партнеры  постоянно совали палки в колеса. А так это был бы весьма мощный торговый путь и России, и других прикаспийских стран, и был бы интересен не только Ирану, но и другим соседним странам - то-то "партнеры" и суетились, не охота терять контроль над потенциально важной артерией.

Аватар пользователя Евлампий
Евлампий(1 год 10 месяцев)(18:34:41 / 02-02-2016)

Ну Ирану, я думаю, он не совсем интересен, у него же есть выход в Персидский залив, как транспортный коридор он нужен больше другим прикаспийским странам, а Ирану только денешки рубить...

Комментарий администрации:  
*** Испускаю лучи паники ***
Аватар пользователя Похьяла
Похьяла(4 года 3 месяца)(18:59:01 / 02-02-2016)

Средняя Азия совсем от рук отобьётся -до этого, они все дела поневоле через нас вели. А теперь у них будет альтернатива. И сразу появится "многовекторность" у всех этих среднеазиатских царьков.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(19:10:25 / 02-02-2016)

Во-первых, у них и так уже есть Китай, через который ряд дели и так ведут, а во-вторых - появится многовекторность так появится, вон пример Афганистана многовекторного им в помощь.

Аватар пользователя Хулиганка

Если сейчас на Каспии находятся суда только каспийских стран, то с постройкой данного канала все может резко измениться

Аватар пользователя житель провинции

пример Афганистана многовекторного им в помощь

Примеры ни свои, ни тем более чужие, никого не учат.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 6 месяцев)(21:06:25 / 04-02-2016)

Ну не сказал бы...

 

Аватар пользователя Lehan
Lehan(3 года 10 месяцев)(17:59:34 / 02-02-2016)

Не взлетит. Проще, дешевле, практичнее и быстрее железную дорогу сделать - для китайцев работы на 2-3 года.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(18:27:47 / 02-02-2016)

да, я бы тоже предпочел толковый финансовый анализ проекта прочитать и сравнение с ЖД, чем абстрактные байки про "планирование"

Аватар пользователя kab249
kab249(5 лет 8 месяцев)(18:28:50 / 02-02-2016)

Согласен, что не взлетит, но по другой причине - нашим нынешним властям предержащим и их западным партнерам этот канал не нужен, да и не прихватизируешь его по привычке, аятолла яйки отрежет.

Аватар пользователя Почтальон Печкин

Выход в Средиземное море важнее. Да и какие суда в Каспийском озере?

Аватар пользователя Евлампий
Евлампий(1 год 10 месяцев)(19:17:10 / 02-02-2016)

Калиброванные...

Комментарий администрации:  
*** Испускаю лучи паники ***
Аватар пользователя Почтальон Печкин

А зачем? 

Очертите круг радиусом 3000км. Разве мало. Зачем выходить в Индийский океан?

Или нормальные герои всегда идут в обход.

 

Аватар пользователя Александр П.
Александр П.(1 год 11 месяцев)(17:59:44 / 02-02-2016)

Тоннель прорубят?

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(18:08:04 / 02-02-2016)

Да ну... Мрия. Очень тяжелый в реализации проект из-за рельефа местности. Да и никакой особой необходимости в нем нет.

Аватар пользователя Evg_Ban
Evg_Ban(5 лет 3 месяца)(18:14:00 / 02-02-2016)

Тяжелый, НО!

Персидский залив-Каспий-Волга а оттуда - Дон, Москва, Балтика...

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(18:19:52 / 02-02-2016)

А еще заманчивей - через всю Азию канал прокопать, от Шанхая до Клайпеды. Тяжело, НО!

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(19:04:25 / 02-02-2016)

Требуется много пленных.

Аватар пользователя брат кондрат

Точно,но к сожалению в текущую будущую  войну пленных брать не будут.

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(22:42:08 / 02-02-2016)

Кац Британия же предложила сдаться...

Аватар пользователя Хулиганка

Вот это я понимаю проект! Не проект, а проектище!

