Внешний долг России сокращается рекордными темпами

Аватар пользователя Fanatic

Внешний долг страны за последние два года уменьшился более чем на 200 миллиардов долларов. Эксперты называют это сокращение самым стремительным за всю историю современной России.

Внешний долг - это займы, которые государство, включая банки, компании и другие организации, берет у кредиторов за пределами страны. Жить взаймы в современном мире - нормальная практика, которую использует большинство стран. Поэтому важен не сам факт существования долга, а его параметры. К примеру, структура или величина по отношению к экономике.

Российский внешний долг на протяжение почти 12 лет стабильно рос и за это время увеличился почти на 600 миллиардов долларов. Пик пришелся на июль 2014 года, когда цифра достигла 732,7 миллиарда долларов.

Потом началась обратная тенденция. В результате, за последние два года внешний долг сократился на 30 процентов - до 522 миллиардов на 1 ноября 2015 года. И это несмотря на ухудшение ситуации в экономике и снижение курса рубля.

Главная причина столь стремительного снижения объема внешнего долга кроется в западных санкциях, отрезавших российские компании от внешних рынков капитала, констатирует Лазарь Бадалов, доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г.В. Плеханова. Если бы не эти экономические меры, не исключено, что российский внешний долг продолжал бы расти, замечает эксперт. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

Действительно, государственный долг России по данным на 1 декабря прошлого года едва превышал скромные 50 миллионов долларов - ниже, чем у других крупных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов. А вот долги банков и, особенно компаний, большую долю которых составляют корпорации с госучастием, достаточно велики. Они составляют около 90 процентов внешнего долга России.

Компании и банки пользовались своими высокими рейтингами, деньги для них были дешевые и западные банки с удовольствием инвестировали в российскую экономику, рассуждает Лазарь Бадалов. Теперь же отечественный бизнес может только погашать свои долги, не привлекая новых кредитов. На первый взгляд, такая ситуация отрицательно сказывается на предпринимателях и экономике в целом, но не бывает худа без добра. "Чем могло обернуться для бизнеса и экономики страны, увлечение внешними займами, мы теперь знаем на собственном примере", - замечает Бадалов, предлагая вспомнить декабрь 2014-го, когда бегство иностранных капиталов обвалило не только рубль, но и российский фондовый рынок.

Инфографика "РГ" Фото: Михаил Шипов / Юлия Кривошапко

Высокий уровень госдолга приводит к оттоку капитала, напоминает ведущий научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский. В нынешней ситуации с учетом снижения цен на нефть и дальнейшего ослабления рубля это могло бы обернуться очень неприятными последствиями. "Так что, уменьшение размеров госдолга - положительная тенденция. Однако то, что банкам и компаниям раньше позволялось практически бесконтрольно наращивать объемы внешних займов, - будет осложнять ситуацию. В ближайшие год-два придется серьезно заниматься проблемой обслуживания и погашения этих долгов", - констатирует Андрей Чернявский.

Лазарь Бадалов замечает, что, есть более правильная модель формирования долговой государственной нагрузки - ее применяют в США и Японии.

"Мы привыкли часто говорить о том, что у США и Японии высокий размер долгов, как государственных, так и частных, но не стоит забывать, что в структуре их долгов, наибольший удельный вес приходится на внутренние заимствования", - напоминает эксперт. В США это порядка 60-70 процентов долгов, а в Японии почти 90 процентов. Конечно, в этих странах своя специфика экономики, с высокой долей сбережений населения. Но и россияне накопили достаточный инвестиционный потенциал, который можно направить как раз на развитие российского бизнеса - это вклады плюс сбережения в валюте, которые многие предпочли переложить в банковские ячейки в декабре 2014 года. Главное теперь - создать условия и инструменты для функционирования рынка инвестиций, полагает Бадалов. Если же этого не произойдет, как только санкции отменят, российский бизнес снова начнет привлекать займы из-за рубежа и наращивать внешний долг. А его стремительный рост, рано или поздно оборачивается проблемами для всей экономики страны.

В этом году внешний долг России должен сократиться еще на 50-60 миллиардов долларов и, опустившись за отметку в 500 миллиардов долларов, приблизиться к уровню 2008 года.

