Минфин отказался от продления субсидирования ипотеки

Аватар пользователя Satprem

МОСКВА, 19 янв - ПРАЙМ. Российское правительство отказалось от продления субсидирования льготных ставок по ипотеке на первичном рынке жилья, однако идет разработка новых мер государственной поддержки рынка недвижимости, сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева.

"Субсидирование ставки по льготной ипотеке продлеваться не будет. Это не означает, что не будет других мер поддержки ипотеки", — рассказал чиновник. О каких именно мерах поддержки идет речь, Моисеев не уточнил.

В 2015 году правительство страны планировало выделить 20 млрд рублей российским банкам для субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам, выданным на приобретение жилья на первичном рынке недвижимости. Таким образом, ставки по льготной ипотеке не превышали 12% годовых. Планировалось, что банки смогут выдать льготных ипотечных кредитов на 400 млрд рублей. Позже Кабмин расширил программу субсидирования ипотечных кредитов до 700 млрд рублей. Действие этой программы заканчивается 1 апреля 2016 года.

15:28 19 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА 
НЕДВИЖИМОСТЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО / КОМПАНИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Источник: http://1prime.ru/mainnews/20160119/823068412.html

Банки ждут от государства продления мер поддержки ипотеки

МОСКВА, 19 янв - ПРАЙМ. Российские банки, воспрянувшие духом после решения властей с марта 2015 года ввести меры поддержки ипотеки, ждут продления этой программы, опасаясь падения темпов кредитования в случае ее отмены.

Правительство РФ, в соответствии с законом о льготной ипотеке, планировало в 2015 году выделить 20 миллиардов рублей российским банкам для субсидирования ставок по ипотечным кредитам на приобретение первичного жилья, чтобы они были не выше 12% годовых. Предполагалось, что это позволит банкам выдать ипотечные кредиты на 400 миллиардов рублей. Позднее правительство расширило программу до 700 миллиардов рублей по объему кредитов. Программа действует с 1 марта 2015 года по 1 апреля текущего года.

Однако кабмин, возможно, не продлит субсидирование льготных ставок по ипотеке, но может рассмотреть другие меры поддержки рынка, сообщил во вторник замминистра финансов Алексей Моисеев. В конце прошлого года Моисеев сообщал журналистам, что правительство обсуждает меры поддержки самих застройщиков.

МНЕНИЕ БАНКОВ

Программа поддержки ипотеки стала хорошим толчком к оживлению рынка в апреле 2015 года, в то время, когда ипотека на российском рынке была практически недоступна, говорит вице-президент, начальник управления развития залоговых продуктов банка "Открытие" (ХМБ "Открытие") Анна Юдина.

"Программа существенно поддержала строительную отрасль, создав спрос на объекты первичного рынка через доступную ипотеку. Мы бы поддержали продление программы - это позволило бы существенно нарастить темпы развития ипотеки", - сказала Юдина.

Сразу после окончания действия программы в апреле 2016 года темпы ипотечного кредитования могут снизиться, что связано с повышенным спросом перед окончанием действия программы. Но к середине года темпы, скорее всего, восстановятся, ожидает она.

Вероятно, на рынке произойдет перераспределение спроса в пользу вторичного рынка, так как условия ипотечного кредитования сравняются, и преимущество приобретения недвижимости на первичном рынке в виде льготной процентной ставки больше не будет существовать, ожидает Юдина.

В 2015 году около 60% всех кредитных выдач банка "Открытие" по ипотеке приходились на программу с государственной поддержкой, уточнила она.

Продление программы субсидирования государством ипотеки необходимо, убежден директор департамента ипотечного кредитования Банка Москвы Георгий Тер-Аристокесянц. "Стоимость фондирования остается достаточно высокой, и в отсутствие этой программы темпы кредитования могут существенно снизиться", - предупреждает он.

В 2015 году Банк Москвы MMBM выдал ипотечных кредитов в общем объеме около 30 миллиардов рублей, в рамках программы "Ипотека с господдержкой" было выдано свыше 6 тысяч кредитов на сумму более 11 миллиардов рублей, уточнил Тер-Аристокесянц.

