Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Социал-дарвинизм: новые зеленые ростки от голландских химиков

Аватар пользователя kue

Мы не знаем и, вероятно, никогда не узнаем, как зародилась жизнь. Сколько бы сил ни потратили на эту задачу химики, информатики, биологи, физики, философы, мы в лучшем случае получим лишь приближение к решению, но никогда решение в точности. Просто потому, что слишком много времени прошло и прямых улик скорее всего не осталось. Будут версии, будут теории — по-разному, но в общем хорошо объясняющие начальный толчок и первые шаги живого — но поставить точку и выбрать единственно правильную версию, конечно, не удастся.

С другой стороны, так ли уж она необходима? Ведь увлекателен сам поиск, промежуточные находки и предположения, позволяющие ставить новые вопросы и проводить новые параллели, уже не связанные с собственно зарождением жизни. Вспомните Кристофа Адами: его концепция жизни как информационного феномена приносит свои плоды, например, в исследованиях космоса, где с её помощью разрабатывают новаторские методы поиска живого за пределами нашей планеты. Точно так же работа, о которой сегодня пойдёт речь и которая, кстати, перпендикулярна наработкам Адами в инструментальном смысле, выводит на вопрос прямо-таки библейский: о необходимости смерти, ни больше ни меньше!

Работа эта выполнена группой голландских химиков (Sijbren Otto и др.) и опубликована в последнем номере журнала Nature Chemistry. Я не химик, а потому опишу её очень приближённо — и если среди читателей найдутся специалисты, то как всегда буду признателен за дополнения и поправки. Но суть проста. Голландцы смогли первыми смоделировать с помощью искусственных, т.е. «собранных вручную», химических соединений, фундаментальные механизмы жизни, а именно репликацию и видообразование.

Крутится всё вокруг созданной в лаборатории молекулы, часть которой составляют пептиды (дальние родственники белков: они тоже составлены из аминокислот, но в тысячи раз короче). Помещённая в благоприятную среду, такая молекула начинает усложняться: заимствует из питательного раствора «строительные блоки» («пищу»), присоединяет их к себе и таким образом формирует кольцеобразную структуру. Затем кольца выстраиваются в пирамиду. Пирамида, в свою очередь, растёт до некоторой высоты, после чего распадается на две независимых части — которые продолжают «развиваться» аналогичным образом. И, поскольку процесс копирования подвержен сбоям, «дети» слегка отличаются от «родителей», что, в частности, позволяет им «учиться» использовать новые строительные блоки, т.е. фактически образовывать новые «виды».

Правда напоминает живую клетку? Авторы, впрочем, не претендуют на разгадку зарождения жизни. В их понимании это просто интересная модель, демонстрирующая возможность появления живого чисто химическим путём. Так же молекулы могли самоорганизоваться в «первичном бульоне» миллиарды лет назад. Главная заслуга голландцев в том, что они первыми добились этого на искусственных химикатах (без применения сложных образований вроде РНК, которые сами порождены эволюцией живого). Их работа доказывает, что возникновение процессов, характерных для живой природы, возможно на сравнительно простых химических соединениях, что сильно повышает шансы зарождения жизни без привлечения разумного творца.

Однако самое вкусное в том, куда эксперимент собираются двигать дальше. Сейчас в построенном голландцами реакторе отсутствует внешняя сила, которая принуждала бы биоподобных репликантов (кольца и пирамидки) к самосовершенствованию. Выражаясь образно, они существуют в раю, где еды всегда достаточно и размеры которого бесконечно велики. Поэтому авторы эксперимента намерены приблизить условия к реальным, а именно ужесточить их: изменять со временем и устроить так, чтобы наименее приспособленные особи из реактора вымывались. Попросту, они планируют ввести в свой симулятор смерть. И это демонстрирует эволюцию с неожиданной стороны.

В самом деле, нам, с нашей вечной мечтой о бессмертии, трудно согласиться с принципом о необходимости ограничения продолжительности жизни. Но получается, эволюции без смерти не бывает.

Что произойдёт, если оставить устроенный исследователями «рай» без изменений, в том виде, в каком он существует сейчас? Живое станет расти хаотично, не имея направления для развития. Вероятно, виды, наиболее быстро размножающиеся, получат преимущество, но в итоге, использовав все питательные вещества или ограниченная пространством, «цивилизация» колец и пирамид застынет. Чтобы развитие продолжилось, необходимо ввести принцип смертности!