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(18:21:14 / 02-02-2016)

Дон, Азовское море, Чёрное море, Средиземное море - и вы в дамках. Мимо сомалийских пиратов, что характерно

Аватар пользователя Evg_Ban
Evg_Ban(5 лет 3 месяца)(18:29:31 / 02-02-2016)

Босфор.

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(18:32:40 / 02-02-2016)

Босфор - это понятно. Что не так с Босфором?  Какими-бы не были напряжёнными отношения России с Турцией, принцип экстерриториальности Босфора нарушать - у турков пока нарушалка не отросла. А что касаемо кораблей других стран - так тут вообще не должно быть никаких проблем..

Аватар пользователя Evg_Ban
Evg_Ban(5 лет 3 месяца)(18:36:01 / 02-02-2016)

Что не так?

Смотрите сами

у турков пока нарушалка не отросла

Ну да, ну да.

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(18:39:26 / 02-02-2016)

Хм... Ну что сказать. В данном случае это недоработка Кремля. Который допускает.

Из-за одного сбитого самолёта - истерика на всю планету. А про те корабли - тишь да гладь, божья благодать. 

 

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(19:06:51 / 02-02-2016)

Это укрофейк. Уже давно разобран. Зачем эту хрень приводить в качестве аргумента?

Аватар пользователя Evg_Ban
Evg_Ban(5 лет 3 месяца)(19:27:50 / 02-02-2016)

Это укрофейк?

http://www.irk.kp.ru/daily/26464/3335032/

Прятать голову в песок не лучшая позиция.

главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

- Скорее всего, Турция тонко намекает, что будет, если ситуация будет и дальше напрягаться. Опять же это, скорее всего, пошло в ответ за принятие Россией решения об ограничении турецкого судоходства. А они ничего не нарушили вообще. Просто есть трафик-контроль в Босфоре, он руководит всем движением. То есть, если он говорит какому-то судну, которое подошло со стороны Черного моря, стой и жди, пока мы тебя пропустим, то судно будет стоять и ждать. И никуда оно не денется, оно не имеет права идти в Босфор без разрешения этого трафик-контроля. Это как в авиации.

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(18:03:16 / 04-02-2016)

И что? В заголовках "задержала-заблокировала!", а по сути - не давала разрешения на проход несколько часов гражданским судам. При этом это - единичный случай. Так что да,, как сказано выше, "нарушалка не отросла".

Аватар пользователя Блинкер
Блинкер(2 года 11 месяцев)(18:10:21 / 02-02-2016)

Подозрительное молчание про никарагуанский канал. А тут еще и иранский вылез. Не многовато ли каналов?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в набросах ***
Аватар пользователя artecom
artecom(5 лет 4 месяца)(18:45:01 / 02-02-2016)

Тут как раз просто всё, заморозили из-за проблем с финансированием. Новость была месяца 2-3 назад. И здесь в.т.ч.

Аватар пользователя skif-99
skif-99(2 года 3 дня)(18:14:31 / 02-02-2016)

 

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(18:16:21 / 02-02-2016)

Сколько нужно шлюзов, чтобы поднять немалые суденышки почти на 2000 метров и спустить обратно? Или будут по аппарели, как фуникулер таскать? Фантасты, блин

 

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(18:23:24 / 02-02-2016)

Интересно, как этот проект представляли себе в 1890-ом году?

Видимо, как-то можно обойтись без подъёма на 2000 м.  Или тут есть какой-то подвох.

Аватар пользователя Evg_Ban
Evg_Ban(5 лет 3 месяца)(18:28:13 / 02-02-2016)

Речь идет о строительстве трансконтинентального канала протяженностью около 600 километров, из которых почти 350 километров пройдет по фарватерам рек...

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(19:13:14 / 02-02-2016)

Водораздел между каспийским и заливным бассейном рек все равно преодолевать надо. Пусть в верховьях рек перепад будет не 2000, а 1000-1500 метров. Крутовасто всё одно.

Аватар пользователя vasilev
vasilev(5 лет 10 месяцев)(18:19:48 / 02-02-2016)

Труба газовая стоит дороже ,,так что совсем не фантастика

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(18:19:34 / 02-02-2016)

Пролив мэжду Мексикой и Канадой, говорите, товарищ Курчатов?