Как отмечала глава Банка России Эльвира Набиуллина, выплат по внешним долгам становится меньше с каждым годом. К примеру, в 2016 году они будут в два раза меньше, чем в 2015-м. В первом квартале их общая сумма составит 21,4 миллиарда долларов - на 43,8 процента меньше, чем в четвертом квартале 2015 года. Во втором квартале выплаты могут увеличиться до 30,1 миллиарда долларов. Что касается непосредственно долгов российских компаний, то ЦБ, по словам Набиуллиной, постоянно проводит мониторинг ситуации. Здесь никаких рисков регулятор также не видит.

По поводу дальнейших перспектив внешних заимствований на этой неделе высказался заместитель министра финансов Сергей Сторчак. По его словам, минфин в условиях санкций пока не видит возможности для выхода на этот рынок, хотя в бюджете на 2016 год предусмотрена возможность внешних займов в объеме до трех миллиардов долларов. На случай, если ситуация изменится. Пока же минфин по-прежнему сохраняет приоритет по развитию национального долгового рынка и не отказывается от планов выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) для населения объемом до 30 миллиардов рублей.

Речь идет о специальном долговом инструменте для жителей страны. Сегодня россияне могут купить облигации федерального займа через профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ранее в минфине заявляли о намерении предоставить гражданам возможность покупать ОФЗ прямо в банках, как было во времена Советского Союза.

Чего Россия в этом году точно не будет делать, так это кредитовать другие страны. В прошлом году таких займов, как отмечают финансовые власти, было достаточно. Но в нынешней ситуации принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками. В том числе, и с рисками неисполнения этих обязательств в будущем, отмечают в минфине.

Внешний долг России: от Екатерины II до наших дней

Первым официальным внешним займом России историки считают кредит, который в 1769 году императрице Екатерине II выдали голландцы. Сумма составляла 7,5 миллиона гульденов. Деньги требовались на ведение Русско-турецкой войны.

Пик долговой активности Российской Империи пришелся на ХIХ - начало ХХ века. Тогда, по свидетельству историков, заемные средства привлекались на строительство железных дорог и сооружение крупных промышленных предприятий.

Во времена Советского Союза страна предпочитала "жить на свои". В результате, внешний долг государства к началу 1980 годов не превышал одного процента ВВП. Рост этого показателя начался уже в перестроечные времена, и за каких-то 10 лет увеличился более чем в 10 раз.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №6877 (9)

http://rg.ru/2016/01/20/gosdolg.html

Комментарии

Аватар пользователя Замполит
Замполит(10 лет 1 месяц)

Действительно, государственный долг России по данным на 1 декабря прошлого года едва превышал скромные 50 миллионов долларов - ниже, чем у других крупных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов

что то не так

Аватар пользователя sevik68
sevik68(11 лет 11 месяцев)

надо понимать что все же 50 миллиардов

Аватар пользователя Ctavr
Ctavr(9 лет 2 дня)

скорей всего млрд на начало года было как раз 54 млрд

http://info.minfin.ru/debt.php

Аватар пользователя ПРОЛ
ПРОЛ(8 лет 9 месяцев)

А что, у нас ВВП <400 млрд? Это меньше Польши

Аватар пользователя LvKiller
LvKiller(9 лет 9 месяцев)

Ну что вы, я не помню дословно, но в районе двух триллионов дохлых президентов. 6 экономика мира, вторая - Европы (по ВВП).

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, гнилой жаргон) ***
Аватар пользователя ПРОЛ
ПРОЛ(8 лет 9 месяцев)

Ну и я о том же, 50 миллиардов никак не могут быть 15% от ВВП

Аватар пользователя Rurouni
Rurouni(12 лет 3 месяца)

2 триллиона было при баксе по 30. Сейчас менее 1го.

Комментарий администрации:  
*** Трачу время людей впустую - задавая одни и те же вопросы и игнорируя ответы ***
Аватар пользователя Rurouni
Rurouni(12 лет 3 месяца)

ВВП России по текущему курсу $866 млрд. Внешний долг - $50 млрд. Составляет 5,7% от ВВП. А вот совокупный внешний долг уже ~60% ВВП

Комментарий администрации:  
*** Трачу время людей впустую - задавая одни и те же вопросы и игнорируя ответы ***
Аватар пользователя djsantehnik
djsantehnik(11 лет 6 месяцев)

Во спасибо, особенно если учесть что многие долги под гарантиями РФ. Высасывают позитив из пальца
 

Комментарий администрации:  
*** отключен (белоленточная пропаганда) ***
Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(11 лет 7 месяцев)

Бред и наброс. Коммерческие долги почти все без гос. гарантий.