Это может сделать творец, изменив условия таким образом, что наименее приспособленные станут разрушаться или вымываться из раствора (как и планируется). Но это может сделать и само творение — научившись пускать в пищу менее «талантливых» собратьев. В обоих случаях результат один: менее приспособленный выстелит своими костями дорогу более приспособленному. И эволюция не только продолжится, а и, вероятно, пойдёт быстрее: ведь у видов появится стимул цепляться за жизнь, а у популяции в целом — естественный отбор в чисто дарвиновском понимании.

Тут, правда, мы ступаем на скользкую тропу предположений, подменяя эксперимент гипотезой. Точно так же можно предположить, что роль смерти в качестве двигателя эволюции способно сыграть, например, разделение полов: скрещивание наиболее удачных особей тоже, возможно, поспособствует более быстрому продвижению по эволюционному древу. Однако аргументом в пользу решающей роли смерти служит ограниченность ресурсов. Реальный мир ведь сильно отличается от райских кущ. Энергия конечна, жизненное пространство ограничено — значит, каким бы хитрым трюкам репликанты ни научились, старикам придётся освобождать место, уступать его молодым. Уступить место в их же собственных интересах, если только они «мыслят» как популяция, а не как отдельная особь.

Печальная правда жизни! Грустный урок, не заучив которого, эволюция не пустила бы нас дальше первого класса…


Источник - тут..

ps Чтобы правильно понимать такого рода тексты следует читать еще и вот это - тут..

Комментарий редакции раздела Жизнь есть Экспансия

нормальная популяризаторская статья.

автор статьи не может сделать следующий шаг

- ограничен в ресурсах? ищи новый ареал!

выходи в ранее неисследованые среды.

совокупный годовой военный бюджет стран мира - порядка 1 трлн долл.

ежегодно 1 трлн грина.

даже на часть годового бюджета можно построить подводный город или постоянную базу на Луне.

 

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя OratorFree
OratorFree(2 года 7 месяцев)(12:59:10 / 14-01-2016)

Хрень. Без наследования нет эволюции.

Аватар пользователя И-23
И-23(2 года 2 месяца)(13:01:21 / 14-01-2016)

Угу.
Осталось доказать, что наследование сводится к «аппаратной» (биологически предопределённой) составляющей.

Аватар пользователя grr
grr(2 года 10 месяцев)(15:51:38 / 14-01-2016)

Без наследования нет эволюции.

Формально вы не правы, наследование заключено в структуре этих образований.

Аватар пользователя OratorFree
OratorFree(2 года 7 месяцев)(19:19:54 / 14-01-2016)

Объясните как.

Что носитель информации, как она хранится, как воспроизводится, как мутирует (модифицируется).

Аватар пользователя grr
grr(2 года 10 месяцев)(22:06:33 / 15-01-2016)

Объясните как.

Жесткое ИМХО. Собственно есть такая структура как рибозимы, считается, что это именно с них началась эпопея нуклеиновых кислот, и вообще Жизни. Эволюция их происходила следующим образом, цепочки специализировались на воспроизведении себя любимых и разрушении злобных конкурентов, побеждали самые эффективные продуманы, которые и себя успевали воспроизвести и врагам накостылять, причем информация хранилась прямо непосредственно в цепочке РНК, которая самособиралась в необходимую структуру после синтеза на самой себе. Выживали естественно, только самые эффективные цепочки.

Теперь переходим к структурам описанным в статье (хотя надо признать описаны они весьма туманно), как я понял материал, создаются структуры которые максимально эффективно перерабатывают мономеры в полимеры и тем самым конкурируют друг с другом. Таким образом идет выбор наиболее эффективной конденсирующей структуры, эффективность же структуры зависит от ее строения, причем, судя по статье эти структуры сами себя воспроизводят. В их структуре заключается их наследственность и изменчивость. Как-то так...

Аватар пользователя И-23
И-23(2 года 2 месяца)(13:02:10 / 14-01-2016)

Вот что бывает если по 70 лет не издавать трудов академика Кропоткина.