Господдержка ипотечных ставок помогает и застройщикам, и заемщикам, рассуждает начальник управления массового рынка и кредитных продуктов Райффайзенбанка Александр Морозов.

"Государственная поддержка ипотечных ставок сильно помогает и застройщикам, и заемщикам. В марте 2015 года ее запуск оживил рынок и стимулировал его все это время. Программу можно закрыть, если ее заменить равноценной поддержкой ставок со стороны государства", - полагает он.

В случае, если программа продлена не будет, безусловно, темпы и объемы ипотечного кредитования понизятся, подчеркивает Морозов.

Государственная программа по поддержке ипотеки оказала существенное влияние на развитие ипотечного рынка в 2015 году, констатировали в пресс-службе банка "Уралсиб". Будущее ипотечного рынка РФ зависит от эффективности других мер государственной поддержки, добавили в банке.

Банк "Уралсиб" USBN +0,89% в прошлом году выдал 1,5 миллиарда рублей ипотечных кредитов против 3,9 миллиарда рублей в 2014 году. К госпрограмме поддержки ипотеки банк присоединился только в январе 2016 года, уточнили в пресс-службе "Уралсиба".

ЧТО ЖДАТЬ

Безусловно, программа сыграла позитивную роль на первичном рынке недвижимости – около 70% от всех ипотечных кредитов на "первичку" выдано в рамках госпрограммы, продолжает директор департамента по работе с застройщиками банка "ДельтаКредит" Олег Комлик.

"После завершения программы субсидирования, ставки по ипотеке на "первичку" вырастут на 2-3 процентных пунктов в среднем по рынку. Мы рекомендуем нашим клиентам, планирующим покупку жилья в новостройке, подать заявку и совершить сделку до 29 февраля 2016 года", - призывает эксперт.

Программа поддержки ипотеки – это, прежде всего, мера стимулирования строительного сектора, и лишь во вторую очередь – банковского. При этом после завершения программы господдержки и соответствующего роста ставок спрос на жилье в новостройках уменьшится, ожидает он.

Это значит, что банки в 2016 году будут еще активнее проводить специальные акции совместно с застройщиками, чтобы предложить клиентам более выгодные условия приобретения жилья, прогнозирует Комлик.

"Мы считаем, что рынок необходимо поддерживать системной работой, а не только краткосрочными акциями, нужно формировать рынок долгосрочного капитала, который сможет обеспечивать развитие ипотеки в России посредством различных инструментов", - сказал он.

"ДельтаКредит" выдал 28,8 миллиарда рублей ипотечных кредитов за 11 месяцев 2015 года, из них на кредиты в рамках программы приходится более 5,7 миллиарда рублей, сообщил Комлик.

Объем выдачи ипотечных кредитов по итогам 2015 года превысит 1,1 триллиона рублей, а в целом рынок сократился примерно на 35% по сравнению с показателем 2014 года, поделился эксперт своими данными. Объем рынка ипотеки по итогам 2016 года будет примерно равен объему 2015 года, заключил Комлик.

19:15 19 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА 
КОМПАНИИ / ФИНАНСЫ / БАНКИ

Источник: http://1prime.ru/finance/20160119/823076175.html

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Поддерживаю.  Поддержать рынок можно госзакупками или иными мерами прямой работы с производителями, без паразитарных посредников.

А поддержка именно ипотеки - это прежде всего рента в пользу ростовщиков, мотивирующая на рост пузырей к тому же.  
 

Аватар пользователя PapaLeto
PapaLeto(9 лет 5 месяцев)

я думаю, возможны исключения хотя бы в части социального жилья. Вы пророчите переход на новый "зимний режим", там как раз и потребуются много-много "койка-мест" для рабочих и крестьян

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Так госжилье тоже не требует участия ростовщиков, вариантов масса.

 

Аватар пользователя TekBoris
TekBoris(8 лет 4 месяца)

Отличная новость! После 1 апреля цены на новостройки пойдут резко вниз вслед за падением продаж на 25-30%.