Аватар пользователя Miguel_Gonsalez
Miguel_Gonsalez(8 лет 10 месяцев)

Высокий уровень госдолга приводит к оттоку капитала, напоминает ведущий научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский

Авторы явно путают государственный долг и совокупный внешний долг. Первый у нас, что-то на уровне меньше 40 лярдов, а вот второй - весьма большой. Но, какова его структура, мне сказать сложно. Однако, если у гражданина Прохорова отожмут за долги Ренессанс Кредит, я не буду очень печалиться, честно скажу. Дефолт всё равно могут объявить только по невыплате госдолга. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Не авторы,  а пропагандисты невежества из ВШЭ.

Аватар пользователя iR
iR(10 лет 5 месяцев)

Эльвира платит сейчас, пока бакс дорогой?

Аватар пользователя Похьяла
Похьяла(10 лет 8 месяцев)

Большую часть досрочных платежей, выплатили пока бакс был дешёвым. Сейчас платятся только плановые платежи. При этом размер выплат таков, что цена" доллара уже не имеет особого значения.

Аватар пользователя iR
iR(10 лет 5 месяцев)

Очень интересно, допустим львиную долю госдолга уплатили по при курсе 30р. А если выплаты в $, каким образом по Вашему, его цена может не влиять на гос бюджет. Сейчас курс 78р при выручке по энергоносителям самизнаетекакой..

Аватар пользователя Похьяла
Похьяла(10 лет 8 месяцев)

Баланс внешней торговли в России, если что профицитный до неприличия. Поэтому для госбюджета нет проблемы с выплатой долгов -страна получает валюты больше чем отдаёт.

А то что компании отдают сейчас долги с подорожавшим баксом, то тут главный вопрос не к Набибулине, а к менеджменту этих корпораций, что нахватал долгов не просчитав все риски.

Я вообще не понимаю всего этого нытья из за выплат. Деньги брали? Брали. Всё устраивало когда брали? Устраивало. Долги отдавать надо? Надо. Ну так отдавайте и не свистите! 

Эта простая истинна касается всех, и государства, и корпорации и отдельных граждан.

Поэтому надо не ныть что доллар дорогой и долги отдавать теперь дорого, а просто долгов не делать по возможности.

Аватар пользователя iR
iR(10 лет 5 месяцев)

так может быть корпоративные долги и госдолг немного разные карманы, не?

Аватар пользователя Похьяла
Похьяла(10 лет 8 месяцев)

Карманы разные конечно же. А что это меняет? Отдавать не надо?

Ещё раз говорю -какая разница какой курс? Долги всё равно отдавать надо. 

Теоретически надо бы ещё настучать по мозгам, тем кто эти долги делал и деньги при этом прокакал. Но тут уже крайних не найти. 

Аватар пользователя Miguel_Gonsalez
Miguel_Gonsalez(8 лет 10 месяцев)

Не все долги надо отдавать, так думаю. Нафига нам спасать коммерческие банки, выдававшие 10 лет кредиты на чайники в рассрочку и не кредитовавшие реальный сектор. Они вам сильно нужны? Мне - нет.

Аватар пользователя Волковец
Волковец(9 лет 7 месяцев)

Не всех и спасают. Те, кто на утюги и чайники выдавал, прямого доступа к дешевым деньгам, как правило, не имели. Брали на рынке по рыночной цене.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (маты, провокации) ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(8 лет 11 месяцев)

Ну там корпорации какие  - и сбербанки с роснефтями тоже.

Аватар пользователя iR
iR(10 лет 5 месяцев)

Да, кстати, судя по графику, максимальные выплаты пришлись именно на 15 год. Именно когда $ стоил 60-70. Эльвира 128ярдов минусанула. Специально ждали самый "удачный" год для выплат.... 

Аватар пользователя Похьяла
Похьяла(10 лет 8 месяцев)

Году так в 2014м, только по процентам платили никак не меньше 30-40млрд баксов. Так что в том, что за год было выплачено 128 ярдов долга, не вижу ничего плохого.

И объясните плиз, с какого перепуга вы решили, что это Набибулина вдруг решила выплатить максимум долгов в какой то момент? Может быть имели место ещё какие то факторы?