Аватар пользователя kue
kue(3 года 5 месяцев)(13:04:45 / 14-01-2016)

Кстати, когда-то читал Кропоткина, но давно. А Вы могли бы в тезисном варианте изложить основные идеи Кропоткина для возбуждения, т.с., дискуссии? ))

Аватар пользователя вилюй
вилюй(5 лет 10 месяцев)(13:18:19 / 14-01-2016)

глянул стать анлаза. Парень пишет интересно.
 

Аватар пользователя И-23
И-23(2 года 2 месяца)(16:38:22 / 14-01-2016)

Компактно пересказывать монографию — дело унылое.
Из принципиального могу сформулировать следующий вывод:
Социал-дарвинизм суть востребованное платёжеспособным спросом толкование акцентов начальной редакции теории эволюции сэра Чарльза Дарвина (который на начальном этапе решал задачу не столько установления Истины, сколько преодоления инерции научного сообщества).
Настолько пришедшееся ко двору (помним содержание монографии Мануэля Саркисянца), что позднейшие работы… не удостоились столь широкой известности (наука куда скучнее борьбы за место под солнцем).

По теме у товарища князя я рекомендовал бы внезапно не трактат о взаимопомощи (из доступного оптимальным полагаю издание 2010 года в серии «Размышляя об анархизме»), а «Этику». Но здесь приемлемого варианта в Сети мне не известно. Читать же _научную_ работу без сносок — форма извращения. Если получится найти на бумаге — обязательно!

Аватар пользователя kue
kue(3 года 5 месяцев)(16:43:13 / 14-01-2016)

Да-да, именно "Этику" Кропоткина - согласен ! )

Аватар пользователя СергиоПетров

Я наверное что то не понял но какое отношение к данной статье имеет "Социал-дарвинизм:"?

 

"До какой даты установлена премодерация на Пульсе: 
пятница, 5 февраля, 2016 - 16:00
Причина премодерации: 
<Заголовки не соответствующие материалу> (alexsword)"
Аватар пользователя btk
btk(2 года 5 месяцев)(14:06:42 / 14-01-2016)

Вот это (из коммента к статье в Компьютерре)

Из статьи можно сделать и такой вывод: виду, взявшему собственную эволюцию под свой контроль, смерть уже не нужна

Я, кстати, полностью согласен с этим мнением. 
 

Аватар пользователя kue
kue(3 года 5 месяцев)(14:27:20 / 14-01-2016)

А вот чтобы понять получше я и привел ссылку на еще одну статью - http://anlazz.livejournal.com/71000.html

Социал-дарвинизм вообще это натягивание отношений примитивных биологических обьектов на гораздо более сложный общественный социум. Именно такой подход и характерен для обществ радостно идущих к фашизму.. 

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(15:59:20 / 14-01-2016)

это глупость

эволюция (изменения) невозможна без естественного отбора (смерти).

это абсолютно!

вечно-живущий таким же и останется, каким его спроектировал геном.

Аватар пользователя И-23
И-23(2 года 2 месяца)(16:40:58 / 14-01-2016)

Включите в модель уникальность вида Homo Sapiens и фактор второй сигнальной.
Биологические привязки сохраняются, но меняют смысл, а их роль ослабевает.

ЗЫ: Эволюция возможна _ТОЛЬКО_ путём «естественного отбора»? При использовании технологии искусственного отбора это уже не эволюция?

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(18:13:01 / 14-01-2016)

Эволюция возможна _ТОЛЬКО_ путём «естественного отбора»? При использовании технологии искусственного отбора это уже не эволюция?

это уже "евгеника" и / или "животноводство"

Аватар пользователя И-23
И-23(2 года 2 месяца)(16:14:42 / 15-01-2016)

Вы не правы!
Во-первых, есть не менее важная тема растениеводства.
Во-вторых, понятие «евгеника» можно датировать не ранее конца XVIII века. Искусственный отбор на несколько тысяч (скорее — десятков тысяч) лет старше.
Хотя можно предположить погрешность упрощения понятия «естественный отбор».

Не менее интересен и важен вопрос о причине табуирования «евгеники».
И. Вы уверены в том, что все (включая авторов запрета) обременят себя его строгим выполнением?

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(16:30:05 / 15-01-2016)

1. и растениеводство (благодарю за уточнение).