Аватар пользователя startrack
startrack(11 лет 7 месяцев)

Очень хотелось бы, чтобы вы оказались правы.

Аватар пользователя tokomak
tokomak(12 лет 4 месяца)

Это вряд ли. У строительства жилья цикл - от пары лет и дольше. Каждый этап несёт определенные затраты, уже на стадии проектирования закладываются все особенности, которые напрямую, конкретно определяют стоимость будущего жилья. Те стройки, которые уже в процессе строительства - на выходе не выдадут резко подешевевших квартир, даже при полном стопоре продаж. А вот новые проекты - да, там может быть учтено очередное изменение в минус у строительного рынка, и будет заложено иное оборудование, материалы, даже площади и планировки квартир "побюджетнее"... - и вот они, новые проекты, уже смело могут стоить дешевле.

Т.е. цены могут претерпеть небольшой (совсем маленький) резкий одномоментный скачок вниз, и только в малой доле строящегося/продающегося жилья, а вот после, будет долгое и постепенное, но ощутимое снижение по всему рынку.

В, общем, слово резко - оно не верное, а так, конечно да. Строительный рынок сейчас довольно развитый, и монополии там уже давно нет.

Правда, всё это не касается столиц - это просто иная вселенная, моему пониманию не доступная.

Аватар пользователя -UMS-
-UMS-(9 лет 2 недели)

В подтверждение ваших слов смотрим: http://www.etalongroup.com/investors/news/2016/etalon-reports-4q-and-fy-...

Один из топовых застройщиков Спб (также строит в МСК). Ценник заряжен, дома не панельки. За год продажи упали на 16%, внутри года падение продаж было сильное, 3 - 4 кварталы выровняли ситуацию.

Смотрим на цены: средняя цена за метр выросла за год на 7%. Да сам по себе рубль обесценился за этот период сильно, но валютной составляющей в бизнесе застройщиков почти нет.

Вывод - резкого падения цен не будет, только если не будет нужен cash. Если срочно нужен cash - это уже плохой знак.

Аватар пользователя RML
RML(9 лет 10 месяцев)

Ценообразование у застройщиков имеет очень сложную и иногда, так сказать, не совсем белую схему. И падение спроса скорее приведет к разорению/падению застройщиков, долгостроем и новой волне обманутых дольщиков, нежели к какому либо реальному падению цен. 

В это же время, падение рынка новостроек приведет (уже приводит) к падению рынка производства и реализации всех строительных и отделочных материалов, а это уже дальше по цепочке приведет к спаду на рынке всех базовых и комплектующих материалов (из которых собственно производятся строительные и отделочные материалы), дальше снижение потребления электричества, некоторое падение рынка логистики и короче говоря увеличение безработицы т.к на улицу пойдут все от застрощиков и до водителей. 

Так что резать стимулирующий в виде ипотеки драйвер строительного рынка и только обещать на словах какие то другие стимулы - очень опасно для экономики России

Аватар пользователя Praedicatus
Praedicatus(9 лет 5 месяцев)

Согласен со всем, что было сказано выше, но с одним уточнением. Резать строительный рынок надо было раньше, когда только выстраивалась не совсем белая схема ценообразования у застройщиков. Резать сейчас  - очень опасно для экономики России.   

Аватар пользователя Тракторист
Тракторист(12 лет 1 неделя)

Все эти резкие падения ожидались и в 2008 году, только снижение было на 8-10 % а потом скачек на 15-20, это в Самаре. Зато подрядчиков застройщики душили требуя оплаты только половины от выполненного. Но признать надо что продажи сейчас встали. Мне за выполненные "выдали" однушку, нет даже звонков(((( все покупатели шли к застройщику по президентской  программе кредитования. 

Аватар пользователя Praedicatus
Praedicatus(9 лет 5 месяцев)

Печально. Сочувствую. Сам бывал в таких ситуациях.       