Кстати, а вы слышали, что в предыдущие пару лет, на Россию были наложены кое какие санкции? Не слышали?!...surprise   Не удивлён, что вы об этом не знали :D  

Вы вообще судя по всему, об очень многих событиях в последние пару лет не слышали)))

Аватар пользователя iR
iR(10 лет 5 месяцев)

Да, что-то пропустил, напомните перечень воров, которые брали под 3% в западных банках в валюте и впаривали на местном рынке под 17-22% в рублях. Ну поломали банкстерам сей скромный бизнес, уронили рубль, взвинтили ставку, санкций добавили. Так куда раньше то смотрели, где было государство, если воры под госкрышей кредитовались и справа и слева. А теперь долги мешаем в одну кучу. Мне думается, надо бы по оффшорам поскрести. Тщательнее...

Аватар пользователя DieZel
DieZel(11 лет 2 месяца)

Избитой фразой Вам отвечу: приватизация прибылей, национализация убытков.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(11 лет 7 месяцев)

Вы видно сантехник от экономики, всё время чушь ретранслируете? Наши корпорации под 3% никогда не занимали, эту привелегию США нам не давали никогда. 

Личный бан до конца января.

Аватар пользователя iR
iR(10 лет 5 месяцев)

Быстрое подтверждение. А лично вам, советую ближе к жизни быть. И не нападать на не знакомых людей. Удачи.

Аватар пользователя ViSlav
ViSlav(9 лет 4 месяца)

ЦБ то при чем? За госдолг вроде же Минфин отвечает?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(8 лет 11 месяцев)

А вы по итогам 16-го года посмотрите. И потом, ЦБ немного  играл на понижение перед большими выплатами

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(11 лет 7 месяцев)

Бред. Если баксы отложены в ЗВР, для страны они как раз нужнее всего в ситуации типа прошлогодней. Эльвира зайка и профессионал.

Аватар пользователя Lyonya
Lyonya(8 лет 7 месяцев)

при выручке по энергоносителям самизнаетекакой

Какой ? Давайте с циферками.

 

Аватар пользователя Rurouni
Rurouni(12 лет 3 месяца)

Ни хрена себе "не имеет особого значения".

К выплате за первое полугодие $51,5 млрд, Это немножко так 4 трлн рублей по текущему курсу. За полгода (!). А у нас весь годовой федеральный бюджет 16,2 трлн рублей. Получается за пол-года отдадим сумму равную половине бюджета за тот же период.

Комментарий администрации:  
*** Трачу время людей впустую - задавая одни и те же вопросы и игнорируя ответы ***
Аватар пользователя greench_unblocked
greench_unblocked(8 лет 3 месяца)

Это только для должников-импортеров проблема. Экспортеры получают доход в валюте и с этих доходов отдают долги. Им курс рубля вообще по барабану, а точнее - чем ниже рубль, тем им лучше. А если некоторые импортеры, которые суть паразиты на экономике России, отомрут, то ничего страшного.

Аватар пользователя Rurouni
Rurouni(12 лет 3 месяца)

К сожалению, это общая наша с вами проблема, т.к. в отсутствии рефинансирования это отток капитала и снижение курса рубля.

Комментарий администрации:  
*** Трачу время людей впустую - задавая одни и те же вопросы и игнорируя ответы ***
Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(11 лет 7 месяцев)

Проехали. Пережили. А вот "инвесторы", переложившиеся в акции на NYSE и в госдолг США, могут уже с деньгами распрощаться навсегда (если новых лохов не найдут, НО ГДЕ?).

Аватар пользователя Rurouni
Rurouni(12 лет 3 месяца)

С чего бы? Они-то как раз деньги не потеряли, доллар прилично вырос ко всем валютам. Особенно к рублю, который девальвируется сейчас быстрее всех. Потеряли те, у кого зарплаты и/или сбережения рублевые. То есть мы с вами.

Комментарий администрации:  
*** Трачу время людей впустую - задавая одни и те же вопросы и игнорируя ответы ***
Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(11 лет 7 месяцев)

Деньги по настоящему полезны, лишь когда ты на них купил что-нибудь непосредственно для себя полезное. А "инвестиции" - это ПОКА не деньги и даже не рубли / доллары. Это лишь АКТИВ, но прибыль НЕ РЕАЛИЗОВАННАЯ. 

Вот купят дом/ печку/ гречку / тушёнку/ бензин, можно будет сказать, что спекуляция удалась. А пока что даже трежуря США и даже доллары США - объективно, лишь удобный для общества инструмент накопления, работающий на доверии. То есть те же акции, но ещё более фиатные, зато общепринятые как средство расчётов. Нет доверия - и фундаментальная стоимость денег обнуляется.

Аватар пользователя Rurouni
Rurouni(12 лет 3 месяца)

Есть у нас Вася и Петя. Вася в начале 2014 года перевел свои сбережения в $, а Петя оставил рублях.