2. кто-то ставил временные рамки? названия меняются ,пусть будет не евгеника, а селекция.

3.

Не менее интересен и важен вопрос о причине табуирования «евгеники».
И. Вы уверены в том, что все (включая авторов запрета) обременят себя его строгим выполнением?

мы это не обсуждали выше.

Аватар пользователя И-23
И-23(2 года 2 месяца)(10:02:00 / 22-01-2016)

Было бы интересно посмотреть на разворачивание принципа до доказательства этической недопустимости селекции в растениеводстве.

Есть мнение, что евгеника и селекция различаются не столько во времени, сколько по предмету отбора.

По моему опыту цитированный вопрос автоматически подразумевается.
В Вашем, вижу, это требует как минимум обоснования.

И благодарю.
Из данной нити обсуждения оформилось понимание определения «табу» в пространстве терминов современной науки.
И вопрос о причине запрета Разуму обращать свою созидательную активность на самое себа.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(16:18:13 / 22-01-2016)

Не понял.

Я противник процесса "евгеника" как "выведение".

Пр и том во считаю нормальным проведение скрининга и анализов на совместимость.

Медицинские показатели - да.

Со циальные -нет.

В обсуждении термина "евгеника" не вижу ничего плохого.

-------

Ты с какими-то собственными тараканами борешься.

Аватар пользователя gerstall
gerstall(5 лет 9 месяцев)(14:23:54 / 14-01-2016)

Очень интересно.

Если копнуть модель, то вопрос, на который она выводит, несколько сложнее смерти. Пока питательной среды достаточно, объект движется. Т.е. делится, растет и изменяется. Условно "живет". Когда питательная жидкость кончится - процессы остановятся, химические соединения или развалятся, или останутся в стабильном состоянии (условно, умрут). Ни к какому зарождению жизни как постоянного процесса это не приведет. Жизнь - это уже не дуализм смерти, это - борьба за существование, конкуренция за питательную среду (связанную другими организмами) и, как следствие, убийство. Смерть, как запрограммированная неизбежность - эффективный механизм эволюции, но не обязательный даже для достаточно сложных организмов (и примеры есть), их рано или поздно достает статистическая неизбежность убийства.

Очень интересная работа. Обнаружение механизма, сподвигнувшего одно химическое соединение сожрать другое, подвело бы еще было ближе к разрешению вопроса: сотворило ли себя творение планеты Земля самостоятельно, али все-таки внешний творец хотя бы в форме инопланетной бациллы с кометы присутствовал. Ну и феномен разделения на флору и фауну чрезвычайно интересен - чертовски непонятен качественный скачок при переходе к сложнейшему процессу фотосинтеза, который затруднительно обосновать поступательным эволюционным движением от простого к сложному.

Аватар пользователя kue
kue(3 года 5 месяцев)(14:30:11 / 14-01-2016)

Еще раз: дело не в научном изыскании очередных западных ученых, а некоторые не совсем, мягко говоря, уместные коннотации с социально развитым человеческим обществом. 

Аватар пользователя gerstall
gerstall(5 лет 9 месяцев)(14:59:38 / 14-01-2016)

Развитие (оно же - рост энтропии) зиждется на трех китах - кооперации, конкуренции и специализации. И не существует в настоящий момент противоречий этому принципу ни в мире материи от галактик до лептонов,  ни в биологии, ни в социальной сфере. Социал-дарвинизм гипертрофирован в сторону конкуренции, коммунизм - в сторону кооперации. Общество, подобравшее в своем ареале наиболее разумный баланс этих "трех составных частей и основных источников", именуемый "культура", в развитии выпрыгивает вперед. Как коннотация социал-дарвинизму эта работа может выглядеть разве что в нашем обществе в текущей исторической ситуации - больно уж шарахаемся от идиотской концепции нового человека, эдакого сказочного голема -альтруиста, к не менее идиотской "рыночной" экономике с "ВЫМРЕТ 30 МИЛЛИОНОВ - они не вписались в рынок". 

Социально развитое общество - сложнейший организм, построенный на наиболее эффективном компромиссе эволюционных сил.

 

Работа ученых очень хорошая. Ну а социологические коннотации этой работе -- плод неуместной фантазии, который не стоило выносить в заголовок. Тут Алекс прав.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(16:04:44 / 14-01-2016)

Именно так!