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

Если рухнет строителный рынок рухнет ВСЕ ,, выход есть ,строительные гос -корпорации ,по ценам минимальной рентабельности ,,но рынок должен жить ,,т к мультипликатор строительного рынка ОГРОМЕН Ждать у моря погоды и надеяться на вчерашний день ,,это топить экономику ,,в общем пришло время Рузвельта с его дорогами ,,

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

Да, не поспоришь , строительство - очень важная отрасль

Аватар пользователя Роман Р. Загидуллин

Критически важная, у нас в коробке из под холодильника НЕ прожить, а значит проблема реально доступного жилья стратегически и тактически важные задачи.

Аватар пользователя startrack
startrack(11 лет 7 месяцев)

Рухнет - сомневаюсь, а вот падение цен - наверняка будет. Слишком уж сильно они были задраны.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

Цены уже еще до начала (кмк) активной фазы кризиса, что впереди еще будет, уже завышены раза в 2 как минимум, если исходить из реальных доходов населения и покупательской способности и платежеспособного спроса.

Я думаю что (ипотеку просто вытолкает кризис с рынка...) не сразу конечно но за пару лет - вполне возможно.- большую часть подавляющая.

Аватар пользователя -UMS-
-UMS-(9 лет 2 недели)

Цены позволяют держать топовым застройщикам операционную рентабельность на уровне 25-30%. Так что "в 2 как минимум" тут нет. Во всяком случае в 2 раза их никто не снизит, иначе все помрут.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

Так или иначе падение цен будет, это я думаю понятно всем.

Аватар пользователя -UMS-
-UMS-(9 лет 2 недели)

Падение цен сейчас - это очень плохой знак. Как выше уже описали, строительный цикл в среднем 3 года. Если сейчас опустить цены на то, что было запущено в стройку по ценам двухлетней давности, все уйдут в жесткий минус и через 3 года на рынке будет дефицит. Падение через 3 года в силу увеличения предложения, например из-за создания подходящей для строительства инфраструктуры, дешевых кредитов и т.д. - вот это благо.

Дефляция это беда похуже инфляции.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 9 месяцев)

Если вам интересно мое мнение, то я считаю что предстоящий кризис - скорее депрессия на столько сожмет платежеспособный спрос, что обслуживать недвигу - платят комуналку, будет дороже чем приобретать жилье, после обвала мировых фондовых рынков, и окончания парадигмы фиатных-кредитных денег, а значит и социала и соц. гос-ва везде в мире. Лично я считаю, что позволить себе платить комуналку, к концу 2020 года самое позднее, смогут если не БП, не большее 1/3, а скорее не более 1/4 от нынешнего числа имеющих к ней доступ, через по сути перераспределение денег от гос-ва, к людям, - потом при всём желание власть имущих, на это не будет средств и возможностей.

Короче, нас ждёт жесткий дефляционный коллапс

 

Аватар пользователя 666
666(10 лет 2 месяца)

У меня такое же мнение. Вплоть до того, то квартиры будут сдаваться в аренду за коммунальные услуги. Но 20г похоже на перебор. Я думаю все будет падать медленнее.

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

Я вам иникатор час покажу ,,падение цены при падении обьемов продаж  ни чего нового ,,,,,,при чем в этом году было как раз под самый кризис введено рекордное количество новостроек

 вторичка падать будит медленнее ,там нет кредитных денег ,,но это от жадности и не понимания ,,,

 

Аватар пользователя 666
666(10 лет 2 месяца)

Вторичка коррелирует с первичкой.

Наш город в лучшие времена больше 300000 метров продаж в год осилить не мог. А 2015г ввели 500000 метров плюс еще очень много на подходе. Покупать это не кому.

Но я вижу, что строители темпов строительства не сбавляют. По нашему городу видна задумка в следующем. Настроить сколько позволяют деньги и бизнес закрыть. Рабочих на улицу, оборудование на металл и банкам под залог кредита. Оставшийся один собственник всего этого добра спокойно продает все настроенное пять семь лет до возможного оживления.