Сейчас Вася имеет в 2,28 раза больше денег, чем Петя. И может купить в 2 с лишним раза больше материальных благ, хотя на начало 2014 года их сбережения были одинаковы. Так что разница не эфемерна, а вполне реальна.

А пока что даже трежуря США и даже доллары США - объективно, лишь удобный для общества инструмент накопления, работающий на доверии. То есть те же акции, но ещё более фиатные, зато общепринятые как средство расчётов. Нет доверия - и фундаментальная стоимость денег обнуляется.

Судя по растущей пропорции валютные/рублевые депозиты, доверие к рублю в нашей стране стремительно уменьшается. 

Комментарий администрации:  
*** Трачу время людей впустую - задавая одни и те же вопросы и игнорируя ответы ***
Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(10 лет 5 месяцев)

Не свисти, Федеральный бюджет на 2015 год был - 73 515,0 млрд руб. 

Изучи мат-часть - здесь    Что за убогие неадекваты хрень несут в массы народные?  Это что-то......

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя Rurouni
Rurouni(12 лет 3 месяца)

Названная вами цифра - это ВВП.

 

    1. Утвердить основные характеристики федерального  бюджета  на

2015 год, определенные исходя из  прогнозируемого  объема  валового

внутреннего продукта  в  размере  73  515,0  млрд.  рублей и уровня

инфляции, не  превышающего  12,2  процента 

А вот дальше идет сам размер бюджета:

общий  объем  расходов  федерального бюджета в сумме 15 417 298 311,9 тыс. рублей

 

Или 15,4 трлн рублей. Это на 15й год, а я называл цифры бюджета-2016.

Так что совершенно с вами согласен про убогих неадекватов, несущих хрень в массы. Изучайте матчасть, дабы не быть таким.

Комментарий администрации:  
*** Трачу время людей впустую - задавая одни и те же вопросы и игнорируя ответы ***
Аватар пользователя Арахнолог
Арахнолог(8 лет 5 месяцев)

гы-гы

Комментарий администрации:  
*** Уличен во флуде и политоте, рекомендуется банить при рецидивах ***
Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(10 лет 5 месяцев)

Гы - Гы - Гы....       Дебил...

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя Производственник

Путинслил. И сливает. Я за такие сливы.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(12 лет 2 месяца)

Вычтите из внешнего долга суммы уворованных средств - получите большой плюс...))) просто мало-кто задумывался над этим, а ведь всё на поверхности - методы ограбления страны и одновременным её порабощением через внешние долги, искусственная система препятствования финансированию внутренних предприятий за счёт высоченных процентов и шикарный способ "хранения" средств, при котором иностранные предприятия могут кредитоваться за очень скромные проценты. Система пока работает против экономики РФ, но это пока...

Аватар пользователя mon4a
mon4a(8 лет 8 месяцев)

Долги сокращаются - и по тону статьи это достижение.
Когда долги наращивались - это тоже было достижением либеральной экономики и свидетельством интеграции России в мировую экономику.
Как ни крути - официальная позиция всегда выигрышная.
Однако, расплачиваемся за эти бездумные и безответственные поступки руководителей госкомпаний и госкорпораций мы с Вами. По мне так давно пора запретить кредитование в валюте любых компаний в которых участвует госкапитал, а также полностью частных, но стратегических компаний. Только в рублях!
А остальные - пжалст... при условии что за свои действия они отвечают сами и если начинают гореть на курсовой разнице то туда им и дорога. Банкротство и распродажа активов... только так  кредитованию будут относиться как к инструменту развития а не как к инструменту вывода бабла..

Аватар пользователя Kovcheg
Kovcheg(8 лет 3 месяца)

Другого, по идее, быть не должно.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(11 лет 7 месяцев)

Согласен, госсектор может и ЦБ в рублях дёшево финансировать.

Аватар пользователя gobb
gobb(10 лет 3 дня)

"... В результате, за последние два года внешний долг сократился на 30 процентов - до 522 миллиардов на 1 ноября 2015 года. И это несмотря на ухудшение ситуации в экономике..."

Глупости. Ситуация в экономике ухудшилась, так как нехватает капитала, то есть доступных кредитов.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(8 лет 11 месяцев)

Да-да, больше кредитов - больше долгов: чужие примеры они ведь ничему не учат

Аватар пользователя gobb
gobb(10 лет 3 дня)

Без кредитов развитие невозможно в принципе.

Страницы