Аватар пользователя vitaliylipetsk
vitaliylipetsk(3 года 5 месяцев)(14:01:21 / 03-02-2016)

))))))))))))))))

кстати да, а ведь была же информация о проектах прокладки каналов с использованием маломощных ядерных зарядов

Аватар пользователя Pahryn
Pahryn(4 года 9 месяцев)(18:21:04 / 02-02-2016)

Фигасе проект. Впрочем неудивительно если рассматривать карту, кажется, что действительно недалеко между морями))) Большее офигение у меня вызвало, в своё время, узнавание об Обь-Енисейском канале, который в последний раз использовался во время ВОВ для перегона кораблей. Сейчас там больше туристы гоняют. Есть на ютубе на гироциклах.

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 9 месяцев)(18:22:42 / 02-02-2016)

да, как-то смотрел, что там с рельефом - всё же сама идея просто-таки витает, - но там реально с рельефом всё очень сложно, а уж насколько ROI там вообще возможен, так это отдельная песня.

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(18:25:54 / 02-02-2016)

Вот самый интересный вопрос: что там с рельефом? Если вы интересовались этим вопросом, то расскажите. А то в статье ни слова, ни полслова об этом. Однако проект 1890-го года какбе намекает, что ничего не решаемого там быть не должно. 

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(19:14:44 / 02-02-2016)

в 1890-м баржонки были худее, а бурлаки - дешевле, через горы волоком бы перетаскивали:)))

Аватар пользователя skif-99
skif-99(2 года 3 дня)(18:32:19 / 02-02-2016)

ЗАЧЕМ тащить любой корабль из океана в Каспий??

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(18:33:46 / 02-02-2016)

Любой - совершенно незачем.

Аватар пользователя estrella-de-sur
estrella-de-sur(4 года 2 месяца)(20:19:15 / 02-02-2016)

Любой корабль по такому каналу не протащишь, да и не нужно это.

Сейчас проход любого судна извне в Каспий целиком под контролем России (через Волго-Дон). Нужен ли нам ещё один проход, который нами не будет контролироваться?

Аватар пользователя Kotyra
Kotyra(4 года 1 месяц)(18:51:17 / 02-02-2016)

Единая  глубоководная  система  России

ЕГС через  Каспийское озеро (замкнутый  водоем) и  проектируемый  канал даст  возможность изменить  энергопотоки в  пользу  развития  территорий  европейской  части России.

КАМВОДПУТЬ

 ОАО «Башкирское речное пароходство» доставляются партии сельскохозяйственной техники, другие грузы, в том числе крупногабаритные, перевозка которых водным транспортом является наиболее практичной и экономичной. Пароходство является крупнейшим в Башкортостане предприятием, работающим на маршрутах Единой глубоководной системы России, а также добытчиком и перевозчиком нерудных строительных материалов для нужд дорожного и строительного комплексов республики. Судами пароходства осуществляются перевозки генеральных грузов (зерно, лес, щебень, удобрения, строительные грузы), сельскохозяйственной техники, крупногабаритного и тяжеловесного оборудования по водным путям Центрального и северо-Западного бассейнов.

 

Аватар пользователя estrella-de-sur
estrella-de-sur(4 года 2 месяца)(20:16:00 / 02-02-2016)

В 1960-х ещё рассматривался вариант соединения Камы с Печорой и Вечегдой (далее - Северная Двина), но не срослось...


Проекты развития ЕГС в 1960-е гг.

Аватар пользователя kolobokus
kolobokus(2 года 3 дня)(19:38:26 / 02-02-2016)

Вообще-то, вся сия торговля и интеграция полностью нужна тем, кто обчищает Россию и больше НИКОМУ!!!

Нет такого, что русский мужик не сделает или не вырастит.

Комментарий администрации:  
*** Унылый флуд в стиле #всепропало, уличен в дезинформации ***
Аватар пользователя Пчелозавр
Пчелозавр(3 года 6 месяцев)(10:49:10 / 03-02-2016)

Блин, не ничего проще. Нужны только древние укры, они вон одно море уже выкопали, уж канавку то прокопают

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...