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

 Ну да ,а наш 2 миллиона выдал ,,РЕКОРД  даже в СССР столько не строили ,в аккурат под кризис

, НАИВНОСТЬ думать что переждут ,,банки не умеют ждать вкладчики  банков то же

 

Аватар пользователя 666
666(10 лет 2 месяца)

Самое прикольное слушать губернаторов дебилов, которые этими цифрами отчитываются и хвастаются центру. Как будто сколько не построй, как при Советской власти, все будет бесплатно роздано населению.

Аватар пользователя Samarin
Samarin(9 лет 2 месяца)

Дефицита не будет. Снизятся цены на стройматериалы и участки, и люди наконец смогут строить и жить в нормальных собственных домах, а не в этих ущербных квартирах по 30-50 т  кв.м.

Аватар пользователя -UMS-
-UMS-(9 лет 2 недели)

Сори но это откровенный бред

Аватар пользователя LvKiller
LvKiller(9 лет 9 месяцев)

Про "жесткий минус" не согласен по причине: банчат метром по 50 кусков, вкладывая в него за 2 года меньше 13. Хотя... в законченном доме часть квартир отходят "чЕстным пизнесменам в законе" - приемным комиссиям, закрывающим глаза на все огрехи. Сам видел, как в одном из домов из девяти металлических армопоясов сварено было только два. И что? Сдали... думаю, пять конур это стоило необъятной морде лица, гордо именующей себя "девелопером". Таких правильно именовать жуликами, ворами и массовыми убийцами (в недалеком будущем).

Комментарий администрации:  
*** отключен (маты, гнилой жаргон) ***
Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

Это вы по рынку посчитали ,,нет не так ,начиная с приобретения земельного участка ,,прибыль минимальная ,далее строительство ,подключение , обслуживание по всей цепочке ,,  Еще  РАЗ  на уровне минимальной рентабельности ,,будит и в три раза ,но стройку оста навливать нельзя ,в плодь под гарантии ,реализации построенного ,,,давая целевые кредиты ,, ипатеку , итд  в общем опыт есть ,СССР

о рынке  забудьте ,,его уже нет нигде ,,

Аватар пользователя Praedicatus
Praedicatus(9 лет 5 месяцев)

Не забывайте, что операционная рентабельность застройщиков напрямую зависит от цен на материалы и субподрядные работы. А там есть куда падать и, главное, есть причины падать. Последние десять лет рост цен поддерживался искусственно, в основном за счет ипотеки. Вся цепочка вниз от застройщика отрастила крылья и эти крылья стали мешать ей ходить. Все эти лизинги оборудования, бартерные цепочки, конкурирующие производства и т.д. Плотина держится пока не выпал один из кирпичиков. А их много.     

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

Это рынок ,рискнули попали ,,и цены будут падать пока банк не заберет ,,хоть до нуля

Аватар пользователя Praedicatus
Praedicatus(9 лет 5 месяцев)

Так было в 2008-2009. Но тот кризис строителей кое-чему научил и банкам мало чего от застройщиков достанется. Скорее пострадают обычные ипотечники. Вот их реально жалко. А что касается прогнозов, но недвижка просядет, но незначительно. Продажи будут коллапсировать и основная масса покупателей уйдет в обмены, маскируемые под цепочки купли-продаж. Поначалу люди с деньгами будут скупать супер дешевые объекты у строителей и держать рынок. Потом деньги кончатся и у них. Сами застройщики, дольщики и т.п. поувольняют всех, кого можно и уйдут в режим спячки. Со временем цены на все подрастут, недвижка - нет. Зато банкам не придется затыкать дыры в балансах.        

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

Что значит уйдет ? она уже ушла ,,посмотрите обьемы продаж ,, на цены смотреть  не нужно ,я б с вами согласился  на счет спячки если б  застройщики на свои строили ,,а так ,,опять на баланс банков многое уйдет в виде \ликвидных активов \ это было в 2008 годе в омериках ,у нас было но краем ,,а вот сейчас глухо накрывает ,,

даже если нефть будит через пол года год по100 ситуацию это не выправит ,

Аватар пользователя zibars
zibars(9 лет 3 месяца)

 

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

2013 год ,а почему не 2007? и нефть не по 30

Аватар пользователя djsantehnik
djsantehnik(11 лет 6 месяцев)

потому что в рублях
 

Комментарий администрации:  
*** отключен (белоленточная пропаганда) ***
Аватар пользователя zibars
zibars(9 лет 3 месяца)

2013=2014=2015,но не равен 2007.Кирпичи не делают из нефти.