Аватар пользователя kue
kue(3 года 5 месяцев)(16:46:40 / 14-01-2016)

Нет, не так. В последнем абзаце есть упоминание неких "стариков", которые должны освободить место под солнцем для молодых. Понятие "стариков" где-то раскрыто в этой "научной" статье?  А может быть это то поколение, которое еще застало СССР?  Вам хочется попасть именно под это определение при "раздаче печенек" некой Нуланд? Я к тому, что это уже не наука, а пропаганда и то, что ее не видит Алекс для меня не указивка

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(18:19:09 / 14-01-2016)

1. статья не "научная" по определению.

2. я этот абзац пропустил при чтении

Реальный мир ведь сильно отличается от райских кущ. Энергия конечна, жизненное пространство ограничено — значит, каким бы хитрым трюкам репликанты ни научились, старикам придётся освобождать место, уступать его молодым. Уступить место в их же собственных интересах, если только они «мыслят» как популяция, а не как отдельная особь.

нуланд не должна назначать, по определению. здесь тебя поддерживаю полностью.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(01:28:08 / 15-01-2016)

Уверены, что развитие - это рост энтропии?

Аватар пользователя И-23
И-23(2 года 2 месяца)(16:42:58 / 14-01-2016)

Буржуи неинтересны практически от слова «вообще».

В контексте обсуждаемого вопроса я бы рекомендовал знакомство с научным наследием русского марксизма (А. Богданов, «Тектология»).

Аватар пользователя kue
kue(3 года 5 месяцев)(17:04:51 / 14-01-2016)

По поводу Богданова хорошо бы еще рекомендовать и Ленина читать, а то может сложиться несколько однобокое представление )  ".. неслучайно Ленин целых восемь страниц в своем «Материализме и эмпириокритицизме» посвятил Богданову, озаглавив параграф пятый главы четвертой «Эмпириомонизм А.Богданова».."

Аватар пользователя И-23
И-23(2 года 2 месяца)(17:54:59 / 14-01-2016)

Несомненно.
Но за критиками ВИЛа нельзя забывать и оригиналы.
И потом, «Тектология» ≠ «Эмпириомонизм».

ЗЫ: И вообще, с большевиков отдельно спросится за «Нищету философии» и планы издательства «Голос Труда» на помнится 1922 год!

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(2 года 3 месяца)(14:33:08 / 14-01-2016)

"ведь у видов появится стимул цепляться за жизнь"(c)

1. Какую жизнь? Где автор её увидел?

2. Откуда возьмётся стимул и что это такое?

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя AriesGoth
AriesGoth(3 года 5 месяцев)(15:31:57 / 14-01-2016)

Прионы функционируют по похожему принципу

Аватар пользователя grr
grr(2 года 10 месяцев)(15:50:17 / 14-01-2016)

Кое что об эволюции есть в манге Берсерк, расставлены буквально все точки над всеми буквами. А это,- жалкие дилетанты и эпигоны.

Аватар пользователя Целиноградец

Слушай. Жизнь-такая как во в люди ею знают здесь имеет смысл быть. А раз имеет смысл-значит есть и будет. Запомни-жизнь  во Вселенной появляется постоянно-где есть возможности ее возникновения. И таких возможностей-как теорий бесконечно.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(01:33:59 / 15-01-2016)

Необходимость смертности для эволюции следует из идей Дарвина об естественном отборе. Ставить опыты для этого не обязательно.

сама работа ирезультаты интересны. А вот все, что к статье притянуто и то как притянуто - заставляет задуматься к чему бы оно? 

Аватар пользователя kue
kue(3 года 5 месяцев)(01:46:58 / 15-01-2016)

Да, это то самое "оно" в последнем абзаце, которое из разряда "хотим перемен!" и кулачок вверх..

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(11:40:36 / 15-01-2016)

женщины - кладезь житейской мудрости, давно нашли способ - смени прическу, цвет волос,  одежду или мебель. на худой конец,  сделай перестановку. ))))

в общем - хочешь перемен? начни, блин, с себя!  )))

Аватар пользователя Omni
Omni(5 лет 2 месяца)(09:49:09 / 15-01-2016)

Попытка схватить Бога за "бороду" или, в случае неудачи, отвергнуть его существование.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...