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

ВСЕ  делают из нефти -энергии ,и цена на все -производное от нефти

Аватар пользователя zibars
zibars(9 лет 3 месяца)

Нефть не оределяющий фактор в данном контексте.И цены на неё тут ни при чём.

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

Посмотрите на обьемы продаж ,и цены ,,найдите причину ,

Аватар пользователя zibars
zibars(9 лет 3 месяца)

Затрудняюсь понять-о чем Вы ведете речь..Я о том,что слухи о запредельности цены на метр,глядя на её себестоимость,сильно преувеличены.И что уменьшить их как минимум в два раза надо-это перебор.А то что экономика падает в целом из-за нефти,во-многом-дык с эти никто не спорит.И продажи валятся..

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

Вот об этом ,и тянуть нельзя ,писал еще год назад ,тогда было ясно куда это приведет ,,перекосы в экономике это всегда тяжелейший кризис

 

Если рухнет строителный рынок рухнет ВСЕ ,, выход есть ,строительные гос -корпорации ,по ценам минимальной рентабельности ,,но рынок должен жить ,,т к мультипликатор строительного рынка ОГРОМЕН Ждать у моря погоды и надеяться на вчерашний день ,,это топить экономику ,,в общем пришло время Рузвельта с его дорогами ,,

Аватар пользователя Роман Р. Загидуллин

Ну да, скажут они свои реальные доходы, конечно (рыночная цена минус себестоимость = грязный доход) самоубийцами застройщики точно не являются. У меня на 2012 год были сведения, что затраты выручка по строительству минимум 1 к 7....просто слух, примите без пруфа.

Аватар пользователя БАРбос
БАРбос(11 лет 2 месяца)

Точно так, самое время всю стройку взять под контроль, она сама по себе по моему 10% ввп, - сколько там теневого крутиться, а уж работы на многие года в три смены.

Аватар пользователя Kvazar_Old
Kvazar_Old(10 лет 1 неделя)

Что значит рухнет? Разорятся донстрои, су и  другие динозавры? Ну туда им и дорога, их время безудержного роста цен покрывающего чудовищную не эффективность бизнеса и дикой коррупции позволяющей строить что угодно, как угодно и где угодно - давно прошло.

На их место придут нормальные застройщики, а собственно сами строители-подрядчики только будут рады смене заказчика на более адекватного.

Аватар пользователя vasilev
vasilev(12 лет 3 месяца)

А вот так рухнет и все ,,и банкам кисло не будит ,,и многим кому еще ,,,

 придут новые ? это как ?в новой парадигме ?,вы не поняли ,,без государства ни кто уже не придет ,,и государство должно расчистить завалы с корубционными и иными схемами ,что б было ,более менее тлело и крутилось

Аватар пользователя -UMS-
-UMS-(9 лет 2 недели)

Открою секрет полишенеля. Среди негосударственных строительных холдингов нет невзаимозависимых заказчиков и ген подрядчиков. Вы тут глупость написали откровенную.

Аватар пользователя -UMS-
-UMS-(9 лет 2 недели)

Ну за год продажи у ЛСР в Спб уже упали на 45% в метрах. Конечно, 2014 год был исключительно хорошим у застройщиков. Но дальнейшее падение продаж создаст уже проблемы с обслуживанием долгов. 

Согласен, что лучше поддерживать предложение, а не спрос. Но проблема в том, что одну программу закрывают, а другой нет.

Кстати, даже отмена этой ипотечной темы не должна кардинально обрушить продажи. Не надо паники. 

Аватар пользователя Dkar
Dkar(8 лет 4 месяца)

У лср малые рублевые долги......ещё как обрушит рынки!)

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(9 лет 2 месяца)

Надо бы не банкам субсидировать льготную ипотеку, а конкретным гражданам.

Страницы